5. Поведение человекообразных обезьян………………………………..8
5.1 Агрессия………………………………………………………………..8
5.2 Страх……………………………………………………………………8
5.3 Игра……………………………………………………………………..9
5.4 Половое поведение…………………………………………………….9
5.5 Система социальной иерархии……………………………………….10
5.6 Орудийная деятельность……………………………………………...12
6. Способы сигнализации………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Человекообразные обезьяны - кровные наши родственники в буквальном смысле слова. Еще недавно кровь этих обезьян не умели отличить от человеческой. Здесь те же группы крови, почти те же белки плазмы. В последнее время установили, что ближе всего к нам шимпанзе.
Бесспорно, человекообразные обезьяны самые умные из животных. Они легко дрессируются, и обучить их можно очень многому. Отпирать и запирать двери ключом, складывать пирамидой ящики, чтобы достать лакомые фрукты под потолком, работать рубанком и пилой, рисовать карандашом и красками, приносить предметы, названные человеком, различать монеты разного достоинства и опускать их в автомат. Ученые заметили, что в зависимости от местожительства повадки и способности владеть орудиями у человекообразных обезьян неодинаковые.
Таким образом, целью нашей работы является исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания.
1. Представители человекообразных обезьян
Человекообразными обезьянами называют шимпанзе, карликового шимпанзе (бонобо), гориллу и орангутанга. Как и человек, они относятся к большому зоологическому ряду приматов, или высших животных. Из всех представителей животного мира своим телосложением и поведением они больше всего похожи на людей.
Человекообразные обезьяны живут в тропиках Африки и Азии. Их виды различаются образом жизни и местом обитания. Шимпанзе, в том числе и карликовые, живут на деревьях и на земле.
Шимпанзе обитают в африканских лесах почти всех типов, а также в открытых саваннах.
Бонобо можно встретить лишь во влажных тропических лесах бассейна Конго.
Два подвида гориллы - западная береговая, или равнинная, и восточная равнинная - предпочитают влажные тропические леса Африки, а горная горилла - леса с умеренным климатом. Гориллы очень массивны и не часто забираются на деревья, проводя почти все время на земле. Живут они семейными группами, количество членов которых постоянно меняется.
Орангутанги, напротив, чаще всего - одиночки. Они обитают во влажных и болотистых лесах островов Суматры и Калимантана, отлично лазят по деревьям, медленно, но ловко перебираются с ветки на ветку, повисая на несоразмерно длинных, доходящих до лодыжек руках.
Все человекообразные обезьяны могут хотя бы иногда вставать на ноги, тогда их ловкие руки оказываются свободными. Человекообразные обезьяны всех видов - существа очень смышленые и более или менее часто пользуются различными предметами как орудиями, чего не умеют никакие другие животные. У них очень развита мимика, во многом напоминающая человеческую.
2. Интеллект человекообразных обезьян
Когда исследователи поставили в клетку к гиббону зеркало, произошло неожиданное. Обезьяна с интересом приблизилась к нему, увидела свое отражение и, громко вереща, отбежала в угол. Затем схватила зеркало и стала швырять его из стороны в сторону. Нет никакого сомнения: она не узнала себя и, скорее всего, подумала, что какой-то другой гиббон намерен ей сделать что-то плохое. Похожим образом ведут себя в этой ситуации и другие животные.
Лишь человекообразные обезьяны, оказавшись перед зеркалом, поступают как разумные существа. Это подтвердил и опыт с орангутанихой Сумой. Сначала она тоже испугалась своего отражения в зеркале. Затем стала корчить рожицы, закрывать руками глаза, подглядывая в щелки между пальцами. Встав на голову, она внимательно изучала в зеркале перевернутый мир. Во время еды Сума прилепила к щеке кожицу помидора. Когда она увидела себя в зеркале, то дотронулась до кожицы пальцем и стряхнула ее. Это однозначно доказывало, что Сума узнала себя в зеркале, а это высокое интеллектуальное достижение для животного.
Лемуры и низшие обезьяны не способны отождествить себя с отражением в зеркале. Это по силам (а точнее, по уму) лишь человекообразным обезьянам, но и они отличаются умственными способностями: шимпанзе нужен в среднем один день, чтобы начать узнавать себя, орангутангам - 3 дня, а гориллам - 5 дней. Высокую степень интеллекта человекообразных обезьян доказывают и другие опыты.
