бесплатные рефераты

Краткий курс психофизиологии

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии - психофизика.

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются.

Верхний порог- максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax) Интервал между Jo и Jmax носит название "диапазона чувствительности)..

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (?J). Величина ?J пропорциональна интенсивности сигнала J; ?J/J = К - закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового - К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера) Е = klogJ + с.

5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tg ?/2 = h/2L, где ? - угловой размер объекта, h - линейный размер, Е - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов. опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40.

Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

6. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 - 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

a. механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

b. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

c. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Процессы памяти

1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

2. Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

* пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

* ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

* иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории - более общей или более частной - он соответствует).

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

* возраст;

* характер информации и степень ее использования;

* интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

* подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения - это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности - основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Формы воспроизведения:

*узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

*воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

*припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

Психология развития ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра, как ведущая Деятельность, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открываем и путь к формированию новых интеллектуальных операций.

Речь.

В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи, развивается грамматический строй. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее хар-ном для этого возраста.

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет - значит легкий, большой - значит тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее).

Память.

В этот период легче всего запоминать разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 г.) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования Личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание. Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его Деятельность является эмоционально насыщенной.

Мотивационная сфера.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления его Личности.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система.

Самосознание.

формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.

Начинается осознание себя во времени. В 6 - 7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Это период первоначального становления Личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Психология развития в младшем школьном возрасте

1. Проблема обучения с 6 лет - непроизвольная память, внимание 10 - 15 минут, познавательные мотивы неадекватны образованию, завышенная самооценка.

2. Готовность к школе - развитие мотивационной сферы, интеллектуальной, произвольной, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, способность обобщать, сравнивать, классифицировать, определять причинно-следственные связи, делать выводы.

Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет. Этот период называют вершиной детства.

Кризис 7 лет.

Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Как считает Л.И. Божович - это период рождения социального «Я» ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний - устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувтсв. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование - произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Учебная Деятлеьность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка.

Мотивация (по Эльконину) - учебно-познавательная (потребность в саморазвитии).

Мышление - переход от наглядно-образного к словесно-логическому. В процессе обучения формируются понятия (научные). Это дает основу для развития теоретического мышления. Появляется рефлексия - осознание детьми своих действий.

Восприятие.

Недостаточно дифференцированно: ребенок в этом возрасте иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (6 и 9). В глаза бросаются более яркие «свойства», поэтому очень важно научить ребенка в этом возрасте наблюдать. К концу периода появляется синтезирующее восприятие (установление связей между элементами воспринимаемого). Ребенок может судить о вещах без жесткой зависимости от наглядной ситуации.

Развивается произвольная память и осмысленность. Обучение с каждым годом все больше на нее опирается. Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.

Внимание.

Без него невозможен процесс обучения. Они уже могут фокусировать свое внимание на неинтересных вещах, но все же преобладает непроизвольное внимание. Заниматься сосредоточенно одним делом могут 10 - 20 минут. Учебная Деятельность развивает произвольное внимание.

Мотивационная сфера (Леонтьев).

Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив учения - получение высокой оценки; другие мотивы - долг, ответственность и т.д. тоже осознаются учениками. Познавательная мотивация - мотив самосовершенствования, учебно-познавательный. Мотивация достижения нередко становится доминирующей. Престижная мотивация менее распространена (характерна для детей с завышенной самооценкой). Мотивация избегания неудач (избегание получить двойку, а не желание получить пять). У неуспевающих детей возникает компенсаторная мотивация (утверждение себя в иной, не учебной Деятельности).

Самосознание - оценка имеет очень сильное влияние на самооценку.

Для полноценного развития Личности необходимо чувство компетентности (по Эриксону). Учебная Деятельность - основная для младших школьников, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, то это искажает развитие Личности.

К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия - тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

Нормы и ценности перенимаются от взрослых. Школа + семья = внешние факторы развития самосознания.

Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)

Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.

Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка.

Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны.

Цель любой периодизации -- обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том -- что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время С.Холл, П.Блонский, А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Э.Эриксон, Д.Эльконин и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации.

В психологии используется следующая наиболее общая периодизация.

1.Младенческий возраст - от рождения до 1 года.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:

- физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

- психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Ведущей деятельностью этого периода является эмоциональное общение ребенка со взрослым. Ребенок имеет безусловные рефлексы - дыхательный и сосательный, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный"). Основную часть времени ребенок спит. К концу периода возникает слуховое и зрительное сосредоточение и автономная речь. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления.

2. Раннее детство - от 1 года до 3-х лет.

Ведущая деятельность - предметная, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Этот период сензитивен к усвоению речи. Автономная речь исчезает и превращается во "взрослую". К 1 году словарь ребенка состоит из 10 слов, а к 3-м годам - уже 1000-1500 слов. Среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Начинается переходный период - кризис 3 лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это негативизм, упрямство, обесценивание, а также кризис самости.

