бесплатные рефераты

Гендерные особенности проявления тревожности у подростков

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров [8, c. 263] обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.

А.М. Прихожан [22, c. 78] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

- с процессом обучения - учебная тревожность;

- с представлениями о себе - самооценочная тревожность;

- с общением - межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе [15, c. 193] выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова [30, c. 315] выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан [22, c. 84-85], под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского [4, c. 117] позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Теоретически все конкретные страхи, на наш взгляд, можно разделить на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу и физическому Я, этот страх можно назвать «быть ничем». Отправная точка развития страха «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым - страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений - лишения общества людей, этот страх может быть назван «быть ни с кем». Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть несоответствие.

Структура переживаний у лиц разного пола клинически одинакова и имеет возрастную специфику. Психологически понятные страхи достигают степени, не соответствующей нормативным для данного возраста реакциям. В 12 лет наблюдаются апато-депрессивные проявления, трудности сосредоточения, в 13-16 - прогулы занятий и соматические симптомы. Нежелание расстаться может распространяться не только на конкретных людей, но и на любимые игрушки или знакомые места. Ребенок всегда может точно указать, с кем или чем он боится расстаться, подростки (в особенности мальчики) это делают менее охотно. У последних повышенная зависимость от матери заметна в том, что они предпочитают привлекать ее для покупки предметов одежды и для содействия при вхождении в какие-то социальные занятия. Страдает автономность поведения: ребенок не в состоянии спать отдельно, навещать друзей или выходить, выполняя поручения, находиться в детских оздоровительных учреждениях. Больным часто свойственны патологическая подчиняемость и стремление к перфекционизму.

Течение расстройства хроническое с обострениями в условиях социального стресса или соматических заболеваний. В катамнестическом периоде для больных характерны трудности профессионального приспособления, низкий уровень самоутверждения и повышенная соматизация.

«Фобическое расстройство детского возраста», как правило, выражается в виде всевозможных невротических фобий, появляющихся в довольно раннем возрасте и касающихся широкого круга проблем и различных ситуаций. В то же время если они не специфичны для какого-либо возраста, то квалифицируются исключительно как невротические расстройства. Сюда же следует относить фобии, имеющие связь с конкретным этапом развития ребенка. Для диагностики данного состояния необходимо наличие, как минимум, стойкой или повторяющейся тревоги различного содержания, специфичной для определенной фазы развития, выраженной чрезмерно и вызывающей отчетливое снижение социального приспособления.

«Социальное тревожное расстройство детского возраста» преобладает у девочек, но чаще обращает на себя внимание у мальчиков, возможно, в силу социокультурных ожиданий пассивности и робости, предъявляемых к так называемой «женской роли». Данный тип расстройства диагностируется по достижении возраста, когда страх посторонних перестает быть нормальной чертой психологического развития ребенка. Здесь обращается особое внимание на разницу между поведением в домашней обстановке и во внесемейных социальных ситуациях.

Такие дети дома достаточно оживлены и эмоциональны, но могут быть излишне навязчивы и требовательны с опекающими лицами. Характерное поведение в незнакомой обстановке заключается в том, что ребенок краснеет, переходит на шепотную речь или молчит, старается спрятаться, чтобы его не было видно, ищет защиты у опекающих лиц, легко плачет при попытках вовлечь его в какую-либо деятельность. Самооценка в целом снижена, высока коморбидность (сопряженность) с депрессивными синдромами. Дезадаптация в основном проявляется в зоне отдыха и спорта, в отдельных случаях может страдать процесс обучения. Задержка социального развития неизбежно дает о себе знать в подростковый период, когда сформированность навыков общения становится жизненно необходимой.

