бесплатные рефераты

Изучение агрессивности младших подростков

Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой. - СПб.: Речь, 2006.

Аликина Н.В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: Метод. рекомендации.- Киев: Вища школа, 1991.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 512с.

Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. - Запорожье: Изд-во Запорожского государственного университета, 1998.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. - 512с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

Бурлачук. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Медицина, 1986.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.

Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития// Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. - М.: МГПИ, 1992. - С. 142-160.

Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2000.

Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Педагогика, 1992.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. - М.: Просвещение, 1984.

Горынцева П.Д. Девиации в детском и подростковом возрасте. - М.: Лига, 2005.

Диагностика и коррекция состояния агрессии// Детский психолог. - Вып.2. - Ростов-на-Дону, 1992. - С.68-73.

Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. //Вопросы психологии. 1972.

Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте//Вопросы психологии. 2000 №1

Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85-92

Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. №5.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Медицина, 1986.

Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Пер. с англ. А.Ф. Ускова. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.

Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М.: Педагогика, 1991.

Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. /Автореф. Канд. дисс. СПб. 1996

Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение,1989. 192 с

Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон И. Нравственность, агрессия, справедливость // Элементы психологии. - М.: Мир, 1999.

Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности . //Начальная школа. - 1999. - № 3

Курбатова Т.Н. Новое поколение выбирает агрессию?//Психологическая газета №2. 1995.

Курбатова Т.Н. Еще об агрессии и не только о ней.//Психологическая газета №2. 1996.

Лоренц К. Агрессия. Так называемое зло. К естественной теории агрессии.// Оборотная сторона зеркала. -М.: Республика, 1998.

Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. // Журнал практического психолога. № 7-8, 1999

Методика изучения причин отклонений в развитии и поведении учащихся - М.: Институт развития личности, 1995.

Мид М. Развитие ребенка.- М.: Педагогика, 1968.

Насилие, жестокость, агрессия. Криминально - психологическое исследование.: Сборник научных трудов. ВНИИ проблем укрепления закона и правопорядка - М., 1990.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576с.

Нравственность, агрессия, справедливость//Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 92

Осницкий А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ: Методическое пособие для практических психологов. - Иваново, 1991.

Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1986

Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А., Аладьин А.А., Отчик С.В. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе: Методическое. пособие. - Минск: БНИИО, 1993.

Паренс Г. Агрессия наших детей - М.: Изд. Дом " Форум ", 1997. 160 с.

Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004.

Психология развивающей личности. Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1987. 240 с.

Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К.В.Сельченок.-Мн.:Харвест,М.: АСТ,2001.656.

Раттер М. Помощь трудным детям., М., 1984

Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб. 1997. С. 13-16.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18

Реан А.А. Изучение агрессивности личности.// Реан А.А. Психология изучения личности. Спб. 1999. С.216-251.

Реан А.А. Социализация агрессии.// Реан.А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб. 1999. С. 36-43.

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. - М.: Логос, 2001.

Ротгенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Общение. Здоровье. - М.: Медицина, 1989.

Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии. 1991 № 1 с.81-88

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Методические рекомендации в помощь педагогам-практикам.- М., 1991.

Сироткин С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки. /Автореф. канд. дисс. Ижевск. 1996

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под ред. Дубровиной И.В.-М.,1987.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Мир, 1994.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция - Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с

Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте.- Минск: НИО, 2004.

Хекхаузен Х. Агрессия. // Мотивация и деятельность. -М., 1986. Т. 1. С.365-405.

Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975

Хухлаева О. Классификация нарушений // Школьный психолог. 2001. №41.

Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. - СПб., 1997.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Люблинг - М.: Изд-во МГУ, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение моих друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытываю мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более хорошо, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я хочу, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я иногда бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже когда я злюсь, я не прибегаю к сильным "выражениям".

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попадающуюся мне под руки вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю несправедливо, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня отсутствуют врачи, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше с кем-либо соглашусь, чем стану спорить.

