бесплатные рефераты

Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях

Необходимо обратить внимание на то, что суд не имеет права принуждать родителя, обязанного платить алименты, работать по совместительству или заниматься другой деятельностью, чтобы усилить материальную помощь детям.

Для родителя, получающего пенсионное обеспечение (например, военная пенсия), но продолжающего работать, также определяется общая сумма всех доходов, то есть учитываются средства из социального обеспечения и заработная плата.

Может ли суд прийти к такому заключению: способности и возможности родителя, обязанного платить алименты, не существуют? Такое положение бывает в исключительных случаях, тогда, когда, например, отец ребенка еще не способен на какую-либо деятельность, обеспечивающую его материально. На практике иногда бывает очень важно определить то время, начиная с которого можно требовать от этого отца выполнения обязанности по содержанию своего ребенка. Несомненно, они возникнут не раньше, чем человек станет способен содержать самого себя. Если, например, будет доказано, что отец ребенка серьезно готовится к своей будущей профессии и по этой причине неспособен содержать даже себя, то на него временно не возлагается обязанность платить алименты. Обычно в такой ситуации закон предписывает выполнять обязанность по содержанию ребенка родителям отца, другими словами, бабушке и дедушке.

Из всех видов гражданских обязанностей человека одним из самых важных с общественной точки зрения является долг по обеспечению детей. При этом необходимо исходить из принципа равного положения для всех детей одного и того же родителя. При решении простых случаев, как правило, трудности почти не возникают. Например, необходимо определить размеры алиментов отцу, имеющему детей только от одной жены. Гораздо сложнее ситуация, когда отец имеет нескольких детей от разных браков. Здесь необходимо взвесить возможности матери того ребенка, на содержание которого определяются алименты. Суд должен учитывать конкретные условия жизни всех несовершеннолетних детей одного отца.

Если суд определил платить алименты на содержание ребенка отцу, покинувшему семью, то он должен добровольно подчиниться судебному решению и в определенные сроки выплачивать установленные судом суммы. Если он не последует этому правилу, то подвергнет себя опасности, так как против него будет выдвинуто обвинение в нарушении исполнения судебного постановления.

В нашей стране законом предусматривается несколько способов, с помощью которых можно привести в исполнение решение суда. В большинстве случаев оно приводится в исполнение путем вычетов определенной суммы денег из зарплаты отца. Причем удержание из зарплаты распространяется на заработки во всех учреждениях, где он работает. Это означает, что отец не может избежать выполнения решения частыми изменениями своего места работы. Решение суда об алиментах переходит с родителем на следующее место работы.

В современном обществе дети окружены большим вниманием и заботой. Государство берет на себя расходы на образование и медицинское обслуживание детей, на их воспитание во многих детских учреждениях. Многим семьям предоставляются определенные льготы для воспитания детей. Общество оказывает материальную помощь и, многодетным семьям. Существует много видов государственной помощи, например стипендии, пенсии сиротам, надбавки к зарплате на воспитание детей, особенно в семьях е минимальной заработной платой у родителей.

Закон о семье принимает также во внимание материальное обеспечение детей, о которых родители не проявляют соответствующей заботы. Обычной причиной такого положения в семье является безответственность тех лиц, которые обязаны содержать ребенка, то есть родителей, которые не выполняют своих прямых обязанностей.

Пособие на содержание детей выплачивается из государственных средств и является одним из видов материальной помощи, способствующей благоприятному развитию детей. Такую помощь государство может оказывать единовременно или в течение какого-то периода. Предоставление пособия на содержание ребенка рассматривает специальная комиссия, которая выясняет причины возникшей ситуации.

При рассмотрении каждого конкретного случая, прежде всего, обращают внимание на возраст ребенка, его здоровье, на материальное положение лиц, обязанных его содержать, на безвозмездную помощь третьих лиц (родственников, знакомых). Если комиссия найдет причину для предоставления пособия действительно актуальной, то она назначает денежный размер пособия. Комиссия может решить вопрос о целесообразности воспитания такого ребенка в детском учреждении.

