бесплатные рефераты

Изучение потребностей в достижениях у старшеклассников-билингвистов

1. Билингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Различают естественный (бытовой) и искусственный (учебный) билингвизм.

2. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире.

3. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире, т.е. самоопределение.

4. Существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее.

5. Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения юношеском возрасте, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

6. Старшеклассникам (юношам и девушкам) свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме.

7. Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. Положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают, но по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации.

8. Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности - она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек.

9. Эффективность обучения иностранному языку в школе в большой степени зависит и от того, насколько его методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся.

10. В особой атмосфере урока нуждаются старшеклассники - билингвисты. Независимо от темперамента, все они эмоционально травмируемы, аффективны, склонны проявлять агрессивно-защитный тип поведения, бравируют недостатками, впадают в амбицию, бросаются запальчивыми фразами, противятся запретам и т.п.

3.

4.

5. 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей старшеклассников-билингвистов

2.1 Цель, задачи и методы исследования

Цель: выявить и обобщить основные психологические особенности старшеклассников билингвистов.

Эксперимент проводился в Белорецком педагогическом колледже. В нем приняло участие 18 студентов изучающих французский и английский языки.

Исходя из цели эксперимента, можно выделить следующие задачи:

· Определить уровень предметно-деятельностного и коммуникативного развития исследуемой группы;

· Выявить типы личности и сферы профессиональной деятельности характерной для данной группы;

· Определить общую направленность личности старшеклассника.

· Определить уровень эмоциональной направленности.

Методики исследования:

· Тип общей эмоциональной направленности (ОЭН);

· Диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (опросник ОСТ В.М. Русалова);

· Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (тест Дж. Голланда).

Приведем описание методик:

Тип общей эмоциональной направленности (ОЭН)

Цели методики:

· изучить структуру эмоциональной направленности личности;

· установить ее сходство со структурой педагогического интереса.

Инструкция: «Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах «лучше» и «хуже». Поэтому, любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне.

Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания:

1. Внимательно прочитайте нижеперечисленный перечень приятных переживаний и напротив того из них, которое Вы больше всего любите испытывать в колонке «Ранг» поставьте цифру «1».

2. Остальным высказываниям присудите соответствующие места в порядке предпочтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой. Т. е., если Вы данную эмоцию ставите на второе место по желанию ее испытывать, то напротив нее поставьте цифру «2», если на третье место - цифру «3». Одной и той же цифрой может быть оценено только одно переживание.

При работе с данной методикой следует помнить, что:

а) с каждой серией переживаний (из предложенных шести) необходимо работать отдельно, как с самостоятельной;

б) при заполнении колонки «Ранг» смотреть на цифры, полученные в предыдущих сериях исследования, нельзя.

При обработке результатов все ответы необходимо сгруппировать по следующим критериям:

- альтруистические эмоции (в опроснике для их обозначения используется шифр - А) выражаются в чувстве удовольствия от помощи другим людям;

- коммуникативные эмоции (Км) - соответствуют удовлетворению от общения с людьми, которых уважаешь и любишь, от взаимопонимания, помощи со стороны других людей;

- праксические эмоции (П) - соответствуют удовлетворению от успеха в деятельности;

- гностические эмоции (Гн) - соответствуют интересу к познанию нового, наслаждению от этого процесса;

- глорические эмоции (Гл) - связаны в потребностью в славе, самоутверждении;

- эстетические эмоции (Э) соответствуют чувству прекрасного, наслаждению красотой природы, музыки, стихов и т.д.;

- романтические (Р) - определяют склонность к идеализации действительности, мечтательной созерцательности;

- гедонические (Г) - связаны с удовлетворением потребности в душевном и телесном комфорте;

- пугнические (Пг) - связаны с преодолением опасности, интересом к борьбе;

- акизитивные эмоции (Ак) - связаны с интересом к накоплению.