КЛЮЧ

1. Физическая агрессия: "да" -1,25,33,48,55,62; "нет" -9,17,41.

2. Косвенная агрессия: "да" - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - 26, 49.

3. Раздражительность: "да" - 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72; "нет" - 11, 69.

4. Негативизм: "да" - 4, 12, 20, 28; "нет" - 36.

5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70.

7. Вербальная агрессия: "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - 39,66,74,75.

8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНАЛИЗ РИСУНКА: ТИП ЖИВОТНОГО

Реально существующее -- интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон)-бедность воображения; низкий общекультурный уровень; иногда педагогическая запущенность (с семилетнего возраста). Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного -- рационалистический, нетворческий подход к задаче. Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями -- художественный, но в целом стандартный подход к задаче. Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных -- творческий подход к задаче; низкая конформность. Сверхоригинальное, вычурное -- демонстративность; шизоидность. Человекообразное -- высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста. Механическое, угловатое, машинообразное или включающее отдельные механические детали -- интровертность; аутизация; иногда шизоидность. С конечностями, направленными вовне -- экстравертность. Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу -- интровертность.

ДЕТАЛИ Избыток органов чувств -- тревожность.

* Глаза - отсутствуют --аутизация; астения; субдепрессия; иногда шизоидность; - пустые, без радужки и зрачков - астения; аутизация; иногда асоциальность; страхи (с шестилетнего возраста); - большие зачернененные или с зачерненной радужкой -- страхи;

* Форма грубо искажена -- невротическое состояние; асоциальность; иногда психическое заболевание.

* Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие -- тревожность; иногда подозрительность, настороженность. * Зубы-- вербальная агрессия. * Голова на рисунке, в целом соответствующем схеме животного, - отсутствует -- импульсивность; иногда психическое заболевание;

- форма грубо искажена -- органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание;

- две или более головы -- иногда внутренний конфликт, противоречивые желания. * Толстый хвост -- высокая значимость сексуальной сферы. * Чешуя, панцирь -- потребность в защите, боязнь агрессии. * Иглы, шипы и т.п. -- защитная агрессия. * Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты -- агрессивность. * Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке, в целом соответствующем схеме животного или человека -- низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях. * Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество -- потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях.

* Крылья -- мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию.

* Тело, покрытое густыми волосами -- значимость сексуальной сферы.

* Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие -- агрессивность.

* Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы -- демонстративность. * Раны, шрамы -- невротическое состояние; иногда психическое заболевание.* Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в частности, сосуды глаза -- ипохондрия, невротическое состояние; иногда психическое заболевание. * Половые органы, женская грудь, вымя или детали, напоминающие их по форме, независимо от того, как они названы -- высокая значимость сексуальной сферы.

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ

* Соответствие рисунку -- показатель логичности мышления. * Несоответствие рисунку -- иногда нарушения логического мышления * Особо подробное, с идеализацией, указанием на красоту или исключительность животного -- демонстративность; склонность к компенсаторному фантазированию.

* Место жизни - изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) -- недостаток общения, чувство одиночества; - упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) -- боязнь агрессии, потребность в защите; - экзотическое (остров Мадагаскар, заколдованный лес) -- демонстративность; - эмоционально неприятное (болото, грязь) -- невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание. * Питание - явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) -- низкая социализированность, нарушения общения; - особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, -- импульсивность; низкая социализированность; - люди -- негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

- подробное описание поедания жертв -- агрессивность; - эмоционально неприятная пища (червяки, грязь, слизь) -- невротическое состояние; иногда психическое заболевание;

- кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) -- невротическая агрессия;

- не питается ничем или питается воздухом, энергией -- интровертность; иногда шизоидность.

