Конфликты в молодых семьях                          
		 Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются: 
Таблица 15 
 
| 
 Имена супругов 
 | 
 Тест «Понимаете  ли вы друг друга?» 
 | 
 Тест  
«Удовлетворены ли вы браком?» 
 | 
 Тест «Конфликтная ли Вы личность?» 
 | 
 Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» 
 | 
 Методика «Дом - дерево - человек» 
 | 
 | 
 
| 
 Алексей, Инна Ш 
 | 
 15 
15 
 | 
 19 
 | 
 32 
 | 
 8 
 | 
 - 
 | 
 | 
 
 | 
 | 
 32 
 | 
 32 
 | 
 9 
 | 
 - 
 | 
 | 
 
| 
 Александр, Наталья С 
 | 
 05 
08 
 | 
 33 
 | 
 30 
 | 
 3 
 | 
 - 
 | 
 | 
 
 | 
 | 
 26 
 | 
 28 
 | 
 7 
 | 
 - 
 | 
 | 
 
| 
 Дмитрий, Анна Щ 
 | 
 19 
19 
 | 
 36 
 | 
 30 
 | 
 2 
 | 
 - 
 | 
 | 
 
 | 
 | 
 40 
 | 
 26 
 | 
 4 
 | 
 - 
 | 
 | 
 
 | 
 
Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком.  Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным - конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ. 
В четырех парах методики выявили средний уровень  понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ. 
В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень  понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.  
Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.  
Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся  раскрыться перед супругой (супругом),  испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации. 
В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. 
Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования. 
В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования: 
Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами  поведения супругов. 
Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные. 
1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:  
· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу); 
· грубость супруга (супруги), конфликтность; 
· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах; 
· бытовая неустроенность; 
· недостача внимания к супруге (супругу); 
· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; 
· разные взгляды на супружескую жизнь. 
2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные: 
 
| 
 Не следует 
 | 
 Следует 
 | 
 | 
 
| 
 1. Извиняться раньше времени 
 | 
 1. Ссориться наедине, без свидетелей 
 | 
 | 
 
| 
 2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем 
 | 
 2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами 
 | 
 | 
 
| 
 3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств 
 | 
 3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства 
 | 
 | 
 
| 
 4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы 
 | 
 4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении 
 | 
 | 
 
| 
 5. Симулировать согласие или обиду 
 | 
 5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас 
 | 
 | 
 
| 
 6. Объяснять другому, что он чувствует 
 | 
 6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов 
 | 
 | 
 
| 
 7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого 
 | 
 7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же 
 | 
 | 
 
| 
 8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой 
 | 
 8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению 
 | 
 | 
 
| 
 9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле 
 | 
 9. Уважать себя 
 | 
 | 
 
| 
 10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним 
 | 
 10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место 
 | 
 | 
 
| 
 11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым 
 | 
 11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д. 
 | 
 | 
 
