бесплатные рефераты

Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические подходы к исследованию самоактуализации и уровня притязания
    • 1.1 Психологическая сущность самоактуализации
    • 1.2 Понятие уровня притязаний в психологии
    • 1.3 Уровень притязания самоактуализирующейся личности
  • 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоактуализации и уровня притязания
    • 2.1 Программа эмпирического исследования
    • 2.2 Анализ результатов исследования притязания и характеристик самоактуализации подростков
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Приложение А
  • Приложение Б
  • Введение
  • При переходе российского общества от тоталитарной, монокультурной системы управления к демократической заметно увеличилось количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.
  • Подобные тенденции нашли свое выражение в середине 20-го века в создании концепции самоактуализации личности, автором которой является А.Маслоу. Данной проблема также изучалась Г Олпортом, К. Роджерсом В. Франклом, А.Г. Асмоловым, В.П. Зинченко, Е.И. Исаевым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерманом и другими.
  • Самоактуализация подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни.
  • Особое место в изучении эмоционально - мотивационных механизмов включенности человека в деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. От характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели. Комплекс подобных знаний о характере уровня притязаний человека дает информационно емкий материал, позволяющий делать прогноз относительно многих особенностей его деятельности в учебной и профессиональной сферах.
  • К настоящему времени накопилось достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме уровня притязаний. Особый вклад в изучение уровня притязаний внесли Ф.Хоппе, К.Левин, Дж.Аткинсон, С.Эскалона, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Г.С.Сухобская, Ю.Н.Кулюткин, Л.И.Божович, Б.В.Зейгарник, Л.В.Бороздина. Наряду с глубокой теоретической проработкой данного понятия и несмотря на то, что проблема уровня притязаний из чисто теоретической все в большей мере становится практической проблемой, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния на уровень притязаний и уровня приязания на другие характеристики личности.
  • В связи с этим мы считаем актуальным исследование, темой которого является «Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности »
  • Цель исследования: изучение взаимосвязи самоактуализации и уровня притязания личности.
  • Объект исследования: самоактуализация личности.
  • Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у подростков с разным уровнем притязаний.
  • Гипотеза: самоактуализация личности подростков связана с уровнем их притязания.
  • Задачи исследования:
  • 1 Проанализировать теоретические подходы к исследованию уровня притязаний и характеристик самоактуализации личнсоти;
  • 2 Определить уровень притязания у подростков;
  • 3 Изучить характеристики самоактуализации;
  • 4 Выявить характер связи между уровнем притязания и самоактуализацией личности у подростков.
  • Для проведения исследования использовались следующие методы:
  • 1. Теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по проблеме исследования.
  • 2. Эмпирические: тестирование
  • 3. Методы качественной и количественной обработки данных: корреляционный анализ данных (метод линейной корреляции К.Пирсона)
  • Базой эмпирического исследования является школа № 39 г. Брянска. Выборку составили 50 учеников 9-х классов в возрасте 14-15 лет.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.

Данная дипломная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретические подходы к исследованию самоактуализации и уровня притязания

1.1 Психологическая сущность самоактуализации

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии.

Самоактуализация (этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояния возможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности наиболее точно выражает слово «проявление». Проявить себя - выявить свои возможности, способности. Через активное проявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представители экзистенциально-гуманистического направления (К. Гольдштейн, Э. Деси, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В. Франкл). Основополагающей является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

Методологические обоснования процесса самоактуализаци рассматриваются К. Гольдштейном как основной и по существу единственный мотив человеческой жизни. Будучи нейрофизиологом, который занимался в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что "организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире" [11, С. 169].

Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является "формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность" [11, С. 195-196]. Такое влечение, как голод, - это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблем и трудностей, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Наличие пищеварительной системы делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий.

Г. Олпорт утверждает, что самоактуализация - это способность видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; это широкие границы «Я», способность посмотреть на себя «со стороны» [21, С. 157].

