Онтопсихология - направление современной психологии, основанное профессором А.Менегетти более 30 лет назад. Онтопсихология вобрала в себя достижения таких психологических направлений, как психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, аналитическая психология К.Юнга и гуманистическая психология А.Маслоу, Р.Мэя и К.Роджерса. Философскими предпосылками этой науки могут быть названы философские концепции Парменида, Э.Гуссерля и М.Хайдеггера.
Онтопсихология (от греч. ontos=сущий, существующий, psyche=душа, logos=учение) - психология Бытия в человеке, то есть, способ проявления и индивидуализации Бытия в человеческом существовании. Термин "Онтопсихология" был впервые употреблен А.Маслоу в статье "Заметки по психологии Бытия".
Онтопсихологии принадлежит открытие основополагающего критерия жизни, определяемого как "онто Ин-се". Онто Ин-се - это действующая в человеке природная интенциональность. Человек, следующий своему природному проекту, добивается успеха и самореализации, а отвергающий, игнорирующий его - заболевает, испытывает чувство неудовлетворенности, страдает. Иначе говоря, онтопсихология открыла способ обнаружения точки жизненной реализации. Если мы хотим обрести власть над жизнью, необходимо изменить себя, сообразуясь с природной интенциональностью, которая соотносится исключительно с извечными законами универсума.
Выделение критерия онто Ин-се сделало возможным проникновение в сущность образов, составляющих психическую деятельность человека, а значит, открыло путь к оперированию тончайшей психической причинностью еще до момента ее воплощения на материальном уровне.
Научная и гуманистическая цель онтопсихологии состоит в том, чтобы научить сознание восстанавливать то особое индивидуальное единство действия, которое присуще каждому человеку.
Онтопсихологическая психотерапия
Онтопсихология в совершенстве изучила язык, используемый бессознательным, что позволило ей обрести точность диагноза и последующего психотерапевтического вмешательства.
При помощи собственного метода анализа онтопсихология способна диагностировать и с очевидностью представить субъекту его бессознательное, причем достигаемые ею результаты могут быть доказаны на медицинском, персонологическом и социальном уровне.
Онтопсихологическая психотерапия проверяет, действительно ли мировоззрение, образ жизни и мышления индивида совпадают с действующей в нем природной интенциональностью. Обратившись к бессознательному, мы неизбежно вступаем в контакт с чудесным, высшим миром образов. Необходимо лишь вернуться к чистому эстетическому выказыванию себя индивидом, то есть, к очевидности изначальной формы, уже присущей бессознательному человека.
Онтопсихология - наука о субъективности
Онтопсихологическую критику понимают лишь немногие - не потому, чтобы она была трудна, а потому, что ею можно овладеть только при условии прогрессивного совершенствования собственного ума, находящегося в поисках истины.
Одно из неизменных положений онтопсихологии заключается в том, что наука - это, прежде всего, здоровье ученого, потому что лишь исходя из своего здоровья он может непосредственно распознать пути, объединяющие вещи, любой метаболизм, изменения всех событий, которые создают жизнь, соотнося их с собственными интересами.
А. МЕНЕГЕТТИ
Антонио Менегетти родился 9 марта 1936 года в Авенццано в Италии.
Доктор философии, теологи и социологии психологии, академик нескольких международных и национальных академий; неоднократно был награжден почетными дипломами различных правительственных, научных и культурных организаций.
Вице-президент Международной Академии информатизации при ООН и президент Международной Ассоциации Онтопсихологии, входящей в состав экономического совета ООН. Является членом Сената Международной Академии Современного Искусства. Как стилист высокой моды, назван Мастером кроя Мировой Конфедерацией мастеров Сартори.
Основатель науки онтопсихологии, Антонио Менегетти является автором более 50 научных работ, переведенных на английский, испанский, китайский, латышский, русский, португальский языки. Онтопсихология преподается во многих государственных университетах мира, в частных специализированных центрах, и находит применение в области медицины, психиатрии, экономике, политике, философии, эстетики.
Вылечил десятки психосоматических заболеваний, которые медицина признала неизлечимыми.
