Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
2. Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса
2.1 Организация и методы исследования
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономики, КПиНО и иностранных языков.
Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий этап, развивающий этап, завершающий этап.
На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики:
Шкала ситуативной тревожности.
Методика позволяет оценить уровень развития личностной тревожности.
В методике есть две оценочные шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая - личностную. Каждая шкала включает по 20 суждений. По каждому суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов тревожности [19,92]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 1.
2. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.
Опросник позволяет выявить уровень самооценки.
Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю».
Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в интервале от -10 до +10 [12, 122]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 2.
На наш взгляд выявление уровня самооценки необходимо, так как людям с высоким уровнем тревожности своиственнен низкий уровень самооценки и одно из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки.
На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно - развивающую программу по оптимизации уровня тревожности.
Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Целевая группа: студенты первых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.
Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.
Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия - один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.
Тематический план занятий
Занятие 1
Цель: формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.
Ход занятия:
1. Знакомство с целями тренинга.
2. Выработка правил поведения на занятиях.
3. Упражнение «Молчалка-говорилка».
4. Упражнение «Установление дистанции».
5. Упражнение «Дружеская рука».
6. Рефлексия.
Занятие 2
Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.
Ход занятия:
Упражнение «Узкий мост».
Упражнение «Дотронься до…».
Упражнение «Датский бокс».
Рефлексия.
Занятие 3
Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
Ход занятий:
Упражнение «Говорю, что вижу».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Взглянем вместе».
Упражнение «Великий мастер».
Упражнение «Маяк».
Рефлексия.
Занятие 4
Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.
Ход занятия:
Упражнение «Пустое место».
Упражнение «Какой я?».
Упражнение «Банка секретов».
Упражнение «Друг для друга».
Упражнение «Бумажные мячики».
Рефлексия.
Занятие 5
Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Ход занятия:
Упражнение «Подари улыбку».
Упражнение «Диалектика».
Упражнение «Волшебное зеркало».
Упражнение «Мои сильные стороны».
Упражнение «Соглашаюсь - не соглашаюсь».
Упражнение «Храм тишины»
Рефлексия.
Занятие 6
Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
Ход занятия:
Упражнение «Спутанные цепочки».
Упражнение «Магазин».
Упражнение «Мой выбор».
Упражнение «Преграды».
Упражнение «Помощь зала».
Упражнение «Гусеница».
Рефлексия.
Занятие 7
Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
Ход занятия:
Упражнение «Зеркало».
Упражнение «Кино».
Упражнение «представление о времени».
Упражнение «Чувство времени».
Упражнение «Махнемся не глядя».
Упражнение «Заросший сад».
Рефлексия.
Занятие 8
Цель: повышение самооценки в достижении цели.
Ход занятия:
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Цели и дела».
Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни».
Упражнение «Дружеские руки».
Рефлексия.
Занятие 9
Цель: повышение уверенности в достижении жизненных целей.
Ход занятия:
Упражнение «Я знаю, что у тебя…»
Упражнение «Дотянись до звезд».
Упражнение «Мои ресурсы».
Упражнение «Мои достижения».
Рефлексия.
Занятие 10
Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей.
Ход занятия:
Упражнение «Строим город».
Упражнение «Дом моей души».
Упражнение «Ящик Пандоры».
Упражнение «Чемодан в дорогу».
Прощание.
Более подробное описание занятий и упражнений приведены в Приложении 3.
Завершающий этап эксперимента.
После завершения программы мы провели повторную диагностику уровней тревожности и самооценки со всеми участниками экспериментальной группы. Для этого мы использовали следующие методики:
Шкала ситуативной тревожности.
Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.
Метод математической статистики Т-критерий Стьюдента для связных для связных выборок.
2.2 Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1_го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности.
По результату методики можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности.
