бесплатные рефераты

Общение: обаяние и застенчивость

В колонии для несовершеннолетних преступников в Вашингтоне персонал столкнулся с неразрешимой проблемой жестокости среди заключенных. Были испробованы методы психологического консультирования и психотерапии среди злостных нарушителей, сдержанное поведение поощрялось, а возмутителей спокойствия стро-го наказывали. С насилием не удавалось справиться до тех пор, пока не был предпринят анализ вызывавших его условий. Большин-ство инцидентов возникало в коридорах, главных образом на пово-ротах, где часто можно было столкнуться с человеком, выходящим навстречу из-за угла. Один толчок вызывал другой, и вскоре жела-ние дать сдачи приводило к драке. Простое решение заключалось в том, чтобы расширить проход и закруглить поворот. С исчезно-вением повода для столкновений насилие пошло на убыль.

Чтобы не допустить превышения скорости автомашин на городских улицах, оказалось недостаточно предупредительных дорожных знаков, высоких штрафов и увещеваний через прессу. Но установка специальных заграждений возымела эффект. Один чувствительный удар для лихача приобрел большую убедительность, чем несколько предупреждений.

На протяжении многих лет работы преподавателя преследовала одна проблема (кстати, чрезвычайно часто возникаю-щая в учебных заведениях) -- шпаргалки. Чтобы их устра-нить, автор использовал множество способов, но всегда оказывался менее изобретательным, чем студенты. Да и его аргументы оказывались слабее, чем те причины, которые побуждали студен-тов хитрить. Призывы к совести не воспринимались, пристальный контроль не давал результатов. В конце концов несколько злостных нарушителей в назидание другим были исключены. И тогда автор по-нял, что искал не там, где следует.

Присутствуя на административном разбирательстве очередного инцидента, автор вдруг осознал бесполезность подобных мероприя-тий. Судили обычно того, кто совершил проступок, не обращая внимания на то, почему он это сделал. Основной причиной была отчаянная конкуренция студентов в борьбе за вожделенный выс-ший балл (А), выставлявшийся лишь немногим лучшим. Кроме того, каждый был встревожен в преддверии экзамена и не был уве-рен, что отвечать потребуется именно то, что он выучил. И нако-нец, играла свою роль обезличенная и строгая атмосфера экза-мена -- каждый студент противопоставлялся остальным.

Тогда автор разработал стратегию, которая должна была нивелировать причины нечестных ухищрений; в результате и сами ухищрения оказались лишенными смысла. Оценки стали отражать уровень овладения студентами пройденным материалом, а не их превосходство над остальными. Высший балл А отныне выставлялся каждому, кто мог выполнить экзаменационное зада-ние на определенном уровне (например, правильно ответить на 80 % вопросов). Конкуренция была устранена, каждый стремился превзойти самого себя, а не других. Тревожность удалось преодо-леть, предоставив студентам возможность сдавать экзамен несколь-ко раз в течение семестра, когда они были готовы отчитаться по определенному разделу курса. В случае неудовлетворитель-ного ответа экзамен разрешалось пересдать. Экзаменационные за-дания выполнялись в непринужденной обстановке, индивидуаль-но, под контролем одного из товарищей. В результате студенты стали работать в рамках курса автора более увлеченно, чем по любому другому предмету. Они получали от этого больше удовлет-ворения и почти все добивались высшего балла. Новые условия лишили шпаргалки всякого смысла. А в качестве подобного эффекта выступило возникновение новых дружеских отношений меж-ду экзаменуемыми и наблюдателями-контролерами.

Эти примеры являют альтернативу традиционным подходам к решению социальных проблем. Во всех указанных случаях нежелательное поведение было предотвращено за счет изменения вызывавших его условий. Не исключено, что единственная возможность предотвратить застенчивость заключается в изменении тех культурных ценностей, которые ее провоцируют.

