бесплатные рефераты

Классификация потребностей А. Маслоу

41. Вы ходите медленно, не спеша?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или встречу?

43. Часто ли вы видите кошмарные сны?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать даже с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можно ли назвать вас нервным человеком?

48. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?

49. Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?

51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Случается ли говорить о вещах, в которых вы не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы шутить?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Все 57 вопросов делятся на три группы. 24 вопроса выявляют, экстраверт вы или интро-верт? Следующие 24 вопроса связаны с вашей эмоциональной устойчивостью или неустой-чивостью. А оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.

Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Баллы по каждой из трех шкал суммируются.

Ключ к опроснику.

Шкала интроверсии--экстраверсии: 1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+.

Шкала эмоциональная устойчивость--неустойчивость: 2+, 4+, 7+, 9+ 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.

Шкала скрытность--откровенность (искренность): 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.

Интерпретация результатов. Если вы набрали 12 и более баллов по первой шкале, то вы -- экстраверт (12-18 баллов -- умеренная экстраверсия, 19-24 -- значительная), если у вас меньше 12 баллов, то вы интро-верт (1-7 баллов -- значительная, 8-11 -- умеренная интроверсия).

Если у вас 12 и менее баллов по второй шкале, то вы эмоционально устойчивы (до 10 бал-лов -- высокая устойчивость, 11-12 баллов -- средняя); если более 12 баллов, то вы эмоцио-нально неустойчивы (15-18 баллов -- высокая,'19-24 баллов -- очень высокая неустойчи-вость).

Если вы набрали по шкале «скрытность--откровенность» более 4 баллов, то ваши ответы были не всегда искренними и свидетельствуют о тенденции ориентироваться на хорошее впе-чатление о себе.

С помощью опросника, по мнению Г. Айзенка, можно определить тип темперамента. Если изобразить координаты на листе бумаги и отложить баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость (стабильность) -- нейротизм и экстраверсия -- интроверсия, то сочетание характеристик ука-жет на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в правой нижней части -- сангвиники; в левой нижней -- флегматики и в левой вер-хней части -- меланхолики.

2.2. Выполнить методику «Формула темперамента»

По инструкции испытуемый должен прочитать каждое свойство темперамента и отметить знаком «+» или выписать число на листок (от 1 до 4) степень выраженности у него данного свойства.

1. Энергетический потенциал:

1) очень большой,

2) большой,

3) достаточный,

4) малый.

2. Характер расходования энергии:

1) быстрый, неравномерный, большими взрывами,

2) равномерный, умеренно быстрый,

3) равномерный, медленный,

4) быстрый, малыми вспышками.

3. Энергетическое истощение:

1) быстрое после большого напряжения,

2) медленное,

3) очень медленное,

4) быстрое после небольшого напряжения.

4. Накопление энергии:

1) быстрое,

2) умеренное быстрое,

3) умеренное,

4) медленное.

5. Уравновешенность нервных и психических процессов:

1) неуравновешенный,

2) уравновешенный,

3) уравновешенный,

4) неуравновешенный.

6. Скорость, переключаемость нервных и психических процессов:

1) скорость большая, переключаемость легкая,

2) скорость большая, переключаемость легкая,

3) скорость малая, переключаемость медленная,

4) скорость значительная, переключаемость медленная.

7. Переделка динамического стереотипа:

1) быстрая, но нелегкая,

2) легкая и быстрая,

3) медленная,

4) медленная и трудная.

8. Эмоциональные переживания:

1) сильные, краткие, экстравертивные,

2) поверхностные, краткие, экстравертивные,

3) слабые, интровертивные,

4) глубокие, длительные, интровертивные.

9. Аффективность:

1) выраженная,

2) нет,

3) нет,

4) наибольшая.

10. Настроение:

1) неустойчивое, с преобладанием бодрого, боевого,

2) жизнерадостное, веселое, устойчивое,

3) устойчивое, без больших радостей и страданий,

4) неустойчивое, с преобладанием тоски, печали, пессимизма.

11. Адаптация:

1) хорошая,

2) отличная,

3) медленная,

4) трудная.

12. Реактивность:

1) на сильные раздражители еще более интенсивная реакция,

2) реакция соответствует раздражителю,

3) слабая, медленная реакция на сильные раздражители,

4) сильная реакция на слабые раздражители.

13. Двигательные реакции (походка, мимика, жесты):

1) резкие, быстрые, неравномерные,

2) равномерные, быстрые, плавные,

3) медленные, однообразные,

4) многообразные, неравномерные, слабые.

14. Речь

1) громкая, резкая, неравномерная,

2) громкая, плавная, живая,

3) монотонная, медленная,

4) тихая или с затиханием.

