бесплатные рефераты

Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе

6) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше.

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности [99, с. 311].

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

Обучение в школе представляет собой важный этап психического развития человека, которое осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее школьника. Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка своевременно не формируются психологические способности, позволяющие находить решение этих задач, они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов, широкого круга общественности.

В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. Отсутствие способов их преодоления отражается на психологическом и соматическом здоровье детей.

Длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях неодинакова и далеко не у всех школьников протекает безболезненно. У некоторых детей она совсем не наступает, тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребенка в школе, которая ведет к серьезным последствиям для него.

Успешность адаптации в учебной деятельности определяется в усвоении школьных норм поведения на уроке и перемене, взаимодействии с детьми класса и учителем. Неуспешность в этом вызывает эмоциональное неблагополучие ученика, ведет к снижению его работоспособности.

Атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной личности и, прежде всего, к ее социально-психологическому уровню.

Безусловно, немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения необходимы ребенку, т. к. учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носят, прежде всего, коллективный характер (Т.Е. Конникова). Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание дискомфорта, имеющего дезадаптирующее значение.

Вместе с тем существуют интегративные личностные образования, которые в устойчивых своих формах способны длительное время определять модус социального поведения - самооценка и уровень притязаний. Так, при неадекватном завышении уровня притязаний и самооценки школьники реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. Не менее серьезные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависти, сковывает развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы последнего десятилетия показывает, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в период школьного обучения. К критериям дезадаптации относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, повышенную возбудимость и конфликтность и т.д.

Проблема заключается в том, что невозможно установить точную последовательность причинно-следственных отношений, позволяющую ответить на вопрос о том, что чему предшествовало: школьная дезадаптация появлению агрессивного поведения или наоборот [7, с. 64].

Под влиянием постоянных неудач, как собственно в сфере учебной деятельности, так и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у дезадаптированного ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте весьма ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими (как детьми, так и взрослыми), что на фоне полной утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей отмечается вербальная и физическая агрессия, враждебность, негативизм.

Что же касается борьбы с ксенофобией, то здесь необходимо сочетание двух вещей. Во-первых, необходимо улучшение правоприменительной практики законодательства о противодействии политическому экстремизму. Ведь сейчас часто случается, что из-за отсутствия специальных знаний, нежелания связываться с труднодоказуемым мотивом, а иногда из сочувствия националистам (правоохранительные органы все же срез нашего общества) дела в отношении «идеологов» национальной розни (не рядовых скинхедов-исполнителей преступлений, их-то арестовывают и осуждают десятками - в 2004 г., к примеру, было осуждено более 50 человек, хотя и здесь «национальная» составляющая часто выпадает) практически не возбуждаются, либо же следствие и суд затягиваются настолько, что заканчивается срок давности (в декабре 2003 г. он был понижен до двух лет). Вторая важная составляющая борьбы с экстремизмом - учебные программы, пропагандирующие толерантность в школах и вузах. Правительство РФ должно принять Федеральную программу воспитания толерантности и обеспечить финансирование ее реализации из госбюджета. В этом должен участвовать и российский бизнес. В рамках данной программы Министерство образования и науки РФ обязано усилить комплекс мероприятий по воспитанию толерантности в школах. Должна быть разработана и внедрена программа организации подросткового досуга, трудоустройства молодежи. Необходимо издавать массовыми тиражами книги, обучающие культуре межнационального диалога, развенчивающие шовинистические мифы. Должны появиться специальные просветительные теле- и радиопередачи, воспитывающие в обществе нетерпимость к расизму, ксенофобии и любым иным формам этнической неприязни, вместе с тем пропагандируя успешный опыт мирного сосуществования народов, культур и традиций. Кроме того, нужно восстановить существовавшую ранее систему кружков, клубов и т.д., где могла бы заниматься молодежь, поскольку пустоту, возникшую после исчезновения подобной системы, заполнили пропагандисты ксенофобских взглядов. Необходимы также программы по интеграции иммигрантов в российское общество, включающие такие элементы, как иммиграционная амнистия, бесплатные курсы изучения русского языка, обязательное посещение школ детьми иммигрантов.

