Изучение уровня тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении
Внешние источники тревожности
Семейное воспитание
Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений "мать-ребенок", выделяются в настоящее время в качестве центральной, "базовой" причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат. Это представление является, по сути, конкретизацией применительно к тревожности общего положения о роли детско-родительских отношений в развитии ребенка, и в частности -- в возникновении эмоциональных нарушений и неврозов. Существует достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые являются специфическими с точки зрения возникновения у детей устойчивой тревожности
Кроме того, необходимо учесть, что факты, характеризующие особенности так называемого "семейного фона", относятся в основном к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы влияния характеристик семьи и особенностей семейного воспитания на тревожность более старших детей и подростков разрозненны и встречаются, главным образом, в работах, посвященных другим проблемам, в качестве дополнительной характеристики. Родители тревожных детей испытывают страхи и опасения чаще и большей интенсивности, чем родители эмоционально благополучных, что еще раз подтверждает результаты, полученные с помощью шкалы Дж.Тейлор [15]. Полученные данные свидетельствуют также, что тревожные дети растут в семьях, в которых, по крайней мере, один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Клинический анализ случаев показал также, что матери тревожных детей делятся как бы на три группы:
Ш очень активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всей семьи;
Ш ригидные;
Ш беспомощно-пассивные [18].
Семейное воспитание в таких семьях нередко направлено на ограничение социального опыта ребенка, что заставляет его ориентироваться преимущественно на семью. В переживаниях тревожных детей и подростков, связанных с семьей, выраженными оказываются чувства собственной зависимости и вины и невыраженным -- чувство защищенности. Таким образом, семья не дает тревожному ребенку и подростку переживания межличностной надежности, защищенности [8].
Внутриличностные источники тревожности
Внутренний конфликт
В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутренний конфликт, преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией. При дальнейшем закреплении конфликта тревожность нарастает, кроме того выраженные противоречия связанные с идентификацией и социальным сравнением порождает конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого, ценностные противоречия. Однако во всех этих случаях действие противоречивых тенденций сфокусировано на представлении о себе и отношении к себе [14].
Эмоциональный опыт
Устойчивая тревожность свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта. Существенное влияние на накопление такого опыта оказывает также то, что в оценке своих успехов и неудач тревожные индивиды ориентируются в основном на внешние критерии (отметку, оценку окружающих и др.). Эти результаты дополняют имеющиеся в литературе данные о связи тревожности и внешнего локуса контроля. Очевидно, что как внешний локус контроля, так и ориентация на заданные внешне критерии порождают высокую степень зависимости тревожных людей от окружающих и от неких "высших сил" (рока, судьбы). Но поскольку и, то и другое находится в значительной мере вне контроля человека, подобная зависимость сопровождается постоянным переживанием неуверенности, неопределенности, двойственности, порождая переживание неуспешности и тревогу [14].
Все это способствует накоплению отрицательного эмоционального опыта, работающего как механизм "заколдованного психологического круга". Можно думать, что именно указанные особенности эмоционального опыта влияют на характер переживания тревоги как диффузного, беспредметного. Они создают своеобразное силовое поле, которое приписывает отрицательную модальность всему непосредственно воспринимаемому окружению и экстраполирует его в будущее [24].
К объективным факторам возникновения тревожности относят:
1. Неблагоприятный социально-психологический климат коллектива, который складывается под влиянием сложной системы взаимоотношений и выражается в определенном эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива. Частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплоченности в коллективе могут негативно сказываться на индивидуально-психических состояниях его членов, создавать тягостные переживания, которые закрепляясь, могут служить фактором, способствующие повышению уровня тревожности;
2. Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения, однако для большинства людей, ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда (когда организационные процедуры отнимают львиную часть рабочего времени), недостатком персонала (когда один человек вынужден совмещать обязанности нескольких сотрудников), а так же и самим характером деятельности, в которой периодически случаются "авралы" (например, у бизнесменов, милиционеров, медиков, вынужденных бороться с кризисными ситуациями). Причинами перегрузок могут быть также нереально высокие личные притязания или требования начальства.
