Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству
2. Шкала ОЖ - открытая жестокость, чем больше набрано баллов, тем ярче выражена тенденция испытуемого в проявлении открытой жестокости. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценки о людях резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
3. Шкала ОН - обоснованный негативизм, выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия. По данной шкале набрать максимальное количество баллов не считается зазорным. Однако, обращает внимание особый тип опрашиваемых: они набирают большой процент баллов по шкалам 1и 2, но при этом не то, что вызывает обоснованный негативизм, как бы не замечают.
4. Шкала Б - брюзжание, проявляется в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений. Чем больше набрано баллов по этой шкале, тем больше выражена у испытуемого эта тенденция.
5. Шкала НОО - негативный опыт общения, данный компонент негативной установки показывает на ближайший круг знакомых партнеров по совместной деятельности.
6. Шкала ИН - интегральная шкала, оценивается суммарный балл по всем шкалам, Если испытуемый набрал балл выше среднего общего - 33, то это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.
3.3 Методика диагностики самоконтроля в общении (авт. М. Снайдер)
Методика позволяет выявить уровень самоконтроля в общении. Методика содержит 10 суждений, относительно которых необходимо выразить свое мнение «верно-неверно».
Интерпретация данных:
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль. Поведение устойчиво, подросток не считает нужным меняться в зависимости от ситуации, способность к истинному самораскрытию в общении, проявляется излишняя прямолинейность, которая вызывает проблемы в общении.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль. Проявляется искренность. Порой несдержанность в эмоциональных проявлениях.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль. Проявляется в умении легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, умение чувствовать и предвидеть впечатление, которое человек производит на окружающих.
3.4 Методика по определению уровня субъективного контроля личности. Тест- опросник УСК (авт. Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М.Эткинд )
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) построен в соответствии с разработанной В.А. Едовым иерархической моделью регуляции социального поведения личности.
Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности.
Шкала Ио - общая интернальность.
Шкала Ид - интернальность в области достижений.
Шкала Ин - интернальность в области неудач.
Шкала Ис - интернальность в области семейных отношений.
Шкала Ип - интернальность в производственных отношениях.
Шкала Им - интернальность в межличностных отношениях.
Шкала Из - интернальность в отношении здоровья и болезни.
Испытуемому предложено ответить на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7-балльной шкалы:
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 полностью согласен.
3.5 Анализ полученных результатов
Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблицах 3.1 «Результаты исследования в экспериментальной группе» и 3.2 «Результаты исследования в контрольной группе».(см. приложение)
На первом этапе мы определяли при помощи метода линейного корреляционного анализа корреляционные зависимости между показателями теста по исследованию коммуникативных установок, опросника УСК и уровнем субъективного контроля.
Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях друг с другом.
Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.( см. приложение)
После проведенного корреляционного анализа мы получили следующие результаты :
Таблица 3.3
Взаимозависимость самоконтроля в общении с другими показателями
|
Завуалированная жестокость
|
Интернальность в достижениях
|
Интернальность в семейных отношениях
|
Общая интернальность
|
|
Самоконтроль в общении
|
0,388
|
0,379
|
0,384
|
О,385
|
|
|
Таблица 3.4
Взаимозависимость негативных коммуникативных установок с уровнем субъективного контроля
|
Завуалированная жестокость
|
Открытая жестокость
|
Негативный опыт общения
|
Обоснованный негативизм
|
|
Интернальность общая
|
0,462
|
|
-0,411
|
0,421
|
|
Интернальность в области достижений
|
|
0,444
|
-0,416
|
0,371
|
|
Интернальностьв семейных отношениях
|
0,434
|
|
-0, 440
|
|
|
Интернальностьв межличностных
отношениях
|
|
0,541
|
-0,421
|
|
|
Интернальность в области неудач
|
|
|
-0,48
|
|
|
Интернальность в произ.отн-ях
|
|
|
|
0,370
|
|
|
Примечание. В таблицах приведены только значимые результаты корреляции.
