бесплатные рефераты

Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии

1. цветные карандаши,

2. восковые мелки,

3. пастель,

4. гуашь,

5. акварель.

В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное"). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: "Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?".

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил. Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, - опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы - это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна. При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное").

Один из таких диагностических критериев - это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между "небом" и "землей" - это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между "верхом" и "низом".

Символика цвета и чисел

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как, бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это, прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации. Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться - в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности образов и рисунков.

1.3 Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии

Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта:

1. большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2. полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3. готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4. психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо, прежде всего, обсудить актуальное состояние подростка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто-нибудь заболел, приехали гости и т. п.) Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят рисунок, который психотерапевт задал нарисовать после представления предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует "оживлению" рисунка, если он, например, спрашивает: "А что происходит здесь?"; "Куда смотрит этот?"; "Что бы дереву хотелось больше всего сделать?" - и т. п. Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно представление образов. По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том. что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что - продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление.

В качество используемых мотивов для лиц юношеского возраста используется широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Основные используемые мотивы:

Ю Мотив "цветок". Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии, чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый "тест цветок" дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях

ѕ описать его цвет;

ѕ размер,

ѕ форму,

ѕ описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п.

ѕ эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка.

ѕ попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают. Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской. Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем-то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, "зависшим" на каком-то неопределенном фоне. При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не "где стоит" или "где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а "где находится цветок?". Отсутствие "почвы под ногами" может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни. Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. После окончания представления "цветка" рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: "У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение" - или - "У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву. Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его "хорошей предрасположенности к представлениям" или что-то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

Ю Мотив "дерево". Образы, которые подросток представляет после задания мотива дерева, можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне.

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может, как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали:

ѕ представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево,

ѕ стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями,

ѕ здорово ли дерево, не опали его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику.

Ю Мотив "три дерева". Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи. В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие-то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных. Подросток, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации.

Ю Мотив "семья животных". Часто этот мотив возникает у детей спонтанно. Это увязано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось сильное и зрелое Я, чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты. Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах, таким образом, проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости. Происходящее в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных.

Ю Мотив представления себя на 10 лет старше. Этот мотив дает представление о внутренних установках и ожиданиях ребенка относительно своего будущего. В связи с этим этому мотиву отводится также и важная роль в воспитательном аспекте психотерапии. Кроме того, односторонняя фиксация на прорабатывании конфликтов из "прошлого" и "настоящего" пациента может вызвать у подростка чувство, что он "болен". Самооценке ребенка это пережить трудно, поэтому дети часто совершенно справедливо протестуют против такого "залечивания". Подростку в этой связи можно предложит также представить собственную машину или мотоцикл.

Ю Луг. Мотив луга имеет очень широкое значение. В работе с подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. д. Мотив луга можно использовать на следующем сеансе после, теста с цветком, деревом или тремя деревьями в качестве вхождения в метод, а также в начале каждого последующего сеанса сновидений на яву.

Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения.

Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере раститетности на лугу.

В норме это:

ѕ летнее время года или поздняя весна

ѕ день или утро,

ѕ погода хорошая, на небе солнце

ѕ богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов.

ѕ луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом.

В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя - об оптимистическом ожидании, а летняя - об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то. Материнская символика луга может быть еще более акцентирована тем, что на нем пасутся коровы. Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Подростки представляют иногда бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль. В этом может проявляться недостаточная дифференциация границ их собственного Я, и иллюзорные ожидания относительно их будущей жизни.

Работа с мотивом луга, конечно же, не исчерпывается описанной выше диагностической стороной. Представление образа луга имеет сильный психотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагается делать на лугу все, что он хочет. При этом пациенту задается вопрос: "Что бы Вам хотелось сейчас сделать?" У пациента могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т. д. Другими словами, психотерапевт занимает так называемую разрешительную, всё позволяющую позицию и в некоторой мере даже представляет пациенту ведение. Нередко пациент оказывается в растерянности, не зная, что ему делать на лугу. В этом, как и в целом в символдраме, проявляются наиболее типичные для данного человека тенденции поведения, которые, как правило, свойственны ему также и в реальной жизни, хотя они не всегда им осознаются.

