Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.
Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).
Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.
Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.
1. Авторитарное отношение родителей к детям, при котором формирование нужных качеств затрудняется и искажается.
Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.
Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.
Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:
· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;
· действовать только по образцам и шаблонам;
· боязни проявить инициативу;
· формальному усвоению знаний и способов действий;
· боязнь идти к чему-то новому;
· браться за новое дело;
· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" [6]. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
3. «Уход от реальности» [6]. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.
Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».
Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.
В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути [12].
Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка.
Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки - с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены - получены заново любым другим исследователем.
Детская психология изучает психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно получать, только сравнивая между собой особенности детей. Это можно сделать двумя способами: либо длительно изучать особенности одних и тех же детей и фиксировать возникающие изменения, либо изучать большое количество детей одного или разного возраста и выяснять, чем одни дети отличаются от других. В данной курсовой работе описаны методики, позволяющие выявить межличностные отношения ребенка с окружающими - это методика цветовой социометрии, анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, методика «Рисунок семьи», а также опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина.
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Методика «Цветовая социометрия»
Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
4-й: как второй;
5-й: как первый.
А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого -- по 3.
Инструкция дается по ходу выполнения задания.
При проведении методики должны выполняться следующие требования:
Не все квадраты могут быть заполнены.
Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:
1 -- отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;
-- явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;
-- предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;
-- ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков.
В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия -- распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия.
Характер реагирования родителя на то или иное состояние определяется его отношением к ребенку. Характеристики, раскрывающие это отношение, также могут быть объединены в самостоятельную группу и составить второй (отношенческий) содержательный блок.
Внешние особенности поведения ребенка и родителей -- такие поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, -- составляют третий содержательный блок.
Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия.
Протокол проведения и инструкцию (см. Приложение 3).
Вопросы (см. Приложение 4)
Интерпретация (см. Приложение 5).
1.3 Методика «Рисунок семьи»
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений.
На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
1. Где они находятся?
2. Что они делают? Кто это придумал?
3. Им весело или скучно? Почему?
4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
5. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
- чувства к отдельным членам семьи;
- почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:
- Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?
- Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?
- Кого мама позовет идти с собой?
- и т. п.
Схема обработки теста (см. Приложение 6).
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие-отвержение».
2. «Кооперация».
3. «Симбиоз».
4. «Авторитарная гиперсоциализация».
5. «Маленький неудачник».
Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться ( поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).
Утверждения (см. Приложение 7)
Ключи к опроснику.
1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160
Таблица шкал (см. Приложение 8)
2. Результаты проведенного исследования
В исследовании приняли участие дети общеобразовательной школы № 105 г. Новосибирска.
Учащиеся начальной школы десяти и одиннадцати лет (10 человек),
а также, их родители (мамы) (10 человек).
В качестве методов исследования для младших школьников, использовался опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА) и методика «Рисунок семьи» для детей.
2.1 Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА
По результатам методики «ОРО» были сделаны следующие выводы:
Высокий процентный балл по шкале «симбиоз» - 90 и более % - достаточен для того, чтобы сделать вывод о том, что здесь устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Такой результат был выявлен у 100% (!), опрошенных родителей.
Высокий процентный балл по шкале «отношение к неудачам ребенка» (или «маленький неудачник») - от 85% и выше - являются признаком того, что родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такие родители считают своего ребенка не приспособленным, не способным к самостоятельности и открытыми для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
2.2 Методика «Рисунок семьи»
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки - дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».
Два ребенка выражают большую потребность в общении - в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями - на восьми рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.
Вывод: проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии как средству защиты;
- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;
- склонность к асоциальному поведению.
Заключение
В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Безнадзорность, девиантное поведение, чрезмерная агрессия, жестокость у детей, наркомания, алкоголизм, насилие… этот список можно продолжать до бесконечности. Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, малообщительность и неуверенность в себе - все это зачастую результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения с родителями.
Сейчас есть Интернет, различные компьютерные игры, и родители считают, что детям этого достаточно. Мамы и папы занимаются своими делами и на общение с ребенком, после трудного рабочего дня, у них не остается ни сил, ни времени, ни желания. А ребенку необходимо общение! Он должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, ребенок должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться. Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.
Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.
Гипотеза о том, что атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка, полностью подтвердилась в данной работе. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Цель работы, изучение межличностных отношений в семьях и то, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка, также достигнута в соответствии с обозначенными задачами.
В данной работе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
5. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] - режим доступа: http://azps.ru
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.
7. Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.
8. Земская М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
9. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
15. Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
16. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.
17. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
19. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
20. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.
21. Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий психологии личности.- Психол. журнал -1997.- №5-С.56
22. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999.
23. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001.