Дал рождение новому течению в искусстве как направлению онтопсихологии - Онто-Искусству. Онтопсихология, добившись убедительных результатов в лечении патологий, естественно перешла к изучению творческого начала, коим выражает себя здоровый человек.
Безупречный исследователь-архитектор. В самом сердце Бразилии он реализовал проект здания свыше тысячи квадратных метров, который до сих пор поражает даже самых искушенных исследователей современной архитектуры всего мира. На севере Италии, в Умбрии, он реконструировал средневековое строение редкой и утонченной красоты, Лидзори.
Сначала 90-х годов его мысль направлена в сферу взаимодействия человека и общества, особо выделяя психологию самореализации и креативности человека-лидера.
Антонио Менегетти - участник крупнейших международных конгрессов психологов, а также личный консультант-психолог ведущих предпринимателей Европы, Латинской Америки
ОНТОАРТ
Основатель и глава школы профессор Антонио Менегетти впервые изложил основы ОнтоАрта, определив его координаты, во время своего концерта в Риме в 1976 году. В противовес искусству, понятому как сублимация и отображение патологии, ОнтоАрт рождается как художественная культура, утверждающая эстетику, рожденную психическим порядком и креативным здоровьем для постижения трансцендентности и метафизической семантики: ОнтоАрт - искусство бытия.
Несмотря на разнообразную систему символов и высокоразвитую художественную технику, реальная мотивация большей части произведений современного искусства - индивидуализированное в материальной форме выражение вытесненной энергии. Будучи неосознанным "Я" художника, оно остается незрелым и инфантильным.
С точки зрения А.Менегетти, искусство должно быть прежде всего внутренним порядком здоровья. Болезнь - социальную, психическую, соматическую - нужно лечить, а не превозносить. Создавая произведения ОнтоАрта, художник следует уникальному семантическому инстинкту собственного Ин-се как чистой феноменологии жизни.
ОнтоАрт - это метафизическое раскрытие существования, выражающее единство истины, красоты и действия в непрерывном творении. ОнтоАрт - это прекрасное, потому что Бытие эстетично, это - истина, потому что Бытие функционально, это - радость, потому что обладание Бытием ведет к самовозрождению и наслаждению.
Это течение не идентифицируется с определенным стилем или способом выражения. Его исключительным интересом и полем действия является обучение "внутренней технике" аутентичного художественного выражения, усиливающего все истинное и здоровое в соответствии с порядком природы.
ОнтоАрт включает в себя два момента: с одной стороны, произведение искусства, с другой - особым образом воспринимающего субъекта, зрителя, который должен находиться в состоянии самораскрытия, внутренней готовности увидеть присутствие, заставляющее дышать нечто запредельное и, в то же время, существующее в каждом живом человеке.
"Мои произведения в поэтическом плане повествуют о празднике, воде, оленях, деревьях, горизонтах, утреннем экстазе, встречах, природе, оргазмах, то есть, о различных проявлениях, вызванных порядком жизни. Они рассказывают о том, как метафизика (жизнь) дарует удовольствие". А. Менегетти.
Основные выставки ОнтоАрта:
1981 Перуджа, Рокка Паолина.
1983 Вена, Дворец Ойсперг
1987 Рим, Зал Протомотека, Капитолий
1989 Милан, национальный научно-технический музей "Леонардо да Винчи"
1990 Бразилия, Художественная галерея Performance
1990 Рим, Дворец Культуры
1991 Неаполь , Castel dell'Ovo
1992 Венеция, Corderie
1992 Бразилия, Национальный театр К. Санторо
1993 Рим, Галерея ОнтоАрта
1993 Лидзори (Италия)
1994 Лидзори (Италия)
1995 Байя, Отон Палас Отель
1995 Венеция, Дворец Дожей
1995 Санкт-Петербург, Галерея Союза художников России
1996 Сан-Паулу, Серхио Карибе Арт
1997 Москва, Дворец Академии Наук России
1998 Санкт-Петербург, Эрмитаж
1999 Рио де Жанейро, отель "Шератон Рио"
2000 Санкт-Петербург, Строгановский дворец Русского музея
СИНЕМАЛОГИЯ
Кино - зеркало жизни. Кино - это, прежде всего, бессознательное, то есть, продукт того необъятного психического мира, который ускользает от нашего рационального контроля. Именно в "иррациональных" образах, которыми наводнены изобразительное искусство, фантазии, сны, кино, наиболее полно проявляет себя бессознательное.
