бесплатные рефераты

Эрик Берн. Транзактный анализ (ТА). Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения

Эрик Берн. Транзактный анализ (ТА). Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения

М о с к о в с к и й Г о с у д а р с т в е н н ы й У н и в е р с и т е т

им. М. В. Ломоносова

КУРСОВАЯ РАБОТА

Эрик Берн. Транзактный Анализ (ТА)

«Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения»

Исполнитель: студентка 3 курса, спецотделения

психологического ф-та,

Голованова К.В.

Москва 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Эрик Берн. Возникновение транзактной теории

Транзактный анализ: основная идея и содержание

Отчет о психологических Центрах по ТА

Система общества как игра

Заключение

I. Эрик Берн. Возникновение транзактной теории.

Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы в этом русле.

Он отказался от дальнейших усилий в этом направлении, после того как в 1956 году Институт психоанализа Сан-Франциско отказал ему в членстве в качестве психоаналитика. Этот болезненный отказ подтолкнул его к осуществлению давнего желания внести свой вклад в теорию психоанализа. Он считал, что терапевт должен играть более активную роль в процессе терапии, чем это позволялось психоаналитической концепцией.

В течение десяти лет он исследовал проявления интуиции. Берн обнаружил, что может довольно точно угадать профессию пришедшего к нему человека, особенно если он механик или фермер.

Это открытие привело к написанию Берном ряда статей об интуиции, которые, в свою очередь, привели к развитию теории транзактного анализа. Он решил отказаться от той «ерунды», которой его учили, и «начать слушать, что говорят ему пациенты».

Со временем Эрик Берн стал видеть в каждом клиенте образ эго, связанный с детством человека. Берн понял, что образы эго есть у каждого человека, и назвал их состояниями эго. Он увидел, что «детское» состояние отличается от «взрослого», которое является своеобразной «вывеской» и потому наиболее заметно.

Позже Берн стал различать два взрослых состояния человека, одно - рациональное, которое он называл Взрослым, и другое - не обязательно рациональное, которое он называл Родителем, потому что оно, как правило, было скопировано с его родителей.

Берн продолжал наблюдать за пациентами, стремясь забыть, то чему его учили. Так он открыл значимость поглаживаний и структурирования времени. Он увидел транзакции, игры, времяпрепровождения и, наконец, сценарии.

К концу 60-х годов его работа «Игры, в которые играют люди» (1964) была развита почти полностью. В первые годы своей работы Берн считал, что транзактный анализ хорош для формирования «социального контроля», позже он стал считать, что ТА выполняет основную терапевтическую работу.

С 1965 по 1970 год Эрик Берн был увлечен идеей развития сценарного анализа на основе понятия о сценарной матрице и сценарных запретах, и в этот период он написал свою книгу «Люди, которые играют в игры» (1972).

II. Содержание и идея ТА

В раскрытии содержания ТА будут использованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы профессора РМАПО В.В. Макарова, Клода Штайнера, ученика Эрика Берна и работы Томаса Харрис.

В работе профессора В.В. Макарова "Психотерапия каждого дня и всей жизни" разделены составляющие классического транзактного анализа. Это пять больших разделов:

1. Анализ фиксированных экзистенциональных позиций

- я неблагополучный - вы благополучные (самообесценивание)

- я неблагополучный - вы неблагополучные (безнадежное отчаяние)

- я благополучный - вы неблагополучные (надменное превосходство)

- я благополучный - вы благополучны (полноценная личность)

На кафедре В.В. Макарова были разработаны терапевтические опросники, позволяющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека (Удачник, Середняк, Неудачник). Авторы отмечают, что опросники являются терапевтическими и не предназначены для диагностической работы. Они представляют собой стимульный материал для психотерапии и самоанализа.

Также предлагается каждому человеку собирать свои поглаживания - создать свой банк поглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учится отдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.

Берн говорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».

По мнению Т. Харрис, первая позиция у всех людей одинаковая - «Я не благополучный - Вы благополучные», и образуется она из-за постоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний. Дальше на базе этой установки могут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны - Я благополучен» может сформироваться только на основании осознанного и словесно оформленного решения. В основе четвертой лежат мысль, вера и стремление к действию. Взрослый -- это то, что заключает в себе действие, надежду и возможность перемен.

