Резюме. Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо конкретная форма ролевой структуры (РС) не является объективно «лучшей» по сравнению с другими. Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что традиционализация отношений в «переходные» периоды (стаж брака 6-18 лет) способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и поэтому «выгодна» семье и положительно связана с удовлетворенностью браком. В «стабильные» же периоды (стаж брака 1-6 и 18 лет) традиционализация не оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком /Алешина Ю.Е.. 1995/. С одной стороны, такое положение почти аннулирует необходимость изучения ролевой структуры семьи (известно, какие ее типы влияют положительно на какие периоды семейной жизни).
С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных представлений.
Нам же интересно, как на становление ролевой структуры и главенства в семье влияет православное учение, отраженное в индивидуальных представлениях супругов.
Глава 2. Особенности православной семьи
2.1. Наука и религия
Перед тем, как рассмотреть понятия, важные в свете нашей темы, мы хотим подчеркнуть противоречивый характер мнений относительно совместимости науки и религии.
Так, западная академическая наука считает материалистический мир единственной реальностью, а любую форму духовных убеждений - отражением недостатка образования, примитивного суеверия или возвратом к инфантильным моделям. При этом «официальная психиатрия не делает различий между мистическими и психотическими переживаниями, считая и то, и другое проявлением психоза /Гроф С., 2001, с.227/.
Похожие мнения можно встретить и в трудах атеистически ориентированных психологов и философов, которые для преодоления веры рекомендуют обращать внимание на удовлетворение потребностей индивида, особенно, потребности в общении /Угринович Д.М., 1986, с.32/. Например, философ Л.Фейербах считает, что христианская любовь призрачно любит человека, а на самом деле - только Бога /там же, с.144/. В целом, эти и подобные им взгляды отражают идеологическую закалку приверженцев тоталитарного режима.
С другой стороны, следует помнить, что атеизм и тоталитаризм подавляют волю человека и развивают противоречивые тенденции его поведения, причем смысл жизни без веры сводится к потребительству /Дымнова Т.И., 1996/.
Освещая проблему соотношения науки и религии, следует вспомнить мнение А.Эйнштейна, писавшего на многие темы помимо физики (от развития языка до вопросов мира на планете). Он считал, что функции религии (убеждения и ценности) и науки (знания и технические способности) расположены на совершенно разных уровнях, поэтому они не могут конфликтовать до тех пор, пока эти уровни ошибочно не смешают. К похожим выводам приходят К.Уилбер / Гроф С., 2001, с.210-211/ и Н.Мэлони /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149/.
Разделяя сферы религии и науки, А.Эйнштейн видит, все же, их взаимосвязь: «Если прерогатива религии - определение цели, то средствам ее достижения - в широком смысле этого слова - религия научилась у науки. Наука, в свою очередь, создается теми, кто вдохновлен стремлением к истине и пониманию» /Дилтс Р., 1998, с.22/
Результатом такого понимания является процесс интеграции психологии и христианства.
2.2. Эпистемология православия
Под термином «эпистемология» понимается теория, система познания, из которой проистекают остальные знания /Словарь…, 1998, с.589/. Тогда в нашем случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и влияющих на уникальный характер православной семьи.
Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение антропологической модели.
Согласно архимандриту Киприану (Керну), православное учение о человеке исходит «… из трех источников: Священное писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума» /Психотерапевтическая …, 1999, с.367/. Эти источники руководствуются, бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником духовной жизни: разума, воли и чувства. Дух же выступает как побудитель связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и волей.
Различные виды психотерапии преодолевают расколы: психоанализ, гештальт-терапия - раскол ума и сердца, бихевиоризм - ума и воли. Но эти виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж.Стренгс. Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия работает с чувством (например, вины), а христианская - с грехом, т.е. осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149-150/.
Другой способ преодоления раскола - законное православное супружество, которое выполняет три главные задачи:
1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом;
2. умножение числа спасенных душ через чадородие;
3. упорядочение сексуальной жизни /Михайлов Ю.П., 2000, с.60-62/
Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается православием: «В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга /Христианская…, 1992, с.40/. То же относится и к детям. Фактически, эта функция способствует реализации первой задачи, хотя существуют и другие обязанности супругов, согласно святому Апостолу Павлу:
«Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе предаде за ню» (любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не жестоком обращении мужа с женой).
«Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу: зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкве» (повиновение должно быть с полной готовностью и любовью, а не с прекословием) /там же, с.5-6/.
В силу каноничности православия, среди его последователей не существует разногласий по поводу прерогативы мужчины быть способным принимать решения, обеспечивать семью материально, быть арбитром во всех спорах, т.е. быть главой семьи.