Если пациенту не приходит ничего в голову, что бы он мог сделать на лугу, то, наверное, и в обычной ситуации он не знает, что ему делать и что доставит ему радость. Такой человек не привык следовать собственным желаниям и импульсам. Он скорее склонен к пассивной установке и предпочитает получать указания и инструкции от других людей. Предоставление свободы может, таким образом, вызвать у него тягостное и беспомощное состояние, поставив его перед внутренней дилеммой. Подобная пассивная установка может быть частью нарушения, которое характеризуется как невротическое развитие личности или невроз характера, коррекция которого очень сложна и трудоемка.

Мотив луга можно давать пациенту как один раз, так и на многих последующих сеансах. Он может оставаться также только коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы. Особые трудности для начинающих психотерапевтов связаны с проблемой, каким образом и как часто следует задавать во время сеанса уточняющие вопросы. Как уже отмечалось, такие вопросы могут способствовать тому, чтобы образы переживались более ясно, более четко, в более ярких цветах, чтобы появлялись новые детали, и образ в целом становился богаче.

Ю Подъем в гору. Для здорового пациента это, как правило, не составляет большого труда. Перед пациентом ставится задача, от осуществления которой он может в принципе отказаться. Но это происходит все-таки крайне редко. Символическое значение подъема в гору связано с теми задачами, которые ставит перед нами жизнь. Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже крайне высокие задачи, другие довольствуются средним уровнем и испытывают при этом меньше сложностей.

Люди, предъявляющие к себе высокие притязания, зачастую тщеславные люди, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело. Следует обращать внимание на своеобразие подъема, крутизну отдельных подъемов, необходимость карабкаться, возможно, с набором альпинистского снаряжения. Или наоборот: если пациент находит удобный, прогулочный путь или преждевременно утомляется и должен часто отдыхать - это указывает на то, каким образом данный человек привык решать задачи или добиваться своих целей.

Особо усердным и всегда готовым к работе людям даже не нужно предлагать подняться в гору. Без каких-либо дополнительных указаний они сразу же начинают подниматься вверх. Это люди всегда готовые к преодолению трудностей и особенно настроенные на достижение результата. Они представляют себе в образах такие условия для восхождения в гору, при которых им приходится привязывать себя канатом, карабкаться по вертикальным расщелинам и браться за другие трудные препятствия, чтобы достичь скалистой, труднодоступной вершины.

Более тяжелые невротические нарушения при восхождении могут проявляться в том, что тропа становится едва заметной, пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а спускается - в соответствии с давящим на него пессимистическим, угнетающим настроением - все ниже в темный лес. На пути пациента могут возникать лесные завалы, глубокие овраги, или пациент вдруг чего-то пугается в темном лесу и просит разрешения повернуть назад. В то же время пациент может подвергаться погодным ненастьям: буре, ветру и холоду. Другим характерным признаком нарушения может быть избегание восхождения вообще.

Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой личности оказываются сразу же на вершине горы, сообщая психотерапевту, что они "уже наверху", тем самым как бы перепрыгивая в своей фантазии через трудности подъема в гору.

Ю Обследование дома. Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса. Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный материал. По этой причине мотив дома следует предлагать только таким пациентам, которые уже хорошо освоились с методом символдрамы и которых психотерапевт может считать способными выдержать определенную психологическую нагрузку. Мотив дома следует по возможности повторять несколько раз в курсе символдрамы. 3. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей. В мотиве дома, в его комнатах и служебных помещениях, в том, как они оборудованы, находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние.