* Любимое или наиболее обычное занятие : - играет, гуляет, развлекается -- прямая проекция своих желаний; - постоянно занято поисками пищи -- ощущение трудности и однообразия жизни; - ломает деревья, топчет дома -- негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание; - много спит <-- усталость; астеническое состояние. * Друзья - отсутствуют -- чувство одиночества; - все окружающие, без конкретизации -- высокая неудовлетворенная потребность в общении; - злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) -- негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность. * Враги - большое число или полное отсутствие -- боязнь агрессии; - все окружающие -- негативизм; асоциальность или антисоциальность.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2

* Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер -- тревожность, боязнь агрессии.

* Особо длинный перечень страхов; страхи, нетипичные для животных (темнота, смерть, насекомые) -- страхи, невротическое состояние.

* Тема размножения -- значимость сексуальной сферы.

* Бесполые формы размножения -- напряженное, внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере.

* Желания: - иметь друзей -- недостаток общения;

- не иметь врагов -- боязнь агрессии; иногда настороженность, подозрительность;

- чтобы его не боялись -- боязнь агрессии; - стать обычным животным, стать человеком -- эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;

- стать больше по размеру -- ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

Ключ к тесту

1. Прежде всего нужно оценить положение рисунка на бумаге. Чаще всего его располагают по средней линии вертикально поставленного листа. Именно такой выбор соответствует среднему, нормальному человеку. Он показывает нормальную самооценку, удовлетворенность отношениями с окружающими людьми и своим социальным положением.

Если ваш рисунок находится ближе к верхнему краю листа, с уверенностью можно сказать, что ваша самооценка высока (причем чем выше рисунок, тем выше самооценка). Вы - человек амбициозный, недовольный своим положением в обществе и стремящийся его изменить, разумеется в лучшую сторону. Для вас очень важны собственное самоутверждение и самореализация. Вы довольно болезненно реагируете на мнение окружающих, и ваше настроение сильно зависит от их признания вашей особы. Если вы нарисовали своего зверя ближе к нижнему краю листа, отметьте неуверенность в себе. Себя вы оцениваете гораздо ниже, чем в действительности заслуживаете. Вы - человек нерешительный, легко впадающий в депрессию и подавленное состояние. Поскольку вы давно махнули на себя рукой; то о стремлении улучшить свое социальное положение, самоутвердиться, доказать всем, что вы многого стоите, говорить не приходится.

2. Теперь проанализируйте голову или замещающую ее деталь - она является центральной смысловой частью фигуры. Отличающаяся большими размерами (по сравнению со всем рисунком в целом) голова указывает на высокий уровень рациональности. В себе и других людях вы цените прежде всего эрудицию, широкий кругозор, способность логически мыслить. Левая сторона листа вообще связана с отрицательными эмоциями и пассивностью, а правая - с положительными переживаниями и активными действиями. Это особенно проявляется в поворотах головы вашего животного. Поворот головы вправо говорит о высоком уровне активности.

Вы не только способны строить планы и проекты, но с удовольствием воплощаете их в жизнь. Может быть, вы не все доводите до конца, но, по крайней мере, упорно стараетесь поставить логическую точку. Вам трудно усидеть без дела, к лентяям и лодырям вы относитесь с изрядной долей презрения. Если голова повернута влево, вы отнюдь не практик. Ваша стихия - теории, размышления и рефлексия. Реализация планов вас заботит довольно мало, вам нравится просто думать. Но если рисунок к тому же и сильно смещен влево, это говорит о боязни проявления активности в принципе, о нерешительности в действиях. Вы очень боитесь ответственности и сильно сомневаетесь в успешности ваших действий. Все это результат вашей нерешительности. Положение анфас надо рассматривать как эгоцентризм, поскольку голова устремлена на вас - центральную и самую главную фигуру на вашей карте мира.

3. После оценки самой головы переходите к интерпретации деталей, соответствующих органам чувств. Основная смысловая нагрузка распределяется следующим образом: уши -

заинтересованность в информации, значимость для вас мнения окружающих; рот - речевая активность; глаза - тревожность и переживание страха. Остановимся на деталях конкретнее.

