Использование типологических опросников в практике профконсультирования
исключительные способности к работе с людьми,
умение координировать и убеждать,
сильное желание помогать другим,
умение и желание поддерживать других в их начинаниях.
NT-темперамент (Прометей)
Информация, воспринимаемая представителями этой группы, имеет в основном обобщенную и ориентированную на потенциальные возможности форму (интуиция), но используется для принятия объективного, рационального решения (мышление). Они никогда не останавливаются на достигнутом в деле постоянного совершенствования и теоретизирования обо всем на свете. Вопрос "Почему?" возникает у них по отношению ко всему. Они бросают вызов любым авторитетам и ставят под сомнение любые источники информации. У них имеются собственные представления и критерии о "достоверности" и "компетентности", исходя из которых они и оценивают окружающих и самих себя. Они интересуются возможным, но поскольку они предпочитают мышление, то прикладывают к этим возможностям объективные и логические критерии. Их привлекает работа, где они могут проявить свои способности к анализу. Любят перспективу, умело разрабатывают стратегические линии.
Сильные стороны темперамента NT:
· умение представить себе картину в целом,
· способность к отвлеченному мышлению и составлению общего плана,
· умение разобраться во внутренней логике и принципах функционирования самых различных систем и организаций.
SP-темперамент (Дионисий)
В сборе информации представители данного темперамента практичны и реалистичны, но качества Воспринимающего привносят в этот процесс элемент случайности и изменчивости. Реалистическая основа этого темперамента ориентирует их на происходящее здесь и теперь, а восприимчивость делает готовыми к любым неожиданностям. Живут текущим моментом, действием. Отдают предпочтение профессиям, в которых не надо долго ждать осязаемых результатов. Для них каждая, даже повседневная, ситуация представляется новой, и они ищут ее решения, являясь генераторами идей.
Сильные стороны темперамента SP:
· практицизм,
· умение вникнуть в проблему и решить ее, если она имеет отношение к текущему моменту,
· изобретательность,
· особое чутье к насущным потребностям.
В каждом из 16 психологических портретов один из таких типов темперамента заложен обязательно.
Мы намеренно не рассматриваем в этой главе подробно 16 типов, так как данному вопросу было уже уделено достаточно времени в предыдущей главе.
Шестнадцать психотипов Майерс-Бриггс были удобны для диагностики тонких индивидуальных различий в ходе психологического консультирования, в частности для прогноза совместимости и источников противоречий между людьми. Эта модель породила несколько самостоятельных ветвей, например, развиваемую соционикой модель взаимосвязи между типами, основанную на идеях Аушры Аугусты (Аугустинавичюте) из Литвы. Однако для формирования групп такой подход был избыточен, поскольку объяснительная модель становилась чрезмерно громоздкой и даже опытные инструктора могли время от времени испытывать затруднения в трактовке смежных портретов, например ISTJ и ISFJ (см. Таблицу 8). Кейерси же объединил четверки схожих с точки зрения командной роли портретов в единые категории и, за более чем двадцать лет работы, детально описал их.
Таблица 8. Модель Майерс-Бриггс: командная роль различных психотипов.
Тип Майерс-Бриггс / Кейрси / Прототип
|
Сильные стороны
|
Потенциальные сложности
|
|
ENFJ / Pedagogue
(Наставник) / Гамлет (5%).
Активно, иногда агрессивно участвует в развитии других.
|
способен активизировать и вдохновлять других; стремится к консенсусу; способствует выработке общего видения.
|
слишком разговорчив; чрезмерно склонен избегать конфликтов; принимает критику близко к сердцу.
|
|
INFJ / Author
(Писатель) / Достоевский (2%).
Влияет на окружение и других, сложная личность.
|
понимает групповую динамику и влияет на нее; ищет точки согласия; поддерживает гармонию и кооперацию.
|
не склонен критиковать или выражать несогласие даже, если необходимо; ошибается в фактах.
|
|
ENFP / Journalist
(Журналист) / Гексли (5%).
Считает, что жизнь - это волнующая драма, мотивирует других, любит многообразие.
|
способен катализировать изменения; способен включать других людей в разработку идей; формирует командный дух.
|
может отвлечься от сути дела и потерять мысль; слишком разговорчив; склонен к участию в нескольких проектах одновременно.
|
|
INFP / Questor
(Лирик) / Есенин (2%).
