бесплатные рефераты

Формирование личности

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией лич-ности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые дейст-вительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Отметим, что значительное влияние на дальнейшее развитие сов-ременной психологии и социологии личности оказали и примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма и других. Концепции этих исследователей получили наз-вание неофрейдистских, так как все они так или иначе опирались на идеи З.Фрейда. Например, А.Адлер (1870-1937), социологизируя психо-анализ в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции (“Оно”, “Я” и “Сверх-Я”) и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом по-ведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо История социологии (Под общ. ред. А.Н.Елсукова,с.221-222..

К. Юнг (1875-1961), познакомившись с теорией Фрейда, во мно-гом поддержал его воззрения. Он активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике Юнг К. Архетип и символ. - М.,1991.. В дальнейшем Юнг отошел во многом от традиционного психоанализа и предложил свою довольно сложную структуру человеческой психики, по его мнению она состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, кол-лективного сознания, личного бессознательного и коллективного бес-сознательного. Под “коллективным бессознательным” Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа”.

Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со сто-роны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, кон-цепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им “культурных факторов”. По мнению Хор-ни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация соб-ственных желаний История социологии (Под общред.А,Н.Елсукова,с.227..

Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прек-расно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию пси-хоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин Там же, с.229..

Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе”, Фромм утверждал, что в ходе эво-люции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обуславливаемые социальной сре-дой.

Фромм считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате соци-ального процесса формирования личности... Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - есть продукт культуры...” Фромм Э. Бегство от свободы. - М. ,1990,с.21..

В результате самостоятельного исследования истории человече-ского общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социаль-ных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отли-чие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма “социоэкономическая струк-тура общества формирует социальный характер своих членов таким об-разом., что им хочется делать то, что они должны делать” Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986, с. 156.

.

Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого вни-мания анализу положения личности на различных этапах эволюции чело-веческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействова-ло обогащению его учения.

Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодо-ления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ря-да опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противо-речиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнооб-разным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, кото-рые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивили-зация оказалась на грани самоуничтожения.

Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и кон-цепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой.

2.3. Поведенческая концепция личности

В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло-гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо-средственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения. Мы уже упоми-нали выше некоторые аспекты данной теории, теперь рассмотрим ее более подробно.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объ-ясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получа-ют многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ-ленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Та-кой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равнове-сия или баланса между обменами” Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984, С.90..

Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, назван-ных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные от-ношения) и институциональным. Первый - основа второго. При этом со-циальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое раз-личие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных органи-зациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями, и в том, что сами процессы обмена “вознаграждающей” деятельностью становятся более опосредо-ванными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновес-ные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры Новые направления в социологической теории. - М., 1978, с.84..

Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров. Как отмечалось в ряде критических работ История социологии (Под ред. А.Н.Елсукова и др. - Мн.,1997, с.240-241., осталось непонятным, как действу-ющий индивид использует “внешние символы” (в том числе структурную информацию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодействия индивид делает заключение о том, что проис-ходит. Не смотря на это, в целом в современной западной социологии учение Хоманса по-нимается и трактуется для исследования традиционных социологических проб-лем и пользуется определенным влиянием.

Выделим пять основных положений, которые объясняют, как счи-тает Хоманс процесс обмена между индивидами.

Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится произво-дить это действие.

Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, кото-рое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более пенно для личности достижение определенного резуль-тата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направ-ленное на его достижение.

Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - ис-ходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подоб-ной награды.

Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характери-зуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результа-ты такого поведения становятся для него более пенными. И наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказа-ние, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одоб-ряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более пенными.

Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рас-сматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он пытался экстраполи-ровать эти положения на объяснение всех социальных процессов и считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами.

Иными словами, рассматривая проблему личности, Дж.Хоманс, его предшественник (Б.Скиннер) главную роль отводят системе “стимулов”, “подкреплений”, проводя прямую анало-гию между поведением человека и животных. Изменения личностного по-ведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция “хороших”, т.е. желаемых действий.