Cинемалогия - это один из инструментов, используемых в онтопсихологиии для проникновения в непосредственность психологического опыта человека.
Это способ познания внутреннего мира человека на основе анализа эффектов, производимых на него внешними кинематографическими образами.
Появление синемалогии стало возможным потому, что все наше познание базируется на механизме проекции: реальность устроена определенным образом, но человек воспринимает ее в соответствии с собственными ментальными схемами. Крайне редко можно встретить человека, сознание которого точно отражало бы реальность.
Мы вправе заявить: "Скажи мне, какой образ тебя увлекает, какой образ тебе близок, задевает тебя, и я скажу, кто ты и что собой представляешь".
Поэтому понять кино - значит понять и начать контролировать собственную жизнь. Действительно, в процессе синемалогии фильм не анализируется с идеологической, культурной, политической, моральной точек зрения; главное - это то, что внешний образ провоцирует внутренние образы, которые вызывают у зрителя эмоции.
Онтопсихология предоставляет нам ключ к интерпретации эмоционального кванта, провоцируемого образами кинофильма. Кинематографические произведения интерпретируются на основе тех же принципов, что и сновидения.
Художественная точка зрения онтопсихологии состоит в том, что, как только нам удается понять реальность, мы обретаем свободу импровизации и можем привносить в сценарий собственной жизни любые изменения.
Как проводится синемалогия.
Вниманию аудитории предлагается жизненный факт, представленный в кинематографической форме.
Каждый из присутствующих выражает свои эмоциональные переживания и высказывает критико-экзистенциальные замечания по поводу событий фильма.
Ведущий осуществляет анализ и проверку функциональности соответствующих способов эмоционального реагирования и мышления участников.
Результаты, достигаемые при помощи синемалогии
Улучшение способности к коммуникации с самим собой и с окружающими людьми.
Пробуждение внимания к собственным мыслям и выборам, на базе которых человек и выстраивает собственную жизнь.
Появление критической рефлексии в отношении всевозможных жизненных ситуаций, в которых человек до этого действовал однотипно, что способствует обретению практического ума, присущего человеку от природы.
Немедленный эффект заключается в осознании реальности и критическом пересмотре стереотипов, характеризующих большинство индивидов.
Области применения синемалогии
Психотерапия
Психологическое образование
Аутентификация
Педагогика
Менеджмент
ПСИХОТЕЯ
Психотея - это воссоздание в сценическом действии различных моделей поведения и структур психической деятельности. Цель психотеи - помочь зрителям отчетливо понять стратегию действия комплекса и отсечь ее. Это возможность увидеть на театральной сцене за небольшой промежуток времени (около часа) то, как психика разворачивается в спектакль, феноменологию.
Онтопсихологическая наука выходит за рамки культурных и психологических достижений - от греческого театра до современной психодрамы, онтопсихология, исходя из собственного критерия истины, с помощью сценической постановки провоцирует конкретное развлечение и вовлечение, подготовленное умелой режиссурой вовлечения. Знание эмоциональных пусковых механизмов и дальнейшего программирования характерных поступков, позволяет легко создать как коммерчески выгодный фильм, так и серьезное представление для самоанализа, приводящее к осознанию внутреннего очищения, наступающего после определенных переживаний и потрясений зрителей, а особенно - актеров.