К. Роджерс понимает стремление к актуализации как стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все возможности организма; как проявление «само-строительства» и своего реального «Я» [25, С. 119].

Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека» [25, С 121].

А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), -- и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация -- это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам» [17, С. 54]

В отечественной психологии теорию самоактуализации развиваю А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и другие.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей; как персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других, и только таким образом - для себя; как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; как сознательное, намеренное изменение Я-реального в направлении Я-идеального; как самоосуществление «иных культур». Самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека. Она выступает как «случайное», приходящееся только на долю самоактуализирующихся личностей природное качество отдельного человека.

И.А. Витин считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим [7].

Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик и К.Ч. Мухаметджанов рассматривает в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия [7].

Согласно А.Г. Асмолову быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром [2, С. 146].

Л.Ф. Вязникова определяет самоактуализацию как реализацию ценностно-смыслового потенциала. Её определяют рефлексивность, качество самоидентификации, позитивная «Я-концепция» и способность проектирования собственной жизни (сотворения настоящего из будущего, а не из прошлого). Е.Б. Весна, Л.Я. Дорфман определяют потребность в самоактуализации и особенности смысловой сферы как наиболее значимый показатель стремления личности к принятию собственной индивидуальности[7].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают личность человека с философско-антропологической позиции как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом - для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова - значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости[28].

Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» [17, С. 48].

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Самоактуализация обеспечивается правильностью каждого решения из длинной вереницы жизненных выборов человека. Каждый жизненный выбор продвигает человека на один шаг ближе к личностному регрессу или прогрессу. Самоактуализация - это кумулятивный результат жизненных выборов человека, который движется в направлении пределов собственного развития. «Самоактуализация - это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, - каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста» [16, С. 57].

Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [16, С. 57-58]

Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [16, С. 58].

Самоактуализация требует смелости и мужества, которые могут понадобиться человеку для высказывания и защиты своей точки зрения. По мнению Маслоу, серьезной помехой самоактуализации является боязнь «высунуться», прослыть выскочкой или нелепым чудаком, показаться нонконформистом в глазах других людей. Тем не менее, самоактуализация немыслима без свободы самовыражения.

Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.

Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [16, С. 61].

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья[21, С. 157].

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы[11, с. 241].

Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы.

1.2 Понятие уровня притязаний в психологии

Проблема уровня притязаний находится в самом центре исследований психологических механизмов регуляции деятельности и в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека.

Понятие уровня притязаний личности было введено Т. Дембо - сотрудницей К. Левина - для обозначения стремления индивида к цели такого уровня сложности, который, по его мнению, соответствует его способностям. Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи. Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь намеченной цели. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование.

В литературе накопилось довольно много различных определений уровня притязаний .

В.Н.Мясищев понимал уровень притязаний как качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность [19].

Согласно В.С.Мерлину уровень притязаний отражает ту степень оценки субъектом своих возможностей, в которой он нуждается, чтобы испытать удовлетворение [18].

По Е.А.Серебряковой уровень приязания -- это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком [4].

По мнению Н.Л. Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самосуществования, образ -Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д[4].

Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Анализируя определения уровня притязания, даваемые различными авторами, Л.В.Бороздина отмечает, что в них (определениях) подчеркиваются отдельные аспекты и, как следствие, термин приобретает множество вариативных значений, что способствует неоднозначности в понимании данного феномена[4].

Но все-таки, большинство авторов сохраняет, в качестве наиболее общего, понимание уровня притязания близкое к исходному, т.е. как уровень трудности выбираемых субъектом целей (Божович, 1968 и др.).

Впервые теория уровня притязаний была предложена Ф.Хоппе в 1930г. Ее возникновение связано с поиском детерминант перехода к новому действию. Теория намерения (или преднамеренной деятельности), предложенная К.Левиным исходила из двух постулатов:

1. Действие, соответствующее намерению, детерминировано особым состоянием напряжения, которое оказывает давление в направлении выполнения намерения.

