Память
Память
Явление памяти было одним из первых объяснено древнегреческим философом Аристотелем; он предполагал, что частицы информации проникают в голову человека и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Несмотря на долгое изучение памяти, в начале XX отсутствовала четкая характеристика этого явления. Но появление новых методов изучений и исследований стало причиной того, что ученые смогли сделать более научно обоснованные выводы, касающееся процесса памяти.
Что такое память ?
Память - важнейшая функция головного мозга, способность его воспринимать информацию, запечатлевать ее в клетках мозга, хранить, а затем по мере необходимости воспроизводить нужное точь-в-точь или своими словами.
Структура процесса памяти:
Образно память называют постоянно горящей свечой.
Чем лучше работает головной мозг (ГМ), тем лучше память : если человек активно и много читает, думает, занимается творчеством, то его память развивается, а если он ленится, не читает и не размышляет, то способности его памяти ослабевают. В процессах памяти принимают участие почти все отделы ГМ человека.
Память бывает разных видов : сознательная, подсознательная, длительная, кратковременная, зрительная, слуховая, словесная, логическая, двигательная. Как правило, у разных людей отдельные ее виды преобладают, или наоборот развиты слабо.
У художников лучше всего развивается зрительная память, у музыкантов - слуховая, у спортсменов - двигательная (или моторная), а у философов, политиков и дипломатов - словесно-логическая.
КАК установить свой тип памяти ?
-Если, стремясь вспомнить какую-нибудь формулу, цифру, мысль, вы представляете себе страницу книги или шрифт, то у вас, безусловно, развитая зрительная память. Также вы, должно быть, оказавшись в незнакомой комнате или квартире, сразу запоминаете расположение мебели.
-Если же вам легче запоминается услышанное (например, лекция, доклад, что-либо, прочитанное вслух), то у вас хорошая слуховая память.
-Но если вы лучше запоминаете материал при совершении тех или иных движений: записывании, зарисовывании, то у вас преобладает моторный вид памяти. Его также еще называют двигательным или механическим; этот вид памяти наиболее распространен.
У большинства людей развита смешанная память. Лучше всего материал усваивается при использовании всех трех основных типов памяти.
Если же вам легче запоминается услышанное (например, лекция, доклад, что-либо, прочитанное вслух), то у вас хорошая слуховая память.
Запоминание
Процесс памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным называется ЗАПОМИНАНИЕМ. Это активный созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем, видим или слышим. Когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного. В условиях чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, значение непроизвольного запоминания особенно велико и состоит в следующем : в начале проработки информации часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить материал в его полном объеме. В подобных случаях оно не только желательно, но и необходимо, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на общем усвоении материала.
ПАМЯТЬ ПОДРОСТКА
ПАМЯТЬ ПОДРОСТКА может удивить своей силой и слабостью одновременно.
Удивить своей, потому что возможности головного мозга в подростковом периоде практически безграничны. Подросток может с легкостью запоминать большие тексты и сложные формулы, мелкие делали и штрихи, цифры, слова и т.д. Это происходит благодаря активному развитию в подростковый период абстрактного мышления. Ребенок с радостью обобщает, рассуждает на глобальные темы Для такого рода рассуждений нужна пища, которую и должна поставлять память подростка.
В подростковый период наступает момент (12-13лет), когда природная и культурная видя памяти сливаются воедино, начиная работать в режиме взаимодействия. В результате бывает сложно установит, каким образом ребёнок запоминает тот или иной материал.
В течение подросткового периода объём памяти постоянно увеличивается, положительная динамика ощущается с каждым годом.
Как ни парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия.
Поэтому есть смысл не требовать от ребёнка строгой последовательности домашнего задания. Надо научить его ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Например, сначала ребёнок читает параграф по географии, затем переходит к д.з. по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: многое из прочитанного запомнилось и каким-либо образом сохранилось. Поэтому последующие перечитывания параграфа будет закрепляющим.
ЭФФЕКТ «НАЧАЛА И КОНЦА»
Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце. Если наиболее ценный материал содержался в серелине урока, то необходимо акцентировать внимание ученика на ней. Например, дать установку на запоминание : «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращение выполняет регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
Как запомнить лучше ?
Читая учебную литературу,составляйте схемы, конспекты, планы; это значительно облегчает запоминание.
Старайтесь обязательно разобраться с новыми, незнакомыми понятиями, не оставляйте это «на потом». Ведь запомнить то, что непонятно, очень трудно.