2. Структурный анализ

- Родитель

- Взрослый

- Ребенок

Также В.В. Макаров предлагает разработанный Опросник «Шкала личностных черт (Р-Д-В)». Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях транзактного анализа. Используется для оценки состояния личности и оценки изменений в процессе терапии. Измеряется преобладание компонентов личности.

Измеряемые компоненты личности:

Способствующий развитию Родитель - адаптивный компонент Родитель, включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Для него характерна: гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.

Консервативный Родитель - подавляющий, косный, самообесценивающий Родитель, высоко критичный, карающий, консервативный, неадаптивный.

У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.

Узнать, обладает ли личность Родителем, можно, если выяснить, присутствуют ли в ней чувства стыда, смущения и вины - это значит, что Родитель пресекает Дитя. (Т. Харрис).

Рациональный Взрослый - адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ориентированное на разрешение проблем.

Иррациональный Взрослый - с искаженным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.

Т. Харрис в своей книге: «Я - ОК, Вы - ОК» описывает как формируется Сильный Взрослый:

1. Научитесь распознавать свое Дитя, все его уязвимые места, страхи, основные способы выражения чувств.

2. Научитесь распознавать своего Родителя, его наставления, предписания и фиксированные установки, а также основные формы проявления этих наставлений, предписаний и установок.

3. Общаясь с другими людьми, будьте внимательны к их Дитя, обращайтесь к нему, поощряйте и оберегайте его, с пониманием относитесь к его потребности в самовыражении, а также к отягощающему его неблагополучию.

4. Иногда, если это необходимо, лучше про себя сосчитать до десяти, чтобы дать Взрослому время на обработку поступающих данных, на различение требований реальности и реакций Родителя и Дитя.

5. Если сомневаешься, воздержись. Никто не осудит вас за то, чего вы не говорили.

6. Разработайте собственную систему ценностей. Без этической опоры невозможно принимать решения.

Позитивное Дитя - преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, адаптирующийся ребенок.

Трудное Дитя - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация. Так как дети рождаются, не имея внутреннего цензора, их первые болезненные укоры совести являются результатом трансакций Родитель Ребенок.

Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучное Дитя постоянно активно, неспособен на транзакции, связующие его с реальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом. Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженным и содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить в неприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек, позволяющий реагировать своему Дитя, на самом деле как бы говорит: "Посмотрите на меня, я не в порядке".

Тот, кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самом деле говорит: "Посмотрите на себя, вы не в порядке (и я от этого чувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражение неблагополучия, и оба они способствуют утверждению в безысходности.

Каждое состояние по-своему относится ко времени. Детское состояние время не ценит. Родительское состояние живет в прошлом. Взрослое состояние умеет ценить время.

Выделяются два варианта структурирования времени: часовое и целевое.

При часовом структурировании человек живет по расписанию, исходя из затрат времени. Наиболее дисциплинированные люди ежедневно по часам расписывают свой день.

При целевом структурировании времени люди действуют в соответствии с поставленными целями, не обращая внимания на временные затраты. Такие люди достигают основных своих целей. Часто они признают себя важными персонами и ломают временные графики других людей.

Жизненная энергия, движущая прогресс внутри личности и между поколениями людей, получила название фасис.

Катексис - принятое понятие, обозначающее переход психической энергии, фасиса, из одной части личности в другую. Только фасис в результате отрицательных эмоций быстро расходуется и требует нового наполнения. А значит, и новых отрицательных эмоций. Такие люди ищут возможности разгневаться или обидеться.

Патология эго-состояния Взрослый может быть результатом нехватки адекватной информации. Обычно вся проблема в контаминации. Этот термин используется, чтобы объяснить проникновение одного эго-состояния в другое. Человек принимает Родителя или Ребенка за Взрослого.

Патология в ТА подробно рассмотрена Т. Харрис в книге «Я-Ок, Ты-Ок».

3. Анализ действий

Всякое взаимодействие имеет социальный и психологический уровни. В явном взаимодействии эти уровни совпадают, в скрытом - не совпадают.

Все взаимодействия с самим собой, между двумя, а также большим количеством людей можно описать шестью вариантами или типами взаимодействий.

