бесплатные рефераты

Особенности личности женщин-менеджеров

Итак, в теоретической части работы мы представили краткую характеристику подходов к пониманию личности в целом и личности современного менеджера в частности. На основе существующих материалов мы представили описательную характеристику личностных черт, необходимых руководителю для успешной и продуктивной работы. Таким образом, цель, поставленная нами при написании теоретической части была достигнута.

Анализируя научную литературу, мы отметили, что в большей части представленных исследований либо не прослежены гендерные различия испытуемых, либо исследование было проведено на выборке мужчин - руководителей. Описание особенностей личностных характеристик женщин - менеджеров в современных исследованиях не представлено.

Наше исследование призвано ликвидировать этот пробел в научной литературе. Целью работы является исследование совокупности личностных особенностей женщин - менеджеров. На основе полученных данных мы сможем в дальнейшем провести полноценное аналитическое сравнение особенностей личностных черт мужчин и женщин - менеджеров.

В рамках теоретического анализа научной литературы мы ознакомились, также, с одной из крупнейших методик изучения личностных черт, которую, в модифицированном варианте, мы используем в эмпирической части работы.

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ

3.1.Актуальность темы, организация исследования.

В России сейчас происходит развитие и формирование профессиональной управленческой культуры. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и микроклимат в организации. Совершенно закономерным является тот факт, что личность современного менеджера представляет интерес для психологов. Кроме того, само общество претерпевает значительные изменения, например, роль женщины теперь не сводится только к сидению дома и созданию семейного уюта. Женщины все чаще появляются на высокопоставленных должностях, в русский язык вошло новое слово «бизнеследи».

Целью практической части работы является эмпирическое исследование и описание личностных характеристик профессионально успешных женщин - менеджеров.

Задачи практической части исследования:

1. определить методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;

2. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин - менеджеров;

3. сравнив выраженность тех или иных личностных черт женщин-менеджеров с нормами, описать их «психологический портрет».

Объект исследования: личностные черты женщин - менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.

Предмет исследования: особенности личностных черт профессионально успешных женщин - менеджеров высшего звена

Выборку составили 30 женщин - менеджеров высшего звена в возрасте от 27 до 60 лет. Средний возраст испытуемых составляет 34 года.

Гипотеза: у профессионально успешных женщин-менеджеров в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму и экстраверсии.

В качестве методики для опроса респондентов я использовала сокращенный вариант опросника «NEO-FFI», в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик. Подразумевается, что все многообразие индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).

Выбранный нами опросник содержит 60 утверждений, на которые респондент может дать пять вариантов ответа: абсолютно не согласен, не согласен, не могу решить, согласен с утверждением, полностью согласен. Каждый из предложенных вариантов ответов, получает некое количество баллов (от 1 до 5). Далее, путем сравнения со средними величинами и нормативами можно определить степень выраженности того или иного качества у одного испытуемого или по выборке в целом. Таким образом, определив наиболее ярко выраженные у данной выборки женщин - менеджеров качества, мы сможем определить те качества, которые влияют на профессиональную успешность менеджера.

Инструкция к опроснику звучит следующим образом:

«Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Пишите только на специальном бланке для ответов. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке.

Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите "Б", если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите "С", если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите "ПС", если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным (неверным), Вам следует обвести ПНС.

Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам. Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка».

Обработка данный и присвоение баллов за тот или иной ответ происходит по совпадению с ключом.

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям. В таблице приведены средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал.

Нормативные данные

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Доброжела-тельность

Сознатель-ность

Среднее

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

SD

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598

 

В качестве вспомогательной методики мы использовали опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов». По данным MacCall, руководитель затрачивает, в среднем, три четверти своего рабочего времени на общение, направленное на создание и поддержание профессионально полезных контактов. Поэтому, анализ этого опросника, наряду с оценкой иных факторов профессиональной успешности позволил нам отнести испытуемых к разряду успешных высокопрофессиональных менеджеров.

Инструкция к опроснику звучит так: «Опросник содержит 28 вопросов. Внимательно прочитайте. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Выберите и обведите цифру соответствующую, на ваш взгляд, правильному ответу».

Обработка результатов достаточно проста. Чем большее количество баллов набрал испытуемый, тем более его поведение ориентировано на создание полезных контактов. Анализируя данные по группе, можно описать уровень направленности поведения на создание социально полезных контактов у успешных женщин менеджеров.