3. Низкий социальный статус. Для большинства людей работа составляет наиболее значимую часть жизни. И если общество недооценивает эту работу как малозначительную и недостойную высокого вознаграждения, это унижает достоинство человека. У работников, получающих низкую заработную плату, возникает стресс в результате ущемления их притязаний. Они испытывают депрессию и чувство безнадежности. Часто это ощущение усугубляется отношением руководителей, которые постоянно контролируют своих подчиненных, не доверяя их добросовестности и компетентности. Чувство недооцененности и мелочный контроль разрушают в человеке стремление к профессиональному росту, заставляет сомневаться в своих способностях.
4. Сверхурочные и неудобные часы работы. Человеческий организм, суточные ритмы которого определяются природными факторами, не приспособлен для того, чтобы работать в ночные часы. Нарушение суточного ритма (например, ночные смены) вызывают психологический и физиологический стресс. Помимо нарушений суточных ритмов, сверхурочные часы работы влекут за собой дополнительные неудобства. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, так как в любой момент его могут вызвать для сверхурочной работы. Человек находится длительное время в состоянии тревоги ожидания.
5. Ненужные ритуалы и процедуры. Многие служащие жалуются на обилие бумажной работы. Оформление многочисленных документов часто вызывают отрицательные эмоции у врачей, учителей, преподавателей вузов и научных работников, чья основная деятельность носит совершенно иной " не бумажный характер". Часто раздражение возникает из-за слишком большого количества заседаний, обсуждений и деловых встреч, особенно если они плохо подготовлены. У участников таких встреч возникает ощущение, что время потрачено впустую.
6. Неопределенность. Очень немногие люди чувствуют себя уверенно в ситуации неопределенности. Неопределенность на рабочем месте может возникать из-за частых изменений в политике учреждения, когда сотрудники толком не знают, что происходит, и не могут планировать свою деятельность. Самая худшая форма неопределенности - это когда человек не знает, удастся ли ему удержаться на рабочем месте. Те руководители, которые думают, что их служащие будут работать лучше, если перед ними постоянно маячит перспектива увольнения, глубоко заблуждаются. Такое положение приводит только к повышению уровня тревожности сотрудников.
7. Однообразие. Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать тревожность, проявляющуюся в апатичности, ленности. Человек время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал. Например, у служащих, выполняющих административные обязанности, часто возникает ощущение монотонности. По утрам они испытывают почти паническое состояние при мысли о том, что все события предстоящего дня можно предсказать до минуты. Сами по себе эти события не являются стрессовыми или неприятными, однако их предсказуемость достигает такой степени, что вызывает сильные негативные эмоции.
8. Беспомощность. Сильную тревожность может вызывать не только необходимость принимать решения в сложной обстановке, но и противоположная ситуация, когда человек осознает свою неспособность повлиять на происходящие события и вынужден смиряться с чужим решением как с неизбежностью [23].
Таким образом, ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективными переживаниями, эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности).
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
Цель исследования: цель данного исследования состоит в выявлении и изучении особенностей проявления тревожных состояний личности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие эмперические задачи:
1. выявить уровень тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении;
2. определить тип характера с помощью опросника Леонгарда-Шмишека;
3. выявить индивидуально-типологические свойства личности у пациентов пульмонологического отделения;
4. провести корреляционный анализ полученных результатов.
Гипотезой исследования заключается в следующем допущении: возрастание психологической тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении зависит:
- от индивидуально-типологических свойств личности;
- у женщин, находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении уровень тревожности, выше, чем у мужчин;
2.2 Организация и методики исследования
В рамках данного исследования нами было опрошено 50 человек - пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении, ГУС - "ОБ №2", г. Ростова-на-Дону. Из них 25 мужчин и 25 женщин, в возрасте от 22 до 45 лет. В русле теоретических посылок, изложенных в первой главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики нами были выбраны три методики:
1. методика "Несуществующее животное", шкала тревожности. Данная методика была использована для диагностики уровня тревожности среди испытуемых.
2. опросника Леонгарда-Шмишека. Данная методика предназначена для диагностики определения акцентуации и типа характера человека. Опросник содержит 88 вопросов, касающихся различных сторон личности.
3. индивидуально-типологический опросник (ИТО). Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности - от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, - к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным "Я" (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.
