Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста
На основе полученных данных 4-х методик были сделаны следующие выводы:
1. Нарушенные семейные взаимоотношения являются следствием незнания родителями психологических закономерностей развития в старшем дошкольном возрасте, неумение перестроить взаимоотношения с учётом новых тенденций развития, что приводит к возникновению негативизма, замкнутости, антисоциальному поведению.
2. Главное место в достижении оптимальных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте занимает совместная игра.
3. И, конечно же, неотъемлемую часть благоприятного развития семейных взаимоотношений занимает правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.
У Ани Б. и Кирилла Г. нарушены взаимоотношения с родителями. Причинами могут являться отсутствие сотрудничества между родителями и детьми, завышенный контроль родителей по отношению к детям, подавление воли детей, а также чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка.
2.3Коррекционная программа, направленная на оптимизацию семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Цель: составление коррекционно-развивающей программы по оптимизации семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения психолого-педагогической литературы, обследования детей, опроса родителей, мы пришли к выводу, что улучшить семейные взаимоотношения между родителями и детьми можно с помощью специально подобранных упражнений, так как ряд исследователей (Вольперт И.Е., Захаров А.И., Ковалёв В.В. и др.) в дискуссиях о наиболее адекватных средствах коррекционного воздействия сходятся на том, что таковым является игра. Игровая деятельность относится к универсальным средствам коррекции. Мы разработали систему занятий со старшими дошкольниками и их родителями.
Упражнение 1. «Знакомство»
Участники усаживаются напротив друг друга и берутся за руки. Внимательно рассматривают партнёра в течение 2-3 минут, при помощи рук изучают его лицо. На второй встрече это же упражнение выполняется с закрытыми глазами.
Упражнение 2. «Зеркало»
Один из участников выполняет функцию зеркала, которое как можно точнее воспроизводит движения показывающего. Затем роли меняются.
Для «отзеркаливания» можно предложить участникам изобразить различные эмоции.
Упражнение 3. «Найди булавку»
Булавка прячется на внутренней стороне одежды одного из участников. Другой с завязанными глазами ищет её. Затем роли меняются.
Упражнение 4. «Что изменилось»
Партнёры внимательно рассматривают друг друга. Затем один участник выходит из комнаты, а у другого в одежде меняется или убирается одна деталь. Нужно определить, какая. Роли меняются.
Упражнение 5. «Поймай ребёнка»
Родитель становится на небольшом расстоянии позади ребёнка. На счёт «три» ребёнок спиной падает на руки родителя. Когда ребёнок перестанет бояться падать с открытыми глазами, надо предложить ему выполнить это, закрыв глаза. Упражнение выполняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться падения.
На следующих встречах упражнение желательно повторить.
Упражнение 6. «Смена ролей»
Родителю предлагается на несколько минут стать ребёнком. Для этого он усаживается на пол возле стула, на котором стоит ребёнок (он занял положение родителя). Глядя друг на друга, они беседуют 2-3 минуты. Необходимо спросить, какие ощущения у них возникли; чувства, которые они испытали?
Упражнение 7. «Холодно-горячо»
Многие дети хорошо знают условия этой игры. Прячется какой-то предмет и при помощи слов «холодно-тепло-горячо» этот предмет находится. Затем роли меняются. На следующей встрече слова «холодно-тепло» заменяются молчанием и не подкрепляются никакими движениями, вместо слова «горячо» говорится «Хорошо» или просто кивается головой.
Упражнение 8. «Моя семья»
Участники получают задание нарисовать свою семью. Каждый рисует отдельно на расстоянии друг от друга, чтобы не было взаимовлияния. По окончании участники рассказывают партнёру свой рисунок.
Упражнение 9. «Слепи фигуру»
Ещё одно упражнение по тактильному ощущению. Роли «скульптора» и «глины» чередуются. После того, как фигура слеплена, «скульптор» называет её.
Упражнение 10. «Слепой и поводырь»
Игра, хорошо знакомая всем психологам. Участнику, играющему роль «слепого» завязываются глаза, «поводырь» водит его по комнате и вне. Затем роли меняются.
Предложенные упражнения охватывают основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой, кинестетический. Это даёт возможность клиента достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия.
В результате предложенных упражнений родитель и ребёнок постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и другие действия партнёра. Всё это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку ребёнка. Ребёнок с верой в себя, в свои возможности может достичь многого. Он становится более уравновешенным, доброжелательным, легче находит контакт с людьми. В школе это помогает ребёнку не только увереннее держаться на уроках, но и адекватно воспринимать учителя, его замечания.
Данные упражнения можно использовать в контексте решения других задач, чередуя их с другими видами коррекционной или консультативной работы. В любом случае, гармонизация отношений поможет членам семьи быстрее достичь желаемого результата.
Заключение
На становление семейных взаимоотношений старшего дошкольника большое значение оказывает игра. Семью справедливо называют колыбелью личности. Ребёнок входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. И от того, в каких условиях он находится с самого ранено детства, во многом зависит его будущее. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок рос и воспитывался в эмоционально тёплом и стабильном окружении, которому способствует полная, благополучная семья.
Результаты нашего исследования показали, что главным для развития ребёнка является удовлетворение его потребностей в ласке и заботе. А это зависит от семейного благополучия.
В наши дни большой процент детей старшего дошкольного возраста страдает различными отклонениями в психической, интеллектуальной сферах. Анализ различной литературы, касающейся проблем семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
1. Основной причиной отклонений в поведении старшего дошкольника являются неблагополучные семейные взаимоотношения с родителями. Незнание родителями психологических закономерностей развития в старшем дошкольном возрасте, неумение перестроить взаимоотношения с учётом новых тенденций развития приводят к возникновению негативизма, замкнутости, антисоциальному поведению.
2. Главное место в достижении оптимальных семейных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте занимает игра. Правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.
3.Неотъемлимую часть положительного развития ребёнка занимает правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.
В результате исследования нами были выделены следующие психолого-педагогические особенности воспитания детей в семье, наиболее эффективно влияющие на становление личности старшего дошкольника:
1) установление партнёрских отношений «Родитель - Ребёнок»;
2) Эмоциональная близость ребёнка к родителям;
3) последовательность родителей в своих требованиях к ребёнку;
4) принятие ребёнка таким, какой он есть.
В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:
1.Подобраны методики для диагностического исследования.
2.Проведено диагностического исследования.
3.Проанализированы полученные данные.
4. Составлена коррекционная программа по оптимизации семейных взаимоотношений.
Цель работы: изучение влияния игры на развитие семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста была достигнута.
Используемая литература
1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.
2. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 1991.- №6.