Анализ полученных результатов показывает, что показатели опросника УСК (интернальность общая, интернальность в области достижений, интернальность в семейных отношениях, интернальность в межличностных отношениях) имеют корреляционные зависимости с показателями теста по иследованию коммуникативных установок (завуалированная жестокость, открытая жестокость, негативный опыт общения, обоснованный негативизм ).
По полученным данным мы можем говорить о том, что показатели самоконтроля в общении, негативные коммуникативные установки и уровень субъективного контроля имеют между собой корреляционные связи, т.е. находятся друг с другом в значимых причинно-следственных связях.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выделенные нами показатели обнаруживают прочную взаимосвязь и в своей совокупности определяют психологические особенности развития подростков, оставшихся без попечения родителей.
Сравним полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах:
Таблица 3.4
Исследование самоконтроля в общении в контрольной и экспериментальной группах.
Уровни
|
Самоконтроль в общении
|
|
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
|
Высокий
|
3 чел.-20%
|
4 чел.-40%
|
|
Средний
|
8 чел.-53%
|
3 чел.-30%
|
|
Низкий
|
4 чел.-27%
|
3чел.-30%
|
|
|
Сравнительная диаграмма полученных результатов приведена на рис 3.1.
Рисунок 3.1
Из данного рисунка видно, что низкий уровень самоконтроля в общении проявляется примерно у 30% всех исследуемых подростков. Данный результат свидетельствует о том, что для каждого третьего подростка, вне зависимости от того в какой социальной среде они воспитываются, характерно неумение реагировать на изменение ситуации, неумение адаптироваться в окружении других людей, неадекватное реагирование на конфликт, несдержанность в эмоциональных проявлениях. В то же время у 40% подростков контрольной группы самоконтроль в общении сформирован на высоком уровне, что на 20 % больше чем в экспериментальной группе.
Исследование коммуникативных установок было проведено для изучения некоторых социально-психологических предпосылок конфликтного поведения подростков. Автор методики В.В. Бойко считает, что энергетику коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если личность стремится тщательно замаскировать свой негативный настрой. Когда человек заставляет себя постоянно сдерживаться, быть корректным возникает постоянное напряжение, Такое состояние рано или поздно приведет к нервному срыву, стрессу, повышая риск возникновения конфликтных ситуаций.[11].
Сравним проявление негативных коммуникативных установок по группам. (Таблица 3.5.,рисунок 3.2.)
Таблица 3.5
Исследование коммуникативных установок в общении
Коммуникативные установки
|
|
уровни
|
Завуалированная жестокость
|
Открытая жестокость
|
Обоснованный негативизм
|
Брюзжание
|
Негативный опыт общения
|
|
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
|
выражен
|
11чел. 73 %
|
8чел-80%
|
5чел 33,3 %
|
2чел20%
|
4 чел-26,6 %
|
0
|
6чел-40 %
|
3чел-30%
|
10чел-66,6 %
|
4чел-40%
|
|
норма
|
3чел. -20%
|
2чел-20%
|
6чел.-40%
|
6чел60%
|
6чел-40%
|
6чел-60%
|
8чел.-53,3%
|
5чел-50%
|
4чел-26,6%
|
1чел-10%
|
|
Не выражены
|
1чел.-6,6%
|
0
|
4чел-26,6%
|
2чел20%
|
5чел-33,3%
|
4чел-40%
|
1чел.-6,6 %
|
2чел-20%
|
1чел-6,6%
|
5чел-50%
|
|
|
Рисунок 3.5
Из рисунка 3.2 видно, что завуалированная жестокость выражена у 73% подростков экспериментальной группы и у 80 % подростков контрольной группы в равной степени. Данный результат связан с постоянным нахождением подростков в условиях коллектива и постоянной регламентацией поведения. Следствием влияния такой социальной среды и индивидуальных особенностей является проявление открытой жестокости и агрессии (рис.3.3 ). У подростков экспериментальной группы этот показатель выражен у 33,3% , что в среднем выше на 13,3% чем в контрольной группе.