Спокойный и приятный. Создает систему внутренних ценностей и четко следует ей.
|
способствует выработке общего видения; генерирует творческие и инновационные идеи; формирует командный дух.
|
склонен к идеализму; тратит много времени на размышления; не склонен критиковать или выражать несогласие даже, если необходимо.
|
|
ENTJ / Field Marshall
(Полевой командир) / Дж.Лондон (5%).
Стремится руководить, принимать ответственность, занимать посты.
|
концентрируется на задаче и решении требуемого качества в срок; не склонен отвлекаться; склонен к анализу и критическому мышлению.
|
склонен доминировать; не принимает во внимание чувства и эмоции других людей; может принимать слишком быстрые решения.
|
|
INTJ / Scientist
(Ученый) / Робеспьер (1%).
Наиболее самоуверенный и прагматичный, разрабатывает прикладные приложения теорий.
|
подвергает сомнению устоявшиеся истины; обеспечивает понимание основных принципов; выстраивает направления деятельности.
|
не склонен делегировать полномочия; проявляет пренебрежительность к менее компетентным; может не принимать в расчет действительность.
|
|
ENTP / Inventor
(Выдумщик) / Дон-Кихот (5%).
Энтузиаст, проявляет интерес ко всему новому.
|
подвергает сомнению устоявшиеся истины; обеспечивает включение компетентных людей разрешает нерешаемое.
|
инициирует слишком много проектов; ошибается в фактах; перекладывает рутинную работу на других.
|
|
INTP / Architect
(Созидатель) / Бальзак (1%).
Точен в мышлении и речи, видит противоречия, стремится понять
|
склонен к анализу и критическому мышлению; концентрируется на главном, на сути вопроса, объективен.
|
уходит в поиск ошибок, может затягивать принятие решений; верен своим принципам в ущерб отношениям.
|
|
|
Здесь мы бы хотели обязательно подчеркнуть, что из-за того, что исходные материалы являются англоязычными, то во многих источниках появляются разночтения в названиях полученных композиций. Мы хотим привести здесь все встречаемые названия для того, чтобы в последующих работах, при работе с литературой (а также при интерпретировании) не создавалась ситуация путаницы.
ENFJ - Наставник, Педагог;
ENFP - Советчик, Журналист;
ENTJ - Предприниматель, Фельдмаршал, Полевой командир;
ENTP - Искатель, Изобретатель;
ESFJ - Энтузиаст, Коммерсант, Торговец;
ESFP - Политик, Гостеприимный хозяин, Тамада;
ESTJ - Администратор;
ESTP - Маршал, Игрок, Антерпренёр;
INFJ - Гуманист, Писатель, Предсказатель;
INFP - Лирик, Философ, Романтик;
INTJ - Аналитик, Учёный, Исследователь;
INTP - Критик, Архитектор;
ISFJ - Хранитель, Хранитель традиций, Консерватор;
ISFP - Посредник, Художник;
ISTJ - Инспектор, Опекун;
ISTP - Мастер.
Необходимо понимать, что это не профессии, которыми могли бы заниматься тестируемые, а названия социальных типов, которые получаются в результате прохождения теста.
3.2 Процедура работы с опросником и обработка информации
Опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет оценить выраженность следующих четырех измерений личности (SP, SJ, NF и NT), а также принадлежность респондента к одному из 16 личностных типов. Помимо названия психологического портрета в опроснике выделяются показатели яркости. Яркость - это степень выраженности каждой составляющей психологического портрета. Психологический портрет задается четырьмя буквами (E\I, S\N, T\F, J\P) Им соответствуют четыре пары качеств:
Экстраверты (Е) и интроверты (I)
Ощущающие (S) и интуитивные (N)
Мыслящие (Т) и чувствующие (F)
Рассудительные (J) и воспринимающие (Р)
Показатель яркости говорит о выраженности того или иного качества в каждой паре. Значение яркости от 1 до 3 свидетельствует о низком уровне проявления данного качества. Яркость 4-8 - средний уровень. Яркость 9-10 - очень высокая степень проявления качества. Чем выше яркость качеств психологического типа, тем точнее будет описание типа. Сумма яркостей четырех пар качеств называется сигмой, которая изменяется от 0 до 40. Принято считать, что люди с сигмой от 0 до 19 обладают слабо выраженным психологическим типом. Сигма от 20 до 40 свидетельствует о высоком уровне соответствия своему психологическому портрету.