Эти особенности символики дома наиболее ярко выражены у взрослых пациентов и у подростков. Напротив, более младшие дети, а также незрелые личности часто переживают свою реальную дачу или дом своих знакомых и родственников. Представление мотива дома важно, поэтому для анализа домашней ситуации ребенка. Техника работы с мотивом дома предполагает, что после представления образа луга пациента просят представить себе, что он видит какой-нибудь дом. При этом следует избегать каких-либо конкретных заданий и описаний. Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом. Пациента просят, прежде всего, описать дом снаружи, а также все, что находится вокруг него. Например, если есть сад, то можно спросить о его состоянии, о настроении образа и т. д. Внешний вид дома имеет важное диагностическое значение. В норме дом предназначен, как правило, только для одной семьи. Это одно, двух-, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла. Пациенты с грандиозными ожиданиями и завышенной нарциссической самооценкой могут представлять замок, в котором, возможно, будет тронный зал с троном. Девочки с истерически-демонстративной структурой личности часто представляют себе красивый замок в стиле барокко, с гуляющими по парку фрейлинами. Маленькая хижина указывает на недостаточно развитое самосознание пациента. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Если пациент представляет себе офис фирмы, учреждение, гостиницу или что-то подобное, то можно предположить, что его интимно-личные переживания, либо сильно защищены, либо он ими явно пренебрегает, в особенности, если в доме мало жилых помещений или их вообще нет.

Ю Встреча с особо значимым лицом. В этом мотиве пациенту предлагается представить эмоционально наиболее значимое лицо. Таким человеком может быть мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, любимый человек, кумир, учитель и т. д. Значимое лицо можно представить как в реальном, так и в символическом облачении, например, в образе животного, дерева и т. п. Появление значимого лица в образе в реальном виде может вызывать сопротивление. Напряжение сопротивления смягчается, если значимое лицо представлено в символическом облачении. Местом встречи со значимым лицом может быть реальное место или луг. Сам ландшафт символизирует различные стороны объектных отношений. Луг, ручей, округлая гора, лиственные деревья, море, а также кухня в доме символизируют материнский женский мир, источник символизируют материнскую грудь, остроконечная гора и хвойный лес символизируют отцовско-мужской мир, пещера символизирует утробу матери и женские гениталии. Дерево или группа деревьев также может служить символическим воплощением значимого лица. Положение деревьев друг относительно друга отражает динамику взаимоотношений внутри семьи. Техника проведения мотива значимого лица предполагает суггестивное предложение пациенту представить значимое лицо. Или пациента просят посмотреть вдаль и говорят, что сейчас оттуда появится какой-нибудь человек (не определяя кто именно) или кто-то из конкретных значимых лиц (например. отец, учитель, любимый человек и т. п.). Пациента просят рассмотреть приближающуюся фигуру. Если у пациента возникает страх, можно предложить ему спрятаться за кустом. Следует расспросить пациента о том, какие чувства возникают у него по отношению к этой фигуре. Важно также спросить, как появившийся человек относится к пациенту. Способ и форма контакта пациента с появившимся человеком позволяет сделать диагностические выводы об отношениях со значимым лицом [6; 34 - 62].

Выводы к первой главе

В данной теоретической части исследования по проблеме изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии была раздела на три основные части, в которых мы подробно рассмотрели.

Научные концепции кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии. Все это было представлено в первой части теоретической главы - "катитимно-имагинативная терапия как психотерапевтический метод на современном этапе". Здесь были проанализированы эксперименты Ханскарла Лейнера основателя метода кататимно-имагинативной терапии (к.и.т) базирующегося на принципах глубинной психологии. Рассмотрены работы, Я.Л. Морено основателя психодрамы, учение К.Г. Юнга, элементы ведения психотерапевтической беседы К.Роджерса, которые, несомненно, повлияли на современное состояние символдрамы.

Во второй части нами были раскрыты основные принципы кататимно-имагинативной терапии. Принципы активного воображения и трансформации образа как метода изменения эмоционального состояния. А также описание метода, техника проведения, работа с рисунком и анализ символики цвета и чисел.

Третья часть полностью была посвящена особенностям проведения символдрамы с лицами юношеского возраста и основным используемым мотивам, таким как: "цветок", мотив "семья животных", обследование дома, мотив "дерево", мотив представления себя на 10 лет старше, мотив "три дерева", "подъем в гору", "луг" и "встреча с особо значимым лицом".

На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы.

Глава 2. Практическое исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. выявить особенности методов психотерапии, использующие образы и активное воображение;

3. установить специфику работы с образами в кататимно-имагинативной терапии;

4. определить самоотношение с помощью разработанных методик;

5. изучить изменения самоотношения произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу кататимно-имагинативной терапии;

6. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

Объектом исследования: личностное самоотношение в юношеском возрасте.

Предметом исследования: изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

1. беседа, проводилась на начальном этапе и в ходе всего исследования;

2. тест-опросник самоотношения В.В. Столина - (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

ь глобальное самоотношение;

ь самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

ь уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

· Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

· Шкала I - самоуважение - шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

· Шкала II - аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

· Шкала III - ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

· Шкала IV - самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

· Шкала 1 - самоуверенность;

· Шкала 2 - отношение других;

· Шкала 3 - самопринятие;

· Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;

· Шкала 5 - самообвинение;

· Шкала 6 - самоинтерес;

· Шкала 7 - самопонимание.

3. мотивы, используемые в кататимно-имагинативной терапии, рекомендуемые для юношеского возраста - мы использовали мотив "представления себя на 10 лет старше"

4. и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 8 учеников из 11 "А" и "Б" класса средней образовательной школы №22.

2.2 Исследование

Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского возраста, у которых после двукратного обследования было выявлено изменения в аутосимпатии, в сторону враждебности и изменения по шкале "самоинтереса". В группу попало 8 учеников из них 5 девочек и 3 мальчиков, в возрасте от 16 до 17 лет.

На основе всего этого мы перешли к собственному исследованию, в котором основной целью ставилось изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.

После ознакомительной беседы с испытуемыми и установления положительно-эмоционального доверительного контакта им было предложено пройти "психологическую игру", в которой необходимым условием было представить себя через 10 лет - "Мотив представить себя на 10 лет старше". Все занятия происходили индивидуально.

Данный мотив дает представление о внутренних установках и ожиданиях подростка относительно своего будущего. В связи с этим этому мотиву отводится также и важная роль в воспитательном аспекте психотерапии.

Цель мотива: заключается в диагностике и коррекции негативного эмоционального самоотношения. Состоит в осознании реального эмоционального самоотношения и осознании защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку. Интеграция негативных переживаний и представлений о самом себе.

Ход занятия: каждому участнику предлагается представить себя через 10 лет. Как он себя видит, и чем занимается. Кто его окружает через 10 лет, те же знакомые или появятся новые. Как его видят родные, товарищи, враги, незнакомые люди.

Возможны следующие вопросы ведущего:

· Какая проблема актуальна для этого человека?

· Что вы видите?

· Какое чувство возникает, когда вы смотрите на себя?

· Что нравится (не нравится) в себе?

· Какое чувство в собственном самоотношении преобладает?

В ходе работы после 3 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5 сеанса - общее количество сеансов составило 5, по 45 минут каждый. Нужно заметить, что всем испытуемым понравились внеклассные занятия, хотя поначалу было проявлено некое сопротивление.

После проведения занятий по кататимно-имагинативной терапии было проведено тестирование с помощью "теста-опросника самоотношения Столина" (см. приложение №1), для оценки изменения самоотношения у испытуемых. В ходе тестирования были получены следующие данные, которые представлены в таблице (сырые баллы были переведены по таблицы теста приложение №1):

Испытуемые № n/n

№1 (муж., 16 лет)

№2 (жен., 16 лет)

№3 (жен., 16 лет)

№4 (жен., 17 лет)

№5 (муж., 16 лет)

№6 (жен., 16 лет)

№7 (муж., 17 лет)

№8 (жен., 16 лет)