Опросник ОСТ В.М. Русалова

Ход работы: испытуемым выдаются опросники и предлагается следующая инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, они направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить ситуацию и дать первый естественный ответ, который приходит вам в голову. Отвечайте быстро. Не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса, помните, что нет хороших и плохих ответов, если вы отвечаете «да», поставьте значок «плюс», если «нет» - «минус».

Время работы не ограничивается, но по ходу работы дается указание работать быстрее.

Выделяют следующие 8 шкал.

Эричность (Эр). Потребность в деятельности, уровень активизации и жизненного тонуса. При выборе высоких значений (9 - 10 баллов) отмечается высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного побуждения. При низких значениях (0-4 балла) - пассивность, низкий уровень активизации тонуса, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности.

Социальная эричность (Сэр). Потребность в социальном контакте, в социальной деятельности. Высокие значения (9 - 10 баллов) - высокая потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, к занятиям высокого ранга, освоение мира через коммуникацию, общительность. Низкие значения (0 - 4 балла) - незначительная потребность в социальных контакта. Уход от социально активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

Пластичность (П). Переключение с одного вида деятельности на другой. Высокие значения (9-10 баллов) - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход от одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой. Низкие значения (0-4 баллов) - склонность к монотонной работе, консервативность мышления и форм деятельности.

Социальная пластичность (СП). Включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакт. Высокие значения (9-10 баллов) - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи. Низкие значения - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты.

Темп (Т). Скорость выполнения операций в предметной деятельности. Высокие значения (9-10 баллов) - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. Низкие значения (0-4 баллов) - замедленность действий, низкая скорость моноторно - двигательных реакций.

Социальный темп (СТ). Скорость вербализации, быстрота говорения. Высокие значения (9-10 баллов) - речедвигательная скорость, быстрота говорения, высокие скоростные возможности. Низкие значения (0-4 баллов) - слаборазвитая речедвигательная система, речевая медлительность.

Эмоциональность (Эм). Эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности. Высокие значения (9-10 баллов) - высокая чувствительность к расхождению между задуманным, ощущение неуверенности, тревоги неполноценности. Низкие значения (0-4 баллов) - незначительной эмоциональное реагирование на неудачи, нечувствительность к неуспеху дела, уверенность в себе.

Социальная эмоциональность (Сэм). Эмоциональность в коммуникативной сфере. Высокие значения (9-10 баллов) - высокая чувствительность в коммуникативной сфере. Низкие значения (0-4 баллов) - уверенность в себе, в общении.

Контрольная шкала (К). Высокие значения (более 7-9 баллов) - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Низкие значения (0-2 баллов) - адекватное восприятие своего поведения.

Тест Дж. Голланда

Цель методики: определение типа личности.

Каждому испытуемому предлагается выбрать ряд профессий из предложенных и отметить ответы на бланке, после чего считается кол-во ответов в каждом столбце (1..6) и делается вывод о принадлежности школьника к тому или иному типу личности (определяется максимальное кол-во).

2.2 Анализ результатов исследования

После проведения исследования данные были занесены в таблицу (см. прил. 1).

Выделим для каждого испытуемого определяющий тип общей эмоциональной направленности и подсчитаем кол-во вхождений в каждый тип эмоций (табл. 1).

Таблица 1. Представленность типов общей эмоциональной направленности у старшеклассников-билингвистов

Типы

Кол-во испытуемых, %

Альтруистические (А)

Коммуникативные (Км)

Праксические (П)

Гностические (Гн)

Глорические (Гл)

Эстетические (Э)

Романтические (Р)

Гедонические (Г)

Пугнические (Пг)

Акизитивные (Ак)

11,11

22,22

27,78

22,22

11,11

5,56

0

0

0

0

Отобразим данные на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1 Группировка данных по типам ОЭН

Как видно из табл. 1 у 27,78% школьников преобладает праксические эмоции, что говорит об удовлетворении от успеха в учебе.