Негативные оценки по поводу окружающих могут быть объективно обоснованы подростками. Обоснованный негативизм, выражающийся объективно обусловленными отрицательными выводами о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия, характерен для большинства подростков экспериментальной группы и выражен у 26,6%, рис. 3.4. У подростков контрольной группы этот показатель не выражен и проявляется чаще в норме. Данный показатель коррелирует с другим показателем - негативным опытом общения и, возможно, является следствием этого показателя.
Рисунок 3.3
Рисунок 3.4
Вместе с тем, у 40% подростков экспериментальной группы выражена необоснованность обобщений, брюзжание, что также является следствием негативного опыта в общении (см рис 3.5).
Рисунок 3.5.
Негативный опыт общения, как показатель социальной ситуации развития, характерен для большинства подростков экспериментальной группы (рис3.6).У подростков контрольной группы негативный опыт общения выражен у 40% подростков.
Рисунок 3.6
Анализ выраженности негативных коммуникативных установок по группам показывает, что в целом в экспериментальной группе средние показатели выше. Особенно отчетливо прослеживается эта тенденция по шкалам «Открытая жестокость» и «Негативный опыт общения» (рис 3.7).
Рисунок 3.7
Анализ выраженности негативных установок в общении на высоком уровне в экспериментальной группе показывает, что чаще других в этой группе проявляются завуалированная жестокость и негативный опыт общения (рис.3.8). Это связано с тем, что в условиях интернатного учреждения подросток постоянно общается с одной и той же группой сверстников. Это препятствует развитию навыков конструктивного общения с другими людьми.
Рисунок 3.8
Интегральная шкала оценивает суммарный балл по всем шкалам. Если испытуемый набрал выше общего среднего -33. то это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки (рис.3.9).
Рисунок 3.9
Как видно из рисунка 3.9, негативные коммуникативные установки четко выражены в экспериментальной группе у 53,3 % исследуемых.
3.6 Анализ исследования уровня субъективного контроля, интернальности.
Результаты полученные в ходе исследования приведены в таблице 3.7 «Исследование уровня субъективного контроля».
Таблица 3.7
Группа
|
уровни
|
Уровень субъективного контроля.
|
|
|
|
Ио
|
Ид
|
Ин
|
Ис
|
Ип
|
Им
|
Из
|
|
Эксперимен- тальная
|
Высокий 7-10стэн
|
0
|
20%
|
0
|
6,7%
|
20%
|
20%
|
26,6%
|
|
|
Средний 4-6 стэн
|
20%
|
13,3%
|
13,3%
|
0
|
40%
|
13,3%-
|
33,3%
|
|
|
Низкий 1-3 стэн
|
80%-
|
66,6%
|
86,3%
|
93,3%
|
40%
|
66,6%
|
40,1%
|
|
Контрольная
|
Высокий 7-10стэн
|
40%
|
80%
|
60%
|
0
|
30%
|
70%
|
60%
|
|
|
Средний 4-6 стэн
|
40%
|
20%
|
0
|
50%
|
20%
|
20%
|
30%
|
|
|
Низкий 1-3 стэн
|
20%
|
0%
|
40%
|
50%
|
50%
|
10%
|
10%
|
|
|
Результаты сравнительного анализа проявления уровня субъективного контроля в норме и выше нормы приведены на рисунке 3.10.
Как видно из рисунка 3.10., в целом, уровень субъективного контроля в группе подростков, воспитывающихся в Детском доме, значительно ниже практически по всем показателям. Для них характерно в большей степени конформное и уступчивое поведение, они склонны к подчинению, давлению других, не чувствуют, что ими манипулируют, не реагируют бурно на утрату личной свободы.