2. Если цель действия достигнута, давление "системы внутриличност-ного напряжения" стремится к нулю.

Таким образом, возникновение целенаправленной деятельности, согласно данной теории, определяется особым гомеостатическим механизмом: действие возникает в условиях нарушения равновесия между системами напряжения и выполняет функцию восстановления этого равновесия. Развитие гомеостатической модели поведения потребовало ответа на вопрос: каким образом успех или неудача в достижении поставленной цели влияют на возникновение нового действия? Особенно остро стоял вопрос о возникновении нового действия в случае успешной реализации намерения, т.к. в соответствии с теорией К.Левина в этом случае напряженная система, детерминирующая поведение индивида, должна прийти в равновесие. Изучая спонтанное возобновление действия, Ф.Хоппе приходит к выводу, что возобновление действия совершается с новой целью, не тождественной цели предыдущего действия. По его мнению, действие, возобновленное после успешного выполнения, носит характер не простого повторения, а улучшения прежнего достижения, т.е. ряд действий представляет собой некоторую структуру с одной общей целью: сделать как можно лучше[18].

Вводя понятие "уровень притязаний", Ф.Хоппе пишет: "В рассматриваемых здесь случаях испытуемые приступают к работе с определенными притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут изменяться. Совокупность этих сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то точных ожиданий и притязаний, связанных с будущим достижением, мы будем называть "уровнем притязаний" испытуемого. Смотря по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения"[10].

Рассматривая ситуацию, в которой проявляется характерный для данного человека уровень притязаний, Ф.Хоппе подчеркивает, что эта ситуация конфликтна. Уровень притязаний проявляется как результат решения конфликта двух разнонаправленных тенденций: тенденции как можно выше поднять притязания, чтобы достичь успеха, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Причем, успех или неудача рассматриваются как переживания, возникающие вследствие достижения или недостижения цели, расположенной в некотором фиксированном интервале трудности - "рабочей зоне задания". Уровень притязаний колеблется между верхней и нижней границами этого интервала. Переживание успеха возникает, если уровень достижения равен или превышает уровень притязаний. Если уровень достижения оказывается ниже уровня притязаний, переживается неудача. Чувства неудачи не возникает, если неуспех соответствует уровню трудности, находящемуся выше верхней границы интервала существования уровня притязаний, т.е. выше "слишком трудных задач". Аналогично, достижение успеха в задачах, уровень трудности которых ниже, чем нижняя граница, ("слишком легкие задачи"), не вызывает переживания успеха.

Анализ работы "Успех и неуспех" показывает, что Ф.Хоппе употребляет термин "уровень притязаний" по крайней мере в двух значениях: во-первых, уровень притязаний является элементом сложной целевой структуры, рассматриваемой в фиксированный момент времени (уровень притязаний в данный момент). Эта схема отражает намерения индивида, связанные с целью актуального действия, а также особенности задания. Второе значение термина "уровень притязаний" относится к последовательности притязаний, соответствующих общей, "идеальной" цели. Ф.Хоппе пишет: "Имеющийся в данный момент уровень притязаний испытуемого соответствует, как правило, одной из целей, которая допускается структурой задания. Ряд факторов позволяет утверждать, что общий образ действий испытуемого определяется не только временной целью, соответствующей уровню притязаний в данный момент, но и более общей, всеохватывающей целью, которая, хотя в данный момент не является актуальной, все же стоит за соответствующей отдельной целью и детерминирует поведение испытуемого" [10, С. 125].