Студентов с высоким уровнем тревожности отличает замкнутость и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки» приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого курса
№
|
И.Ф.
|
Уровень самооценки
|
|
|
|
Кол-ый результат.
|
Кач-ый результат.
|
|
1.
|
О.З.
|
+4
|
высокий
|
|
2.
|
Е.Л.
|
-4
|
низкий
|
|
3.
|
С.С.
|
+3
|
средний
|
|
4.
|
А.А.
|
+8
|
высокий
|
|
5.
|
Б.Е.
|
-4
|
низкий
|
|
6.
|
В.А.
|
-3
|
средний
|
|
7.
|
Г.В.
|
+6
|
высокий
|
|
8.
|
Т.А.
|
-1
|
средний
|
|
9.
|
Л.И.
|
-7
|
низкий
|
|
10.
|
К.А.
|
+2
|
средний
|
|
11.
|
К.Д.
|
+8
|
высокий
|
|
12.
|
И.Я.
|
-5
|
низкий
|
|
13.
|
З.В.
|
-5
|
низкий
|
|
14.
|
Б.И.
|
+6
|
высокий
|
|
15.
|
К.Н.
|
+2
|
средний
|
|
16.
|
И.Ю.
|
+4
|
высокий
|
|
17.
|
Т.Д.
|
+1
|
средний
|
|
18.
|
С.Е.
|
-6
|
низкий
|
|
19.
|
К.Л.
|
+5
|
высокий
|
|
20.
|
Г.Н.
|
-4
|
низкий
|
|
21.
|
К.Е.
|
-4
|
низкий
|
|
22.
|
Х.И.
|
+1
|
средний
|
|
23.
|
Я.Е.
|
-1
|
средний
|
|
24.
|
Т.В.
|
-6
|
низкий
|
|
25.
|
Л.М.
|
-2
|
средний
|
|
26.
|
К.А.
|
-7
|
низкий
|
|
27.
|
З.А.
|
-3
|
средний
|
|
28.
|
Г.И.
|
-5
|
низкий
|
|
29.
|
П.Н.
|
-5
|
низкий
|
|
30.
|
Ш.И.
|
-4
|
низкий
|
|
|
Анализируя таблицу 2 можно сказать, что 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки.
Таким студентам типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их. 33 % испытуемых имеют средний уровень самооценки.
Им характерно большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.
И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки.
Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.
Для проведения развивающего эксперимента мы из общего числа группы, участвующей в эксперименте, собрали группу студентов имеющих по результатам диагностики высокий уровень тревожности. Группа состояла из 18 человек. С группой была проведена коррекционно-развивающая программа.
Анализируя проведенную коррекционную работу необходимо отметить, что сначала занятия проводились с трудностями. Это было связано с эмоциональной скованностью и нежеланием ребят раскрываться в выполнении упражнений. Иногда это приводило к тому, что ведущему приходилось самому начинать упражнение, чтобы снять напряжение у участников. То есть, на своем примере показывать, что схожие проблемы или трудности могут возникать у любого человека. С помощью рефлексии, проводимой после каждого занятия ребята стали более открыты и менее опасались высказываться. Так же она помогла научиться высказывать свои мысли и чувства.
Так если в начале тренинга во время обсуждения проделанной работы, ребята ограничивались несколькими словами, то под конец это уже были объемные высказывания.
Студенты, участвующие в тренинге, научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими.
Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение.
Для того чтобы проверить снизился ли уровень тревожности и повысилась ли самооценка у участников тренинга мы провели ретестирование, т. е. повторную диагностику, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, (Шкалы ситуативной тревожности,
Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.). В повторном тестировании участвовала экспериментальная группа участвовавшая в тренинге, в количестве 18 человек.
Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения коррекционной работы приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первого курса
Анализируя таблицу мы видим, что у 62 % участников тренинга уровень тревожности снизился, у 38 % уровень тревожности снизился не значительно.