Одновременно, как и Хоманс, П.Блау постулировал, что при рас-смотрении ассоциаций, включающих явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью между двумя липами, используется элементарная экономическая модель. По сути социальная жизнь трак-туется им в качестве своеобразного “базара”, где “акторы” торгуют-ся между собой с целью извлечения наибольшей выгоды История социологии (Под общ. ред. А.Н.Елсукова. с.242. .

“Принципы” и “законы” Блау можно сформулировать следующим образом: Тернер Дж. Структура социологической теории. -М.,1985, С.347-373.

Принцип 1, Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осу-ществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он бу-дет осуществлять эту деятельность.

Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек об-менялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последую-щих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обязательствам.

Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязатель-ства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негатив-ному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности.

Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющего-ся результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается,

Принцип 5. Чем больше установилось отношений обмена, тем бо-лее вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы “справед-ливого обмена”.

и другие, Предложив весьма оригинальную концепцию сущности общества, Блау, пожалуй, поставил больше проблем, нежели разрешил их.

2.4. Культурно-историческая концепция личности

В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека как деятельного существа. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно опре-делить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая са-мого себя и условия своего существования, В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не могло бы существовать. Твор-ческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: ор-ганическими, функциональными, материальными, социальными, духов-ными. Как правило, в качестве пели деятельности выступает ее про-дукт.

Деятельность принято рассматривать в структурном и функциональном аспектах Социология (Под ред. В.Н.Лавриненко . - М.,1998,с.232.. Структурный аспект предполагает выяснение стро-ения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

Изучение личности при деятельном подходе сводится к следую-щему:

- определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д./

- выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;

- изучение характера связи между различными видами деятель-ности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;

- исследование уровня осуществления каждого из видов деятель-ности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпы-вает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. До сих пор мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана социологическая модель личности. Вероятно, это дело буду-щего.

В продолжение разговора о характере человеческой деятельности нельзя не отметить тот факт, что она не всегда позитивна и способ-ствует прогрессу как самой личности, так и общества в целом. Это признавали многие социологи и историки. В качестве примера можно привести теорию так называемых культурно-исторических типов, воз-никшую как попытку преодолеть недостатки евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического процесса и объяснить особенности развития Востока и других регионов мира, в том числе и России. Она видит исторический процесс как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, цивилизаций. Основатель этой теории российский социолог Н.Я.Дани-левский Данилевский Н, Я. Россия и Европа.-М,,1991,с.222..

Наряду с тем, что личность создает в процессе деятельности культуру, культурные образцы Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. - Т.З. - М. ,1983. С. 125., культурная принадлежность обуслав-ливает характер деятельности, правила, нормы, ценности и т.п.

Г.Терборн отмечает, в частности, что предпочтения людей раз-личаются постольку, поскольку они принадлежат к разным культурам, из которых они усвоили различные жизненные цели и желания, конк-ретные нормы правильного поведения, особые способы выражения эмоций и владения ими. Это предположение само по себе может служить объяснением человеческого действия Терборн Г. Принадлежность к культуре.//Теория общества (Общ. ред. А.Ф.Филиппова, с.83-84..

Кроме того, принадлежность к культуре означает усвоение оп-ределенной когнитивной и коммуникативной компетенции, определенно-го языка, социального горизонта, мировоззрения или совокупности верований, способа толковать или определять ситуации, справляться с неопределенностью и посылать сигналы.

Еще один важнейший аспект социологического понимания принад-лежности к культуре состоит в том, что она определяется по двум измерениям - общему ощущению действующим его тождественности с од-ними людьми и отличия от других. Это положение дополняется нали-чием подобного ощущения “идентичности - дифференцированности” и у других участников коллективного действия Там же. с.84-85.