Третья важнейшая мера по борьбе с ксенофобией связана со СМИ. Требуется немедленно прекратить разжигание ксенофобии в массмедиа, когда популярные газеты и журналы представляют те или иные народы в виде преступников. Возможно, также принятие каких-то дополнительных нормативных актов для регулирования таким же образом деятельности Интернет-СМИ. Со своей стороны журналисты и редакторы не должны предоставлять в своих изданиях слово ксенофобам и расистам, противостоять «языку вражды» [82].

Правозащитные организации должны осуществлять общественный контроль деятельности правоохранительных органов, активнее сотрудничать с ними по противодействию ксенофобии, предоставлять экспертов, обращать внимание на активность идеологов шовинизма, снабжать справочно-методической литературой, знакомить с международным опытом противодействия расизму и дискриминации, активизировать российскую интеллигенцию.

1.4 Воспитание толерантности у подростков

Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопоставляется активная позиция принятия, признания, понимания другого. Таким образом, под толерантностью можно понимать ценностное отношение к культурному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и понимании иных культур [86, с. 24].

Основные направления формирования толерантности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Первым направлением является развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории.

В рамках данного направления основные положения и принципы толерантности реализуются через решение задач поликультурного образования, включающих овладение учащимися знаниями истории и культуры своего народа, формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к ним и прошлому своего народа.

Средствами развития служат расширенные программы и курсы по истории, разработка учебников по политической географии, этнической истории и этнокультурологии. Школьники знакомятся с историей, культурой, религией различных национальностей. Воспитательная цель данного направления заключается в подготовке молодёжи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряжённость. Для реализации данного направления важно переработать и переосмыслить учебные пособия и учебники с позиций педагогики толерантности. Исходным принципом данного направления является осознание перехода от «человека образованного» к «человеку культуры».

Второе направление предусматривает обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.

Воспитание толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Во всех декларациях прав человека и международных стандартах это главный мотив осуществления усилий по достижению мира и установлению демократических форм правления как полной противоположности нетерпимости.

Уважение и терпимость к другим точкам зрения и мнениям представляют собой «интеллектуальные добродетели» и являются составляющими нравственных принципов человека. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо делать акцент на таких понятиях, как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, ответственность, справедливость. В системе школьного и профессионального образования при изучении социально-гуманитарных дисциплин необходимо обсуждать последствий проявления вражды и нетерпимости в мире, геноцидов, ксенофобии, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и давать им объективную оценку Недопустимо доминирование интерпретаций только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Современная система обучения и особенно воспитания предполагает разъяснение прав человека и форм проявления нетерпимости.

Третье направление включает воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения и привития идей альтруизма и уважения к другим. Только люди, лишённые высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают этической толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим.

Знания основ терпимости, понятий «толерантность», «толерантные отношения» выступают эффективным средством формирования духовного начала и творческого сознания личности. В этом случае знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого происходит познание мира, нравственное становление личности.

Четвёртое направление основано на практической стороне воспитания толерантности путём формирования умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Диалог не только рассматривается в качестве приёма усвоения знаний и умений, но и определяет стиль межличностного взаимодействия в учебном процессе [8, с. 37 - 38].

Выделим несколько необходимых условий, важных для развития толерантности у школьников-подростков [86, с. 25].

1. Необходима педагогическая организация встреч ребенка с различными культурами. Уроки (а здесь мы говорим только о потенциале урочных форм работы) истории, граждановедения, обществознания позволяют организовать такие «встречи», опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Трудность, которая может возникнуть здесь у педагога, заключается в следующем. Более легкой для ребёнка (а потому чаще избираемой им) стратегией является обнаружение отличий иной культуры от своей собственной и последующее эмоциональное оценивание этих отличий как ненормальных и девиантных. К этому категоричному, «черно-белому» оцениванию может свестись вся мыследеятельность подростка. Задача (и весьма непростая) педагога - не допустить столь поверхностных оценок и инициировать более глубокий и при этом самостоятельный анализ школьниками иных культур. Итак, сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Педагогу нужно создавать и другие условия.

2. Необходимо вводить на занятии элемент проблематизации. Это может быть проблематизация различных исторических фактов или явлений современности, рассматриваемых на уроке. За многими из них скрываются серьёзные нравственные проблемы. Педагогу важно вместе со школьниками найти, озвучить и проанализировать их.

Не так уж сложно обнаружить такие проблемы, например, во взаимоотношениях средневековой официальной церкви и еретиков, в крестовых походах христиан или священном джихаде мусульман, в создании еврейских гетто в нацистской Германии или фактах депортации народов в сталинском СССР, в политике расовой сегрегации США или так называемом «деле Дрейфуса» во Франции, в моноидеологии тоталитарных режимов и т.п.