Показатель общей интернальности, характеризующий субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями, в этой группе на 60% ниже, чем в контрольной. Испытуемые в этой группе отмечают, что большинство важных событий в их жизни происходит не по их инициативе, а являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. они не чувствуют и не проявляют за эти события ответственность. (рис 3.10)
Рисунок 3.10
Интернальность в области достижений у испытуемых экспериментальной группы отмечается только у 33,3%.Это показатель характеризует способность подростка с успехом добиваться поставленной цели в будущем, оценку собственных возможностей при достижении успешности, уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Низкий показатель по данной шкале свидетельствует о несдержанности, раздражительности подростков в этой группе, о том что они часто не могут заставить себя выполнить какое-либо неинтересное или трудное дело без нажима со стороны взрослых. Многие из них вполне это осознают.Это связано прежде всего с особенностями жизни детей в учреждении интернатного типа, где твердая регламентация поведения значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы, распределении времени и т.п.
Интернальность в области неудач проявляется у 13,3% подростков экспериментальной группы. Уровень субъективного контроля по этой шкале выражает отношение испытуемых к отрицательным ситуациям и событиям в их жизни, а также степень ответственности и контроля при их возникновении. Низкий количественный показатель у подростков экспериментальной группы, объясняется тем, что в своем поведении они чаще ориентируются на внешний контроль, а к отрицательным событиям у многих из них вырабатываются защитные реакции. Поэтому можно предположить, что в силу определенных условий недостаточное развитие эмоционально- волевых качеств не переживается воспитанником, не является значимым для него и не включается в образ Я.
Интернальность в области семейных отношений показывает степень ответственности человека за события происходящие в семейной жизни. У подростков экспериментальной группы этот показатель отмечается у 6,7%, в то время как в контрольной группе отмечается у 50% подростков. Семья служит той первичной моделью, которая способствует образованию определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу и т. д., дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей. Всего этого практически лишены воспитанники детских домов и интернатов. Поэтому естественно, что отсутствие семьи определенным образом отражается на характере их психосексуальной идентичности, на особенностях понимания такими детьми роли и функций мужчин и женщин в обществе, особенно в семье.
Интернальность в производственных отношениях у подростков экспериментальной группы проявляется лучше, чем в контрольной группе. Показатель «норма» и «выше нормы» проявляется у 60% подростков экспериментальной группы. Высокий субъективный контроль в области производственных отношений у этих подростков показывает способность оценивать производственные отношения. Они считают действия важным фактором в деловой сфере, умеют отвечать за успех в работе, учебной деятельности, готовы к дальнейшему профессиональному самоопределению.
Интернальность в межличностных отношениях показывает степень ответственности человека в отношении с другими людьми. У подростков экспериментальной группы на высоком уровне этот показатель отмечается только у 33.3%, а у подростков контрольной группы этот показатель достигает почти 90%. Это объясняется тем, что подростки из экспериментальной группы значительно меньше, чем их сверстники из контрольной группы, озадачены умением владеть своим поведением, настроением, поступками. Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям и в процессе общения оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоциональные, адекватные отношения с другими.
Интернальность в отношении здоровья и болезни характеризует степень ответственности за свое здоровье, стремление к сохранению своего здоровья. У подростков экспериментальной группы этот показатель отмечается у 60%, а подростков контрольной группы у 90%.У подростков с низким показателем по данной шкале отмечается зависимость в сохранении здоровья от внешних условий и влияния других людей. Достаточно высокий показатель по данной шкале в экспериментальной группе можно объяснить тем, что здоровье для этих подростков - один из факторов успешности социальной адаптации в будущем и представляет для них важную ценность.
Таким образом, обобщая результаты, полученные по данной методике, можно сделать вывод о том, что уровень субъективного контроля по исследуемым показателям в экспериментальной группе значительно ниже, чем в экспериментальной. На рисунке 3.11 приведены результаты сравнения с нормой средних показателей по шкалам в каждой группе. Как видно из данной диаграммы средние показатели в экспериментальной группе находятся на уровне ниже нормы. Наименьшие показатели в этой группе получены по шкалам: интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях и интернальность в области межличностных отношений, что свидетельствует о недостаточной сформированности у подростков экспериментальной группы в этих сферах жизни уровня субъективного контроля.
