бесплатные рефераты

Долговременные программы

Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности. Одним из наиболее удачных способов изучать взаимоотношение личности и события, считается биографический метод (биодромальной теории личности - Ржичан П.; life-span -Балтес, и др.).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (Рубинштейн С., Ананьев Б., Абульханова-Славская К., А. Кроник, Е. Головаха, В. Лановой и др.).

В данной работе использована новая психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Коржовой Е.Ю «Психологическая автобиография» ( Коржова Е.Ю., 1994).

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза. Но, несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, она существенно отличается от них. Так, в отличие от каузометрической методики

(Головаха Е., Кроник А. или ее компьютерный вариант life line), количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования; параметры обработки и интерпретации данных.

2.2 КАРТИНА МИРА

Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу - картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю - описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психологических комплексов.

Сенсорное пространство становится патогенной системой с того момента, когда человек начинает в нем жить. Когда он абсолютизирует, жестко закрепляет плоскость своего восприятия, приписывая всем формам определенные значения. В патогенной системе каждая форма соответствует определенному смыслу. Сенсорное пространство становится жесткой системой верований, незыблемой и соответственно неуправляемой. В этой ситуации действует закон: ' Практика - критерий истины'. Потому, что нет никакой другой истины, кроме той, которая существует в данной плоскости. Просто ничего другого нет. Тогда человек, попадая в определенную систему, в этой системе начинает лечиться, получать информацию, обучаться, болеть, воевать, умирать, защищаться. Он начинает в ней жить.

Если человек помнит и осознает, что его восприятие иллюзорно, не забывает, что это описание мира - лишь один из вариантов, который он выбрал для какой-то конкретной работы, только тогда он работает с инструментом. Сознание должно на что-то опираться. А индивидуальное сознание, отделенное от целого, традиционно опирается на ощущения, которые как раз в точности и являются нашей иллюзией по той простой причине, что наше восприятие всегда опосредовано нашим же описанием мира. Картина мира всегда опосредована описанием. Между миром и картиной мира всегда находится описание. Если бы все пространства восприятия были инструментальны, т.е. человек мог бы растождествиться с этим своим процессом, не нужно было бы воевать и спорить, кто правильно воспринимает, а кто нет. Нет никакого правильного и неправильного восприятия. В этом смысле существует колоссальное многообразие.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе -- жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе -- жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями -- событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности -- это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью -- жизнью

“Клеточкой” внутренней жизни является переживание. В “Основах общей психологии” С. Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. “Переживание, -- отмечает С. Л. Рубинштейн, -- это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер... Переживания человека -- это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности” (С.Л. Рубинштейн, 1946). В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти -- воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. “Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный “урок жизни”. Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед” (Б.Г.Ананьев, 1940). Это давнее предположение Б. Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П. В. Симонова. “Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой... категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент” (П.В. Симонов, 1981).

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще 3. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую “ткань” ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. “Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности. доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, “исторического” ее аспекта” (С.Л. Рубинштейн, 1946). Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни. овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь -- в мечтах, надеждах, предвидениях -- имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл “защиты”. Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. “Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость -- соответствие жизни” (Б.Г. Ананьев, 1945).

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни -- творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль “подсказки” может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Рефлексивные черты характера -- это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу -- уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой -- реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим.

Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного.

Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления. Предпосылками для возникновения представлений о жизненном пути является накопление целостной личностью достаточно обширного жизненного опыта; активнейшая работа подсознания по профилактике уровня нервно-психического напряжения. Жизненный опыт по мере своего накопления постепенно теряет субъективную обозримость и быстроту.

И поэтому каждый человек оказывается перед необходимостью упорядочить все пережитое. Это выстраивание предположительно проходит в несколько этапов:

1) Отбор наиболее значимых событий прошлого; выстраивание их в формально-временной последовательности вплоть до настоящего.

2) Дополнение ее образом своего будущего, совмещение всех трех времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной ценностью этого этапа становится перенос ведущих мотиваторов поведения из настоящего в устойчивое и подчиненное человеку будущее.

3) Радикальным, истинно взрослым в совершенствовании картины жизненного пути следует считать ее дополнение образом собственной смерти.

4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира» позволяет с помощью ряда вопросов определить:

- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

- представление человека по ряду понятий - «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.

- отношение человека к себе, своему «Я».

2.3 Тест ММРІ

Тест ММРІ, созданный в 1942-1949 годах американскими учеными И. Маккинли и С. Хатэуэй представляет собой количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности теста в различных странах мира.

Адаптация и рестандартизация ММРІ в отечественных условиях проводилась Л.Н. Собчак (Собчак Л.Н., 2002). В результате создана методика Стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ.

Тест СМИЛ направлен в первую очередь на изучение личности и опирается на индивидуально-личностную типологию. Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе человека, напрямую связанных с индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.

Методика представляет собой опросник, содержащий 566 вопросов-утверждений. Сокращенный вариант содержит 398 вопросов- утверждений и позволяет получить личностный портрет по базисным шкалам. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Кроме того, опросник в модифицированном виде делится на мужской, женский и подростковый варианты. Это отвечает задачам данной работы, поскольку объектом исследования являются исключительно женщины.

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в структуре оценочных шкал, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это шкала лжи, шкала достоверности и шкала коррекции.