Применяется для психодиагностических исследований личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.
Данное эмпирическое исследование, проведенное на базе ГУС - "ОБ №2", пульмонологического отделения было направлено на диагностику уровня тревожности. Каждому из испытуемых были предложены три вышеизложенные методики, содержащие ряд вопросов, касающие оценки психологического состояния, самооценки своего поведения, типов реакции на различные профессионально-жизненные ситуации. При проведение исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в групповом опросе, с помощью предлагаемых методик, также была проведена разъясняющая индивидуальная беседа с каждым из испытуемых.
2.3 Результаты и их обсуждение
Этап первый - исследование уровня тревожности.
Началом исследования послужила диагностики уровня тревожности среди испытуемых с помощью методики "Несуществующие животное". Мы получили следующие данные, которые наглядно изображены в таблице.
Таблица №1 Результаты методики "несуществующие животное", шкалы тревожности
№
n\n
|
Тревожность
|
|
|
у мужчин
|
у женщин
|
|
|
показатели в баллах
|
диагностируемый уровень
|
показатели в баллах
|
диагностируемый уровень
|
|
1
|
3
|
высокий
|
3
|
высокий
|
|
2
|
0
|
низкий
|
3
|
высокий
|
|
3
|
2
|
средний
|
3
|
высокий
|
|
4
|
3
|
высокий
|
3
|
высокий
|
|
5
|
2
|
средний
|
3
|
высокий
|
|
6
|
0
|
низкий
|
3
|
высокий
|
|
7
|
3
|
высокий
|
2
|
средний
|
|
8
|
0
|
низкий
|
1
|
низкий
|
|
9
|
2
|
средний
|
0
|
низкий
|
|
10
|
3
|
высокий
|
1
|
низкий
|
|
11
|
1
|
низкий
|
1
|
низкий
|
|
12
|
1
|
низкий
|
1
|
низкий
|
|
13
|
0
|
низкий
|
0
|
низкий
|
|
14
|
3
|
высокий
|
2
|
средний
|
|
15
|
3
|
высокий
|
3
|
высокий
|
|
16
|
0
|
низкий
|
0
|
низкий
|
|
17
|
2
|
средний
|
3
|
высокий
|
|
18
|
1
|
низкий
|
3
|
высокий
|
|
19
|
0
|
низкий
|
2
|
средний
|
|
20
|
2
|
средний
|
1
|
Низкий
|
|
21
|
3
|
высокий
|
1
|
Низкий
|
|
22
|
3
|
высокий
|
3
|
Высокий
|
|
23
|
3
|
высокий
|
3
|
Высокий
|
|
24
|
1
|
низкий
|
3
|
Высокий
|
|
25
|
1
|
низкий
|
3
|
Высокий
|
|
|
Интерпретация полученных результатов: на основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму (рис. 1). По ней хорошо видно, что среди пациенток женщин уровень тревожности выше:
- высокий уровень тревожности 26% испытуемых женщин;
- средний уровень у 6%;
- низкий уровень тревожности у 18%.
Уровень тревожности у мужчин значительно ниже, так:
- высокий уровень тревожности среди мужчин у 18% испытуемых;
- средний у 10% мужчин;
- и низкий уровень у 22% пациентов мужского пола.
Рис. 1. Показатели уровня тревожности у пациентов
Выводы по методике "Несуществующие животное": анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у женщин находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении уровень тревожности выше, чем у мужчин.
Этап второй - исследование типа характера.
Следующим нашим шагом было определение акцентуации типа характера среди испытуемых, с помощью характерологического опросника Леонгарда-Шмишека. Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рис. 2), индивидуальные показатели по каждой шкале можно просмотреть в приложении 1.
1. Демонстративность 2. Застревание 3. Педантичность 4. Возбудимость 5. Гипертимность 6. Дистимность 7. Тревожность 8. Экзальтированность 9. Эмотивность 10. Циклотимность
Рис 2. Результаты методики характерологического опросника Леонгарда-Шмишека
Рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что наиболее выраженными типами акцентуации характера для женщин является:
- Эмотивность - выявлена у 30% женщин;
- Циклотимность у 18% пациентов женщин
- Застревание и гипертимность в равнозначных показателях, около 17% от всех испытуемых женщин.
