Средняя взрослость - это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.
Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.
В предпенсионном возрасте происходит заметное снижение физических и умственных функций, но вместе с тем это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни (50, с.248).
Одной из наиболее интересных зарубежных концепций является теория американского психолога Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности. В психологии взрослых людей он выделил три основные стадии: ранней (25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости.
Ранняя зрелость (25-35 лет) -- главным психологическим моментом этого возраста является установление интимности и близких личных связей с другим человеком. Если человек терпит неудачу в интимном общении, то у него может сформироваться и нарастать чувство изоляции от людей с ощущением, что он может во всем полагаться только на себя самого. Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруга и карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит до развода и смены профессии. Наконец первые годы после тридцати, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждаемыми выборами.
Средняя зрелость (35-45лет) -- этот период является периодом своеобразной переоценки личностных целей и притязаний и часто сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже прожито полжизни - "кризис середины жизни". Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, целями молодости и действительными, достигнутыми результатами. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реальными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает пессимистично оценивать и свое будущее - "уже не успеть, а менять что-либо поздно...". Люди в возрасте 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как "есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу". Вместо этого они констатируют: "Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере".
Убывание физических сил и привлекательности - одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и в последующем. Для тех, кто полагался ранее на свои физические качества и привлекательность, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Многие люди просто начинают жаловаться на то, что они больше устают - не могут, например, как в студенческие годы, проводить несколько дней без сна, если этого требует важное дело. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое положительное действие. Большинство людей в среднем возрасте начинают полагаться не на "мышцы", а на "мозги". Они находят новые преимущества в знании, накопленном жизненном опыте; они приобретают мудрость (50, с.356).
Другим важным вопросом среднего возраста является сексуальность. У среднего человека в среднем возрасте могут наблюдаться некоторые отклонения в сексуальных интересах, способностях и возможностях, особенно по мере того как подрастают дети. Он может удивиться тому, сколь большую роль сексуальность играла для него ранее в отношениях с людьми. С другой стороны, есть люди, которые и в среднем возрасте продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола лишь в рамках сексуального притяжения или отталкивания, а одноименного пола - как потенциального соперника. По мнению психолога Пека, в более удачных случаях достижения зрелости сексуальная эгоцентрическая установка до известной степени блокируется, а партнеры по общению воспринимаются более как потенциальные друзья и взаимопонимающие личности, т.е. "социализация" в отношениях с людьми замещает прежнюю "сексуализацию" (33, с.21).
Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей на более реалистичные с осознанием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения. Главным в средней зрелости становится желание повлиять на следующее поколение через собственных детей или путем личного вклада в успехи общества. Это и определяет желание человека быть продуктивным, нужным окружающим людям, что, в свою очередь, и делает его счастливым. Жизненная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и поглощенности только самим собой.
Поздняя зрелость (45-60 лет) -- протекает неодинаково у людей, ярко переживших кризис середины жизни, и у людей, которым удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и живость, так необходимую для продолжения своего личностного роста в последующие годы (50, с.382).
Если переоценка ценностей во взрослом возрасте все же состоялась, то ее следствием является глубинное обновление личности с ростом удовлетворения собой в последующие годы. Активность личности не снижается, и даже наблюдается ее рост. Например, имеются наблюдения, что кроме первого оптимального интервала для выдающихся открытий (40 лет) существует и второй пик творческой активности -- в 50-55 лет (19, с.89).
Точка жизненного цикла, в которой происходит изменение, является критической. В традиционных подходах к развитию человека подчеркивались изменения от рождения до отрочества и юности, стабильность во взрослости и упадок в старости. Сирс и Фельдман собрали данные о некоторых наиболее важных изменениях у взрослых людей. Изменения, происходящие в течение этих более поздних десятилетий жизни в организме, личности и способностях, могут быть весьма значительными. Трудные задачи возрастного развития ставятся перед взрослыми людьми браком и родительством, подъемом и упадком физических сил и некоторых интеллектуальных способностей, уходом из родительской семьи повзрослевших детей, достижением профессионального плато, удалением от дел (уходом на пенсию) и перспективой смерти (2, с.144).
Итак, нами были проанализированы психологические особенности личности периода взрослости, которые заключаются в нарушении процессов целеполагания, представлениях о невозможности управлять своей жизнью, эмоциональном состоянии неудовлетворенности, тревоги, одиночества, сопровождающемся позицией на неприятие нового, необходимости изменений самого себя в критический период жизненного пути. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость. Супруг, друзья и дети приобретают для взрослого человека все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения. На протяжении всего периода взрослости человеку приходится решать важные жизненные задачи (брак, семья, работа, образование и др.), что говорит о великих перспективах жизни на этом возрастном этапе.
1.3 Характеристика жизненных перспектив в период взрослости
Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно, хорошо? Все стремятся к "хорошей" жизни, находя все новые и новые способы достижения этой цели. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, то взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.
Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы. Современная наука о взрослости - набирающая силу и продолжающая развиваться отрасль знания. Изучение развития взрослых людей все более ориентируется на перспективу жизненного пути по мере выявления в лонгитюдных исследованиях влияний младенчества и детства на последующую жизнь. В то же время изучение характеристик стареющего населения заставляет исследователей все больше продвигаться назад во времени в поисках предикторов благополучного и неблагополучного старения. В перспективе жизненного пути взрослость рассматривается как время значительного роста и громадных перемен (58, с.49).
Исследование представлений о жизненных перспективах приобретает особую важность при обращении к ситуации переживания личностью возрастного кризиса. Для российской действительности налицо осложнение кризиса возраста социальным кризисом. Поэтому представляется актуальной проблема поиска механизмов, способствующих успешному преодолению критических периодов жизненного пути взрослым человеком посредством сознательного выстраивания содержательной, гибкой, реалистичной картины будущего, позволяющей управлять временем собственной жизни в условиях современного нестабильного мира.
Взрослый человек переживает профессиональные, семейные и возрастные изменения, которые должны быть нацелены на помощь в поисках оптимальных жизненных позиций, открывающих жизненные перспективы, дающих возможность личности направить на них свою активность (54, с.84).
На данный момент, в перспективе времени жизни выявлены две главные характеристики социализации взрослых. Б. Л. Ньюгартен высказывает предположение, что имеет место предсказуемое продвижение от жизненной ориентации на внешний мир, в значительной степени определяемой извне, к внутренней жизни - более пассивному, интровертированному, самостоятельно определяемому существованию, при котором стареющий человек все больше и больше полагается на формирующуюся внутреннюю систему убеждений. Т. о., со временем люди склонны становиться более своеобразными и самоактуализирующимися. Вторая тенденция, на которую указывают и Ньюгартен, и Юнг, заключается в постепенной инверсии половых ролей после достижения середины жизни. Мужчины склонны становиться более пассивными и заботливыми, а женщины - более властными и деятельными (52, с. 84).
Карл Густав Юнг был одним из первых теоретиков, обративших особое внимание на вторую половину жизни человека; он считал, что в этом возрасте люди оказываются перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования. В дальнейшем, были предложены различные модели взрослого развития, подчеркивающие те огромные сложности, которые могут сопутствовать среднему и позднему периодам жизни (52, с.121).
Согласно Эриксону, основная проблема, встающая перед людьми в этот период жизни - переход к генеративности, либо поглощенность собой и стагнация. Эриксон считает, что на стадии генеративности люди действуют в трех областях: в прокреативной, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения; в продуктивной, интегрируя работу и семейную жизнь и создавая новое поколение; и в креативной области, увеличивая культурный потенциал в более широком понимании его значения. Как у мужчин, так и у женщин, генеративность может выражаться через просоциальные общественные действия, работу, погружение в процесс воспитания детей и в заботу о любимых людях. Для многих взрослых генеративность выражается в рамках множества ролей, в том числе, семейных и профессиональных.
Альтернативой генеративности является поглощенность собой и чувство стагнации и скуки. Некоторые люди оказываются не в состоянии найти ценность в поддержке и помощи новому поколению, и постоянно подвержены чувству неудовлетворенности жизнью. Кроме того, предметом их переживаний может стать отсутствие значимых личных достижений и свершений; либо они склонны обесценивать любые свои успехи (23, с.213).
Р. Пек критиковал Эриксона за то, что в своем описании восьми возрастов жизни он уделял слишком много внимания детству, подростковому возрасту и ранней взрослости. Пек считает, что в средние годы и в пожилом возрасте появляется слишком много новых проблем и задач, которые невозможно уместить в рамках двух стадий: генеративности против стагнации и наступающей позднее стадии целостности эго против отчаяния.
В этом возрасте все прежние проблемы и варианты их разрешения время от времени всплывают снова, особенно в периоды стресса или перемен. Внезапная болезнь, например, инфаркт, может привести к тому, что человеку вновь придется решать проблему автономии и зависимости, теперь уже в 45-летнем возрасте. Смерть спутника жизни может вновь сделать актуальной для оставшегося в живых супруга потребность в близости. На самом деле, любая серьезная адаптация в жизни вызывает необходимость пересмотра и некоторой переоценки старых решений проблем. Эриксон считал, что когда такое важное жизненное обстоятельство, как смерть супруги или супруга, вносит коренные изменения в образ жизни человека, он сначала возвращается к проблемам базального доверия, автономии, инициативы, идентичности и близости, и лишь после этого может достигнуть зрелой генеративности (15, с.153).
Пытаясь учесть специфические жизненные задачи взрослой жизни, Пек выделил 7 проблем, или конфликтов, развития взрослого человека. Первые 4 проблемы (признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; социализация против сексуализации человеческих отношений; катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения; гибкость мышления против ригидности мышления) особенную значимость приобретают в среднем возрасте; оставшиеся (трансцендентность тела против поглощенности телом; дифференциация эго против поглощенности ролями) становятся важными в зрелые годы, однако, индивиды начинают сталкиваться с ними уже в середине жизни (15, с.178).
Подобно стадиям Эриксона, ни одна из проблем Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в роли кирпичей, из которых складываются все последующие действия взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости. Исследования показывают, что на самом деле, период от 50 до 60 лет является критическим для совершения корректировок, которые и будут определять то, как человек проведет остаток своей жизни (15, с.218).
Во взрослом возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои жизненные цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области, они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом осознают, что они уже сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял ее или не достиг того профессионального положения, на которое рассчитывал, испытывают горечь и неудовлетворенность. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше профессиональному развитию (60, с.90).
Традиционно считалось, что психологическое благополучие мужчин связано с их профессиональными ролями. Однако, сегодня, очевидно, что семейные отношения в средине жизни также приобретают для них огромную значимость. Действительно, середина жизни характеризуется как период "расцвета" отцов, по мере того, как их влияние на своих детей, достигших к этому времени периода ранней взрослости, начинает возрастать.
Как для мужчин, так и для женщин, межличностные отношения являются определяющими в течение всего периода взрослости. Можно утверждать, что ключевым элементом в характеристике взрослого возраста являются отношения с членами семьи и друзьями. Переопределение отношений между родителями и детьми начинается с момента процесса перехода детей к самостоятельной жизни. Некоторые семьи хорошо справляются с этим процессом. Самую лучшую поддержку молодым людям, готовым принять на себя ответственные взрослые роли, оказывают те родители, которые не прекращают диалога со своими детьми, но при этом все больше доверяют им и уважают их суждения, решения и зарождающуюся зрелость. Родители должны научиться предоставлять им разумную свободу. Им необходимо научиться принимать детей такими, какие они есть (62, с.254).
Не вызывает сомнений, что уход из дома, начало самостоятельной жизни детей становится и для родителей периодом перехода в новое состояние. Родители постоянно говорят, что, хотя они и рады тому, что у них есть дети, после их ухода из дома наступает довольно приятный период жизни, связанный с увеличением свободы, расширением возможностей личной жизни и появлением дополнительных ресурсов. Женщины особенно выигрывают, освобождаясь от ежедневных родительских обязанностей; они сообщают о более активном и свободном занятии собственными увлечениями.
Ко времени наступления средней взрослости отношения между родителями и их детьми начинают отличаться большим пониманием, по сравнению с любым другим более ранним периодом. Их отношения развиваются, превращаясь в равноправное взаимодействие двух взрослых людей, что было невозможно в то время, когда ребенок был маленьким (43, с.151).
На многих важных этапах жизни определяющую роль играют семейные отношения, однако, в середине жизненного пути немало людей больше полагаются на друзей, чем на членов семьи. Несмотря на то, что большинство взрослых вступают в брак и воспитывают детей, значительное и все возрастающее число людей ведут холостой образ жизни или растят детей в одиночку. Часто друзья играют для них особо важную роль. У людей старшего возраста, дети которых уже выросли, или супруги которых умерли, многие жизненно важные эмоциональные потребности часто удовлетворяются за счет дружбы (58, с.398).
В целом, наиболее сложные дружеские отношения наблюдаются между представителями самой старшей возрастной группы взрослого периода жизни. В начале взрослого возраста люди в большей степени заняты семьей и работой. У них остается меньше времени для друзей, и их дружба может носить менее глубокий характер. Однако, к концу периода взрослости начинают формироваться чрезвычайно сложные и многомерные отношения. На этом жизненном этапе люди начинают ценить индивидуальные, неповторимые черты своих друзей. Возможно, это является результатом личностных изменений, происходящих во взрослом возрасте. Возможно, что по мере того, как люди познают тонкости своего собственного характера, они начинают ценить подобные качества других больше, чем в молодости (58, с.421).
Людям взрослого возраста, привыкшим к определенному образу жизни, особенно трудно переносить последствия развода. Новые финансовые и социальные обстоятельства, возникающие в результате развода, могут быть мучительными для людей среднего возраста. Разрушение брачных отношений, как в результате развода, так и в связи со смертью одного из супругов, является травмирующим, стрессогенным событием. Часто утрата близких отношений связана с чувством скорби и душевной горечи, даже когда отношения не были счастливыми. У бывших супругов появляются запоздалые сомнения насчет того, стоило ли им разводиться. В это время происходит нарушение обычного хода жизни и привычного порядка. Появляются желанные или нежеланные независимость и автономия, а иногда наступает полное одиночество.
Перейти к новому образу жизни после развода одним людям удается легче, чем другим. Для некоторых развод является желанным облегчением и приносит свободу от ограничений, обязанностей и душевного смятения. У недавно разведенных мужчин и женщин наблюдается более высокий уровень алкоголизма, соматических заболеваний и депрессии, что иногда является прямым результатом изменений, произошедших в их жизни после развода. Большинство разведенных справляются со своими проблемами через 2-3 года после окончательного разрыва. Они снова обретают ощущение благополучия (35, с.106).
Период взрослости - это время реализации долгосрочных профессиональных целей, корректировки развития карьеры, разочарований в работе; это период, когда связанный с работой стресс может достичь максимального уровня.
В процессе развития взрослых людей могут меняться их установки, профессиональные потребности и цели. Большинство людей редко меняют профессиональную деятельность коренным образом. Однако, в наше время считается необычным, когда кто-то начинает и заканчивает свою профессиональную жизнь на одном рабочем месте или в рамках одной должностной вертикали. Это особенно верно для женщин, которые прервали работу на 10 и более лет в связи с воспитанием детей. В этот период они готовы направить свою энергию на другой вид продуктивной деятельности. Именно на работе женщины могут реализовать свои возможности и сформировать значимые, дающие им поддержку отношения (14, с.167).
Взрослые люди, переживающие главные жизненные переходы, с наибольшей вероятностью совершают коренные изменения своей профессиональной карьеры. Левинсон обнаружил, что в период от 40 до 50 лет у людей может происходить перемена ценностей и целей, что заставляет их задуматься и об изменении течения своей карьеры. Левинсон считал, что это изменение происходит как "повторное появление мечты": стремлений, идеалов и целей своей юности. Исследования показывают, что взрослые наилучшим образом преодолевают этот период переоценки, если они привыкли систематически и реалистично оценивать свои способности, а также плюсы и минусы их профессиональной позиции (14, с.170).
Люди периода взрослости играют роль связующего звена между младшим (чаще всего, их детьми) и старшим поколениями (их стареющими родителями). По мере того, как достигшие середины жизни люди приспосабливаются к своим меняющимся ролям в этих отношениях, они часто приобретают новое видение своей собственной жизни. Теперь они становятся поколением, которое отвечает за организацию и проведение работ. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными; возможно, им придется признать, что ряд планов так и останется планами. Взрослые люди должны жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа. Молодые могут смотреть вперед, старики - оглядываться назад, но люди среднего возраста, обремененные обязательствами по отношению к двум поколениям и по отношению к самим себе, должны жить "здесь и сейчас". Они выступают в роли хранителей семьи. Именно они поддерживают семейные традиции, отмечают достижения, хранят семейную историю, собирают семью на праздники и поддерживают связи с теми ее членами, которые живут далеко, таким образом, сохраняя целостность семьи.
Многочисленные исследования показывают, что течение периода взрослости крайне изменчиво, имеет значительные отличия у разных людей и иногда сопровождается серьезными переживаниями. Другими словами, взрослые люди тоже "растут", часто в результате воздействия физических и социальных факторов стресса.
Краткие выводы по первой главе
Жизненная перспектива - это целостная картина будущего, находящаяся во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни личности. Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненные перспективы тесно связаны с планированием личностного времени. Так, личность строит ближние, средние и дальние жизненные планы.
Психологические особенности личности периода взрослости заключаются в нарушении процессов целеполагания, представлениях о невозможности управлять своей жизнью, эмоциональном состоянии неудовлетворенности, тревоги, одиночества, сопровождающемся позицией на неприятие нового, необходимости изменений самого себя в критический период жизненного пути. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость. Супруг, друзья и дети приобретают для взрослого человека все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения. На протяжении всего периода взрослости человеку приходится решать важные жизненные задачи (брак, семья, работа, образование и др.), что говорит о великих перспективах жизни на этом возрастном этапе.
2. Эмпирическое изучение жизненных перспектив в период взрослости
2.1 Обоснование выбора методов исследования
Исследование проводится с помощью метода эксперимента. По своему виду эксперимент является естественным, так как исследование проводится без отрыва испытуемых от реальных условий их жизнедеятельности. Эксперимент является однофакторным, так как в нем мы выделяем одну независимую переменную, в качестве которой выступает возраст человека. Мы рассматриваем взрослый возраст, в котором выделили четыре периода. Таким образом, мы говорим, что фактор взрослого возраста представлен четырьмя уровнями: ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость, предпенсионный возраст. Эксперимент проводим по многоуровневому плану с независимыми группами. Экспериментальный план - 1х4. Зависимой переменной являются жизненные перспективы. Эксперимент проводится по межгрупповой схеме задания, так как у нас несколько групп испытуемых, одновременно выполняющих одну и ту же деятельность, и разные группы испытуемых подвержены влиянию разных уровней независимой переменной. Это дает возможность сравнения результатов. Для обработки данных применяется однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок. Метод однофакторного дисперсионного анализа применяется в тех случаях, когда исследуются изменения результативного признака под влиянием изменяющихся условий или градаций какого-либо фактора. В данном варианте метода влиянию каждой из градаций фактора подвергаются разные выборки испытуемых. Этот метод позволяет нам оценить влияние фактора на независимую переменную. Однофакторный дисперсионный анализ является параметрическим методом обработки данных, так как основой его расчета является F-критерий Фишера.
Для изучения жизненных перспектив во взрослом возрасте нами был составлен план диагностических процедур. Мы планируем сначала выявить важные для того или иного периода взрослости жизненные сферы и жизненные ценности. Это очень важно для изучения данного феномена, так как жизненные перспективы во многом зависят от профессионального, семейного, социального и др. самоопределения человека. Далее мы посмотрим, как эти ценности реализуются в условиях жизнедеятельности и, какими мотивами человек при этом руководствуется, а также проследим направленность личности в каждом из периодов взрослого возраста. Так как жизненная перспектива зависит от социально-психологической зрелости и активности целесообразно будет также выявить уровень самоактуализации людей во взрослом возрасте. Исследуя эти параметры, можно будет выстроить целостную картину будущего для взрослого человека. Можно будет проследить как изменяются с возрастом мотивы, ценности, цели человека, предпочитаемые жизненные сферы деятельности, стремление к самоактуализации. На основании всего этого мы сделаем вывод о жизненных перспективах людей в раннем, среднем, позднем периоде взрослости и в предпенсионном возрасте.
В работе используются следующие психодиагностические методики:
1) Морфологический тест жизненных ценностей, авторами которой являются В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина. Данная методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина. Данная методика получила название "Морфологический тест жизненных ценностей" (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином "ценность" мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. С помощью этой методики мы сможем определить мотивационно-ценностную структуру личности для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности.
2) Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (автор методики - С.С. Бубнова). С помощью данной методики мы определим степень выраженности каждой из ценностных ориентаций личности, куда относятся: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье. Методика направлена на изучение реализации данных ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
3) Диагностика мотивационной структуры личности, автором которой является В.Э. Мильман. Методика содержит 14 утверждений, касающихся жизненных стремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Она позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.
4) Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина). Стремление к самоактуализации определяется по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Благодаря данной методике можно увидеть в каком периоде взрослости это стремление выше или ниже, что, несомненно, откладывает отпечаток на перспективы жизни.
Все вышеизложенные методики хорошо апробированы, имеют высокую степень зрелости и развернутую интерпретацию шкал, что дает нам неплохие шансы получить результаты, которые можно будет проинтерпретировать, и затем сделать ясные выводы.
2.2 Описание процедуры исследования
Взрослость - это самый продолжительный период жизни человека, длящийся от окончания юности до начала старости. Изучать этот возраст лучше с использованием его деления на отдельные периоды. А при изучении жизненных перспектив это является необходимым условием. Теоретический анализ проблемы взрослого возраста показал нам, что существует множество различных его периодизаций. Для нашего исследования мы выбрали периодизацию Бодалева А.А., правда период ранней взрослости нами изучается не с 18 лет, а с 25. Таким образом, мы будем изучать жизненные перспективы в ранней взрослости (25-30 лет), в средней взрослости (30-45 лет), в поздней взрослости (45-50 лет (жен), 45-55 лет (муж) и в предпенсионном возрасте (50-55 лет (жен), 55-60 лет (муж). Это позволит нам проследить динамику жизненных перспектив внутри взрослого возраста.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую жизненные перспективы изменяются, а именно в раннем периоде взрослости на первом месте перспективы обучения, профессионального самоопределения; в среднем - перспективы карьеры, семейной жизни; в поздней взрослости - перспективы социального статуса; в предпенсионном возрасте - перспективы духовного благосостояния. Нашими потенциальными испытуемыми являются взрослые люди. Выборку испытуемых мы составляем по основному критерию - возрастному. Сюда входят лица от 25 до 60 лет. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Их мы делим на четыре группы согласно делению на возрастные периоды взрослости: 1 группа состоит из людей от 25 до 30 лет, 2 группа - из людей от 30 до 45 лет, 3 группу составляют испытуемые женщины от 45 до 50 лет и мужчины от 45 до 55 лет, 4 группу - испытуемые женщины от 50 до 55 лет и мужчины от 55 до от 60 лет. Состав экспериментальной выборки хорошо представляет генеральную совокупность и можно утверждать, что она репрезентативна. Всего в исследовании принимали участие 80 человек (по 20 человек в каждой группе), из них 48 женщин и 32 мужчин. Пол испытуемых мы учитываем при отнесении их к той или иной экспериментальной группе, а также при обработке результатов. Данная выборка адекватная и ее объем вполне позволит нам выявить различия на достаточно значимом уровне. В качестве испытуемых выступают работники медицинской, образовательной сферы, сферы производства и управления, страховые агенты и домохозяйки. Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, разным социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д., поэтому испытуемые отбираются в выборку случайным способом. Случайный характер выборки позволит не нарушить внутреннюю валидность эксперимента. Исследование проводится в естественных условиях жизни и деятельности испытуемых. Испытуемым был предложен тестовый материал четырех методик. К каждому тестовому материалу прилагается бланк ответов. В бланке испытуемые обозначают принадлежность к своему возрасту и полу. Проведение исследования началось с инструктирования и мотивирования испытуемых. Инструкция предъявлялась как в устной, так и в письменной форме. Помимо правил выполнения теста очень важно, что инструкция напоминает о важности выражения личного мнения человека по поводу различных утверждений или вопросов. Инструкции к методикам включают в себя мотивационные компоненты. Мы дали испытуемым понять, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте - это информация о его жизненных перспективах и отдельных качествах (мотивах, целях, ценностях). Выполнение заданий не шло в разрез с желанием испытуемых. Процесс проведения эксперимента не требовал контроля над испытуемыми, так как они являются уже взрослыми людьми, имеющими свое личное мнение, которое и будут отражать в исследовании. Таким образом, можно утверждать, что данная выборка не оказывает сильного влияния на валидность эксперимента. По окончании эксперимента всем испытуемым были выражены слова благодарности. Таким образом, можно сделать вывод, что эксперимент был детально спланирован, организован и удачно проведен. Это дает нам возможность считать проведенный эксперимент валидным.
2.3 Анализ результатов
Сначала рассмотрим влияние фактора возраста на значимость для человека жизненных ценностей и жизненных сфер по методике "Морфологический тест жизненных ценностей".
Рассмотрим влияние фактора возраста на значимость для человека жизненных ценностей. Статистический анализ приведем подробно. Сформулируем статистические гипотезы.
Н0: различия в значимости жизненных ценностей между возрастными группами являются не более выраженными, чем случайные различия внутри группы.
Н1: различия в значимости жизненных ценностей между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы.
Представим полученные данные в виде столбцов индивидуальных значений. Каждый из столбцов соответствует тому или иному из изучаемых условий (табл. 2.1).