На втором месте можно выделить типы «Коммуникативный» и «Гностический» по 22,22%, т.е. школьники удовлетворены общением с людьми, которых уважают и любят, а также их помощью. Кроме того, обладают интересом к познанию нового, получая при этом наслаждение.

Менее характерны для старшеклассников такие типы общей эмоциональной направленности как: «Альтруистический» (11,11%), «Глорический» (11,11%) и «Эстетический» (5,56%). Совсем отсутствуют типы «Романтический», «Гедонический», «Пугнический» и «Акизитивный». Данный факт говорит о том, что старшеклассники не склонны к идеализации действительности, для них абсолютно не важны потребности в душевном и телесном комфорте, т.е. испытуемые готовы учиться в любых условиях, что подчеркивает их целеустремленность и напор. Кроме того, они не склонны вести борьбу со своими учителями и, что самое главное со своими одноклассниками.

Кроме того, для старшеклассников билингвистов характерны константные и вариативно-групповые эмоции, менее или совсем не значимы индивидуально-специфические.

Поскольку мы предполагаем, что успех в деятельности переводчика связан с получением удовлетворения от общения с людьми, от успехов деятельности и т.д. Определим склонность испытуемых к переводческой деятельности (рис. 2).

Рис. 2 Распределение испытуемых по склонности к деятельности переводчика

Таким образом, результаты доказывают предыдущие выводы, что большинство старшеклассников испытывают склонность к будущей деятельности переводчика (61%), способны выстроить отношения с людьми, получая удовольствие от этого процесса, стремятся к познанию и способны так выстраивать деятельность, чтобы она приносила успех.

При изучении свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (опросник ОСТ В.М. Русалова) нами было выявлено, что методика предназначена для изучения ряда свойств темперамента, имеющих презентацию в деятельности и поведении человека и включает в себя 105 вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и контрольную шкалу (9 вопросов).

Представим в прил. 2 результаты опроса.

Обобщим данные в табл. 2

Таблица 2. Представленность показателей «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента

Уровень

Эр

Сэр

П

СП

Т

СТ

Эм

Сэм

Низкий, %

0

0

0

0

27,78

22,22

55,56

61,11

Средний, %

33,33

38,89

88,89

83,33

44,44

27,78

44,44

38,89

Высокий, %

66,67

61,11

11,11

16,67

27,78

33,33

0

0

Таким образом, большинство школьников обладают высоким уровнем эричности (потребностью к деятельности) и соответственно социальной эричности. На среднем уровне выражены пластичность, социальная пластичность и темп. В среднем для 58,34% старшеклассников характерен низкий уровень эмоциональности.

Построим средний профиль личности (рис. 3).

Анализируя результаты, можно отметить, что у испытуемых наблюдается потребность в деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного побуждения. Причем это характерно и для социального фактора. На среднем уровне находится степень включения в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакт, также скорость выполнения операций при осуществлении деятельности как предметной, так и социальной. Положительным фактором является то, что эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности находится на низком уровне, что говорит об уверенности в себе и общении.

Рис. 3 Показатели методики В.М. Русалова

Сравнивая показатели по шкалам «Эричность» и «Социальная эричность» с «Эмоциональность» и «Социальная эмоциональность», можно сказать, что наблюдается обратная зависимость. Т.е. чем сильнее мотивация к общению, деятельности, тем менее подвержены эмоциональному напряжению молодые люди. Данный факт доказывает коэффициент корреляции равный -0,24 (рис. 4).

Рис. 4 Зависимость мотивации (стремления) к деятельности от степени эмоциональности

Рассматривая взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (тест Дж. Голланда), мы выяснили, что согласно типологии американского психолога Дж. Голланда, различают шесть типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствует профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

1. Реалистичный тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально-стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям требующим моторной ловкости, конкретности.

2. Интеллектуальный тип - внесоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуален.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые проявлять энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности.

Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников.

Результаты опроса представлены в табл. 3.