Приложение 1
Методика «Цветовая социометрия»
Протокол
Фамилия, имя ребенка………………………
Возраст……………………………………
Отношения
|
Выбор цвета
|
Имя (кто обозначен)
|
Высказывания ребенка
|
Результат
|
|
К себе
|
|
|
|
|
|
Явно предпочтительные:
1 2 3 4
|
|
|
|
|
|
Предпочтительные: 1 2 3 4
|
|
|
|
|
|
Антипатии
1 2 3 4
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Таблицы для методики «Цветовая социометрия»
Синий цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Жалеет себя,
часто обижается
на мелочи.
Мечтатель,
склонен к
фантазированию.
Миролюбивый,
печальный.
|
Нежелание
конфликта с этим
человеком.
Совместные игры,
интересы.
|
Привлекательны
интересы данного
лица. Дистанция в
межличностных
отношениях.
|
Почтительно-
негативное
отношение.
Внутреннее
состояние
беспокойства.
|
|
|
Желтый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Свободный от
комплексов,
оптимистичный,
кокетливый.
Предпочитает
перемены ради
перемен. Свои
фантазии
стремится
воплотить в жизнь.
|
Значимый человек,
авторитет, на
которого хочется
быть похожим.
Стремление быть
ближе к человеку.
Ощущение
приятного
возбуждения от
общения с ним.
|
Признание таланта
и особенных,
положительных
черт характера.
|
Зависть по
отношению к
заслугам данного
человека, и (или)
легко попадает под
его влияние,
увлекают его
интересные идеи.
|
|
|
Зеленый цвет
1
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Желание
самоутвердиться,
понравиться
окружающим.
Стремление к
реальному
удовлетворению
потребностей.
Склонность к
депрессии.
|
Ощущение
спокойствия,
расслабленности,
удовлетворенности от общения
с этим человеком.
|
Мечтательный
человек,
переоценивающий
значимость
отношения к себе
со стороны
окружающих.
|
Наличие страха,
который служит
причиной частого
уединения в
коллективе;
неоправданные
ожидания.
Энергичный.
|
|
|
Серый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества
|
Признание
достоинств
человека,
одновременно
недовольство
характерными
особенностями:
занудливостью,
мелочностью,
излишней опекой
|
Человек
незаурядный,
способный к
плодотворной
деятельности это
привлекает, но
отталкивает его
непостоянство,
изворотливость.
Слабость
контактов.
|
Угнетающе
действует на
окружающих.
Неискренний
человек. Часто его
поведение
демонстративное.
Тревожный,
ранимый
|
|
|
Черный цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки.
|
Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет.
|
Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева.
|
Действует
безрассудно,
отрицает
положительные
стороны
окружающих.
Высокая степень
агрессивности.
Эгоистичность.
Тревожность.
|
|
|
Оранжевый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Оптимист. Любит быть в центре внимания, событий.
Озабочен своим внешним видом. Приятный собеседник.
|
Клиент удивляется некоторым поступкам данного лица. Ожидание новых, благоприятных отношений. Партнер по играм и забавам.
|
Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе.
Неопределенное отношение.
|
Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность.
|
|
|
Фиолетовый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление к спокойствию,
пониманию со
стороны
окружающих.
Незащищен от
неблагоприятных
эмоциональных
влияний.
Неустойчивое
настроение.
|
Состояние,
близкое к
игнорированию
данного лица:
«Терплю, потому
что нуждаюсь».
|
Болтлив. Дает
множество
обещаний и не
выполняет их.
Часто является
причиной
страданий
ребенка.
|
Некритичное
отношение к себе
мешает адекватно
оценить
собственное
поведение.
|
|
|
Коричневый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Усталость,
наличие
множества
проблем,
переживание
обиды, огорчения,
попытка
разобраться в
себе.
Напряженность.
Стремление к
уединению.Часто
непонимание со
стороны
окружающих.
|
Немного
флегматичен.
Предпочитает
покой. Стремление
избавиться от
проблем, но
предпочитает
пассивно ждать,
чем активно
действовать.
|
Стремление к
четкому контролю
над собой, вплоть
до расписания
режима, плана
действия, но не
доводит начатое
дело до конца,
активное
стремление к
эмоциональной
разрядке.
|
Нетерпим к
окружающим.
Предъявляет
завышенную
требовательность
к людям, часто
проявляет злобу.
|
|
|
Сиреневый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление.
|
Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми.
|
Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей.
|
Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим.
|
|
|
Малиновый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление произвести впечатление на
окружающих.
Авторитарность в
социальных
отношениях.
|
Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.
|
Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы.
|
Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения».
|
|
|
Розовый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности.
|
Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним.
|
Любит, чтобы им
восхищались.
«Нарциссизм»
|
Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими.
|
|
|
Красный цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности.
|
Олицетворение человека
действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка.
|
Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам.
|
Агрессивный, придирчивый, не признающий за
собой недостатков.
Авторитарен.
Хвастлив.
