Конфликты в молодых семьях
Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются:
Таблица 15
Имена супругов
|
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
|
Тест
«Удовлетворены ли вы браком?»
|
Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
|
Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»
|
Методика «Дом - дерево - человек»
|
|
Алексей, Инна Ш
|
15
15
|
19
|
32
|
8
|
-
|
|
|
|
32
|
32
|
9
|
-
|
|
Александр, Наталья С
|
05
08
|
33
|
30
|
3
|
-
|
|
|
|
26
|
28
|
7
|
-
|
|
Дмитрий, Анна Щ
|
19
19
|
36
|
30
|
2
|
-
|
|
|
|
40
|
26
|
4
|
-
|
|
|
Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком. Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным - конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ.
В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.
В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.
Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.
Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся раскрыться перед супругой (супругом), испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации.
В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.
Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.
В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:
Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.
Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.
1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:
· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);
· грубость супруга (супруги), конфликтность;
· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;
· бытовая неустроенность;
· недостача внимания к супруге (супругу);
· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;
· разные взгляды на супружескую жизнь.
2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:
Не следует
|
Следует
|
|
1. Извиняться раньше времени
|
1. Ссориться наедине, без свидетелей
|
|
2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем
|
2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами
|
|
3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств
|
3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства
|
|
4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы
|
4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении
|
|
5. Симулировать согласие или обиду
|
5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас
|
|
6. Объяснять другому, что он чувствует
|
6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов
|
|
7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого
|
7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же
|
|
8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой
|
8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению
|
|
9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле
|
9. Уважать себя
|
|
10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним
|
10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место
|
|
11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым
|
11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.
|
|
|
Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.
В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
3. Андреева И.С., Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 1991.-527с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990.-336с.
6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988.-285с.
7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. - 2-е изд. - М.: Профиздат, 1991.-175с.
8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988.-138с.
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.-157с.
11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.-319с.
12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М.: Профиздат, 1991.
13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993.
14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - №1. - С. 36 - 44.
15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.
16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С.59 - 67.
17. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1. - С.42 - 49.
18. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. - 1995. - №7. - С.93 - 99.
19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. -№3. - С.38 - 45.
20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1995. - №2. - С. 31 - 45.
21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».
22. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.
23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.
24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.
25. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. - 94 с.
26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. - Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.
27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.
28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - 224с.
29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1989.
30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. - М.: Знание, 1980.-112с.
31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.
32. Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Фит. 2001
33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 1995.
34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.
35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. - Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995.
36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.
37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.
38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.
39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.-208с.
40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с
41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.
42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192с.
43. Семейно-бытовая культура. - Минск, 1987.-106с.
44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. - М.: Республика, 1992.-173с.
45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
46. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.: Профиздат - 1990.
47. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989.
48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. - Мн.: 1995.
49. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».
50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.
52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000.-704с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
1. Есть ли у вас чувство, что не-обходимо серьезное выяснение от-ношений:
а) да - 1 очко;
б) нет, такой не-обходимости в выяснении отноше-ний нет - 0;
в) такое выяснение отношений бесполезно - 2.
2. Когда вы хотите задать ка-кой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?
а) да - 0 очков;
б) да, но мне по-требуется для этого благоприят-ная обстановка - 1;
в) об этом не может идти речи - 2.
3. Считаете ли вы, что ваш пар-тнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
а) да - 1 очко;
б) не имею пред-ставления - 2;
в) я в курсе всех его проблем - 0.
4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
а) да - 0 очков;
б) не всегда, нуж-но выждать подходящий момент - 1;
в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.
5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, что-бы ваши формулировки были точ-ными?
а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;
б) нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2;
в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому -- 0.
6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?
а) да, так часто бывает - 2 очка;
б) он просто не вникает в мои проблемы - 1;
в) он всегда проявляет участие - 0.
7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?
а) случается и так - 2 очка;
б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1;
в) мы решаем и обсуждаем все вместе - 0.
8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще делишься с друзьями, чем со своим спутником жизни?
а) иногда это случается -- 1 оч-ко;
б) нет, свои проблемы я обсуж-даю со своим супругом -- 0;
в) друзья меня лучше понимают -- 2.
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?
а) бывает и так -- 2 очка;
б) нет, я слушаю внимательно -- 0;
в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание -- 1.
10. В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами?
а) непременно -- 2 очка;
б) обыч-но даю возможность партнеру вы-сказать все, что его волнует -- 0;
в) считаю, что мы оба должны де-литься своими проблемами -- 1.