ГЛАВА ІІІ. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ

История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий. В ХІХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году немецким ученым Хайнтором, и десятью годами позже, Якоби предложил похожий термин «соматопсихика», который, однако, не стал популярным.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины - психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа.

Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Вместе с тем, существует и ряд других оригинальных связанных и не связанных с психоанализом концепций. Остановимся на более известных из них.

3.1 Конверсионная модель Фрейда

Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела - соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической в область телесного, патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

Конверсионная модель особенно хорошо объясняет нарушения произвольной моторики (невротически обусловленные параличи и речевые нарушения). Она может быть также полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущение кома в пищеводе при истерии, определенных болевых состояний, мнимой беременности.

В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта. Это происходило в большинстве описанных Фрейдом случаев. Однако некоторые психосоматические заболевания не несут с собой облегчения душевных состояний. Можно считать, что здесь задействованы другие механизмы.

Крайне важным было обнаружение Фрейдом основы механизма диссоциации - активного процесса психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание на запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали и получение вторичных выгод от принятия роли больного. «Соматический язык» симптомов может также использоваться как средство коммуникации, когда последняя затруднена бессознательными, сознательными или социокультурными факторами. Таким образом, органическая симптоматика рассматривается Фрейдом, не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний поведения.

3.2 Теория Морено

Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль - это слияние частных и коллективных элементов». По мнению Морено, понятие роли - это мост между психиатрией и социологией.

Для Морено роли, которые мы принимаем в жизни (и которые определяют наше поведение), принадлежат к трем измерениям: социальные роли, психосоматические роли, психодраматические роли.

Психические и психосоматические расстройства, вызываются нарушением ролевого развития и выражаются также в нарушениях ролевого развития и поведения. В тоже время ролевое развитие и ролевое поведения тесно связаны с акциональным голодом и психосоциальным развитием человека.

С точки зрения Морено болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой среды. Согласно Морено, здоровье представляет собой направленное бытие или прогрессию, болезнь же - застой или регрессию.

Человеческое развитие - это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже в конце эмбрионального развития. В ходе нормального развития к каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные, уже существующие теряют свое значение или же исчезают вовсе. Как следствие нарушения ролевого развития, психопаталогические синдромы проявляются различными способами: перескакивая на другие ролевые уровни, минуя промежуточные; при неизменно поступательном направлении развития; в застое развития; в регрессии, т.е. в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

Ролевые конфликты являются одним из основных причин психических расстройств и недугов. Поэтому они занимают в теории и практике психодрамы центральное место. Ролевой конфликт может переживаться в форме конфликта в рамках одной роли, существовать в виде конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между разными людьми. ( Лейтц, 1994).

3.3 Концепция структурно-дискретной

организации психики Семенова

Концепция разработана ленинградским психотерапевтом Семеновым. Согласно автору, многие психосоматические заболевания возникают на основе программы, заложенной воспитанием. В лечении этих расстройств одним рациональным подходом трудно достичь результата. Для получения эффекта необходимо перепрограммировать установки, роли, внести новую информацию в сознание пациента. Для этого автором разработан оригинальный метод односеансной терапии - Акупунктурное программирование - распоряжение (АК). Автор не случайно из десятка значений слова программирование (от греч.) взял «содержание, порядок деятельности» и пользуется им в своей методике, подчеркивая «изменение содержания и порядка деятельности» после сеанса.

Предпосылкой теоретического обоснования метода является высказанная автором гипотеза о структурно-дискретной организации жизни и психики, согласно которой, основными структурными элементами нервно-психической организации являются различного рода нервно-психические целостности меньшего порядка. Взаимодействие и взаимосвязь их друг с другом и образует собственно психику индивида. Эти подсистемы психической организации автор называет словом «ТОТы» (целое) и соотносит с именем древнеегипетского бога Тота. ТОТы - это те кирпичики, из которых слагается психика как целое. Они могут быть классифицированы по разным признакам, но самый важный - признак происхождения. По этому признаку все ТОТы можно разнести в две большие группы: врожденные и приобретенные.

Время, на протяжении которого какой-нибудь ТОТ господствует в психике, это особое состояние. Переход от одного состояния к другому всегда совершается скачком, например, человек либо спит, либо бодрствует; неподвижен, либо движется.

АП - это метод, специально рассчитанный на изменение состояния пациента. Клинический опыт показал, что большинство хронических заболеваний - это такая деформация жизни, при которой большую часть времени человек находится в каком-нибудь одном (патогенном) состоянии. На поведенческом уровне особые состояния души передаются той или иной ролью. Одним из факторов, поддерживающих патологическую аддикцию, по Семенову, является фиксация (застревание) в одной из ролей. Это перекликается с теорией Морено, где «затухающие» и «извращенные» роли препятствуют проявлениям спонтанности индивидуума, снижают поисковую активность. Таким образом, АП в его психотерапевтической части - это не только программирование, но и ролевая психотерапия, ибо, по существу, на сеансе АП происходит реорганизация и ослабление «патологической» роли, определяющей болезнь пациента. (Семенов, 2002).

Рассмотрев некоторые из многих существующих концепций происхождения психосоматических расстройств, мы можем сказать, что они различны по значению и направлению, по постановке проблем и методам исследования, однако на их основе можно выделить общее в формировании ВКБ.