- уход в себя

- процедура (серия простых, дополнительных Взрослых взаимодействий, направленных на получение предполагаемого или предсказуемого результата)

- операция (серия простых, дополнительных коммуникаций с заранее известными целями, где задействованы не только Взрослые состояния)

- ритуалы (стереотипная серия простых, дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемых Родительскими состояниями взаимодействий, знак взаимного признания)

- развлечение, или времяпрепровождение (серия простых дополнительных взаимодействий, сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенного интервала времени. Человек, начинающий то или иное развлечение, рассчитывает на поддержку интересных для него собеседников. Когда же кто-то один в группе начинает противоречить устраивающему других развлечению, то его обязательно не примут в другие формы взаимодействия)

- близость (это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды)

Все три состояния «Я» настороженно относятся к близости. Родительское состояние боится быть скомпрометированным близостью, считает, будто близость расценивается окружающими как проявление слабости. Оно допускает близость только в частной жизни. Взрослый понимает, что близость - это такое состояние, в котором человек особенно незащищен и которым легко злоупотребить злоумышленнику. Детское состояние боится расплаты за близость.

Близости нелегко дать определение, однако можно указать ряд условий, благоприятствующих ее возникновению: исключение игр, раскрепощение Взрослого, следование установке "Я -- о'кей, вы -- о'кей". (Т. Харрис).

Может быть, поэтому в нашей жизни так мало близости. А для того, чтобы избежать опасности близости и невыносимой скуки, люди и заполняют играми наиболее интересные часы жизни.

4. Анализ неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

Формула закладки сценария:

Сценарий равен сценарным запретам плюс сценарным предписаниям и решениям, которые принимает по их поводу ребенок. Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты - от чего он должен воздержаться. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушение запретов карается. Эта «семейная программа модификации поведения» помогает родителям контролировать действия своих детей.

Запреты + Предписания > Решение = Сценарий

(что не делать) (что делать) (ребенок принимает одну (один из 6-ти по Берну)

из 4-х позиций «+» «-»)

Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры, в которые будет играть.

Самореализуемые пророчества - это один из вариантов конструирования будущего. Их закреплением и контролем реализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневнике те события, которые должны произойти.

Автономные решение представляют собой самостоятельные решения, принятие Взрослым состоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.

Обычное поведение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяется сценариями. И многие люди проживают жизнь, обманывая мир и самих себя.

Сценарии основываются на запретах и предписаниях.

Предписания

В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий», рассматриваются директивы, которые психолог Тейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакций, неизменно демонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение.

Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными ("драйверами", "тем, что ведет").

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись

В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичных предписаний:

"Веди себя прилично!"
"Не капризничай!"
"Будь хорошей девочкой!"
"Много работай!"
"Ты должен быть лучшим в классе!"
"Врать плохо"
"Не выноси сор из избы"

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробно описывают как, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознавать эти директивы.

Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе сами.

Директива

Дозволение

Будь Совершенным/Совершенной     

Будь собой, ты и так неплох

Нравься Другим

Нравься себе

Будь Сильным/Сильной

Будь открыт и выражай свои желания

Упорно Пытайся

Сделай

Торопись

Не торопись

Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.

Следуя директиве, человек считает, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.

В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.

Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.

1. ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств

2. СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности

3. ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости

4. ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, "никто меня не любит", "все тщетно"

Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций. Его Приспосабливающийся ребенок считает, что пока он руководствуется директивой, он ОК.

Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, - внутренне он судит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. При переходе из директивы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит от директивного «Я ОК, если…» к «Я не-ОК, ты ОК».

Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.

Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что "Я не-ОК, и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария - позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.

Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения.

Запреты

Психотерапевты Боб и Мери Гулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.

12 родительских запретов (с частичкой НЕ):

- не будь

- не делай

- не расти

- не будь ребенком

- не будь самим собой

- не будь значимым (не высовывайся)

- не принадлежи (не связывайся)

- не будь близким

- не достигай успеха

- не думай

- не чувствуй

- не будь здоровым

Сценарий является результатом компульсивного повторения - люди стремятся снова и снова пережить несчастливые события своего детства.

Типы сценариев: Победители, Непобедители, Неудачники.

(Э. Берн)

Разновидности сценариев:

- сценарий «Никогда» (миф о Тантале)

- сценарий «Всегда» (миф об Арахне)

- сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)

- сценарий «После» (миф о Дамокле)

- сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе)

- сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)

Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария и освобождения от них:

- «Без любви» (депрессия) - нужно уметь принимать и отдавать поглаживания

- «Без разума» (сумасшествие) - нужно познавать мир избегать игнорирования и ложной информации.