Рисунок 3.11
3.7 Выводы
Результаты, полученные нами в ходе практического исследования позволяют сформулировать следующие общие выводы:
1. Высокий уровень самоконтроля в общении проявляется только у 20% подростков, воспитывающихся без попечения родителей, а низкий самоконтроль свойственен каждому третьему исследуемому подростку. Большая часть подростков отличаются неустойчивостью поведения, наличием деструктивных форм общения.
2. Отчетливо выражены в этой группе завуалированная жестокость, негативный опыт общения, брюзжание и открытая жестокость. Это связано с тем, что в условиях интернатного учреждения подросток постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что препятствует развитию навыков конструктивного общения с другими людьми.
3. Показатель общей интернальности, характеризующий субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями, в этой группе у 80% ниже нормы. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, зависимость от других.
4. Наименьшие показатели в этой группе получены по шкалам: интернальность в области неудач, достижений, интернальность в семейных отношениях и интернальность в области межличностных отношений, что свидетельствует о недостаточной сформированности у подростков экспериментальной группы в этих сферах жизни уровня субъективного контроля. В условиях интернатного учреждения у ребенка идет интенсивное формирование некоторых принципиально других механизмов, позволяющих ему приспособиться к жизни в особых условиях.
Таким образом, гипотеза о том, что особенностью психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, является пассивная стратегия в поведении, выражающаяся в отсутствии стремления к самостоятельности и инициативы, ответственности за свои поступки, неумении самостоятельно организовывать свою жизнь, признании необходимости внешнего контроля над поведением, а также наличие негативных коммуникативных установок в общении, находит подтверждение в результатах нашего исследования.
Заключение
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Этот период сопровождается оформлением системы ценностей - тех жизненных ориентиров, которые создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели.
Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника детского дома, интерната имеют первостепенное значение.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования особенностей детей, оставшихся без попечения родителей позволяет сформулировать следующие выводы:
1.Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие.
2.Среди негативных черт в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются:
- неправильная организация общения взрослых с детьми, которая выражается в эмоциональной уплощенности общения, снижении доверительности, высокой частоте сменяемости взрослых;
- жесткая регламентация поведения воспитанников детских домов;
- гиперопека в деятельности воспитанников.
3.Обеднение социальной среды приводит к различным формам депривации: социальной, эмоциональной, когнитивной.
4.У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается особый тип личности, сформированный в условиях воспитания под воздействием детского дома. Особенности в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Для формирования личности подростков оставшихся без попечения родителей, важны и являются ключевыми три области психического развития: развитие самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становление психосексуальной идентичности. Специфичность в развитии этих сторон личности подростка детского дома вызвана несформированностью внутреннего психического плана действия, особенностями мотивации, преобладанием ориентации на внешнюю ситуацию.
В практической части работы мы изучили влияние социальной ситуации развития на личность подростков, оставшихся без попечения родителей.
В начале практической части исследования нами были определены показатели личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей: самоконтроль в общении, наличие негативных коммуникативных установок, уровень субъективного контроля.
Практическое исследование было проведено в двух группах подростков: экспериментальной (подростки, оставшиеся без попечения родителей) и контрольной (подростки, воспитывающиеся в семье). В ходе исследования было выявлено влияние социальной ситуации развития на личность подростков. Для данной социальной ситуации развития являются характерными пассивная стратегия в поведении, низкий самоконтроль в поведении и общении, негативные коммуникативные установки. Таким образом, рабочая гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Сравнительный анализ данных полученных при изучении особенностей психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, и подростков, воспитывающихся в семье показывает, что для первых характерны низкий самоконтроль в общении, наличие негативных коммуникативных установок, а пассивная стратегия в поведении, выражается в отсутствии стремления к самостоятельности и инициативе, ответственности за свои поступки, неумении самостоятельно организовывать свою жизнь, признании необходимости внешнего контроля над поведением.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась.