3.4 ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ЕЕ РОЛЬ В

ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ

Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает рассмотрение психологических аспектов не только болезни, но и здоровья. Составляя две стороны одного процесса жизни человека, они характеризуются как качественными различиями, так и многообразными переходными состояниями. А это выдвигает весьма актуальную задачу выяснения роли ощущений в формировании представлений о здоровье, что главным образом и определяет отношение человека к его заболеванию. Все это по существу составляет психологический аспект, как здоровья, так и болезни.

Известно, что существует много определений здоровья. ВОЗ дает такое определение: здоровье - это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.(ВОЗ. Основные документы, 1968)

Б.В. Петровский углубил понятие здоровья критерием трудовой деятельности, указывая, что здоровье - не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений, осуществлять общественную и прежде всего, трудовую деятельность (Петровский Б.В., 1973).

Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, благополучия, радости жизни, желании деятельности. Ряд исследователей рассматривают здоровье, как способность человеческого организма преломлять всю совокупность природных и социальных факторов, составляющих условия его жизни, без нарушения гармонии физиологических механизмов и систем, которые обеспечивают нормальное функционирование человека (Телешевская М.Э, Погибко Н.И.,1978).

Следовательно, можно сделать вывод, что понятие здоровья включает в себя не только оптимальное функционирование органов и систем человеческого организма, его физическое благополучие, но и субъективное психологическое ощущение своего здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятельности. Вместе с тем, понятие здоровья является относительным, так как оно лишь условно отражает состояние организма и не исключает возможности скрытого патологического процесса. Здоровье одновременно и объективно и субъективно, поскольку при плохом самочувствии могут отсутствовать объективные данные, с другой стороны - при их наличии самочувствие остается до определенного времени хорошим.

Многие авторы пользуются понятием общего самочувствия. Будучи личностным, самочувствие человека характеризуется чрезвычайной изменчивостью, оно бесконечно богато трудноуловимыми оттенками (Спиркин А.Г., 1972.)

Существенную роль в формировании представлений о структуре физического «Я» человека сыграли работы И.М. Сеченова. Он в частности обратил внимание на неопределенные «темные» ощущения, сопровождающие акты, которые совершаются в полостных органах. «Темные ощущения» - суть спутники процессов, совершающихся во всех главных анатомических системах - системные чувства, а чувственные состояния собственного тела - это самоощущения. Эти положения Сеченова остаются актуальными и в наши дни.

Таким образом, психологической характеристикой соматического здоровья является не только отсутствие болезненных ощущений и их объективных показателей, но и наличие оптимальной работоспособности, желание деятельности, стремление к достижению жизненных успехов, а так же доминирование чувства благополучия, радости жизни. Существенную роль в формировании психологических параметров здоровья, его устойчивости играет структурная и функциональная сохранность систем органов человека.

Представление о своем соматическом состоянии, сопровождаясь определенными переживаниями, находит свое выражение в различных формах отношения человека к своему здоровью. В одних случаях - это пренебрежение, в других - повышенное внимание, в третьих - адекватное к нему отношение. Содержание человека к своему здоровью зависит от многих причин: личностных особенностей, возраста, перенесенных заболеваний, образа жизни и труда, физической тренированности.

А. Квасенко и Ю. Зубарев ( Квасенко А., Зубарев Ю., 1980) выделяют, с психологической точки, в процессе заболевания три этапа, которые отражают формирование и динамику личностных реакций больного на свое страдание. Эти этапы следующие: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни. Рассмотрим их в указанной последовательности.

Сенсологический этап отражает реакции больного на развившееся чувство дискомфорта, боли различной интенсивности и связанное с ними чувство той или иной собственной недостаточности.

При возникновении дисгармонии, нарушении согласованной деятельности различных органов и систем с затруднением взаимосвязи отдельных уровней, появлением признаков морфофункциональных расстройств, развиваются субъективные состояния с ощущениями необычного, неопределенного характера.

Осознание процессов, происходящих внутри организма, ограничивается неясными, неприятными ощущениями различной степени выраженности, с неопределенной локализацией. Эти ощущения, будучи предвестниками соматической болезни, обусловливают состояние, обозначаемое как дискомфорт. Общепризнанно, что в результате чрезмерного воздействия физико-химических факторов среды может наступать физиологический дискомфорт, вызывающий, в свою очередь, сильные психические переживания.

Нарушение психофизиологического тонуса, изменения настроения в ряде случаев могут быть ранним симптомом отдельных форм соматических заболеваний, например, переживания чувства тревоги и страха. Эти эмоциональные сдвиги в отдельных случаях могут служить психологическими проявлениями начинающегося соматического страдания. Возможен и локальный дискомфорт ( в области сердца, желудка, кишечника и др.).

Таким образом, дискомфорт, как субъективное ощущение дисгармонии, несогласованности физической и психической деятельности, снижение оптимальности личного благополучия и функционирования приобретает определенную диагностическую ценность.

Дальнейшее развитие заболевания может сопровождаться перерастанием дискомфорта в болевые ощущения. Но боль, как известно, указывая на наличие патологии, не всегда является обязательным субъективным компонентом болезни.

Болевые ощущения, отражая функциональноморфологические процессы, происходящие в организме, приобретают определенную диагностическую значимость. Являясь информацией о нарушении деятельности отдельных органов и систем, они, подвергаясь переработке в сознании больного, могут лечь в основу оценки им своего соматического страдания. Но болевые ощущения оцениваются больным не только как признак, симптом заболевания, но и как сигнал угрозы для жизни и возможных последствий (инвалидности, изменений положения в семье, обществе и др.).