Испытуемым необходимо
· прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями.
· выбрать то продолжение, которое свойственно в большинстве жизненных ситуации.
· вписать знак (+) в соответствующем квадрате регистрационного листа (он помещен после текста опросника) (см. Приложение 4).
Алгоритм обработки полученных данных
1. Обратите внимание, что все пары клеток в регистрационном листе уложены в 7 вертикальных столбцов.
2. Подсчитайте количество знаков + в каждом столбце .
3. Полученную сумму букв «а» в столбце 1 впишите в клетку под буквой «E».
4. Сумма букв «б» в 1 столбце записывается в клетку под буквой «I».
5. В колонках 2-7 с полученными числами суммами надо действовать следующим образом: сложить попарно Уа2 и Уа3, Уа4 и Уа5, Уа6 и Уа7, Уб2 и Уб3, Уб4 и Уб5, Уб6 и Уб7 и полученные числовые значения впишите в соответствующие клеточки под этими суммами.
6. Дальнейшая работа связана с анализом полученных числовых значений по четырем парам чисел. Из каждой пары полученных сумм необходимо выбрать большую.
7. Таким образом, получается композиция из четырёх условных буквенных обозначений. Эта композиция свидетельствует об особенностях личностных качеств человека.
ГЛАВА 4. Экспериментальная часть
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСНИКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ И ТЕМПЕРАМЕНТОВ У СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА В ОРГАНИЗАЦИИ «ЭНЕРГОМИР»
Для выявления типологических характеристик личности использовались методики «Типологический опросник Майерс - Бриггс MBTI и "Темперамент и психологический портрет" Д. Кейрси.
В исследовании принимали участие 10 человек (7 мужчин и 3 женщин), сотрудники высшего звена в организации «Энергомир», которые были протестированы по методикам Майерс-Бриггс и Д.Кейрси.
Перед нами была поставлена задача выявить, к каким социальным типам они относятся, к какому типу темперамента они относятся, какими личностными качествами обладают представители данной организации, соответствуют ли эти качества предъявляемым требованиям к ним на работе.
В результате тестирования мы получили следующие данные:
Александр А., 28 лет, администратор автопарка
Тип личности: ENFJ (''Педагог''). Яркость по шкалам: E=2; N=2; F=2; J=2; Суммарная яркость: 8
NF - темперамент (''Аполлон'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЭИЭ - Этико-Интуитивный Экстраверт - Гамлет (''Наставник'').
Наталья Б., 23 года, бухгалтер
Тип личности: ENFJ (''Педагог''). Яркость по шкалам: E=4; N=1; F=1; J=4; Суммарная яркость: 10
NF - темперамент (''Аполлон'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЭИЭ - Этико-Интуитивный Экстраверт - Гамлет (''Наставник'')
Максим К., 34г., прораб
Тип личности: ESTJ (''Администратор''). Яркость по шкалам: E=4; S=1; T=2; J=6; Суммарная яркость: 13
SJ - темперамент (''Эпиметей'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЛСЭ - Логико-Сенсорный Экстраверт - Королев (''Администратор'').
Александр К., 22 года, прораб
Тип личности: ISTJ (''Опекун''). Яркость по шкалам: S=2; T=2; J=6; Суммарная яркость: 10
SJ - темперамент (''Эпиметей'')
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс:ЛСИ - Логико-Сенсорный Интроверт - Горький (''Инспектор'').
Игорь К., 34 года, мастер
Тип личности: ISFJ (''Консерватор''). Яркость по шкалам: S=7; J=4; Суммарная яркость: 11
SJ - темперамент (''Эпиметей'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЭСИ - Этико-Сенсорный Интроверт - Драйзер (''Хранитель'').
