ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 43
2.1. Характеристика исследуемого предприятия 43
2.2. Диагностика предрасположенности менеджеров к конфликтному поведению(по К.Томасу) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Этот все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.
В какой-то мере это противоречие - осознание необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней касается и психологов. В тоже время проблема конфликта является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.
Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами.
Не маловажное значением имеет умение управлять конфликтами в организации. Основную роль в этом играют менеджеры различного уровня и от того на сколько они подготовлены к поведению в конфликтных ситуациях под час зависит успешная работа этой организации. Таким образом, изучение предрасположенности менеджеров к различным типам поведения в конфликтной ситуации на сегодняшний день является актуальной задачей.
Это и послужило основанием выбора темы для дипломной работы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СУЩНОСТЬ
1.1 Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без-надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это при-знак неэффективной деятельности организации и плохого управле-ния. В наше время теоретики и практики управления все чаще скло-няются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конф-ликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обще-стве столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специ-альная область знания -- конфликтология. Большой вклад в ее раз-витие внесли социология, философия, политология и, конечно, психо-логия.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Мы же подробнее остановимся на тех, которые происходят в организациях.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они под-черкивают наличие противоречия, которое принимает форму разно-гласий. если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение про-тивоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лица-ми или группами.
Наблюдения показывают, что 80 процентов конфликтов возникает по-мимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так назы-ваемыеконфликтогены - слова, действия (или бездействия), способ-ствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводя-щие к конфликту непосредственно.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никако-го значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.
Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "за-пускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).
Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конф-ликтогенов" -- их, так называемая, эскалация.
Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто макси-мально сильным среди всех возможных.
Какова же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес кон-фликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологи-ческий проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от воз-никшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стре-мительно нарастает.
Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдер-жаться, а еще лучше - простить обиду. Однако число желающих "подставить другую щеку" не множится.
Выделяют три основных типаконфликтогенов:
- стремление к превосходству;
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма.
Как избежать конфликтогеновв процессе общения и взаимо-действия с другими людьми?
1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.
2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столк-новения, конфликта. Это происходит только тогда, когда суще-ствующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаи-модействие людей, препятствуют достижению поставленных це-лей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфлик-тное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мне-ния, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и имен-но в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит поло-жительный характер.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному вза-имодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, пони-мать их причины и возможные последствия.
Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистичес-кими (беспредметными).
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением опре-делённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не сред-ством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратить-ся в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрица-тельных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в органи-зации -- создание благоприятной психологической атмосферы, по-вышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
1.2. Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у чело-века может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетвореннос-ти человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажу-щиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, цен-ности, чувства и т. п. "Две души живут в моей груди..." - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобля-емся Буриданову ослу.
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в орга-низации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее рас-пространенных -- это ролевой конфликт, когда различные роли че-ловека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время - произвести учет наличия и состояния определенной категории литературы. Причи-ной первого конфликта является рассогласование личных потребно-стей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на произ-водстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсут-ствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взгля-дов, интересов, целей, потребностей.
В организациях данный тип конфликта проявляется по-разно-му. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объек-тивные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы:
материальные средства, производственные площади, время использо-вания оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требова-ния, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распре-делять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности все-гда кажутся более обоснованными.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.
Например, директор книготоргового предприятия может объяс-нить низкий уровень продажи книжной и полиграфической продук-ции пассивностью в работе маркетинговой службы предприятия. Руководитель маркетинговой службы может в свою очередь винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждается его подразделение.
Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозмож-ного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приво-дит к конфликту.
Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организа-циях возрастает по мере увеличения организации, когда она раз-бивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной про-дукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производ-ственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целя-ми других.
Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, то есть при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить произ-водительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение са-мое лучшее.
Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организа-циях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необ-ходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуника-ция препятствует управлению конфликтами.
Различия в психологических особенностях -- еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических осо-бенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает оп-ределенным темпераментом, характером, потребностями, установка-ми, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельно-сти столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероят-ность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности, но об этих типах пойдет речь далее.
Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффек-тивно разрешить его, необходимо в первую очередь установить при-чины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициа-тора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список про-тиворечивых интересов, что объективно затрудняет нахождение ос-новных причин.
Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.
Итак,формула первая:
Конфликтная ситуация + Инцидент =- Конфликт.
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, со-держащие истинную причину конфликта.
Инцидент -- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие вза-имоисключающих интересов и позиций.
Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и ин-цидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - значит:
1. Устранить конфликтную ситуацию.
2. Исчерпать инцидент.
Практика показывает, что в жизни много случаев, когда конф-ликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причи-нам. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инци-дента.
К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограни-чивается лишь исчерпанием инцидента.
Вторая формула конфликта:
Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + ... = Конфликт.
Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.
Данная формула дополняет первую (здесь каждая из конфлик-тных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для дру-гой. Разрешить конфликт по этой формуле -- значит устранить каж-дую из конфликтных ситуаций.
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликт-ную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.
Именно по этой причине ключевую роль в разрешении конф-ликта играет умение правильно определить и сформулировать конф-ликтную ситуацию.
Важно помнить, что конфликтная ситуация -- это диагноз бо-лезни, имя которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того чтобы сделать эту процедуру наибо-лее эффективной, существуют правила:
1. Конфликтная ситуация - это то, что необходи-мо устранить.
2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопа-етесь до первопричины, из которой проистекают другие.
5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чув-ствует себя побежденным".