Глава 2. Эмперическое исследование

детско-родительских отношений в неполной семье

Существует необходимость проведения исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются в эмоциональном плане, из-за недостаточности удиления внимания, любви и ласки своим детям. Родители в полных семьях принимают своих детей такими, какие они есть.

2.1. Организация исследования: исследование проводилось в 2006-2007гг.

в г. Москве и г. Зеленограде.

Всего в исследовании приняли участие: 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет из неполных семей и их родители (мать/отец - 10 человек) и 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет из полных семей (мать/отец - 10 человек). Испытуемые являлись учениками 1-3-х классов и были разделены на 2 группы. В экспериментальную группу входили дети из неполных семей, а в контрольную дети из полных семей.

2.2. Методики исследования

Методика диагностики родительского отношения

(А.Я. Варга, В.В. Столин);

Опросник методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет выявить те или иные аспекты родительского отношения.

Опросник состоит из 5 шкал.

«Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку в полной семье, представлены в таблице 1

В таблице 2 представлены результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку в неполной семье.

Таблица 1

Результаты изучения стиля отношения к ребенку в полной семье.

№ пп

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсонализа

ция

Инфантили

зация

1.

9

80

5

69

46

2.

97

49

75

69

15

3.

77

12

93

69

85

4.

89

31

75

32

70

5.

68

49

75

69

93

6.

31

80

75

14

70

7.

54

80

93

32

46

8.

68

49

93

84

70

9.

77

80

87

54

70

10.

68

31

20

69

97

11.

89

80

87

84

46

12.

12

80

97

69

70

13.

4

31

39

32

46

14.

31

49

87

69

70

15.

12

80

75

54

70

16.

68

80

75

14

46

17.

68

80

58

54

46

18.

31

80

39

4

70

19.

31

80

58

54

70

20

54

80

58

4

46

Ср.зн.

51,9

63,05

63,85

49,95

62,1

Таблица 2

Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной семье.

№ пп

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсонализа

ция

Инфантили

зация

1.

54

49

39

14

85

2.

68

80

75

32

15

3.

54

80

39

32

70

4.

92

49

39

32

85

5.

77

49

75

96

85

6.

31

31

87

84

97

7.

12

49

58

32

46

8.

89

31

20

32

46

9.

4

19

39

4

46

10.

31

49

39

4

70

11.

96

49

87

96

97

12.

84

49

39

69

93

13.

77

80

58

84

70

14.

54

80

39

14

46

15.

31

80

75

54

46

16.

84

31

39

84

93

17.

31

49

87

54

70

18.

92

49

58

96

46

19.

84

80

75

69

85

20

31

19

39

4

46

Ср.зн.

58,8

56,6

55,3

49,3

66,85

По результатам, проведенным в обеих группах испытуемых:

- По шкале «Принятие»: 51,9% опрошенных родителей в полной семье и 58,8 % родителей из неполных семей принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы.

- По шкале «Кооперация» 63,05% опрошенных родителей в полной семье и 56,6 % родителей из неполных семей проявляет заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

- 63,85 % опрошенных родителей в полной семье и 55,3 % родителей из неполных семей испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (7-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих родителей.

- 49,95 % опрошенных родителей в полной семье и 49,3 % родителей из неполных семей испытуемых свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

- По шкале «Инфантилизация» 62,1 % опрошенных родителей в полной семье и 66,85 % родителей из неполных семей видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей.

Родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей.

Тест «Рисунок семьи»

Анализ методики «Рисунок семьи» был направлен на изучение внутрисемейных отношений и эмоциональной сферы в семье.