Владислав К., 22 года, сметчик
Тип личности: ESFP (''Тамада''). Яркость по шкалам: E=2; S=3; F=1; P=3; Суммарная яркость: 9.
SP - темперамент (''Дионис'')
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: СЭЭ - Сенсорно-Этический Экстраверт - Цезарь (''Политик'').
Дмитрий К., 28 лет, директор
Тип личности: ESTJ (''Администратор''). Яркость по шкалам: E=8; S=7; T=3; J=5; Суммарная яркость: 23
SJ - темперамент (''Эпиметей'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЛСЭ - Логико-Сенсорный Экстраверт - Королёв (''Администратор'')
Алла Л., 40 лет, бухгалтер.
Тип личности: ENTJ (''Фельдмаршал''). Яркость по шкалам: E=2; T=2; J=4; Суммарная яркость: 8.
NT - темперамент (''Прометей'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЛИЭ - Логико-Интуитивный Экстраверт - Дж. Лондон (''Предприниматель'').
Мещеряков Владимир, 30 лет, прораб
Тип личности: ESFJ («Коммерсант»). Яркость по шкалам: E=6; S=1; F=2; J=4; Суммарная яркость: 13
SJ - темперамент (''Эпиметей'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс: ЭСЭ - Этико-Сенсорный Экстраверт - Гюго (''Энтузиаст'').
Параконная Наталья, 28 лет, инженер ПТО
Тип личности: ISFJ (''Консерватор''). Яркость по шкалам: I=4; S=4; F=6; J=8; Суммарная яркость: 22
SJ - темперамент (''Эпиметей'').
Соответствие социальному типу по Майерс-Бриггс:ЭСИ - Этико-Сенсорный Интроверт - Драйзер (''Хранитель'').
На основании полученных данных мы сделали расширенную интерпретацию, которую невозможно здесь привести по причине ограниченности объема работы.
Полученные данные мы свели в таблицы для получения облегчения обработки информации.
Таблица 9. Полученные результаты по социальному типированию
Тип личности
|
Личностные качества
|
Профессионально важные качества
|
Испытуемые
|
|
Администратор
ESTJ
|
Чувство долга, рациональность, последовательность, целеустремлённость, организованность, практичность
|
Плановость работы, надёжность, исполнительность, умение выполнять роли подчинённого и руководителя
|
Дмитрий К., Максим. К
|
|
Фельдмаршал,
Предприниматель
ENTJ
|
Логичность, последовательность, энергичность, самоуверенность
|
Склонность к поиску закономерностей, схем, моделей различных технологий, ориентируется на карьеру, работоспособность.
|
Алла Л.
|
|
Педагог, Наставник
ENFJ
|
Хорошая память, хорошее внимание, человек настроения, оптимизм, жизнерадостность, творческая направленность.
|
Организаторские способности, ответственность, хорошо понимает детей
|
Наталья Б., Александр А.
|
|
Консерватор, Хранитель
ISFJ
|
Спокойствие, сдержанность, хозяйственность, пунктуальность, самоуверенность, чувство долга
|
Тщательность в работе, организованность, плановость, предпочитает чёткие цели, ответственность, практичность.
|
Наталья П., Игорь К.
|
|
Опекун, инспектор
ISTJ
|
Сдержанность, замкнутость, спокойствие, пунктуальность, логичность, рациональность, упрямство.
|
Надёжность, хорошая память, требовательность, обязательность
|
Александр К.
|
|
Коммерсант, торговец,энтузиаст
ESFJ
|
Здравомыслие, житейская сметливость, жизнерадостность, оптимизм
|
Практичность, способность извлекать пользу из любых ситуаций, коммерческие способности
|
Владимир М.
|
|
Тамада, гостеприимный хозяин, политик
ESFP
|
Оптимизм, уверенность, щедрость, открытость, добродушие, чёткость житейских принципов
|
Практичность, знание человеческой натуры.
|
Владислав К.
|
|
|
Таблица 10. Полученные результаты по определению типа темперамента
NF - темперамент ("Аполлон")
|
стремление к росту, значение и смысл, вести других, сделать мир лучше, самореализация, "катализаторы", главное "становление".
|
Александр А., Наталья Б.