В какой руке вы держите вилку? В левой, когда разрезаете мясо, и в правой -- когда едите? Вероятно, именно так, если вы -- амери-канец; европейцы же всегда держат вилку в левой руке. Кланяетесь ли вы, встретив на улице знакомого? Американец едва ли станет это делать; японец, не отвесивший поклона, будет считаться невоспи-танным. Кому вы с большей охотой помогли бы -- иностранцу или соотечественнику? Это также зависит от культурной традиции деления на своих и чужих. Для грека своими выступают родст-венники, друзья, а также туристы, но не другие незнакомые греки. Что касается парижан или бостонцев, то в целом они с большей готовностью идут навстречу соотечественнику, нежели иностранцу.

Особенности нашей культуры обусловливают восприятие нами реальности и программируют наши мысли, чувства и поступки в гораздо большей степени, чем мы это осознаем. Оказывается, даже такая незыблемая реальность, как боль, порождает разные реакции в зависимости от происхождения человека. Итальянцы очень чувствительны к боли и преувеличивают ее силу. Евреи также сильно реагируют на боль, но в большей степени, чем итальянцы, озабочены ее последствиями для здоровья. Протестанты англосаксонского происхождения позволяют себе эмоционально реагировать на боль только в приватной обстановке. Ирландцы же безмолвно переносят боль, не допуская жалоб и демонстрации своих страданий даже среди близких.

А каким образом социальные ценности и условия заставляют людей становиться застенчивыми? Можно ответить на этот вопрос, если вообразить себя Министром внутренних дел некоего общества, поставившим себе задачу насадить поголовную застен-чивость. В списке необходимых мероприятий , вероятно, можно отмети-ть следующее:

-Культивирование безудержного индивидуализма (каждый ведет себя, как хочет).

-Насаждение культа Эго (нарциссическая интроспекция, самоуглубленность, озабоченность своими проблемами).

-Создание системы жесткой конкуренции, в которой вознаграждаются личные достижения, а неудачи превращаются в повод для осмеяния и стыда.

-Стимулирование безграничного стремления к успеху при отсутствии каких бы то ни было рекомендаций, как справляться с неудачами.

-Дискредитация открытого проявления чувств и сопереживания.

-Ограничение взаимоотношений полов и строгий запрет на большинство сексуальных проявлений.

-Отнесение выражений взаимной симпатии и любви к нежелательным формам поведения и т.д.

3.5.Коррекция застенчивости

Говоря о коррекции застенчивости, нельзя не обратиться к работе Зимбардо Ф. «Застенчивость» (пер. с англ. - М. Педагогика, 1991, 208 с.). Вот что говорит об этой проблеме автор в первой части своей книги «Что такое застенчивость»:

«Многие психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии "застенчивость". Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, представляют собой широкий спектр возможных толкований.

Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как, например, уровень интеллекта или рост.

Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овла-дели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения.

Психоаналитики утверждают, что застенчивость - это симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта.

Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах соци-ального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми.

Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается не с чего иного, как с навешивания ярлыка. «Я застенчив, потому, что считаю себя застенчивым или потому что другие меня таким считают».

Конечно, эти пять подходов не исчерпывают всего многообра-зия возможных объяснений. Например, у одного писателя есть своеобразная теория, что люди застенчивы в силу безграничного стремления к успеху. Но каждое из приведенных объяснений может способствовать нашему пониманию застенчивости. Можно заметить, что как не существует единственного определения застен-чивости, так нет и единственно верного ответа на вопрос о ее причинах.

После небольшого обзора Ф. Зимбардо резюмирует: «Теории подобны огромным пылесосам, всасывающим все на своем пути. Каждая из упомянутых теорий имеет рекламных агентов, расхвали-вающих свой пылесос как лучший на рынке. Когда мы подойдем к вопросу о средствах преодоления застенчивости, мы позаимствуем понемногу от каждой теории. Теория черт поможет нам понять, как выявляется застенчивость, как она становится ярлыком и что сам человек думает по поводу своей застенчивости. У бихевиористов мы позаимствуем идею изменения порочного стиля поведения. Психоаналитические теории подтолкнут нас к необходимости глу-бинного анализа внутренних конфликтов, симптомом которых может быть застенчивость. Теории темперамента представляют для Нас ограниченный интерес, за исключением, пожалуй, проблемы индивидуальных различий чувствительности у детей; исходя из этого мы рассмотрим пути создания оптимальных условий развития личности. В конце концов, мы обратимся к анализу тех социальных и культурных ценностей, из-за которых застенчивость превратилась в национальную эпидемию».