Уши. Чем они больше, тем выше потребность в информации. Они оцениваются в соотношении с расположением фигуры. При высоко расположенной фигуре и голове в фас они говорят о болезненной реакции на негативную оценку других людей, чаще всего означают высокую самооценку, не соответствующую реальному положению дел. Если вы нарисовали их именно так, значит, вы требуете от окружающих многого, но ничего не делаете для того, чтобы завоевать их одобрение.

Центральное положение рисунка и большие уши говорят о том, что вы эмоционально отзывчивы. Если человек хотя бы раз хорошо отнесется к вам, он очень легко и быстро завоюет вашу симпатию и привязанность. Низкое расположение рисунка и большие уши - вы очень стараетесь завоевать расположение окружающих, но изначально не верите в успех своих действий. Чем меньше размер ушей по сравнению со всей фигурой, тем выше ваша самодостаточность. Гипертрофированные уши - ощущение информационного голода, вам физически тяжело переносить отсутствие информации о той или иной ситуации, вы ненавидите неопределенность. Очень может быть, и день, когда вы не прочитали хотя бы пятидесяти страниц, прожит вами напрасно.

Рот. Если вы нарисовали приоткрытый рот с языком, не прорисовывая губы, значит, вы очень любите поболтать. Тщательно прорисованные губы говорят о вашей чувственности. Под ней понимается не столько склонность к эротике, сколько повышенная восприимчивость к самым разным ощущениям.

Вы как никто другой способны наслаждаться теплом, ласковым солнышком и мягким шелком, ласкающим кожу. Все это, по мнению большинства людей, в общем-то мелочи, но вы умеете получать от них массу удовольствия. Вы способны различать большое количество запахов, каждый из которых будит в вашей памяти воспоминания. Наверное, поэтому вы так неравнодушны к духам. Возможно, рот у вас получился открытым, но вообще без прорисовки губ и языка - просто круг или овал (иногда зачерченный). Это говорите вашей склонности к излишней осторожности, недоверии к людям. Такой рот часто рисуют подростки, переходный возраст которых проходит особенно напряженно. Если вы превратили вашего зверя в зверюгу, вооружив его зубами, значит, вы очень агрессивны на словах. Вы не можете реагировать на критику без грубости и вообще огрызаетесь на любое замечание, которое покажется вам не особенно дружелюбным. Так вы пытаетесь замаскировать собственную ранимость и беззащитность, следуя принципу "лучшая оборона - нападение ".

Глаза. Они символизируют ваше переживание страха - чем больше глаза, тем сильнее ваша пугливость. Ресницы говорят о желании нравиться окружающим, прежде всего это относится к женщинам, стремящимся очаровать своей внешностью, одеждой, поведением как можно большее число мужчин. Для представителей сильного пола ресницы означают наличие женственных черт в характере (мужественности соответствует тщательная

прорисовка радужной оболочки и зрачка). Иногда на голове рисуют дополнительные детали - рога, перья, гриву, шерсть. Рога выражают агрессивность. Если на вашем рисунке присутствуют не только рога, но и когти или иглы, следовательно, ваша агрессивность спонтанна, вы не можете ею управлять. Если рога сочетаются с шерстью, щетиной, панцирем и т. п., в этом случае ваша агрессия носит защитно-ответный характер. Перья могут рассказать о стремлении к самоукрашению и демонстративности. Вы склонны к манерности, позерству, очень любите украшать себя. В какую бы ситуацию вы ни попали, всегда найдете оправдание своим поступкам. Грива, шерсть, подобие прически означают повышенный интерес к противоположному полу, сознательный выбор сексуально окрашенного поведения, манер донжуана, роковой женщины.

4. Несущая, опорная часть фигуры. Ее роль выполняют ноги, лапы, в редких случаях - постамент. Они оцениваются в соотношении с размерами всей фигуры и ее формой.

