Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе
Таким образом, воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний ребенка, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.
Выводы по главе 1
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы.
1. Познавательные процессы -- это психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познавание, то есть восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, воображения, память и мышление.
2. Развитие познавательных процессов у первоклассников имеет качественное своеобразие. Восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.
Наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа. Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам.
Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память. Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек. В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.
В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание. Учащиеся 1-ых классов еще не могут сохранять активное внимание длительное время.
Развитие воображения детей значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление.
3. Для изучения особенностей познавательных процессов у детей на первоначальном этапе обучения существует множество методов и методик их диагностики. Необходимо заметить, что многие методики диагностики могут применяться и в развитии познавательных процессов. Диагностика познавательных процессов позволяет выявить отличительные особенности развития познавательных процессов у первоклассников, а так же уровень их сформированности. Результаты диагностики позволяют разрабатывать коррекционные и развивающие программы для формирования познавательных процессов в случае их недостаточного развития.
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования -- изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у учащихся на первоначальном этапе обучения.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет -- особенности и уровень развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
3) познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания.
4) уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти.
В экспериментальном исследовании поставлены следующие задачи:
1. Диагностировать особенности и уровень развития познавательных процессов у младших школьников;
2. Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования..
Методы исследования: беседа, тестирование, математическая обработка результатов.
Характеристика выборки. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 14 г. Сыктывкар. В эксперименте приняли участие 21 ребенок -- учащиеся 1-а класса, среди них 10 девочек (47,6 %) и 11 мальчиков (52,4 %). Успеваемость различна, но неуспевающих детей нет. Список класса - Приложение 1.
Диагностика проводилась в третьей учебной четверти, т. е. учащиеся уже адаптировались к школе и диагностика познавательных процессов стала возможной.
2.2 Методики исследования
В диагностике познавательных процессов использовались следующие методики:
1. Методика «Запомни и расставь точки».
Цель: исследование объема внимания детей младшего школьного возраста.
2. Таблицы Шульте
Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
3. Тест «Пьерон-Рузер»
Цель: определить уровень концентрации внимания.
4. Оценка объема кратковременной слуховой памяти
Цель: диагностика объема слуховой памяти
5. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания
Цель: диагностика процесса заучивания и продуктивности заучивания
6. Матрицы Равена
Цель: диагностика уровня интеллекта.
Краткая характеристика методик исследования.
1. Методика «Запомни и расставь точки» (Приложение 2).
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал (Приложение 2). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу -- квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом работы ребенку дается инструкция.
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос-произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов -- ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов -- ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов -- ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов -- ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла -- ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития 10 баллов -- очень высокий.
8-9 баллов -- высокий.
6-7 баллов -- средний.
4-5 баллов -- низкий.
0-3 балла -- очень низкий.
2. Таблицы Шульте (Приложение 3).
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.
В исследовании применялись модифицированные таблицы Шульте (буквенный вариант).
Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
3. Тест «Пьерон-Рузер» (Приложение 4)
Методика предназначена для изучения концентрации и устойчивости внимания у детей. Ребенку дается задание расставить в таблице знаки по образцу.
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка:
Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
4. Оценка объема кратковременной слуховой памяти (Приложение 5)
Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков (Приложение 5). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -- 10 -- получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.
В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов -- 8 -- получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.
4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.
2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.
В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.
Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.
Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.
В общем готовыми к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.
Не достаточно готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.
Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом кратковременной памяти, оцененным в 2 балла.
И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.
5. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания (Приложение 6)
Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.
После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.
Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. Определяются следующие два показателя динамики заучивания:
1. Динамичность заучивания.
2. Продуктивность заучивания.
Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой см. на рисунке), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой см. на рисунке), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой см. на рисунке), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.
Оценка результатов
В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:
Достаточно динамичный процесс заучивания -- отлично.
Среднединамичный процесс заучивания -- удовлетворительно.
Нединамичный процесс заучивания -- неудовлетворительно.
Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:
10 баллов -- ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.
8-9 баллов -- ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.
6-7 баллов -- за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.
4-5 баллов -- за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.
2-3 балла -- за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.
0-1 балл -- за шесть повторений ребенок сумел
6. Матрицы Равена (Приложение 7)
Батарея тестов разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.
Выводы об уровне интеллекта
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Таким образом, исследование особенностей и уровня развития познавательных процессов у младших школьников проводилось при помощи шести методик.
2.3 Результаты исследования и их психологический анализ
Первым этапом диагностики было проведение методики «Запомни и расставь точки». С помощью данной методики оценивается объем внимания. В таблице 1 представлен процент первоклассников с различными оценками объема внимания по методике «Запомни и расставь точки».