Для того, чтобы статистически доказать эффективность программы по оптимизации уровня тревожности мы использовали метод математической статистики t - критерий Стьюдента для связных выборок. Формулы расчета:
В результате вычислений мы получили:
4.5
Мы видим, что следовательно изменения в уровне ситуативной тревожности существенны на уровне значимости.
Результаты повторного исследования уровня самооценки у студентов 1_го курса ДВГСГА по методике «Изучение общей самооценки»» после проведения коррекционной работы приведены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого курса
№
|
И.Ф.
|
Уровень самооценки
|
|
|
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1.
|
Е.Л.
|
-1
|
Средний
|
|
2.
|
Б.Е.
|
+2
|
Средний
|
|
3.
|
В.А.
|
+3
|
Средний
|
|
4.
|
Л.И.
|
-3
|
Средний
|
|
5.
|
К.А.
|
+2
|
Средний
|
|
6.
|
И.Я.
|
+1
|
Средний
|
|
7.
|
З.В.
|
+2
|
Средний
|
|
8.
|
И.Ю.
|
+4
|
Высокий
|
|
9.
|
Т.Д.
|
+3
|
Средний
|
|
10.
|
Г.Н.
|
+2
|
Средний
|
|
11.
|
К.Е.
|
-1
|
Средний
|
|
12.
|
Х.И.
|
+5
|
Высокий
|
|
13.
|
Т.В.
|
+1
|
Средний
|
|
14.
|
Л.М.
|
+2
|
Средний
|
|
15.
|
К.А.
|
-1
|
Средний
|
|
16.
|
Г.И.
|
+3
|
Средний
|
|
17.
|
П.Н.
|
+4
|
Высокий
|
|
18.
|
Ш.И.
|
+1
|
Средний
|
|
|
Проводя анализ, выше приведенной таблицы следует отметить, что уровень самооценки у 83,3 % испытуемых средний, что говорит о тенденции к повышению самооценки. 16,7 % имеют высокий уровень самооценки.
Для выявления статистической эффективности мы использовали метод математической статистики t - критерий Стьюдента для связных выборок. Формулы расчета:
В результате вычислений мы получили:
-3,8
следовательно изменения в уровне общей самооценки существенны на уровне значимости.
Данные результаты вычислений позволяют нам сделать вывод, что программа по оптимизации уровня тревожности является эффективной, следовательно наша гипотеза подтвердилась, с помощью коррекционно-развивающих упражнений можно снизить уровень тревожности.
Выводы по второй главе: хотелось бы еще раз повторить, что тревожность свидетельствует о сложностях адаптации в окружающей среде, обществе или референтной группе. У студентов первого курса зачастую уровень тревожности повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих, а также с заниженной самооценкой.
У 50 % студентов уровень тревожности значительно снизился. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими.
30 % участников эксперимента, как в первом, так во втором обследовании, показали средний уровень тревожности.
У остальных студентов уровень тревожности снизился незначительно, все выше сказанное говорит о целесообразности групповой работы со студентами первых курсов, в первую очередь направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.
2.3 Рекомендации преподавателям вуза по оптимизации уровня тревожности
Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.
Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить общую тревожность.
Необходимо изучать систему личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.
Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных взаимоотношений.
Мотивировать таких студентов на успех, включая в общественную жизнь.
Заключение
Анализ психологической литературы показал, что людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. Но иногда это беспокойство не обосновано обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожится всегда и везде и от этого не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.
Выделяют два вида тревожности: личностная - проявляется всегда и везде; ситуативная - проявляется только в определённых, типичных ситуациях.
В частности может выступать в общении с незнакомыми людьми, занимающими высокое положение, в личном общении, в общении с людьми противоположного пола, во время экзаменов.
Качественный и колличественый анализ данных полученных в результате проведенного исследования показал, что студентам первых курсов характерен высокий уровень тревожности.