- «Без радости» (пристрастие к наркотическим веществам) - нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.

Феномен игнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.

В.В. Макаров приводит много примеров игр и сценариев, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге "Игры, в которые играют... в России. Психологические игры новой России". Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».

5. Анализ психологических игр

Йохан Хейзинга в своей книге "Homo Ludens" пишет: "одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой".

В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:

- скрытые мотивы

- наличие выигрыша

Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам.

Хейзинга пишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится. Свисток спортивного судьи.

В мире высокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести.

Антитезисы - внешнее освобождение от игры. Этим освобождением является избегание лжи.

У Т. Харриса - все игры ведут происхождение от простой детской игры "Мое лучше, чем твое", "У меня лучше", которую легко наблюдать в любой группе четырехлетних детей.

Тогда, как и теперь, эта игра заводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнета неблагополучия.

Формула игры:

Схема 1

Слабость > Ловушка > Ответ > Удар > Расплата > Вознаграждение

Схема 2

Преследователь («я-ок, вы-не ок»)

Жертва Спаситель («я-ок, вы-не ок»)

я-не ок, вы-ок»;

«я-не ок, вы-не ок»)

Или: Крючок + Клев… = Реакция - Переключение + Смущение + Расплата

К. Штайнер рассматривает игру в «Спасение» - в это игру играют почти все («Игры на всю жизнь). Это треугольник: Спаситель, Преследователь и Жертва. Ребенку с детства навязывают роль Жертвы, а роли Спасителя и Преследователя он усваивает на примере родителей. Эти роли неизбежно меняются, передвигаются.

Большинство семей программируют мальчиков и девочек по-разному: мальчиков учат не знать себя и не уметь выразить чувство любви, а девочек - не уметь логически мыслить.

Отказавшись от трех ролей, люди обнаруживают у себя новые способности, о существовании которых они даже не подозревали.

Особый интерес представляют игры человека с самим собой. Человек заявляет окружающим или себе, будто он в любой момент прекратит или начнет… на место многоточия можно поставить то, от чего человек, пусть неосознанно, не собирается отказываться или наоборот то, что он не собирается делать (бросить курить, пить, сесть на диету или начать учить иностранный язык, заниматься спортом).

Антитезис в этих ситуациях: - важно начать без промедления и откладывания. Нужно стимулировать человека в попытке осуществления задуманного. И если такая попытка даже окажется неудачной, то человек все же осознает свою проблему. А это значит, что игра с самим собой будет осознана и разрушена.

По мнению Берна, когда в игре общественная полезность перевешивает сложность ее мотивов, когда игра идет на благо всем игрокам - такую игру можно назвать хорошей.

Автономия - выход из сценария, достигается при раскрытии и восстановлении трех способностей: к осознанию, спонтанности и близости. Автономным считаются поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь». Уход от игры:

- выравнивание тела

- обратная связь

- отказ от пренебрежения

III. Отчет о психологических Центрах по ТА

Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их очень мало. Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами, консультируют транзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА для организаций, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА. Существуют институты по Транзактному Анализу в Санкт-Петербурге и Украине (многие специалисты из С-П часто проводят семинары, тренинги в Москве).

В Москве же наиболее ярко ТА отражен двумя представителями учения Берна.

Первый представитель - это профессор В.В.Макаров заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования. Автор множества работ по ТА.

Второй представитель - это психотерапевт, позиционирующий себя как единственного в Москве специалиста по ТА, прошедшего полное обучение ТА в Англии. И являющегося сертифицированным международным специалистом. В России всего 6 специалистов - по информации с его сайта. Имеет свой Психологический кабинет ТА.

В качестве клиента я прошла несколько сессий, в том числе групповых.

Психологический кабинет ТА - как протекает сессия:

Запись беседы ведется на диктофон, плюс документально.

Заключаются два договора между терапевтом и клиентом. Первый как гражданско-правовой, второй определяет цель, задачи, поставленные перед терапевтом клиентом, условия-критерии, по которым будет определяться выполнены ли они. Также, в зависимости от цели, определяется количество сессий (посещений), которое понадобится для решения проблемы.

В Транзактной Терапии есть также этический кодекс.