Таблица 1. Уровень объема внимания у первоклассников
Уровень объема внимания
|
|
Очень высокий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Очень низкий
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
10
|
74,61
|
7
|
33,33
|
4
|
19,04
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
Очень высокий уровень объема внимания выявлен у 10 первоклассников (74,61 %), высокий уровень -- у 7 первоклассников (33,33 %), средний уровень -- у 4 чел. (19,04 %), низкий и очень низкий уровень объема внимания в классе не выявлен.
Процентное соотношение учащихся с различным уровнем развития объема внимания представлен на рис. 1.
Рис. 1. Процент первоклассников с разным объемом внимания
Большинство первоклассников обладает очень высоким уровнем объема внимания. Они правильно воспринимают задания и правильно их выполняют, благодаря большому объему внимания. Для значительно меньшей части первоклассников характерен высокий уровень объема внимания. Дети безошибочно воспринимаю задания, но в меньшем объеме в сравнении с теми, чей объем внимания очень высок.
Небольшая часть детей обладает средним объемом внимания. Они правильно воспринимают и воспроизводят примерно половину заданий.
Второй методикой в исследовании познавательных процессов у первоклассников была методика «Таблицы Шульте» в модифицированном буквенном варианте. Показатели устойчивости и работоспособности сравнивались с нормой (табл. 2).
Таблица 2. Показатели устойчивости и работоспособности у первоклассников относительно нормы
Устойчивость внимания
|
|
Значительно ниже нормы (более 100 сек)
|
Ниже нормы (до 100 сек)
|
Норма
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
8
|
38,09
|
10
|
61,61
|
3
|
14,28
|
|
|
Показатели устойчивости внимания значительно ниже нормы у 8 чел. (38,09 %), несколько ниже нормы -- у 10 чел. (61,61 %) и в норме у 3 чел. (14,28 %).
Процентное соотношение первоклассников с результатами устойчивости внимания относительно нормы представлено на рис. 2.
Рис. 2. Показатели устойчивости внимания первоклассников относительно нормы
Внимание большинства первоклассников нельзя характеризовать как устойчивое, так же нельзя говорить о развитом уровне работоспособности. Лишь небольшой процент первоклассников обладает нормальной работоспособностью и устойчивостью внимания.
Для первоклассников наиболее характерно непроизвольное внимание, потому они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться. Потому работоспособность их пока низкая.
При помощи следующей методики Пьера-Рузена изучалась концентрация внимания у детей. Показатели уровня концентрации внимания представлены в табл. 3.
Таблица 3. Показатели концентрации внимания у первоклассников
Уровень концентрации внимания
|
|
Очень высокий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
9,52
|
19
|
90,47
|
|
|
Очень высокий и высокий уровень концентрации внимания у первоклассников не выявлен. Средний уровень концентрации внимания характерен для 2 чел. (9,52 %), уровень ниже среднего -- для 19 чел. (90,47 %).
Процентное соотношение первоклассников с различным уровнем концентрации внимания представлено на рис. 3.
Рис. 3. Уровневые показатели концентрации внимания первоклассников
Исследование концентрации внимания показало, что все первоклассники не могут достаточно длительно удерживать внимание на одном объекте. Для первоклассников характерно неумение длительно сосредоточиваться и концентрировать внимание. Но это считается особенностью возраста и для развития концентрации внимания необходимы развивающие занятия.
Далее диагностировался объем кратковременной слуховой памяти. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4 Показатели объема кратковременной слуховой памяти у первоклассников
Объем кратковременной слуховой памяти
|
|
В норме
|
Ниже нормы
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
7
|
33,33
|
14
|
66,66
|
|
|
Показатели кратковременной слуховой памяти в норме у 7 чел. (33,33 %), ниже нормы -- у 66,66 %).
На рис. 4 представлено процентное соотношение первоклассников с результатами кратковременной слуховой памяти относительно нормы.
Процент первоклассников с различными показателями слуховой памяти относительно нормы
Слуховая кратковременная память у большинства первоклассников ниже нормы. Неумение запоминать может сказываться на их учебной деятельности и влиять в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Лишь небольшая часть первоклассников обладает нормальным уровнем развития слуховой кратковременной памяти. Они могут заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через какое-то время.
После этого были диагностированы особенности процессов запоминания. Данные, полученные в ходе обработки результатов, представлены в табл. 5 и 6.