Гораздо сложнее школьнику увидеть нравственные проблемы, например, в положении иммигрантов - их русификация часто считается естественным и необходимым условием доброжелательного к ним отношения со стороны государства и местных жителей, а сохранение ими собственных культурных особенностей оценивается как странность и обычно вызывает раздражение и насторожённость. Не задумываются ребята и над нравственной стороной использования национальных стереотипов. Чрезвычайно тяжело заметить проблему в использовании европоцентристских и христианоцентристских клише вроде «открытие Америки», «цивилизованные и нецивилизованные народы» и т.д.

Сложность обнаружения подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, школьниками - представителями доминирующей культуры - оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. Эти оценки кажутся ребятам вполне очевидными и естественными, Психологи называют это эго-, этно- или культуроцентризмом. В такой ситуации педагогу важно проблематизироватъ не столько рассматриваемые факты и явления, сколько сознание школьника, заставить ребенка усомниться в очевидности его оценки.

Однако даже обнаружение и осознание собственных культурных стереотипов, эгоцентризма, этноцентризма вовсе не означает, что подросток преодолевает их, изменяет свое отношение к другому.

3. Позиция подростка, в том числе и в сфере межкультурных отношений, формируется в ходе обсуждения проблемных ситуаций с другими ребятами или педагогом, в ходе столкновения, соотношения, корректировки различных точек зрения, в ходе своеобразного полилога. В классе, среди сверстников, подросток находит благоприятные условия для ценностного самоопределения. Это и есть третье условие развития толерантности у школьников-подростков.

Интерес к взрослому миру и желание заявить о своём мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии собственной позиции свидетельствуют о том, что подросток готов уже к осознанному обсуждению социальных, политических, религиозных, национальных проблем - об этом, в частности, писал ещё Л.С. Выготский. Эта способность подростков со всей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущные проблемы нашей жизни - одна из важнейших предпосылок воспитания толерантной личности.

Включая подростка в обсуждение социальных проблем современного общества, необходимо поддержать проявление его самостоятельности в этом ценностном самоопределении. Педагог не должен навязывать своего, «правильного», мнения. Речь идёт об особой личностно-профессиональной позиции взрослого, разделяющего ценности гуманистического воспитания, ненасилия по отношению к миру детства, толерантности к подростковой субкультуре, свободы подростка в ценностно-смысловом самоопределении.

В старших подростковых классах педагог может организовывать проблемные дискуссии. Для младших подростков целесообразно облекать подобные дискуссии в форму игры.

Можно превратить внутриклассную дискуссию в спор учителя с классом. Здесь по договорённости с ребятами взрослый может взять на себя особую игровую роль: занять наиболее крайнюю, экстремистскую, нетолерантную, дискриминационную по отношению к другим позицию, выдвигая при этом заведомо спорные и сомнительные аргументы. Этим он провоцирует подростков на сопротивление, на активный поиск ими аргументов, развенчивающих данные установки.

4. Формирование собственной позиции подростка, осмысление школьниками своих игровых действий, своих ощущений, своего мнения по обсуждаемой проблеме помогает выразить их в словесной форме. Ведь собственная позиция должна быть осознана, отрефлексирована. Наиболее распространёнными приёмами здесь являются высказывания по кругу, приём незаконченного предложения, ответы на вопросы анкет, написание сочинений-размышлений.

Подростку предлагаются вопросы, позволяющие ещё раз воспроизвести в собственном сознании происходившее в классе обсуждение проблемы, ещё раз задуматься над ней, но уже оставшись наедине со своими мыслями и впечатлениями, отрефлексировать свою позицию по данной проблеме, внести возможные корректировки.

5. Параллельно с основной деятельностью, связанной с организацией встреч ребенка с различными культурами, проблематизацией сознания школьников, инициированием и поддержанием внутригруппового полилога по выявленным проблемам, организацией рефлексии, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную деятельность. Она направлена на помощь ребёнку в овладении навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Ведь процесс воспитания неразрывно связан с обучением, И в этой связи важно, чтобы ребёнок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования» [86, с. 27].