Наряду с явлениями дискомфорта и болевыми ощущениями, обладающими субъективно-психологической значимостью в оценке соматического страдания, следует также учитывать возможность развития дисгармонических процессов, нарушений биосоциальной адаптации. Эти нарушения связаны с сознанием недостаточности эмоционально-волевых качеств, снижением творческой активности, ослаблением побудительных мотивов к деятельности. Все это по словам А.М. Изуткина,- известным образом деформирует и ограничивает личность не только в практическо-предметной деятельности, но и с точки зрения психической свободы ( Изуткин А.М., 1975).

Таким образом, психологическая характеристика ощущений различного диапазона с отрицательно окрашенными переживаниями, осознание ограничений своих прежних возможностей, чувство собственной неполноценности - все это можно объединить понятием дифицитарности ( Квасенко В., 1980).

Следовательно, сенсологический этап включает дискомфортный, алгический (болевой) и дефицитарный компоненты. Будучи между собою связанными, они имеют различную степень выраженности.

Следующей ступенью познания психологической картины соматического заболевания, как отмечено выше, является оценочный этап.

Оценочный этап - результат интрапсихической переработки больным сенсологических данных. Для понимания механизма становления оценочного этапа, коротко остановимся на существующем представлении о болезни.

По одному из определений, болезнь рассматривается как жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного ( Веселкин П.Н. БМЭ., 1976).

По мнению В.Х. Василенко, болезнь всегда - повреждение систем организма, влекущее нарушение целостности жизнедеятельности и психическое страдание (переживание) (Василенко В.Х. , 1972).

Об этом значительно раньше писали и классики отечественной клинической медицины: Мудров М.Я., Боткин С.П., его ученик В.А. Манассеин и др. Все они приходили к выводу о единстве психического и физического, но в то же время отмечали (Манассеин В.А), что интеллектуальная сторона может в значительной степени влиять на животный организм, т.к. соматическое заболевание всегда «обрастает» психологическими наслоениями. Складывающийся характер соотношения и взаимосвязи соматического и психологического обязывает понимать болезнь как единый психосоматический процесс в условиях целостного организма (Старицын А.С., 1973).

При изучении этого соотношения, настоятельным является тщательное исследование как соматической, так и психологической сферы больного в их единстве. Большое внимание психологической стороне соматического заболевания уделялось исследователями и в последующие годы.

В 1936 году Е.А. Шевалев предложил понятие «переживание болезни» и рассматривал его как сложный комплекс новых ощущений, мыслей и чувств. Особое место в изучении психологического аспекта соматического заболевания принадлежит, Р.А. Лурии, который выдвинул понятие «внутренняя картина болезни» ( Лурия Р.А.,1977) .

К ней он относил весь внутренний мир больного, т.е. все то, что испытывает и переживает больной, его ощущения и представления о своей болезни и ее причинах.

В дальнейшем реакции больных на соматические заболевания получили в литературе другие определения. Так, например, Е.К. Краснушкин и Л.Л. Рохлин обозначили их как «сознание болезни»; С.С. Либих - как «концепция болезни»; Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков - как «реакцию на болезнь». (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976., Васюков Н.В., 1977).

Такая разновидность предлагаемых определений личностных реакций на соматическое страдание отражает сложность проблемы, связанную, в частности, с чрезвычайной полиморфностью субъективных переживаний больного.

Формирование отношения к болезни, т.е. то, что мы отнесли к третьему этапу процесса заболевания, происходит у больного в процессе его индивидуального развития и воспитания, так как человек уже с малых лет видит, как болеют окружающие его лица. Страдая сам, он сопоставляет проявления болезни у себя и свои переживания с тем, что он усвоил, наблюдая страдания других, или, как отмечал Р.А. Лурия,- почерпнул из медицинской литературы. В результате у больного вырабатывается свое понятие о болезни.

Процесс формирования представления о болезни весьма сложный и противоречивый, динамичный и детерминирован с окружающей средой, в которой происходит становление, жизнь и деятельность личности. Поэтому в индивидуальное представление о болезни должна включаться и общесоциальная оценка. Таким образом, можно сказать, что понятие о болезни у каждого человека представляет собой сплав социального и личного. Именно такое представление о болезни и определяет ее оценочный аспект.

Наряду с общими закономерностями субъективного отражения болезни, следует учитывать и механизмы индивидуального представления о болезни. Больной оценивает ее не только в целом, но и анализирует отдельные симптомы. Он имеет собственный «диагноз» болезни, свои суждения о причинах, предсказании и лечении заболевания. Психологическая картина соматического страдания, таким образом, преломляется в каждом конкретном случае по-своему, приобретая соответствующую индивидуальную окраску. Она обусловлена совокупностью как индивидуальных особенностей личности, так и своеобразием болезни, а также ситуацией, в которой оказывается больной.

Уже классики отечественной медицины М.Я Мудров и С.П. Боткин не противопоставляли болезнь больному, а наоборот, как отмечалось, рассматривали их в единстве. Болезнь - общее. Понятие «больного» есть единство общего и специфического. Таким образом, больной - это человек, в котором объединены в сложном единстве и взаимообусловленности его организм и личность. Эта связь заключается в том, что личность накладывает отпечаток на возникновение, течение и исход заболевания. Другая сторона связи - изменение личности под влиянием болезней и лечения.

