Вот наследие от Господа: дети; награда от Него -- плод чрева.
Пс. 126,3.
Нелегко христианину жить сегодня в миру, пол-ном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия.
Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью -- супругу и детей.
Иные думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели од-ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все-гда, и в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).
Есть ещё одно обстоятельство.
Если о жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпываю-щей полнотой описывает путь иноков, то духов-ный опыт мирян, и в частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.
Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?
Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более все-го дать хорошее образование. Третьи -- прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова-ния, и мечтают увидеть в них талантливых музы-кантов, художников или ученых.
Иное должно быть на первом месте у родите-лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо-титься о том, чтобы дети выросли в непоколеби-мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37--40), и целью своей жизни ставили стяжание Духа Свято-го Божия» (из слов преподобного Серафима).
Если достигнут родители того, то все осталь-ное: и образование, и развитие дарований, и здо-ровье, -- все приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Преподобный Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей?
При решении всякой задачи следует, как гово-рят мудрецы, искать идеального решения. «По-ставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», -- советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.
В самом важном для родителей деле -- деле ду-ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности», которая ненавистна Госпо-ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут рас-ходиться с современными взглядами -- не станем отвергать эти указания и этот опыт.
Не будем повторять тех, которые некогда гово-рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).
Образование и трудовые навыки
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать -- утомительно для тела.
Еккл. 12, 12
В условиях современной жизни родителям не-легко влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа стандарт-на и дается государством.
Было бы бесполезно обсуждать -- что из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков -- времен господства язычества.Вопрос для родителей состоит только в том -- нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).
Этот вопрос следует решать строго индивиду-ально -- в зависимости от склонности ребенка.
В общем случае -- этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение свет-ского образования духовным (изучение Священно-го Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).
Нужно помнить, что всякое светское дополне-ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного разви-тия, о значении которого для души ребенка гово-рить излишне. И не будут ли подобные -- допол-нительные к школе занятия (светскими науками) теми «заботами житейскими», которыми не следу-ет отягчать свои сердца по заповеди Самого Гос-пода (Лк. 21, 34).
Вспомним также слова Премудрого Соломона, который говорит, что «много читать -- утомительно для тела» (Еккл. 12, 12). Из этих слов видно мне-ние Соломона, что приобретение истинной мудро-сти не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным -- изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют последние над уче-ностью».
Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы и т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке соответствую-щих, данных ему от Бога, талантов и искать со-ответствующих учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.
Другое дело с развитием в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.
Выше (см. главу «Спасение душ родителей бо-лее всего зависит от детей») уже говорилось о не-обходимости приучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности са-мим обслуживать себя. Воспитывая детей, родите-ли могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся, будут облегчать жизнь, сде-лают их более полезными членами общества, а может быть, и дадут кусок хлеба в трудные мину-ты жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вя-зать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью готовить пищу и хорошо раз-бираться в сортах и качестве продуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонте-ра, переплетчика и т. п.
Девочек можно научить художественному ши-тью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и на-выков в области медицины, как-то: уменья пере-вязывать и бинтовать раны, оказывать первую по-мощь в несчастных случаях и т. п.
Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже знания удается дать детям по ка-ким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальней-шую участь своих чад в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
А в заключении я хотел бы привести слова одной матушки:
«Учитывая современную обстановку, важно про-являть осторожность в требованиях к детям, кото-рые могут в ряде случаев давать не положитель-ные, а отрицательные результаты,
Ребенок встает утром в школу с трудом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физ-зарядки он не делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва крош-ки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу! Помоги мне быть вни-мательным, прилежным, сообразительным. Сохра-ни меня от злых людей, от бед, от ошибок. По-шли мне, Господи, ангела святого, чтобы он мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!» И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнять дело, порученное ему Богом.
Но что мы нередко наблюдаем на деле? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молит-вы, небрежно крестится, кладет поклоны и косит-ся на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» -- ду-мает он. Но сократить нельзя, его слушает бабуш-ка. Вдруг телефонный звонок. Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы по-резвиться с ребятами лишние минуты на школь-ном дворе. Малыш упустил длинный ряд поми-нальных молитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых ему велено про-износить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их души? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие люди», -- рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосис-ками, колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением: «Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелатель-ство к товарищам, рожденное завистью и осужде-нием, растет у малыша. Он охотно дерется с то-варищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некоторое время, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Его наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои поступки: опозда-ния, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Так за чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» не узнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: "не слушался", ну и все. Батюшка отпус-тит, и Бог простит».
Так понемногу внутренне дитя «отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувство-вать себя бодрее и веселее. А кто как не родите-ли виновны в том, что иго стало ребенку непо-сильным, и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитва есть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Бог были преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страда-ния. Вера, которая должна бы его окрылять и де-лать счастливейшим из людей, она стала с детства его бичом, отнимающим радости жизни.
Подросток становится мрачен, озлоблен и скры-тен; отказывается вскоре от всех внешних прояв-лений веры: от постов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас родителей нельзя передать, но этого сле-довало ожидать, с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенка в ответ на их призыв к молитве, церкви и т. д.
Книга толкует о благодатных утешениях, кото-рые должны заменять верующей душе земные бла-га. Но ведь до благодатных-то утешений надо до-расти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо побороть в себе дурные наклонности, а борец-то должен быть прежде всего С УМОМ! А ума-то как раз у дитяти нет. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оно возложено на него с детства не осторожной и мудрой, а только лишь строгой и требовательной рукой.
Надо бояться «пересолить» больше, чем недосо-лить. Не всякой душе дано с детства ощущать ве-яние Духа Святого. Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта, чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с мла-денчества, то тот, кому даны лишь два, почувству-ет эту благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненный путь, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними форма-ми религии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, что пять ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться при-обретать четыре? Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него нужны всякие сосуды -- и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своя мерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобы религия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бре-менем, мешающим идти. Помоги Бог воспитате-лям, поистине мудрость змеиная нужна им, о чем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишь схематично к вопросу воспи-тания детей. Надо учитывать наследственность и то, что сами родители -- грешные люди. А книга написана так, как будто родители уже святы и должны быть святы их плоды. Но на самом-то деле родители сами без конца падают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.
Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревно из своего глаза..?»
Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на вос-питание себя самого. Кто себя не сумел воспи-тать, как сумеет воспитать другую душу? До семи лет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставлять силой повиноваться, то есть применять наказание. Но в отроческом возрасте надо дей-ствовать лишь убеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми, кончится и влияние старших. Надо твердо по-мнить: «Насильно мил не будешь». Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются по-добрать ему книги, общество и т. п. Он ускольз-нет от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречь любовь и уважение к себе детей. Потеряв это -- потеряешь и детей. Можно зачастую и сде-лать ослабление к своим требованиям, то есть быть снисходительным и прощать, как и Христос прощает нас.
Бог есть Любовь. Если нарушен этот прин-цип -- нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия и т. п. Нет любви в семье -- зна-чит нет среди нас и Бога. А любовь не раздража-ется, не гордится, не ищет своего. А в какой семье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чув-ствуют и уход благодати из семьи. Остается внеш-нее, без внутреннего содержания. Соль, потеряв-шая силу.
Слава Богу, что у нас есть Таинство покаяния, после которого можно начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу, попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, в которой мы находимся. А с ребенком -- идти нога в ногу: вникать в его желания, объяснять их ему, помогать разобраться в картине, в книге, в жизни, указать, к чему что ведет, ибо грех в жиз-ни часто украшен в красивую, обольстительную оболочку, а потому сильно влечет немудреную, простую душу ребенка.
Будем же стараться, чтобы из наших семей ни-когда не ушла Любовь.»