1. Дошкольное детство ( 3 - 7 лет ). Общая характеристика 5
1.1. Кризис 7 лет 11
2. Негативные личностные проявления 12
2.1. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста 12
2.2. Дух противоречия 15
2.3. Эмоциональная неуравновешенность 16
2.4. Неврозы детей, причины и следствия 17
Невроз страха. 20
Неврастения. 20
Истерический невроз. 21
Невроз навязчивых состояний. 22
2.5. Эгоизм, эгоцентризм дошкольника 23
2.6. Сквернословие 25
2.7. Когда ребенок говорит неправду 27
2.8. Детская мастурбация 29
3. Коррекция негативных личностных проявления у детей 32
Выводы 35
Литература 36
Введение
Изучение психологических особенностей поведения дошкольников является чрезвычайно актуальной современной проблемой. Это обусловлено общим ростом категорий насильственных преступлений в современных условиях и, соответственно, ростом числа пострадавших. Ряд исследователей (Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мухина В.С., Раттер М.), занимающихся определением основных закономерностей поведения человека, отмечают, что поведение дошкольника имеет свои специфические особенности.
Изучение поведения дошкольников в основном осуществлялось в аспекте исследования процесса развития личности ребенка. Проведенные исследования показали, что при определении основных методов воспитания и обучения ребенка недостаточно изучение поведения ребенка. Действия ребенка и воспитателя, родителей в определенной мере взаимообусловлены, что требует рассмотрения их поведения в едином пространстве.
ОБЪЕКТ РАБОТЫ - личность ребенка дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ РАБОТЫ - психологические личностные детерминанты негативного поведения детей дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ - на основании изучения личностных особенностей негативного поведения дошкольников разработать некоторые из возможных подходы к коррекции поведения ребенка и выяснить психологические детерминанты их поведения.
В соответствии с поставленной целью работы были определены следующие задачи:
На основании изучения литературы осуществить психологический анализ особенностей взаимоотношения взрослого и ребенка;
Ознакомиться с негативными психологическими аспектами поведения детей дошкольного возраста;
Изучить основные формы проявления негативного поведения детей дошкольного возраста;
Выяснить психологические детерминанты их негативного поведения;
Предложить некоторые из возможных подходов к коррекции поведения ребенка.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Базой явились работы в психологии С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Мухиной В.С.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы состоит в описании основных психологических особенностей негативного поведения жертв сексуальных преступлений; полученные данные расширяют представление о механизмах регуляции поведения человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ работы состоит в том, что:
предложенные некоторые из возможных подходов к коррекции поведения ребенка можно с успехом использовать в практической деятельности воспитателей, психологов, а также, возможно, родителями;
СТРУКТУРА РАБОТЫ Работа состоит из 35 страниц печатного текста, 5 примеров психологической коррекции негативного поведения детей дошкольного возраста.
1. Дошкольное детство (3 - 7 лет). Общая характеристика
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны многие нежелательные проявления оказываются приходящими, временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу школьного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, "многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным..." [2].
Ведущая деятельность - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию.
Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий.
На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.
В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов, например, сценотеста.
Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".
Новообразование дошкольного возраста
Новообразованием являются комплексы готовности к школьному обучению:
коммуникативная готовность;
когнитивная готовность;
уровень эмоционального развития;
технологическая оснащенность;
личностная готовность.
Коммуникативная готовность
Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.
Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.
Когнитивная готовность
Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Все это связано с игрой. По Пиаже, дошкольник находится на 2 стадии умственной активности. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, центрация и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
4-5 лет - апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается ("Это не по правде"). Когда ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф.
Отличается сказка от мифа по функции. Миф - объяснение некоторых сторон действительности. А сказка - средство организации поведения ребенка, у нее сугубо педагогическая функция. Сходство - в системе образов.
Ребенок творит собственную мифологию, начиная с 5 лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении. Эти вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир). Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая исходная форма теоретического мышления ребенка.
К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития.
Анимизм. Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.
Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант - дать простые и прямые ответы на их вопросы [4].
