бесплатные рефераты

Изменения ценностных ориентаций членов сект как результат психологического влияния

Накатывание духа или экстатическое состояние

Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер одного с нами союза прощения, каялся в грехах, и, когда мне прощали, я начинал смеяться и так становилось на душе легко и радостно, что я прыгал до изнеможения». Он рассказывает о том, что в секту «принимали следующим порядком: когда человек уже прослушивал несколько раз основы вероучения и изъявлял желание вступить в общину, его заставляли несколько дней кряду поститься и молиться, потом он приходил в собрание и его испытывали. Сумеет ли он довести себя до состояния экстаза? Под влиянием песнопений человек зачастую начинал рыдать, рыдание сменялось буйной радостью и т. п. Это истерическое состояние считалось предзнаменованием того, что вновь посвященный обретает дар пророчества». Указанный обряд сами сектанты называли «хождением в духе», «накатыванием духа», «восхищением духом», «духовной радостью». В нем, как это видно, сочетаются два рода явлений: физиологические (смех, слезы) и психические (чувство легкости, радости, умиления). Правда, нередко обряд доводил верующего до прямого расстройства сознания (беспамятство, галлюцинации). В развитии экстаза наблюдается определенная последовательность. Первые проявления экстаза обнаруживаются у человека в таких факторах, как возбуждение, учащение работы сердца, изменение цвета и выражения лица, необычный блеск глаз, изменение температурных ощущений, а также в плаче, рыданиях и т. п. Слезы непременно сопутствуют экстатической молитве. Сцены со слезами, воплями, рыданиями постоянно происходят на хлыстовских, пятидесятнических, скопческих молениях. Не только пение, молитва, но даже одна мысль о страданиях Христа часто приводит сектантов в состояние экстаза. Слезы сплошь и рядом переходят в смех, непроизвольные гримасы, кривлянье, воздыхания, стоны, крики, вызываемые дыхательными спазмами. Все эти явления постепенно переходят в непроизвольные судорожные движения мышц. Человека начинает трясти. Под влиянием этих движений люди один за другим начинают принимать неестественные позы, дергаться, бить себя в грудь, рвать на себе волосы. Все более и более входя в экстаз, они занимаются настоящим самоистязанием. От притоптывания сектанты переходят к подпрыгиваниям, которые продолжаются по нескольку часов кряду, Они искренне верят, что ими в этот момент владеет сам Дух Святой. Правда, имеются случаи притворного хождения в духе и духовного крещения. Иногда опытные вожаки секты, не желающие подвергать свою психику потрясениям, связанным с экстатическими состояниями, попросту играют роль. Однако большинство верующих действительно доводит себя до исступления. «Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил» (18).

После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска -- хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам. То по случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.

О том, какие чувства приходится переживать верующему-пятидесятнику во время молений и после них, подробно рассказала журналистка В. Шапошникова в рассказе «Вырвалась»: «Сначала все слушают проповедь, молятся, а потом начинают вскрикивать, трястись и биться об пол. Рвут на себе одежду, стенают, теряют человеческий облик. И что страшно, гляжу я на них и чувствую, как сознание мое мутнеет, неведомая сила кружит, захватывает, и страх, и волнение, и куда-то несет, несет. И кричишь от ужаса. А потом уже ничего не сознаешь, только кружит и кружит, и бьешься об пол, о стенку, хочется еще сильнее биться, чтобы заглушить стыд и ужас. А потом, когда проходит это состояние, чувствуешь, как внутри все выжали, вытоптали. Пустота. И сил нет ни думать, ни двигаться. Всю неделю живешь, как в тумане, а потом опять начинаешь готовиться и уже ждешь этого дня, как свидания»,

Главную роль здесь играет взаимовнушение. Взаимовнушение во время коллективных молений поднимает экзальтированные чувства верующих до необычайного напряжения, никогда не испытываемого при иных условиях. В результате верующие в общей молитве как бы сливаются в одно целое, имеющее одни и те же чувства, переживания, живущее одними мыслями, произносящее одни и те же возгласы, повторяющее одни и те же жесты и телодвижения. Все это непонятно для рядовых верующих и часто представляется им действительным общением с Богом. Полученные во время собраний иллюзорные радости и наслаждения в последующем становятся столь притягательными для отдельных членов общин, что они готовы преодолевать любые препятствия и расстояния, чтобы попасть на моления, где они могут снова испытать подобные переживания.

Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Божий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» -- такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разработана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это -- постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помощью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечивающей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты зачастую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляются слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических проповедей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать особую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к миру, обстановку общей нервной напряженности.

Многие члены секты хлыстов связаны семейным родством. Руководители стремятся разорвать и эти узы. Они делают все возможное, чтобы лишить людей таких чувств, как чувство любви к родителям и детям. Члены секты воспитываются в духе недоверия и подозрительности не только к окружающему миру, но и к своим родственникам, родителям, детям. Родители до определенного времени должны скрывать от детей свою принадлежность к секте. Вовлекать детей в секту рекомендуется постепенно и в высшей степени осторожно. После вовлечения в секту своих детей их «не надо держать в уме», а поскорее «отдать на престол богу-отцу», т. е. полностью поручить их воспитание и судьбу вожакам секты. Дети приносят только вред для души, убеждают руководители секты верующих, а поэтому «порвите связь с ними и не вкладывайте сердце свое в них! В секте широко применяются жестокие меры наказания, вплоть до изгнания из общины, а порой до принесения жизни в жертву Богу. «Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться» (18). Одним из главных средств психологического воздействия на верующих является своеобразный бойкот со стороны общины провинившегося члена секты -- духовный арест. Человек, оторванный от внешнего мира самой сектой, лишается и последнего -- возможности общения с людьми. Такие наказания оказывают сильное воздействие на членов секты.

Жертвоприношения

Нервные, истерические срывы, возникающие в результате такой обстановки, нередко используются вожаками секты для самого крайнего изуверства. Атмосфера всеобщего помешательства благоприятствует всякого рода изуверству, жертвоприношениям, которые совершаются и добровольно, и принудительно. Жертвоприношение рассматривается многими сектами как наиболее достойное искупление грехов. «Беззакония и преступления ничем нельзя больше смыть, невинно пролитою кровью искупление можно свершить»,-- говорят новоизраильтяне, рассматривая принесенного в жертву как небесного ходатая за всю секту. Тайна покрывает немало страшных дел, лежащих на совести руководителей хлыстовства и лидеров многих других сект. Например, в 1955 году покончила с собой девушка по имени Галина. Даже по признанию сектантов видно, что это была не жертва Богу, а жертва мести, наказание за отход от секты. Первоначально назначенное на 1954 г. жертвоприношение не состоялось. Только 7 сентября 1955 г. «решилась дева юна за народ всю жизнь отдать». Под давлением матери Екатерины она уморила себя голодом. Смерть эта была использована в целях возбуждения религиозных чувств. Были сочинены специальные стихи, проведены беседы и проповеди, прославляющие эту смерть как образец борьбы с плотью. «Показала она на примере, как... убивать свою плоть постом». День смерти Галины ежегодно 7 декабря отмечается постом для всей секты.

Другое жертвоприношение стало готовиться с августа 1954 г. в связи с тем, что «Израиль погряз в грехах» и «без невинно пролитой крови дело нельзя начинать». В качестве жертвы намечалась некая девица Лена из ново-сергиевской общины. Жила она в доме сектанток Пелагеи и Насти, которые взяли над нею опеку, «чтобы вынести его (страдание) до конца». Неизвестно, удалось ли сектантам осуществить свой замысел. О дальнейшей судьбе девушки они умалчивают. 13 июля 1954 г. было совершено жертвоприношение некоей Салмониды, «решившейся неложно отдать жизнь свою». Она, по словам сектантов, «заложила душу в жертву за Израиль». Так, под религиозным покровом расцветают дикие суеверия и мистика, создающие благоприятную атмосферу для преступлений. Еще для примера можно привести несколько недавних случаев, широко освещавшихся в мировой печати. Так, несколько лет назад очередное человеческое жертвоприношение произошло в северо-восточном индийском штате Орисса. В округе Суренд-ранагар на алтаре одного из храмов богине Мелди, которой поклоняются местные жители, были «переданы» сразу три ребенка -- самому старшему из них было всего шесть лет. Ритуальное убийство совершил отец, кровью собственных детей начертавший на стене одного из домов свое обращение к небесам. Потеряв работу и не имея возможности прокормить семью, он решил принести дочь и двух сыновей в жертву богине. На следующий день после содеянного он покончил жизнь самоубийством. По данным полицейских властей Ориссы, за последние шесть месяцев в этом отдаленном штате, где люди все еще продолжают жить по древним правилам и обычаям, это уже третий случай человеческих жертвоприношений.

