бесплатные рефераты

Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

1. Чувственно дефицитный тип - индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. "Утонченный метод" - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни "включения", заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной личности.

2. Чувственно чрезмерный тип пытается сблизиться со всеми чет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его мог, отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.

3. Чувственно уравновешенный тип -- индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.

4. Патология. Трудности в эмоциональной области обычно ведут к неврозам.

Характеристика опросника:

В оригинале данный опросник, разработанный В.Шутцем, носит название FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relation Orientation), "В" (behaviour) означает уровень, на котором проведено исследование.

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Ю и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 60 студентов с первого по четвертый курс ЮРГИ очно-заочного обучения в возрасте 18-45 лет, из них 30 студентов факультета "Практической психологии" и 30 студентов "Экономического" факультета, где контрольной группой являются студенты Экономического факультета, исходя из поставленной нами гипотезы.

2.1 Исследование

Данное исследование было разделено на два основных этапа:

1. на первом этапе - мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2. на втором этапе - мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов - экономического факультета.

Приводим полученные данные по первому этапу практического исследования:

данные по шкалам:

Испытуемый № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Aw - низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw - высокое

Се - низкое

Ае - высокое

№3 (жен., 18 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - низкое

№5 (жен., 28 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№6 (жен., 27 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№7 (жен., 19 лет)

Ie - низкое

Се - низкое

Ае - низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw - высокое

Се - высокое

Aw - низкое

№9 (жен., 23 лет)

Iw - высокое

Cw - высокое

Ае - высокое

№10 (жен., 23 лет)

Iw - высокое

Се - низкое

Ае - высокое

№11 (жен., 25 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Aw - низкое

№12 (жен., 20 лет)

Iw - высокое

Се - низкое

Ае - низкое

№13 (жен., 26 лет)

Iw - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№14 (жен., 23 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№15 (жен., 18 лет)

Ie - низкое

Се - низкое

Ае - низкое

№16 (жен., 19 лет)

Ie - низкое

Се - низкое

Aw - низкое

№17 (жен., 22 лет)

Iw - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№18 (жен., 20 лет)

Iw - высокое

Се - низкое

Ае - низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie - низкое

Се - низкое

Ае - низкое

№20 (жен., 26 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw - высокое

Се - низкое

Ае - низкое

№22 (жен., 20 лет)

Iw - высокое

Се - низкое

Aw - низкое

№23 (жен., 18 лет)

Iw - низкое

Се - высокое

Ае - низкое

№24 (жен., 24 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№25 (жен., 26 лет)

Iw - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№26 (жен., 39 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Aw - низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie - высокое

Се - высокое

Ае - высокое

№28 (жен., 28 лет)

Ie - высокое

Cw - высокое

Ае - высокое

№29 (жен., 22 лет)

Iw - низкое

Се - высокое

Aw - низкое

№30 (жен., 21 лет)

Iw - высокое

Се - высокое

Ае - низкое

Табличные данные свидетельствуют о том, что большинству студентов-психологов свойственно эмоционально-контактное отношение к людям (шкала A), тенденцию искать социальные контакты и поддерживать их (шкала I) и высокие показатели ответственности и контроля (шкала C).

Подведем итоги по первому этапу исследования:

1. шкала Включение I:

ѕ "Ie - высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать - 36,7% (11 испытуемых);

ѕ "Ie - низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать - 16,7% (5 испытуемых);

ѕ "Iw - низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей - 6,7% (2 испытуемых);

ѕ "Iw - высокое" - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним - 40% (12 испытуемых).

2. шкала Контроль С:

ѕ "Се - высокое" - означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью - 56,7% (17 испытуемых);

ѕ "Се - низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности - 33,3% (10 испытуемых);

ѕ "Cw - высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений - 10% (3 испытуемых).

3. шкала Аффект А:

ѕ "Aw - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 23,3% (7 испытуемых);

ѕ "Ае - высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения - 43,3% (13 испытуемых);

ѕ "Ае - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений - 33,4% (10 испытуемых).