Итак, заключается первый договор на оказание услуг - как обычный гражданско-правовой договор. Где предусмотрены права и обязанности клиента с терапевтом, литература, которую должен читать клиент и регламент.

После определения цели-проблемы терапии, составляется контракт, в котором определяется, сколько потребуется занятий для ее решения, и по каким критериям будет определяться решена задача или нет. Документально эта цель может просто быть записана в первый гражданско-правовой договор. Все это может быть также оговорено и устно.

В работах В.В. Макарова, например, предлагается такая схема контракта:

Диаграмма № 1

(контракт на изменение)

Область А Область перехода Область В

Существующее

положение: Решение Положение после изменений:

1. 1.

2. 2.

3. 3.

Работа с диаграммой позволяет определить область В, сравнить ее с областью А, оговорить условия Перехода и принять ответственность Клиенту за Решение сделать эти изменения в своей жизни.

После определения проблемы и заключения контракта человек может

составить программу поведения своего Взрослого с помощью вопроса,

соответствующего этой проблеме. Затем, в критический момент, когда может использоваться тип поведения, который человек решил изменить, он задает себе вопрос. Этот вопрос активизирует Взрослого.

Активизация Взрослого эго состояния, необходимого для заключения контракта, происходит при использовании схем, диаграмм, графиков. Полезно рисовать диаграммы на период принятия контракта на изменение.

Сессии (посещения):

Сессия 1. Первоначально ведется блиц-опрос по главным анкетным вопросам. Вопросов много. Выясняется цель запроса, проблема. Рассматриваются предписания по Берну. Эго состояния.

Сессия 2. В соответствии с запросом, спрашивается (Как в Сценарном вопроснике Э. Берна)

Как человек видит себя с осуществившейся целью через:

- 10 лет

- 20 лет

- 30 лет

- 40 лет

- перед смертью

- после смерти

- что написано на могильной плите

- и кто стоял у постели умирающего, и как все было

Сессия 3-4. Дается задание вспомнить любимую сказку в детстве до 5 лет. И любимых героев из истории вообще.

Также, необходимо начиная от первой любви, перечислить все последующие отношения.

- почему расставались, причины

- как протекали отношения

Даются задания до следующего посещения.

Сессия № 5.

Задаются вопросы о том, как:

- протекала беременность мамы

- что читалось во время беременности

- как происходили роды

- кормление

- чувства мамы

- детали

- происшествия

Все, что связанно с момента зачатия и после родов.

Сессия 6. Анализ сценария.

Сессия 7. Я записываюсь в терапевтическую группу. Для этого существует отдельный контракт с регламентом. И также формулируется цель моего группового посещения, которая будет оглашаться в группе. Групповая терапия длится 2 часа. Берется обязательство (по крайней мере, это желательно исполнять) посещать ее не менее полугода. При пропуске место в группе оплачивается.

Всего в группе около 6 человек.

Сначала все представились и рассказали о цели, с которой они здесь, можно задавать вопросы. Атмосфера легкая, приятная. Лидер помогает, но вмешивается редко, в основном молчит, наблюдает.

Потом нужно рассказать о своей проблеме, все высказывают свое мнение, свои реакции. Есть занятия, которые посвящаются кому-либо одному, но затрагивает и помогает всем, все рассуждают о его проблеме, спрашивают, дают советы, делают выводы. Человек чувствует себя значимым, его понимают. Говорится о своих Состояниях Я. Сценарных запретах. Чувства нужно высказывать сразу. Прямо. Спрашивается, чего я хочу от группы, что решить.

Сессии 8-10. Следующее посещение группы: все организационные вопросы решаются и обсуждаются на группе. После групповой сессии чувствуется большой энергетический заряд, взаимное понимание, начинаю понимать, почему это считается самым эффективным из терапий. В группе тебя наблюдают сразу несколько человек, и человек может наблюдать других, видеть их искренность, сравнивать свои проблемы, анализирует, идет постоянная интеллектуальная и особенно эмоциональная работа, переживается множество чувств. Разыгрываются сцены из жизни. Перенос в прошлое. Психодрама. Работа со своими Состояниями Родитель, Ребенок, Взрослый и с этими Состояниями уже реальных своих родителей.

Сессии 11-12. Если человек прекращает работу в группе, это решение оглашается за два занятия. В последний день на группе, каждый участник говорит о своих мыслях и чувствах в адрес уходящего из группы. Делается акцент на том, что все должно быть искренне. Нельзя утаивать чувства, все говорится открыто.