|
|
SJ - темперамент ("Эпиметей")
|
хочет занимать свое место, важность членства, ответственность, отчитываемость, долг, "традиционалист", главное "служение".
|
Дмитрий К., Максим К., Александр К., Игорь К., Владимир М., Наталья П.
|
|
SP - темперамент (''Дионис'')
|
хочет спонтанности, свобода выбора своего следующего поступка, воодушевление, действие, "переговорщик", главное "делать".
|
Владислав К.
|
|
NT - темперамент (''Прометей'')
|
хочет знать, компетентность, знания, власть над природой, интеллект, главное "знать".
|
Алла Л.
|
|
|
Сводная таблица двух полученных результатов
Таблица 11
|
SJ
|
NF
|
SP
|
NT
|
итого
|
|
Администратор
ESTJ
|
Дмитрий А, Максим К.,
|
|
|
|
2
|
|
Хранитель
ISFJ
|
Игорь И.,
Наталья П.
|
|
|
|
2
|
|
Опекун
ISTJ
|
Александр К.
|
|
|
|
1
|
|
Коммерсант
ESFJ
|
Владимир М.
|
|
|
|
|
|
Педагог
ENFJ
|
|
Наталья Б., Александр А.
|
|
|
2
|
|
Тамада
ESFP
|
|
|
Владислав К.
|
|
1
|
|
Фельдмаршал
ENTJ
|
|
|
|
Алла. Л.
|
1
|
|
Итого
|
6
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
В связи с тем, что у нас в исследовании принимали участие только 10 человек, мы не можем делать никаких статистических выводов. Единственно, что ярко проявилось, так это то, что в распределении типов темперамента преобладают лица сенсорного планирующего типа SJ, которые характеризуются исполнительностью и запланированностью: 6чел. из 10. Что интересно, в своей книге «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим» Отто Крегер и Дженет Тьюсон предположили, что люди либо объединяются по определённой принадлежности к определенному типу, либо их выбирает работодатель, основываясь на своих предпочтениях того либо иного типа. Подтверждение сказанного мы здесь увидели, можно с уверенностью сказать, что в руководящую группу входят практически все с одним и тем же темпераментом, что, скорее всего, помогает плодотворному взаимодействию и избеганию конфликтов. Однако, если бы в их команде не присутствовали представители других темпераментов, произошёл бы либо «застой», либо нагнетание конфликтной ситуации.
Хочется отметить, что только у двух человек суммарная яркость (сигма) была ярко выражена (22 и 23), у остальных же она слабо выражена. Однако яркость по некоторым отдельным шкалам все же была чаще всего среднего или высшего уровня, что нам ещё раз указывает на то, что при интерпретации теста необходимо тщательно подходить к анализу полученных результатов, учитывая различия в проявлении тех или других характеристик личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема выбора профессии всегда стояла перед людьми. Осуществляя этот выбор, каждый человек на что-то ориентируется: на внешние атрибуты профессии или на свои возможности и способности, которые зависят от личностных характеристик, поэтому эта тема актуальна не только для человека, но и для психологии.
Человек реализует себя в течение всей своей жизни и основными сферами его самореализации являются в первую очередь профессиональная деятельность и личная жизнь. Становление человека является долгим социальным проектом, от успешности реализации которого зависит не только жизнь отдельных людей, но и процветание страны и человечества в целом. На что ориентируется человек, выбирая ту или иную профессию: на внешние атрибуты профессии, на свои возможности и способности, которые зависят от личностных характеристик каждого человека, вопрос непростой.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из легких, поэтому важно знать, какими профессиональными качествами обладаешь, чтобы самоактуализироваться. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования.
Перед психологией стоит вопрос подбора профориентационных методик, которые могли бы помочь человеку в этом выборе. Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры, - это в первую очередь психологические особенности человека.
Такие данные мы можем получить в результате тестирования людей типологическим опросником Майерс-Бриггс (в котором можно отнести испытуемого к одному из 16 типов личности) и тестом Кейрси для определения социального типа (в котором также определяется и темперамент испытуемого).
