бесплатные рефераты

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

12

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент

Кукушкин Александр Валерьевич

Группа Г1-23

Курс 1

№ зачетной книжки 09465

дом. телефон 245272

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель

Федорова Л.И.

Мурманск

2004

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ..........................................2

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является

известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-

ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

Итогом его научных изысканий послужила теория пси-

хосексуального развития общества и индивида. В своем

мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-

ласти психиатрии, он руководствовался постулатами

естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-

рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

представление об основополагающем значении для челове-

ческого поведения "психической энергии", присущей

инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В

психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

но автономные, но постоянно взаимодействующие между

собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

(см. сноски на последней странице), которое внедряется

в "Я", но без специального анализа не осознается им.

По мнению Фрейда, причиной невроза является особого

рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

В чем же заключается основной конфликт этих трех

субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

Если считать, что человек - такое же детище при-

роды, как и остальные известные нам живые существа, то

он в определенной мере наделен теми же качествами, что

и они. Если считать, что животные не наделены таким

разумом, как человек, то единственной точкой сопри-

косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

размножения, которые, в свою очередь, складываются из

множества инстинктивных факторов. Причем эти два

инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

ции, которые делают любой организм живым. Изначально

эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

му, что у человека появились приспособления для добы-

вания пищи, он стал использовать пищу не только для

того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие

приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"

Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

В нашем случае разумом является "эго". Так как

инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

костью, то есть в строго концентрированном состоянии

"оно" находиться не может, потому что в этом случае

при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-

мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

положить, что каждому предмету и явлению соответствует

свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

ческой психике присуще свое место и время в общей при-

роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо

развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

наружная оболочка с развитием культуры все растет и

утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

ление внутри становится столь велико, что внутреннее

содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

внутренний конфликт и является главным противоречием

между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

случайно с ростом и развитием культуры человечество

все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

главная проблема в том, что человек не догадывается о

противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих

запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической

дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-

дел средство восстановления психического здоровья.

Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-

руживается то место в психике, в котором наблюдается

давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

наружив это место и устранив в нем возникшее противо-

речие, человеку возвращается здоровая психика.

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

"Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой

психики. Так как человек живет в обществе, то оно

оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

ше рассуждениям. Если человек представляет из себя

систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна

существовать не может, она погибает (вычлените из ор-

ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,

та, в свою очередь, образует орган, а последний -

систему органов, образующих большой, единый организм.

Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.

Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-

купность всех общественных отношений (контролирующих

поведение человека).

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и

"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается

на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-

нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был

запрещен (религией, законодательством). Эту запретную

установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.

Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте

направлено на близких, а в большей степени, на мать,

так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

что вольно или невольно бессознательное "оно" создает

инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной

стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него

появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда

можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-

ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

лись против неограниченной власти отца и, сговорив-

шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл

убийства, они испугались, что то же может произойти и

с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

и каждый в своей новообразовавшейся семье установил

(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то

есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-

няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.

Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Естественно, на основании всего вышесказанного

можно сделать вывод о том, что мир движется за счет

противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-

дать, что нет ни одного здорового человека, так как у

каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо

внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке

постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-

тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них

состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество

предопределило норму сексуального общения, и через эту

узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-

хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-

няет первый, является следующим: по второму закону ди-

алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

другое качество, в частности в энергию социальную, то

есть человек делается социально активным. Если оба ка-

нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-

мальном состоянии. Если не работает первый канал, то

вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не

работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в

бессознательное, могут привести к так называемому пси-

хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых

различных формах: от фонтомных болей до психических

расстройств, как то: мания преследования, паранойя и

др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-

дотвратить их.

Естественно, мы описали упрощенную схему действия

психики. Организм человека, в частности его психика,

являются автономной, саморегулирующейся системой и,

пожалуй, главным фактором искажения психики является

не конфликт между бессознательным и сознательным, а

воздействия "сверх-Я".

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-

ентирован на изучение и излечение психики индивидов,

но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-

яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют

сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

альными нормами нравственности и права, возникшими на

заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-

яснить как, почему, при каких условиях они возникли,

утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было

привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

дить об общем развитии человечества по своему опыту,

приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

отдельных лиц за все время их развития от детского

возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-

ристики с отдельного человека на все человечество,

Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции

общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

чество психологические черты не просто индивида, а

невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-

шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-

рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии

проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

ется характерной и для первобытного человека. Через

нее проходят все народы в своем культурно-историческом

развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

человечества является отречением от природных

страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-

тарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин

"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-

начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-

ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

"она охватывает все приобретенные людьми знания и

способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-

ностей", и в то же время она включает все институты,

регулирующие отношения между людьми, в особенности

распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

тикультурные традиции и что эти стремления у значи-

тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-

ляют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между

двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

бавится от нее); с другой стороны, культура защищает

его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать

все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-

ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

грузом ложится на его психику. В какую же сторону

склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

этом так: "В силу этого всякая культура должна быть

построена на принуждении и на отказе от влечений, и

при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-

териальных интересов передвинут на психику. Решающим

является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить

для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от

своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие

им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о

том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

ности в культуре.

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной

работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-

шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

недальновидны, они не любят отказываться от влечений,

не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого

отказа, а индивидуальные представители масс поощряют

друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь

благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых

ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к

напряженной внутренней работе самоотречения, от чего

зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

ми становятся личности с незаурядным пониманием этой

жизненной необходимости, сумевшие добиться господства

над собственными влечениями. Но для них существует

опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,

они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому

нам представляется необходимым, чтобы они были неза-

висимы от власти как распорядители средств власти.

Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

ными свойствами, ответственными за то, что институт

культуры может поддерживаться лишь в известной мере

насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

ны против их страстей.

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

Культурологические размышления Фрейда неизбежно

подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-

реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-

нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

мание на их связь с религиозными представлениями, тем

более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.

Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,

что при падении религии деградирует и культу-

ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

те своего развития налагает запреты на его желания.

Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна

отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

защитить его от проявлений природы и от посягательств

на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто

же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый

замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,

устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает

отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять

его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают

свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом

остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою

очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как

бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-

награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд

установил, что религия является массовым неврозом. На

основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что

религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

вое невротическое состояние. Так, например, если нев-

ротик боится не производить какие-то определенные дви-

жения, то любой истинно верующий человек так же боится

не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница

заключается лишь в том, что невротик не может объ-

яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

верующий человек, в зависимости от своего познания те-

ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-

венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-

тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда

опасней общественного, так как он отрицательно влияет

на физическое состояние больного, тогда как данный об-

щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

же религию можно назвать и антиневрозом, так как она

помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

альные противоречия. И разрушение религии

ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-

далось в России после революции, хотя позже произошла

подмена веры. Для развития общества нужны какие-то

основы, и с падением старых появляются новые. Так,

например, религиозную основу в России сменила комму-

нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже

рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко

возросло астеническое состояние общества, возросла

преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

и т.д.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория

Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-

на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в

оценке и понимании развития человеческого общества.

Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-

ред в познании человеческой психики и раскрытия ее

глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-

валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-

менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

в своих исследованиях. В своей работе я попытался

раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-

гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,

а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-

тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и

работ, посвященных фрейдизму.

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

1.Бессознательное - действия человека, которые он

совершает, не отдавая себе отчета, автоматически.

Бессознательный характер носит психическая деятель-

ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-

ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-

тики, является антагонистом сознанию и является

вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-

тельное носит врожденный характер и определяет все по-

ведение человека.

2.Я - философское понятие, обозначающее субъект

преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-

ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

шений Я формируется культурой, то есть культурные и

моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

3.Супер-эго - это интериорезированные культур-

но-социальные нормы.

4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к

раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и

развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-

новешиваются, то есть находятся в более стабильном

состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со

временем проявляют себя.

5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом

спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его

убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип-

та) и долго странствующий, возвращается на родину и,

убив своего отца, женится на своей матери и становится

царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-

гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал

его.

7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также

инцест, который позже был запрещен религией.

8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

ально-культурную основу) подверглась бурной крити-

ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться

на теорию Дарвина, то "филогенез есть повторение ото-

гинеза", то есть индивидуальное развитие организма

повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-

дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-

вивается общество, ибо развитие человека в точности

повторяет развитие общества.

9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные

представления об искомом предмете можно получить, лишь

сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

чия.

10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

Если взять за основу то, что дети в результате

действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

ений убили своего отца, а позже испугались, что такое

может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему

кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

они стали поклоняться своему мертвому предку и все

бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-

ное раз в год убивается племенем.

11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-

чивые мысли и движения и действия.

12.Не следует путать общественный невроз с рево-

люционными взрывами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/

Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

ринтное воспроизведение издания 1913 г.

3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-

тературы, 1992.

4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная

философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,

1977 г.

5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:

Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-

туры, 1982 г.


© 2010 РЕФЕРАТЫ