Вероятно, каждый практический психолог согласится с этими выводами.

Нельзя не согласиться с автором в том, что задача победы над застенчивостью достаточно сложна, «но подобно строительству египетских пирамид, она решается шаг за шагом, кирпич к кирпичу. Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья доктора Зимбардо. Основной ингредиент нашего лекарства - это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, - сила вашего собственного разума».

В книге дается полная программа приобретения уверенности в себе:

"1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соот-ветственно сформулируйте свои цели.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оце-ните их с точки зрения сегодняшнего дня, так, чтобы воспользо-ваться этим, когда наметится прогресс.

3.Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, забудьте о них и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

4.Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

5.Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.

6.Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность - это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

7.Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты - «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».

8.Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике - воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.

9.Помните, что иное поражение - это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почув-ствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.

11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.

12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди - они такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.

13.Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

14.Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.

15.Вы - не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы - вершина эволюционной пирамиды, вы - воплощение надежд ваших родителей, вы - образ и подобие Господа. Вы - неповтори-мая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете со-бытиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни».

Предлагаю несколько простых упражнений, которые помогут победить застенчивость.

1. Откажитесь от самоунижения

Отметьте все негативные моменты вашей жизни на протяжении последних двух недель, заставившие вас думать о себе плохо. Что, по-вашему, постоянно вызывает приступы самоунижения?

Серьезно разберитесь в самообвинениях. Каждый раз, стоит вам начать бичевать себя, говорите «Стоп». Делайте это до тех пор, пока совсем не отвыкнете от самоунижения.

Отметьте, сколько раз в течение дня вам удалось удержаться от подобных мыслей. Вознаградите себя за это.

2. Контраргументы

Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой поло-вине листа бумаги. На правой против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:

Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь.

Во мне почти нет привлекательных черт.

Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.

Во мне масса привлекательных черт.

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходя-щие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

3. Другое название для застенчивого

Бывает, что мы испытываем застенчивость в какой-то одной или двух ситуациях, но тем не менее считаем себя застенчивыми людьми. Вместо того чтобы считать и говорить: «Я застенчивый человек, старайтесь думать и высказываться о себе в более конкретных поня-тиях, имея к виду определенные обстоятельства и реакции. Напри-мер: «Я волнуюсь, когда выступаю публично», или «В компании я чувствую себя не на своем месте», или «Я нервничаю, встречаясь с президентом нашей фирмы», или еще более конкретно: «У меня учащается сердцебиение, если я чувствую, что девушка обратила на меня внимание».

Составьте максимально полный список своих реакций, относя-щихся к определенным ситуациям. Затем решите, каким образом эти реакции можно подавить или видоизменить. Например, если при раз-говоре с девушкой у вас дрожат руки, сцепите пальцы, положите ру-ки на колени, на худой конец засуньте их в карманы.

4. Острый диалог

Составьте список всех людей, которые отвергают вас или в обществе которых вы испытываете застенчивость. Поставьте друг напротив друга два стула. Сядьте на один стул и вообразите, что на другом си-дит номер первый из вашего списка.

Обращаясь к нему, выскажите все, что связано с проблемой ва-шей застенчивости. Потом пересядьте на его стул и попытайтесь от-ветить с его точки зрения. Вернитесь на «свое» место и проделайте то же самое относительно другого человека. И так далее.

5. Если бы я не был застенчив...

Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте себе челове-ка или ситуацию, постоянно заставляющую вас испытывать застен-чивость. Не упустите никаких подробностей - ни одного слова и жеста.

А теперь представьте, как бы вы себя в этой ситуации повели, не будь вы застенчивы. Что бы вы сделали? Что бы сказали? Чем бы все кончилось?

Пробуждайте в себе этот положительный образ ежедневно в те-чение недели.

Когда в следующий раз вам придется реально столкнуться с этой ситуацией, восстановите в сознании свой положительный образ. И вести себя постарайтесь соответственно.

6. Знаешь, что мне в тебе нравится?