Организация эмпирического исследования

Как уже было отмечено выше, в исследовании приняли участие тридцать женщин - менеджеров высшего звена в возрасте от 27 до 60 лет. Все они профессионально успешны, имеют опыт работы свыше пяти лет, эффективно осуществляют руководящую деятельность.

Эмпирическое исследование было проведено в два этапа. На первом этапе мы провели диагностическое исследование. Диагностика была проведена на заседании клуба предпринимателей в индивидуальном режиме без ограничения испытуемых во времени, что позволяет получить максимально достоверные результаты. Средняя продолжительность диагностических процедур для одного испытуемого 45 - 60 минут. На основе результатов опросника «Шкала поведения на создание полезных контактов» мы выделили группу успешных менеджеров, которые затем, приняли участие в дальнейшем исследовании и заполнении опросника по пятифакторной модели личности ( NEO-FFI).

На втором, аналитическом, этапе мы проанализировали полученные результаты при помощи исчисления средних и стандартного отклонения по выборке и на основе анализа выделили и описали те личностные черты, которые наиболее выражены в выборке профессионально успешных женщин - менеджеров. На втором же этапе мы предоставили испытуемым комментарии и консультации по результатам их диагностики.

3.2Описание результатов эмпирического исследования.

На первом этапе эмпирического исследования мы провели диагностику по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» было определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых, основным критерием отбора которой явилась успешность профессиональной деятельности. По результатам исследования мы определили те черты личности, которые присущи профессионально успешным женщинам-менеджерам высшего звена. В таблице №1 представлены средние значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.

Таблица 1

Результаты диагностики «Шкала поведения на создание

полезных контактов»

Шкалы опросника

Поддержание контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональ-ную активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора

Среднее значение

19.296

18.481

20.604

17.611

16.373

Стандартное отклонение

4.312

4.445

6.643

7.906

7.653

Наиболее значимым параметром социально-полезных взаимодействий для успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора». Полученные данные говорят о том, что для успешных женщин-менеджеров наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом. Таким образом, в общении женщин - менеджеров присутствует, описанная MacCall жесткая ориентация на профессию с профессиональную активность.

Далее мы провели основную диагностику с использованием опросника по пятифакторной модели личности. Результаты по экспериментальной выборке женщин - менеджеров показаны в таблице №2. В таблице №3 представлены нормативные данные по опроснику, полученные Люсиным на выборке студентов. Мы представили обе таблицы с целью максимально полного сравнения и характеристики профессионально значимых личностных черт женщин - менеджеров. По социальным параметрам две выборки отличны, во-первых, возрастным статусом испытуемых, во-вторых, уровнем профессиональной активности, успешности и уровнем профессиональной самореализации. Следовательно, превышение значений нормы по тому или иному параметру опросника «Пятифакторная модель личности» может говорить о профессионально значимых личностных качествах. И, напротив, сохранение значений в пределах нормы говорит о их минимальной значимости с точки зрения профессиональной успешности.

Таблица 2

Результаты диагностики по опроснику «Пятифакторная модель личности»

Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

29.166

49.500

42.066

44.566

47.833

Стандартное отклонение

8.416

7.309

7.272

7.004

7.227

Таблица 3

Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»

(Д. Люсин 219 чел- выборка студентов и др.)

Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

Стандартное отклонение

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598

Проанализировав обе таблицы, мы пришли к выводу, что в группе женщин-менеджеров присутствует превышение значений нормы по каждому из параметров пятифакторной модели личности. Следовательно, речь во-первых, идет о ином уровне развития личностных черт, что может быть обусловлено как профессиональным, так и возрастным статусом испытуемых. Далее, в зависимости от степени превышения значениями определенных черт показателей нормы, мы определили пропорциональную представленность данных черт в структуре личности профессионально успешных женщин-менеджеров.

В порядке убывания личностные качества, характеризующие успешных женщин-менеджеров расположены следующим образом: экстраверсия, добросовестность, открытость опыту, дружелюбие и нейротизм. Причем, показатели нейротизма лишь ненамного превышают показатели нормы (на 7.952 балла). То есть, говорить о значимом превышении, характеризующем профессионально значимое качество нельзя. При анализе данного опросника мы не выделили возрастных подгрупп и подгрупп по параметру опыта работы, в связи с тем, что средние данные по каждому из пяти параметров у них значимо не различаются. Итак, основными личностными чертами, женщин-менеджеров, влияющими на успешность их профессиональной деятельности являются экстраверсия, добросовестность и открытость опыту. Большое значение имеет, также, дружелюбие.