Таблица 5. Показатели динамичности процесса заучивания у первоклассников
Процесс заучивания
|
|
динамичный
|
среднединамичный
|
Не динамичный
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
12
|
57,14
|
6
|
28,57
|
3
|
14,28
|
|
|
Динамичный процесс заучивания выявлен у 12 чел. (57,14 %), среднединамичный -- у 6 чел. (28,57 %) и нединамичный -- у 3 чел. (14,28 %).
Таблица 6. Показатели продуктивности процесса заучивания у первоклассников
Уровень продуктивности
|
|
10 баллов
|
8 -- 9 баллов
|
6 -- 7 баллов
|
4 -- 5 баллов
|
2 -- 3 балла
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
10
|
61,61
|
3
|
14,28
|
5
|
9,83
|
3
|
14,28
|
0
|
0
|
|
|
Продуктивность заучивания оценена в 10 баллов у 10 чел. (61,61 %), в 8 -- 9 баллов -- у 3 чел. (14,28 %), в 6 -- 7 баллов -- у 9,83 %), в 4 -- 5 баллов -- у 3 чел. (14,28 %).
Процент испытуемых с различными показателями динамичности и продуктивности процесса запоминания представлены на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Процент учащихся с различными показателями динамичности запоминания
Больше чем половина учащихся обладает динамичностью процесса запоминания материала, среднединамичный и нединамичный процесс запоминания выявлен у меньшей части первоклассников.
Рис. 6. Процент учащихся с различными показателями продуктивности запоминания
Большинство детей сумели запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это не более пяти повторений. Небольшая часть детей смогла воспроизвести все слова после шести повторений. Эти две группы детей отличаются высокой продуктивностью запоминания материала.
Таким образом, исследование динамических особенностей процесса запоминания: динамичности заучивания и его продуктивности показало неравномерность развития этих процессов у первоклассников, т. е. Процесс заучивания может быть нединамичным, но продуктивность довольно высокой. Потому можно сделать вывод, что процессы запоминания у первоклассников еще недостаточно сформированы и для лучшего запоминания нужно большее число повторений материала. Незначительная часть детей смогли воспроизвести не все слова (по 7 -- 9 слов). И последняя, так же в сравнении незначительная группа детей после шести повторений смогла воспроизвести половину слов, что говорит о невысокой продуктивности запоминания.
И последней в батарее методик, диагностирующих особенности и уровень развития познавательных процессов у первоклассников была методика «Матрицы Равена». Показатели уровня интеллекта, согласно результатов, полученных в ходе диагностики по этой методике, представлены в табл. 7.
Таблица 7. Уровень интеллекта первоклассников
Уровень интеллекта
|
|
Высокий
|
Выше среднего
|
средний
|
Ниже среднего
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
9
|
42,85
|
5
|
23,8
|
6
|
28,57
|
1
|
4,76
|
|
|
Высокий уровень интеллекта характерен для 9 чел. (42,85 %), уровень выше среднего -- для 5 чел. (23,8 %), средний уровень -- для 6 чел. (28,57 %) и уровень ниже среднего -- для 1 чел. (4,76 %).
Процент первоклассников с различным уровнем интеллекта представлен на рис. 7.
Рис. 7. Процент первоклассников с различным уровнем развития интеллекта
Самая многочисленная группа первоклассников обладает высоким уровнем развития интеллекта, эти дети могут слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.
Более малочисленные группы учащихся обладают уровнем интеллекта выше среднего. У этих детей возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых.
Следующая группа детей, так же немногочисленная, - со средним уровнем интеллекта. Эти дети не всегда умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции - сравнение, обобщение в форме словесных понятий могут выполнить без ошибок, но в выполнении более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускают ошибки.
И самая незначительная группы первоклассников обладает интеллектом ниже среднего. Эти дети не умеют слушать другого человека, допускают ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;
2.4 Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников
Для улучшения умственного развития существует множество разнообразных заданий. Для детей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений. Так, например, Е.Л. Яковлева для развития внимания рекомендует различные задания. Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это задание ориентировано на развитие концентрации у детей. Также подходит упражнение «Найди отличия»: ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимо обнаружить имеющиеся различия. Интересным заданием является упражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинке отыскать все детали, предложенные в списке. Похожим является задание «Найди десять улиток», на рисунке спрятано десять улиток, ребенок должен их отыскать.
Для развития мышления также существуют различные задания, упражнения, игры. Для развития у детей наглядно-образного мышления, внимания, способности к самоконтролю хорошо подходят игры «Лабиринт». Хорошая гимнастика для ума - игры и задачи со спичками. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку. Хорошую развивающую основу несут загадки. Они помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах. Также развивает мышления задания типа « Найди лишнее».
Для развития речи можно использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений, пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называет часть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет слово га…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, по которым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов), «Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно из заданий - это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается на одни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадывание ребусов.