Выберите среди своих друзей того, кому вы более всего доверяете, и проделайте это упражнение вместе с ним. Каждый из вас должен составить список тех черт, которые в другом ему наиболее симпатич-ны. (Постарайтесь, чтобы список включал десять пунктов). По оче-реди объясните друг другу, почему вы включили в список каждый пункт. Начните словами: «Что мне к тебе действительно нравится, так это то...».

Как вы себя чувствуете, когда ваш друг вас хвалит? Научитесь принимать похвалу (по крайней мере поблагодарите) и наслаждать-ся той радостью, которую приносят комплименты.

Научитесь одаривать комплиментами своих друзей. Используйте этот навык в повседневной жизни, не жалея похвалы даже за вещи самые обыкновенные.

7. Коллаж из достоинств

Каждый из нас, по крайней мере, что-то одно умеет делать лучше других - хотя бы жарить омлет, чистить ботинки или рассказывать анекдоты. А вы? Что вы умеете делать лучше всех?

Вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие ваши достоинства, и сделайте из них коллаж. Получившуюся картину повесьте, на видное место.

8. Ролевая модель самооценки

Представьте себе того, кем вы восхищаетесь. Это может быть друг
или родственник, а может быть герой кинофильма или книги. Вооб-разите обстоятельства, в которых этот человек испытал бы застен-чивость. Что бы он сделал? Что бы сказал? Чем бы вы могли ему помочь? В чем заключаются сильные стороны этого человека? Пере-числите их.

Если бы вы обладали этими достоинствами, то каковы бы вы бы-ли? Как наличие этих черт повлияло бы на вашу застенчивость? Зак-ройте глаза и вообразите те ситуации, в которых вы не испытываете застенчивости. Что вы ощущаете в этой связи?

9. Записки о хорошем настроении

Заведите блокнот и в течение двух недель записывайте в него все то хорошее, что с вами происходит. Выберите для этого те две недели, когда вы не ведете запись переживаний застенчивости.

Составьте ежедневную таблицу приятных событий. Потом про-анализируйте ее и отметьте следующее:

Сколько из этих событий были вызваны инициативой других людей?

Сколько их произошло по вашей инициативе?

Сколько всего было хороших событий?

Что нужно для того, чтоб их стало больше?

С сегодняшнего дня каждый раз, когда происходит что-то хоро-шее, не упускайте этого из внимания, и не отказывайте себе в удо-вольствии этим насладиться.

10. Станьте интересным

Вам необходимо развить в себе навык, который, по вашему мнению, поможет включиться в социальное взаимодействие. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими, приносила бы им радость и пользу. Человек, умею-щий играть на гитаре или пианино, - желанный гость в любой ком-пании. Научитесь рассказывать смешные истории или показывать фокусы. Очень полезно, да и совсем не трудно научиться танцевать, особенно тем мужчинам, которые чувствуют себя неуверенно, стоит только заиграть музыке. Будьте в курсе международных событий и модных тем (проблемы перенаселения, экологии и т.п.). Читайте хорошие книги - как серьезную литературу, так и бестселлеры - и будьте готовы к их обсуждению.

4.Рекомендации по избавлению от застенчивости

Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми.

1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей: это ваше дело, но учтите, что в ответ они невольно станут отгораживаться и от вас и не будут чувствовать никакой охоты содействовать вам.

УПРАЖНЕНИЕ. Утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покажите себе язык, это вас рассмешит и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте это себе, прежде чем выйти на люди.

2). Замечаете ли вы лица людей в автобусе, поезде? Если нет, то вы слишком поглощены собой. Это нехорошо не только по этическим соображениям, но и по житейским. Вы не сумеете, когда это понадобиться, реально оценить чувства и намерения собеседника. Свои домыслы, предвзятые представления легко примете за «действительность».

УПРАЖНЕНИЕ. Находясь в транспорте, приглядитесь к кому-либо невдалеке. Сделайте это деликатно, «вполглаза»:человека раздражает, когда его изучают в упор. Если он перехватил ваш взгляд, немедленно отвернитесь! Теперь, не глядя, воспроизведите в памяти это лицо. Вообразите его себе веселым, добродушным, например, во время дружеской вечеринки. Представьте себе обратное: как выглядит этот человек в гневе, раздражении. Если ваш спутник все же задет и вызывающе поглядывает на вас, дружески улыбнитесь ему и отвернитесь снова. Вы больше не имеете права смотреть в его сторону - разве что, если решили завязать знакомство.

