бесплатные рефераты

Конфликты в молодых семьях

Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются:

Таблица 15

Имена супругов

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

Тест

«Удовлетворены ли вы браком?»

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

Методика «Дом - дерево - человек»

Алексей, Инна Ш

15

15

19

32

8

-

32

32

9

-

Александр, Наталья С

05

08

33

30

3

-

26

28

7

-

Дмитрий, Анна Щ

19

19

36

30

2

-

40

26

4

-

Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком. Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным - конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ.

В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.

В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.

Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.

Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся раскрыться перед супругой (супругом), испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации.

В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.

Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.

В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:

Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.

Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.

1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:

· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);

· грубость супруга (супруги), конфликтность;

· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;

· бытовая неустроенность;

· недостача внимания к супруге (супругу);

· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;

· разные взгляды на супружескую жизнь.

2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:

Не следует

Следует

1. Извиняться раньше времени

1. Ссориться наедине, без свидетелей

2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем

2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами

3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств

3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства

4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы

4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении

5. Симулировать согласие или обиду

5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас

6. Объяснять другому, что он чувствует

6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов

7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого

7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же

8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой

8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению

9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле

9. Уважать себя

10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним

10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место

11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым

11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.

Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.

В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.

3. Андреева И.С., Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 1991.-527с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990.-336с.

6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988.-285с.

7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. - 2-е изд. - М.: Профиздат, 1991.-175с.

8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988.-138с.

10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.-157с.

11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.-319с.

12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М.: Профиздат, 1991.

13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993.

14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - №1. - С. 36 - 44.

15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.

16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С.59 - 67.

17. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1. - С.42 - 49.

18. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. - 1995. - №7. - С.93 - 99.

19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. -№3. - С.38 - 45.

20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1995. - №2. - С. 31 - 45.

21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».

22. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.

24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.

25. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. - 94 с.

26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. - Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.

27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.

28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - 224с.

29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1989.

30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. - М.: Знание, 1980.-112с.

31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.

32. Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Фит. 2001

33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 1995.

34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.

35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. - Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995.

36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.

37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.

39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.-208с.

40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с

41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.

42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192с.

43. Семейно-бытовая культура. - Минск, 1987.-106с.

44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. - М.: Республика, 1992.-173с.

45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

46. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.: Профиздат - 1990.

47. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989.

48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. - Мн.: 1995.

49. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.

52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000.-704с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

1. Есть ли у вас чувство, что не-обходимо серьезное выяснение от-ношений:

а) да - 1 очко;

б) нет, такой не-обходимости в выяснении отноше-ний нет - 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно - 2.

2. Когда вы хотите задать ка-кой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да - 0 очков;

б) да, но мне по-требуется для этого благоприят-ная обстановка - 1;

в) об этом не может идти речи - 2.

3. Считаете ли вы, что ваш пар-тнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да - 1 очко;

б) не имею пред-ставления - 2;

в) я в курсе всех его проблем - 0.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

а) да - 0 очков;

б) не всегда, нуж-но выждать подходящий момент - 1;

в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, что-бы ваши формулировки были точ-ными?

а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2;

в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому -- 0.

6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает - 2 очка;

б) он просто не вникает в мои проблемы - 1;

в) он всегда проявляет участие - 0.

7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так - 2 очка;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1;

в) мы решаем и обсуждаем все вместе - 0.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще делишься с друзьями, чем со своим спутником жизни?

а) иногда это случается -- 1 оч-ко;

б) нет, свои проблемы я обсуж-даю со своим супругом -- 0;

в) друзья меня лучше понимают -- 2.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?

а) бывает и так -- 2 очка;

б) нет, я слушаю внимательно -- 0;

в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание -- 1.

10. В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами?

а) непременно -- 2 очка;

б) обыч-но даю возможность партнеру вы-сказать все, что его волнует -- 0;

в) считаю, что мы оба должны де-литься своими проблемами -- 1.

Затем оба супруга должны подсчитать и сложить те очки, которые у них набраны.

В таблице 16 представлен ключ к тесту:

Таблица 16

Количество набранных баллов

Степень взаимопонимания

0-8

высокая

9-15

средняя

16-22

удовлетворительная

23-29

низкая

Приложение 2

Тест «Удовлетворены ли вы браком?»

1.

Когда люди живут так близко, как это происходит в семей-ной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2.

Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь отве-тить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3.

Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4.

Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Ва-шей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5.

Одна из проблем современного брака в том, что все «при-едается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6.

Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что Вы счастливее других.

7.

Жизнь без семьи, близкого человека -- слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8.

Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьыа бы неполноценной.

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9.

Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10.

Только множество различных обстоятельств мешает поду-мать Вам о разводе.

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11.

Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12.

Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (суп-руга) -- рядом с Вами.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно

13.

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

14.

Основные помехи для счастливой супружеской жизни кро-ются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

15.

Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16.

Брак притупляет творческие возможности человека.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17.

Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) несогласен.

18.

К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19.

Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупо-сти, говорит невпопад, неуместно шутит.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20.

Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того поряд-ка и организованности, которых Вы ожидали.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22.

Неправы те, кто считает, что именно в семье человек мень-ше всего может рассчитывать на уважение.

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) несогласен.

23.

Как правило, общество Вашего супруга (супруги) достав-ляет Вам удовольствие.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24.

По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант от-вета (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) -- то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, -- 0 баллов. Далее подсчитыва-ется суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон те-стового балла 0--48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетво-ренности браком.

Нормы

Различия между средними для разводящихся и благополуч-ных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01.

Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для сред-них суммарных баллов равны:

· для разводящихся (20.76; 23.36),

· для «благополучных» (30.92; 33.34).

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обе-их выборок с уровнем значимости 0,05.

Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверитель-ных интервалов. Будем считать, что

х(н) = 32, а х(р) = 22,

при этом их средние квадратические отклонения равны 8.

Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-ди-агностики испытуемого по его суммарному баллу.

Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:

0-16 баллов - абсолютно неблагополучные,

17-22 балла - неблагополучные,

23-26 баллов - скорее неблагополучные,

27-28 баллов - переходные,

29-32 балла - скорее благополучные,

33-38 баллов - благополучные,

39-48 баллов - абсолютно благополучные

Приложение 3

Тест «Стиль конфликтного поведения»

1.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь най-ти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной на-пряженности.

6.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение,

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со-хранить наши отношения.

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при сво-ем мнении, если он также идет навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно-шения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз-можность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мне-нии, если он идет мне навстречу.

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру-гому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере-дине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же-лания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответствен-ность за решение спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я ста-раюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к ар-гументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каж-дого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти под-держку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возника-ющих разногласий.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, со-трудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи-тывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ

Соперничество : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление : 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между со-бой для выявления наиболее предпочитаемой формы социаль-ного поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Таблица 17

Муж

Жена

Сумма баллов

1

Максим К

Ольга К

1

3

5

9

7

4

9

8

8

5

2

Юлия Д

Дмитрий Д

4

2

11

8

6

8

3

6

6

6

3

Дмитрий Ш

Надежда Ш

6

3

2

9

8

10

10

6

5

2

4

Давыд Н

Наталья Н

3

3

10

7

3

9

7

4

7

7

5

Дмитрий Щ

Анна Щ

1

0

7

8

8

9

7

6

7

7

6

Алексей Я

Инна Я

3

2

4

7

9

6

6

9

8

6

7

Александр С

Наталья С

3

1

8

8

8

9

7

5

4

7

8

Сергей Б

Илона Б

3

7

9

7

9

6

3

10

6

0

9

Владимир К

Инна К

2

4

8

11

8

6

6

3

6

6

10

Михаил Ж

Елена Ж

0

1

8

7

9

8

6

7

7

7

Приложение 4

Ключ к тесту «Дом-Дерево-Человек»

Рисунок в целом

Первым нарисован дом - безопасность, успех.

Первым нарисовано дерево - основная жизненная энергия.

Размещение рисунка точно в центре - незащищённость и ригидность.

Рисунок, изображённый вдали, сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим.

Дом

Двери боковые - отчуждение, уединение, неприятие реальности.

Двери открытые - это сильная потребность к теплу извне.

Дом вблизи - открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства.

Дом вдали - чувство отвергнутости.

Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение.

Исполнение одним цветом - боится эмоционального возбуждения.

Окна без стёкол - враждебность, отчуждённость.

Отсутствие дверей - испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Отсутствие основы стены - слабый контакт с реальностью.

Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Стена одномерная перспектива - имеются тенденции к отчуждению, оппозиции.

Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Ступеньки, ведущие в глухую стену - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности.

Человек

Большие пальцы - грубость, чёрствость, агрессия.

Волосы заштрихованы - тревога связана с мышлением или воображением.

Глаза как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов.

Длинная тонкая шея - торможение.

Длинные ресницы - кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Зубы чётко нарисованы - агрессивность.

Лицо без ничего - нет сенсорного контакта с действительностью.

Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

Много гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.

Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости.

Нечёткая голова - застенчивость, робость.

Ноги короткие - чувство физической или психологической неловкости.

Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.

Отсутствие ушей - неприятие критики

Отсутствие шеи - нет связи между сферой контроля и сферой влечения.

Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.

Пальцы обрублены - вытесненная агрессия, замкнутость.

Пальцы одномерные обведены петлёй - сознательные усилия против агрессивного чувства.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины.

Плечи слишком угловаты - признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Подбородок слишком подчёркнут - потребность доминировать.

Подведённые глаза - грубость, чёрствость.

Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах.

Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то.

Руки напряжены и близко к телу - напряжение.

Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки шире у ладони - недостаточный контроль действий и импульсивность.

Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Человек без определённых частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом.

Особенности начертания

Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность.

Изменчивые штрихи - незащищённость, недостаток упорства.

Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, мобильные настроения.

Короткие штрихи - импульсивное поведение.

Линии неодинаковой яркости - напряжение.

Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости.

Неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога.

Сильный нажим - энергичность, настойчивость.

Штрихи угловатые, скованные - напряжённость, замкнутость.

Штриховка - сфера конфликта.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Дерево

Ветви в верх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.

Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели.

Зигзаги в листве - осторожность и скрытость.

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.

Несколько совместных линий, касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность.

Ствол зачернён - внутренняя тревога, подозрительность.

Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол оторван от земли - недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол расширен книзу - поиск надёжного положения в своём кругу.

Толстые ветви - хорошее различение действительности.

Штриховка листвы - напряжение, тревожность.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