С другой стороны, Е.В.Перевозникова, ссылаясь на С.Л.Франкла, считает, что надо учить видеть себя частью «субстанциального Мы». Это согласуется с заповедью «возлюби ближнего своего» - никакого преимущества «Я» перед «Ты», неравенство сохраняется только перед Богом /Перевозникова Е.В., 2000, с.65/. Значит ли это, что православие приветствует эгалитарную ролевую структуру семьи? Скорее речь идет о предупреждении желания партнеров считать себя собственниками того, кого любят.
Тем не менее, православие приписывает роль главы мужчине, не унижая при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по достоинству - равна мужу», - говорит Б.В.Ничипоров /1991, с.108/.
В.Н.Дружинин же описывает отношение к женщине в христианстве как противоречивое: женщина занимает субдоминантную позицию по отношению к обоим мужчинам (Отцу и Сыну), но и причастна им. Т.е. женщина является причиной грехопадения мужчины, но при этом Богородица (архетипический образ женского начала) воспитала сына, имеющего божественную миссию. Здесь взгляды западного и восточного христианства совпадают. Однако, в отличие от католической церкви, выделяющей такую ипостась Девы Марии, сексуальная основа которой очевидна, православная традиция возвышает материнское отношение над любовным. Это подтверждается тем, что в нашей культуре эротические отношения между супругами не отрицались, но им и не приписывалась большая значимость /Дружинин В.Н., 2000, с.62-74/. Хотя одним из препятствий для совершения таинства брака в православии является неспособность партнера (-ов) к половому сожитию и чадородию /О православном…, 2000, с.14/.
Следует отметить, что хотя Богородица не влияет сама на ход земных и небесных дел, она - посредница между Богом и людьми, а также находится ближе к последним ввиду своей меньшей причастности к божественной сущности.
При этом Иисус Христос выполняет схожую функцию, но находится иерархически ближе к Богу-отцу, а психологически - ближе к Богородице и поэтому, как и она, способен слышать и заступаться за страждущих и просящих.
Отношения Отца и Сына в христианстве также уникальны в своем роде.
«Существует роковой … ареал в отношениях отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца или противопоставиться отцу» /Ничипоров Б.В., 1991, с.106/. Этот сценарий известен психологии как Эдипов комплекс. «Но… Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения» /там же, с.107/. Христос уничтожает расхождения между отцами и сыновьями. Недаром приводится две родословные Христа у евангелистов Матфея и Луки. У первого он назван Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, а у второго - Сыном Адамовым, Божьим. Т.е. люди, следуя за Христом, «должны отказаться от своей «локальной» родословной и включить себя в состав родового древа человеческого рода, стать сыновьями Адама и тем самым сыновьями Бога…» /Пигалев А.И., 2000, с.28/.
Таким образом, можно возразить на тезис Л.Фейербаха об иллюзорности христианской любви к людям - разве не любовью ко всем людям должны быть движимы индивиды, идентифицируясь со всем родом человеческим?!
2.3. Психологические особенности православной семьи
Среди атеистически ориентированных авторов /Угринович Д.М., 1986/ встречаются свидетельства преимущественно негативного влияния религии на разные сферы жизнедеятельности индивида. Мы не вправе считать валидными эти данные ввиду нескольких их особенностей:
рассматриваются последователи баптизма, чуждого православию, представители тоталитарных сект и реже - православные;
данные приводятся и интегрируются в целях пропаганды. А главная заповедь пропагандиста, согласно П.Лайнбарджеру, говорит о том, что факт - не пропаганда, пропаганда - это интерпретация факта /Горин С.А., 2000, с.464/. Под таким девизом, имея лишь один факт, можно доказать все.
В отечественной психологии эмпирические исследования последовательных приверженцев православной церкви на данный момент локализуются в области изучения детей. Например, изучением особенностей самосознания детей из семей православной и атеистической ориентации занимались Ю.В.Тищенко /2001, с.18-23/ и Е.В.Перевозникова /2000, с.146-151/. Первый автор изучал детей младшего школьного возраста, а второй - подростков. В целом, авторы отмечают в поведении обследуемых (вне зависимости от ориентации семьи) возрастающие с возрастом признаки общей социализации и способности отстаивать свою позицию.
Так, детям из воцерковленных православных семей (ВПС) 5-8 лет свойственны в меньшей степени, чем детям из невоцерковленных семей (НПС) такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а так же конфликтность и депрессивность; тревожность свойственна обеим группам.