3). Умеете ли вы слушать, что говорят другие? Вопрос может показаться странным: раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? Если нет, то в вашей жизни нередки мелочные, досадные ссоры, «недоразумения», о которых стыдно потом вспоминать…

УПРАЖНЕНИЕ. В приятельской компании, где вы обычно говорите все, что взбредет на ум, измените как-нибудь своей привычке перебивать и молча послушайте другого. Слушая думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то - зачем?» Вообразите, что он- это вы; представьте себе, каким вы выглядите сейчас в его глазах. Во что бы то ни стало, настройтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним, не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним, - просто старайтесь понять его душевное состояние.

Между прочим, если вы будете практиковаться в этом, вскоре многие начнут льнуть к вам, все больше радоваться встрече с вами.

4). Способны ли вы эмоционально согреть собеседника, то есть вести себя так, чтобы он держался в вашем присутствии доверчиво, непринужденно, сердечно? Если не умеете, то, по-видимому, ваши отношения - даже с друзьями-«формальны». В них есть(при всей доброжелательности) какая-то скованность, неестественность, неискренность. И когда кому-то из вас плохо, он не ищет встречи с другим.

УПРЖНЕНИЕ. Присматривайтесь к тому, как люди работают, и не упускайте случая выразить им свое одобрение. Например, вы видите, как продавщица быстро и точными движениями нарезает сыр. Скажите ей негромко что-нибудь в таком роде:»Ловко это у вас получается!» Вы стеснительны, но преодолейте себя и все-таки скажите. Можно понять, что вас смущает. К сожалению, при ускоренном ритме нашей городской жизни, при этой калейдоскопической смене лиц в толпе мы отвыкаем говорить друг другу приятное, и каждый настроен услышать скорее резкость. Поэтому доброе слово может даже насторожить продавщицу. Не исключено, что она подумает: « Что ему от меня надо?» Пусть вас это не беспокоит: вы-то знаете, что вам ничего не надо.

Конечно, такое упражнение еще не научит вас тонкому искусству эмоциональной поддержки. Но оно «проторит тропку» в этом направлении. Вы избавитесь от ненужного навыка скрывать положительное отношение к человеку.

5.Обаяние, как помощник в общении

Что же помогает человеку в его общении с другими людьми? На что ему опираться? Секрет удачного общения в обаянии. Что же это такое? раздумья о тех, кто удачливее в контактах, кто легче привлекает к себе симпатии и уважение собеседников.

«Обаяние»-понятие весьма неоднозначное. Есть, например, «обаяние молодости», о котором сам молодой человек либо девушка даже не задумываются. Блеск глаз, живость движений, непосредственность реакций, некоторая наивность и горячность суждений - вот и все необходимое для того, чтобы иные люди воспринимали юного знакомого или знакомую как обаятельное существо, которому простительны даже дерзкие речи и необдуманные поступки. Есть обаяние эффектной внешности. Обаяние юмора и обаяние серьезности. Обаяние интеллигенции и обаяние неудержимой силы

Не каждому дано быть всесторонне обаятельным. Обаятельный рассказчик тоже большая редкость. Существует даже термин «фасцинация», переводимый как «завораживание». Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос(богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму- то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Весьма важен смысловой зачин рассказа- этим можно сразу завоевать внимание слушающих.

Обладая хорошим умом, человек может быть обаятельным рассказчиком даже при невзрачной внешности, скрипучем голосе, несовершенной дикции и однообразной ритмике речи. Ну, а если вдобавок ему доступна вся палитра внешних средств фасцинаций?.. Тогда это подлинный дар.

Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным собеседником. Для этого необходимо «всего лишь» одно: умение слушать. Хорошо слушает тот, кто понимает собеседника. Мы не всегда умеем понять другого, но всегда должны настроить себя так, чтобы хотеть этого. Если вы способны к этому - и притом не только с начальством или авторитетным лицом, но даже с набедокурившим подростком, - значит, окружение считает вас обаятельным собеседником. Или, по меньшей мере, у вас есть шансы им стать. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому - вот он, «секрет» обаяния, который не надо искать в лабораторных колбах.