Среди мужчин пациентов пульмонологического отделения наиболее выраженными типами характера являются:
- Экзальтированность у 25% испытуемых;
- Застревание свойственно 18% испытуемым.
Долевое значение по каждому из определяемых типов характера для женщин (рис. 3) и мужчин (рис. 4) наглядно рассмотрены ниже.
Рис. 3. Долевые показатели типа характера по методике Леонгарда-Шмишека среди женщин
Рис. 4. Долевые показатели типа характера по методике Леонгарда-Шмишека среди мужчин
Выводы по методике Леонгарда-Шмишека: таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основной особенностью пациентов женщин пульмонологического отделения являются такие черты характера, как доброта, сострадательность, обостренное чувство долго, исполнительность, а также чрезмерная чувствительность.
Пациентам мужского пола свойственны такие качества характера, как обидчивость, честолюбие, предъявление непомерных требований к близким и окружающим.
Этап третий - исследование типа индивидуально-личностных свойств.
Также в задачи нашего исследования входило диагностика и определение индивидуально-личностных особенностей у пациентов пульмонологического отделения, с помощью опросника (ИТО).
Были получены следующие данные (рис. 5), количественные значения отражены в приложение 2.
Рис. 5. Результат методики ИТО Л.Н Собчик у мужчин и женщин
Выводы по методике ИТО: анализ показателей шкал индивидуально-типологический свойств личности пациентов пульмонологического отделения позволяют сделать следующие заключение.
Для всех испытуемых характерно сбалансированное развитие разнонаправленных свойств личности, интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам - для нормы (в пределах 4-х баллов). Подобные показатели у 42% всех испытуемых.
У 58% испытуемых существуют различия в тенденции развития компенсирования свойств личности, что является свидетельством о значительном эмоциональном напряжении и признаком наличия внутреннего конфликта (если показатели выше 5 баллов).
Таким образом, из этой достаточно богатой гаммы индивидуально-личностных свойств, базирующихся на восьмеричной типологической градации, можно выделить наиболее характерные признаки, связанные с половой принадлежность. Так, среди женщин акцентуированной чертой личности является "лабильность" (32%) и "ригидность" (28%) от всех испытуемых, у мужчин также является "лабильность" (23%).
Подобные личности отличаются выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивость, повышенной чувствительностью к действиям других людей, чертами демонстративнности - личность, ищущая признания.
Общий вывод:
Сопоставление и анализ данных всех используемых методик, которые входили в данное исследование, дает возможность охарактеризовать основные индивидуально-личностные особенности пациентов пульмонологического отделения и выявить следующие закономерности:
1. пациенты женщины склонны прибегать к компромиссным стилям социального поведения, отличаются чрезмерной чувствительностью, лабильным типом характера и высоким уровнем тревожности, при смешанном типе реагирования на внешнюю ситуацию;
2. пациенты мужчины характеризуются инертностью нервной системы, склонны прибегать к застреванию, насторожены и подозрительны, социально пассивны с гипостеническим типом реагирования на внешнюю ситуацию и средним уровнем тревожности.
Сравнительный анализ лиц практической нормы и больных с акцентуированными состояниями личности обнаружили связь уровня тревожности с индивидуально-личностными особенностями, выявленными как базисные свойства.
2.4 Корреляционный анализ
Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Так как мы исходим из предположения, что уровень психологической тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении зависит от индивидуально-типологических свойств личности, и у женщин уровень тревожности, выше, чем у мужчин. Для проверки данного предположения был использован коэффициент ранговой корреляции r Спирмена. Корреляционный анализ проводился отдельно для выборки женщин и мужчин. По полученным результатам можно заключить, что более тесные связи между изучаемыми переменными среди пациенток женщин являются уровень тревожности и лабильность. Значит, индивидуально-типологические особенности, в данном случае лабильность в большей степени влияет на уровень тревожности. Выявленные нами взаимосвязи наглядно представлены корреляционными плеядами на рисунке.
Рис. 6. Корреляционная плеяда на выборке женщин
Примечание: 1 - уровень тревожности, 2 - Экстраверсия, 3 - Спонтанность, 4 - Агрессивность, 5 - Ригидность, 6 - Интроверсия, 7 - Сензитивность , 8 - Тревожность, 9 - Лабильность.
Отрицательная связь на уровне 0,05
Отрицательная связь на уровне 0,01
Уровень связи 0,05
Уровень связи 0,01
Как видно из рисунка 5, наиболее доминирующим индивидуально-психологическим свойством среди пациентов женщин является лабильность, что не противоречит данным полученных с помощью корреляции (уровень связи 0,01).
Рассмотри данные анализа корреляции среди выборки мужчин (рис. 7).
Рис. 7. Корреляционная плеяда на выборке мужчин
Примечание: 1 - уровень тревожности, 2 - Экстраверсия, 3 - Спонтанность, 4 - Агрессивность, 5 - Ригидность, 6 - Интроверсия, 7 - Сензитивность , 8 - Тревожность, 9 - Лабильность.
Отрицательная связь на уровне 0,05
Уровень связи 0,01
По рисунку 7 видно, что корреляционные связи между переменными немногочисленные. Поэтому мы можем заключить, что наибольший уровень тревожности как и среди женщин, так и среди мужчин возможен при наличии лабильности, как индивидуально-типологического свойства личности.
Таким образом, гипотеза о том, что возрастание психологической тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении зависит: от индивидуально-типологических свойств личности и у женщин, находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении уровень тревожности, выше, чем у мужчин, - подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению уровня тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении.
В исследовательской работе рассмотрены основные теоретические особенности понятия тревожности, ее типы, характеристика тревожности, как психологического состояния и источники возникновения состояния тревожности.
Нами были сформулированы основные требования к проведению экспериментального исследования и предъявляемым методикам. Также были проанализированы и обсуждены полученные данные исследования, все данные анализа наглядно отображены в многочисленных таблицах и рисунках, что позволило подробно проинтерпретировать результаты исследования и получить исчерпывающую информацию о каждом из исследованных психических свойств.
Практическое исследование показало, что в исследовательской группе в качестве основных индивидуально-личностных особенностей пациентов пульмонологического отделения были выявлены следующие закономерности:
- пациенты женщины склонны прибегать к компромиссным стилям социального поведения, отличаются чрезмерной чувствительностью, лабильным типом характера и высоким уровнем тревожности, при смешанном типе реагирования на внешнюю ситуацию;
- пациенты мужчины характеризуются инертностью нервной системы, склонны прибегать к застреванию, насторожены и подозрительны, социально пассивны с гипостеническим типом реагирования на внешнюю ситуацию и средним уровнем тревожности.
Сравнительный анализ лиц практической нормы и больных с акцентуированными состояниями личности обнаружили связь уровня тревожности с индивидуально-личностными особенностями, выявленными как базисные свойства.
Также был проведен корреляционный анализ данных, результаты которого существенно расширили толкование имеющихся данных, вскрыть более глубокие связи между изучаемыми явлениями, и позволили подтвердить экспериментальную гипотезу о том, что возрастание психологической тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении зависит:
- от индивидуально-типологических свойств личности;
- у женщин, находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом отделении уровень тревожности, выше, чем у мужчин;
Таким образом, изменения личности весьма разнообразны и зависят от формы, течения и длительности заболевания. Следует исходить из той предпосылки, что реакция каждого конкретного человека произрастает из его индивидуально-типологических особенностей и не носит сколь-нибудь специфичного характера. Зная типологическую принадлежность конкретного человека, следует своевременно предпринять профилактические меры и индивидуализировать пути коррекции нарастающей эмоциональной напряженности.
Список литературы
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: "Медицина", 1993. - 400 с.
2. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 247 с.
3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. - 86 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 112 с.
5. Гершон Бреслав Психология эмоций. - М.: Смысл, 2007. - 544 с.
6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. - 399 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2007. - 752 с.
8. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
9. Заболотский И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотский, В.А. Илюхина, - Краснодар: "Кубанская медицинская академия", - 1995. - 100 стр.
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: "Наука", 1983. - 341 с.
11. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 - 2004.
12. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. - М.: Академия, 2004. - 96 с.
13. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов, - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
14. Кэрролл Э. Изард Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.