Завершая разговор о различных взглядах на процесс формирования личности, нельзя не сказать о представителях гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отожествляли психологию и поведение человека и животных. Сторонников гуманистических теорий прежде всего интересовало то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитали описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Наиболее известные представители этого подхода - А.Маслоу, К.Роджерс.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

Значительный вклад в решение проблемы личности внесли также А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович. Скажем, теорию предложенную Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного возраста до юности и использующих для описания личности внутренние свойства и особенности человека.

Э.Эриксон выделял у каждого человека в течение жизни восемь психологических кризисов:

1.Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).

2.Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте 2-3 лет).

3.Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 - 12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12 - 18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).

8.Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Несмотря на то, что на формирование личности определенное влияние оказывают факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе, главные факторы, определяющие процесс формирования личности - групповой опыт и субъективный уникальный личностный опыт.

2.5. Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях

Прежде чем задаться вопросом: какими характеристиками должна обладать личность в современных российских условиях, обратимся к социологическим воззрениям М.Вебера как основоположнику теории современного капитализма.

Современный капитализм у Вебера - это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад к патриархальным об-щественным структурам и ценностям нет Громов И.А., Мацкевич А, Ю.,Семенов В.А, Западная теоретическая социология. - СПб, 1996, с.110..

Исследуя генезис капитализма, Вебер определил для себя цент-ральную проблему: происхождение буржуазного производственного ка-питализма с его рациональной организацией свободного труда.

Вебер дает генезис и глубокий анализ взаимосвязанных религи-озных, экономических, политических, и иных структур, образующих особый феномен - западно-европейский капитализм как культурно-исторической ценности. Шпакова Р. Макс Вебер и Верингер Зомбарт о западноевропейском капитализме) Соц. иссл. - 1992. - № 12. Для него европейский капитализм - это об-раз жизни, имеющий свою нравственную ценность, но одновременно и образ мышления, особая логика, корни которой уходят в европейскую античность.

В России капитализм еще не стал образом жизни. Отечественную социально-экономическую модель, с известной долей условности, можно охарактеризовать как административно-капиталистическую. Поэтому у нас возникают сложности с определением адекватной модели лич-ностного поведения.

Вебер показывал, что изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду способны дать толчок к возникновению и процветанию общества. Следовательно, комплекс оп-ределенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, или наоборот, препятствовать ему.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых пове-денческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных со-циалистической системой.

Парадокс нынешней ситуации в России, несмотря на реформы и преобразования, отказ от социалистической системы, состоит в том, что сформированные ранее стереотипы и личностные комплексы продол-жают жить в общественном сознании. Более того, сегодня ситуация характеризуется общим ухудшением политического, экономического и социально-психологического климата в стране. Перед человеком постав-лены задачи, которые он не в состоянии решить в принципе, так как его не готовили к их решению ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Мы наблюдаем массовую утрату идентификации. Известный современный социолог Л.Г. Ионин в статье “Идентификация и инсценировка” Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории сонно-куль-турных изменений) () Социологические исследования.-1995,-№ 4.-С.З, в частности пишет, что с точки зрения феноменологи-ческой утрата идентификации проявляется как потеря способности вес-ти себя так, чтобы реакции внешнего мира соответствовали твоим наме-рениям и ожиданиям. Человек видит, что мир перестает реагировать на его действия адекватным образом. Партнеры по взаимодействиям, кото-рые раньше не представляли проблемы, теперь перестают “узнавать” его. Человек как бы перестает отражаться в зеркале социального мира. А с точки зрения структурной, утрата идентификации проявляется как не-соответствие поведения нормативным требованиям социальной среды. При этом, если в СССР 60-80-х годов утрата идентификации была обусловле-на в основном политико-идеологическими причинами, то сегодня в кон-це 90-х, происходит массовая утрата идентификации, уже в масштабах всего общества; в основе этой утраты уже не идеологические причины, или, скажем так, не только идеологические. Сегодня мы наблюдаем си-туацию, когда большинство институтов идентификации либо разрушены, либо изменили свое содержание, к чему наше общество оказалось совер-шенно не готово. Происходит парадоксальное: те, кто еще в 60-80-х годах выражали свой протест тоталитарной системе и принимали учас-тие в формировании нестандартных культурных моделей, в наши дни ока-зались не готовы идентифицировать себя с сегодняшними реалиями.