У обаяния есть свои правила. Обаятельный от природы человек их безусловно соблюдает, но делает он это безусловно несознательно, на уровне интуиции. Можно же сознательно научиться развить в себе обаяние, используя следующие подсказки.

Подсолнухи тянутся к солнцу, повора-чиваясь за ним по ходу движения светила по небоскло-ну? Если вы хотите, чтобы люди тянулись к вам с иск-ренним дружелюбием,-- не жалейте для них тепла и света своей души, проявляйте к ним сердечный интерес, не ограничивайтесь при встрече формальным вопросом «Как дела?».

-Каждый сделавший доброе дело втайне мечтает, чтобы оно не осталось незамеченным. Искренняя по-хвала поможет ему ощутить чувство собственной зна-чимости и не останавливаться на достигнутом. Научи-тесь замечать доброе у окружающих и не стесняйтесь говорить об этом вслух. Добрых дел будет гораздо больше.

-Можно экономить на покупках, но никогда не следует скупиться на искреннюю похвалу, если человек этого достоин.

Знаменитый клоун Карандаш ездил по арене на ос-лике, перед носом которого висела привязанная морков-ка. Ослику очень хотелось полакомиться морковкой, но он никак не мог достать ее и поэтому бежал вперед, полагая, что вот-вот удастся откусить кусочек. Путе-шествие Карандаша всякий раз заканчивалось тем, что он отдавал ослику вожделенную морковку.

Используйте прием Карандаша. Если вы хотите че-го-то добиться от человека, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ста-вите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.

-Если с человеком случилась неприятность или он чем-то недоволен, ему нужно выговориться. Если вы в чем-то провинились, дайте вашему критику возмож-ность высказать о вас все, что он думает, не перебивай-те и не спорьте. На ваших глазах он станет мягче. Если вы еще и согласитесь с его доводами, он наверня-ка проявит готовность простить вас. Не забывайте, что повинную голову меч не сечет. Кипящий чайник будет кипеть до тех пор, пока в нем не выкипит вода или его не уберут с огня. Оба варианта неплохи. Но второй оптимальнее. Если вы уберете огонь, признаете свою вину -- чайник прекратит кипение гораздо раньше.

Известный физик Ландау заметил однажды: «Пом-ните, ваша биография интересует только вашу жену».Если вы хотите прослыть хорошим собеседником, не распространяйтесь о своих делах и заслугах, а, всяче-ски поощряйте людей рассказывать о самих себе. Не ведите с математиком бесед о сахарной свекле, если, конечно, это не хобби математика. Даже если вы не очень сильны в интегралах, но они представляют боль-шой интерес для собеседника, дайте ему возможность рассказать вам о них.

-Когда о ком-то говорят «Он скучный», это означает, что человек может говорить о чем угодно, только не об интересах и увлечениях своих собеседников.

Не будьте скучными!

Любой приказ унижает. Ибо предполагает, что тот, кто его отдает, умнее исполнителя. Каким бы замеча-тельным человеком вы ни были, прежде всего вы ду-маете о себе, а уж потом о других. Судьба человечества порой волнует вас меньше, чем собственное больное горло. А тот, кто отдает приказ, не думает о вашем больном горле и потому не вызывает у вас добрых чувств и стремления выполнить приказ хорошо. Но как только начальник подумает и позаботится о вашем гор-ле, он превратится в вашего доброжелателя и друга, и вы готовы будете для него на все.

Никогда не забывайте, что в споре так или иначе вы критикуете позицию оппонента, тем самым унижая его и демонстрируя свое превосходство. Быть в роли униженного не нравится никому, включая и вас. Заме-тив чужую ошибку, не всплескивайте руками и не на-дувайтесь всезнайкой - индюком. Сообщите об этом в косвенной форме, предварительно выразив сомнение в собственной правоте. Дайте человеку возможность са-мому заметить и исправить свой промах. Если он ис-правил ошибку, не замечайте того, что ранее он был не прав, подчеркните, что новый результат относится исключительно к его заслугам. В итоге вы добьетесь правильного результата и не лишитесь доброго распо-ложения к себе.