Существенным признаком понятия больного является понимание его как страдающего человека, который осознает себя больным, ощущает болезнь тогда, когда она достигает определенных функциональных и анатомических изменений. Больной - это личность, отягощенная заботой о здоровье, человек с обостренным чувством существования. Больной в значительной степени теряет свободу, у него возникает зависимость от болезни. Поэтому считается, что в психическом состоянии соматического больного развиваются дисгармонические процессы, происходит нарушение биосоциальной адаптации.

Отношение больного к болезни является завершающим этапом формирования соматического заболевания.

Раскрытие общих закономерностей психологической картины соматического заболевания углубляет и расширяет представления врача о состоянии больного и его отношении к заболеванию, помогает в правильной оценке такого чрезвычайно сложного явления, каким становится заболевший человек.

При всей сложности механизмов становления и развития внутренней картины болезни, можно обнаружить известное влияние на этот процесс общепатологических закономерностей соматического заболевания. Применительно к соматическим заболеваниям это будут стрессоры рассогласования деятельности, как, например, заболевания, ограничивающие сферы общения и деятельности.

Стрессовая ситуация, особенно в начальной стадии соматического заболевания, повышает требования к приспособительным механизмам. Любой стресс - физический, эмоциональный, вызванный болезнью, потрясением, болью, травмой - вызывает цепную реакцию, начиная с коры головного мозга и кончая субклеточними образованиями (Суворова В.В., 1975,

Лазарус Р., 1970).

Все сказанное позволяет рассматривать внутреннюю картину болезни как результат адаптации личности к тем стесненным условиям, которые представляет болезнь.

Однако в начальной стадии соматического страдания психическая адаптация болезни не достигает своей оформленности и устойчивости, она может сменяться дезадаптацией. Следовательно, для психологической картины начальной стадии соматической болезни часто характерны психогенно- стрессовые проявления в виде элементов тревоги, страха, растерянности.

Кроме того, в становлении соматонозогнозий, выраженности ее структурных элементов существенную роль играет начало болезни (острые воспалительные заболевания, пароксизмы с резким болевым синдромом, тяжелые травмы) с отчетливой выраженностью симптомов, быстрым нарастанием степени их тяжести, наличием угрозы для жизни.

При хроническом типе течения болезни структура соматонозогнозий определяется не только стадией, но и ситуацией, в которой оказывается больной. Специфические изменения психической сферы соматических больных обусловливаются как длительностью течения болезни, так и продолжительностью их пребывания в стационарах. Это находит свое отражение в сниженности настроения. Такому типу реагирования в определенной мере способствует ограничение возможностей, тяжелые болевые ощущения, неясность перспектив выздоровления. Становясь пессимистами, обидчивыми и чувствительными, такие больные могут быть одновременно равнодушными и холодными.

Психологические сдвиги при выздоровлении, весьма полиморфны. Они зависят от таких факторов, как тип течения заболевания, его характер, выраженность патологических расстройств. Иногда, наблюдается несоответствие между периодом соматического выздоровления и периодом «освобождения» больного от сознания болезни, когда человек, будучи уже практически здоровым, продолжает чувствовать себя больным.

В противоположность субъективным ощущениям полного выздоровления, подчас наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них.

Затяжные формы соматической патологии часто сопровождаются ипохондричностью, тревожной мнительностью (Фелинская Н.И., Чибисов Ю.К., 1975).

Как известно, в процессе ведения больных различают три периода: диагностический, лечебный и реабилитационный. Выделение этих периодов, конечно, носит условный характер. Так, например, уже в диагностическом периоде могут присутствовать элементы лечебного и даже реабилитационного периодов. Каждый из них имеет свою психологическую характеристику.

Уже в жалобах больного отражается субъективная оценка изменившегося самочувствия состояния здоровья. Возникающая при этом ситуация, отрицательная по своей сущности носит стрессовый характер. Переживания, связанные с ожиданием результатов обследования, установление диагноза, вызывают эмоциональное напряжение. Поэтому, субъективно-психологическое состояние в диагностическом периоде характеризуется эмоциональными сдвигами, переживаниями, которые зависят от болезненных ощущений и связанных с ними представлений о характере заболевания.

Следовательно, уже в диагностическом периоде картина болезни включает в себя не только сенсологический, оценочный этапы, но и формирующиеся типы отношения больных к своему заболеванию.

Имея информацию о субъективном состоянии больных, сопоставляя ее с результатами объективного обследования, врач может более всесторонне оценить эффективность лечения.

Таким образом, развитие соматического заболевания - это сложный процесс, в который наряду с клиническими стадиями, фазами и типом течения можно проследить психологические сдвиги. Начало заболевания сопровождается явлениями стресса, в стадии разгара болезни развивается адаптация к ней, в зависимости от исхода наступает та или иная степень психологической реабилитации. Залогом правильного лечения является сбалансированный диагноз, т.е. диагноз, учитывающий реальный удельный вес, как органических изменений, так и нервно-психологических наслоений у данного конкретного больного.

Отсюда совершенно очевидно, что такое исследование не может и должно быть трафаретным, как это часто бывает при собирании анамнеза и субъективного статуса больного, а является сугубо индивидуальным изучением личности человека.

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ

КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ ПРИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПАТОЛОГИИ (БЕСПЛОДИЕ)

4.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ

КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ В ГИНЕКОЛОГИИ

Любой врач знает, что стрессы ухудшают здоровье. Но как именно это происходит?