Затем оба супруга должны подсчитать и сложить те очки, которые у них набраны.
В таблице 16 представлен ключ к тесту:
Таблица 16
Количество набранных баллов
|
Степень взаимопонимания
|
|
0-8
|
высокая
|
|
9-15
|
средняя
|
|
16-22
|
удовлетворительная
|
|
23-29
|
низкая
|
|
|
Приложение 2
Тест «Удовлетворены ли вы браком?»
1.
Когда люди живут так близко, как это происходит в семей-ной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
2.
Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь отве-тить;
в) скорее радость и удовлетворение.
3.
Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся;
б) нечто среднее;
в) как неудавшийся.
4.
Если бы Вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Ва-шей супруги);
б) трудно сказать;
в) Вы бы не стали ничего менять.
5.
Одна из проблем современного брака в том, что все «при-едается», в том числе и сексуальные отношения:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
6.
Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других;
б) трудно сказать;
в) что Вы счастливее других.
7.
Жизнь без семьи, близкого человека -- слишком дорогая цена за полную самостоятельность.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
8.
Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьыа бы неполноценной.
а) да, считаю;
б) трудно сказать;
в) нет, не считаю.
9.
Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
10.
Только множество различных обстоятельств мешает поду-мать Вам о разводе.
а) верно;
б) не могу сказать;
в) неверно.
11.
Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12.
Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (суп-руга) -- рядом с Вами.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно
13.
К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
а) верно;
б) затрудняюсь сказать;
в) неверно.
14.
Основные помехи для счастливой супружеской жизни кро-ются:
а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);
б) трудно сказать;
в) скорее в Вас самих.
15.
Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно сказать;
в) ослабли.
16.
Брак притупляет творческие возможности человека.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
17.
Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.
а) согласен;
б) нечто среднее;
в) несогласен.
18.
К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
19.
Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупо-сти, говорит невпопад, неуместно шутит.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
20.
Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того поряд-ка и организованности, которых Вы ожидали.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
22.
Неправы те, кто считает, что именно в семье человек мень-ше всего может рассчитывать на уважение.
а) согласен;
б) трудно сказать;
в) несогласен.
23.
Как правило, общество Вашего супруга (супруги) достав-ляет Вам удовольствие.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
24.
По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
Ключ
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант от-вета (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) -- то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, -- 0 баллов. Далее подсчитыва-ется суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон те-стового балла 0--48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетво-ренности браком.
Нормы
Различия между средними для разводящихся и благополуч-ных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01.
Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для сред-них суммарных баллов равны:
· для разводящихся (20.76; 23.36),
· для «благополучных» (30.92; 33.34).
По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обе-их выборок с уровнем значимости 0,05.
Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверитель-ных интервалов. Будем считать, что
х(н) = 32, а х(р) = 22,
при этом их средние квадратические отклонения равны 8.
Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-ди-агностики испытуемого по его суммарному баллу.
Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:
0-16 баллов - абсолютно неблагополучные,
17-22 балла - неблагополучные,
23-26 баллов - скорее неблагополучные,
27-28 баллов - переходные,
29-32 балла - скорее благополучные,
33-38 баллов - благополучные,
39-48 баллов - абсолютно благополучные
Приложение 3
Тест «Стиль конфликтного поведения»
1.
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь най-ти поддержку у другого;
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной на-пряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.
7.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
а) Я твердо стремлюсь добиться своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение,
11.
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со-хранить наши отношения.
12.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при сво-ем мнении, если он также идет навстречу.
13.
а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно-шения;
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз-можность настоять на своем;
б) Я дам другому возможность остаться при своем мне-нии, если он идет мне навстречу.
19.
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру-гому;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере-дине между моей и позицией другого человека;
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же-лания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответствен-ность за решение спорного вопроса.
24.
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я ста-раюсь идти ему навстречу;
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к ар-гументам другого.
26.
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каж-дого из нас.
27.
а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти под-держку у другого.
29.
а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возника-ющих разногласий.
30.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого;
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, со-трудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи-тывается количество ответов, совпадающих с ключом.