Стоит отметить, также, превышение значениями стандартных отклонений в группе женщин-менеджеров значений стандартных отклонений для группы студентов, определяющих нормативные показатели в исследовании. Высокие показатели стандартных отклонений характеризуют больший разброс значений по группе, что говорит о большей степени индивидуализации и меньшей степени типизации личностных черт для успешных менеджеров вне зависимости от опыта работы и возрастного статуса. Таким образом, высокую степень индивидуальности также можно отнести к характерным личностным чертам женщин-менеджеров.

3.2. Анализ результатов эмпирического исследования.

Целью эмпирического исследования являлось описание личностных характеристик испытуемых женщин - менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их управленческой деятельности. В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешной женщины-менеджера.

В начале описания необходимо отметить, что данный портрет характерен для выборки в целом вне зависимости от возраста и опыта работы испытуемых. Таким образом, он обусловлен требованиями профессии «менеджер». Вторая ремарка, которая необходима в данном случае, это акцент на гендерные особенности. Речь идет именно о женщинах, высокопрофессиональных, успешно конкурирующих с мужчинами, но имеющих ряд гендерных особенностей, которые не могут не влиять на их профессиональную деятельность. Итак, речь идет о профессионально обусловленном психологическом портрете успешной женщины-менеджера.

Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на профессиональное общение и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии. Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности. Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.

В ситуации, когда профессия становится стилем жизни, а сама жизнь зачастую посвящена работе, преимущественно развиваются те личностные черты, которые профессиональной же деятельности и способствуют.

Генеральной функциональной обязанностью менеджера является руководство, и руководство людьми в том числе. А оно предполагает высокий уровень коммуникабельности, ориентацию на окружающих, умение понимать людей, работать в команде, доброжелательность по отношению к окружающим. Огромное значение имеют, также, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость (или психологическая неуязвимость).

Анализируя опросник «Пятифакторная модель личности», мы отметили преобладание значений именно по тем чертам, которые позволяют менеджеру успешно справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет о эффективности приобретения именно профессионального опыта.

Еще один значимый показатель, это низкий уровень нейротизма, предполагающий высокую устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно общаться со многими людьми.

Итак, психологический портрет успешной женщины-менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.

Заключение.

Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих менеджеру достичь максимального профессионального роста и профессиональной самореализации.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы существенно возросло количество женщин - менеджеров и предпринимателей. Однако, несмотря на все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной самореализации, до сих пор не исследованы.

Таким образом, проведенное исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В ходе исследования мы достигли своей цели - выделили и описала профессионально значимые черты женщин - менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. в психологической литературе широко представлены разнообразные исследования профессионально значимых особенностей и черт личности менеджеров - мужчин. Исследования личностных особенностей женщин менеджеров не представлены;

2. в качестве базы исследования мы определили тридцать успешных женщин-менеджеров высшего звена, что позволило описать особенности личностных черт, влияющих на профессиональную успешность;

3. «психологический портрет» успешной женщины - менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась лишь частично. Действительно, у женщин-менеджеров в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий уровень экстраверсии. Уровень нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике, что не соответствует традиционным гендерным ожиданиям, но позволяет женщинам-менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность.

В общем, сочетание личностных черт успешных женщин - менеджеров максимально соответствует требованиям профессии и обуславливает высокий профессиональный рост и профессиональную самореализацию.

Полученные нами данные могут найти свое применение в профессиональном отборе на позиции менеджера или менеджера высшего звена, либо при организации и проведении ассессмент-центров для менеджеров. Полученные данные могут быть нормативными для аналогичных выборок. Данные нашего исследования восполняют определенный пробел в научной литературе и дают представление о личностных профессионально значимых особенностях женщин - менеджеров высшего звена.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2002.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.

5.Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич , Джеймс Х. Доннели - мл. Организации: поведение , структуры , процессы. М., 2000

6. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

7. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. -- СПб., 2001.

8. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А. - Ростов., 1998.