1.3. Поведение в конфликтах
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изуча-ют и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориенти-руясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противо-положной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяе-мых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оп-понента. Таким образом, действия оппонентов становятся в извест-ной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Существование перечисленных в предыдущей лекции источни-ков или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникно-вения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность воз-никновения последующих конфликтов.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к реше-нию важной для них проблемы.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спор-ных вопросов и могут использовать его в будущем.
4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" -- страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как"зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
Основные дисфункциональные последствия конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление о противоположной стороне как о "враге", о сво-ей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппо-нента - только как об отрицательной.
4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению произ-водственных задач.
5. Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших мето-дов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выпол-нения работы.
2. Использование координирующих механизмов. Строгое со-блюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть раз-ногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к "третейскому судье" - их общему начальнику. В некото-рых сложных организациях создаются специальные интеграцион-ные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.
3. Становление общих целей, формирование общих ценнос-тей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей органи-зации на уровне целей общества. Например, работники фирмы "Макдональдс" считают главной целью своего нелегкого труда - вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой "социальной миссии" сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожа-лению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.
Наличие общих целей позволяет людям понять, как им сле-дует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функ-циональные.
4. Система поощрений. Установление таких критериев эффек-тивности работы, которые исключают столкновение интересов раз-личных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявлен-ных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуата-ционными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.
Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается пере-численными методами. В соответствии с ситуацией могут быть най-дены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.
Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Участники конфликтной ситуации оказываются перед необ-ходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный россий-ский конфликтолог Н. В. Гришина описывает их следующим образом:
1. Путь "борьбы", направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.
2. Уход от конфликта.
3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение воз-никшей проблемы.
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания страте-гий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто при-меняют двухмерную модель К. У. Томаса и Р. X. Килменна , которая была разработана ими в 1972 г
Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психоло-гические особенности участников конфликта, менеджер должен при-менять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаше всего делает конфликт функциональным. Тактика сотрудничества приводит к самым эффективным решениям при со-хранении дружеских отношений.
Психологами разработаны некоторые общие рекомендациипоуправлению конфликтами.
1. Знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:
а) возникновение разногласий;
б) возрастание напряженности в отношениях;
в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;
г) собственно конфликтное взаимодействие, использование раз-личных межличностных стилей разрешения конфликтов, со-провождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;
д) исход (разрешение) конфликта.
При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Раз-решением конфликта в полном смысле является устранение про-блемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нор-мальных отношений между людьми.
2. Определить скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. По-рой сами участники не могут или не решаются четко сформулиро-вать главную причину конфликта.
3. Определить проблему в категориях целей, а не решений, про-анализировать только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
4. Сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы -- это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.
5. Делать разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьть себя на место оппонента (оппо-нентов). "Ваша проблема - не вина других", - утверждают известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.
6. Справедливо и непредвзято относится к инициатору кон-фликта. Не забывать, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
7. Не расширять предмет конфликта, стараться сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
8. Придерживаться правила "эмоциональной выдержки". Осоз-навать и контролировать свои чувства. Учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нере-алистические.
К самым распространенным психологическим конфликтам отно-сятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударствен-ных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межлич-ностных конфликтов, причин их возникновения и способов управле-ния ими является важной составляющей в профессиональной подго-товке любого специалиста.
Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу пред-ставляется картина противоборства двух человек на основе столкно-вения противоположно направленных мотивов.
Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, которые сводятся к следующему.
1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо-дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест-ных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей.
4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.
Управление межличностными конфликтами можно рассматри-вать в двух аспектах -- внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и ра-ционального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к кон-кретному конфликту.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаим-ные симпатии и антипатии.
Групповые конфликты менее распространены в социальной прак-тике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе или в любом другом групповом взаимодействии может быть втянут в групповой конф-ликт. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, «экс-руководителей» и т. п.
Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов.
Групповые конфликты представляют собой не что иное, как про-тивоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.
Такое противоборство возникает на основе столкновения проти-воположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанно-го, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: кон-фликт «личность -- группа» и конфликт «группа -- группа».
Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.
Конфликты между личностью и группой возникают в среде груп-повых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой -- группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индиви-дуальных взглядах и оценках, а вторым -- в групповых.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматривае-мого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с поло-жением индивида в группе, которое характеризуется такими поняти-ями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».
Позиция -- официальное, определяемое должностью положе-ние личности в группе.
Статус -- реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус мо-жет быть высоким, средним и низким.
Внутренняя установка -- субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Роль -- нормативно заданный или коллективно одобряемый об-разец поведения личности в группе.
Групповые нормы -- общие правила поведения, которых при-держиваются все члены группы.
Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны:
а) с нарушением ролевых ожиданий;
6) с неадекват-ностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внут-ренней установке);
в) с нарушением групповых норм.
Третья особенность находит свое отражение в формах проявле-ния данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекра-щение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конф-ликтующего и т. д.
В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе та-кого противоборства лежит столкновение противоположно направ-ленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.
В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учи-тывать и некоторые другие их особенности.
Во-первых, следует определять специфику межгруппового конф-ликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В част-ности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:
«Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфлик-тующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы -- Они».
Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства проти-воборствующей группы занижаются.
Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение сво-ей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А, соответственно, негативное пове-дение своей группы и позитивное поведение чужой объясняет-ся внешними обстоятельствами.
Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации.
В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются
* забастовки;
* встречи лидеров;
* дискуссии;
* переговоры.
Управление межгрупповыми конфликтами При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать не только особенности, но и функции этих конфликтов.
Классификация межгрупповых конфликтов
Таблица 1
Вариант конфликта
Возможные причины
Руководство организации -- персонал
Неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т. п.
Администрация -- профсоюзы
Нарушение трудового законодательства со стороны администрации; ' неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т. п.