Описав методику воспитания толерантности у школьников-подростков, мы, тем не менее, вряд ли с уверенностью можем говорить о том, что в ходе её реализации у ребят обязательно сформируется толерантная позиция. Ведь любая жизненная позиция складывается с годами. И процесс этот, видимо, следует считать в принципе незавершаемым - каждая новая встреча с иной культурой будет требовать от человека новых усилий, чтобы занять данную позицию. Здесь скорее можно говорить не о формировании (процессе, ориентированном на какие-то конечные формы), а о становлении (незавершаемом, неконечном) толерантности. Кто-то из школьников может стать более терпимым к «странностям» других, научиться видеть и признавать наличие других взглядов на мир, кто-то будет симпатизировать им, пытаться понять, а кто-то сможет не только удерживать их в своем сознании, но при необходимости и учитывать в общении и деятельности.

Таким образом, одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является система образования, в которой реализуется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и обучаемой сторонами,

К сожалению, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают и в детскую среду. Порой странно и даже страшно встречать в работах школьников фразы: «…русские ни в коем случае не должны смешиваться с людьми южных национальностей», «…если расистские высказывания будут направлены в сторону человеку, который мне не нравится, то я буду поддерживать эти слова».

Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в ХХ веке непомерно много за то, чтобы никогда не было в обществе подобных настроений.

Страшно, потому что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту национальной культуры» готов унижать и даже уничтожать «чужих» - людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой и т.д.

Школа как воспитательная система важнейшей целью провозглашает ориентацию ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские же и националистические предрассудки, проникающие в образовательное учреждение с улицы, с экранов телевизоров, а порой и из семьи, не только не соответствуют этим ценностям, но и таят в себе огромный человеконенавистнический потенциал. Поэтому задачу воспитания толерантной личности (а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма) можно признать одной из важнейших в в современной российской школе.

Итак, окружающая подростка социальная среда в целом сегодня не вполне благоприятствует развитию столь важного и нужного для этой среды качества, как толерантность. Между тем школа способна стать для детей тем очагом в социальном мире, в котором культивировались бы идеи ненасилия, свободы и толерантности, приветствовалось бы ценностное отношение к Знаниям, Культуре, Труду, Миру, Земле, Отечеству, Семье и Человеку как основополагающей ценности гуманизма.

2. Экспериментальное исследование по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе

Исследовательская работа, целью которой было выявление подростковой ксенофобии среди учащихся 7-9-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 5 специалистов (3 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 70 учеников 8-х классов.

2.1 Диагностика по определению подростковой ксенофобии в основной школе

Для проведения диагностики нами был изучен национальный состав 8-х классов. Данные были получены с помощью анализа государственных документов, а именно свидетельств о рождении учащихся, которые хранятся в личных учебных делах учащихся. Результаты исследования представлены в таблице 1, на диаграммах 1 и 2.

Таблица 1. Национальный состав 8 классов

Национальность

8 «А» класс

8 «Б» класс

8 «В» класс

Общий результат

Русские

20 (74,1%)

19 (73,1%)

10 (58,9%)

49 (70%)

Цыгане

-

-

3 (17,6%)

3 (4,2%)

Армяне

2 (7,4%)

1 (3,8%)

1 (5,8%)

4 (5,6%)

Немцы

-

2 (7,7%)

-

2 (2,8%)

Украинцы

3 (11,1%)

3 (11,5%)

1 (5,8%)

7 (10%)

Евреи

1 (3,7%)

-

1 (5,8%)

2 (2,8%)

Азербайджанцы

1 (3,7%)

2 (7,7%)

1 (5,8%)

4 (5,6%)

Всего

27

26

17

70

Диаграмма. 1. Национальный состав в 8-х классах

Диаграмма. 2. Общий национальный состав в 8-х классах

Таким образом, из представленных данных можно увидеть разнонациональные составы классов. Кроме того, по результатам наблюдения было отмечено, что наиболее часто конфликты происходят в 8 «В» классе. Среди учащихся данного класса есть учащиеся цыганской национальности, которые имеют склонность к проявлению противоправного поведения.