15. Терпение:

1) слабое,

2) умеренное,

3) очень большое.

16. Общительность:

1) общителен,

2) общителен,

3) необщителен,

4) замкнут в себе.

17. Агрессивность:

1) агрессивен,

2) миролюбив,

3) сдержан,

4) покорен.

18. Отношение к критике:

1) агрессивное,

2) спокойное,

3) безразличное,

4) обидчивое, ущемленное.

19. Активность:

1) страстная, увлекающаяся натура,

2) энергичен, деловит или болтун,

3) неутомимый труженик,

4) слабая и неравномерная активность.

20. Отношение к новому:

1) положительное, оптимистичное,

2) как к старому, так и к новому,

3) отрицательное,

4) либо восторженное, либо пессимистичное.

21. Отношение к опасности:

1) боевое, рисковое, без расчета, горячее,

2) расчетливое, без растерянности и риска,

3) хладнокровное, невозмутимое, с самообладанием,

4) тревожное, растерянное, подавленно-безразличное.

22. Достижение цели:

1) прямое, рывками, с полной отдачей сил,

2) быстрое, плавное, с обходом препятствий и учетом ситуации,

3) медленное, но упорное и верное,

4) отступление от трудных препятствий.

23. Самооценка и взаимооценка:

1) значительная переоценка себя, «Все сделаю сам»,

2) некоторая переоценка себя, но и прибегание к помощи,

3) трезвая оценка своих возможностей, а также возможностей и других,

4) недооценка себя, надежда на других.

24. Внушаемость, мнительность:

1) умеренная,

2) небольшая,

3) наименьшая,

4) наибольшая.

Обработка результатов.

1. Подсчитать:

а) число свойств (из найденных у себя) холерического темперамента (кол-во ответов под номером 1), затем число свойств сангвинического темперамента (кол-во ответов под номером 2), потом число свойств флегматического темперамента (кол-во ответов под номером 3) и, наконец, число свойств меланхолического темперамента (кол-во отве-тов под номером 4);

б) общее число отмеченных знаком «+» конкретных свойств разных типов темперамента.

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента.

3. Вычислить по формуле темперамента:

где А -- общее число отмеченных конкретных свойств различных типов темперамента (чис-ло написанных цифр);

А1 -- число свойств (из найденных у себя) холерического темпера-мента;

А2 -- число свойств сангвинического темперамента;

А3 -- число свойств флегмати-ческого темперамента;

А4 -- число свойств меланхолического темперамента.

Список литературы

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. -576с.

Райгородский Д.Д. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. / Д.Д. Райгородский. - Самара.: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. -672с.

Немов, Р.С. Психология: Кн. 1. Общие основы психологии. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -688с.

Общая психология: Учеб. Для студ. Пед.ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986. -464с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. -646с.

Практическое занятие №2

ТЕМА: Личность в психологии и педагогике.

ЦЕЛЬ: Получить теоретические знания по теме; уметь определять личностные особенности испытуемого.

Ход занятия.

1.Вопросы для самоподготовки.

1.1. Влияние среды на развитие личности.

1.2. Развитие и воспитание.

1.3. Деятельность как фактор развития.

1.4. Категория «деятельность» в психологии.

1.5. Структура деятельности.

2.Практическая часть.

2.1. Выполните тест «Психогеометрическая типология».

2.2. Выполните методику «Уровень притязаний».

1.1. Влияние среды на развитие личности.

Существенное значение для психологии имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений. Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил

1. разумность,

2. ответственность,

3. свободу,

4. личное достоинство,

5. индивидуальность.

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".

Развитие происходит:

1. в единстве биологического и социального в человеке.

2. диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. (Возраст от 6 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение - 1-2 лет > отличники в 1-2 классах.)

Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности).

1. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).

2. через деятельность.

Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых (не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам).

1.2. Развитие и воспитание.

Развитие

Под развитием обычно понимают:

увеличение сложности какой-либо системы;

улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

социальный прогресс.

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.);

социальное развитие (изменение социального статуса);

психосоциальное развитие (созревание и появление психических функций).

Воспитание

Воспитание -- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Общие механизмы научения и воспитания

Воспитание в общем у животных -- процесс реализации сигнальной наследственности -- передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие.

Млекопитающие

Телёнка тоже наставляют на истинный путь

У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определенных навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до гибели особи.

Человек

Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

вторая сигнальная система (речь)

поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды

деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера -- культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счет направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Маугли

Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Помимо нескольких детей - волков, известен мальчик - антилопа.

Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.

Известен случай, когда ребёнок, которого воспитывали в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания, и потому совершенно не понимал окружающего мира (Каспар Хаузер).