15. Левитов Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1996. - №1 - С. 9 - 11.
16. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман, - М.: Астрель, 2009. - 704 с.
17. Практикум по психологии состояний / под ред. А. О. Прохорова, - СПб.: Речь, 2004. - 480 с.
18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МСПИ, 2006. - 304 с.
19. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.
20. Солов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. - М.: Академический проект, 2005. - 128 с.
21. Тревога и тревожность. Хрестоматия / под ред. В.М.Астапова, - СПб.: Питер, 2000. - 256 с.
22. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: "Академия", 1997. - 264 с.
23. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях / под ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука., - Гродно: ГрГУ, 2001. - 494 с.
24. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон, - СПб.: "Пресс", 1990. - 225 с.
Приложение 1
Таблица №2 Результаты методики характерологического опросника Леонгарда-Шмишека (среди женщин)
№
|
Демонстративность
|
Застревание
|
Педан-тичность
|
Возбудимость
|
Гипертимность
|
Дистимность
|
Тревожность
|
Экзальтированность
|
Эмотивность
|
Циклотимность
|
|
1.
|
10
|
18
|
16
|
9
|
15
|
15
|
15
|
24
|
15
|
15
|
|
2.
|
12
|
12
|
14
|
9
|
15
|
9
|
9
|
6
|
21
|
15
|
|
3.
|
16
|
16
|
8
|
18
|
21
|
9
|
15
|
18
|
18
|
24
|
|
4.
|
12
|
16
|
14
|
18
|
12
|
9
|
18
|
24
|
9
|
18
|
|
5.
|
14
|
20
|
16
|
12
|
21
|
15
|
12
|
18
|
21
|
18
|
|
6.
|
12
|
14
|
8
|
15
|
15
|
15
|
12
|
18
|
21
|
12
|
|
7.
|
22
|
18
|
10
|
12
|
15
|
15
|
12
|
24
|
18
|
21
|
|
8.
|
20
|
16
|
18
|
15
|
12
|
15
|
21
|
18
|
21
|
15
|
|
9.
|
10
|
8
|
4
|
9
|
12
|
15
|
15
|
18
|
9
|
12
|
|
10.
|
10
|
16
|
16
|
9
|
9
|
9
|
12
|
12
|
18
|
12
|
|
11.
|
18
|
16
|
10
|
21
|
12
|
6
|
9
|
18
|
18
|
21
|
|
12.
|
16
|
12
|
12
|
9
|
18
|
12
|
12
|
24
|
18
|
24
|
|
13.
|
20
|
18
|
18
|
12
|
24
|
6
|
18
|
18
|
24
|
21
|
|
14.
|
20
|
18
|
12
|
21
|
21
|
12
|
15
|
24
|
15
|
21
|
|
15.
|
20
|
20
|
6
|
18
|
18
|
9
|
15
|
24
|
18
|
21
|
|
16.
|
12
|
10
|
6
|
15
|
9
|
6
|
12
|
12
|
21
|
12
|
|
17.
|
12
|
18
|
6
|
18
|
24
|
6
|
15
|
12
|
21
|
12
|
|
18.
|
12
|
22
|
16
|
18
|
6
|
18
|
18
|
12
|
21
|
18
|
|
19.
|
12
|
12
|
6
|
15
|
9
|
12
|
18
|
12
|
21
|
21
|
|
20.
|
12
|
18
|
12
|
6
|
18
|
12
|
15
|
18
|
18
|
15
|
|
21.
|
12
|
10
|
12
|
9
|
15
|
18
|
21
|
12
|
21
|
18
|
|
22.
|
18
|
14
|
10
|
9
|
21
|
6
|
12
|
24
|
24
|
15
|
|
23.
|
14
|
16
|
10
|
9
|
24
|
12
|
12
|
18
|
21
|
12
|
|
24.
|
6
|
16
|
16
|
9
|
9
|
15
|
18
|
18
|
21
|
18
|
|
25.
|
6
|
12
|
4
|
6
|
12
|
12
|
9
|
24
|
18
|
9
|
|
Сумма
|
13,9
|
15,4
|
11,2
|
12,8
|
15,4
|
11,5
|
14,4
|
0,72
|
18,8
|
16,8
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|