Кроме того, было определено материальное положение в семьях учащихся. Полученные данные показывают, есть ли учащихся склонность делить людей на бедных и богатых. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Материальное положение в семьях учащихся

Материальное положение

8 «А» класс

8 «Б» класс

8 «В» класс

Общий результат

Малообеспеченные

3 (11,1%)

6 (23,1%)

6 (35,2%)

15 (21,4%)

Средний достаток

20 (74,1%)

19 (73,1%)

11 (64,5%)

50 (71,4%)

Обеспеченные

4 (14,8%)

1 (3,8%)

-

5 (7,1%)

Графически полученные результаты представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 2. Материальное положение в семьях учащихся 8-х классов

Полученные результаты показывают, что 21,4% всех учащихся 8-х классов способны делить сверстников на богатых и бедных. Кроме того, это группа риска может быть склонна к проявлению противоправного поведения на почве зависти. Такое поведение может быть направленно на своих одноклассников, чем материальный уровень в семье выше среднего. Это также может повлечь за собой подростковую ксенофобию.

Далее для определения склонности к проявлению ксенофобии была предложена анкета «Межнациональные отношения», на вопросы которой подросткам предлагалось ответить. Анкета состоит из пяти вопросов как открытого, так и закрытого типа. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 8 классов

Ответы

Классы

%

%

%

1. С каким из приведенных ниже суждений о характере межнациональных отношений в России Вы скорее согласны?

Россия должна быть государством русских людей

10 (37,1%)

9 (34,6%)

10 (58,9%)

Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом

10 (37,1%)

10 (38,5%)

-

Россия - общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ

7 (25,9%)

7 (26,9%)

7 (41,2%)

Затрудняюсь ответить

-

-

-

2. Известны случаи стычек на почве национальной неприязни, когда русская молодежь избивает представителей других национальностей (кавказцев, африканцев, вьетнамцев). Как Вы считаете, эти случаи отражают массовое настроение современной русской молодежи?

Да, эта неприязнь отражает общие настроения русской молодежи

7 (25,9%)

7 (26,9%)

8 (47%)

Это достаточно распространенное явление, но все же не свойственное большинству русской молодежи

18 (66,7%)

10 (38,5%)

7 (41,2%)

Это единичные случаи, которые не находят массовой поддержки

2 (7,4%)

9 (34,6%)

2 (11,8%)

Затрудняюсь ответить

-

-

-

3. Скажите, пожалуйста, есть ли нации и народы, представители которых вызывают у Вас чувство раздражения, неприязни? если есть, то какие? (открытый вопрос)

Я одинаково отношусь к людям

12 (44,4%)

10 (38,5%)

10 (58,9%)

Русские

-

-

3 (17,6%)

Чеченцы

1 (3,7%)

2 (7,7%)

-

Кавказцы

2 (7,4%)

2 (7,7%)

-

Азербайджанцы

1 (3,7%)

1 (3,8%)

-

Цыгане

2 (7,4%)

1 (3,8%)

4 (23,5%)

Армяне

1 (3,7%)

3 (11,5%)

-

Евреи

2 (7,4%)

4 (15,4%)

-

Китайцы

5 (18,5%)

3 (11,5%)

-

Азиаты

1 (3,7%)

-

-

Затрудняюсь ответить

-

-

-

4. Если у Вас вызывают раздражение, неприязнь представители некоторых наций и народов, с чем это в большей степени связано?

Мне не нравится их внешность, манера поведения, черты характера

7 (25,9%)

3 (11,5%)

2 (11,8%)

Эти люди не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России

2 (7,4%)

4 (15,4%)

-

Эти люди, как правило, не обладают элементарной культурой и не умеют вести себя

-

-

3 (17,6%)

Я опасаюсь их в связи с угрозой терроризма

2 (7,4%)

3 (11,5%)

-

Мне не нравится то, что они контролируют определенные сферы бизнеса

1 (3,7%)

4 (15,4%)

1 (5,8%)

Они отнимают рабочие места у местного населения

3 (11,1%)

1 (3,8%)

-

Эти люди не хотят учить русский язык

-

1 (3,8%)

1 (5,8%)

Затрудняюсь ответить

-

-

-

5. Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы, чтобы пресечь по возможности миграцию в Россию выходцев из республик СНГ, стран Юга и Востока?

Да, безусловно

8 (29,6%)

7 (26,9%)

4 (23,5%)

Да, но только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся гражданами бывших советских республик

6 (22,2%)

8 (30,8%)

3 (17,6%)

Нет, не стоит

13 (48,1%)

11 (42,3%)

10 (58,9%)

Затрудняюсь ответить

-

-

-

По представленным данным была выявлена группа учащихся, которые ощущают неприятие в общении с одноклассниками других национальностей. Такие учащиеся оказались в каждом классе. Результаты представлены в таблице 4 и на диаграмме 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