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выбранные нами социально-психологические типологии предоставляют специалистам большие возможности. Индикатор типов MBTI имеет высокую прогностическую ценность, однако он сложен в интерпретации. В то время как тест Кейрси позволяет быстрее провести тестирование, а также выявить дополнительно тип темперамента, что в свою очередь дополняет характеристику испытуемого. Это дает нам возможность более точно дифференцировать испытуемых, так как типы темперамента выявляют дополнительные качества личности.
Выявляя предрасположенности человека, данные методики позволяют делать прогноз относительно поведения человека в разных ситуациях и, таким образом, решать задачи профориентации и профотбора. Использование типологического подхода позволяет упорядочить информацию.
В связи с тем, что у нас в исследовании принимали участие только 10 человек, мы не можем делать никаких статистических выводов или выявить какую-либо тенденцию к преобладанию того или иного типа у сотрудников руководящего состава. Единственно, что ярко проявилось, так это то, что в распределении типов темперамента преобладают лица сенсорного планирующего типа SJ, которые характеризуются исполнительностью и запланированностью: 6чел. из 10. В своей книге «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим» Отто Крегер и Дженет Тьюсон предположили, что люди либо объединяются по определённой принадлежности к определенному типу, либо их выбирает работодатель, основываясь на своих предпочтениях того либо иного типа. Подтверждение сказанного мы здесь увидели, можно с уверенностью сказать, что в руководящую группу входят практически все с одним и тем же темпераментом, что, скорее всего, помогает плодотворному взаимодействию и избеганию конфликтов. Однако, если бы в их команде не присутствовали представители других темпераментов, произошёл бы либо «застой», либо нагнетание конфликтной ситуации.
Хочется отметить, что только у двух человек суммарная яркость (сигма) была ярко выражена (22 у мастера бригадной группы и 23 у директора), у остальных же она слабо выражена. Однако у остальных яркость по некоторым отдельным шкалам все же была чаще всего среднего или высшего уровня, что нам ещё раз указывает на то, что при интерпретации теста необходимо тщательно подходить к анализу полученных результатов, учитывая различия в проявлении тех или других характеристик личности.
Подытоживая, хочется высказать собственное мнение и мнение испытуемых: тесты очень ярко и объёмно раскрыли их типы личности, что соответствует действительности. Директор организации, где проводилось тестирование, сказал, что после того, как сотрудники прошли данный тест, для него многое прояснилось, теперь он будет организовывать работу, опираясь на полученные данные и рекомендации.
Однако касательно валидности данных тестов до сих пор не угасают споры. В США в профориентации пользуются только этими тестами, считая их самыми точными. У нас же признают данные тесты немногие, допуская степень валидности 30%. Мы намерены и далее работать в данном направлении, практиковать изученные методики, собирать материалы, разрабатывать теорию.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МАЙЕРС-БРИГГС
Инструкция
На эти вопросы нет "правильных" или "неправильных" ответов. Ваши ответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Вы делаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая о предпочтениях других людей, Вы сможете выявить свои сильные стороны, понять, какая работа доставляет Вам удовольствие и как люди с различными предпочтениями могут взаимодействовать друг с другом.
Внимательно читайте каждый вопрос и отмечайте свой ответна специальном бланке, обводя в кружок букву выбранного Вами варианта ответа.
Не делайте никаких пометок в тексте опросника!
Не думайте подолгу над вопросами, давайте первый ответ, который приходит Вам в голову.
Опросник содержит два типа вопросов. В первом типе Вам необходимо выбрать, какой из вариантов ответа больше совпадает с тем, что Вы обычно чувствуете или делаете. Во втором типе Вам нужно определить, какое слово в паре Вам больше нравится. Ориентируйтесь на значение слова, а не на то, как оно выглядит.
1. Обычно Вы:
а) общительны; б) довольно сдержанны и спокойны.
2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли:
а) построенный на изложении фактов; б) включающий в себя изложение теорий.
3. Вы чаще позволяете:
а) своему сердцу управлять разумом; б) своему разуму управлять сердцем.
4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы:
а) планируете, что и когда будете делать; б) уходите без определенного плана.
5. Находясь в компании, Вы обычно:
а) присоединяетесь к общему разговору; б) беседуете время от времени с кем-то одним.