Если вы просите человека что-то сделать для вас и заранее даете понять, что сомневаетесь в качествен-ном исполнении, ждите провала. Выразите уверенность, что все будет выполнено на должном уровне,-- шансы, что так и случится, резко возрастут.

-Научитесь ставить себя на место других. Это по-может смотреть на вещи глазами окружающих, и чу-жие ошибки уже не покажутся вам чересчур большими, ибо при данных обстоятельствах и вы могли бы совер-шить их. Не забывайте, что в сочувствии нуждается не только ребенок, разбивший о порог коленку, но и любой взрослый человек.

Каждый, кто сделал для вас доброе дело, имел пол-ное право его не делать. Но раз он все - таки сделал, то заслуживает искренней благодарности. Поблагода-рив кого-то, вы тем самым подчеркиваете благородст-во совершенного им поступка и стимулируете к новым добрым делам.

Не пользуйтесь объективными «рычагами власти», ибо рано или поздно обстоятельства меняются и эти рычаги могут оказаться в других руках; тогда вы не получите ничего, кроме мести.

Будьте снисходительны к чужим недостаткам, не придирайтесь и не пытайтесь переделать ни собствен-ную жену, ни своего подчиненного. Создайте такую обстановку, чтобы они сами захотели исправить свои недостатки и были заинтересованы в этом намного боль-ше вас

Не забывайте про дни рождения своих друзей и знакомых. Возможно, в этом случае вам не придется отмечать свой день ангела в одиночестве.

Научитесь признавать собственную неправоту. Это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции по отношению к вам. Тот, кто признает свои ошибки, избавляет себя от критики и недовольства.

Можно не утруждать себя запоминанием всех этих правил. Достаточно применять лишь одно: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами.

6.Заключение.

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятия его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».

В своей работе я попыталась разобраться в том, почему у людей возникают проблемы в общении с другими людьми. На способность к общению влияют и характер человека и его темперамент. Но решающего влияния ни то, ни другое не оказывает. У людей одинакового темперамента могут возникать различные проблемы при контакте с другим человеком. Так же люди со схожим характером могут по-разному проявляться в социуме. Что же тогда?

Оказывается, главным барьером для общения является застенчивость. У застенчивости могут быть разные причины, но результат один - человеку трудно общаться так, как ему хочется. Можно ли избавиться от застенчивости? Оказывается, можно. Разные авторы предлагают разные способы. Общее в них то, что все они направлены на приобретение человеком уверенности в себе. Уверенность исключает застенчивость. Если человеку удастся победить в себе неуверенность, он перестает быть застенчивым. И тогда задача выполнена - барьера к общению нет.

Обратная сторона застенчивости -обаяние. Природное обаяние помогает человеку в общении. А если он не наделен таким даром? Оказывается, обаяние можно развивать, научить себя быть обаятельным. Таким образом, я пришла к выводу, что если у человека есть желание полноценно общаться, у него есть такая возможность. Нужно только развить свое обаяние и справиться с неуверенность в себе. Чтобы этого добиться, в реферате приведены практические рекомендации.

Список используемой литературы.

1.Каган Н.С. «Мир общения»-1988г

2.Добрович А.Б. «Общение: наука и искусство»

3.Прихожан А.М. «Психология неудачника»-1997г

4.Юрий Рогозин «Секреты общения»-1991г

5.Гозман Л.Я. Ажгихина Н.И. «Психология симпатий»-1988г

6.Борис Алекринский «Общение и его проблемы»-1982г

7.Добрович А.Б. « О психологии и психогигиене общения»-1987г

8.Ночевник М.Н. «Человеческое общение»-1988г

9.Зимбардо Ф. «Застенчивость, что это такое и как с ней бороться»-1996г

10.Волков А. «Психология и мистика жизни» -1994г

11.Соломин А.Д. «Среда и поведение»-1997г

12.Берн Эрик « Игры, в которые играют люди»-1998г

13.Иванова Е.Н. «Эффективное общение»-1997г

14.Сизанов А.Н. «Психологические игры-1995г

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