3. Дошкольный возраст - от 3-х до 6-7 лет.

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Происходит развитие мотивационной сферы: самый важный механизм - соподчинение мотивов. Ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Развивается самооценка. Также для этого периода характерна половая идентификация и осознание себя во времени. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

4. Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет.

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, центром которой становится учитель. Ведущая деятельность - учебная - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Анализирующее восприятие становится синтезирующим. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

5. Подростковый возраст (отрочество) - от 11 до 17 лет.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Происходит развитие самосознания (формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"). Характер становится акцентуированным. Пубертатный кризис (едва ли не весь подростковый период) проявляется: 1) кризисом идентичности - расставание со своим "детским я", осознание себя в мире, философское осмысление себя в окружающем - "кто я?", 2) кризисом авторитетов - снижается авторитет родителей, чаще авторитетом является кто-то из подростков, нередко даже полное отрицание авторитетов, 3) сексуальным кризисом - очень типичны проявления, связанные с половым метаморфозом.

6. Юность - от 18 до 22 года.

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Центральный психический процесс юности - развитие самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, осознание собственных психических состояний, а вместе с тем и своей уникальности, непохожести на других с характерным для ранней юности чувством одиночества или страхом одиночества. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение.

7. Взросление - от 23 до 29 лет.

Социальной ситуацией развития является рабочий коллектив, новая семья, окружающее общество. Особенности: 1) поиск спутника жизни, 2) принятие второй половинки, 3) жизнь в новой семье, 4) родительская роль (начало), 5) развитие карьеры, 6) выработка стиля жизни, 7) принятие обязательств. Основные новообразования: приобретение знаний и навыков

планирования семейного бюджета. Кризисом этого периода становятся межличностные переговоры и разрешение конфликтов.

8. Переходный возраст - от 30 до 35 лет.

В этот период происходит смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжается родительская роль; переоценка значимости людей. Осуществляется переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни. Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки старения. Этот период совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их родителям.

9. Зрелость - от 36 до 50 лет.

Это время завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной

жизни, так и к жизни вообще. Успешное разрешение кризиса середины жизни обычно включает переформулировку целей, тогда наступает период "новой стабильности". В возрасте около 50-ти лет у многих людей наблюдается психологическое явление, которое принято называть "кризисом идентичности" (своеобразный кризис собственного Я). Появляется потеря чувства нового, ощущение " отставания от жизни", понижение уровня профессионализма. Человек, привыкший себя считать способным, нужным, лицом, соответствующим своему социальному статусу, обнаруживает, что он стал иным. Возникают сомнения в своих возможностях, неуверенность, пропадает радостное ощущение полноты жизни, развивается подавленность, причины которой осознаются не сразу, а осознаваясь, переживаются как исчерпание своих возможностей и т.д.

10. Пожилой возраст - 51-65 лет.

Пожилой возраст - это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». В этот период снижается гормональная активность ферментативных процессов, интенсивность обмена веществ. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Для этого периода характерна эгоистическая стагнация - это прерванная связь с настоящим временем, отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Она обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Этот периода обостряется возникающими недомоганиями, проявляющиеся в болезни.

11. Старость - старше 65 лет.

Этот период характеризуется обратным развитием. Происходят изменения в анатомо-физиологическом строении. Снижается подвижность и активность психических процессов, притупляется острота восприятия, ухудшается память, в первую очередь на текущие события, затрудняется осмысливание поступающей информации и снижается умственная работоспособность (в первую очередь, за счет умственной утомляемости), обедняется эмоциональная жизнь (даже люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь, становятся более спокойными, находят радости во все более узком кругу). Жизнь старого человека в основном состоит из потерь: умирают родные и близкие, с уходом на пенсию исчезает привычная производственная занятость, ослабевают и прерываются прежние социальные связи. Наслаивающиеся биологические и социальные изменения сопровождаются постепенным трансформированием личности: бережливость превращается в скупость, обстоятельность в ригидность, тугоподвижность и раздражительность - в постоянную гневливость. Нередко на передний план выступают инфантильные черты; от окружающих ожидается материнская защита и внимание (часто проявление недовольства из-за "невнимательности врачей" и т.п.). Старые люди избегают перемен в своей жизни, всё чаще в мыслях уносятся в прошлое (которое хорошо помнится). Прошлое (где они были молоды, здоровы, играли активные социальные роли) нередко противопоставляется настоящему и это сравнение не в пользу настоящего, где они стары, больны, одиноки.

Однако около 70% находящихся на пенсии могут продолжать работу и многие находят новые занятия. Активность пожилых улучшает их самочувствие, поэтому не следует чрезмерно огранивать их от доступной им деятельности. В качестве компенсации многих психических недостатков в позднем возрасте также выступают богатый профессиональный и жизненный опыт и сопровождающие его мудрость, снисходительность и другие положительные свойства личности. При хороших условиях человек долго сохраняет высокий уровень психической деятельности.

Потребности - субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