В конце 1990-х годов по меньшей мере 15 жителей деревень в окрестностях столицы Замбии Лусака скончались после участия в ритуалах по «изгнанию нечистой силы», которые регулярно устраивает с одобрения традиционных вождей знахарь по прозвищу Чака. После проведенного расследования выяснилось, что жертвы умерли, отведав снадобья, приготовленного этим «специалистом» по борьбе со злыми духами. Правда, Чаку ничуть не смущает летальный исход. По его словам, смерть как раз доказывает правильность его метода. «Если бы подвергшиеся испытанию были чисты, они остались бы в живых,-- убежденно заявляет он.-- К тому же подозреваемые могут отказаться от испытания»,-- говорит Чака. Однако такой вариант возможен только теоретически. Нежелание участвовать в ритуале рассматривается как признание вины и неизбежно приводит к изгнанию «нечистого» соплеменника из деревни. Одной из первых жертв «охотника на ведьм» стала его собственная жена. Вернее, одна из 12 жен. Когда подруги заподозрили ее в насылании порчи, Чака приготовил снадобье и отправил вредную супругу в мир иной. «Сразу после кончины жены один за другим умерли ее мать, отец, дед и некоторые менее близкие родственники -- еще одно бесспорное доказательство того, что она была ведьмой»,-- удовлетворенно констатировал он. Приглашение вождями специалистов по изгнанию злых чар из своих подданных -- дело в африканской глубинке обычное. Но на сей раз даже привычные к подобным ритуалам заказчики начали выражать беспокойство в связи с количеством смертей. Вместе с тем отказаться от института магов не позволяет традиция. У Чаки даже имеется выданная властями лицензия.

Наркотики и медитация

К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают своей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или через медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло общество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на санскрите. Основатель этого движения Махариши Махеш Йоги, бывший физик, полагает, что опыты такого рода могут привести к истинному духовному обновлению людей. С этой целью он переехал в 1959 г, в Америку, где стал рекламировать медитацию, с одной стороны, как средство приобщения к божеству, а с другой -- как способ избавиться от перенапряжения, тревоги, повышенного кровяного давления и других психосоматических заболеваний о Таким образом, движения такого типа не являются чисто религиозными. Они содержат в себе переплетение религиозных мистико-магических мотивов и терапевтической (психотерапевтической) практики. С помощью медитации, аутотренинга действительно можно избавиться от тех или иных заболеваний, нормализовать давление. Однако данное движение рассматривает терапию как чудо, как движение к божеству, что и позволяет отнести его к мистическим культам. «Механический путь приобщения к Богу, то есть трансцендентальная медитация,-- говорит Махариши,-- настолько прост и универсален, что он привлекает внимание всех, кто любит Бога и ищет истину». Махариши трактует медитацию как прекрасную форму молитвы, способной приблизить верующих к Творцу, к источнику творения, к Богу. Махариши объясняет в своих рекламных листках и проповедях, что современное человечество погрязло в неразрешимых противоречиях. В обществе царят непослушание, анархия. Люди перестали выполнять свои обязанности, власти не могут терпеливо и мудро управлять массами. Где же спасение? Оно, поучает этот гуру, в овладении методами трансцендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, воцарятся порядок и взаимопонимание. Даже если один процент населения получит необходимые навыки, все изменится коренным образом. Однако речь идет о том, чтобы «пропустить» через медитацию все человечество. Создан весьма обширный план, позволяющий внедрить трансцендентальную медитацию в политику, экономику, в другие области общественной жизни. Для этой цели, как полагает Махариши, на каждую тысячу жителей Земли надо подготовить по одному инструктору, который владеет методикой трансцендентальной медитации. Чтобы «знатоков» хватило, предполагается создать 3600 центров по обучению, в каждом из которых будет подготовлено по одной тысяче инструкторов. Махариши широко использует все средства рекламы. Он выпускает книги, в которых «научно», доказывает, как можно решить все мировые проблемы с помощью медитации. Он создал также «Объединение немецких врачей для содействия здоровью через трансцендентальную медитацию». Реклама изображает Махариши в образе босого индусского монаха, который держит в руках цветы, символизирующие счастье человечества.

Босой монах, однако, вовсе не бредет по миру под дырявым зонтиком. Он руководит мультиконцерном, который формально возглавляет Исполнительный комитет по всемирному планированию. Организация опирается на множество групп из различных слоев населения, особенно представителей молодежи и творческой интеллигенции. Махариши не скупится на обещания. Он уверяет в своих рекламных листках, что за приличную сумму каждый посетитель студии может парить в воздухе, не имея никаких специальных приспособлений. Однако эти опыты проводятся в большом секрете, посторонних на «свободные полеты» не допускают. О жизни концерна можно судить по некоторым свидетельствам журналистов. Так, один из фотографов журнала «Штерн» проник на ежедневно проводящиеся конференции Махариши. Он рассказывает: «После того, как я снял обувь и перевязал, как предписано, галстук, меня провели в Золотой зал. Махариши сидел на софе, которая стояла на возвышении. Справа и слева от него в роскошных креслах расположились его ближайшие советники. Стены были завешены дорогими тканями, весь зал погружен в мягкий свет. Основные реквизиты -- глобус и телефон». О чем же толковало высокое собрание? Ни о какой медитации, ни о какой философии вообще на протяжении трех часов не было и речи. Обсуждали вопросы, связанные с возможностью купить 100 гектаров земли в Венесуэле. Гуру согласился приобрести этот участок, а заодно и реактивный самолет, которым надлежало отправить инструкторов по медитации. Аналогичная тема возникла при телефонном разговоре с Таиландом. Одновременно обсуждался вопрос о реставрации замка, купленного в Англии. Постановили в расходах не стесняться, немедленно заняться приведением замка в блистательное состояние. Послушав эти речи, фотограф пришел к убеждению, что гуру купается в роскоши, которую получает от массы простофиль, мечтающих о немедленном разрешении всех проблем своего бытия.

Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов

Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

Тактики вербовки

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

* Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

* Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.

* Тот, у кого есть все ответы на все вопросы. Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

* показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

* демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;

* удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

* извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, -- а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу». Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно -- быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

«Чемпионами» по методичности вербовки являются, видимо, члены секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости спасает только специальная табличка на двери с надписью «Свидетелей Иеговы просят не беспокоить».

Обратите внимание: Различные культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное выше является очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям. Согласно определению Е.Н.Волкова «Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы» (5). Стивен Хассен определяет деструктивный культ таким образом: Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:

1. обманную вербовку;

2. прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине (30).

Обращение в полного приверженца

Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов. частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/иди настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделенными от материального мира» и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом. Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать мощные стрессы у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанно-стями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными (диссоциированными) от сегодняшнего сознания.

Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:

Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания -- встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.

Результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

Информационный контроль, например, отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь, с людьми за пределами группы; «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от культистов; на что уходят деньги);

искажение («Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий») и открытая ложь («Никто из наших последователей не дает деньги лидеру», «Мы не верим, что наш гуру -- Бог»).

Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.

Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово «знание» означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; «мир» относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.

Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к «банальному» разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы-они», причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше -- с некультовым миром.

Отучивание от критического, рационального мышления. Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».

Результаты. Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т.е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Результаты. Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Результаты. Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культис-ты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.

Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.

Поддержание верности новообращенных

Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.

Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития («монастыри», «ашрамы» и т.п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь.»

Результаты. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.

Результаты: Подобные методики могут иметь своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию.

Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.

Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и, другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.

Результаты: Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих казаться предающими доверие.

Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как:

«Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»;

или «твоя душа сгниет»; или «ты отправишься в ад»;

или «пострадают твои родственники»; или «твоя жизнь будет в опасности».

Результат: Обращенные боятся покинуть культ.

Обещание немедленного осуществления, мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения.

Результаты: Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.

Результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.

Результаты. Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

Постоянная исповедь и самоопорочивание.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.

Глава 3. Модель будущего эмпирического исследования

Анализ литературы, проведенный нами в теоретической части, позволяет предположить, что в качестве основных негативных результатов воздействия сект на своих членов можно выделить социальную дезадаптацию, изменение личности и системы ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Мы считаем важным увидеть существование изменений в ценностных ориентациях людей, являющихся членами сект, а также их сущность. Выяснить это возможно путем изучения корреляции результатов тестирования сектантов и людей, не являющихся членами сект. Кроме того, мы предлагаем ввести также третью группу исследуемых, служителей любой из традиционных религий, либо активных верующих этих религий. Под активными верующими мы подразумеваем людей, постоянно уделяющих религии значительную часть своего времени. Эта группа, предположительно, должна быть наиболее близка по многим показателям к группе сектантов, но не является таковой, тем интереснее увидеть, в чем именно состоят эти различия. Данное исследование предполагается провести в рамках дипломной работы.

Выборка

Для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:

1. Люди, являющиеся членами каких-либо сект

2. Люди, не являющиеся членами сект

3. Люди, являющиеся священнослужителями либо активными верующими какой-либо традиционной религии.

Желательный размер каждой группы не менее 15 человек, это необходимо для получения статистически значимых результатов.

Методики

Для исследования мы собираемся использовать следующие методики:

1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6».

2. «Методика ценностных ориентаций» Рокича. Методика состоит в предъявлении двух списков ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. В нашем случае в качестве дополнительной методики мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.

3. «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Опросник состоит из 112 вопросов.

Результаты методик предполагается попарно сравнить между тремя группами, т.е. между 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3.

При проведении этой работы можно выдвинуть несколько гипотез:

1. Между первой и второй группами различия должны быть довольно незначительны. Положительная корреляция между большим количеством показателей.

2. Отличия между 1 и 3, и 2 и 3 группами будут статистически значимы и достаточно велики. Отрицательная корреляция между большим количеством показателей.

Далее, интересно провести факторный анализ для ценностей, имеющих отрицательную корреляцию для 1 и 2, 1и 3 групп, для того, чтобы увидеть, какие именно факторы отличают эти группы, и, таким образом, понять, доминирование или наоборот, низкий ранг каких ценностей отличает группу сектантов от двух других.

Кроме того, предполагается провести качественный анализ полученных результатов, что даст наибольшее количество информации по интересующей нас теме.

Заключение

Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.

Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки.

Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.

В данной работе была предпринята попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1. использовать автоматические реакции основанных на стереотипах поведения.

2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они негативные.

3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).

Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). Выдвинутые предположения были сделаны на основе определенных теоретических знаний, не подкрепленных пока, к сожалению, практикой, в связи с чем, могут иметь определенные недостатки.

Кроме того, была разработана схема и подобраны методики для проведения исследования, целью которого является изучение изменений социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций членов сект как результата целенаправленного воздействия методами психологического влияния.

Проведение проверки предположений, выдвинутых в данной работе, предполагается в рамках выполнения дипломного проекта.

Литература

1. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. - СпБ, 2002

2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления- М.,1971г.

3. Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». - СПб.: Питер, 2001

4. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс- Самара, 1998

5. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. -- М., 1996 №6

6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. -- М., 1996 №5

7. Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2

8. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс

9. Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе.// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999

10. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4

11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996

12. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995

13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, «Питер» 2000

14. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2

15. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000

16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000

17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск, 1999

18. Лебон Г. Психология народов и масс. -- СПб., 1995

19. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действительности, МГТУ, 2001

20. Массовое сознание и массовые действия- М.,1994 г.

21. Морозов А.М. Психологическая война. Киев, 1996 год

22. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости, М., 2001

23. Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001

24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс

25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога, 1999, № 9

26. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. т.2 №2(4), 1994

27. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. - Симферополь: Таврия, 1995

28. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998

29. Уфаев К. Психологическое давление, «Вечерний Петербург» 7 августа 1996

30. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа, М., 2000

31. Хрестоматия по психологии влияния. - СПб.: “Питер”, 1999

32. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы- М.,1999

33. Чалдини Р. Психология влияния, Питер 2000

34. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980

36. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн., 1992

37. Под ред. В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». - Иваново: 1982

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