«Генерализованное тревожное расстройство детского возраста» (ГТР) чаще встречается в городской среде, в достаточно обеспеченных семьях малого размера. Поводы для появления тревоги разнообразны, наиболее частые - события в будущем, в особенности те, в ходе которых будет как-то оцениваться деятельность человека, его социальная приемлемость, компетентность и соответствие ожиданиям окружающих. Специфические вегетативные проявления не выходят на первый план, наиболее типичны зримые элементы поведения. Такие дети выглядят в обществе нервозными, напряженными, робкими, неуверенными в себе, склонными к самоуничижению и в то же время серьезными и не по годам зрелыми. Они болезненно чувствительны к критике и гордятся своим гипертрофированным послушанием и стремлением к перфекционизму. Среди часто сопутствующих поведенческих признаков - кусание ногтей, вырывание волос, сосание большого пальца и энурез. Мотивация к социальному успеху обычно позволяет больным добиться удовлетворительного приспособления, что сопровождается постоянным и чрезмерным внутренним напряжением. Кроме прочего, данное расстройство у ребенка предполагает высокий риск появления тревожных, аффективных и соматоформных нарушений во взрослом возрасте.

Само по себе ГТР в плане клинической диагностики подразумевает тревогу, доходящую до паники, в связи с разделением или, для более старших детей, в связи с предвосхищением разделения с объектом привязанности. Беспокойство, как правило, касается нависшей опасности и поглощенности смертью и приводит к сокращению всяческой деятельности вне дома. Отличительными чертами больного являются крайняя застенчивость и стремление быть в стороне от новых ситуаций или людей. ГТР отличается постоянными, неконтролируемыми тревогами, которые могут касаться многих сфер, - включая беспокойство по поводу возможных неудач в своей деятельности, семейные или социальные отношения, физическое здоровье и сомнения относительно будущего или прошлого поведения.

Страхи также могут усиливаться в результате неправильного воздействия родителей, либо в результате каких-то непредвиденных обстоятельств, либо в результате изоляции от сверстников [29, c. 10-13].

И наоборот, возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности у подростков ослабевает в том случае, если они чувствуют поддержку от близких ему людей, которые принимают его таким, какой он есть и учитывают его индивидуальные особенности.

Каждый подросток переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. В это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие страхов подразумевает определенный уровень интеллекта, обусловленный развитием критичности и осознанием опасности, а также развитием самоконтроля. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает.

  • 1.3 Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
    • Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
    • Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги подросток переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх [18, c. 80-82].
    • Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности подростков. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают [14, c. 350-355].
    • Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием мальчиков и девочек в наиболее значимых для них областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
    • Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.
    • Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе [9, c. 20-23].
    • Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.
    • Наблюдения за поведением мальчиков и девочек не привели к обнаружению половых различий, однако при опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.
    • Так, половые различия по тревожности не связаны с возрастом испытуемых: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако данные по различным видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы.
    • Фейнгольд объясняет подобные результаты методическими и методологическими проблемами. Ранее социальная тревожность понималась как общая тревожность. Наблюдается и расхождение результатов, с одной стороны, личностных шкал и, с другой стороны, наблюдения за поведением. Наконец, по мнению Фейнгольда, могут различаться данные городских и сельских испытуемых и представителей разных культур [1, c. 123].
    • В исследовании тревожности не было обнаружено «чистых» гендерных различий, но были обнаружены культурные.
    • Наконец, следует задуматься о том, какие последствия для общественной жизни могут иметь половые различия по параметру тревожности. Общество влияет на формирование характеристик личности у разных полов в определенном направлении. Быть может, не стоит волноваться по поводу этой тревожности? Если она позволяет добиваться успехов и не вредит здоровью, то это - характеристика хорошей адаптивности. Однако необходимо исследовать уровень этой тревожности, связанный с психической нормой. Слишком большая тревожность не дает человеку покоя, и он не может быть счастлив и благополучен. Возможно, что это отражение тех сложных социальных процессов, которые происходят в мире.
    • Таким образом, вопросы изучения подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения. Не последнее место занимает изучение гендерных различий в проявлении тревожности.
    • 2. Экспериментальное исследование тревожности у подростков
  • 2.1 Методы диагностики тревожности у детей подросткового возраста на констатирующем этапе эксперимента
  • В первой главе мы теоретически обосновали гендерные особенности тревожности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков.
  • Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе №293 г. Москвы, в 7 А классе.
  • Таблица 1. Банк диагностических методик
  • № п/п

    Название методик

    Автор

    Цель

    Методическое сопровождение

    1

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

    Филлипс

    Изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.

    Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

    2

    Шкала личностной тревожности

    Прихожан А.М.

    Определить тревожность по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни

    Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

    3

    Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

    Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.

    Дифференцированно измерить тревожность как личностное свойство (уровень личностной тревожности) и как состояние (уровень ситуативной тревожности)

    Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

    4

    Опросник EPQ.

    Г.Ю. Айзенк

    Изучить особенности личности

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога

    Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

    Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

    Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

    Ниже мы исследуем уровень тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста 13-14 лет.

    Методика 1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

    Методика разработана Филипсом и направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста. (см. Приложение 1).

    Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см таблицу 2).

    Таблица 2. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со школой на констатирующем этапе эксперимента

    № п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Общая тревожность в школе

    Переживание социального стресса

    Фрустрация потребностей в достижении успеха

    Страх самовыражения

    Страх ситуации проверки знаний

    Страх не - соответствовать ожиданиям окружающих

    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    1

    Андрюшенко Д.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Валеева К.

    +

    +

    +

    +

    3

    Вечеркин Я

    +

    4

    Гулинян Р.

    +

    +

    +

    +

    +

    5

    Гусева А.

    +

    +

    6

    Дмитриенко Д

    +

    7

    Жданов Н.

    +

    +

    8

    Журкина А.

    +

    9

    Ильясов С

    +

    +

    10

    Кадыров Д.

    +

    +

    +

    +

    +

    11

    Конарев И.

    +

    +

    +

    +

    12

    Короткова К.

    +

    +

    +

    +

    +

    13

    Милян А.

    +

    +

    +

    +

    +

    14

    Насыров Д.

    +

    +

    15

    Нуриев А.

    +

    16

    Оглоблина Д.

    +

    +

    +

    +

    17

    Орлов Д.

    +

    +

    +

    +

    18

    Петров А.

    +

    +

    19

    Плеханова И.

    +

    20

    Рубцова А.

    +

    +

    +

    +

    +

    21

    Сарычева Д.

    +

    +

    +

    +

    22

    Сорокин М.

    +

    +

    23

    Трофимов Д.

    +

    +

    24

    Хабирова Л.

    +

    +

    +

    25

    Чуприна Д.

    +

    +

    +

    Всего мальчиков

    10

    4

    0

    5

    3

    3

    4

    3

    Всего девочек

    10

    2

    3

    2

    6

    7

    6

    8

    В процентах

    40/40

    16/8

    0/12

    20/8

    12/24

    12/28

    16/24

    12/32

    Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами тревожности:

    I Общая тревожность в школе - 10 мальчиков (40%) и 10 девочек (40%)

    II Переживание социального стресса - 4 мальчика (16%) и 2 девочки (8%)

    III Фрустрация потребностей в достижении успеха - 0 мальчиков и 3 девочки (12%)

    IV Страх самовыражения - 5 мальчиков (20%) и 2 девочки (8%)

    V Страх ситуации проверки знаний - 3 мальчика (12%) и 6 девочек (24%)

    VI Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 3 мальчика (12%) и 7 девочек (28%)

    VII Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 4 мальчика (16%) и 6 девочек (24%)

    VIII Проблемы и страхи в отношениях с учителями - 3 мальчика (12%) и 8 девочек (32%)

    Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых девочки испытывают большую тревожность, чем мальчики. При обработке результатов по всем факторам получилось у девочек 176% случаев тревожности, а у мальчиков - 128%.

    Методика 2. «Шкала личностной тревожности»

    Методика разработана А.М. Прихожан и предназначена для определения тревожности по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни (см. Приложение 2).