Таблица 3. Представленность типов профессиональной направленности старшеклассников (%)

Тип личности

Количество школьников

Юноши

Девушки

Реалистичный

22,22

5,56

Интеллектуальный

5,56

0

Социальный

0

22,22

Конвенциальный

5,56

11,11

Предприимчивый

5,56

16,67

Артистический

0

5,56

Итого

7

11

Максимум

22,22

22,22

Исходя из полученных данных, можно построить диаграмму (рис. 5).

Рис. 5 Гистограмма распределения школьников юношей и девушек по типу личности

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

· у юношей наиболее преобладают реалистичный тип личности, наименее социальный и артистический. Интеллектуальный и предприимчивый типы личности находятся примерно на одинаковой уровне;

· у девушек наиболее преобладает социальный тип личности, наименее интеллектуальный. Реалистичный, конвенциальный и предприимчивый типы личности находятся примерно на одинаковой уровне;

· проводя сравнительный анализ девушек и юношей, имеем, что для реалистичного и интеллектуального типа личности доминантны мужчины, для социального, конвенциального, предприимчивого и артистического - женщины;

· девушки обладают социальный типом личности, т.е. отличаются выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независимы от окружающих, с успехом приспосабливаются к обстоятельствам. Эмоциональный и чувствительны. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличаются стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемая сферы деятельности: психология, медицина, педагогика;

· для юношей характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируются на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирают научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуются высокой активностью, но в деятельности на общении не настроены. В беседах чаще являются передатчиком информации, в основном - интроверты. Наиболее предпочтительны сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

Таким образом, в данной главе было проведено эмпирическое исследование изучения потребностей в достижениях у старшеклассников - билингвистов и их психологических особенностей.

В результате были сделаны следующие выводы:

1. Старшеклассники не склонны к идеализации действительности, для них абсолютно не важны потребности в душевном и телесном комфорте, т.е. испытуемые готовы учиться в любых условиях, что подчеркивает их целеустремленность и напор. Кроме того, они не стараются вести борьбу со своими учителями и, что самое главное со своими одноклассниками.

2. Для старшеклассников - билингвистов характерны константные и вариативно-групповые эмоции, менее или совсем не значимы индивидуально-специфические.

3. Большинство старшеклассников испытывают склонность к будущей деятельности переводчика (61%), что позволяет утверждать, что нынешний контингент школьников является достаточно образованными и морально сформированными.

4. У испытуемых наблюдается потребность в деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного побуждения. Причем это характерно и для социального фактора. На среднем уровне находится степень включения в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакт, также скорость выполнения операций при осуществлении деятельности как предметной, так и социальной. Положительным фактором является то, что эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности находится на низком уровне, что говорит об уверенности в себе и общении.

5. Девушки обладают социальный типом личности, т.е. отличаются выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независимы от окружающих, с успехом приспосабливаются к обстоятельствам. Эмоциональный и чувствительны. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличаются стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемая сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

6. Для юношей характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируются на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирают научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуются высокой активностью, но в деятельности на общении не настроены. В беседах чаще являются передатчиком информации, в основном - интроверты. Наиболее предпочтительны сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

7. Большинство старшеклассников принадлежит к типу «О» (направленность на общение), т.е. для них характерно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию экстренной помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Заключение

Таким образом, в данной дипломной работе были освещены такие вопросы как изучение проблемы мотивации в психологии, сущность и понятие билингвизма, психология усвоения иностранного языка у старшеклассников-билингвистов и психологические особенности старшеклассников. Кроме того, было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей старшеклассников-билингвистов.

Из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что билингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Различают естественный (бытовой) и искусственный (учебный) билингвизм. При этом отмечается, что естественный билингвизм возникает в соответствующем языковом окружении и благодаря широкой речевой практике. При этом осознание языковой системы может не происходить. А при искусственном билингвизме второй язык необходимо учить, прилагая волевые усилия и используя специальные методы и приёмы. Именно поэтому при обучении иностранному языку создание механизма билингвизма следует считать первоочередной задачей методики. А эффективность обучения иностранному языку в школе в большой степени зависит и от того, насколько методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся, поскольку учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности: она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек.