 | 
 
Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию. 
В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.  
ЛИТЕРАТУРА
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с. 
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.  
3. Андреева И.С., Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 1991.-527с. 
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. 
5. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990.-336с.  
6. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988.-285с. 
7. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. - 2-е изд. - М.: Профиздат, 1991.-175с. 
8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 
9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988.-138с. 
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.-157с. 
11. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.-319с. 
12. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. - М.: Профиздат, 1991. 
13. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993. 
14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - №1. - С. 36 - 44. 
15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17. 
16. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С.59 - 67. 
17. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1. - С.42 - 49. 
18. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. - 1995. - №7. - С.93 - 99. 
19. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. -№3. - С.38 - 45. 
20. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1995. - №2. - С. 31 - 45. 
21. Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ». 
22. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с. 
23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1. 
24. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. - М.: ВАХЗ, 1992.  
25. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989.  - 94 с. 
26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. - Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с. 
27. Ковалёв С. В. психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208с. 
28. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - 224с. 
29. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. - М.: Мысль, 1989. 
30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. - М.: Знание, 1980.-112с. 
31. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с. 
32. Мариновская И. Д.,  Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Фит. 2001  
33. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 1995. 
34. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992. 
35. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. - Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1995. 
36. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. 
37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990. 
38. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995. 
39. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.-208с. 
40. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с  
41. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995. 
42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192с. 
43. Семейно-бытовая культура. - Минск, 1987.-106с. 
44. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. - М.: Республика, 1992.-173с. 
45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. 
46.  Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.: Профиздат - 1990. 
47.  Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. 
48. Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. - Мн.: 1995. 
49.  Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ». 
50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992. 
51. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с. 
52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000.-704с. 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Понимаете ли вы друг друга?» 
1. Есть ли у вас чувство, что не-обходимо серьезное выяснение от-ношений: 
а) да -  1 очко;  
б) нет, такой не-обходимости в выяснении отноше-ний нет -  0;  
в) такое выяснение отношений бесполезно - 2. 
2.  Когда вы хотите задать ка-кой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков? 
а) да -  0 очков;  
б) да, но мне по-требуется для этого благоприят-ная обстановка - 1;  
в) об этом не может идти речи -  2. 
3.  Считаете ли вы, что ваш пар-тнер многое умалчивает из того, что его тяготит? 
а) да - 1 очко;  
б) не имею пред-ставления -  2;  
в) я в курсе всех его проблем -  0. 
4.  Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время? 
а) да - 0 очков;  
б) не всегда, нуж-но выждать подходящий момент - 1;  
в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2. 
5.  Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, что-бы ваши формулировки были точ-ными? 
а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;  
б) нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2; 
в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому -- 0. 
6.  Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его? 
а) да, так часто бывает - 2 очка;  
б) он просто не вникает в мои проблемы -  1; 
 в) он всегда проявляет участие -  0. 
7.  Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим? 
а) случается и так - 2 очка; 
б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1; 
в) мы решаем и обсуждаем все вместе - 0. 
8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще  делишься с друзьями, чем со своим спутником жизни?  
а) иногда это случается -- 1 оч-ко;  
б) нет, свои проблемы я обсуж-даю со своим супругом -- 0;  
в) друзья меня лучше понимают -- 2. 
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом? 
а) бывает и так -- 2 очка;  
б) нет, я слушаю внимательно -- 0;  
в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание -- 1. 
10. В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами? 
а) непременно -- 2 очка;  
б) обыч-но даю возможность партнеру вы-сказать все, что его волнует -- 0;  
в) считаю, что мы оба должны де-литься своими проблемами -- 1.  
Затем оба супруга должны подсчитать и сложить те очки, которые у них  набраны. 
В таблице 16 представлен ключ к тесту: 
Таблица 16 
 