Глядя на лапы, подумайте, насколько надежную опору они обеспечивают. Чем они больше и "надежнее", тем более вы склонны к основательности в своих рассуждениях. Вы стремитесь к четкой обоснованности мысли и в выводах опираетесь только на достоверную информацию. Интуиция и, эмоции, на ваш взгляд, только вредят в сфере рационального. Маленькие лапы говорят о поверхностности суждений. Принимая решения, даже жизненно важные, вы предпочитаете подбросить монетку, вместо того чтобы обстоятельно взвесить все "за" и "против".

Очень часто вы поддаетесь порыву и вообще сначала говорите, а потом думаете. Показатель контроля над своими мыслями - характер соединения лап с телом. Чем тщательнее прорисованы места соединения, тем выше степень контроля, и наоборот. Если количество опорных конечностей превышает пару, обратите особое внимание на их форму.

Если они похожи друг на друга, направлены в одну и ту же сторону или симметричны, это свидетельствует о стандартности установок и суждений. Вы привыкли думать и поступать, как все. Разнообразие формы и положения этих деталей говорит об интеллектуальной независимости, нежелании во всем подчиняться авторитетам. У вас на все вопросы найдется собственная точка зрения, а суждения об окружающем мире отличаются оригинальностью и неординарностью. Если же в рисунке богатство форм при изображении нижних конечностей поражает воображение обычного человека, следовательно, налицо сильно развитое творческое начало. Раз оно у вас есть, значит, вы человек незаурядный и оценить вам свой рисунок с точки зрения среднего человека трудно. Советуем сравнить его с существующими животными.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, различные детали, которые вы нарисовали, для того чтобы украсить свое животное (например, бантики, завитушки, кудри, детали, напоминающие цветы), или дополнительные конечности также имеют свой, смысл. Нарочи-то декоративные элементы (султаны из павлиньих перьев, подобия орнамента) свидетель-ствуют о вашем желании обратить на себя внимание окружающих. Вы любите быть центром больших компаний, но предпочитаете, чтобы люди восхищались главным образом вашей внешностью, а не остроумием или общительностью. Но подобное желание заставляет вас впадать в крайность и приводит к манерности. Ваша претенциозность и отсутствие естественности скорее отпугивают людей, чем привлекают. Иногда животному пририсовы-вают дополнительные детали - еще несколько ног, подобия рук, щупальца, элементы пан-циря. Такой рисунок характерен для людей, способных заниматься очень разными, порой несовместимыми на первый взгляд видами деятельности. Вам мало быть просто хорошим учителем или инженером, вы умудряетесь не только освоить несколько разных профессий, но и успешно занимаетесь ими одновременно. При этом вы очень любите свою работу, увлечены ею, дело буквально горит у вас в руках. Вы очень уверенный в себе человек, знающий себе цену. Вы способны объективно оценить свои силы и возможности и находите им самое оптимальное применение. Однако, если дополнительные детали преобладают в вашем рисунке, то есть они подавляют само животное, это показывает, что ваша уверенность в себе и вкус к активной жизни давно переросли в "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих. Крылья означают смелость предприятий, щупальца - методичное просчитывание ходов, панцирь - стремление держать свои планы в тайне.

6. Хвосты. Они выражают вашу оценку собственных поступков, решений, выводов, слов. Повернутый вправо хвост (хвосты) показывает отношение к действиям и поведению. Влево - отношение к мыслям, решениям, упущенным возможностям. Является ли ваша оценка положительной или отрицательной - зависит от положения хвоста. Если он направлен вверх, оценка явно положительная, вы довольны собой. Хвост, падающим движением направленный вниз, свидетельствует о недовольстве собой, неуверенности в собственной правоте, сожалении о содеянном, сказанном, раскаянии. Если хвост состоит из нескольких повторяющихся звеньев или он просто необычен - чрезмерно длинный, пышный или разветвленный, это усиливает ваш интерес к собственному поведению и словам. По каким-то причинам в настоящее время оно для вас очень важно, возможно, является залогом уверенности; в себе либо представляет серьезную проблему, способную поставить вас в тупиковое положение.