Потеря идентификации, отмечает Ионин, - предполагает восстанов-ление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше. Но в российских условиях такое восстановление не могло осуществляться путем приобщения к какой-то из альтерна-тивных культурных форм или моделей, поскольку в СССР не существо-вало иной, кроме советской, культурной модели, которая была бы представлена соответствующими институтами и при этом достаточно широко распространена и влиятельна. Ионин Л.Г, Идентификация и инсценировка (к теории социо-культурных изменений) (/Сонис. - 1995. - № 4. - с.5.

Однако, альтернативные культурные формы и модели все-таки существовали. Далее сам исследователь признает, что в стране суще-ствовали “зародыши” и разнообразные культурные формы. Под “зароды-шами” он понимает культурную форму в “неразвернутом” состоянии, существующую как совокупность идей и поведенческих предписаний, по тем или иным причинам не нашедшая последовательного воплощения в практическом поведении.

Как правило, логика становления и развертывания культурных форм следующая. Сначала формируется социальный интерес. Происходит его осознание, а затем стихийно или целеустремленно, в виде груп-пового фольклора или в трудах писателей и философов складывается доктринальное оформление этого интереса. Доктрина служит основа-нием его вещных и поведенческих проявлений в разных сферах, жизни: в политике, праве, быту, досуге. В качестве объектов идентификации выступают кумиры или герои (политики, поэты, музыканты и т.д.) Кто сегодня может в России именоваться кумиром? Или, кого мы почита-ем за кумиров, героев? Вопрос почти риторический. Таким образом, налило кризис идентификации, который в обозримом будущем вряд ли будет разрешен.

Н.Ф.Наумова в статье “Жизненная стратегия человека в переходном обществе” Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе (/Социологический журнал. - 1995 . - № 2.-с.32. пишет, что постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая - усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание (“каждый сам за себя”). Вторая - усиление так называемого группового эгоиз-ма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильствен-ных, криминальных. Третья - усиление стихийного процесса социально-го сравнения, в результате чего возникают агрессивные типы поведе-ния. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственно-го положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслужен-ное улучшение положения других.

Данные реакции неизбежно порождают в обществе социальные конфликты. В.С.Семенов Семенов В.С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием (/Социологические исследования.-1993.-№ 7.-с.73. отмечает, в частности, что среди факторов, влияющих на конфликтность в обществе, главную роль играют проти-воречия между тремя основными структурами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, рос-сийско-иностранном, спекулятивном, мафиозном и т.п.) и производи-телях (различных, группах интеллигенции, служащих, рабочих, кресть-ян, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т.д.).

Противоречия с каждым годом увеличиваются, обостряются и пос-тепенно принимают форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капиталистического путей развития. Это противо-речие стало стержнем всех. сфер жизни нашей страны, импульсом жест-ких и непримиримых конфликтов, объектом, политического манипулиро-вания. Основная масса трудящихся вступает в открытые конфликты с администрацией, видя в ней источник всех своих бед и лишений.

Следует сказать и об отечественной буржуазии. Она только фор-мируется как класс, но ее конфликт с другими классами и социальны-ми группами развертывается вокруг распределения кредитов, механиз-мов приватизации, налогового законодательства и т.д. Сегодня каж-дая группа промышленников и предпринимателей на всех уровнях (в центре и регионах) стремится реализовать свои интересы, используя давление на исполнительную и законодательную власть.