Вывод по первому этапу исследования: низкие показатели шкал в основном у студентов-психологов с возрастом от 18 до 21 года, т.е. у первокурсников и второкурсников, которые еще не смогли в полной мере адаптироваться к своему социальному окружению.

Второй этап исследования был введен для проверки нашей гипотезы, т.к. мы считаем, что у студентов психологического факультета степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.

Была произведена диагностика студентов экономического факультета с помощью опросника (приложение №1). Приводим полученные данные по второму этапу практического исследования:

данные по шкалам:

Испытуемый № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Iw - низкое

Се - низкое

Aw - низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

№3 (муж., 25 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie - высокое

Cw - низкое

Aw - низкое

№5 (муж., 21 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№6 (муж., 22 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№7 (жен., 19 лет)

Ie - низкое

Cw - низкое

Aw - низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№9 (муж., 24 лет)

Ie - высокое

Cw - низкое

Ае - низкое

№10 (жен., 23 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№11 (жен., 25 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Aw - низкое

№12 (муж., 25 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

№13 (жен., 26 лет)

Ie - высокое

Cw - высокое

Aw - низкое

№14 (жен., 23 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№15 (муж., 21 лет)

Iw - низкое

Се - низкое

Ае - низкое

№16 (жен., 19 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№17 (жен., 22 лет)

Ie - высокое

Се - низкое

Aw - низкое

№18 (муж., 24 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie - высокое

Се - низкое

Aw - низкое

№20 (муж., 45 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№22 (жен., 20 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№23 (муж., 34 лет)

Ie - высокое

Cw - низкое

Ае - высокое

№24 (жен., 24 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№25 (муж., 27 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Aw - низкое

№26 (муж., 19 лет)

Iw - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie - высокое

Cw - высокое

Ае - низкое

№28 (муж., 24 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Aw - низкое

№29 (муж., 20 лет)

Ie - низкое

Cw - высокое

Ае - низкое

№30 (муж., 24 лет)

Iw - низкое

Cw - низкое

Ае - высокое

Мы получили следующие данные:

4. шкала Включение I:

ѕ "Ie - высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать - 23,3% (7 испытуемых);

ѕ "Ie - низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать - 20% (6 испытуемых);

ѕ "Iw - низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей - 56,7% (17 испытуемых);

5. шкала Контроль С:

ѕ "Cw - низкое" - предполагает, что индивид не принимает контроля над собой - 33,3% (10 испытуемых);

ѕ "Се - низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности - 13,3% (4 испытуемых);

ѕ "Cw - высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений - 53,3% (16 испытуемых).

6. шкала Аффект А:

ѕ "Aw - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения - 56,7% (17 испытуемых);

ѕ "Ае - высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения - 16,7% (5 испытуемых);

ѕ "Ае - низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений - 26,7% (8 испытуемых).

Вывод по второму этапу исследования: как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.

Заключение

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы - Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы в исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.

Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.

Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

Исследование было разделено на два основных этапа:

1. на первом этапе - мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2. на втором этапе - мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов - экономического факультета.

Как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.

Список используемой литературы

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25-27.

3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С.3-17.

4. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. //Психологический журнал, 1996, С.60-71

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92-100.

6. Беребин М.А. Методологические основания системных исследований психической адаптации. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. - Т.1, С. 6-8.

7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.

8. Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование - Л., 1973.- С. 92-97.

9. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. - 164 с.

10. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.- С. 238-263.

11. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсаль-ный биологический механизм приспособления. - М., 1987. - 176 с.

12. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

13. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обу-чения // Психол.журн. - 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131-135.

14. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

15. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.

16. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологи-ческих и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99-105.

17. Дикая Л.А., Калинина Н.Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних специальных учебных заведений// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. - Т. 3. С. 96-99.

18. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979.- С. 220.

19. Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.- С. 15-18.

20. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.

21. Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. /Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974, C.3-13.

22. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1986.- 120 с.

23. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор пси-хотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115-121.

24. Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изуче-ния адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества: Тез.докл. Ереван, 1973.- С. 130-133.

25. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Комму-нистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971.- С. 89-91.

26. Кряжева И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоцио-нальное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве // Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 1983.- С. 239.

27. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореферат дисс. ... кандидата филос. наук. Л., 1974, 24 с.

28. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. ... канд.психол наук. М., 1976. 200 с.

29. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий алаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. №1, с. 19-35.

30. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифферен-циальной психологии. Кемерово, 1998. - С. 58-67.

Приложение №1

Опросник межличностных отношений (ОМО)

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него. Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опросчике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Проведение опроса и оценка результатов

Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается

Инструкция и текст опросника

"Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов. Правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответов не ограничено, но не стоит слишком долго размышлять над каким-либо вопросом.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

Для каждого утверждения выберите ответ, больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки

Обычно - 1

Часто - 2

Иногда - 3

По случаю - 4

Редко - 5

Никогда - 7

Вопросы:

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим право решать о том, что необходимо сделать

3. Становлюсь членом различных гpyпп

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное воздействие на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с други¬ми.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

11. Стремлюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда что-то делается совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться

Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо

19. будет сделать.

20. Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

21. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

22. Стремлюсь иметь близкие отношения с другими людьми

23. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

24. Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с остальными.

25. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

26. С другими веду себя холодно и безразлично.

27. Легко подчиняюсь другим.

28. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с окружающими меня людьми.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых обычно последствия Вашего поведения распространяются.

Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

29. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо.

30. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

31. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

32. Мне нравится, когда окружающие приглашают меня участвовать в их деятельности.

33. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

34. В обществе других я стремлюсь руководить ходом событий.

35. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

36. Я люблю, когда окружающие ведут себя со мной сдержанно и холодно

37. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

38. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

39. Я люблю, когда окружающие относятся ко мне по-приятельски.

40. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в какой-либо совместной деятельности.

41. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

Обычно - 1

Часто - 2

Иногда - 3

По случаю - 4

Редко - 5

Никогда - 7

42. В обществе я стараюсь играть главенствующую роль.

43. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в чем-либо.

44. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне непосредственно

45. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

46. Мне нравится, когда окружающие приглашают меня принять участие в их деятельности.

47. Мне нравится, когда ко мне относятся холодно и сдержанно.

48. Стремлюсь влиять на то, что делают другие.

49. Мне нравится, когда кто-то приглашает меня принять участие в деятельности.

50. Мне нравится, когда окружающие люди относятся непосредственно и сердечно.

51. В обществе я стараюсь руководить ходом событий.

52. Мне нравится, когда меня приглашают принять участие в деятельности других.

53. Меня вполне устраивает, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

54. Стараюсь, чтобы окружающие делали то, что хочу я.

55. В обществе обычно я руковожу ходом событий.

Результаты опроса оцениваются при помощи "ключа". Каждому ответу, совпадающему с "ключом", присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале. Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.

"Ключ" для обработки шкал опросника

Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.

Ie

Се

Ае

1. 1234 3. 12345 5. 12345

7. 123

9. 123

11. 12

13. 1

15. 1

16. 1

30.1234

33.1234

36.123

41.12345

44.1234

47.12345

50.12

53.1234

54.123

4. 12

8. 12

12. 1

17. 123

19. 3456

21. 1

23. 1

25. 3456

27. 1

Iw

Cw

Aw

28. 12

31. 12

34. 12

37. 1

39. 1

42. 123

45. 123

48. 1234

51. 123

2. 12345

6. 123

10. 123

14. 123

18. 1234

20.1234

22. 1234

24. 12

26. 12

29. 1

32. 12

35. 56

38. 123

40. 56

43. 1

46. 456

49. 1

52. 56

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:

а) включением

Ie - низкое - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;

Ie - высокое - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

Iw - низкое - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;

Iw - высокое - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;

б) контроль.

Се - низкое - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Се - высокое - означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

Cw - низкое - предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

Cw - высокое - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

в) аффект.

Ае - низкое - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

Ае - высокое - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

Aw - низкое - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw - высокое - типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:

0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер.

2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.

4-5 - пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета.

Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (е + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (е - w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей. Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное доведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б - символом е2, а требуемое поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид К = [е1 - w2] + [е2 - w1].

Интерпретация результатов опроса

Общий ход интерпретации данных целесообразно осуществлять, следующем порядке.