6. Вам легче поладить с людьми:
а) имеющими богатое воображение; б) реалистичными.
7. Более высокой похвалой Вы считаете слова:
а) душевный человек; б) последовательно рассуждающий человек.
8. Вы предпочитаете:
а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.;
б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься.
9. В большой компании чаще:
а) Вы представляете людей друг другу; б) Вас знакомят с другими.
10. Вас скорее можно назвать:
а) человеком практичным; б) выдумщиком.
11. Обычно Вы:
а) цените чувства больше, чем логику; б) цените логику больше, чем чувства.
12. Вы чаще добиваетесь успеха:
а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения;
б) следуя тщательно разработанному плану.
13. Вы предпочитаете:
а) иметь несколько близких, верных друзей;
б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми.
14. Вам больше нравятся люди, которые:
а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания;
б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или нет.
15. На Ваш взгляд самый большой недостаток быть:
а) бесчувственным; б) неблагоразумным.
16. Следование какому-либо расписанию:
а) привлекает Вас; б) сковывает Вас.
17. Среди своих друзей Вы:
а) позже других узнаете о событиях в их жизни; б) обычно знаете массу новостей о них.
18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который:
а) всегда полон новых идей; б) трезво и реалистично смотрит на мир.
19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который:
а) всегда добр; б) всегда справедлив.
20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные:
а) Вас привлекает; б) оставляет Вас равнодушным; в) угнетает Вас.
21. Вы обычно:
а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени;
б) можете найти тему для разговора только с немногими людьми и только в определенных ситуациях.
22. Когда Вы читаете для своего удовольствия, Вам нравится:
а) необычная, оригинальная манера изложения;
б) когда писатели четко выражают свои мысли.
23. Вы считаете, что более серьезный недостаток:
а) быть слишком сердечным; б) быть недостаточно сердечным.
24. В своей повседневной работе:
а) Вам больше нравятся критические ситуации, когда Вам приходится работать в условиях дефицита времени;
б) ненавидите работать в жестких временных рамках;
в) обычно планируете свою работу так, чтобы Вам хватило времени.
25. Люди могут определить область Ваших интересов:
а) при первом знакомстве с Вами; б) лишь тогда, когда узнают Вас поближе.
26. Выполняя ту же работу, что и многие другие люди, Вы предпочитаете:
а) делать это традиционным способом; б) изобретать свой собственный способ.
27. Вас больше волнуют:
а) чувства людей; б) их права.
28. Когда Вам нужно выполнить определенную работу, Вы обычно:
а) тщательно организовываете все перед началом работы;
б) предпочитаете выяснять все необходимое в процессе работы.
29. Обычно Вы:
а) свободно выражаете свои чувства; б) держите свои чувства при себе.
30. Вы предпочитаете:
а) быть оригинальным; б) следовать общепринятым нормам.
31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) кроткий; б) настойчивый.
32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что:
а) лучше планировать все заранее;
б) несколько неприятно быть связанным этими планами.
33. Можно сказать, что Вы:
а) более восторженны по сравнению с другими людьми;
б) менее восторженны, чем большинство людей.
34. Более высокой похвалой человеку будет признание:
а) его способности к предвидению; б) его здравого смысла.
35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) мысли; б) чувства.
36. Обычно:
а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту;
б) для Вас откладывать все до последней минуты это слишком большая нервотрепка.
37. На вечеринках Вам:
а) иногда становится скучно; б) всегда весело.
38. Вы считаете, что более важно:
а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации;
б) воспринимать факты такими, какие они есть.
39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) убедительный; б) трогательный.
40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка:
а) очень удобно для выполнения многих дел; б) тягостно, даже когда это необходимо.
41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно:
а) одним из первых испробуете это; б) мало этим интересуетесь.
42. Вы скорее:
а) придерживаетесь общепринятых методов в работе;
б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы.
43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) анализировать; б) сопереживать.
44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы:
а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно;
б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть;
в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний.
45. Узнать, что Вы за человек:
а) довольно легко; б) довольно трудно.
46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) факты; б) идеи.
47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) справедливость; б) сочувствие.
48. Вам труднее приспособиться:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|