Уровень эмоционального развития
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться также справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Технологическая оснащенность
Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение. В.В.Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности - высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.
Мнимая ситуация - это основная единица игры. Существенным моментом для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо лошади).
Если в полтора года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с которым это действие осуществляется).
Воображение - это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами.
Личностная готовность
Личностная готовность проявляется в самоактуализации.
Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное - с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков - в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.
Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: (1) притязания личности; (2) Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений.
Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.
Стратегия родителей - сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.
Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".
Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока".
Формирование Я-концепции. Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.
Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.
Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.
Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.
Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.
Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов. Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок [3].
1.1. Кризис 7 лет
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально-приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности [1].
2. Негативные личностные проявления
2.1. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста
Очевидно, что ребенку присуща определенная агрессивность. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком.
Крайне редко удается избавить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следовало стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрес-сивность способна развить дух инициативы или же поро-дить замкнутость и враждебность, может сделать ребен-ка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.
Разумеется, нам важно поощрять развитие положи-тельных сторон агрессивности и препятствовать ее отри-цательным чертам. Для этого необходимо понять ее при-роду и происхождение. Нет сомнения, что агрессивность обнаруживается очень рано. Каждый может убедиться в этом на собственном родительском опыте. В отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение.
С самого рождения ребенок целиком и полностью за-висит от нас, родителей, причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если наши заботы о нем совершенно непроизвольны (что в общем-то далеко не так), мы, взрослые, в силу целого ряда различных причин порой вынуждены уделять детям меньше внима-ния, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Мы не в силах избежать подобных поступков, и мало проку от нашего намерения не делать этого. Мы стараемся по мере возможности помочь ребенку освоить-ся в окружающем мире, но малыш все равно чувствует себя подавленным его огромностью. Должно пройти 2,5 года, прежде чем он сможет дотянуться до дверной ручки лишь затем, чтобы убедиться -- у него не хватает сил по-вернуть ее. Неспособность управлять своими побужде-ниями и желаниями и неумение контролировать их ус-ложняют жизнь ребенка. Возникшие одновременно чув-ства голода и усталости, например, неизменно становят-ся для него причиной гнева и раздражения.
Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Нет такого дня, чтобы какой-нибудь его порыв или какое-либо желание не были подавлены. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаян-но гневному протесту. Вот так и рождается агрессив-ность, отсюда она и проистекает. Агрессивная реакция по своей сути -- это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение ве-щей. Все это совершенно нормально и, безусловно, пред-почтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повинове-ние, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.
В жизни немало ситуаций, которые вынуждают чело-века на борьбу. Нам нравятся люди, презирающие опас-ность, преодолевающие препятствия, упорные в достиже-нии цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Одна-ко с агрессивностью связаны также ложь, вымогатель-ство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство. Вот почему речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не при-носят вреда личности и обществу.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке -- прояв-лять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная агрессивность отличает как раз тех детей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми, проявлениями уважения, послушания, привя-занности, когда хотят получить прощение,-- это их спо-соб добиться любви.
Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка, и из этого заключает, что у детей вообще нет ос-нований быть агрессивными. Мы любим своих детей, это верно, но далеко не все проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее. Ребенок, на-пример, не ощущает нашу нежность, когда мы энергично отмываем ему уши. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но порой и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь, и смею утверждать, что для многих родителей это стало прави-лом поведения. Вот почему, если ребенок видит в нас злыдней, которые более или менее регулярно подавляют его, мешают жить, препятствуют удовлетворению его же-ланий, он непременно делается злым и агрессивным [11].
Тут могут быть разные ситуации. Если агрессивность проявляется в первые 2 или 3 года жизни малыша, он бу-дет изливать ее непосредственно на нас. И так будет про-должаться в течение еще нескольких лет. Он будет пла-кать, кричать, намеренно не слушаться, а иногда даже попытается ударить нас, своих родителей. Все это совер-шенно нормально. Если же он был чересчур избалован или заласкан в первые 3 или 4 года, его психическое раз-витие окажется замедленным, и тогда всякое изменение нашего отношения к нему начнет стимулировать агрес-сивные действия, которые он тоже выплеснет на нас. Но если его возмущение постоянно подавляется, оно накап-ливается и проявляется нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что аг-рессивность уже выливается в иные формы.