Полученные результаты нашего исследования могут быть использованы в работе педагогов, воспитателей и практических психологов по оказанию психолого-педагогической помощи подросткам, оставшимся без попечения родителей, этого возраста.
Список литературы
1. Аркин А.А. Родителям о воспитании. М.: Педагогика, 1957
2. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М.: Дом, 1995. С. 25-26.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение ,1998
5. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.
6. Выготский Л.С. Динамика и структура в личности подростка / в кн Хрестоматия по возрастной психологии под ред. Фельдштейна.-М.: Международная академия, 1994
7. Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в СССР: Автореф. канд. дис. М., 1957.
8. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.
9. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психологического развития ребенка /в кн. Хрестоматия по возрастной психологии, Москва, 1994
10.Захаров А.И. Ребенок до рождения. С.-Петербург,1998
11.Изучение конфликтности личности./сост.Петушкова О.Г. - Магнитогорск: МаГУ,2001
12. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям. М.: Дом, 1993.
13.Колесов Д.В., И.Ф. Мягков. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1989.
14.Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1991.
15. Корнилова Т.В, Смирнов С.Д, Григоренко Е.Л.. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения. //Вопросы психологии 2001,1
16. Коробейников И.А., Слуцкий В.М.О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. № 3. С. 12-16.
17. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 268-276.
18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
19.Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия./под ред. В.С.Мухиной-М.:Просвещение,1991
20. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. С. 113-123.
21. Наш проблемный подросток:Уч. Пособие.-СПб.:Союз,1998
22. Немов Р.С.Психология. Кн3.- М.:Просвещение ,Владос,
23. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
24.Овчарова Р.В. "Справочная книга школьного психолога" М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
25. Ослон В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишенные родительского попечения // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами / Под ред. А.К. Колесникова. Пермь, 1999. С. 33-37.
26. Ослон В.Н. Приемная семья -- кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000. С. 245-246.
27. Ослон В.Н. Социально-психологические проблемы становления института приемной семьи // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований / Под ред. М.А. Слюсарянского. Пермь, 1998. С. 240-241.
28. Ослон В.Н, Холмогоров А.Б. Замещающая прфессиональная семья как одна из моделей решения прблемы сиротства в России.//Вопросы психологии 2001,№3
29. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. С. 77-81.
30.Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. -М.: Педагогика , 1990
31.Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ/под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
32. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.
33. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М.: Изд. политической литературы, 1990 г.
34.Психологическая диагностика детей и подростков./ под ред. К.М.Гуревича.-М.: Межд. Академия,1995.
35.Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.
36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты, - Самара: Издат.дом БАХРАХ-М »,2000
37.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст.-Мир.,1994.
38. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982,№1. С.69-75.
39. Соколова Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специализированном детском доме // Дефектология. 1991. № 4. С. 58-64.
40. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. С. 127-132.
41. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.:Академия,1998
42. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. канд. дис. СПб., 1997. С. 54.
43. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
44. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.
45.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
46. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999.
47. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей. Вып. 2. М., 1999.
48. Холмогорова А.Б. Психологические аспекты микросоциального контекста психических расстройств // Моск. психотерапевт. журн. 2000. № 3.
49. Шипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. СПб., 2000.
50. ЭльконинД.Б К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте /в кн. Хрестоматия по возр. психологии под ред. Фельдштейна.-М.: Академия.,1994
51. Эриксон Э. Теория личности // Психология личности. Т. 1. Самара, 1999.
52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996.
53. Юферева Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и интернате./в кн. Лишенные родительского попечительства под ред. Мухиной В.С.- М.: Просвещение,1991
Страницы: 1, 2, 3
|