| 
 Количество набранных баллов 
 | 
 Степень взаимопонимания 
 | 
 | 
 
| 
 0-8 
 | 
 высокая 
 | 
 | 
 
| 
 9-15 
 | 
 средняя 
 | 
 | 
 
| 
 16-22 
 | 
 удовлетворительная 
 | 
 | 
 
| 
 23-29 
 | 
 низкая 
 | 
 | 
 
 | 
 
Приложение 2 
Тест «Удовлетворены ли вы браком?» 
1. 
Когда люди живут так близко, как это происходит в семей-ной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека. 
а) верно; 
б) не уверен; 
в) неверно. 
2. 
Ваши супружеские отношения приносят Вам: 
а) скорее беспокойство и страдание; 
б) затрудняюсь отве-тить; 
в) скорее радость и удовлетворение. 
3. 
Родственники и друзья оценивают Ваш брак: 
а) как удавшийся; 
б) нечто среднее; 
в) как неудавшийся. 
4. 
Если бы Вы могли, то: 
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Ва-шей супруги); 
б) трудно сказать; 
в) Вы бы не стали ничего менять. 
5. 
Одна из проблем современного брака в том, что все «при-едается», в том числе и сексуальные отношения: 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
6. 
Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется: 
а) что Вы несчастнее других; 
б) трудно сказать; 
в) что Вы счастливее других. 
7.  
Жизнь без семьи, близкого человека -- слишком дорогая цена за полную самостоятельность. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
8. 
Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьыа бы неполноценной. 
а) да, считаю; 
б) трудно сказать; 
в) нет, не считаю. 
9. 
Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
10. 
Только множество различных обстоятельств мешает поду-мать Вам о разводе. 
а) верно; 
б) не могу сказать; 
в) неверно. 
11. 
Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать: 
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга); 
б) трудно сказать; 
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга). 
12. 
Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (суп-руга) -- рядом с Вами. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно 
13. 
К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства. 
а) верно; 
б) затрудняюсь сказать; 
в) неверно. 
14. 
Основные помехи для счастливой супружеской жизни кро-ются: 
а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги); 
б) трудно сказать; 
в) скорее в Вас самих. 
15. 
Чувства, с которыми Вы вступали в брак: 
а) усилились; 
б) трудно сказать; 
в) ослабли. 
16. 
Брак притупляет творческие возможности человека.  
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
17. 
Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.  
а) согласен; 
б) нечто среднее; 
в) несогласен. 
18. 
К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
19. 
Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупо-сти, говорит невпопад, неуместно шутит. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
20. 
Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того поряд-ка и организованности, которых Вы ожидали.  
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
22. 
Неправы те, кто считает, что именно в семье человек мень-ше всего может рассчитывать на уважение. 
а) согласен; 
б) трудно сказать; 
в) несогласен. 
23. 
Как правило, общество Вашего супруга (супруги) достав-ляет Вам удовольствие. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
24. 
По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента. 
а) верно; 
б) трудно сказать; 
в) неверно. 
Ключ 
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в. 
Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант от-вета (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) -- то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, -- 0 баллов. Далее подсчитыва-ется суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон те-стового балла 0--48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетво-ренности браком. 
Нормы 
Различия между средними для разводящихся и благополуч-ных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01. 
Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для сред-них суммарных баллов равны: 
· для разводящихся (20.76; 23.36), 
· для «благополучных» (30.92; 33.34). 
По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обе-их выборок с уровнем значимости 0,05. 
Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверитель-ных интервалов. Будем считать, что 
х(н) = 32, а х(р) = 22, 
при этом их средние квадратические отклонения равны 8. 
Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-ди-агностики испытуемого по его суммарному баллу. 
Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий: 
0-16  баллов - абсолютно неблагополучные, 
17-22 балла - неблагополучные,  
23-26 баллов - скорее неблагополучные, 
27-28 баллов - переходные,  
29-32 балла - скорее благополучные, 
33-38 баллов - благополучные, 
39-48 баллов - абсолютно благополучные 
Приложение 3 
Тест «Стиль конфликтного поведения» 
1.  
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; 
б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 
2.  
а) Я стараюсь найти компромиссное решение; 
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 
3. 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 
4. 
а) Я стараюсь найти компромиссное решение; 
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 
5. 
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь най-ти поддержку у другого; 
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной на-пряженности. 
6. 
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя; 
б) Я стараюсь добиться своего. 
7. 
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно; 
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 
8. 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 
9. 
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий; 
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 
10. 
а) Я твердо стремлюсь добиться своего; 
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение, 
11. 
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; 
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со-хранить наши отношения. 
12. 
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; 
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при сво-ем мнении, если он также идет навстречу. 
13. 
а) Я предлагаю среднюю позицию; 
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 
14. 
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; 
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 
15. 
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно-шения; 
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 
16. 
а) Я стараюсь не задеть чувств другого; 
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 
17. 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 
б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
18. 
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз-можность настоять на своем; 
б) Я дам другому возможность остаться при своем мне-нии, если он идет мне навстречу. 
19. 
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; 
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 
20. 
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия; 
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 
21. 
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру-гому; 
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 
22. 
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере-дине между моей и позицией другого человека; 
б) Я отстаиваю свою позицию. 
23. 
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же-лания каждого из нас; 
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответствен-ность за решение спорного вопроса. 
24. 
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я ста-раюсь идти ему навстречу; 
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 
25. 
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте; 
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к ар-гументам другого. 
26. 
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию; 
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каж-дого из нас. 
27. 
а) Зачастую стремлюсь избежать споров; 
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
28. 
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти под-держку у другого. 
29. 
а) Я предлагаю среднюю позицию; 
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возника-ющих разногласий. 
30. 
а) Я стараюсь не задеть чувств другого; 
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. 
По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, со-трудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи-тывается количество ответов, совпадающих с ключом. 
Ключ 
Соперничество : 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а. 
Сотрудничество : 2б, 5а, 8б, 11a, 14a, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б. 
Компромисс  : 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а. 
Избегание  : 1a, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б. 
Приспособление : 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а. 
Полученные количественные оценки сравниваются между со-бой для выявления наиболее предпочитаемой формы социаль-ного поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. 
Таблица 17 
 