Подводя итоги посещения терапии по ТА, в целом складывается положительное и надежное ощущение. Многих привлекает контракт, которой является гарантией. В ТА также ставятся конкретные цели, есть четкая структура действий. Клиент обязан читать литературу по ТА, говорит с терапевтом на одном языке.

Вообще, когда есть четкая, понимаемая и принимаемая структура лечения, видно направление и ясно, как к нему идти - клиент начинает доверять и помогать терапевту, участвует в процессе, - он не пациент, он равный участник терапии.

IV. Система общества как игра

Сценарий есть неосознанный план нашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральный проект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти в школу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а в конце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой?

Существует одна игра, в которую играют все без исключения, и кто не хочет играть, автоматически исключается. Это игра в систему. Собственно она объединяет все игры и сценарии в один организм.

Передаваясь из поколения в поколение, это программа одна на всех. Четкие правила, оправданные меры обеспечения, выполнение всеми. Система настолько обладает жесткой привязанностью к каждому, что даже во времена, когда какая-то часть общества восстает (и это называется революцией, например) и все меняет, через какое-то время в новых условиях начинает существовать все этаже страшная система.

Заключается она в следующем, основные аспекты: семья, работа, досуг.

1. Семья:

Клод Штайнер и Ходжи Викофф пишут, что два основных препятствия, которые стоят на пути к достижению удовлетворяющих отношений между мужчиной и женщиной, состоят в том, что, во-первых, мужчина и женщина не в состоянии построить близкие любовные отношения друг с другом и, во-вторых, мужчина и женщина часто не умеют построить равные отношения в сфере совместной деятельности.

Структурный анализ мужской роли: мужчин принуждают соответствовать определенному сценарию. От них требуется развить своего Взрослого: они должны вести себя логично, хорошо успевать в точных науках, уметь мыслить логически. Им не рекомендуется развивать своего Заботливого Родителя -

учиться заботиться о других или самом себе.

Структурный анализ женской роли: женщину программируют быть дополняющей второй половиной мужчины. Развивать Заботливого Родителя и Маленького Профессора (интуиция). Зато от женщины никто не ожидает, что у нее будет сильный Взрослый. Общая идея женского сценария - беспомощность.

Одно из нездоровых следствий полоролевой социализации - то, что она создает «пробелы» в личности, которые ограничивают ее потенциал, не давая человеку возможность стать целостным.

По указанной причине многие мужчины и женщины чувствуют себя неполноценными, когда у них нет партнера противоположного пола, поэтому стремятся дополнить себя до целого с помощью другого человека. Кроме чувства неполноценности они также ощущают, что они «не в порядке», потому что ни с кем не состоят в близких отношениях. Как два фрагмента паззла или две половинки целого, мужчины и женщины часто стремятся найти кого-то, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и компенсировать свои недостатки.

Поэтому, как только они находят кого-то мало-мальски подходящего на роль «компенсатора», то стремглав несутся навстречу заранее определенным отношениям зависимости.

Самая распространенная игра в семьях - это «Треугольник спасения»: Преследователь, Спаситель и Жертва. Причем муж, жена и дети в нем могут постоянно меняться ролями.

Отдавая и делясь, человек тем самым естественно проявляет свои лучшие чувства, а не следует общественно запрограммированным ритуалам.

Близость становится возможной, когда отсутствие страха позволяет наиболее полно воспринимать мир, когда красота может быть увидена вне зависимости от практической пользы, когда стремление к собственности становится ненужным вследствие реальности обладания.

Корабль, не имеющий цели, носится по волнам без руля и без ветрил; в бурю, он трещит по всем швам, а в штиль он неподвижен. Он весь во власти стихии. Многие семьи похожи на такой корабль. Они держатся на плаву, но не имеют цели. Принимая решения, они главным образом руководствуются принципом: "А как поступают другие?" Они подражают своему кругу в одежде, ведении хозяйства, воспитании детей, в системе ценностей и образе мыслей. "Раз все так делают, значит так и надо" -- вот их жизненный стандарт. Если "все" покупают определенную модель роскошной автомашины, то и они сделают эту покупку, хотя она и не по средствам. У них нет собственной независимой системы ценностей, основанной на реалиях их жизни, и потому дело для них часто кончается разочарованием и долгами.