Психологи называют подобный феномен “перенесение”, это одна из самых обычных примет агрессивности. Вот при-мер: ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же от-крыто излить свою злость на мать и “переносит” гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителями, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом преж-де всего потому, что они взрослые, пользуются реаль-ным авторитетом и- у них больше возможностей настоять на своем. К тому же ребенку уже привито чувство ува-жения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. Он сам огорчен из-за своего агрессивного поведения, у него рождается чувство вины и даже боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность, и возни-кает порочный круг.-- ребенок чувствует себя подавлен-ным не только родителями, но также собственным чув-ством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена и на всякие другие объекты.
Негативная сторона этой стадии развития состоит в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он в ссоре с родителями, теряет друзей, ис-пользует лишь минимальную часть своих интеллектуаль-ных возможностей и живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и собственной вины. Не-редко он становится жертвой необоснованных и непод-властных ему страхов. Все сказанное относится в основ-ном к несчастным детям, неспособным обрести мир внут-ри себя и улучшить отношения с окружающими. Их аг-рессивность не уменьшается со временем именно потому, что она привычна и неконтролируема.
Для “лечения” агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения. Не надо забы-вать, что, когда мы имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Нет нужды говорить, что было бы очень полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исклю-чить их.
Довольно часто нам приходится сталкиваться с упрям-ством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периоди-чески бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует родителей. Самое сложное в такой про-блеме -- наша реакция на упрямство детей, на этот свое-образный вызов. Упрямство так удивляет и обижает нас, мы настолько поражены собственным бессилием, что лег-ко выходим из равновесия и начинаем вести себя непра-вильно. Обычно мы пытаемся вновь утвердить свой авто-ритет таким сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряем престиж окончатель-но, даже если вынуждаем малыша подчиниться нам. В иных случаях мы делаем вид, будто нас нисколько не волнует его упрямство, и начинаем пренебрегать ребен-ком, то есть попросту отвергаем его.
Вот две причины, по которым оба способа так вести себя обречены на провал. Во-первых, длительность и ин-тенсивность упрямства ребенка внутренне связаны. Во-вторых, родители несмотря на всю твердость, с которой выражают свою волю, далеко не всегда могут убедить де-тей в своей правоте. Чем сильнее мы пытаемся повлиять на ребенка, тем больше он начинает игнорировать наш авторитет, выражая свое отношение неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением.
Если упрямство -- явление повседневное, то вряд ли можно надеяться чем-то тут помочь. Речь идет уже не просто о каком-то временном эпизоде. По-видимому, серьезно нарушены взаимоотношения родителей с ре-бенком, так, например, как это бывает, когда малыша кормят насильно в первые месяцы его жизни или когда вынуждают к повиновению десятком различных способов. Хотя родители убеждены, что делают все ради блага ре-бенка, сам он этого не понимает, сердится, злится. Очень упрямые дети обычно не сразу делаются такими, а посте-пенно, в силу многих причин. В таком случае нужно по-думать об улучшении взаимоотношений ребенка с роди-телями, сделать так, чтобы он мог увидеть в них людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересу-ются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним и больше не опираются на утвержденный силой автори-тет, как было раньше.
Если ребенок не слишком упрям, помочь делу проще. Нужно развлечь его и заставить подумать,-- это может принести пользу, хотя, надо признаться, далеко не всег-да. Когда родители не живут в согласии со своим ребен-ком, самое главное, о чем надо постоянно помнить,-- мы настаиваем на нашем мнении, потому что имеем боль-ший, нежели у малыша, опыт. В таких случаях говорить с ребенком надо твердо, не взрываясь от гнева, не обна-руживая свое плохое настроение. Твердость иной раз мо-жет быть полезнее ласки. Не следует впадать и в другую крайность -- не надо изображать из себя святого, чтобы ребенок, готовый согласиться с нашей точкой зрения, не почувствовал себя униженным. Так мы поможем ему отказаться от второсортного удовольствия позлить нас и поможем добиться желаемого по-хорошему.