9.Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель» М.: Дело, 1996

10.Кричевский Р.Л. «Социальная психология малой группы» М., Аспект Пресс, 2001

11. Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. - Мн., 1998.

12.Линда Джуэлл. «Индустриально- организационная психология» С-П., 2001

13.Лоуренс А,Джон О., «Психология личности: теория и исследования» М. : Аспект пресс, 2000

14. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Ред. Кудряшов А.Ф. - Петрозаводск, 1992.

15. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. Ростов ., 1999.

16.Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТ NEO-FFI

Инструкция

Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке. Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите "Б", если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите "С", если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите "ПС", если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным (неверным), Вам следует обвести ПНС.

Обводите только один ответ для каждого утверждения. Ответьте на все утверждения, проверяя, что Вы даете верный ответ. НЕ СТИРАЙТЕ! Если Вам нужно изменить ответ, перечеркните неправильный ответ крестиком ("Х") и затем обведите правильный ответ.

Пример

ПНС НС Б С ПС

Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам. Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка.

Бланк теста NEO-FFI

Утверждение

ПНС

НС

Б

С

ПС

1

Я не тревожный человек

0

1

2

3

4

2

Мне нравится, когда вокруг меня много людей.

0

1

2

3

4

3

Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то

0

1

2

3

4

4

Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю

0

1

2

3

4

5

Я содержу свои вещи в чистоте и порядке

0

1

2

3

4

6

Я часто чувствую, что я хуже других.

0

1

2

3

4

7

Мне легко рассмеяться

0

1

2

3

4

8

Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа

делать что-то

0

1

2

3

4

9

Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми

0

1

2

3

4

10

Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе

0

1

2

3

4

11

Я иногда чувствую, что "разваливаюсь на части", когда бываю в сильном напряжении

0

1

2

3

4

12

Я не считаю себя очень радостным человеком

0

1

2

3

4

13

Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе

0

1

2

3

4

14

Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым

0

1

2

3

4

15

Я не являюсь дисциплинированным человеком

0

1

2

3

4

16

Я редко чувствую себя несчастным

0

1

2

3

4

17

Я действительно очень люблю разговаривать с людьми

0

1

2

3

4

18

Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся

0

1

2

3

4

19

Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними

0

1

2

3

4

20

Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают, добросовестно

0

1

2

3

4

21

Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным

0

1

2

3

4

22

Мне нравится быть там, где что-то происходит

0

1

2

3

4

23

Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления

0

1

2

3

4

24

В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным

0

1

2

3

4

25

Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения

0

1

2

3

4

26

Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком

0

1

2

3

4

27

Я обычно предпочитаю работать один

0

1

2

3

4

28

Я очень люблю пробовать необычные блюда

0

1

2

3

4

29

Я думаю, что большинство людей будет использовать человека, если это им выгодно

0

1

2

3

4

30

Я теряю много времени перед тем, как приняться за работу

0

1

2

3

4

31

Я редко испытываю страх или тревогу

0

1

2

3

4

32

Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия

0

1

2

3

4

Утверждение

ПНС

НС

Б

С

ПС

33

Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает разная окружающая обстановка

0

1

2

3

4

34

Большинство моих знакомых любит меня

0

1

2

3

4

35

Я много работаю, чтобы достичь своих целей

0

1

2

3

4

36

Меня часто злит то, как люди обращаются со мной.

0

1

2

3

4

37

Я веселый, живой человек

0

1

2

3

4

38

Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует

обращаться к авторитетам

0

1

2

3

4

39

Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым.

0

1

2

3

4

40

Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться

0

1

2

3

4

41

Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело

0

1

2

3

4

42

Я не являюсь жизнерадостным оптимистом

0

1

2

3

4

43

Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение

0

1

2

3

4

44

В своих взглядах я практичен и холоден

0

1

2

3

4

45

Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть

0

1

2

3

4

46

Я редко бываю грустным или подавленным

0

1

2

3

4

47

У моей жизни быстрый темп

0

1

2

3

4

48

У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества.

0

1

2

3

4

49

Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным.

0

1

2

3

4

50

Я работоспособный человек, который всегда справляется со своей работой

0

1

2

3

4

51

Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой.