В социальной психологии это называется Эффект «Фургон с оркестром» - один из приемов манипуляции сознанием, при котором используют стремления человека поступать «как все».

Взаимоотношения во многих парах представляют собой сложное переплетение игр, поскольку накопившиеся раздражение и отчаяние породили изощренные повторяющиеся варианты сценариев "Скандал", "Все из-за тебя", "Как тебе не стыдно", "Ты как твой папаша" и "Если бы не ты, я бы мог..."

2. Работа:

Беспомощность граждан - требование авторитарного общества, поэтому семья и лишает ребенка силы и самостоятельности, делая его дисциплинированным и послушным.

Ожидания родителей относительно детей сконцентрированы на школьной успеваемости, то есть на подготовке новой рабочей силы для рынка труда, поэтому они не требуют от детей ничего, кроме дисциплины и хороших оценок, которые отбирают почти всю энергию детей. Родители готовят новых работников, которых будут эксплуатировать индустрия и коммерция.

Культ интеллектуального труда как престижного, и физического как второсортного - Социальная стратификация, замкнутый социальный организм.

Главное, что усваивают дети в результате такого воспитания, - это три роли треугольника спасения: Спаситель, Преследователь и Жертва. Усвоение этих ролей готовит их к участию во властной иерархии, где каждый человек по положению выше кого-то одного и ниже кого-то другого.

Треугольник Спасения не предполагает равенства между людьми: в нем они могут быть только выше или ниже друг друга. Мы как будто живем на лестнице, где одни люди идут вверх по нашим головам, а мы сами карабкаемся вверх еще по чьим-нибудь головам.

Райх ясно указал, как структура общества отражается в структуре характеров ее отдельных членов (проницательность, которая прояснила иррациональные аспекты политики).

3. Досуг.

Любовь, отдых, увлечения, хобби. Даже это строго регламентировано, как нас научили так мы это и делаем. Запрограммированность всего, даже счастья (по Берну Упорядочивание времени).

Как пишет Берн: упорядочивание времени - это объективный термин для обозначения экзистенциональных проблем, связанных с вопросом: что делать после того, как вы сказали «Здравствуйте».

Заключение

Заключение я хочу представить как свод общих практических выводов, отражающие все преимущества Транзактного Анализа, его эффективность и работоспособность.

Цель, которую преследует транзактная терапия:

1. Выход на позицию «Я - ОК, Вы - ОК»

2. Активация Взрослого состояния для руководства своей жизнью

3. Устранение Неблагополучного Дитя в человеке

4. Развитее главнейших качеств Осознанности, Спонтанности, Близости

5. Отказ от Сценариев и Игр

6. Автономность личности - чувства и мысли «здесь и теперь»

7. Избегания всех ролей треугольника Спаситель, Жертва, Преследователь

8. Аутентичность

Что предлагает ТА для осуществления этих целей:

1. Освоение структурного анализа Родитель-Взрослый-Ребенок

2. Терапевтический контракт

3. Равноправные отношения клиента и терапевта

4. Простой, понятный и общий язык

5. Четко разработанные порядок действий в терапии; методики, техники и упражнения ТА для выявления и решения проблем (Приложение № 1)

6. Систему накопления поглаживаний

7. Эффективную групповую психотерапию

Йохан Хейзинга приводит слова Платона: «Человек - это какая-то выдуманная игрушка Бога… Каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры».

Но Хейзинга рассматривает те игры, которые Берн назвал бы продуктивные, свободные игры.

На взгляд Хейзинга, использование хитрости и обмана со всей очевидностью ломает игру и отметает игровой характер соревнования. Игру не по правилам, с тайным умыслом Хейезинга называет псевдоигрой.

Дух свободной игры это радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность.

На мой взгляд, Транзактный анализ является тем методом в психологии, который может объединить сразу несколько направлений в науке. Тем самым создается единый метод психотерапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. Психология человеческих

взаимоотношений. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ, или ВЫ

СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ». ЧТО ДАЛЬШЕ? Психология

человеческой судьбы. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.

2. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика.

(Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 22) / Пер. с англ. В.М.

Сариной. - М.: Класс, 1997.

3. Джеймс М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект,

2004. - 536 с.

5. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия - М.:

Академический проект, ОППЛ, 2002. - 496 с.