В большинстве случаев дети из неполных семей на своих рисунках не изображали отсутствующего родителя или рисовали его в отдалении от себя и других членов семьи. Также среди детей из неполных семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. Для рисунков детей из неполных семей характерно отделение членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у детей из неполных семей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи. Но так же были и рисунки, на которых наоборот были все члены его семьи, не смотря на отсутствие кого-либо из родителей, и в устном рассказе ребенок акцентировал свое внимание и рассказывал о нем более подробно.
На рисунках у детей из полных семей было чувство общности, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга. По рисункам видно, что между всеми нарисованными членами семьи есть чувство сплоченности и поддержки. Это очень важно для построения хороших отношений между всеми членами семьи. На рисунках семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи.

Результаты приведены в Таблице 3.

Тест «Несуществующее животное»

По результатам рисунков «Несуществующего животного» можно сделать выводы, что дети из неполных семей на рисунках выражают более агрессивные чувства, они менее открыты. Большинство детей достаточно агрессивно настроены, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях. Дети считают, что им не хватает теплоты дома, любви и ласки. У детей наблюдается повышенная тревожность. Дети из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. Дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными.

Дети из полных семей оказались более энергичными и веселыми. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны. Дети из неполных семей, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками. Дети из полных семей более уравновешенны, спокойнее, быстрее и легче поддаются обучению.

Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»

(И. М. Марковская)

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для родителей дошкольников содержит 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.

4-я шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: тревожность за ребенка. Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.

8-я шкала: непоследовательность-последовательность родителя. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрения и т.д. непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. д.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.

По результатам, проведенным в обеих группах испытуемых:

Таблица 4

Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из полных семей

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

1

77

13

60

25

54

37

54

49

48

290

2

61

14

46

26

33

38

35

50

42

217

3

28

15

60

27

44

39

32

51

84

262,5

4

33

16

69

28

69

40

82

52

24

5

79

17

108

29

90

41

37

53

90

404

6

78

18

56

30

75

42

64

54

44

318

7

73

19

72

31

58

43

64

55

52

8

80

20

82

32

77

44

94

56

79

412

9

43

21

50

33

48

45

81

57

57

279

10

78

22

71

34

68

46

73

58

75

365

11

41

23

44

35

37

47

29

59

33

184

12

65

24

89

36

85

48

69

60

78

386

Таблица 5

Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из неполных семей

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

1

87

13

72

25

52

37

53

49

50

314

2

66

14

53

26

33

38

41

50

51

244

3

31

15

61

27

43

39

36

51

84

274

4

37

16

73

28

69

40

84

52

30

5

80

17

89

29

92

41

44

53

88

393

6

92

18

66

30

77

42

68

54

43

355,5

7

87

19

86

31

67

43

74

55

51

8

84

20

85

32

71

44

89

56

77

406

9

47

21

59

33

51

45

87

57

56

300

10

92

22

85

34

80

46

85

58

81

423

11

40

23

43

35

45

47

32

59

42

202

12

70

24

92

36

84

48

84

60

80

410

Вследствие этого можно сделать следующие выводы:

1. Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;

2. Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;

3. Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить с ней, ведь именно она заменяет ему папу.

Заключение

Изучение отношения родителей к детям из неполных семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.

Выдвинутая гипотеза не подтвердилась:

По результатам исследования детско-родительских отношений в неполных семьях можно говорить о том, что родители относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к нему (ведь именно это ребенку так необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верят в высокие возможности своего ребенка.
Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними по возможности больше времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.
Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них.

Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными.

Список литературы:

1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. -- М.: Владос, 2003.

2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

3. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. -- М., 1998.

4. Целуйко В.М. Неполная семья. -- Волгоград, 2000.

5. Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 - С 35.

6. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев. 1990 - С 7.

7. Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.

8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. -- М., 1995.

9. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

10. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.

11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

12. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980

13. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

14. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 1989 - С 70.

15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. -- М., 1990.

16. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999.

17. Кочубей Б. И. Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.

18. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. -- Минск, 1999.

19. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.

20. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа. 1990. № 9.

21. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я- мамин или папин? М., 1995.

22. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. -- Кишинев, 1993.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