В развивающем эксперименте нам удалось снизить уровень тревожности у студентов первых курсов, что говорит об эффективности тренинговых упражнений на данном этапе адаптации студентов как к ВУЗу, так и к новым условиям жизни. И возможности более спокойно, а следователь эффективнее преодолевать жизненные препятствия.
Мы считаем, что проведение таких упражнений необходимо для повышения продуктивности работы студентов. Для повышения самооценки и развития внутренней мотивации на достижение жизненных целей.
Таким образом, на основе выше сказанного мы можем сказать, что с поставленными задачами мы справились.
Список использованной литературы
1. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. - М.: Знание, 1975. - 95 с.
2. Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. - СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2005 - 272 с.
3. Большая психологическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. Пособие для вузов. _ М.: Академия: Смысл, 2004 - 541 с.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось - 89», 2005. - 256 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов/ сост. и. науч. ред. Мухина В.С., Хвостаков А.А. - М.: Изд. - во центр «Академия» - 2000. - 624 с.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учеб. Пособие для вузов _ М.: Трикста; Акад. Проект - 2006. - 255 с.
8. Дьяченко М.И. и др. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2006. - 416 с.
9. Душков Б.А. Психология человекознания/ Б.А. Душков. - М.: Персэ, 2003 - 477 с.
10. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А., Психологический словарь - справочник. - Мн.: Харвест.: АСТ, 2001. - 576 с.
11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 256 с.
12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
13. Изард Кэррол Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 460 с.
14. Изард К. Эмоции человека. (Пер. с анг.) / Под. ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступ. статья А.Е. Ольшанниковой. - М.: Изд. - во МГУ, 1980.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
16. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевского, - М.: 195 с.
17. Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. - июнь - август. - 2004 - № 4. С 13-21
18. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
19. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
20. Петровский А.В. Психология - России 20-го века. - М.: изд-во - 2000. - 425 с.
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 303 с.
22. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. - М.: АКАДЕМИЯ, 1999 - 461 с.
23. Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.В. Куликов. - СПб и др; ПИТЕР, 2000. - 476 с.
24. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. - Кишинев: ШТИИЦА, 1990 -114 с.
25. Реан А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С - П., 1999. - 324
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании; Учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 1996 - 529 с.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии, психология развития человека.: Учеб. пособие для вузов - М.: Школьная пресса, 2000-416 с.
28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 4-е изд. - Ростов н / Дону. - 2001-672 с.
29. Хрестоматия /Психология личности/ Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. - М.: «Пресса».1982-567 с.
30. Хрестоматия / Психология возрастных кризисов/ Сост. Сельченок К.В.-Минск.: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 559 с.
31. Щербатых Г.М. Психология страха. Попул. Энциклопедия - Изд. 2-е испр и доп. - М.: Эксмо. - Пресс, 2006 - 507 с.
32. Энциклопедия психологических тестов. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999. - 400 с.
Приложение 1
Шкала ситуативной и личностной тревожности
Методический материал
Шкала ситуативной тревожности
Суждения
|
Варианты ответов
|
|
|
Совершенно
не согласен
|
В основном не
согласен
|
В основном согласен
|
Полностью согласен
|
|
1. Я сейчас спокоен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
2. Мне ничто не угрожает.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3. Я нахожусь в напряжении.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4. Я внутренне спокоен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5. Я чувствую себя свободным.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6. Я расстроен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7. Меня волнуют возможные неудачи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
8. Я ощущаю душевный покой.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9. Я встревожен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
11. Я уверен в себе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12. Я нервничаю.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13. Я не нахожу себе места.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14. Я взвинчен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15. Я не чувствую внутренней скованности.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16. Я доволен собой.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
17. Я озабочен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18. Я слишком возбужден.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19. Мне радостно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
20. Мне приятно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Ключ к методике
Шкала ситуационной тревожности
|
|
Номер суждения
|
Выбранные варианты ответов и начисляемые за них баллы
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
2
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
6
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
8
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
11
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
12
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
16
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
17
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
20
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|