Прежде всего, анализируются оценки, полученные по основным шкалам. Характеристика поведения субъекта дается на основании следующих описаний:

§ Ie - выраженное поведение в области "включения". Высокие значения но этой шкале означают активное стремление человека принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей; стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участи в его деятельности, проявляли к нему интерес. Низкие значения говорят о том, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность избегать контактов.

§ Iw - требуемое поведение в области "включения". Высокие значения по этой шкале свидетельствуют о стремлении индивида к тому, чтобы окружающие приглашали его принимать у частое в их делах, "приглашали", прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже в тех случаях, когда он сам ничего не делает для этого. Низкие значения предполагают, что человек проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляет поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к группам и общностям.

§ Се - выраженное поведение в области "контроля". Высокие значения свидетельствуют о стремлении индивида контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других. Низкие - показатель того, что индивид активно избегает принятия решений и взятия на себя ответственности.

§ Сw - требуемое поведение" в области "контроля". Высокие значения отражают потребность индивида в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих, говорят о нежелании брать и, а себя ответственность. Низкие значения предполагают, что индивид не принимает контроля над собой.

§ Aе - выраженное поведение в области "аффекта". Высокие значения отражают стремление человека быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства. Низшие - показатель большой осторожности и избирательности в установлении близких чувственных отношений.

§ Aw - требуемое поведение в области "аффекта". Высокие показатели говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Низкие показатели означают, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает интимные, глубокие отношения.

Количество баллов, которое может быть набрано по каждой из шести шкал опросника, колеблется от 0 до 9. От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний; 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, при этом поведение индивида приобретает компульсивный характер; 2-3и 6-7 - низкие и высокие баллы, поведение индивида может быть описано в соответствующем направлении; 4 - 5 - пограничные баллы и в поведении человека могут наблюдаться тенденции, характерные как для высокого, так и для низкого уровня.

Для более точной оценки полученных результатов необходимо учитывать нормативные данные соответствующей популяции. Интерпретация результатов осуществляется на основе описанных ранее характеристик потребностей и типов межличностного поведения. Кроме того, оценки по отдельным шкалам не должны интерпретироваться отдельно друг от друга. Способ ориентации индивида в той или иной области значительно влияет (позитивно или негативно) на его межличностную активность в других областях. Например, сильное желание создать близкие эмоциональные отношения (высокое А) может быть блокировано неспособностью субъекта устанавливать контакт (низкое I).

Далее осуществляется интерпретация индексов. Индекс объема интеракций (е + w) в каждой из областей I, С, А характеризует психологически предпочитаемую человеком интенсивность контактов, отражающую в целом интенсивность поведения, направленного на удовлетворение соответствующей межличностной потребности. Значения индекса могут варьировать от 0 до 18.

Межличностная ориентация индивида внутри каждой области I, C, E - определена разницей между выраженным (е) и требуемым (w) поведением и выражается в определенном значении индекса противоречивости межличностного поведения, которое может варьировать от о до 9. Чем больше его величина, т.е. чем больше разрыв между собственным и требуемым от окружающих поведением, тем больше вероятность внутренних конфликтов и фрустрации в данной области.

При интерпретации коэффициентов взаимной совместимости необходимо исходить из соответствующих теоретических представлений. В теории В. Шутца совместимость трактуется как такая особенность отношений, между двумя и более людьми, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей. Людой индивид в каждой межличностной области желает вести себя определенным образом и допускает, чтобы партнеры вели себя по отношению к нему определенным образом. Взаимная совместимость предполагает, что выражаемое поведение одного члена диады должно соответствовать требуемому поведению другого члена, и наоборот. То есть для определения меры взаимного удовлетворения межличностных потребностей необходимо принять во внимание следующее: выражает ли индивид А поведение, требуемое индивидом Б; удовлетворяет ли индивида А поведение, выражаемое индивидом Б. Взаимная совместимость может быть представлена количественно, если сравнивать интенсивность по ведения с точки зрения е и w. Коэффициент совместимости достигает оценок от 0 до 18. Чем ближе оценка к 0, тем выше взаимная совместимость в диаде.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