Подростки же из православной семьи (которая еще не является воцерковленной!) направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е.В.Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий - самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе. Подростки из семей атеистической ориентации направлены на широкий диапазон ценностей, в том числе, на достижения в сфере общения. В конфликтных ситуациях они склонны больше к соперничеству.
В.Н.Дружинин /2000, с.68/ приходит к выводу, что разделение образа Отца на земного и небесного приводит к отсутствию идентификации с отцом-воспитателем. Следствием этого являются: повышенный уровень притязаний и условия для развития креативности, но также и опасность невротических нарушений.
Мы не претендуем на полное перечисление исследований в этой весьма узкой области. Однако этих данных достаточно, чтобы сделать выводы по нашей теме.
2.4. Выводы
Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.
Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй - Бог. Богословы подчеркивают значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за воспитание детей), любови. Исходя из этого «земная» модель представляет собой детоцентристскую семью. На шкале ответственности члены такой семьи располагаются в следующем иерархическом порядке: отец, мать, сын. На шкале доминирования - сын, мать, отец. В идеальной же семье иерархия ответственности следующая: отец, мать, сын. А по шкале доминирования - отец, сын, мать. Т.е. отец является субъектом власти, а часть ответственности лежит на жене.
«Земная» и идеальная модели кардинально отличаются по способу распределения власти. Поэтому православная психология /Михайлов Ю.П., 2000/ рекомендует делегировать мужу власть. А если конкретной семье это не свойственно, постепенно «приучить» его к статусу главы семьи, приближаясь, таким образом, к идеальной модели. Наивная психология /Волкова И.А., Музыченко В.П., 1993, с.113-114/ согласна с необходимостью таких преобразований, но выделяет формальную форму главенства (мужа) и фактическую (жены). Подобные взгляды приветствуют скорее эгалитарный брак, основа которого - эмансипация женщин.
Переходя к обоснованию гипотез, мы хотим вспомнить, что человеку, следующему православному вероучению, свойственна социальная потребность «жить для других», а также чуткость в различении добра и зла, искание социальной справедливости, любовь ко всем людям и пр. Строя взаимоотношения на этих принципах, муж из воцерковленной православной семьи не сможет «вписываться» в патриархальную модель и оставаться в стороне от участия в традиционно женских делах в семье. Значит, основанием признания его главенства будет его участие в материальном обеспечении семьи, профессиональной деятельности и помощь жене в выполнении остальных ролей.
В семьях же невоцерковленных православных могут встречаться различные варианты ролевой структуры ввиду неглубокого усвоения православных принципов или их превратного понимания. Так, согласно Е.Т.Дубовой /2000, с.31/, в сознании многих, считающих себя православными, христианские идеи уживаются с дохристианскими верованиями. Например, греки со своим культурно-нравственным потенциалом, ознакомившись с Библией, стали почитать змея и осуждать сотворившего мир и осудившего за прикосновение к плодам древа познания /Гумилев Л.Н., 2001, с.185/.
Поэтому главенство мужа в невоцерковленной православной семьи может не сочетаться с альтруистическими тенденциями. Значит, если полагать, что главенство схоже с процессами доминирования в трудовом коллективе, то его основаниями может быть стремление быть над всеми, упорность, доминантность и т.д. вплоть до деспотизма.
Это обоснует наши гипотезы.
Глава 3. Эмпирическое исследование характера главенства и распределения ролей в ВПС и НПС
3.1.Программа исследования
Цель исследования: изучить влияние фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС.
Задачи исследования:
На основе осуществленного ранее литературного анализа сформулировать гипотезы относительно возможного влияния фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС.
Подобрать и разработать необходимые методики для проверки гипотез.
Осуществить сбор данных в соответствии с эмпирическим планом, заявленным в гипотезах.
Обработать полученные результаты методами математической статистики.
Обсудить полученные результаты и сделать выводы.
Разработать, ориентируясь на результаты исследования, рекомендации для психологического консультирования членов ВПС и НПС.
Объект исследования: 40 человек: 20 семейных пар, 10 из которых представляют воцерковленные православные семьи (ВПС), и 10 - невоцерковленные православные семьи (НПС). Возраст представителей ВПС колеблется в диапазоне от 22 до 41 года, а возраст представителей НПС - от 24 до 52 лет.
Предмет исследования: главенство и распределение ролей в ВПС и НПС.
Гипотезы исследования:
· В ВПС главенство мужа связано с альтруистическим и дружелюбным отношением к супруге, а в НПС главенство мужа связано с авторитарным и агрессивным отношением к супруге.
· В ВПС муж более участвует в выполнении традиционно женских ролей, чем в НПС.
Методический инструмент:
Для исследования того, насколько муж участвует в выполнении традиционно женских ролей, использовалась методика «Распределение ролей в семье».
В качестве своей задачи авторы методики видели создание достаточно компактной методики, предназначенной сугубо для описания распределения основных супружеских ролей.
Каких-либо строгих правил или теоретического обоснования того, как необходимо выделять семейные роли, фактически не существует, скорее, есть определенная наиболее распространенная традиция выделения и описания следующих семейных ролей: материальное обеспечение семьи, хозяйка (хозяин), уход за маленькими детьми, воспитание детей более старшего возраста, сексуальный партнер, организатор развлечений, обеспечение психологического комфорта, организатор родственных связей, организатор семейно субкультуры. Приведем более подробное описание основных ролей в семье.
Ответственный за материальное обеспечение семьи.
Эта роль включает в себя, прежде всего, различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семьи адекватным для нее уровнум материального благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов, кроме данного обозначения этой роли, часто используется другое - «кормилец». Многочисленные данные, полученные как советскими, так и зарубежными авторами, свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская, ее реализация в большей степени лежит на плечах мужа.
Хозяин-хозяйка.
Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. Так, по данным Ф.И.Ная, 70% мужчин заявили, что эта роль должна быть поделена между мужем и женой поровну.
Ответственный за уход за младенцем.
Эта роль заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.
Воспитатель.
Данная роль заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли, в целом, определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем выше уровень, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяют родители воспитанию своего ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется, в том числе и полом ребенка. Если ребенок мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну, в случае же если в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
Сексуальный партнер.
Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж (по данным Ф.И.Ная, 80% мужчин и женщин констатируют большую активность мужа в этой сфере). При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
Организатор развлечений.
Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 17 лет назад о культуре досуга для широких слоев населения не могло быть и речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициативы в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, планированием и проведением отпуска и т.д.
В исследовании Ф.И.Ная показано: большая часть испытуемых считает, что эту роль должен выполнять тот, у кого более значительны возможности в этом плане, т.е. эта роль жестко не закреплена за определенным членом семьи. Анализ же реального поведения показывает, что муж в большей степени выполняет эту роль.
Организатор семейной субкультуры.
Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и, прежде всего, рост культурного уровня широких слоев населения. Когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством. Ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
Ответственный за поддержание родственных связей.
Данная роль включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи.
Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность должна при этом проявлять жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены количеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко недостаточно.
«Психотерапевт»
Эта роль является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера - выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.
Опросник содержит 21 вопрос, каждый из которых имеет 4 варианта ответа. Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем или женой.
Для исследования характера отношения мужа к супруге (альтруистического и дружелюбного или авторитарного, эгоистического, агрессивного), который влияет на характер главенства, использовалась «Методика диагностики межличностных отношений (ДМО)». Автор - Т.Лири. /Практическая …, 1998, с.408-418; Альманах …, 1996, с.345-360/.
Исследование межличностных отношений с помощью методики Т.Лири позволяет изучить 4 наиболее часто выделяющиеся ориентации, тенденции (доминирование-подчинение, дружелюбие - агрессивность). Так как методика позволяет получить подлежащие статистической обработке данные только по двум тенденциям, то мы нацелены на изучение доминирования и дружелюбия.
Т.Лири выделяет также следующие 8 типов предпочитаемого межличностного отношения, которым соответствуют 8 октантов.
1. Авторитарный тип-стремление к оптимистичности, высокой активности, тенденции к доминированию, повышенному уровню притязаний, легкости и быстроте в принятии решений. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу “здесь и теперь”, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.
2. Эгоистический тип - обладает чертами самодовольства, подчеркнутой дистантности в общении, завышенным уровнем притязаний; доминантность не проявляется в стремлении вести людей за собой, заражая своими идеями. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорично отстаивается.
3. Агрессивный тип - характеризуется ригидностью установок при повышенном чувстве справедливости и убежденностью в собственной правоте, сочетающимися с упорством в достижении цели.
4. Подозрительный тип - характеризуется замкнутостью, неконформностью и опережающей враждебностью в суждениях и поступках, ригидностью установок, высокой конфликтностью; оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте.
5. Подчиняемый тип -данному типу соответствует пассивно-созерцательный тип личности. Это люди, как правило, болезненно застенчивые, интровертированные, пассивные, весьма щепетильные в вопросах морали и совести. Легко подчиняемые, неуверенные в себе, они склонны к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой. Тревожные, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенные собой, они склонны к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко впадают в состояние грусти, пессимистически оценивают свои перспективы. Эти люди аккуратны и исполнительны в работе. Ранимые и впечатлительные, болезненно сосредоточенные на своих недостатках и проблемах, они обычно избегают широких контактов и социальных ролей
6. Зависимый тип - характерен для людей с повышенной чувствительностью к внешним воздействиям. Они проявляют повышенную тревожность, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения - от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является для них ведущей. Неуверенность в себе тесто связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительны и ответственны в работе. Инертны в принятии решений. Повышенная мнительность, самокритичность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, опасения неуспеха - все это формирует зависимое поведение.
7. Дружелюбный тип - для этого типа характерна эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий уровень агрессивности, повышенная откликаемость на внешние воздействия, зависимость самооценки от мнения других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству, стремление найти общность с другими, энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий круг интересов этих людей сочетается с некоторой поверхностью увлечений.
8. Альтруистический тип - характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. Возможно легкое вживание в разные социальные нормы, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности. Потребность производить приятное впечатление, нравится окружающим. Это люди с художественным типом восприятия и переработки информации, с образным стилем мышления, гибкостью в контактах, коммуникабельностью.
Для нашего исследования мы взяли 40 человек (20 семейных пар, 10 из которых представляют ВПС, и 10 - НПС).
Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст, образование, профессию, тип религиозной ориентации, мнение относительно того, кто, как кажется респонденту, глава в его семье.
В выводах по анализу литературы мы пришли к мнению, что люди, называющие себя православными, могут сочетать в своем сознании представления как христианские, так и дохристианские, языческие. А в некоторых случаях единственное, что указывает на принадлежность индивида к православному вероучению - это принятие им крещения. Поэтому для более точной диагностики приверженности вероисповеданию респондента, т.е. для оценки степени воцерковленности семьи (воцерковленная или невоцерковленная) мы включили вопрос о частоте посещения церкви. Этот ответ мы интерпретировали, исходя их следующих позиций. Мы предполагаем, что супруги из ВПС будут посещать церковь 1 раз в неделю или чаще. Ведь одним из важнейших критериев воцерковленности является исполнение предписаний Православной Церкви. Среди которых есть такое: посещать воскресные и праздничные богослужения.
Так, частота посещения церкви менее 1 раза в неделю (т.е. раз в месяц, в год и т.п.) будет основанием для отнесения данного респондента к членам НПС.
Экспериментальный материал: 2 опросника, 2 бланка ответов с инструкцией, анкета.
Процедура исследования: опрос производился на дому респондентов, которые отвечали на вопросы в разных комнатах, по возможности одновременно. Время было не ограничено.
3.2. Результаты исследования
Результаты исследования НПС по методике «Распределение ролей в семье».
Таблица 1
Ф.И.О.
Участие в семейных ролях
Восп.
детей
Эмоц.
клим.
Матер.
обесп.
Орг-р
развл.
Хозяй-ка
Секс.
партн.
Сем. субк.
Серов
3,00
2,60
2,30
2,30
3,00
2,60
2,60
Серова
3,00
2,30
1,60
2,60
3,00
2,60
2,60
Лебедев
2,60
3,30
1,00
3,30
2,60
3,00
3,00
Лебедева
2,60
3,60
1,00
3,30
3,60
2,00
2,60
Костров
4,00
2,60
2,00
2,60
3,30
2,00
3,00
Кострова
4,00
3,00
3,00
2,60
3,60
2,00
2,60
Фролов
2,00
2,60
2,30
2,00
2,60
2,30
2,00
Фролова
2,30
3,00
2,00
2,30
2,30
2,30
2,60
Чернов
3,30
2,60
1,60
3,30
2,60
2,30
2,30
Чернова
3,30
2,60
1,60
3,30
2,60
2,30
2,30
Базаров
3,30
3,00
1,60
3,30
2,00
2,30
2,30
Базарова
4,00
2,30
2,00
3,30
2,30
2,00
3,30
Теплов
3,00
3,00
2,00
3,00
3,60
3,00
3,30
Теплова
3,00
2,30
1,60
2,30
2,60
3,00
2,30
Шмелев
2,00
2,60
1,00
2,30
3,30
3,00
3,00
Шмелева
3,00
3,30
1,30
3,30
4,00
2,30
3,30
Гагарин
3,00
3,30
1,00
3,00
2,00
2,00
2,00
Гагарина
3,00
2,30
1,30
3,30
2,00
2,30
2,30
Семенов
2,30
2,60
1,30
2,60
2,60
2,30
1,30
Семенова
2,60
2,60
2,30
2,60
2,60
2,60
1,60
Результаты исследования ВПС по методике «Распределение ролей в семье».