Вспомните, как вы влюбились в кого-то, а он, обнадежив, бросил вас. Или - вы влюблены, влюблены безответно, и это длиться годами… Или - он женат, не может бросить детей. Этих "или" много, а результат один - гинекологические проблемы. Речь идет не об опасности сексуальных отношений, а об опасности негативных переживаний в любви. Именно они наиболее опасны для здоровья женщины.

Интересно, что в гомеопатии (альтернативное медицинское направление) существует множество лекарств, предназначенных именно для женщин. И в описании действия этих лекарств можно узнать различные типы женского характера. Многих ведущих гомеопатов мира можно смело назвать первоклассными психологами. Потому что самое главное для них выявить, чем в психологическом смысле является женщина, и какие тяжелые случаи она перенесла в своей жизни.

Механизм заболевания сложный. Сама болезнь наступает не сразу же, как вас бросит любимый или погибнет кто-то близкий. Первоначально удар на себя примет психика. Вы страдаете некоторое время, надеетесь либо на перемену событий в лучшую сторону, либо на время, которое все "лечит".

Мозг, однако, не ждет, и как капитан воспринимающей системы человека первым принимает огонь на себя. Его нежные клетки получают травму. А что значит для мозга травма, даже если это микротравма?!!

Мозг - директор организма. Представьте себе предприятие с больным директором. Но главу предприятия можно заменить, а вот мозг не заменишь. Даже немного поврежденный мозг отдает неправильные команды нервам и всей эндокринной системе, то есть железам, которые производят необходимые химические вещества для взаимодействия всех органов. Одна из самых главных желез, которая производит гормоны, обеспечивающую правильную деятельность половых органов, находится примерно в середине головы - гипоталамус. Вот что говорит медицинская энциклопедия (изд-во Вече, АСТ Москва 1998 стр. 233):

В состав гипоталамуса входят более 30 ядер, осуществляющих контроль за температурой тела, чувством жажды, голода, аппетитом, водным балансом в организме и его половой функцией. Кроме того, он тесно связан с эмоциональной активностью и сном, а также выполняет функции центра, в котором интегрируется гормональная и вегетативная нервная активность путем осуществления контроля за секрецией гипофизных гормонов.

А гипофизные гормоны отвечают за вашу молодость.

Вот, что стоит за обычной психотравмой. Никто не будет спорить с тем, что у спокойного человека здоровье крепче. Важно вовремя понять, что психика не является чем-то отдельно стоящим от организма. Нельзя рассчитывать на спасительное "лечащее" время. Многолетний опыт психотерапевта полностью развенчивает этот миф. Женщина думает, что она все уже забыла, а попросить ее сосредоточиться на низе живота, она заплачет и вспомнит все свои неудачи и обиды, связанные с личной жизнью.

Конечно, одной или на кухне с соседкой вспоминать не очень полезно, а вот воспоминания на психотерапевтическом сеансе зачастую приводят к отказу от таблеток и снятию тяжелых диагнозов.

Напоследок хочется перефразировать народную мудрость: "Берегите нервы" - берегите психику - она главная в нашем здоровье. Негативная энергия психотравмы запоминается организмом, и только грамотное рассеяние этой энергии может остановить болезнь.

4.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БЕСПЛОДИЯ

Женское бесплодие - это неспособность женщины к зачатию в репродуктивном возрасте.

Принято различать следующие причины женского бесплодия: расстройство овуляции; трубные факторы; различные гинекологические заболевания; имммунологические причины (Сметник В.П., Тумилович Л.Г., 1995).

Выделение этих основных групп не всегда может объяснить все причины бесплодия, поэтому выделена группа больных с так называемым необъяснимым бесплодием, причину которого применяемыми методами исследования установить не удается.

Бесплодие в браке - одна из весьма тяжелых стрессовых ситуаций. Личностные качества бездетных супругов значительно отличаются от людей такого же возраста и социального положения, но имеющих детей. Психологические тесты характеризуют большую неустойчивость, страх, неуверенность в себе, трудности социальных контактов. Чувство вины за отсутствие детей в семье выше у женщин, чем у мужчин (Пшеничникова Т.Я., 1988). Вместе с тем у этих же пациентов сильнее развиты такие качества, как быстрота реакции, чувство напряжения и эмоции, свидетельствующие о наличии постоянного очага угнетения настроения.

Исследователи выделяют ряд обстоятельств, при которых следует ожидать у пациенток развитие психических нарушений: молодые женщины исповедуют религию, трактующую бесплодие как грех; женщины не имеют нормальных отношений с супругом; женщины подвергались в течение соей жизни различным стрессам; женщины, для которых диагноз инфертильности - неожиданность. Например, при отсутствии соматических жалоб (Менделевич В.Д., 1998).

Выделяют несколько этапов эмоционального реагирования на бесплодие: удивление, горе, злость, изоляция, отрицание и согласие. Первоначальная реакция - это удивление, переходящее в период шока и страдания, затем наступает восстановление, какое можно видеть «после смерти любимого существа». Этот процесс сходен с потерей желания существовать и усугубляется чувством вины, стыда и социального несоответствия. Ощущение депрессии может «подпитывать» внутренний гнев, который усиливается часто появляющимся вопросом: «Почему Я?». Возникающее стремление изолироваться и уменьшить контакты делает подобных больных трудными для обследования и лечения.