| 
 № 
 | 
 Муж 
Жена 
 | 
 Сумма баллов 
 | 
 | 
 
| 
 1 
 | 
 Максим К 
 | 
 Ольга К 
 | 
 1 
 | 
 3 
 | 
 5 
 | 
 9 
 | 
 7 
 | 
 4 
 | 
 9 
 | 
 8 
 | 
 8 
 | 
 5 
 | 
 | 
 
| 
 2 
 | 
 Юлия Д 
 | 
 Дмитрий Д 
 | 
 4 
 | 
 2 
 | 
 11 
 | 
 8 
 | 
 6 
 | 
 8 
 | 
 3 
 | 
 6 
 | 
 6 
 | 
 6 
 | 
 | 
 
| 
 3 
 | 
 Дмитрий Ш 
 | 
 Надежда Ш 
 | 
 6 
 | 
 3 
 | 
 2 
 | 
 9 
 | 
 8 
 | 
 10 
 | 
 10 
 | 
 6 
 | 
 5 
 | 
 2 
 | 
 | 
 
| 
 4 
 | 
 Давыд Н 
 | 
 Наталья Н 
 | 
 3 
 | 
 3 
 | 
 10 
 | 
 7 
 | 
 3 
 | 
 9 
 | 
 7 
 | 
 4 
 | 
 7 
 | 
 7 
 | 
 | 
 
| 
 5 
 | 
 Дмитрий Щ 
 | 
 Анна Щ 
 | 
 1 
 | 
 0 
 | 
 7 
 | 
 8 
 | 
 8 
 | 
 9 
 | 
 7 
 | 
 6 
 | 
 7 
 | 
 7 
 | 
 | 
 
| 
 6 
 | 
 Алексей Я 
 | 
 Инна Я 
 | 
 3 
 | 
 2 
 | 
 4 
 | 
 7 
 | 
 9 
 | 
 6 
 | 
 6 
 | 
 9 
 | 
 8 
 | 
 6 
 | 
 | 
 
| 
 7 
 | 
 Александр С 
 | 
 Наталья С 
 | 
 3 
 | 
 1 
 | 
 8 
 | 
 8 
 | 
 8 
 | 
 9 
 | 
 7 
 | 
 5 
 | 
 4 
 | 
 7 
 | 
 | 
 
| 
 8 
 | 
 Сергей Б 
 | 
 Илона Б 
 | 
 3 
 | 
 7 
 | 
 9 
 | 
 7 
 | 
 9 
 | 
 6 
 | 
 3 
 | 
 10 
 | 
 6 
 | 
 0 
 | 
 | 
 
| 
 9 
 | 
 Владимир К 
 | 
 Инна К 
 | 
 2 
 | 
 4 
 | 
 8 
 | 
 11 
 | 
 8 
 | 
 6 
 | 
 6 
 | 
 3 
 | 
 6 
 | 
 6 
 | 
 | 
 