Одной из главных проблем юношеского возраста является проблема самоопределения. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире, т.е. самоопределение. Существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее.

Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения юношеском возрасте, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

Учебную деятельность учащихся-билингвистов на уроках иностранного языка можно представить как решение ряда задач: перцептивно-мыслительных (при аудировании и смысловом восприятии письменного текста), формально-грамматических (при выполнении заданий по грамматическому анализу, применению правил, межъязыковым сравнениям), речемыслительных. Решение большинства задач требует серьезных усилий, и этот факт не должен скрываться от учащихся. Дело в том, что школьников привлекает атмосфера преодоления трудностей, упорства и самостоятельности. Необходимо подчеркивать проблемность решаемых задач, стимулировать возникновение интеллектуальных эмоций, подчеркивать значение совершаемых учащимися интеллектуальных усилий для их общего, умственного развития.

В ходе проводимых исследований мы пришли к выводу, что для старшеклассников-билингвистов характерны константные и вариативно-групповые эмоции, менее или совсем не значимы индивидуально-специфические. У 22, 78% школьников преобладают праксические эмоции, что говорит об удовлетворении от успеха в учебе. У 22,22% школьников преобладают гностические и коммуникативные эмоции, что свидетельствует о том, что школьники удовлетворены общением с людьми, которых уважают и любят, а также их помощью. Кроме того, обладают интересом к познанию нового, получая при этом наслаждение. Отсутствие таких типов эмоций как романтические, гедонические, пугнические и акизитивные говорит о том, что старшеклассники не склонны к идеализации действительности, для них абсолютно не важны потребности в душевном и телесном комфорте, т.е. испытуемые готовы учиться в любых условиях, что подчеркивает их целеустремленность и напор. Кроме того, они не стараются вести борьбу со своими учителями и, что самое главное со своими одноклассниками.

Также мы пришли к выводу, что для старшеклассников характерны такие особенности темперамента как эричность, социальная эричность, социальный темп, темп, т. к. наблюдается потребность в деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного побуждения. Положительным фактором является то, что эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности находится на низком уровне, что говорит об уверенности в себе и общении.

Большинство старшеклассников испытывают склонность к будущей деятельности переводчика (61%), что позволяет утверждать, что нынешний контингент школьников является достаточно образованными и морально сформированными.

Таким образом поставленная нами гипотеза о том, что «для старшеклассников изучающих два иностранных языка характерна высокая потребность в достижениях, которая обеспечивается такими особенностями темперамента как эричность, социальная эричность, социальный темп, темп. Мы предполагаем, что преобладающие эмоции у старшеклассников - билингвистов будут праксическая, коммуникативная и гностическая эмоции, что определяет их склонность к переводческой деятельности» полностью подтвердилась. Цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1989.

2. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М., 1984. С. 103-107.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1988.

4. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». - М., 1982.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

6. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С. 23-24.

10. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

11. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 121-124.

12. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). - М., 1998.

13. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. - М., 1999.

14. Выготский Л.С. Мысль и слово // Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

15. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4., 1983.

16. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2. С. 24-29.

17. Горелов И.Н., Седых. К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

18. Горошко Е.И. Языковое сознание. - М.: Институт языкознания РАН, 2002.

19. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

20. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, С. 27-36.

21. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999.

22. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.

23. Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.

24. Кенкманн П.О. Развитие билингвизма в России. Иностранные языки в школе №2 1993 с. 32-36.

25. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодёжи. - Тарту., 1985.

26. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №3.

27. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

28. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

29. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. - М..1983. С. 4 - 15.

30. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, 1981.

31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. 1975.

33. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1986.

34. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. - М., 1996.

35. Мудрик А.В. В поисках своего «Я» // Семья и школа. 1998. №10. С. 31-35.

36. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М., 1990.

37. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1997.