Одним из наиболее важных вопросов при диагностике состояния бесплодных пациенток считают оценку мотивов иметь ребенка. У бесплодных пациенток существуют мотивы несколько отличающиеся от традиционных мотивов деторождения. Для многих бесплодных женщин, мотив иметь ребенка остается неясным, неосознаваемым. Это свидетельствует о том, что существует подсознательное неприятие, или о том, что в истинных мотивах этого желания женщина не признается даже сама себе. Нечестной может быть, например такая мотивация, как надежда удержать с помощью ребенка мужа, отодвинуть на задний план, возникшие в семейной жизни проблемы. Тело может оказаться честнее и дальновиднее (Дальке Р., Детлефсен Т., 2003).

Как уже указывалось выше, многие зарубежные исследователи склонны объяснять происхождение бесплодия, особенно психосоматического, с точки зрения психоанализа. Некоторые из них пытаются найти причину в раннем детстве. Ограничение стыдливой системой табу или, напротив, необузданное сексуальное поведение родителей может оказать на ребенка тормозное или деформирующее действие. В ходе психосексуального развития различные прямые или косвенные влияния могут выстроить в структуре личности нежелательные схемы, которые позже могут стать причиной «торможения женской роли».

Р.ДЖ. Пепперел разделяет женщин, страдающих психогенным бесплодием на 3 основные группы: В 1-ю включены женщины, у которых бесплодие может прекратиться самопроизвольно, а интенсивное обследование легко может «сломать барьер, препятствующий бесплодию». Во вторую группу входят женщины с более устойчивой «блокадой» зачатия, возможно происходящей в результате некоторой внешней стрессовой ситуации. 3-ю группу составляют женщины, бесплодие у которых возникло в «результате глубокого и длительного психосоматического напряжения», связанного с наличием «психогенных страхов».Существенным при этом являются особенности представления о беременности, о материнстве, сформированные в процессе воспитания. Они могут глубоко нарушать их психологическое равновесие, и какие-либо отклонения или конфликты в этой сфере приводят к тому, что эти женщины испытывают сильный страх перед беременностью, и бесплодие возникает у них как психологическая защита. У этих женщин возможно обнаружение конфликта между сознательным желанием забеременеть и неосознанным отказом от беременности и материнства.

Исследователями (Т.А. Федорова, 1998, Т.Я. Пшеничникова 1989) описаны определенные типы женщин, страдающих бесплодием: 1) незрелые, чувствительные, разборчивые и по детски капризные по отношению к мужу женщины, склонные к функциональным расстройствам; 2) агрессивно-доминирующие женщины, не соглашающиеся признать свою женственность; 3) матереподобные женщины, которые правильно или неправильно понимая своего мужа, чувствуют, что они не способны скопировать его в детях и поэтому переносят свой материнский инстинкт на уход за ним; 4) женщины, посвятившие себя идейным и другим интересам.

Многими исследователями подчеркивается большое значение психических нарушений и стрессовых воздействий в происхождении так называемого «необъяснимого бесплодия». Бесплодие неясного генеза можно диагностировать при условии фертильности партнера, положительном посткоитальном тесте, проходимых маточных трубах. У большинства таких пациенток обнаруживаются различные психоэмоциональные отклонения, чувства неполноценности и одиночества.

4.3 ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Бесплодие может быть обусловлено патологическими изменениями в репродуктивной системе женщин. Эти изменения могут быть анатомическими и функциональными. Возможно и их сочетание. Воспаление придатков, маточных труб и яичников приводят к гибели реснитчатых клеток, возникновению очагов фиброза на их месте и спаек между этими очагами, что приводит к нарушению функций трубы. В случаях распространения воспалительного процесса в полости малого таза возникает воспаление брюшины, покрывающей матку и трубы. Нарушается проходимость маточных труб, изменяется положение фимбриальных отделов труб относительно яичников, что приводит к бесплодию.

На первом этапе инфицирования у женщин возникает воспаление в цервикальном канале. Затем, при восхождении инфекции возникают сальпингиты. Гонококк и хламидии, как правило, тяжело поражают реснитчатый эпителий, что часто приводит к полной обструкции маточных труб. Острый аднексит сопровождается повышением температуры, резкими болями внизу живота и крестца.

Развитие аднексита провоцируют факторы, снижающие защитные функции организма: переохлаждение, нарушение правил личной гигиены, переутомление, нервно-психическое напряжение.

При длительном течении (2-3 года) аднексита могут развиваться нейроэндокринные нарушения. Они проявляются повышенной возбудимостью, раздражительностью, быстрой утомляемостью, ожирением или резким похуданием, а также расстройством функций яичников, что приводит к нарушению менструального цикла и бесплодию.

Одной из наиболее частых причин воспалительных процессов является постабортная и послеродовая инфекция, восходящая из матки вследствие возникновения в ней раневой поверхности.

4.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБОРТА

Аборты могут быть вызваны многими причинами, однако, и психологические факторы играют роль в возникновении как одиночных, так и привычных абортов. Существует мнение, что 12% спонтанных абортов имеют именно такой генез (И. Харди, 1988). Причиной аборта могут служить эмоциональные потрясения (испуг, длительные переживания, конфликты).

Аборт - кровотечение, боли при нем - может оказывать неблагоприятное психическое воздействие, вызывать страх, беспокойство, напряженность. Чувство же невозвратимой утраты в некоторых случаях может привести к большей или меньшей депрессии.. Последствия выкидыша дают себя знать и при новых беременностях: женщина опасается, сможет ли она в этот раз выносить ребенка.