| 
 10 
 | 
 Михаил Ж 
 | 
 Елена Ж 
 | 
 0 
 | 
 1 
 | 
 8 
 | 
 7 
 | 
 9 
 | 
 8 
 | 
 6 
 | 
 7 
 | 
 7 
 | 
 7 
 | 
 | 
 
 | 
 
Приложение 4 
Ключ к тесту «Дом-Дерево-Человек» 
Рисунок в целом 
Первым нарисован дом - безопасность, успех. 
Первым нарисовано дерево - основная жизненная энергия. 
Размещение рисунка точно в центре - незащищённость и ригидность. 
Рисунок, изображённый вдали, сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим. 
Дом 
Двери боковые - отчуждение, уединение, неприятие реальности. 
Двери открытые - это сильная потребность к теплу извне. 
Дом вблизи - открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства. 
Дом вдали - чувство отвергнутости. 
Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение. 
Исполнение одним цветом - боится эмоционального возбуждения. 
Окна без стёкол - враждебность, отчуждённость. 
Отсутствие дверей - испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). 
Отсутствие основы стены - слабый контакт с реальностью. 
Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.  
Стена одномерная перспектива - имеются тенденции к отчуждению, оппозиции. 
Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. 
Ступеньки, ведущие в глухую стену - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности. 
Человек 
Большие пальцы - грубость, чёрствость, агрессия. 
Волосы заштрихованы - тревога связана с мышлением или воображением. 
Глаза как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. 
Длинная тонкая шея - торможение. 
Длинные ресницы - кокетливость, склонность демонстрировать себя. 
Зубы чётко нарисованы - агрессивность. 
Лицо без ничего - нет сенсорного контакта с действительностью. 
Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость. 
Много гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация. 
Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости. 
Нечёткая голова - застенчивость, робость. 
Ноги короткие - чувство физической или психологической неловкости. 
Ноги отсутствуют - робость, замкнутость. 
Отсутствие ушей - неприятие критики 
Отсутствие шеи - нет связи между сферой контроля и сферой влечения. 
Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие. 
Пальцы обрублены - вытесненная агрессия, замкнутость. 
Пальцы одномерные обведены петлёй - сознательные усилия против агрессивного чувства. 
Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности. 
Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины.  
Плечи слишком угловаты - признак чрезмерной осторожности, защиты. 
Плечи широкие - сильные телесные импульсы. 
Подбородок слишком подчёркнут - потребность доминировать. 
Подведённые глаза - грубость, чёрствость. 
Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства. 
Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах. 
Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то. 
Руки напряжены и близко к телу - напряжение. 
Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. 
Руки шире у ладони - недостаточный контроль действий и импульсивность. 
Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. 
Человек без определённых частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом. 
Особенности начертания  
Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность. 
Изменчивые штрихи - незащищённость, недостаток упорства. 
Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, мобильные настроения. 
Короткие штрихи - импульсивное поведение. 
Линии неодинаковой яркости - напряжение. 
Недостаточная детализация - тенденция к замкнутости. 
Неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога. 
Сильный нажим - энергичность, настойчивость. 
Штрихи угловатые, скованные - напряжённость, замкнутость. 
Штриховка - сфера конфликта. 
Штриховка, выходящая за пределы рисунка - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. 
Дерево 
Ветви в верх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. 
Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему. 
Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. 
Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом. 
Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели. 
Зигзаги в листве - осторожность и скрытость. 
Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. 
Несколько совместных линий, касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность. 
Ствол зачернён - внутренняя тревога, подозрительность. 
Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи. 
Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья, поиск поддержки. 
Ствол оторван от земли - недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. 
Ствол расширен книзу - поиск надёжного положения в своём кругу. 
Толстые ветви - хорошее различение действительности. 
Штриховка листвы - напряжение, тревожность. 
Array                           
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
	
	
					
							 |