38. Мухина В.С. Возрастная психология, - М, 1997.

39. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

40. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, №1-2.

41. Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972.

42. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, №1.

43. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. - М., 1972.

44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1932.

45. Платонов К.К. К теории личности. - М., 1988.

46. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. - М., 1984.

47. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. - М., 1984.

48. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Пузырея. - М. 1982.

49. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. 1987.

50. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.

52. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М. 1972.

53. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, №1. С. 69-75.

54. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3. С. 61-72.

55. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

56. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М, 1976.

57. Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. - СПб., 2000.

58. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М. 1972.

59. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001.

60. Столин В.В. Самосознание личности. - М. 1983.

61. Ступина Т.Н., Минор А.Я., Кузнецова Т.В. Билингвальное обучение в школе. // Иностранные языки. №4. 1996. - С. 4-9.

62. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии, 1984, №3. С. 45-49.

63. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2002.

64. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1995, №6. С. 56-59.

65. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. - М., 1996.

66. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. - М., 1999.

67. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1983.

68. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989.

69. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

70. Фрейд З. Я и Оно. Кн. 1,2. - Тбилиси, 1991.

71. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

72. Хамский Н, Язык и мышление. - М., 1972.

73. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984.

74. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн. Проблемы сознания. - М., 1998.

75. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М. 1977.

76. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5. С. 12-18.

77. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. 1981, №11. С. 2-5.

78. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. - М., 1996.

79. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М., 1979.

80. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. - М., 1996.

Приложения

Приложение 1

Эмпирические данные по методике «Общей эмоциональной направленности»

№ исп.

Среднее место (показатели округлены)

А

Км

П

Гн

Гл

Э

Р

Г

Пг

Ак

1

3

1

2

4

5

10

8

9

6

7

2

4

2

1

3

7

5

6

10

9

8

3

2

3

4

1

5

10

9

7

8

6

4

1

2

4

3

6

8

7

10

9

5

5

4

2

3

1

5

8

7

10

9

6

6

6

3

2

1

7

9

8

10

5

4

7

5

2

4

6

3

1

10

8

7

9

8

3

1

5

4

6

8

10

9

7

2

9

1

2

3

4

6

5

9

10

8

7

10

3

6

1

5

7

9

8

10

2

4

11

4

3

1

2

6

5

10

9

7

8

12

3

2

1

4

8

7

10

9

6

5

13

6

3

5

4

1

2

7

10

9

8

14

4

5

3

6

1

2

7

10

8

9

15

2

3

1

4

5

9

10

9

8

7

16

3

1

2

4

8

9

7

10

6

5

17

6

2

5

1

10

9

7

8

3

4

18

3

1

4

2

5

7

9

10

6

8

Итого

63

44

51

59

101

123

149

168

123

112

Среднее

3,5

2,44

2,83

3,28

5,61

6,83

8,28

9,33

6,83

6,22

Результаты опроса

№ испытуемого

Шкалы

Эр

Сэр

П

СП

Т

СТ

Эм

Сэм

1

9

8

6

5

1

8

1

1

2

8

7

5

4

8

9

3

2

3

7

10

6

5

4

3

2

3

4

9

7

5

6

2

1

3

2

5

8

9

7

5

6

6

4

1

6

10

8

6

8

2

2

3

7

7

7

5

7

9

7

1

4

8

9

10

4

8

3

9

2

1

9

8

10

5

3

1

5

3

2

10

7

7

6

3

6

4

2

3

11

10

8

5

10

2

1

1

2

12

7

7

7

7

5

3

1

13

9

8

7

8

9

9

4

3

14

8

7

8

7

5

8

2

4

15

7

10

3

5

4

9

1

1

16

10

7

3

4

1

3

2

2

17

10

9

10

5

5

1

3

3

18

7

8

7

6

9

6

4

2

Итого

150

147

38

73

90

96

43

40

Среднее

8,25

8,2

2,65

4,15

5,2

5,25

2,7

2,2

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