Для подростков с меланхолическим типом темперамента характерен низкий уровень предметной эргичности. Это свидетельствует о том, что подросток пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
Социальная эргичностъ связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
Максимальные значения социальной эргичности диагностированы у подростков с холерическим (среднее значение 8,69) и сангвиническим (среднее значение 8,43) типом темперамента. Про такого подростка можно сказать, что он часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
У подростков с флегматическим типом темперамента преобладает средний уровень социальной эргичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
Низкая социальная эргичность свойственна подросткам с мелахолическим типом темперамента. Подросток испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий, Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
Пластичность предметная выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
Высокая предметная пластичность диагностирована у подростков с сангвиническим типом темперамента. Такой подросток предпочитает работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особого труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих изменения или преобразования алгоритма действий. Быстро привыкает к новой системе организации работы. Часто меняет стиль действий, поведения. Необходимость отвлекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от устаревших моделей одежды, предметов домашнего обихода и т. д.
Средний уровень предметной пластичности свойственен подросткам с холерическим, флегматическим и меланхолическим типом темперамента. Это означает, что в привычных для себя ситуациях подросток достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами действия требуются время и определенные усилия. Необходимость освоения непривычной деятельности вызывает колебания и сомнения, требует достаточно длительной подготовки.
Социальная пластичность проявляется в количестве коммуникативных программ, в степени включенности в социальные связи, легкости или сложности вступления в контакты и в скорости переключения в процессе общения. Кроме того, она отражает количество социальных стереотипов и уровень развитости коммуникативной импульсивности.
Подростки с сангвиническим и холерическим типами темперамента обнаружили средний уровень социальной пластичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в общении. Контактов с окружающими людьми не избегает, но собственная активность в их установлении и поддержании недостаточно высока. Критические замечания в свой адрес сначала воспринимает с раздражением, но затем старается найти в них рациональные моменты. В привычных для себя коммуникативных ситуациях естествен и открыт, в новых сдержан и осторожен. Доверительные отношения возможны с близкими людьми. Другом считает того, с кем отношения проверены временем и жизненными обстоятельствами.
Для подростков с флегматическим и меланхолическим типом темперамента свойственен низкий уровень социальной пластичности. В этом случае подросток испытывает трудности в установлении новых и сохранении сложившихся контактов. Стремится к поддержанию узкого круга общения. В доверительные отношения вступает редко. Осторожен в выборе друзей, деловых партнеров. Сдержан в выражении отношения к другим людям, критических замечаний и комплиментов. Тщательно продумывает свой стиль общения, контролирует внешнее проявление эмоций (жестикуляцию, мимику, голос и т. п.). Нередко заранее планирует свое поведение с партнером по общению и пытается предугадать поведение партнера. Мнение о других людях складывается постепенно, и оно достаточно устойчиво.
Предметный темп проявляется в поведении и скорости выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, в скорости психических процессов при выполнении конкретных заданий, моторно-двигательной быстроте или медлительности.
Установлено, что у подростков с сангвиническим, холерическим и флегматическим типами темперамента наблюдается средний уровень предметного темпа. В этом случае подросток не отказывается от работы, требующей быстрых действий и быстрого принятия решений. Легко справляется с работой, когда она привычна и знакома. В случае изменения рабочей ситуации необходимо время, чтобы темп работы и качество стали достаточно высокими.
Низкий предметный темп свойственен подросткам с меланхолическим типом темперамента. Это говорит о том, что подросток выполняет работу медленно. Движения замедленные. Скорость реакций низкая. Избегает работы, требующей ловкости рук, высокой скорости действий. Легко справляется с монотонной работой. Скорость письма и чтения может быть невысокой. Походка обычно неторопливая, размеренная.
Социальный темп отражает индивидуальный темп в коммуникативной сфере, который ярко проявляется в скорости речи.
Обследованные подростки независимо от типа темперамента обнаружили средний уровень социального темпа (с более высокими значения у испытуемых с сангвиническим и холерическим типами темперамента). Это значит, что в обычной обстановке подросток говорит спокойно, аргументирует свои высказывания. Скорость речи может замедляться в присутствии эмоционально значимых лиц. На неожиданный вопрос может отвечать не сразу. Способен недолго пояснять и объяснять что-то другим.
Предметная эмоциональность демонстрирует чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и результатами реального действия. Проявления эмоциональности отражают степень эмоционального реагирования при неудачах, чувствительность к неуспеху дела, уровень уверенности в себе при выполнении задания.
Максимальную предметную эмоциональность обнаружили подростки с меланхолическим и холерическим типом темперамента. На основании результатов исследования можно сказать, что такой подросток отличается избирательным отношением к результатам деятельности, к неудачам. В случае невысокой значимости выполняемых заданий он уверен в себе, в правильности своих решений и действий. Если задание высоко значимо, то чувствительность к собственным промахам возрастает.
Низкая предметная эмоциональная чувствительность диагностирована у подростков с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Это значит, что подросток безразличен к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым и реальным результатом. Ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении любого дела. Нечувствительность к неудачам. Отсутствие тревоги, беспокойства в случае невыполнения или плохого исполнения работы.