Переход от изучения отдельных действий к исследованию их связи приводит к тому, что уровень притязаний начинает рассматриваться как общая характеристика тактики целеполагания. Д.Франк, развивая эту мысль, определяет уровень притязаний как уровень трудности будущих действий при решении знакомой задачи, который индивид, знающий свой уровень прошлых действий в этой задаче, явно предполагает достичь. В этом определении важно отметить, что речь идет о достаточно знакомой задаче, в которой определен уровень прошлых достижений. По мнению Ф.Хоппе, уровень притязаний выступает в качестве особой детерминанты процесса целеполагания лишь в тех случаях, когда испытуемый внутренне принял цель и пристрастно относится к исходу действия. Если цель выступает для индивида лишь как внешний фактор (например, инструкция, приказ или желание другого, постороннего лица, или когда достижение в незначительной степени зависит от действующего субъекта), уровень притязаний не формируется: "...яснее всего это проявляется в тех случаях, где, несмотря на существование цели действия, вообще не образуется никакого или почти никакого собственного уровня притязаний" [10, С 126]. Отсюда следует, что феномен уровня притязаний проявляется не во всех ситуациях неопределенности достижения и риска, а лишь в тех, где субъект личностно заинтересован в выполнении действия и сознательно соотносит свои возможности и объективную трудность выполнения задачи. Предварительное знакомство с трудностью задания определяет степень реалистичности идеальной цели. В случае успешного достижения частной промежуточной цели идеальная цель становится более реальной. Это не означает, однако, что уровень трудности идеальной цели понижается: "После успеха идеальная цель обычно остается на том же уровне, т.к. она в большинстве случаев с самого начала является максимально высокой для данного испытуемого при выполнении данного задания. Успехи и неудачи изменяют степень реальности идеальной цели, т.е. идеальная цель становится тем более реальной, чем больше фактическое достижение приближается к ней, и теряет в реальности при увеличении расстояния между возможным и желаемым" [10].

Дальнейшее развитие системы понятий, описывающих феномен уровня притязаний и указывающих на степень его реалистичности, прежде всего выразилось во введении различного типа целевых отклонений. Так, для обозначения субъективного расстояния между актуальной целью (уровень притязаний в данный момент) и идеальной целью был введен термин "внутреннее противоречие" (inner discrepancy); несоответствие между актуальной целью (action goal) и уровнем ожидаемого исполнения (level of the expected performance) было обозначено как "несоответствие цель- ожидание" (goal - expectation discrepancy); разница между уровнем притязаний в настоящий момент и уровнем трудности цели, выбранной в предыдущей попытке, была названа отклонением "прошлый поступок-цель" или просто "целевым отклонением" (goal discrepancy); "несоответствие достижения" (attainment discrepancy) определялось как разница между уровнем притязаний и величиной достижения[10].

Таким образом, для более детального описания особенностей уровня притязаний личности выделяются различные по степени реальности уровни; "уровень идеальной цели", "уровень ожиданий", "уровень прошлого достижения", "уровень настоящего достижения". Отклонение уровня притязаний от различных уровней реальности служило для психологов основной характеристикой процесса целеполагания. Развитие описанной выше системы понятий приводит к тому, что одной из основных характеристик уровня притязаний как черты личности становится "реалистичность" индивида.

Реалистичность притязаний означает ориентацию субъекта на определенную плоскость реальности. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Притязания, достижения, ценности (академические, социальные, этнические) могут оказывать влияние на выбор цели (Bagley, 1986). Так, например, в исследованиях австралийских ученых обнаружено, что англоязычные граждане Зеленого континента (составляющие большинство жителей Австралии) выбирают более престижные профессии, которые имеют высокий статус у жителей страны, чем представители небольших этносов (испано-говорящие, выходцы из Азии). Было также обнаружено, что подростки, чьи родители имеют высокое социально-экономическое положение в обществе стараются выбирать (поступая в соответствующие учебные заведения) престижные профессии.

Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж[10].