Искусственный аборт в зависимости от условий, причин и показаний оказывает различное психическое воздействие. Так, при серьезных показаниях, он, как правило, к серьезной травме не приводит. Прерывание нежелательной беременности, выход из трудного социального положения обычно укрепляет психическое здоровье женщины, поскольку препятствуют появлению на свет новой личности в неблагоприятных психосоциальных условиях. Психические осложнения в таких случаях очень редки. В связи с абортами наблюдаются практически те же психические явления, что и при хирургическом вмешательстве, но могут наблюдаться угрызения совести, сожаления о принятом решении.

Таким образом, нарушения в репродуктивной системе носят очень сложный характер. Наряду с анатомическими изменениями, происходят серьезные изменения в психике женщины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -- М., 1980.

2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.-- М., 1977.

3. Ананьев Б. Г. Воспитание памяти школьника.--Л., 1940.

4. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи.-- В кн.: Психология чувственного познания. М., 1960, с. 348--369.

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -- М., 1977.

6. Ананьев Б. Г. Очерки психологии.-- Л.. 1945.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.-- Л., 1969.

8. Анохин П.К. Орлов И.Б. Боль//БМЭ.-изд.3.-М., 1976.-Т.3.-С.869-891.

8. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности.-- Вопросы психологии, 1978, № 1, с. 37--50.

Васюков Н.М. Человек как объект системного исследования// Проблемы системного подхода к психиатрии.-Рига.-1977.-С.9-15.

Веселкин Н. П. Болезнь //БМЭ.-Т.

9. Винокур Г. Биография и культура.-- М., 1927.

10. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности.-- Киев, 1984.

11. Гулыга А. В. Кант. -- М., 1977.

12. Кетлинская В.К. Здравствуй, молодость! -- Новый мир, 1975, № 11.

13. Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. канд. дис.--Л., 1975.

14. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. -- В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.

15. Логинова Н. А. Шарлотта Бюлер -- представитель гуманистической психологии.-- Вопросы психологии, 1980, № 1, с. 154--158.

16. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин.-- Л., 1981.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.-- 2-е изд. -- М., 1946.

18. Рубинштейн С. Л. Человек и мир.-- В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1973.

19. Симонов П. В. Эмоциональный мозг.-- М., 1981.

20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.-- В кн.: Психология индивидуальных различий. М., 1961.

21. Теплов Б. М. Ум полководца.-- В кн.: Психология индивидуальных различий.. М., 1961.

22. Allport G. W. The use of personal documents in psychological science.-- Soc. Sci. Res. Coun. Bull., 1942, № 49.

23. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.

24. Dennis W. Age and productivity among scientists.-- Science, 1956, v. 123.

25. Lehman Н. Age and achievement. Princeton, 1953.

ЛИТЕРАТУРА внутр. Карт. болезни

1. Анохин П. К. Орлов И.Б. Ерохина Л.Г. Боль.- В кн.: БМЭ.-изд.3-е.-М., 1976.-Т.3.-С.869-891.

2. Васюков Н.М. Человек как предмет системного исследования.- В кн.: Проблемы системного подхода в психиатрии.-Рига.-1977.-С.9-15.

3. Веселкин П.Н. Болезнь - В кн.: БМЭ. Изд.3-е, М., 1976.-Т.3,С.290.

4. Дальке Р., Детлефсен Т. Болезнь как путь.-СПб.-: ИД «ВЕСЬ», 2003.-320с.

5. Загребина А.А., Торчинов А.М. Гинекология.-М., 1987.-171с.

6. Изуткин А.М. Болезнь, как стесненная в своей свободе жизнь.-В кн.: Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни.-М., 1975.-С.161-178.

7. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного.- Л., 1980.-181с.

8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.-В кн.: Эмоциональный стресс.-Л., 1970.-С.178- 208.

9. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии.-М., 1976.

10. Либих С.С. Теория и практика коллективной психотерапии. Автореф. докт. дисс.-Л., 1969.

11. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания.-М., 1977.- 111с.

12. Магазаник Н.А. Искусство общения с больным.- М.,1991.- 111с.

13. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология.-М.:МЕДресс, 1998.-540с.

14. Молохов А.Н. Очерки гинекологической психиатрии.-Кишинев,1962.-136с.

15. Парценяк С.А. Стресс.Вегетозы.Психосоматика.- СПб.-2002.-384с.

16. Петровский Б.В. Здоровье народа - достояние общества.- В кн.: Общество и здоровье человека М., 1973.-256с.

17. Пшеничникова Т.Я. Бесплодие: причины , меры предупреждения.-М.: Знание, 1988.-61с.

18. Сметник В.П. Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей.-СПб.:СОТИС, 1995.-224с.

19. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.-М., 1972.-133с.

20. Старицын А.С. Медицинская психология.-Омск, 1973.- 259с.

21. Суворова В.В. Психофизиология стресса.-М., 1975.-230 с.

22. Телешевская М. Э., Погибко. Н.И. Вопросы врачебной деонтологии.- Л., 1978.-169с.

23. Фелинская Н.И., Чибисов Ю.К. Реактивные психозы. Глоссарий.-М., 1975.-36с.

24. Чернух А.М. Выздоровление.-В кн.: БМЭ, изд.3-е.-М.,1976.-Т.4.-С.1461-1470.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