Старайтесь по возможности тренировать свою память. По дороге в школу или во время отдыха вспомните какое-нибудь выученное ранее стихотворение, определение какого-нибудь понятия или тему и содержание недавней беседы с друзьями.
Если вы хотите лучше запомнить прочитанное, чаще читайте вслух; от этого запоминание улучшается примерно на 40%.
Непосредственно перед сном прочитайте то, что особенно важно запомнить. У большинства людей активнее зрительная память работает во второй половине дня, а особенно перед сном.
Совет от Эйнштейна: никогда не старайтесь запомнить то, что можно найти в разных словарях и справочниках, иначе вы рискуете перегрузить свою память. Важно знать, где можно найти требующуюся информацию.
Чаще используйте различные ассоциации: связывайте информацию, которую нужно запомнить с каким-либо воображаемым объектом, цветом или мелодией.
Лучше запоминается информация, добытая с трудом. Например, если вы спросите у кого-нибудь перевод незнакомого слова, то скорее всего, забудете его через 5 минут. Найдите это слово в словаре и оно запомнится надолго.
Сами того не осознавая, вы запоминаете то, что входит в вашу деятельность. Поэтому, если вы хотите запомнить новые иностранные слова, формулу, выполните несколько письменных упражнений или решите несколько однотипных задач.
Тренинг памяти
Ученику по порядку называют различные имена; например: ГЕРТРУДА, БИЛЛ, ДЖОН, ДЕЙЛ, ФИЛ, ДЖУДИТ, АЛЕКС, БЕЛЛА, ДОН, РОНАЛЬД, ВИКТОРИЯ, МАРГАРЕТ, ГЕНРИ.
Назвать имена, которые запомнились.
Разделить эти имена на группы или классы, например, на мужские и женские, на короткие и длинные, на чисто иностранные и на те, что встречаются и в нашей стране.
Постараться теперь еще раз вспомнить ВСЕ названные ранее имена.
ОЦЕНИТЕ СВОЁ ЗАПОМИНАНИЕ.
Испытуемому дается лист бумаги, на котором изображён расчерченный на пронумерованные квадраты прямоугольник. (1,3,5,6,7,8,12,13,17 части закрашены)
Ребёнок должен это запомнить и воспроизвести на другом листе бумаги. Затем ему диктуются номера квадратов, которые надо закрасить другим цветом: 9,11,16,18. После этого листок убирается и ребёнку предлагается вспомнить те квадраты, которые он видел и номера тех, которые он закрасил сам. Если испытуемый воспроизводит примерно по 50% зрительной и слуховой информации, то у него равномерно развиты оба вида памяти (зрительная и механическая). Если же он намного лучше воспроизводит номера самостоятельно закрашенных квадратов, то у него превалирует моторный вид памяти, и наоборот.
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ
В правильном рисунке ребёнка должны быть соблюдены приблизительные размеры фигуры, её наклон, количество линий и их пересечений. Карточка показывается испытуемому на 1 секунду несколько раз, пока он ее не запомнит.
Количество предъявлений карточки в сумме составляет время, потраченное на запоминание
1) Природная память
№
|
Время запоминания
|
Продуктив-ность памяти
|
|
1
|
1-5
|
очень высокая
|
|
2
|
6-10
|
высокая
|
|
3
|
11-20
|
выше сред.
|
|
4
|
21-30
|
средняя
|
|
5
|
31-45
|
ниже сред.
|
|
6
|
46-60
|
низкая
|
|
7
|
более 60
|
очень низкая
|
|
|
Культурная память
№
|
Время запом.
|
Продук. пам.
|
|
1
|
1-11
|
очень высок.
|
|
2
|
12-31
|
высокая
|
|
3
|
32-62
|
выше сред.
|
|
4
|
63-102
|
средняя
|
|
5
|
103-142
|
ниже сред.
|
|
6
|
143-181
|
низкая
|
|
7
|
более 181
|
очень низкая
|
|
|
Во время этого тестирования поросток приме-
няет особые способы запоминания.
Развивайте и тренируйте свою память !
Медленно прочитайте один раз следующие пары слов.
При запоминании постарайтесь мысленно представить все предметы и в воображении связать их между собой.
ковёр-бумага
бутылка-кровать
рыба-кресло
окно-телефон
сигарета-гвоздь
пишущая машинка-ботинок
микрофон-ручка
телевизор-тарелка
орех-автомобиль
кофеварка-кирпич
воск-ключ
А теперь попробуйте по памяти восстановить пары:
ковёр
бутылка
рыба
окно
сигарета
пишущая машинка
микрофон
телевизор
орех
кофеварка
воск
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПАМЯТЬ РЕБЕНКА
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
|