В рамках исследований притязаний как показателей мотивации достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с параметрами достижения (экспертными статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства)

В последние годы популярным становится изучение механизмов уровня притязаний на компьютере. Делаются попытки связать процесс выбора задач разной сложности (в компьютерном варианте) с мотивационной сферой субъекта: выделяются показатели динамических особенностей мотивационной регуляции деятельности индивида, происходит разбиение испытуемых на группы в зависимости от преобладающей мотивации по структуре целеполагания [1]. Данные исследования представляют собой попытки показать возможность эффективного изучения механизмов УП в машинном варианте (без непосредственного контакта с испытуемым), которые, по существу, приводят к излишней детализации в анализе целеполагания и, в целом, упрощают представления об этом процессе.

Изучалось влияние успеха и неудачи на уровень притязаний и внутренние позиции. В исследовании Стейсел и Коэна обнаружено, что при нескольких неудачах в решении задач (арифметических, у студентов) уровень притязаний возрастает (делается попытка решить более сложные задания) и сокращается время на его решение (студент старается быстрее выполнить задание). Это не происходит при слабых неуспехах. В другом исследовании определялось, как влияет успех, неудача в решении достиженческих задач (которые выдавались за задания на индивидуальные способности) на испытуемых. Было установлено, что при успехе изменяется в позитивную сторону самоуважение, повышается эгоцентризм. При неудаче отмечалось снижение самоуважения, социального интереса, властных амбиций[1].

Исследовались отношения уровня притязаний со свойствами личности (тревожность), темперамента (эмоциональная устойчивость). Я.Рейковский установил, что занижение уровень притязаний характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Такую позицию (перестраховщика) определяет эмоция тревоги: ситуативной или пролонгированной. В исследовании А.Н.Капустина (1980) обнаружено, что индивиды с сильной нервной системой обладают высоким и адекватным или завышенным уровень притязания, испытуемые со слабой нервной системой проявляют склонность к занижению притязаний[4].

Эмоции оказывают большое влияние на поведение индивида в ситуации неуспеха. В работе И.А.Васильева отмечается, что в случае неуспеха изменяется стратегия решения задачи: люди, ориентированные на состояние, в следствие переживания негативных эмоций, склонны в дальнейшем решать задачи последовательно -- аналитически (что, по экспериментальным данным автора, менее эффективно); у людей, ориентированных на действие, не происходит переживания негативных эмоций, их стратегия решения задач является целостно-интуитивной, направленной на выявление смыслового контекста, схватывание общего замысла нахождения решения [4].

Особое место занимает изучение уровня притязаний как показателя самооценки.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний 9

Самооценка =Успех / Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

Анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку (Серебрякова). О самооценке свидетельствует, при таком подходе, уровень трудностей выбираемых заданий (Резниченко,; Захарова, и др.). При этом, в качестве задач часто выступают учебные задания (т.к. большинство таких исследований проводятся на школьниках и студентах) и рассматривается такой параметр как адекватность-неадекватность..

Однако, в ряде работ, совпадение самооценки и уровня притязаний фиксируются далеко не в 100% случаев. Н.Л.Коломинский показал, что притязания могут быть скромнее вербальной самооценки. По мнению Л.В.Бороздиной, необходимо учитывать, что более глубокое изучение рассматриваемых феноменов диктует их разделение и применение разных методов регистрации[4]. Экспериментально показано, что самооценка и уровень притязаний не всегда совпадают по высоте, устойчивости, адекватности. Случаи совпадения уровней самооценки и притязания характеризуются самоприятием, удовлетворенностью актуальным статусом. При подъеме уровня притязания относительно самооценки регистрируется недовольство собой и достигнутым результатом, намерение изменить, а иногда сломать сложившиеся положения. Заниженный уровень притязания по сравнению с самооценкой говорит об известной осторожности субъекта, избегании риска, оберегании достигнутого[4].

Однако такого рода исследований проведено мало; они являются, скорее, исключением из правил. Большинство же авторов диагностируют самооценку через механизм уровня притязаний (Алексеева, Бурова, Суворова, и др.).

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе -- соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