0

1

2

3

4

52

Я очень активный человек

0

1

2

3

4

53

Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком

0

1

2

3

4

54

Если мне не нравятся люди, я даю им это понять

0

1

2

3

4

55

Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком

0

1

2

3

4

56

Мне часто бывало стыдно

0

1

2

3

4

57

Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей

0

1

2

3

4

58

Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями

0

1

2

3

4

59

Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу

0

1

2

3

4

60

Я стремлюсь к совершенству во всем, что я делаю

0

1

2

3

4

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

КЛЮЧ для русской версии теста «Нео - Пять факторов»

Neuroticism

1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56

Extraversion

2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)

Openness

3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58

Agreeableness

4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49 54(-) 59(-)

Conscientiousness

5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

Scale value = Sum(+) + Sum(-)(recoded: "0"="4", "1"="3", etc.)

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям.

 

В таблице приводятся средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал (порядок столбцов соответствует порядку шкал в файле с ключами).

  НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ (Д. Люсин - 219 человек, студенты и др.)

Невротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Готовность к согласию

Сознатель-ность

Среднее

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

SD

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598

 

На основании этой информации можно переводить сырые баллы в нужные Вам шкалы.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ « ШКАЛА ПОВЕДЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ КОНТАКТОВ»

Инструкция : этот опросник содержит 28 вопросов. Внимательно прочитайте. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Выберите и обведите цифру соответствующую, на ваш взгляд, правильному ответу.

1.Как часто в течение последнего года Вы, посещали ли собрания в связанных с бизнесом организациях?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

2.Как часто в течение последнего года Вы, посещали ли местные собрания, участвовали ли в собраниях каких-либо социально-направленных групп, в клубах и т.д.?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

3.Как часто в течение последнего года Вы, поддерживали ли контакты с друзьями по университету?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

4.Как часто в течение последнего года Вы, раздавали свои визитки?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

5.Как часто в течение последнего года Вы, обедали с людьми не из Вашей компании?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

6.Как часто в течение последнего года Вы, обедали ли со своим начальником?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

7.Как часто в течение последнего года Вы, поддерживали ли социальные программы в Вашей компании?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

8.Как часто в течение последнего года Вы, ходили в бар с коллегами после работы?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

9.Как часто в течение последнего года Вы, собирались ли с коллегами не только для совместного похода в бар?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

10.Как часто в течение последнего года Вы, играли ли в гольф, теннис и т.д. с коллегами и клиентами?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

11.Как часто в течение последнего года Вы, состояли ли в спонсируемых компанией баскетбольных (футбольных?) командах, боулинг-командах и т.д.?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

12.Как часто в течение последнего года Вы, говорили ли о спорте на работе?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

13.Как часто в течение последнего года Вы, останавливались ли для того, чтобы поздороваться с другими вышестоящими лицами?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

14.Как часто в течение последнего года Вы, звонили ли бизнес-партнерам, просто чтобы быть в контакте?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

15.Как часто в течение последнего года Вы, посылали открытки, факсы, подшивки газет или мэйлы, чтобы не терять контактов?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год; 4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

16.Как часто в течение последнего года Вы, посылали ли короткие благодарности, делали ли подарки тем, кто помог Вам по работе или в Вашей карьере?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

17.Как часто в течение последнего года Вы, посещали ли конференции или шоу по своей профессии?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

18.Как часто в течение последнего года Вы, посещали ли профессиональные семинары и мастерские?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

19.Как часто в течение последнего года Вы, проводили ли профессиональные семинары или мастерские?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

20.Как часто в течение последнего года Вы, участвовали ли в общественных проектах?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

21.Как часто в течение последнего года Вы, участвовали ли в проектах, организуемых Церковью?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

22.Как часто в течение последнего года Вы, участвовали ли в социальной активности Церкви?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

23.Как часто в течение последнего года Вы, комментировали ли газеты, журналы или ток-шоу?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

24.Как часто в течение последнего года Вы, преподавали ли какой-либо курс?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

25.Как часто в течение последнего года Вы, принимали ли предложения выступить с речью?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

26.Как часто в течение последнего года Вы, привлекались ли в авангардные группы для выполнения каких-либо заданий, состояли ли в каких-либо комитетах на работе?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

27.Как часто в течение последнего года Вы, принимали ли новые назначения и предписания по работе?

