бесплатные рефераты

История психологии как самостоятельная наука

69. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА.

К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.

Структура личности имеет три части.

1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».

Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением - «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.

70. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА У К. Г. ЮНГА.

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима и Анимус - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень -- это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.

Типологическая модель К. Юнга

Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде-лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу-щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи-нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тен-денцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реак-ция на окружающую среду. Самым ранним признаком эк-страверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереоти-пы поведения экстраверта реально определяются внешни-ми объективными условиями, а внутренняя жизнь зани-мает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа -- истерия --

это постоянное стремление делать себя интересным и обра-щать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.

Пока экстравертная установка доминирует, наиболее развитая функция будет проявляться экстравертным обра-зом, в то время как подчиненная функция оказывается более или менее интровертной. Например, экстравертяый эмоционально-чувствующий тип в норме получает удоволь-ствие от близкого контакта с людьми, но порой ведет себя крайне бестактно, например, предлагает тост за упокой на свадьбе -- такие «ляпы» исходят из подчиненного мышле-ния, четвертой функции, которая у данного типа развита слабо, находится вне сознательного контроля.

Чтобы определить ведущую функцию человека, необхо-димо смотреть, какая функция в большей степени нахо-дится под сознательным контролем, а какие имеют бессис-темный, случайный характер.

Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь человека управляется на основе интеллектуально осмыс-ленных мотивов, мы говорим о мыслительном типе. Мыш-ление может быть экстравертным или интровертным -- в соответствии с тем, куда оно ориентировано: на объект или на сам субъект,

Экстравертный мыслительный тип любое суждение стро-ит на критерии, получаемом из внешних условий: объек-тивные данные и традиции образования. В лучшем случае мыслители-эктраверты становятся государственными деяте-лями, адвокатами, учеными-практиками, они превосходны в организации любого дела; владея хорошим чувством ре-альности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Наихудшим для этого типа является религиозный фана-тик, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий человек, стремящийся подчинить себя и других какой-либо системе правил и принципов. В той степени, в какой мыш-ление экстравертно, эмоционально-чувственная функция остается инфантильной и подавленной, в результате бес-сознательные чувства могут проявляться в мелочности, агрессивности, недоверчивости, в пренебрежении интересами семьи и близких, холодности и фанатичности, когда цель оправдывает любые средства.

Экстравертный чувствующий тип склонен находить-ся под влиянием общепринятых ценностей, например, этот человек может восхищаться картиной не из-за субъектив-ной оценки, а потому что это находится в согласии с обще-ственной ситуацией. Эстравертные чувствующие типы обыч-но добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других. Мышление, логические зак-лючения у этих людей подчинены чувствам, мышление до-пускается как слуга чувства. Подавленное мышление при-водит к появлению мрачных мыслей о том, что жизнь мало чего стоит» что он сам ничтожество и т. п. Когда такие дур-ные мысли начинают приходить в голову, обычная реак-ция для него -- включить телевизор или отправиться на встречу с приятелем, лишь бы не оставаться одному со сво-ими мыслями.

Эстравертный ощущающий тип ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты -- и людей, и ситуации -- которые возбуждают самые сильные ощущения. Он за-мечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внима-ние на внешнюю сторону жизни (например, следит за мо-дой), ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью, часто становится грубым искателем удовольствий и острых ощущений. Внутри самого этого человека подчи-ненная интуиция проявляется в дурных предчувствиях, подозрительных мыслях, возможностях несчастья, подозре-ниях, ревности, фобии.

Экстравертный интуитивный тип -- у него интуи-ция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозрева-ет душу других людей. Экстравертная интуиция постоянно высматривает новые возможности, новые области, у такого человека тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее, проявляется способность диагностировать потен-циальные возможности других людей, открывать таланты. Таких людей можно встретить среди директоров предприя-тий, биржевиков-аналитиков, в изобретательских фондах, наблюдателями-экспертами в государственных структурах и т. п. Часто эти люди тратят свое время и энергию на воз-можности других людей, но мало реализуются сами, редко доводят дела до конца. У людей этого типа самая подчи-ненная функция -- это ощущения, поэтому они обращают мало внимания на свои физические потребности, не заме-чают, что устали или проголодались, могут невольно нару-шить свое здоровье -- в результате позже может возник-нуть преувеличенное внимание к своему телу, особой диете и воображаемым болезням и т. п.

Интровертный тип. Отличительной чертой интровер-сии является ориентация на внутренние личностные фак-торы, на внутренний мир. Все основывается на собствен-ных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обсто-ятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистич-ным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх пе-ред незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.

Интровертный мыслительный тип направлен на те-оретическое осмысление мира, на развитие и обоснование субъективных идей и теорий. Люди этого типа безразлич-ны к мнениям других, не поддаются влиянию, но и сами не стремятся влиять на других. Они лишь представляют свою оценку реальности и совершенно не заботятся о том, как это будет воспринято. У этих людей в подавлении на-ходятся эмоции, поэтому они плохо умеют выразить свои чувства, скрытны, внешне выглядят невнимательными и высокомерными, сами часто не понимают, что они чувству-ют; порой чувство проявляется в виде «липкой привязан-ности» .

Интровертный эмоционально-чувствующий тип тру-ден для понимания, поскольку мало что проявляется на его поверхности. Внешне люди данного типа кажутся бес-чувственными, но глубина их чувств велика, они несут в себе стандарты этических и моральных ценностей; это чув-ствуют окружающие и невольно вынуждены вести себя прилично в их присутствии. Они несут в себе загадочную атмосферу независимости и самостоятельности, спокойствия и тактичности, не стремятся производить впечатление или переделывать, изменять других, но и не проявляют любез-ности, предупредительности к другим людям, держатся от-страненно. Подавленное мышление у этого типа может при-водить к враждебным мыслям о том, что другие замышляют зло, интригуют против него, и человек сам начинает подо-зревать, подслушивать, интриговать, используя в своей борьбе любые средства.

Интровертный ощущающий тип испытывает интен-сивные субъективные ощущения, вызванные объективным раздражителем; каждая деталь обостренно воспринимает-ся в собственной интерпретации, хотя внешней реакции не наблюдается. Подчиненная интуиция людей этого типа склонна проявляться в виде мрачных предчувствий о том, что может случиться во внешнем мире -- с их семьей или с человечеством -- в виде навязчивых мрачных идей.

Интровертный интуитивный тип -- интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного, она воспринимает все, что происходит на дальних планах со-знания. Такие люди способны чувствовать еще не прояв-ленные возможности и ситуации (такие люди были шама-нами, пророками, мистическими мечтателями), но имеют недостаточно четкое представление о себе и других, с тру-дом доводят дела до конца, часто оказывается, что реаль-ность для них как бы не существует, -- они затеряны в своих фантазиях, не замечают своего воздействия на дру-гих (редко приходят вовремя, теряют вещи, с трудом под-держивают порядок и чистоту; их поведение раздражает дру-гих людей, но они остаются беззаботными и равнодушными к этому), имеют смутное представление о подробностях ре-ального мира. Подавленная функция ощущений может проявляться как зависимость от чувственных впечатлений, сверхчувствительность органов чувств, навязчивые ощуще-ния, навязчивые привязанности к определенным лицам.

71. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И КРИТИКА ИДЕЙ К. Г. ЮНГА.

Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историческое значение идей Юнга

1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.

2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.

3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала влияние «а многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподходФ. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.

4. Понятие архетипа гак общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании).

Направления критики аналитической психологии:

1. Введя понятия "коллективное бессознательное и архетип, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы человека. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения.

2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.

72. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА.

А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией.

1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя преодолевать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие характеристики: отличается от комплекса неполноценности; врожденная и бессознательная природа, индивидуально у каждого человека; может быть органическим (физический недостаток) или психологическим (неполноценность в эмоциональной, коммуникативной сфере).

2. Стремление к превосходству, врожденное, бессознательное, - это компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим.

3. Фиктивный финализм, или постановка жизненной цели, обусловлен характером неполноценности, например, при физическом недостатке ставится цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующему плану. Конечной идеальной целью развития человека является "стремление к совершенству-, к достижению своей самости.

4. Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конфетной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека.

5. Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля.

6. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску.

73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А. АДЛЕРА.

Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии.

1. Понятие творческого «Я», которое противоречит пониманию психики как раз и навсегда детерминированной биологическими и наследственными инстинктами, расширяет понимание природы человека. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась многими учеными гуманистической направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом, обусловив развитие новых подходов и теорий личности.

2. Введение термина социального интереса, или социального чувства, обусловливает понимание человека как существа социального, что расширяет границы понимания человеческой природы.

3. Отведение обществу важной роли в формировании и развитии личности дает основание считать Адлера основателем социального психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источником формирования личности, но и общество оказывает существенное влияние на этот процесс.

Критика индивидуальной психологии.

Рассмотрение личности как продукта ее собственного творчества открывало дорогу к пониманию деятельной стороны субъекта, который не пассивно воспринимает

мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развитии человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.

74. ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕОФРЕЙДИЗМА

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихи-ческих процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

В русле неофрейдизма развивались следующие теории.

1. Теория базальной тревоги Карен Хорни; причиной невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и проблемы адаптации в среде возникают в результате невозможности для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

3. Эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона: отрицание необходимости изучение бессознательного уровня психики и рассмотрение «Эго» как не менее важной в развитии личности и независимой от бессознательных импульсов «Оно» структуры.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости полного сексуального раскрепощения человека, что способствовало бы установлению подлинно человеческих (естественных] взаимоотношений в любви, труде и познании.

Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций,

75. ХАРАКТЕРИСТИКА И КРИТИКА КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.

1. Основные объекты изучения - познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.

2. Методы исследования - хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:

- строгую последовательность в сборе и переработке информации;

- уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;

- избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;

- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;

- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

Направления критики когнитивной психологии

1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.

2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.

3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.

В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.

76. ХАРАКТЕРИСТИКА И КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Впервые термин -гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А, Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека.

1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т, д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос -почему?',

а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».

Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Маем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

77. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. МАСЛОУ.

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства; абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга. Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теории потребностей, которая включает в себя следующие положения.

1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

2. Удовлетворение потребности, стоящей нэ более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

4. Сэмоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс х|рактвризуетея как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне, В этом заключается самоаюуализация личности,

5, Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего 'Я« и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

Теория Маслоу

А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом. гуманистической психологии. Именно им были разработаны важ нейшие теоретические положения этого направления - о самоа» туализации, видах потребностей и механизмах развития личное! Своими блестящими лекциями и книгами он также способствов распространению идей этой школы, хотя по степени популярно' в США они уступают бихевиоризму и психоанализу.

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степ доктора психологических наук в 1934 г. На его интерес к о

и развитие его концепции оказало огромное влияние знаком-с европейскими философами, особенно с учеными, эмигриро-в США. О его общении с М. Вертгеймером уже упомина-. Именно этот ученый, его личность, стиль жизни и творчества Маслоу на мысль о «самоактуализировавшейся личности». вторым человеком, послужившим образцом для этого понятия,

известный антрополог Р. Бенедикт,

Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мо-гйвация и личность» (1970) и др. Она появилась на основе деталь-ного знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о необходимости формирования третьего пути, третьего психологи-ческого направления, альтернативного психоанализу и бихевио-ризму.

В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г., т.е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пони-манию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист, не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые шко-лы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего, что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, по его мнению, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие сточки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со сре-Дой, но, наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно яв-ляется смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренен-ость в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к **оактуализации, которая и делает человека личностью. Поэто-'УТолько стремление к развитию, личностному росту, т.е. к са-"оактуализации, есть основа развития человека и общества. Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведе-*я всей психической жизни к поведению, которая была свойствен-1 бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психике - ее Са-*°сть, стремление к саморазвитию - не может быть описано и по-'° с позиций поведенческой психологии, а потому психология Рвения должна быть не исключена, но дополнена психологией , которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость лич-

° своих психологических исследованиях Маслоу почти не про-ltiji глобальных, крупномасштабных экспериментов, которые приняты в американской психологии, особенно в бихевиоризме Для него характерны небольшие, пилотажные исследования, ко-торые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Такой подход был свойствен Маслоу с самого начала, именно так он по-дошел к исследованию самоактуализации, одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследо-вать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших пред. ставителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, пи-сал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 - историческими личностями, в чис-ло которых входили А. Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джемс, Б.Спи-ноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти иссле-дования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим

образом:

физиологические потребности -в пище, воде, сне и т.п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

потребность в самоактуализации -развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и на-всегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, на-пример потребность в безопасности или в любви. Не только крити-ки, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потрео ность в самоактуализации или самоуважении доминирует и опреДе' ляет поведение человека, несмотря на то что его физиологически потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже фрУс рировали удовлетворение потребностей более высокого уровня-

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии Да ных потребностей, большинство представителей гуманистичес '

пдиЯЫ"

психологии приняли сам термин самоактуализация, введ еп ч. Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующайся' ности. ар.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иер

а'

хии, объединив все существующие потребности в два класс требности нужды (дефицита) и потребности развития (сам°а

лцзации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и са-^оактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетво-рение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей по-знания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-Л(обовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе 0 других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремле-ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуж-депие, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж-дений и экспериментальных исследований позволяет осознать его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознан-ные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты состав-ляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружаю-щих и собственную слабость, неуверенность. Поэтому многие люди Уступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить е§я, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно !я личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Ис-1еДования Маслоу показали, что невротики - это люди с нераз-

[°й или неосознанной потребностью к самоактуализации.

Гаким образом, общество, окружение, с одной стороны, необхо-0 человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он

Кет только среди других людей, только в обществе. С другой

'НЬ1, общество по самой своей сути не может не препятство-

:амоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу,

отч Мится сделать человека шаблонным представителем среды, оно

Коыгь Эет личность °т ее сути, ее индивидуальности, делает ее °й

.

м ° ^ БРемя отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в про-цессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем пла-не, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружаю-щими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Мас-лоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждеб-ности личности и общества, необходимости отчуждения от среды, стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к кон-формизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще-ством, принятую в этой социальной группе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