Ключ
Соперничество : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избегание : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление : 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между со-бой для выявления наиболее предпочитаемой формы социаль-ного поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Таблица 17
№
|
Муж
Жена
|
Сумма баллов
|
|
1
|
Максим К
|
Ольга К
|
1
|
3
|
5
|
9
|
7
|
4
|
9
|
8
|
8
|
5
|
|
2
|
Юлия Д
|
Дмитрий Д
|
4
|
2
|
11
|
8
|
6
|
8
|
3
|
6
|
6
|
6
|
|
3
|
Дмитрий Ш
|
Надежда Ш
|
6
|
3
|
2
|
9
|
8
|
10
|
10
|
6
|
5
|
2
|
|
4
|
Давыд Н
|
Наталья Н
|
3
|
3
|
10
|
7
|
3
|
9
|
7
|
4
|
7
|
7
|
|
5
|
Дмитрий Щ
|
Анна Щ
|
1
|
0
|
7
|
8
|
8
|
9
|
7
|
6
|
7
|
7
|
|
6
|
Алексей Я
|
Инна Я
|
3
|
2
|
4
|
7
|
9
|
6
|
6
|
9
|
8
|
6
|
|
7
|
Александр С
|
Наталья С
|
3
|
1
|
8
|
8
|
8
|
9
|
7
|
5
|
4
|
7
|
|
8
|
Сергей Б
|
Илона Б
|
3
|
7
|
9
|
7
|
9
|
6
|
3
|
10
|
6
|
0
|
|
9
|
Владимир К
|
Инна К
|
2
|
4
|
8
|
11
|
8
|
6
|
6
|
3
|
6
|
6
|
|
10
|
Михаил Ж
|
Елена Ж
|
0
|
1
|
8
|
7
|
9
|
8
|
6
|
7
|
7
|
7
|
|
|
Приложение 4
Ключ к тесту «Дом-Дерево-Человек»
Рисунок в целом
Первым нарисован дом - безопасность, успех.
Первым нарисовано дерево - основная жизненная энергия.
Размещение рисунка точно в центре - незащищённость и ригидность.
Рисунок, изображённый вдали, сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим.
Дом
Двери боковые - отчуждение, уединение, неприятие реальности.
Двери открытые - это сильная потребность к теплу извне.
Дом вблизи - открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства.
Дом вдали - чувство отвергнутости.
Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение.
Исполнение одним цветом - боится эмоционального возбуждения.
Окна без стёкол - враждебность, отчуждённость.
Отсутствие дверей - испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Отсутствие основы стены - слабый контакт с реальностью.
Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Стена одномерная перспектива - имеются тенденции к отчуждению, оппозиции.
Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Ступеньки, ведущие в глухую стену - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности.
Человек
Большие пальцы - грубость, чёрствость, агрессия.
Волосы заштрихованы - тревога связана с мышлением или воображением.
Глаза как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов.
Длинная тонкая шея - торможение.
Длинные ресницы - кокетливость, склонность демонстрировать себя.
Зубы чётко нарисованы - агрессивность.
Лицо без ничего - нет сенсорного контакта с действительностью.
Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
Много гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.
Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости.
Нечёткая голова - застенчивость, робость.
Ноги короткие - чувство физической или психологической неловкости.
Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.
Отсутствие ушей - неприятие критики
Отсутствие шеи - нет связи между сферой контроля и сферой влечения.
Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
Пальцы обрублены - вытесненная агрессия, замкнутость.
Пальцы одномерные обведены петлёй - сознательные усилия против агрессивного чувства.
Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины.
Плечи слишком угловаты - признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи широкие - сильные телесные импульсы.
Подбородок слишком подчёркнут - потребность доминировать.
Подведённые глаза - грубость, чёрствость.
Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах.
Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то.
Руки напряжены и близко к телу - напряжение.
Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки шире у ладони - недостаточный контроль действий и импульсивность.
Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Человек без определённых частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом.
Особенности начертания
Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность.
Изменчивые штрихи - незащищённость, недостаток упорства.
Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, мобильные настроения.
Короткие штрихи - импульсивное поведение.
Линии неодинаковой яркости - напряжение.
Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости.
Неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога.
Сильный нажим - энергичность, настойчивость.
Штрихи угловатые, скованные - напряжённость, замкнутость.
Штриховка - сфера конфликта.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Дерево
Ветви в верх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.
Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.
Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.
Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели.
Зигзаги в листве - осторожность и скрытость.
Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.
Несколько совместных линий, касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность.
Ствол зачернён - внутренняя тревога, подозрительность.
Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол оторван от земли - недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол расширен книзу - поиск надёжного положения в своём кругу.
Толстые ветви - хорошее различение действительности.
Штриховка листвы - напряжение, тревожность.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|