7. Контуры фигуры. Теперь посмотрите на характер контура. Он может быть четким и довольно ровным, может быть прерывистым или удвоенным. Особый интерес представляют прорисовка, затемнение или дубляж контурной линии. Все эти варианты являются проявлением вашей внутренней защитной позиции, стремлением обезопасить себя от

нежелательных действий окружающих. Об агрессивном характере защиты говорят острые углы контура. Вы стараетесь первым напасть на предполагаемого противника и вообще даете жесткий отпор на любое покушение на вашу независимость. Запачкивание линий, затемнение говорит о боязни того, что ваша защита окажется ненадежной и недоброжелатели сумеют вам навредить. Это вас сильно тревожит и не позволяет спокойно жить. Удвоение линии - попытка поставить заслоны, щиты между собой и другими людьми. Вы очень подозрительны и пытаетесь переждать опасность в надежном месте. Другое дело, что такое пережидание затягивается порой на всю жизнь. Чего именно вы боитесь и от чего пытаетесь укрыться, можно сказать до расположению дубляжа и затемнений. Верхний контур - вас пугают вышестоящие люди, имеющие возможность запрещать вам что-либо. Если это ваши родители, возможно, они отличаются излишней строгостью и требовательностью по отношению к вам, часто заставляют строить вашу жизнь в соответствии с их представлением о плохом и хорошем. Может быть, вы боитесь своих начальников, руководителей, учителей, любых людей, чье одобрение особенно важно для вас, а неодобрение может привести к очень неприятным последствиям. Нижний контур символизирует боязнь осуждения. Вы не обладаете авторитетом среди своих подчиненных и младших по возрасту и это вас угнетает. К тому же вы очень чувствительны к насмешкам, непризнанию, а их на вашу долю выпало немало. В остальных случаях (боковые контуры, прорисовка внутри фигуры, на самом теле животного) дубляж и затемнения показывают опасливость вообще. Вы постоянно ждете неприятностей и готовы к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Контур, прорисованный справа, показывает, что вы ждете нападений в процессе реальной деятельности, а слева - стремление защитить свои убеждения, мнения, вкусы.

8. Общая энергия. Чтобы оценить общий уровень вашей энергии, выясните, сколько дополнительных и декоративных деталей, помимо самых необходимых, присутствует на вашем рисунке. Чем больше составных частей, элементов, чем чаще встречается штриховка, закрашивание отдельных деталей, тем выше уровень энергии, и наоборот. О недостатке энергии говорит слабая линия, иногда едва заметная. Жирная, с нажимом линия свидетельствует о тревожности (чем резче линия, продавливают бумагу, тем тревожнее у вас на душе). Тревога связывается с той деталью, контур которой особо выделен. Чтобы выяснить, что именно вас беспокоит, посмотрите расшифровку этой детали - то, что она символизирует, и вызывает ваши страхи.

9. Теперь проанализируйте само животное. Оно является вашим представителем, вашим собственным образом. Вы как бы соотносите себя с этим животным, принимая его образ как маску в отношениях с другими людьми. Механизм такого уподобления сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах и баснях. Если оно относится к числу угрожающих (то есть изображенное вами животное явно из ряда хищников и вооружено орудиями убийства - клыками, когтями), то вы из числа людей, для которых цель оправдывает средства.

Главное для вас -достигнуть намеченной цели, добиться осуществления планов любым путем.