Однажды им показали лакомство, которое было подвешено так высоко между деревьями, что обезьяны не могли просто залезть туда и достать его. Перед ними также положили несколько кубов разной величины. Обезьяны быстро сообразили, что, ставя кубы друг на друга, можно построить из них башню, влезть наверх и таким образом добраться до желанной еды. Следует добавить, что, возводя башню, обезьяны в основание клали самые большие кубы, а на верхушку - самые маленькие.
Они решают и более сложные задачи: например, вскрывают ящик отверткой, достают из него ключ, открывают им другой ящик, где в конце концов и находят вознаграждение. Впрочем, нередко животные ставят в тупик исследователей, предлагая специфические «обезьяньи» способы решения задач, до которых не мог бы додуматься человек. Например, вместо того, чтобы городить башню из кубов, какая-нибудь обезьяна будет сбивать лакомство, бросая в него палку, или, раскачавшись на веревке, пролетит несколько метров в своей награде.
В любом случае, человекообразные обезьяны всегда обдумывают задачу и находят решение, а порой и не одно. Такой образ действия ученые расценивают как доказательство достаточно развитого интеллекта.
3. Язык человекообразных обезьян
Люди издавна мечтали о возможности говорить с животными. Поэтому снова и снова они пытались научить пойманных детенышей человекообразных обезьян речи. Но успеха никто не добился. Обезьянам никогда не удавалось произнести ничего, кроме отдельных невнятных слов, и, уж конечно, их словарный запас не шел ни в какое сравнение со словарным запасом говорящих попугаев.
Во рту и полости зева человекообразных обезьян отсутствуют некоторые звукообразующие элементы органов, которые соответствуют органам речи человека. По этой причине они не могут развить навыки произношения тонко модулированных звуков. Свои эмоции они выражают по-разному (всего эти обезьяны издают не больше 30 видов звуков): испуг или угрозу - резкими, пронзительными криками, страстное желание - пыхтением, призыв к вниманию - звуком «э-э-э», недовольство - брюзжанием и радость - визгом. Обезьяна узнает о настроении другого животного и перенимает его навыки, наблюдая за ним. Мимика, жесты, осанка - вот средства, с помощью которых человекообразные обезьяны передают друг другу существенную информацию. А потому исследователи попытались «заговорить» с обезьянами на языке жестов, которыми пользуются для общения между собой глухонемые люди. Спустя короткое время молодые обезьяны выучили целый ряд знаков, и с ними можно было уже вести настоящие беседы.
4. Восприятие прекрасного
Если дать обезьянам бумагу, краски и кисть, то большинство из них тотчас с огромным воодушевлением примутся рисовать. При этом обезьяны действуют очень аккуратно. Рисуя, они редко залезают за край листа, довольно искусно делят плоскость бумаги на части. Возникают картины, довольно сильно напоминающие произведения современного абстрактного искусства.
Человекообразные обезьяны охотно рисуют, не требуя за это обычного в других опытах вознаграждения. Они сами знают, завершена картина или нет, и категорически отказываются продолжать законченную, на их взгляд, работу, даже если их настойчиво просят об этом. Они словно настаивают, что малейший штрих испортит картину. Если же в разгар творческого процесса отобрать у обезьян кисточку или бумагу, они откровенно злятся.
Исследователи поведения животных считают, что у обезьян есть эстетическое чувство, правда, в зачаточном виде. Наблюдая за шимпанзе, жившими на воле, в тропическом лесу, они видели, как во время заката обезьяны сидели на опушке поляны и, захваченные этим зрелищем, всматривались в вечернее зарево. Кроме того, многие человекообразные обезьяны в качестве украшения любят повесить себе на шею лиану.
5 Поведение человекообразных обезьян
5.1 Агрессия
К проявлениям агрессии, как ее принято понимать в психиатрии и социологии, часто относят не только драки, но и разнообразные формы поведения, которые можно объяснить под рубрикой “самоутверждение и соперничество”. В науке о поведении животных этот термин используют в более узком смысле. Обычно, употребляя этот термин, имеют в виду адресованное к данной особи поведение, которое может привести к нанесению повреждений и часто связано с установлением определенного иерархического статуса, установлением превосходства, получением доступа к определенному объекту или права на какую-нибудь территорию.
Агрессивное поведение часто возникает в ситуациях, которые вызывают “фрустрацию”. Например, одна из обезьян угрожает другой, когда та перестает чистить ей шерсть. Часто животные, загнанные в угол, вступают в драку, что следует рассматривать как результат фрустрации, обусловленной невозможностью отступления.
Большинство случаев агрессии, отмеченных в естественных условиях, по-видимому, объясняются не непосредственно предшествующей фрустрацией или болезненным ощущением, а являются прямой реакцией на близость другого животного, когда оно приближается к первому, либо к важным для первого животного объектам - к гнезду, территории и т.д.
5.2 Страх
Избегание незнакомых ситуаций предполагает некий знакомый фон, на котором и распознается незнакомое. Когда шимпанзе предъявляют части тела другого шимпанзе, у них проявляются признаки вегетативных расстройств, агрессии и страха, а молодые шимпанзе проявляют беспокойство при встрече с незнакомцем.
Однако на поведение избегания предшествующий опыт оказывает многообразное влияние. Страх перед незнакомым зависит от предшествующего опыта, позволившего приобрести знания о знакомом, но дальнейший опыт делает знакомым незнакомое. Кроме того, опыт, приобретенный в различных ситуациях, может привести к уменьшению страха при виде незнакомых объектов.
5.3 Игра
Движения, входящие в игровое поведение, обычно не отличаются от тех, которые встречаются у данного вида в ситуациях с иным функциональным содержанием, например, при охоте, драке, половой и манипуляторной активности. Однако в игровых ситуациях последовательности движений часто бывают незавершенными.
У животных могут случайно выработаться новые достижения, специфичные для игровой ситуации, и, по-видимому, не имеющие функционального значения помимо нее.
Во время игры животное часто манипулирует предметами, которые при других формах поведения не вызывают таких игровых движений. У обезьян игру молодых животных часто начинает взрослое животное. Так, самки шимпанзе щекочут детенышей, поворачивают их, кусают “понарошку”.
Игровое поведение легко прерывается другими видами активности; например, оно может немедленно прекратиться в результате голода или испуга. У шимпанзе игры могут быть очень интенсивными и все же сопровождаются знаками дружелюбия.
5.4 Половое поведение
Развитие полового поведения связано и с гормональными воздействиями на механизмы поведения при спаривании, и с опытом. Спаривание сопровождается или ему предшествует демонстрация ухаживания, которая часто связана с конфликтом между несовместимыми типами поведения.
Опыт общения с сородичами влияет на половое поведение разными путями, затрагивая готовность к спариванию, реактивность к соответствующим раздражителям, “обработку” соответствующих движений, а также другие типы общественного поведения, которые могут взаимодействовать с половым поведением.
У шимпанзе не бывает постоянных супружеских пар. Половозрелый самец присоединяется к самке, когда она входит в состояние эструса (готовится к размножению). Половозрелость у самок шимпанзе наступает поздно - лишь на восьмом году жизни, и с этого времени каждые 44 дня у нее возникает готовность к половым отношениям с самцами, длящаяся около 6-7 дней. Если за это время самка забеременеет, то половые циклы у нее восстанавливаются не ранее чем через год (а чаще через 2-4 года) после родов.
Вес новорожденного обычно около 2 кг. Малыш появляется на свет почти таким же беспомощным, как человеческий младенец, и несколько лет полностью зависит от самки. Мать кормит своего малыша молоком на протяжении двух-трех лет, а персональные связи с нею сохраняются до 7, а то и до 10 лет. Во время каждого периода эструса, когда готова к продолжению рода, она может вступать в связи с разными самцами. Такой тип неупорядоченных отношений называется промискуитетом.
5.5 Система социальной иерархии
Группировки обезьян совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим до 30 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы - это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и ее двух-трех детей разного возраста, либо объединения нескольких животных, связанных давними дружескими узлами.
В этом свободном союзе дружественных животных, населяющих определенный участок тропического леса, не все они пользуются одинаковым авторитетом. Дело в том, что, как и многих общественных животных, отношения у шимпанзе регулируются в соответствии со стихийно складывающейся “табелью о рангах”, называемой обычно системой социальной иерархии. Среди обезьян, живущих в данной местности и постоянно взаимодействующих друг с другом, есть всеми признанный альфа-самец, который обладает максимальными правами среди других самцов данной популяции. Последние занимают разные по высоте “ступеньки” иерархической лестницы, причем старики обычно доминируют над неполовозрелыми животными. Но большинство самцов пользуются большими правами, нежели самки, в среде которых существует собственный порядок ранжирования. Разумеется, это лишь общая схема, из которой может быть множество различных исключений.
В присутствии прочих обезьян альфа-самец обладает максимальным правом получить доступ к лакомому кусочку. При встрече с другим шимпанзе на узкой тропинке он никогда не уступит ему дорогу. При появлении доминанта прочие шимпанзе обычно начинают слегка нервничать и, как правило, раболепно приветствуют его. С наступлением вечера доминант может не утруждать себя постройкой гнезда для ночлега: ему ничего не стоит воспользоваться чужой постройкой, изгнав прочь хозяина, который вынужден мастерить себе новую постель из веток.
Надо сказать, что например, у шимпанзе, в отличие от многих других животных, альфа-самец редко позволяет себе подобные проявления деспотизма. Фигурально выражаясь, он довольствуется в основном сознанием своего высокого престижа, не употребляя его без крайней необходимости ко своим ближним.
Совсем нередки случаи, когда распределение материальных благ среди шимпанзе базируется на принципе “не по праву сильного, а по праву первого”. Дружелюбие, даже скорее, альтруизм шимпанзе по отношению к своим ближним, независимо от их общественного положения, особенно ярко проявляется у них при дележке лакомой мясной пищи.
5.6 Орудийная деятельность
Человекообразные обезьяны используют орудия на воле и даже видоизменяют, подрабатывают эти орудия с целью наиболее эффективного применения их в деле. Именно они оперируют предметами интенсивнее всех млекопитающих, исключая, конечно, человека. Они отлавливают муравьев и термитов ветками, которые тщательно выбираются, очищаются от листьев и побегов протяжкой через собранную в кулак кисть. Такой же тростью шимпанзе достает и мед из пчелиного гнезда.
Человекообразные обезьяны мнут рукой листья и траву для приготовления “губки”, с помощью которой добывает дождевую воду для питья из дупла или углубления в развилке дерева. Веткой или палкой прикасается к тому, к чему бы не хотел дотрагиваться руками. Бьет палкой врага (своего или чужого вида) или дружески касается ею партнера во время игры. Если палка не лезет в трещину, подгрызает конец своего орудия. Например, карликовый шимпанзе в неволе из мягких длинных прутьев делал бечевку, забрасывал ее через перекладину и прилаживал концы таким образом, что мог повиснуть на собственных “качелях”, а двухметровый водоем перепрыгивал, как заправский спортсмен, с помощью шеста. Шимпанзе на воле укрывается от дождя ветками, листьями. Они очищают тело травой, листьями от крови, остатков пищи, фекалий, спермы, смолы.
Шимпанзе, по-видимому, - единственные из всех человекообразных, которые используют орудия в природе регулярно в различных целях. Применение орудий следует сразу же за их изготовлением, но пригодившийся предмет хорошо запоминается.
Замечено различное использование орудий в зависимости от пола: если самки более энергично употребляют их для добывания пищи, то самцы - чаще как оружие. Порой самцы совершают воинственные деяния, передвигаясь на задних конечностях, руками швыряют свои снаряды в цель.
Любопытно, что при лесных пожарах, когда случайно поджариваются плоды орехи или дичь, шимпанзе правильно постигает пользу огня и лакомится приготовленной пищей. У шимпанзе действия, связанные с использованием орудий, гораздо разнообразнее, нежели у других животных.
6. Способы сигнализации
Проводя всю жизнь в составе подобного дружественного союза знакомых друг с другом животных, каждый его член должен, по-видимому, располагать разнообразными способами сигнализации. Одни из них служат для поддержания добрососедских отношений к себе подобным, а другие позволяют каждому индивидууму сохранять свой авторитет или противиться чрезмерным притязаниям со стороны старших по рангу.
Описывая вокальную сигнализацию шимпанзе, Ван Хоофф насчитывает у них 11 естественных звуков, Дж. Гудолл - не менее 13, а Н.Н. Ладыгина-Котс - 25. Стало ясно, что почти все выделенные Хооффаном вокальные сигналы шимпанзе связаны друг с другом промежуточными вариантами. Если подсчитать эти промежуточные варианты как самостоятельные “типы” сигналов, то в этом случае получится еще одна оценка их числа, которая равняется 37.
Многие звуковые сигналы и не призваны служить средством трансляции каких-то конкретных сообщений и выполняют не смысловую, а так называемую фатическую функцию, суть которой просто в поддержании дружественных контактов между особями. Именно такую роль играют в нашем общении фразы вроде: “Ну, как дела?”, обращенные к незнакомому человеку. Разумеется, врожденные оптические и звуковые сигналы вполне обеспечивают все те чисто биологические функции, которые связаны с установлением и поддержании социальной иерархии, с ситуациями ухаживания самцов за самками, а также с заботой матери о своих детенышах.
Среди таких сигналов есть такие, которые способствуют кооперации многих особей при распределении лакомой добычи и тем самым являются не только источником сведений о внутреннем состоянии той или иной особи, но и средством взаимного оповещения о некоторых событиях внешнего мира. Вероятно, обезьяна, издающая громкие крики около пойманной ею жертвы, не имеет сознательного намерения оповестить всех прочих шимпанзе округе о своем успехе. Это, по-видимому, не только крик призыва, в строгом смысле этого слова, сколько непроизвольное выражение рвущегося наружу эмоционального возбуждения. Однако другие обезьяны, услышав подобные звуки, на основании своего предшествующего опыта правильно связывают их с реальной возможностью полакомиться мясом и, естественно, устремляются к месту удачной охоты. А здесь уже вступает прирожденное добродушие шимпанзе и их обычай делиться пищей со своими родственниками и друзьями.
И все же наравне с врожденными сигналами, непроизвольно возникающими в определенных биологических ситуациях, у шимпанзе, оказывается, существует и совершенно иной тип коммуникации, позволяющий вполне намеренно сообщать друг другу сведения о пространственном размещении интересующих их объектов и даже об их качестве и количестве. К каким же способам сигнализации прибегают шимпанзе, когда вольно или невольно сообщают членам своей группы сведения о местонахождении тех или иных объектов, их в качестве и относительном количестве? Е. Мензел проделал свыше 1000 опытов, но лишь примерно в 200 он отметил некоторые из тех 60 сигналов, которые, по мнению Ван Хооффа, слагают врожденный, стереотипный, характерный для этого вида “сигнальный код”. Члены группы ориентируются на такие признаки поведения лидера, как направление его взгляда, большая или меньшая скорость передвижения, а также какие-то другие тончайшие особенности его походки.
Становится очевидным, что шимпанзе могут вполне намеренно извещать своих близких о чем-то, что в данный момент находится вне сферы их видимости. В этом смысле мы обнаруживаем здесь некоторые зачатки тех свойств нашего языка, которые носят название перемещаемости. Значительно то, что для передачи сообщений об отсутствующих воочию явлениях внешнего мира шимпанзе пользуются сигналами, обладающими уже явными признаками иконического знака. Приглашающие движения рук и головы, перемещение лидера в сторону тайника спиной вперед, со взглядом обращенным к своим партнерам, а не к цели, - вот те простейшие способы проинформировать себе подобных о пространственных связях и отношениях между жизненно важными объектами и, вероятно, о степени их привлекательности или вредоносности.
Е. Мензел считает, что такие способы коммуникации могут с лихвой обслужить все потребности шимпанзе, возникающие у них в сфере довольно несложных житейских интересов. Связи шимпанзе с внешним миром ограничиваются в основном удовлетворением чисто биологических потребностей добывания пищи и защиты от врагов. На этом этапе развития приматов, когда они не перешли еще к постоянному выделыванию, использованию и совершенствованию орудий и к производству материальных и культурных ценностей, они попросту не нуждаются в последовательной символизации внешней реальности с помощью языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере того как ученые все глубже знакомятся с образом жизни человекообразных обезьян, они обнаруживают множество черт сходства в поведении обезьяны с поведением человека, убеждаясь, что они являются нашими далекими предками.
Они изготовляют простейшие орудия, как наши непосредственные предки, научившиеся использовать различные предметы для достижения своих целей. Несмотря на все странности в поведении, в них так много человеческого, что почти забываешь, животное ли видишь перед собой. Тело его, как у животного, но разум стоит на одном уровне с дикарями.
Список использованных источников
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998