Страна стала полем действия социальных конфликтов, начиная с межэтнических и кончал социально-массовыми, проявляющимися во мно-гих забастовках. Причем основная направленность забастовочного дви-жения - это, главным образом, борьба за повышение уровня жизни. Андреенкова Н.Б., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике () Социологи-ческие исследования. - 1993. - № 8.-с.25.

В сложившихся условиях для российского общества вектором пре-одоления нынешнего кризиса может стать ре интеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни пере-движки во власти (что мы наблюдали последние два года), ни запад-ные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.

Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокулътурными ценнос-тями, не позволяет “перескочить” к постиндустриализму, минуя необ-ходимый исторический период вызревания ценностей, адекватных про-цессу перехода. Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок восприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в искаженных формах.

Социально-нравственные идеалы и ценности должны стать ядром человеческой личности, но мы видим, что реальная жизнь далека от идеала. Многофакторные и многоуровневые взаимоотношения и взаимо-действия человека со средой всегда очень сложны и чреваты колли-зиями. В современный переломный исторический период, который сам является растянутой во времени глобальной экстремальной социальной ситуацией, эти взаимоотношения и взаимодействия часто выходят из необходимого подвижного равновесия, ломают все устои человеческой жизни и создают массовые стрессовые состояния. Проблема в том, что решение всех самых трудных и больных вопросов общества правовым, ненасильственным путем может быть осуществлено при наличии доста-точно высокого гражданского и правового самосознания всех слоев населения. По мнению многих ученых и исследователей именно эта проблема станет для нашего общества почти неразрешимой. Чалидзе В. Право и образное мышление () Человек. - 1990 . - № 3.- с.85.

Очевидно одно, выход из кризиса может произойти при формирова-нии эффективного механизма социального контроля, обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей, их общее признание населением (для чего необходима его консолидация на идеологическом уровне) и восстановление основных агентов социализации.

Целевой ориентацией молодежной политики должны стать условия формирования, развития и социальной востребованности личностного потенциала молодежи, самоопределения и реализации творческих воз-можностей, создание благоприятных экономических и правовых гаран-тий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). В этом смыс-ле ориентиром для молодежной политики должен стать закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений, потому как проблемы позитивной социализации и самореализации молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития рос-сийского общества. Молодежь в рамках такой политики должна рассматриваться как главнейший субъект и ресурс нынешних и грядущих пе-ремен. Особого внимания заслуживает поддержка различных объеди-нений, имеющих социальную и личную значимость, которая должна стать приоритетом государственной политики - как в силу объектив-ных возможностей объединений в индивидуализации и социальной ин-теграции,

так и в связи с восприятием молодежью досуговых объе-динений как значимой формы самовыражения, самореализации, призна-ния.

В организационно-управленческом плане молодежная политика должна строиться на основе оптимального сочетания регуляции и само-организации, прямых и обратных связей, на преодолении философии экономического детерминизма и выстраивании оптимального соотноше-нии социальных, экономических и духовных факторов развития общества.

Приоритетные направления государственной молодежной политики должны быть следующие: формирование национального самосознания, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание мо-лодежи (что поможет самоиндентификании молодежи в современной Рос-сии/; обеспечение социальных гарантий получения полноценного об-разования (создание механизмов выявления, поддержки и востребованности потенциала интеллектуально одаренных молодых людей/; содей-ствие занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров (что позволит повысить уровень конкурентоспособности и профессиональной активности молодежи на рынке труда; будет способствовать профессиональной подготовке и снижению безработицы; ослаблению криминогенных проявлений в сфере предпринимательства); государственная поддержка молодой семьи; формирование физической, культуры и здорового образа жизни молодежи, сохранение и развитие детских, подростковых и молодежных физкуль-турных клубов, любительских объединений; организация досуга молодежи; социальная поддержка и защита прав молодежи; профилактика правонарушений в молодежной среде; поддержка детских и молодежных общественных организаций, инициатив молодых людей.

Из обозначенных выше приоритетов важнейшими являются досуг и образование, через которые фокусируются условия для реализации всех других приоритетов. Мировой опыт показывает, что лидерами ми-рового развития становятся страны, способные обеспечить высокий уровень культуры и образованности молодежи.

Следует отметить также, что сегодня требуется принципиально иной взгляд на молодежную политику еще и в том смысле, что она должна учитывать появление новой социальной и политической реаль-ности - негосударственной молодежной политики - и ее соотношение с политикой государственной.

В 1998 году, в частности, в Санкт-Петербурге Законодательным собранием был принят Закон “О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга”, в котором закреплены гарантии правовой и социальной защищенности молодежи, определены общие цели, понятия, порядок, принципы и формы поддержки молодежи и осуществления молодежной политики Санкт-Петербурга с участием органов государственной власти города, граждан, организаций, молодежных и детских общественных объединений.

В соответствии со ст.3 Закона защита прав молодежи в Санкт-Петербурге обеспечивается:

1/ принятием органами государственной власти Санкт-Петербурга региональных минимальных социальных стандартов и нормативов на основе государственных минимальных социальных стандартов и обеспечением гарантированного минимума социальных услуг молодым гражданам по обучению, воспитанию, физическому и духовно-нравственному развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке;

2/ предоставлением права молодым гражданам, молодежным, детским объединениям, ассоциациям (союзам) участвовать в подготовке и реализации целевых программ в области молодежной политики в Санкт-Петербурге;

3/ оказанием адресной социальной помощи малообеспеченным студентам и учащимся дневной формы обучения учреждений высшего и среднего профессионального образования;

4/ осуществлением органами государственной власти Санкт-Петербурга мер, предотвращающих необоснованное сокращение чисола учреждений, осуществляющих поддержку молодежи;

5/ лицензированием организаций, оказывающих социальные услуги молодежи.

В ст.4 Закона определены гарантии занятости молодежи Санкт-Петербурга. Они обеспечиваются:

1/ созданием дополнительных рабочих мест, специализированных ученических мест для несовершеннолетних, а также установлением организациям в соответствии с федеральным законодательством квот приема на работу выпускников учреждений среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите;

2/ развитием городской системы профессиональной ориентации молодежи;

3/ поддержкой деятельности негосударственных организаций, содействующих занятости молодежи Санкт-Петербурге;

4/ содействием деятельности центров социально-трудовой реабилитации инвалидов из числа молодежи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.

Органы государственной власти берут на себя обязательства по обеспечению духовно-нравственного и физического развития молодежи, что предусмотрено в ст.8 Закона Санкт-Петербурга о молодежи и молодежной политике. Обеспечение такого развития осуществляется в следующих формах:

1/ поддержка общественных инициатив, создающих благоприятные условия для формирования у молодых граждан идеалов гражданского патриотизма, демократии, а также здорового образа жизни на основе исторических, культурных и духовных ценностей, традиций в соответствии с целями социальной политики России и Санкт-Петербурга;

2/ развитие материально-технической базы оздоровительных учреждений для молодежи и учреждений, обеспечивающих организацию досуга молодежи по месту жительства;

3/ развитие международных молодежных обменов в рамках международных гуманитарных, образовательных, научно-технических программ;

4/ оказание организационного и финансового воздействия проведению массовых городских молодежных праздников и гуляний, основанных на преемственности лучших культурно-исторических традиций Санкт-Петербурга и прививающих молодежи навыки активного, творческого проведения досуга.

Данный комплекс задач может быть успешно решен лишь в том случае, если государственная молодежная политика будет целенаправленно создавать условия, способствующие минимизации и разрешению проблем и противоречий социализации, социальной интеграции подрастающего поколения, обеспечивать этот процесс законодательной базой и ресурсами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложение основного содержания дипломного исследования поз-воляет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:

1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отра-жающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъ-являемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает нали-чие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, само-оценке, самоконтролю.

2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и соци-ологии о приоритете личности или общества заключается не в обособ-лении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования лич-ности, как нет и не может быть свободного и всестороннего разви-тия личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием раз-личных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими.

Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.

4. Учитывая многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особеннос-тей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.

Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:

I) неблагоприятная политическая и социально-экономическая ситуация;

2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;

З) нарушение механизма культурной преемственности, неспо-собность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и куль-туру как исторически устойчивую целостность;

4) кризис национальной идеологии;

5) высокий уровень конфликтности в обществе;

б) массовая утрата социально-культурной идентичности;

7) падение уровня жизни населения;

8) массовая безработица;

9) широкий спектр явлений социальной патологии и др.

5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, ос-нованных на нравственности и рационализме.

В обозримом будущем в нашем обществе скорее всего будут существовать три системы социокультурных ценностей: индустри-ально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие сегодня в стране общепризнанной системы цен-ностей и институализированных средств их достижения обуславлива-ет кризис социализации и является главной причиной социальной аномии в обществе.

Особой акцент необходимо сделать на молодежной политике, которая должна создать условия формирования, развития и социаль-ной востребованности личностного потенциала молодых людей, соз-дать благоприятные экономические и правовые гарантии, которые будут способствовать улучшению качества жизни молодежи.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. - 1995 г.- №12, 1996 г. - №1-2, 7-10.

Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений.-М.,1976.

Андреенкова Н.В., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых конф-ликтов в России в период перехода к рыночной экономике //Социологи-ческие исследования,-1993.-№ 8.

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:Знание,1990.

Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум,1995.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретиче-ская социология. - СПб,1996.

Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.

Джонстон Б.В. Питрим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени// Социологические исследования. - 1999 , - №6.

Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности// Социологические исследования, 1998 г., № 6.

Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: Метод соци-ологии. - М. 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,1991.

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии.-М.:Высш.шк.,1982.

История социологии. Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова. - Мн.: Высшая шк.,1997.

История буржуазной социологии первой половины XX века. - М., 1979.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. - М.: Наука, 1979.

Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка) к теории сонно-культурных изменений) //Социологические исследования.-1995.-№ 4.

Казаринова Н.В. Филатова О. Г. Хренов А.Е. Социология: Учебное пособие. - М., 2000.

Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996 г. - №2.

Кон И.О. Ребенок и общество. - М.,1988.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах.-М.:Высш.шк.,1983.

Мид Д. Культура и мир детства. - М.,1988.

Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.

Немов Р.С. Психология.Учебник. В 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:ВЛАДОС,1995.

Некоторые проблемы современной зарубежной социологии: Кри-тический анализ. Кн.2. - М.,1979.

Новые направления в социологической теории. - М. ,1978.

Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе //Социологический журнал.-1995. - № 2.

Общая психология.-М.:Просвещение,1986.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -М.:Центр,1997.

Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000.

Социология. Учеб. пос./ Под ред. Э.В.Тадевосяна.-М.: 3нание,1995

Современная зарубежная социальная психология. Тексты.- М,1984.

Социология. Учебник для вузов (Под общ. ред. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1998.

Семенов В. С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием (/Социологические исследования.-1993.

Теория общества. Сборник (Под общей ред.А.Ф.Филиппова.-М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле” 1999.

Тернер Дж. Структура социологической теории. - М.,1985.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -- М., 1991.

Фрейд 3. “Я” и “Оно”.Труды разных лет. Кн.I.и II - Тбилисси, 1991.

Фролов С. С. Социология: Учебник. М.: 1999.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.:Просвещение,1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. - Питер, - 1997.

Чалидзе В. Право и образное мышление //Человек.-1990.-№ 3.

Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных нау-ках //Американская социологическая мысль. - М.:МГУ,1994.

Шпакова Р. Макс Вебер и Вернгер Зомбарт о западноевропей-ском капитализме //Социологические исследования-1992.-№ 12.

Юнг К. Архетип и символ. - М.,1991.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