Стремление
любыми
средствами
|
|
|
Белый цвет
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение.
|
Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку.
|
Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям.
|
Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия.
|
|
|
Приложение 3
Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений.
Протокол и инструкция
Возраст
|
Пол ребенка
|
Ребенок в семье по старшинству
|
Структура семьи (полная/неполная)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:
Шкала
5
|
абсолютно верно
|
|
4
|
скорее всего, это так
|
|
3
|
в некоторых случаях верно
|
|
2
|
не совсем верно
|
|
1
|
абсолютно неверно
|
|
|
Приложение 4
Вопросы анкеты
Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока кой причине.
Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его,
Воспитание ребенка - сложная проблема для меня.
Я редко повышаю голос.
Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить.
Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.
Я легко могу успокоить моего ребенка.
Чувства моего ребенка для меня загадка.
Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».
Я много хотел (а) изменить в своем ребенке.
Мне нравится быть матерью (отцом).
Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
Я часто глажу моего ребенка по голове.
Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет.
Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
Мы с моим ребенком приятно проводим время.
Я испытываю раздражение, когда мой ребенок буквально «липнет» ко мне.
Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.
Даже когда ребенок устал, он должен довести дело до конца.
У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
Мне часто хочется взять ребенка на руки.
Я не поощряю незначительные успехи ребенка, это может из баловать его.
Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
Часто радость ребенка кажется мне безразличной.
Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
Я очень устаю от общения со своим ребенком.
Я много прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала.
У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
Я часто хвалю своего ребенка.
Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
Мне тяжело понять желания моего ребенка.
Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
Мне удается научить ребенка, что и как делать.
Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
Я часто бываю строгой со своим ребенком.
Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Приложение 5
Интерпретация:
БЛОК «Чувствительность»
Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12,34,56).
Понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46). Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).
БЛОК «Эмоциональное принятие»
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48).
Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60).
Отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, б, 28, 50).
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7,29, 51, 18, 40, 62).
БЛОК «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия»
Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52).
Оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64).
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21,43,65, 10,32,54).
Умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).
Каждая характеристика диагностируется с помощью 6 утверждений. Три из них (первые три, указанные в скобках) носят положительный характер. Согласие сданным утверждением -- свидетельство высоко? степени выраженности качества. Три других (вторая тройка) утверждений, указанных в скобках, носят отрицательный характер. Согласие этими утверждениями означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями можно выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной в правой стороне листа-опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанной характеристики взаимодействия.
Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречия суждения родителей и повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно характеризовать выделенные характеристики, предлагается перевести «сырые» баллы по формуле:
(a+b+c-d-e-f+13)/5, где
а, b, с -- оценки положительных утверждений;
d, e, f -- оценки отрицательных утверждений.
Знак «-» перед утверждениями d, e, f означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «Абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «Абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается один балл.
Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов.
Приложение 6
МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»
Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:
№
|
Выделяемые признаки
|
Отметки о наличии признаков
|
|
1
|
Общий размер рисунка
|
|
|
2
|
количество членов семьи
|
|
|
3
|
Соответствующие размеры членов семьи
мать;
отец;
сестра;
брат;
дедушка;
бабушка и т.д.
|
|
|
4
|
Расстояние между членами семьи.
Наличие каких-либо признаков между ними
|
|
|
5
|
Наличие животных
|
|
|
6
|
Вид изображения:
схематическое;
реалистическое;
эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.;
метафорическое изображение в движении, в действии.
|
|
|
7
|
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…).
Степень аккуратности исполнения.
|
|
|
|
Приложение 7
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА
Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, напротив каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадет с вашим мнением, или «неверно», если не совпадет.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они
кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Приложение 8
1 шкала: «Принятие-отвержение»
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8
|
|
процентный ранг 0 0 0 0 0 0 0.63 3.79 12.02
|
|
«сырой» балл 9 10 11 12 13 14 15 16 17
|
|
процентный ранг 31.01 53.79 68.35 77.21 84.17 88.60 90.50 92.40 93.67
|
|
«сырой» балл 18 19 20 21 22 23 24 25 26
|
|
процентный ранг 94.30 95.50 97.46 98.10 98.73 98.73 99.36 100 100
|
|
«сырой» балл 27 28 29 30 31 32
|
|
процентный ранг 100 100 100 100 100 100
|
|
2 шкала
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|
процентный ранг 1.57 3.46 5.67 7.88 9.77 12.29 19.22 31.19 48.82 80.93
|
|
3 шкала
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7
|
|
процентный ранг 4.74 19.53 39.06 57.96 74.97 86.63 92.93 96.65
|
|
4 шкала
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6
|
|
процентный ранг 4.41 13.86 32.13 53.87 69.30 83.79 95.76
|
|
5 шкала
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7
|
|
процентный ранг 14.55 45.57 70.25 84.81 93.04 96.83 99.37 100
|
|
|
Страницы: 1, 2
|