шкала S

96.00

90.67

96.67

98.67

96.00

88.00

90.67

93.33

Фактор I

86.67

80.00

91.33

71.33

86.67

91.33

91.33

80.00

Фактор II

77.33

69.67

86.00

77.33

96.67

90.67

77.33

69.67

Фактор III

100.00

53.00

72.33

39.67

100.00

39.67

91.33

53.00

Фактор IV

92.33

71.33

92.33

49.67

92.33

71.33

49.67

100.00

Фактор 1

81.33

65.67

81.33

65.67

100.00

81.33

65.67

92.33

Фактор 2

100.00

32.00

51.33

100.00

80.00

51.33

100.00

80.00

Фактор 3

100.00

89.67

89.67

100.00

100.00

70.67

100.00

89.67

Фактор 4

79.67

60.33

79.67

60.33

92.00

60.33

60.33

92.00

Фактор 5

60.67

43.33

96.67

43.33

81.67

81.67

60.67

96.67

Фактор 6

80.00

54.67

80.00

34.33

34.33

80.00

54.67

80.00

Фактор 7

83.67

43.33

83.67

43.33

68.67

83.67

68.67

83.67

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения - Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) - средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) - среднее значение = 83,58 - данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала - Ожидаемое отношение от других - здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

ѕ Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

ѕ Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

ѕ Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

ѕ Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

Заключение

Данная работа была посвящена изучению возможностей метода глубинной психотерапии - кататимно-имагинативной терапии и изменению самоотношения лиц юношеского возраста средствами этой терапии. Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик испытуемых.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода кататимно-имагинативной терапии лежат концепции классического психоанализа, а также эго-психология А. Фрейд. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения. С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане кататимно-имагинативной терапии близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения - Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) - средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) - среднее значение = 83,58 - данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала - Ожидаемое отношение от других - здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным. Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

ѕ Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

ѕ Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

ѕ Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

ѕ Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. О терапии творческим самовыражением // М.Е. Бурно, электронная статья: [http://afield.org.ua/force/b5_1.html]

2. Винов И.Е. От техне к гнозису или символдрама в горизонте философии. // И.Е. Винов, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №2, - 2000.- С. 92 - 111

3. Кузьминых Н.В. Телесное выражение переживаний в работе с образом по методу символдрамы // Доклад на Международном конгрессе "Психотерапия и консультирование больших городов", Москва, 16 мая 2003 г.

4. Маркова М.В. Автостоп, семейная психология и семейная терапия. // М.В. Маркова, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №2, - 2000. - С. 62 - 74

5. Метод кататимного переживания образов (символдрама) Х.Лейнера // электронная статья: [http://www.psi.lib.ru/statyi/nazar/katatim.htm]

6. Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков / Я.Л. Обухов, - М.: Эйдос, 1997. - 105 стр.

7. Обухов Я.Л. Психотерапия по методу символдрамы: работа с мотивом "Змея" // Я.Л. Обухов, "Журнал практического психолога", № 3 - 4, - 2000. С. 56 -57

8. Обухов Я.Л. Символика цвета // Я.Л. Обухов, "Журнал практического психолога", №4, - 1996. С. 44 - 54

9. Петухова Е.А. Психокоррекционная работа с подростками с использованием метода символдрамы. // Е.А. Петухова, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №1, - 2000.- С. 43 - 48

10. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер, 2002. - 1024 стр.

11. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / В. Стюарт, - М.: Класс, 2005. - 384 стр.

12. Ханскарл Л. Основы глубинно-психологической символики // Лейнер Ханскарл, "Журнал практического психолога", № 3 - 4, - 1996.

13. Ханскарл Л. Кататимное переживание образов: Основная ступень. Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву / Лейнер Ханскарл, - М.: Эйдос, 1996. - 253 стр.

14. Хайнц Х. "Бравый солдат Швейк, Дон Кхот Ламанчский и слон". История кататимно-имагинативной психотерапии в Восточной Германии // электронная статья: [http://www.symboldrama.ru/lyb/new/Shweik.htm]

15. Фридрих Е. Триангуляция // Ева Фридрих, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №1 - 2000.- С. 21 - 28

16. Хорн Г. Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию. Особенности беседы с врачом, учителем, воспитателем, социальным работником // Гюнтер Хорн, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №3, - 2002. С. 99 - 103

17. Хорн Г. Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы // Выступление на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии и профилактики психических нарушений у подростков, г. Калуга, октябрь 1997 г.

18. Эберхард В. Символдрама - это творчество // Вильке Эберхард, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №3, - 2002. - С. 41 - 44

19. Юнг К.Г. Человек и его символы / Карл Густав Юнг, - М.: "Серебряные нити", 2006. - 236 стр.

Приложение №1

Тест опросник самоотношения Столина

Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

Текст опросника:

1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "Я" всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или, по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе".

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Обработка результатов:

Ключ для обработки. Приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная) -

"+": 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

"-": 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения ( I ) -

"+": 2, 23, 53, 57.

"-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии ( II) -

"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

"-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других (III) -

"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55.

"-": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV) -

"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.

"-": 14, 51.

Шкала самоуверенности (1) -

"+": 2, 23, 37, 42, 46.

"-": 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других (2) -

" +": 1, 5, 10, 52, 55 .

"-": 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3) -

"+": 12, 18, 28, 47, 48, 54.

"-": 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства)(4) -

"+": 50, 57.

"-": 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5) -

"+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

"-": нет.

Шкала самоинтереса (6) -

"+": 17, 20, 33.

"-": 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7) -

"+": 53.

"-": 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Порядок подсчета:

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

Таблица перевода сырых баллов в проценты

Фактор S

Фактор I

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

0.67

3.00

5.33

6.33

9.00

13.00

16.00

21.33

26.67

32.33

38.33

49.00

55.33

62.67

69.33

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

74.33

80.00

85.00

88.00

90.67

93.33

96.00

96.67

98.00

98.33

98.67

99.67

99.67

100.00

100.00

0

1

2

3

4

5

6

7

1.67

4.00

6.00

9.33

16.00

25.33

34.00

44.67

8

9

10

11

12

13

14

15

58.67

71.33

80.00

86.67

91.33

96.67

99.67

100.00

Фактор II

Фактор III

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0.33

3.67

9.00

16.00

21.67

28.00

37.33

47.00

58.00

9

10

11

12

13

14

15

16

69.67

77.33

86.00

90.67

96.67

98.33

99.67

100.00

0

1

2

3

4

5

6

0.00

0.00

0.67

1.00

3.33

6.00

9.00

7

8

9

10

11

12

13

17.67

27.33

39.67

53.00

72.33

91.33

100.00

Фактор IV

Фактор 1

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

0.67

2.00

5.33

16.00

29.00

5

6

7

8

49.67

71.33

92.33

100.00

0

1

2

3

4

3.77

7.33

16.67

29.33

47.67

5

6

7

8

65.67

81.33

92.33

100.00

Фактор 2

Фактор 3

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

0.00

0.67

3.67

7.33

15.00

5

6

7

8

32.00

51.33

80.00

100.00

0

1

2

3

2.67

7.67

16.67

34.33

4

5

6

7

50.67

70.67

89.67

100.00

Фактор 4

Фактор 5

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

3.00

9.67

25.67

38.33

4

5

6

7

60.33

79.67

92.00

100.00

0

1

2

3

4

1.67

4.67

15.00

27.67

43.33

5

6

7

8

60.67

81.67

96.67

100.00

Фактор 6

Фактор 7

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

0.67

3.00

11.33

20.00

4

5

6

7

34.33

54.67

80.00

100.00

0

1

2

3

4.33

21.33

43.33

68.67

4

5

6

7

83.67

94.00

99.33

100.00

При значении показателя меньше 50 - признак не выражен;

50-74 - признак выражен;

Больше 74 - признак ярко выражен.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