    Таблица 3. Результаты методики «Шкала личностной тревожности» диагностирующей тревожность в обыденной ситуации на констатирующем этапе эксперимента

    № п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Школьная тревожность

    Самооценочная тревожность

    Межличностная тревожность

    Магическая тревожность

    1

    Андрюшенко Д.

    +

    в

    +

    +

    2

    Валеева К.

    +

    н

    +

    3

    Вечеркин Я

    н

    +

    4

    Гулинян Р.

    +

    в

    +

    5

    Гусева А.

    +

    в

    +

    +

    6

    Дмитриенко Д

    н

    +

    7

    Жданов Н.

    +

    а

    +

    8

    Журкина А.

    а

    9

    Ильясов С

    +

    а

    10

    Кадыров Д.

    +

    в

    +

    11

    Конарев И.

    +

    в

    +

    12

    Короткова К.

    +

    а

    +

    13

    Милян А.

    +

    в

    +

    +

    14

    Насыров Д.

    +

    в

    15

    Нуриев А.

    а

    16

    Оглоблина Д.

    +

    в

    +

    17

    Орлов Д.

    +

    в

    +

    +

    18

    Петров А.

    +

    н

    +

    19

    Плеханова И.

    а

    20

    Рубцова А.

    +

    в

    +

    21

    Сарычева Д.

    +

    в

    +

    № п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Школьная тревожность

    Самооценочная тревожность

    Межличностная тревожность

    Магическая тревожность

    22

    Сорокин М.

    +

    н

    23

    Трофимов Д.

    +

    н

    +

    +

    24

    Хабирова Л.

    +

    а

    +

    25

    Чуприна Д.

    +

    а

    +

    +

    Всего мальчиков

    10

    в - 4, а - 3

    7

    3

    Всего девочек

    10

    в - 7, а - 5

    4

    11

    В процентах

    40/40

    28/48

    28/16

    12/44

    Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у девочек самооценочная и магическая тревожность выше (92%), чем у мальчиков (40%). Школьная тревожность в исследуемой группе одинакова как у мальчиков, так и у девочек (по 40%), но у мальчиков межличностная тревожность выше (28%), чем у девочек (16%). Исследование показало, что тревожность выше у девочек, чем у мальчиков.

    Методика 3. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

    Методика разработана Спилбергером Ч.Д. и направлена на дифференцированное измерение тревожности как личностного свойства (уровня личностной тревожности) и как состояния (уровня ситуативной тревожности) (см. Приложение 3).

    Таблица 4. Результаты методики «Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)» диагностирующей тревожность как личностное свойство и как состояние на констатирующем этапе эксперимента

    № п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Ситуативная тревожность

    Личностная тревожность

    1

    Андрюшенко Д.

    56

    62

    2

    Валеева К.

    32

    47

    3

    Вечеркин Я

    40

    43

    4

    Гулинян Р.

    58

    32

    5

    Гусева А.

    52

    59

    6

    Дмитриенко Д

    42

    48

    7

    Жданов Н.

    24

    32

    8

    Журкина А.

    20

    31

    9

    Ильясов С

    31

    29

    10

    Кадыров Д.

    47

    31

    11

    Конарев И.

    54

    41

    12

    Короткова К.

    59

    62

    13

    Милян А.

    63

    65

    14

    Насыров Д.

    43

    31

    15

    Нуриев А.

    18

    22

    16

    Оглоблина Д.

    33

    45

    17

    Орлов Д.

    49

    44

    18

    Петров А.

    40

    35

    19

    Плеханова И.

    12

    26

    20

    Рубцова А.

    53

    59

    21

    Сарычева Д.

    51

    57

    22

    Сорокин М.

    32

    43

    23

    Трофимов Д.

    51

    44

    24

    Хабирова Л.

    65

    68

    25

    Чуприна Д.

    41

    47

    Всего мальчиков

    в - 5, у - 5, н - 2

    в - 0, у - 10, н - 2

    Всего девочек

    в - 7, у - 4, н - 2

    в - 11, у - 1, н - 1

    В процентах

    в - 20/28

    в - 0/44

    Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