Определения

Воспитатель и воспитуемые

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» [1], поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [2]. По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» [3]. Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [4]. В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» [5]. В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

Виды воспитания человека

Религиозное воспитание

Авторитарное воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

По содержанию воспитания человека выделяются следующие виды воспитания:

умственное

трудовое

физическое

нравственное

эстетическое

правовое

половое и полоролевое

экономическое

экологическое

и т. д. По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:

семейное

религиозное

социальное (определение не совпадает с приведенным ниже)

дизсоциальное (асоциальное)

коррекционное

По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:

авторитарное

свободное

демократическое

однако подобное разделение не является общепринятым, а его определения весьма размыты.

В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как

социальное воспитание -- «целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания -- одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле -- как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений».

Дефекты воспитания

Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определенные адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для ее окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

Некоторые последствия издержек воспитания...

расстройства здоровья индивида (особи)

особенности среды, в том числе социальной

наследование дефектов воспитания

дефицит ресурсов

издержки технологии и методологии воспитания

и т. д.. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определенных патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.

1.3. Деятельность как фактор развития.

Деятельность -- активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные, с помощью деятельность реализуется.

Виды деятельности

ведущая деятельность

внутренняя деятельность

творческая деятельность

совместная деятельность

труд (трудовая деятельность)

предметная деятельность

учение (учебная деятельность)

сетевая деятельность

игровая деятельность

Перманентное обсуждение проблемы предмета психологии, от решения которой непосредственно зависят господствующие взгляды на особенности, необходимо присущие психологической реальности, собственно психологической закономерности и т.д., сопровождает всю историю становления и развития психологии в качестве самостоятельной области научного знания. Но это отнюдь не означает, что психологическая мысль, неспособная обрести недвусмысленную определенность в отношении своего предмета, вращается здесь в замкнутом кругу одних и тех же представлений. Скорее наоборот, непрерывная работа теоретико-методологической рефлексии -- свидетельство постоянного изменения обсуждаемого проблемного содержания, интегрально отражающего конкретно-исторический характер единства внешних и внутренних факторов развития психологических знаний. Эта работа становится наиболее явной в ходе интенсивных дискуссий, специально сконцентрированных на проблеме предмета психологии (см. дискуссию о предмете психологии 1971--1972 гг.). Однако и во многих других случаях, когда обсуждение имеет в виду на первый взгляд иное тематическое содержание, легко обнаруживается его действительная причина -- расхождение во взглядах на существо вопроса о предмете психологии. Так, большая серия публикаций 1970--1980 гг., посвященных категории деятельности в советской психологии, является по существу именно такой латентной формой обсуждения, скрытой и открытой полемикой по этому центральному для нее вопросу, заставляющей по-разному оценивать место и значение упомянутой категории и давать ту или иную интерпретацию понятиям, конституирующим деятельность в качестве особенного объекта изучения и воздействия.

1.4. Категория «деятельность» в психологии.

Категориям, как известно, принадлежит особая роль в познавательном процессе, поскольку в ходе его «они создают объекты для мысли» [17; 51] . Иными словами, именно категории выступают в качестве наиболее общих мыслительных форм, присущих научному мышлению (и мышлению вообще), через которые и с помощью которых ему открывается доступ к познаваемой объективной реальности. Отсюда их универсальный, предельный характер, как общих понятий, концентрирующих в себе квинтэссенцию человеческого опыта, опора на который является необходимой предпосылкой прогресса в любой области общественно значимой деятельности. Применительно к психологическому познанию идею определяющей роли «категориального ядра» настойчиво отстаивает М.Г. Ярошевский, связывая с ним инвариантное содержание психологических знаний. Именно этому «ядру» имманентен предмет психологии, который «конституируют ее категории, воспроизводящие существенные признаки психической реальности». Возражения против категориального истолкования сущности предмета науки вызваны, на наш взгляд, недоразумением. Его (истолкования) основной смысл в том, что «предмет» в отличие от «объекта» -- суть неразрывное единство категорий мышления и категорий самого бытия.

Имея в виду непосредственную связь категорий с предметом психологии, можно указать, по крайней мере, на два наиболее явных источника интереса именно к категории деятельности.