1 - никогда; 2 - редко, раз или два в год; 3 - от случая к случаю, несколько раз в год;

4 - достаточно часто, каждые несколько недель; 5 - часто, почти каждую неделю;

6 - очень часто, почти каждый день.

28.Как часто в течение последнего года Вы, публиковали ли статьи во внутренней прессе компании, профессиональных журналах, были ли публикации в своей профессиональной области?

1 - ни разу; 2 - один раз; 3 - два или три раза; 4 - четыре или пять раз;

5 - шесть или семь раз; 6 - восемь или более раз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДАННЫЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ТЕСТУ NEO-FFI

Возраст

ФИО

Нейротизм

Экстра-

Версия

Открытость

опыту

Дружелюбие

Добросовест-

ность

1

30

Ханенко И.В.

32

47

38

35

41

2

38

Лебедь К.А

32

46

43

49

32

3

35

Малахова Л.В.

27

60

44

42

50

4

43

Волклва Г.В.

29

32

33

44

44

5

65

Шатилова Н.В.

32

43

38

42

46

6

43

Нурманбетова С.О.

34

51

38

51

52

7

47

Селичук Н.И.

21

58

44

51

47

8

45

Серова Г.П.

19

49

35

38

56

9

27

Трехова Н.Н.

30

49

43

43

50

10

26

Утяева А.Х.

35

47

48

34

44

11

27

Митрофанова С.А.

21

50

48

41

49

12

55

Селезнева Е.А.

27

47

43

41

43

13

34 

Покровская

13

50

32

60

60

14

  42

Дорошевич

25

54

38

50

54

15

  29

Рассказова

17

57

33

49

50

16

  32

Семенюк

19

58

58

52

45

17

  45

Шнейдер

44

45

36

46

39

18

  34

Стяжкина

23

60

46

50

52

19

  39

Носкина

29

25

36

47

42

20

  43

Рубанова

31

53

35

49

56

21

  48

Маршавина

51

49

36

36

42

22

  37

Тюнина

30

50

51

48

37

23

  42

Иванова

24

52

45

31

59

24

  37

Гусейнова

33

50

34

40

45

25

34

Вострикова И.К.

26

47

43

41

47

26

37

Дронова И.П.

47

55

57

53

59

27

41

Афонина Я.В.

37

56

58

43

45

28

35

Костюк Е.А.

32

49

41

37

43

29

38

Кузницова Н.Н.

25

49

43

51

55

30

43

Семенова Е.А.

30

47

45

43

51

 

 

среднее

29.166

49.500

42.066

44.566

47.833

стандартное отклонение

8.416

7.309

7.272

7.004

7.227

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ДАННЫЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ТЕСТУ

«ШКАЛА ПОВЕДЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ КОНТАКТОВ»

ФИО

Поддержа-ние контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональную активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора внутреннее развитие

1

Трехова Н.Н.

15

19

14

6

11

2

Утяева АХ

26

16

37

5

15

3

Серова Г П

16

17

25

6

13

4

Селычук

17

23

31

6

13

5

Нуримбетова С Б

9

10

8

4

7

6

Шатилова Н В

14

10

33

4

5

7

Волкова Г В

23

16

32

10

9

8

Малахова Л В

16

17

15

5

6

9

Лебедь К

22

22

20

7

11

10

Ханенко И

18

24

26

9

13

11

Иванова Ю Н

24

22

36

11

18

12

Тюнина Н А

18

15

31

7

8

13

Маршавина Е Н

14

21

16

6

12

14

Рубанова Н В

18

8

18

6

14

15

Носкина Г Н

20

18

12

10

15

16

Стяжкина Т Н

24

22

28

12

16

17

Шнейдер И В

24

20

25

9

11

18

Покровская И Н

23

14

27

13

9

19

Дорошевич М Е

21

14

32

12

14

20

Фулсаказова О Н

20

19

10

12

11

21

Семонюк Т А

18

25

32

9

11

22

Вострикова И.К.

14

23

27

11

12

23

Дронова И.П.

23

16

31

15

9

24

Афонина Я.В.

17

15

25

10

8

25

Костюк Е.А.

24

14

27

14

9

26

Кузницова Н.Н.

26

22

33

7

12

27

Семенова Е.А.

17

15

20

7

28

Среднее значение

19.296

18.481

20.604

17.611

16.373

29

Стандартное отклонение

4.312

4.445

6.643

7.906

7.653

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