Свое место под солнцем вы агрессивно отвоевываете у конкурентов. Как вы это делаете - зависит от животного. Например, змееподобное создание с жалом - обман, хитрость и коварство, подобие льва - открытое проявление агрессии и насилия (я - хозяин жизни, и все будет по-моему). Слабые животные, часто подвергающиеся нападениям со стороны хищников и неспособные к действенной обороне, символизируют позицию жертвы (птицы и насекомые). Вы настолько привыкли терпеть от сильных мира сего, что считаете свое положение само собой разумеющимся. Вы настолько вжились в подобную роль, что сама ваша беззащитность и готовность терпеть унижения провоцирует окружающих на агрессивные поступки по отношению к вам. Своим жалким видом вы словно напрашиваетесь на обиду. Особое значение имеет уподобление нарисованного животного человеку. Проявляется это главным образом в придании морде человеческих черт, постановке на две ноги, одевании животного в одежду - от бантиков и поясов до полного костюма. Такой рисунок свидетельствует об эмоциональной незрелости, инфантильности. Чем меньше ваше животное похоже на человека, тем дальше вы ушли от детства. Далее обратите внимание на наличие у вашего зверя сексуальных признаков (вымя, соски, грудь при человекоподобной фигуре и т. д.). По ним можно судить о вашем отношении к полу и сексу. В норме пол животного акцентируется слабо, обычно на него указывают (если вообще этому уделяется внимание) сам характер рисунка и декоративные детали. При более тщательной прорисовке можно говорить о повышенном интересе к противоположному полу и к собственной сексуальности. Доминирование половых признаков в рисунке в целом свидетельствует о зацикливании на проблеме секса. Одно из самых неудобных для анализа изображений - фигура круга (ничем не заполненного). Такое "животное" характерно для тех, кто не хочет подвергаться тестированию. Впрочем, возможен и другой вариант, когда круг выражает закрытость внутреннего мира. Человек отличается изрядной долей скрытности, нежеланием сообщать окружающим какие-либо сведения о своей особе. Иногда встречаются случаи "вмонтирования" в тело животного механических деталей. Примеры - постановка зверя на тракторные или танковые гусеницы, колеса; прикрепление к голове пропеллера, присоединение к его телу рукояток, клавиш, антенн, замена глаз электрическими лампочками (подобное случается у больных шизофренией).

10. Обратите внимание на название. Если попытались в названии животного коротко описать его основные характеристики, рационально соединив несколько смысловых частей, например - слонопес, летучий козел, в таком случае считаетась обладателем здравым смыслом, практичность и рационализм позволяют легко ориентироваться в окружающей обстановке, находить выход из любых ситуаций с минимальными потерями.

Возможен другой вариант, когда вы создаете новое слово в соответствии с правилами словообразования, в книжно-научном ключе. Сюда же относятся и использование латинского суффикса или псевдолатыни (например, интекрамиус). Выбор такого названия продиктован вашим желанием продемонстрировать собственную эрудицию, образование, знания, не упуская ни малейшей возможности, для того чтобы щегольнуть ими и таким способом подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Для вас характерны демонстративность поведения, излишнее позерство. Употребление поверхностно-звуковых названий без всякого смысла (мапишанила, орниманик) означают поверхностность мышления и легкомысленное отношение к окружающим. Если ваше название подходит под эту категорию, вы - человек настроения. Довольно часто вы даже не можете себе объяснить, почему действуете именно таким образом. Вами управляют эмоции, вы явно не относитесь к числу хороших стратегов и тактиков. В своих рассуждениях вы не придерживаетесь строгой логики, ваша речь скорее отличается образностью и яркими примерами. Часто вы не в состоянии учесть должным образом сигнал опасности. Тогда, в лучшем случае, вы вполне можете нарваться на грубость, подойдя, например, с дружелюбными расспросами к сильно раздраженному человеку. Использование иронии в названии отражает ваше отношение к нарисованному животному, а заодно свидетельствует не только о чувстве юмора, но и о снисходительном отношении к окружающим. Несомненно, вы считаете себя выше и лучше их, но не относитесь к ним с презрением. Об инфантилизме свидетельствуют повторяющиеся элементы, напоминающие слова, которые используют совсем маленькие дети (лю-лю, кус-кус и т. п.). Предпочтение длинным названиям - акватруминаториколирон выражает склонность к фантазированию. Но речь идет не столько о способностях к творчеству и богатом воображении, сколько о мечтательности. Вы не находите себе места в реальном мире и вынуждены создавать маленький мирок, который безраздельно принадлежит только вам и где все происходит только по вашему желанию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