Один из них -- едва ли не центральное положение ее среди других категорий советской психологии. На это обстоятельство указывает уже сам характер полемики, возлагающий на распространенность деятельностного подхода (прежде всего в форме «психологической теории деятельности») ответственность за эрозию психологической предметности и обеднение концептуальной базы психологии. Вполне понятно, что, не занимай или не претендуй категория деятельности на центральное место, подобные обвинения были бы вряд ли уместны. Другой источник, питающий отмеченный интерес,-- реально существующая разноголосица в толковании содержания категории деятельности и сопровождающая ее практика многосмысленного использования термина «деятельность». Такая практика прямо указывает на реальное функционирование в рамках психологического сознания фактически не одной, а нескольких созначных категорий, выражаемых одним термином. Термином «деятельность» оказывается охвачен и представлен целый категориальный ряд не различенных в достаточной мере, но и не тождественных понятий, связанных между собой родовидовыми отношениями,-- «движение», «процесс», «активность», «жизнь», «жизнедеятельность», «деятельность». В свете же кардинального значения категорий терминологическое их единство при различии содержания затушевывает эту разницу и вольно или невольно становится источником методологической неопределенности и теоретической противоречивости вырабатываемых знаний. Поэтому выявление и сопоставление содержаний, реально стоящих за термином «деятельность», является необходимой предпосылкой всякой методологически продуктивной работы по упорядочиванию концептуального аппарата психологии и созданию на его основе теоретически полноценной картины психологической реальности.

Каждое из выступлений в обсуждении содержания категории деятельности, конечно, так или иначе имеет в виду эту насущную задачу, предлагая определенный вариант ее решения. В данной работе поиск такого решения непосредственно связывается с рассмотрением вопроса соотношения этой категории и предмета психологии.

1.5. Структура деятельности.

Объектное пространство деятельности представлено операцией, действием, целью и условиями ситуации. Попытаемся определить место и роль рефлексии в обозначенном пространстве.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности является структура и функции многообразных форм человеческого действия. Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского и его учеников - А.В.Запорожца, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева и др.

В работе В.П.Запорожца “Действие и интеллект” разворачивается идея о том, что именно предметное действие является исходной единицей мышления. Мышление выступает как свойство самого действия, т.е. как разумное действие. Именно это практическое интеллектуальное действие, “в соответствии с логикой А.В.Запорожца, приводит к образованию обобщений, затем в этом же разумном действии первые практические обобщения себя и обнаруживают” (Зинченко В.П., 1994,С.86).

При описании структуры деятельности А.Н.Леонтьев обычно подчеркивал, что деятельность - действие - операция обратимы, но в рамках деятельностного подхода. Никто, как отмечает В.П.Зинченко (1994), кроме А.В.Запорожца, не показывал как операция становится действием, а затем и деятельностью. Обычно исследовался процесс формирования действия, его операции рассматривались как технические компоненты автоматизированного действия. И очень редко возникал вопрос о генезисе нового действия, а соответственно изменения потребностей.

По мысли А.В Запорожца: “…интеллект вначале выступает лишь как операция, как технический прием осуществляемого действия, отличие которого от обычного проявления инстинкта заключается лишь в том, что он фиксирован за определенным предметным средством. Однако, когда субъект путем навыка или другого вида упражнения овладел лишь предметными отношениями при решении задачи, производя ряд дополнительных изменений, мы наблюдаем переход от интеллектуальной операции к интеллектуальному действию” (Запорожец А.В., 1986, т.1, С.188).

Это последнее имеет не только внешнюю, как операция, но и богатую внутреннюю форму. Ранее единое практическое действие “как бы раскалывается на две части - теоретическую и практическую: осмысление задачи и ее практическое решение. Важно отметить, что первоначально эта первая теоретическая часть действия лишена того внутреннего идеального характера, которого она достигает впоследствии с помощью речи в рассуждении. Первичная форма понимания заключается не в непосредственном усмотрении, не во внутренней активности субъекта, а в том, что он делает задачу понятной практически, фактически, изменяя задачу таким образом, что употребление известного способа решения становится возможным” (Запорожец А.В., 1986, т.1,С.189).

2.1. Выполните тест «Психогеометрическая типология».

Задание. Расположите представленные ниже геометрические фигуры в порядке их предпочтительности.

Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.

Основные психологические характеристики поведения.

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примериванне ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяготения к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

2.2. Выполните методику «Уровень притязаний».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

Что это такое «уровень притязаний», всем интуитивно известно: каждый человек хочет в этой жизни чего-то добиться. Это понятие было введено К. Левином и его учениками. Многим знакома знаменитая формула У. Джеймса:

Успех Самоуважение = --------------------

притязание

Так что, чем выше уровень притязаний, тем труднее человеку добиться самоуважения. Но «хитрость» заключается в том, что этот уровень очень трудно «пощупать». Решающим фактором, влияющим на уровень притязаний, является не столько успех или неуспех, сколько переживание человеком своих достижений как успешных или неуспешных.

ПРОЦЕДУРА

Методика рассчитана как на индивидуальное, так и на групповое проведение.

Возрастных ограничений нет: человек должен уметь твердо держать в руках любой пишущий предмет.

Материалы: листок бумаги в клеточку и карандаш (ручка) -- для тестируемого, секундомер -- для тестирующего.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