Для развития воображения и представления можно использовать задания «Найди дорожку, отыскав сокровища», нужно продумать маршрут и найти подходящий вариант, выполнение которого удовлетворит всем условиям.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же.
Использование викторин и головоломок оказывают большое влияние на развитие интеллекта в целом.
Существует множества журналов содержащих комплексы упражнений направленных на развитие всех психических процессов. Путешествуя по страницам этих журналов, дети выполняют задания, обучаются, узнают много нового.
Выводы по главе 2
Проведенное экспериментальное исследование особенностей познавательных процессов и уровня их сформированности у детей на первоначальном этапе обучения позволило сделать следующие выводы.
1. Произвольное внимание у первоклассников развито недостаточно. Выявлена недостаточная сформированность концентрации и устойчивости внимания, что выражается в невнимании к предлагаемому учителем материалу. Так же недостаточен объем внимания. Первоклассникам больше свойственно непроизвольное внимание. Потому они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на изучаемом материале.
2. Процессы запоминания развиты неравномерно. Объем кратковременной памяти невысок. Процессы запоминания не всегда динамичны, ребенку необходимо большее количество раз повторять материал, для того, чтобы он его запомнил. Продуктивность заучивания в целом неплохая, но заучивание механическое, не осмысленное.
3. В уровне развития интеллекта наблюдаются различные уровни от очень высокого до низкого, т. е. Интеллект первоклассников сформирован неравномерно. Первоклассники с высоким интеллектом хорошо понимают материал, который дает учитель, точно выполняют задания, другие первоклассники не могут понять заданий и соответственно выполнить их.
4. В связи с особенностями развития внимания и памяти и неравномерностью развития уровня интеллекта разработаны психолого-педагогические рекомендации для учителя по развитию познавательных процессов у учащихся первого класса. В рекомендациях предложены конкретные задания и авторские программы по развитию тех или иных свойств.
Таким образом, проведенное исследование показало, что на первоначальном этапе обучения познавательные процессы имеют качественное своеобразие и различный уровень сформированности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения в школе. Анализ литературы показал, что познавательные процессы в этом возрасте развиты неравномерно и имеют качественное своеобразие. Для восприятия характерно видение целого, без выделения деталей. Наглядно-образное мышление развито слабо, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Ведущим типом памяти остается непроизвольная память. Но в этом возрасте у детей начинает формироваться способность к контролю и произвольному запоминанию. В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, но устойчивость и концентрация внимания формируются на основе интереса ребенка.
2. Проведено экспериментальное исследование, которое позволило выделить особенности развития познавательных процессов и уровень их сформированности. Результаты комплексной диагностики первокласников показали, что внимание их развито на недостаточно высоком уровне, в частности недостаточно сформирована устойчивость и концентрация внимания, а так же недостаточен его объем. Из-за недостаточного развития внимания зачастую страдает память. В исследовании выявлен в целом недостаточно сформированный объем слуховой памяти и процессы запоминания. При этом интеллект первоклассников характеризуется в целом различным уровнем сформированности. Среди первоклассников есть учащиеся с очень высоким и с низким интеллектом.
3. По результатам экспериментального исследования разработаны практические рекомендации учителям для развития познавательных процессов учащихся первого класса. Конечно эти рекомендации слишком общие, для разработки индивидуальных программ коррекции и развития познавательных процессов отстающих учеников необходима дополнительная диагностика и выявление причин несформированности познавательных процессов.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены, обе гипотезы подтвердились, действительно познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания. Уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Изд. центр ”Академия”, 1997. - 342 с.
2. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. - Челябинск, 1998. - 20 с.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших шокльников. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.
4. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов- н/Д: “Феникс”, 2000. - 416с.
5. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - М.: Вече; АСТ, 2000. - 592 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 412 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: АСАДЕМIА, 1999. - 317 с.
8. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб.пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216 с.
9. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: АСАДЕМIА, 2000. - 421 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С-Пб.: Питер, 1999. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).
11. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Изд. центр “Академия”,1995. - 352 с.
12. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. - 2004. - 32 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 1999. - 426 с.
14. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. - М., 2001. - 259 с.
15. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2000
16. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. - 111 с.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. - М.: Роспедагенство, 1996. - 161 с.
18. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 448с.
19. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2000. - 197 с.
20. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. - М.: Интеллект-Центр, 2006. - 104 с.
21. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.
22. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с.
24. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. - С-Пб: Питер, 2006. - 400 с.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 227 с.
26. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.
27. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: учебник для студ.вузов: В 3ч. / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.
Страницы: 1, 2
|