Итак, решительность, с какой мы защищаем нашу позицию в общении с упрямыми детьми, более эф-фективна, чем принуждение. При этом мы не только де-монстрируем ему лучшую норму поведения, которой он может подражать с пользой для себя, но исключаем и по-явление у него чувства вины, часто возникающего после наших вспышек гнева. Как это ни трудно, иногда нужно попытаться отложить решение какой-нибудь спорной проблемы на день или два либо привлечь к ее решению друзей. Другими словами, практика контроля над собой -- лучший способ научить самоконтролю детей [13].
2.2. Дух противоречия
Дух противоречия -- то же самое, что непослушание. Пе-дагоги обычно предпочитают первый термин второму, но смысл их одинаков, разве что первое понятие более объ-ективно. В утверждении, что ребенок непослушен, обычно кроется еще кое-что помимо самого факта непослуша-ния -- невыполнения нашего распоряжения. К тому же ребенок может не слушаться именно нас, но быть по-слушным с другими людьми. Кроме того, мы можем и оши-баться, делая столь широкий вывод, тогда как на самом деле в нем отражается лишь наше личное недовольство. Дух противоречия, напротив, понятие более общее. Оно означает, что враждебность ребенка дошла до предела и стала проявляться в постоянном желании делать все наоборот. Мы говорим -- белое, он -- черное, мы заявляем, что уже поздно, а он -- рано, мы отмечаем: се-годня хорошая погода, он возражает -- нет, отвратитель-ная. Но самое огорчительное, он не только убежден в том, что говорит, но и поступает согласно своему убеждению. Иметь дело с таким ребенком -- все равно что беспрестанно воевать с ним, потому что он все время находит, против чего возразить или восстать.
Хотя многие связывают дух противоречия с опреде-ленными периодами в развитии ребенка, не все так просто. Здесь нередко таится причина, которую пред-стоит обнаружить, потому что дух противоречия воз-никает на основе чувства враждебности, ро-дившегося у ребенка. Вот почему все наши усилия снять лишь внешние проявления непослушания не принесут никакого результата. Ведь они не ликвидируют истинные причины враждебности ребенка. И пока мы не дадим ему убедительных поводов проявить себя с хорошей стороны, до тех пор наказывать его за непослушание -- все равно что конопатить одну пробоину, чтобы тут же обнаружить несколько других [7].
Рискуя показаться назойливыми, мы все же еще раз повторим, что самое полезное в данном случае -- просто улучшить наши взаимоотношения с ребенком. Дети го-раздо охотнее принимают наши указания, советы, под-сказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания -- это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсут-ствие нашей любви. Единственный способ преодолеть по-добную трудность -- постараться поменьше читать им мораль и почаще развлекаться с ними. Пройдет, возмож-но, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменит-ся, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты: малыш перестанет про-тиворечить нам, ибо он делал это лишь для того, чтобы привлечь к себе наше внимание, которого ему не-доставало. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему, сам собой исчезнет и дух противоречия.
2.3. Эмоциональная неуравновешенность
Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор-чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката-ется по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не вы-сохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подоб-ное поведение детей совершенно нормально.
Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, сов-сем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назав-тра -- живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на но-вое место, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату... Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного об-стоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ре-бенку избавиться от него, часто бывает, что чувства ма-лыша вызывают у нас полное недоумение.
Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затяги-вается надолго -- к примеру, на несколько дней -- и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном со-стоянии или с ним происходят резкие и неожиданные пе-ремены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяс-нить, как нам следует поступать. Если, напротив, все в порядке, он успокоит нас, и мы перестанем тревожи-ться. А вообще лучше не придавать слишком большого зна-чения переменам его настроения и позволить ребенку са-мостоятельно обрести эмоциональную стабильность[12].
2.4. Неврозы детей, причины и следствия
Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова [5] к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.
Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство взрослых просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: “тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Владимира Леви “Нестандартный ребенок” описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.