Социальная эмоциональность отражает чувствительность к нюансам изменений в коммуникативной сфере, особенно к неудачам в общении.
Максимальную социальную эмоциональность обнаружили подростки с меланхолическим и холерическим типом темперамента. Это свидетельствует о том, что в привычной ситуации общение не вызывает эмоционального напряжения, сопровождается преимущественно положительными переживаниями. Изменение стиля взаимодействия с окружающими, дистанции общения не вызывает ощущения неудачи. Чем выше значимость ситуации, чем более выражены эмоциональные реакции у данной категории подростков.
Низкая социальная эмоциональная чувствительность свойственна подросткам с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Подросток безразличен к неудачам в общении. Ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия. Возможна эмоциональная «черствость» по отношению к людям, возникающая в связи с непониманием тонкостей межличностного взаимодействия, скрытых мотивов поведения окружающих людей.
Контроль отражает ориентацию на социально приемлемые способы поведения.
Наивысший уровень контроля обнаружен у подростков с меланхолическим типом темперамента. Это позволяет сделать вывод о том, что подростки предпочитают закрытость, ориентацию на социально одобряемые формы поведения.
Средний уровень контроля свойственен подросткам с холерическим и флегматическим типом темперамента. Это означает умеренное проявление откровенности в оценке собственного поведения, избирательная ориентация на социально одобряемые нормы общения и поведения.
Низкий уровень контроля, открытость, откровенность в оценке собственного поведения диагностированы у подростков с сангвиническим типом темперамента.
Для проверки гипотезы бы применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (приложение 5 и таблица 4).
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа (р ? 0,05)
Свойства темперамента
сангвинич
холерич
флегматич
меланхолич
предметная эргичность
0,863
-0,746
социальная эргичность
0,882
-0,769
предметная пластичность
0,843
социальная пластичность
0,859
предметный темп
0,857
социальный темп
0,896
предметная эмоциональность
социальная эмоциональность
контроль
Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.
Также установлено, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
На основании полученных данных были сделаны такие выводы:
1. Сангвинический тип темперамента свойственен 17,5 % подростков. Холерический тип темперамента встречается у 32,5 % испытуемых. Флегматический тип темперамента отмечен у 22,5 % подростков. Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 27,5 % случаев.
2. Степень выраженности свойств зависит от типа темперамента. Подростки холерического типа темперамента обладают выраженной предметной и социальной эргичностью, предметной и социальной пластичностью, предметным и социальным темпом. Подростки меланхолического типа темперамента не обладают выраженной предметной и социальной эргичностью.
То есть, гипотеза исследования подтвердилась для холерического типа темперамента и для таких свойств темперамента, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.
Заключение
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.
В психологической науке представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы -- силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г.Айзенк).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
В психологической практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Тип темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента. темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.
В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка и опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Для проверки гипотезы использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с подростками с учетами выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим типом темперамента.
Список использованной литературы
1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.
2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. 1981. т. 2. № 1, с. 45-55.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо, 2000. - 780 с.
5. Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л, 1957.
6. Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 341-351.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975. - 227 с.
8. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь, 1988. - 220 с.
10. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1966. - 156 с.
11. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 1976. - 128 с.
12. Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. - М.: Владос, 1995. - 448 с.
13. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - Т 3, кн. 2. М.- Л.: АН СССР, 1951.
14. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
15. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека. - В кн.: Проблемы психологии личности. - М.: Просвещение, 1982. С.198 - 204
16. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. том 7 №4. С. 23-35.
17. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. - М.-СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. - М.: Прогресс, 1982. - 280 с.
19. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 2000. - 608 с.
20. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 461-471.
Приложение 1
Методика Айзенка
1. У Вас много различных хобби?
2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У Вас часто бывают спады и подъемы» настроения?
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вес беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком боа особых на то причин?
8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?
9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?
12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?
14. Вы получили бы удовольствие от прыжка с парашютом?
15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?
16. Вы раздражительны?
17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем
на самом деле были виноваты Вы сами?
18 . Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
19. Вы верите в пользу страхования?
20. Легко ли Вас обидеть?
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?
24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?
25.Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?
28. Вас часто беспокоит чувство вины?
29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?
30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?
31. У Вас есть явные враги? Вы назвали бы себя нервным человеком?
32. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
33. У Вас много друзей?
35. Вам нравится устраивать розыгрыши шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
36. Вы беспокойный человек?
37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?
38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?
41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можете ли Вы легко понять состояние человека,
если он делится с Вами заботами?
44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?
45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
47. Считаете ли Вы что брак старомоден, и его следует отменить?
48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?
49. Вы иногда много хвастаетесь?
50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
51. Раздражают ли Вас осторожные водители?
52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?
56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
56. Вам нравится общаться с людьми?
59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?
60. Вы страдаете от бессонницы?
61. Вы всегда моете руки перед едой?
62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?
64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?