6. Макаров В.В. Психология каждого дня и всей жизни. - М.: ПЕР СЭ;

Профессиональная психотерапевтическая лига, 2001. - 191 с.

7. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России.

Психологические игры новой России. - М.: Академический проект; 2004. -

112 с.

8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники

транзактного анализа и психосинтеза. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 352 с.

9. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. - СПб.:

Социально-психологический центр, 1996.

10. Харрис Т.А. Я - ОК, Ты - ОК.

11. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерланд.

В. Ошиса. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 539 с. - (Philosophy).

Приложение №1

Техники в ТА терапии

(все техники приводятся в сжатом виде)

Техника 1.

Определение эго-состояния.

Упражнения:

Напишите по одному примеру на каждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению к другим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйте столбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в каком состоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческие факторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей. Учитесь распознавать их.

Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…» Затем за 2 минуты опишите себя. На другом листе напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. А теперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые.

Техника 2.

Определение транзакций.

Упражнения:

Нарисуйте параллельные и пересекающиеся транзакции из вашей жизни.

Техника 3.

Поглаживания.

Упражнения: Заполните таблицу индивидуального профиля поглаживания.

(Приложение № 4)

Техника 4.

Структурирование времени.

Упражнения:

Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени.

Техника 5.

Определение жизненного сценария.

Упражнения:

Напишите на бумаге какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагический? Интересный или скучный? Чем заканчивается ваш сценарий? Неплохо записать ваши ответы на пленку и прослушать после. Вспомните стрессовые ситуации постепенно от недавних до самых ранних, это поможет понять связь между вашими повседневными переживаниями и детскими переживаниями из прошлого.

Нарисуйте свою сценарную матрицу. 1. Приказания. Просмотрев список из 12 приказаний, отметьте важные для вас. 2. Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. 3. Программа. Вспомните, как в детстве вам показывали пример, как нужно достичь определенного сценарного результата. «Вот как…».

Подумайте и напишите ответ на вопрос: Что случается с людьми вроде меня?

Техника 6.

Работа с игнорированием.

Упражнения:

Вспомните последнюю ситуацию, которая закончилась для вас неблагоприятным образом. Такая ситуация представляет собой проблему, которую вы не решили. Попробуйте выявить аспекты реальности, которые вы игнорировали. Были ли в этой ситуации пути разрешения, которые вы не использовали? Можете ли вы определить, в чем выразилось преувеличение? Можете ли вы определить пассивные типы поведения, используемые вами в этой ситуации?

Техника 7.

Работа с мировосприятием и искажением.

Упражнения:

Вместе с другим участником проиграйте роли с применением отклоняющихся и блокирующихся трансакций. Упражнение дает практические навыки распознавания и борьбы с этими трансакциями, которые люди применяют неосознанно.

Техника 8.

Работа с симбиозом.

Упражнения:

Первая часть упражнения предназначена для того, чтобы человек почувствовал симбиоз. Когда два человека опираются друг на друга, то она чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однако некоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит из контакта и позволяет им упасть. Человек боится, что без партнера он не сможет стоять на ногах.

Техника 9.

Работа с системой рэкета.

Упражнения:

Рассматриваются примеры неприятных ситуаций, нужно описать свои чувства в ней. Выясняется, что у каждого есть свой набор чувств, которые мы используем при определенных ситуациях. Отмеченное чувство является тем чувством, которое было скопировано или поощрялось вашей семьей, в то время как другие чувства не поощрялись или запрещались.

Техника 10.

Игры и анализ игр.

Упражнения:

Письменно ответьте на вопросы. «Загадочные вопросы» находятся в конце упражнения. Не смотрите на них, пока вы не ответили на все вопросы плана игры. После этого ответьте на два «загадочных вопроса». 1. Что постоянно происходит со мной? 2. Как все это начинается? 3. Что происходит потом? 4. (Загадочный вопрос) 5. А потом? 6. (Загадочный вопрос) 7. Чем все это заканчивается? 8. а) Как я себя чувствую? б) Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек? Загадочные вопросы: 4. В чем заключается мое секретное послание другому человеку? 6. В чем заключается секретное послание ко мне другого человека? Ответы на «загадочные вопросы» являются психологическими посланиями в транзактной диаграмме игры.


© 2010 РЕФЕРАТЫ