Психотея проводится под руководством и осознанным наблюдением ведущего-терапевта, который выбирает актеров для постановки и распределяет роли. Действие начинается с произвольной темы, театральной пьесы, сюжетом может быть выбрана сказка. По сути дела, текст роли не имеет значения, поскольку ведущий-психотерапевт интерпретирует экзистенциальную ситуацию присутствующих согласно соединениям бессознательного. Зная основную мотивацию бессознательного, применяя все рациональные параметры семантического поля, опытный ведущий психотеи, способен сымпровизировать серьезное представление: мотивировать и позволить участникам выражать себя согласно их психологической индивидуальности.
Художественная точка зрения онтопсихологии состоит в том, что понимая реальность, мы вольны сымпровизировать любую сцену. Поэтому искусство следует воспринимать не как повторение или память умерших, но согласно действительности живого. Каждый день мы устраиваем театральное представление: наше сознание - это театр.
С точки зрения театра комплексы представляют собой "роли", которые люди исполняют в жизни, при этом считая себя их авторами, но в действительности являясь их подневольными актерами-исполнителями. Это трагические роли, которые всегда заканчиваются поражением человека; представление вновь предлагает все те же проигрышные роли.
Успешно проведенная психотея имеет:
терапевтический эффект - как результат сознательного и волевого решения участника, поскольку все участники обладают собственной переменной, определяющей отсутствие их обусловленности, - свободой. Если же индивид неосознанно и искренне желал и любил собственную патологию, лишь он сам может решить следовать своему здоровью
психо-педагогический эффект - позволяет каждому понять, как складывается и функционирует собственная роль, и, следовательно, решить, продолжать ли оставаться марионеткой стереотипов или же, наоборот, самому становиться режиссером своей жизни.
После момента проективного осознанного контакта, сценически показанное решение интроецируется как сознательное решение изменить свое поведение. Это позволяет устранить комплекс: ппреобразованное поведение меняет точное формообразование энергии.
Настоящим зрелищем можно назвать лишь то, которое проявляет феноменологию духа, ежеминутное рождение новизны бытия, действующее в ситуации "здесь и сейчас". Это определяет творчество: присутствовать при этой новизне бытия, которую дух осуществляет согласно наиболее возможной форме контекста, в которой и само бытие может раскрыть собственную этость.
МЕЛОЛИСТИКА
Мелолистика (от греч. melos=музыка и olos=целостный) - инструмент онтопсихологии, подразумевающий целостную деятельность тела для получения эстетического удовольствия и усиления личности.
Данный инструмент в корне отличается от музыкотерапии в общепринятом понимании - прежде всего, тем, что его предназначение - не лечить болезнь, но развивать потенциал уже здорового человека, несущего определенную социальную ответственность.
Онтопсихологический анализ показал, что музыка может оказывать на человека как благоприятное, так и патологическое воздействие на трех уровнях: органическом, эмоциональном и психическом. В онтопсихологии под "музыкальностью" понимается то, что увеличивает биопсихическую жизнеспособность активного и пассивного музыканта, то есть, как исполнителя, так и слушателя. Это означает, что результатом прослушивания музыки должно быть нормальное состояние внутриклеточной, эндодермической, эндовисцеральной и эндонейронной систем.
В процессе мелолистики задействуется ритм, посредством которого природная интенциональность структурирует существование здорового человека.
Как проходит мелолистика
Мелолистика осуществляется по указанию музыкотерапевта под ритм барабанов или других ударных инструментов, способных синхронизироваться с ответными реакциями диафрагмы. Самовыражение в спонтанном танце в отдельные моменты может сопровождаться хлопками в ладоши, щелканьем пальцев, размеренными восклицаниями. Занятия, в которых участвуют от десяти до сорока человек, проводятся один-два раза в неделю в течение примерно 45 минут в небольшом закрытом помещении.
Результаты мелолистики
Мелолистика позволяет достичь следующих результатов:
снятие напряжения и зажатости
исчезновение небольших психосоматических симптомов, восстановление хорошего самочувствия
повышение точности организмического восприятия, гармоничное развитие разума
усиление вложений личности в собственный индивидуальный и социальный рост
развитие творческого и лидерского потенциала
Литература
Антонио Менегетти, МУДРЕЦ И ИСКУССТВО ЖИЗНИ
Антонио Менегетти,ОНТОПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА