Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре
1. Статистическая диплегия. При данной форме поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто наблюдается задержка психического развития.
2. Гемипаретическая форма ДЦП в 80 % случаев развивается у ребенка в постнатальный период. При этой форме поражена одна сторона: левая -при правостороннем поражении мозга, правая - при поражении левого полушария. У 25-30 % детей наблюдается дебильность, у 40-50 % -вторичная задержка умственного развития.
3. Гиперкинетическая форма ДЦП развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, что является гемолитической болезнью новорожденных. У этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная регидность шеи, туловища, ног.
4. Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма. Наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.
5. Атонически-астатическая форма характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия . [23, 104]
Вывод 1.2.
Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах:
1. Задержка общего развития: недоразвитие речи, задержка умственного развития, нарушение моторики и координации движения, нарушение слуха.
2. Нарушение эмоционально-волевой сферы.
3. Выраженные внутриличностные конфликты.
1.3 Основные направления психологической помощи детям в реабилитационных центрах по развитию у них
социально-важных навыков
Реабилитационный центр для инвалидов - многопрофильное учреждение. Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и приобретение профессиональных навыков.
Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным центром Министерства социальной защиты населения Российской Федерации при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей, их воспитывающих.
Эта особая роль психологической реабилитации обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, при этом не только психиатрического или неврологического профиля, как правило наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии. Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, психолого-педагогическая грамотность недостаточной, что провоцирует дисгармонии в психологическом развитии детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений. В третьих, результативность психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования.
Главная роль в психологической реабилитации отводится психологу. Работая в центрах реабилитации, психолог должен обладать такими качествами, как: эматичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, интуиция, богатое воображение, уверенность, аутичность поведения, гибкость, высокий уровень интеллекта.
Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами психологу необходимо знать:
1. Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.
2. особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.
3. Закономерности развития групп и коллективов, особенности взаимоотношений между людьми на разных возрастных этапах, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
4. Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых, быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок психологии.
Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.
Задачи службы социально-психологической реабилитации не ограничиваются работой с самими инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья не стоит в стороне от жизненно важных проблем инвалида, а является наиболее важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом связана вся жизнедеятельность инвалида. В семье проходит формирование самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной мере зависит его судьба. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию. Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду, приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам -все это факторы позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.
Формы и методы работы с семьей очень разнообразны: групповая работа с семьями, в которых имеются инвалиды со сходной патологией или сходные ситуации в семьях; индивидуальная работа с родителями или одним из них. Беседы носят просветительный, информационный и обучающий характер. По существу центр проводит широкое семейное консультирование. Решение проблем в семье благоприятно сказывается на социально-психологическом статусе инвалида - нормализуется настроение, упорядочивается поведение, улучшаются показатели в учебе, устраняется аффективная напряженность.
Целенаправленное проведение психологом мероприятий по психологической реабилитации детей-инвалидов, психологической поддержки семей, их воспитывающих, возможно лишь на основании результатов дифференцированной психодиагностики.
Психодиагностическое направление позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида. Соответствующие психодиагностические оценки особенностей интеллектуального развития ребенка, эмоционально-мотивационной сферы, личности в целом и отдельных психических функций, оценки прогноза их развития позволяют выделить те «психологические точки», которые в наибольшей мере тормозят процессы социализации и нуждаются в развитии.
Психолог работает и по направлению психодиагностики, характера внутрисемейных отношений, результаты которой, также имеют важнейшее значение в плане проведения реабилитационных мероприятий. Это обусловлено тем, что и сама семья ребенка и его ближайшее окружение также очень часто должны быть объектом психологической реабилитации.
Психолог осуществляет психологическую консультацию для детей и их родителей в широком круге проблем взаимоотношений, общения, позволяющая разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности. Именно консультативная помощь играет важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка.
Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающие задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
Наиболее рациональным в работе с детьми является использование методов игровой терапии, психодрамы, арттерапии.
Психолог работает и по направлению психологического просвещения, приобщения населения, персонала организации к психологическим знаниям. Во многих ведомствах существует система повышения психологического образования своих сотрудников, тесно связанная с их профессиональным совершенствованием.
Следующим направлением является психокоррекция - это коррекция отельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности для возможности успешной и эффективной самореализации и социальной интеграции.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно-психологического развития. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.
А. С. Спиваковская рассматривает психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психологических нарушений у детей. В свою очередь Карабанова и А. Г. Лидере рассматривают ее как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. По мнению Р. С. Немова, психологическая коррекция -- это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления поведения психически здорового человека.
Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическими факторами отклонений в развитии.
В зависимости от характера диагностики и направленности личности коррекции, Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. [23, 22-25]
Одним из эффективных средств психологической реабилитации, Бачков считает, психологический тренинг. Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
Методы психологического тренинга могут использоваться в реабилитационной работе с детьми-инвалидами на более ранних возрастных этапах, чем другие.
Наиболее эффективным является метод распределения детей-инвалидов, посещающие центра по сопутствующим заболеваниям. Для этого рассматриваются индивидуальные особенности каждой патологии.
Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но, главным образом, своеобразными особенностями их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременно начатая психологическая помощь является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.
Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Психологическая помощь детям и подросткам с церебральным параличом рассматривается как система реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности больного, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям больного ребенка.
Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики.
Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.
Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП является чрезмерно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направленно на качественный анализ полученных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс развития необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возможностей больного очень важен при психологическом обследовании.
Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку придают «эмбриональную позу». Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок укладывается на спину. При помощи специальных приспособлений ребенок фиксируется в этом положении.
У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребенка во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральными параличами бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бог или на живот. Помещенные в положении на животе они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия. Все это ограничивает поле зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.
При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в момент обследования, но важно обратить внимание на время овладения ребенком теми или иными двигательными навыками. Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с церебральными параличами является оценка их «функциональной приспособляемости» к своему двигательному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она достаточно выражена, то есть ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабливается его удерживать, рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами.
Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП имеет уровневый подход с учетом особенностей клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонус, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.
При детском церебральном параличе наблюдаются нарушения мышечного тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движения, их стойкости, стабильности, эластичности. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушение мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Валлон отмечал, что патологический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, быстрое утомление, нарушение внимания. Патологический гипертонус с напряженностью позы, недостаточная пластичность также приводят к быстрой утомляемости и снижению внимания. Нарушение тонуса отражает дефицит подкорковых функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению в формировании автоматических движений. У ребенка страдает синхронность движений рук и ног при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается недоразвитие выразительных движений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе общения. Отставание в развитии выразительных движений на ранних этапах детства, когда еще не достаточно развита речь, усугубляет задержку его психического развития.
При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов будут страдать отдельные компоненты движения: его сила, точность и скорость, что наблюдается при параличах конечностей ребенка. При патологии как премоторных, так и постцентральных отделов головного мозга наблюдаются нарушения целостных двигательных актов, объединенные общим названием апраксии.
В исследованиях Н. А. Бернштейна, а затем и А. Р. Лурия, было показано, что при нормальном развитии премоторные системы работают как своеобразные посредники, устанавливающие и поддерживающие связь между кортикальной и экстрапирамидной системами (Бернштейн Н. А., 1947). Это отражается на характере нарушений. При премоторном дефекте возникает дисфункция «кинетической мелодии» движения (А. Р. Лурия, 1962). Из плавного она превращается в толчкообразное, состоящее из отдельных не связанных друг с другом элементов. При постцентральных нарушениях коры головного мозга наблюдается так называемая афферентная апраксия с недостаточностью коркового анализа кинестетических импульсов, выражающаяся в затруднениях выбора нужной комбинации движений (А. Р. Лурия, 1962).
При детском церебральном параличе наблюдается диффузная симптоматика, сочетающая в себе явления повреждения в двигательной сфере с ее недоразвитием.
К явлениям недоразвития относятся синкинезии: непроизвольные движения, не связанные по смыслу с произвольными движениями. При детском церебральном параличе синкинезии имеют место у ребенка и подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают человека всю его жизнь . [25, 94]
Таким образом, психолог востребован не только в образовательных учреждениях, но и в центре реабилитации для детей инвалидов.
Наиболее эффективным является метод распределения детей-инвалидов, посещающих центр по сопутствующим заболеваниям. Для этого рассматриваются индивидуальные особенности каждой патологии.
Вывод 1.3.
Основным направлением психической помощи детям в реабилитационных центрах являются: психокоррекция, психотерапия (основным методом является психотренинг), консультация и просвещение родителей детей с ДЦП.
Обобщенный вывод.
В исследованиях проблем нарушений психического развития выделяют ведущие признаки нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации. В психологических особенностях детей-инвалидов выделяют задержку общего развития, нарушение эмоционально - волевой сферы, выраженные внутриличностные конфликты. Основные направления психологической помощи: психокоррекция, психотерапия, консультация, психологическое просвещение родителей детей с ДЦП.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1. Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии и основные методы работы
Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным центром Министерства социальной защиты населения Российской Федерации при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей, их воспитывающих.
Психолог должен обладать такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.
Целью данного исследования является изучение деятельности психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных навыков.
Программа исследования включает в себя этапы:
1. Анализ существующих программ по развитию у детей с ДЦП социально-важных навыков.
2. Статистическая обработка.
3. Разработка методических рекомендаций.
На сегодняшний день эта тема актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными или приобретенными заболеваниями в раннем детстве.
В апреле 2005 года в реабилитационном центре «Лотос» г. Находки проводилось исследование сформированности социально-важных навыков у детей с детским центральным параличом.
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. Специфика детей с ДЦП ограничена количеством методик, которые можно применять на данных детях. Наиболее приемлемым методом является наблюдение. А беседа и анкетирование предназначены для родителей детей с отклонениями в развитии.
Беседа (интервью) - это метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психодиагност получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого. В данном исследовании используется нестандартизированное интервью. Оно проводится в форме беседы по плану, имеющему общий характер, свободные формулировки и последовательность вопросов. Это дает следующие возможности:
1. стандартизировать смысл вопросов в соответствии с особенностями опрашиваемых;
2. получить нужную информацию в результате свободного обмена мнениями;
3. изменять в нужном смысле вопросы и уточнять ответы, достигая глубины содержания информации.
Беседу необходимо начинать с таких тем, которые больше всего интересуют испытуемого, и затем постепенно приближать содержание беседы к тем вопросам, которые интересуют исследователя. Беседу следует проводить в нетрадиционной обстановке, потому что неформальные, свободные условия способствуют преодолению привычных стереотипов межличностного восприятия и общения, часто возникающих между исследователем и испытуемым в результате длительного ролевого общения вне исследования.
Вопросы, задаваемые в ходе беседы, требуют от испытуемого как односложных, так и развернутых ответов. Перечень примерных вопросов, задаваемых при беседе с родителями:
1. Возраст и пол ребенка?
2. Какие навыки уже сформированы (восприятие формы, цвета, величины, исследование мыслительных процессов, обследование счетных навыков, особенности рисования, навык самообслуживания)?
3. Какие навыки необходимо развивать у ребенка?
4. Какие положительные и отрицательные черты присущи ребенку?
5. С кем и с чем играет ребенок?
У исследователя могут возникнуть определенные трудности в ходе беседы с родителями детей. Причинами этого являются: родители могут не идти на контакт с исследователем; могут скрывать что-нибудь, так как боятся, что ребенка не возьмут в учреждение.
Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Под наблюдением понимается целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц, характеризующих особенностей изучаемого явления. В данном исследовании применяется систематическое наблюдение. Оно проводится по определенному плану. Выделяются регистрируемые особенности поведения, и классифицируется условия внешней среды. Процедура исследования методом наблюдения состоит из нескольких этапов (приложение 1).
Перед наблюдением следует описать общую характеристику этого метода (приложение 2).
В ходе наблюдения можно видеть:
1.Речевые акты (содержание, последовательность, продолжительность).
2. Выразительные движения, экспрессию лица, тела, глаз.
3. Движение (перемещение и неподвижность состояние людей).
4. Физические воздействия (касание, толчки, удары).
Что касается способов регистрации получаемых данных, то в процессе первоначальных наблюдений используют развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. Результаты наблюдения обычно систематизируются в виде индивидуальных характеристик.
В данном исследовании наблюдение проводится в ходе игры и
выполнения различных упражнений ребенком. В процессе наблюдения за ребенком экспериментатор выявляет сформированость социально-важных навыков.
Трудности, возникающие при наблюдении:
1.Влияние установок, психический и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности.
2. Влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение.
3. Трудности интерпретации.
Анкетирование один из наиболее распространенных методов исследования. В процессе анкетирования каждому лицу предлагается ответить на письменные вопросы, поставленные в форме опросного листа. В данном исследовании проводятся анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов. Задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.
Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений. Трудности метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет вскрыть, как правило, только самый верхний слой фактов.
В исследовании родителям детей с ДЦП была предложена анкета, цель которой заключалась в следующем: в выявлении навыков, которыми обладал или не обладал ребенок до и после реабилитации; коммуникабельность ребенка (приложение 3).
Кроме того, применялась следующая методика: программа психологической диагностики детей дошкольного возраста с ДЦП. Для иллюстрации результатов использовались:
1. Таблица.
2. Гистограмма.
Данный метод был использован в начале учебного года психологом реабилитационного центра «Лотос» Меляевой Т. С. с детьми, а второй этап диагностики проведен в апреле 2005 года.
Данный метод был применен к дошкольникам. Основные критерии выборки указаны в таблице 1.
Таблица 1
Критерии выборки
№
|
Испытуемый
|
Возраст
|
Пол
|
|
1
|
В. С.
|
4 года
|
Мальчик
|
|
2
|
П. М.
|
4 года
|
Мальчик
|
|
3
|
Ч. Д.
|
4 года
|
Мальчик
|
|
4
|
П. А.
|
4 года
|
Мальчик
|
|
5
|
Н. Г.
|
4 года
|
Мальчик
|
|
6
|
Н. М.
|
5 лет
|
Мальчик
|
|
7
|
Р. О.
|
5 лет
|
Мальчик
|
|
8
|
Б. А.
|
5 лет
|
Мальчик
|
|
9
|
С. К.
|
5 лет
|
Мальчик
|
|
10
|
Б. А.
|
5 лет
|
Мальчик
|
|
11
|
С. К.
|
5 лет
|
Мальчик
|
|
12
|
М. С.
|
4 года
|
Девочка
|
|
13
|
Е. А.
|
4 года
|
Девочка
|
|
14
|
И. В.
|
4 года
|
Девочка
|
|
15
|
Т. А.
|
4 года
|
Девочка
|
|
16
|
Е. Н.
|
4 года
|
Девочка
|
|
17
|
О. Д.
|
4 года
|
Девочка
|
|
18
|
Т. Е.
|
5 лет
|
Девочка
|
|
19
|
П. Г.
|
5 лет
|
Девочка
|
|
20
|
О. Б.
|
5 лет
|
Девочка
|
|
|
Центр социальной реабилитации детей-инвалидов при Управлении социальной защиты населения г. Находка открыт 14 декабря 1995 года. В центре работают четыре отделения: 1) отделение диагностики и разработки социальных программ реабилитации; 2) стационарное отделение; 3) отделение дневного стационара; 4) группа дневного пребывания.
Целью создания центра социальной реабилитации детей-инвалидов является обеспечение социальной и медико-психологической реабилитации детей-инвалидов. Основные задачи реабилитационного центра:
1. Социальная защита и адаптация детей-инвалидов.
2. Обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, медицинской и психологической помощи.
3. Восстановительная и оздоровительная терапия заболевания, вызвавшего инвалидность.
4. Лечение и профилактика обострений сопутствующих заболеваний.
Курс пребывания ребенка-инвалида рассчитан на 2-3 года.
Психологическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе воспитания, методами обучения, воспитания и развития. Цель психологической работы заключается в нормализации, исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общей подготовке к жизни. Учитывая сложность и разнообразие задач и средств психологической реабилитации, а также их зависимость от характера патологии, специфики отклонений в развитии, процесс психологической реабилитации предваряется этапом диагностики и разработки психологического аспекта комплексной программы. В процессе диагностики выявляются уровни:
1. знаний об окружающем мире;
2. ориентированность в пространстве и времени;
3. отношение к обучению;
4. дефектность речи;
5. социальная и бытовая адаптация.
При составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, для эффективности, в работу необходимо включение родителей. В индивидуальную программу реабилитации, включена социальная консультация семьи ребенка с целью, обучения родителей методом реабилитации в домашних условиях. Большую популярность приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп для родителей. Цели и задачи таких групп многообразны. В большинстве случаев они определяются теми социальными проблемами, которые существуют в нашем обществе.
Родители ребенка с отклонениями в развитии испытывают множество трудностей различного характера. К ним могут относиться: неприятие личности больного ребенка, ожидание или вера в чудо исцелителя, который в одно мгновение делает ребенка здоровым, рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо. Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, также могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования нормативных правил поведения.
В связи с этим необходимо использовать такие психокоррекционные работы, с помощью которых можно преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей.
Апробация методики осуществлялась на базе специальных коррекционных учреждений, в которых обучаются дети с тяжелой степенью умственной отсталостью и выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП.
В качестве цели психокоррекционной работы рассматривается: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с-отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.
Можно выделить основные этапы реабилитационных мероприятий, проводимых непосредственно с детьми четырех летнего возраста. К ним относятся:
1. Развитие психомоторных функций.
2. Развитие сенсорно- перцептивных функций.
3. Развитие функций памяти и внимания.
4. Развитие речевых функций.
2.2. Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования
В ходе проведения исследования изучена и проанализирована программа психологической диагностики детей с ДЦП дошкольного возраста, автором которой является И. И. Мамайчук.
Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у детей с ДЦП.
Данная цель решается посредством ряда задач:
1. Теоретическое рассмотрение таких явлений как социально- важные навыки.
2. Детальный разбор диагностики детей-инвалидов.
3. Попытка дать интерпретацию наблюдения.
Апробация методики проводилась на базе специальных коррекционных учреждений.
Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования исследуются особенности развития зрительного восприятия.
Формой проведения программы является метод наблюдения. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком.
Для проведения обследования сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, главное -- способ их выполнения.
В реабилитационном центре воспитываются 20 детей с ДЦП.
Выборка формировалась из:
1. Истории болезни.
2. Возраста ребенка.
Из 20 воспитывающихся детей в реабилитационном центре, 10 - постоянно ходят в центр, 10 - приходят только на занятия.
Программа дается в игровой форме. На выполнение заданий может влиять нарушение зрения и нарушения моторики.
Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование: детский стол и стул, а ели ребенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.
Материал для обследования: доска Сегена, кубики Косса, набор объемных и плоских фигур для осязания, цветные карандаши, альбом для рисования.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, предлагается ему привлекательная игрушка, например, доска с цветными шарами. Во время свободной игры ребенка фиксируются следующие моменты:
1. Как проявляет ребенок интерес к игрушкам.
2. Как длительно ими занимается.
3. Правильно ли ребенок использует игрушку.
После наблюдения за ребенком ему предлагается следующие занятия: восприятие формы на доске Сегена, «почтовый ящик» для предметно-практической манипуляции с объемными формами, восприятие цвета предметов, исследования особенностей рисования, пирамида в цветовой гамме для исследования наглядно-действенных форм мышления.
С помощью занятия по классификации предметных картинок - проводим эксперимент, который на начальном этапе позволят выявлять особенности обобщения и абстрагирования, внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи, а в дальнейшем на следующих этапах эксперимента проводится коррекция и формирование интеллектуального развития и социально-важных навыков у детей. Для данного эксперимента готовим 2 комплекта предметных картинок (по 16 в каждом комплекте). В каждый комплект входят четыре группы картинок, относящихся к определенному классу (одежда, мебель, животные, овощи и т.д.). Перед ребенком кладем 6-7 предметных картинок и предлагаем ему положить вместе те, которые подходят друг к другу. На карточках этого набора изображены животные, одежда, мебель, овощи. Если ребенок успешно справляется с заданием, рекомендуется добавить еще 10-15 карточек, подходящих к этим группам. На начальной стадии эксперимента ребенок хаотично манипулирует с предметными картинками, не понимает инструкции. На следующих этапах, после 2-3 дополнительных инструкций, ребенок осознанно принимает рекомендации, самостоятельно раскладывает картинки в две группы, а в дальнейшем самостоятельно раскладывает картинки на 4 группы, но затрудняется в названии некоторых групп. На заключительной стадии эксперимента 15 детей самостоятельно раскладывают картинки на 4 группы и правильно называют их.
Результаты до и после проводимого исследования
20
Гистограмма 1.
Сравнение навыков здорового ребенка до и после реабилитации
20
Гистограмма 2
Анализ гистограммы
Гистограмма I состоит из двух этапов:
I этап. Результаты до проводимого исследования.
II этап. Результаты после психологического исследования.
В гистограмме выделены такие социально-важные навыки как:
1. Восприятие формы.
2. Восприятие цвета.
3. Восприятие величины предметов.
4. Исследование мыслительных процессов.
5. Навыки самообслуживания.
6. Навык работы рукой.
Анализ I гистограммы. Мы видим, что результаты после психологического исследования, проводимого на II этапе - социально-важные навыки - выросли. Исходя из этого, чем больше мы проводим психологические исследования по формированию навыков, тем лучше ребенок с патологией адаптируется к будущей жизни.
Анализ II гистограммы. На 2 гистограмме сравниваются навыки здорового ребенка, навыки реабилитации, навыки ребенка с патологией до реабилитации.
Мы видим, что после реабилитации навыки у ребенка с ДЦП выросли, а по некоторым показателям достигает до нормы здорового ребенка. Проведенные психологические исследования по I и II гистограмме показали, что ребенку необходимо проходить реабилитацию, т.к. сформированность социально-важных навыков позволяет детям с ДЦП в дальнейшем найти себе место в будущей жизни.
Таблица 2
Сформированность социально-важных навыков
Ф. И.
|
Возраст и дата обследования
|
Восприятие формы на д. Сегена
|
Восприятие цвета
|
Восприятие величины предметов
|
Исследование мыслительных процессов
|
Развитие самообслуживания
|
Навык работы рукой
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
В. С.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
****
|
**
***
|
|
П. М.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Ч. Д.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
П. А.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
С. К.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Н. М.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
***
|
|
М. С.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
|
О. М.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
|
Продолжение таблицы 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Б. А.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
****
|
**
***
|
|
Е. А.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
С. К.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Н. Г.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
Т. Е.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
О. Д.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
***
|
|
Е. Н.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Т. А.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
|
И. В.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
Б. А.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
|
Продолжение таблицы 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Р. О.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
****
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
|
С. К.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
**
*****
|
**
***
|
***
***
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
|
|
Анализ таблицы 2 «Сформированность социально-важных навыков».
Исследование по методике «психологическая диагностика детей дошкольного возраста с ДЦП» показало, что за период с 01.08.04 по 01.05.05 произошли улучшения в развитии социально-важных навыков:
1. Восприятие формы: на первом этапе 14 (70%) человек не владели понятие формы, путаясь в названии «овал», «треугольник» и не соотносили правильно фигуры; на втором этапе дети правильно соотносят фигуры на доске Сегена и без особых затруднений, однако 7 (35%) человек испытывают некоторые трудности в их словесном обозначении.
2. Восприятие цвета предметов. Дети 4-5 лет должны знать основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый. На первом этапе 12 (60%) человек цвета знали на низком уровне, а на втором этапе дети знают цвета на высоком уровне и поэтому трудности по соотнесению цветов не испытывают, но 6 (30%) человек путают их названия.
3. Восприятие величины предметов: на первом этапе у 15 (75%) человек не понимали инструкцию и поэтому не различали предметы по величине и не соотносили предметы с местом; на втором этапе различение контрастных предметов по величине не вызывает особых трудностей, у 7 (35%) детей при соотнесении предметов с местов с учетом величины отмечается хаотичный бесплановый способ работы, они правильно соотносят только контрастные величины, но при дополнительной инструкции дети успешно справлялись с работой.
4. Исследование мыслительных процессов: на первом этапе 17 (85%) детей понимаю на низком уровне сущность задания; на втором этапе 5 (25%) детей не ориентируются в выполнении задания.
5. Самообслуживание: на первом этапе 13 (65%) детей не убирали за собой после занятий, не мыли руки и возвращались в группу с помощью взрослого; на втором этапе 4 (20%) ребенка не научились убирать рабочее место после занятий и 3 (15%) ребенка не могли пойти самостоятельно в свою группу.
6. Навык работы рукой: на первом этапе у 18 (90%) детей навык рисования был не развит, они рисовали отдельные фрагменты предметов; на втором этапе у 5 (25%) детей навык работу рукой остался на прежнем уровне, а остальные дети овладели рисованием.
И так, с помощью этих занятий дети развили навыки:
1. Восприятие форму предмета - 13 детей (65%).
2. Восприятие цвета предмета - 14 детей (70%).
3. Восприятие величины предмета - 13 детей (65%).
4. Исследование мыслительных процессов - 15 детей (75%).
5. Навык самообслуживания - 13 детей (65%).
6. Навык работы рукой - 15 детей (75%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реабилитационный центр для инвалидов - многопрофильное учреждение. Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и приобретение профессиональных навыков.
Деятельность психолога представляет собой особый вид профессиональных услуг, получая которые, человек, обратившийся за помощью, формирует способность решать свои психологические проблемы, опираясь на психологическую информацию, которая позволяет ему глубже осознать себя и свое социальное окружение, наладить с ним более гармоничные отношения, обрести новые переживания и ценности жизни.
Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.
В реабилитационных центрах воспитываются дети с отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, дети с церебральным параличом, с аутизмом, дети с эмоциональным нарушением, дети олигофрены, дети-психопаты, дети с астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи.
Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
В исследованиях проблем дизонтогенеза, основанных на качественном анализе нарушений развития, выделяют ведущие признаки нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации.
Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста. При обследовании применялись методы: наблюдение, беседа и анкетирование.
Применялась следующая методика: программа психологической диагностики детей дошкольного возраста И. И. Мамайчук.
Цель программы заключалась в развитии социально-важных .навыков у детей с ДЦП.
Практическая значимость работы состоит в том, что теоретическую часть можно использовать для проведения лекция. А практическую часть и приложение можно использовать для исследования детей с детским церебральным параличом в реабилитационных учреждениях.
Новизна исследования дипломной работы: Исследование, проводимое в дипломной работе, является единственным в Г. Находка. И проводится только в реабилитационном центре «Лотос» г. Находка.
Поводя итог практико-психологическому анализу, можно сказать, что рабочая гипотеза: программа И. И. Мамайчук способствует развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП в адаптации к жизненным условиям, подтвердилась.
Рекомендации реабилитационному центру «Лотос» г. Находка:
1. Улучшить состояние кабинета, в котором происходит работа с детьми.
2. Приобретение материалов для эффективного проведения занятий.
3. С учетом специфики обучения и воспитания этих детей психологу необходимо приобрести для работы удобное оборудование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадалян Л. О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. М., 1975.
2. Брейтман М. Я. О клинической картине детского головного паралича. СПб., 1902.
3. Вайзман Н. П., Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976.
4. Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940.
5. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
6. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения, т. 75, 1975.
7. Выготский Л. С. Полное собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984.
8. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.
9. Данилова Л. А. Особенности нарушения ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом. Л., 1969.
10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
11. 11. Ипполитова М. В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом. Специальная школа. 1967.
12. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. М., 1982.
13. Исурина Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии. Л., 1983.
14. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
15. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских параличах. Киев, 1987.
16. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1985.
17. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
18. Лебединская К. С. Диагностика раннего аутизма: начальные проявления. М., 1991.
19. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом, 1976.
20. Мамайчук И. И., Мендоса С., Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом. Л., 1987.
21. Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Л., 1992.
22. Мамайчук И. И. Нейропсихологическое исследование психических процессов у детей с различными формами ДЦП. 1992.
23. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
24. Мамайчук И. И. Психическое развитие аномального ребенка. СПб., 1995.
25. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997.
26. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
27. 27 . Манова-Томава В. С., Пирьев Г. Л., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
28. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности детей с церебральным параличом, 1973.
29. Монтессори М. Метод научной педагогики к детскому воспитанию в Домах ребенка. История зарубежной детской педагогики: Хрестоматия. М., 1986.
30. 30. Певзнер М. С. Клиническая характеристика психического инфантелизма у детей. М., 1982.
31. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., 1968.
32. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиническая и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
33. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 1999.
34. Трошин П. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. СПб., 1916. т. 1,2.
35. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М., 1973.
Приложение 1
Этапы проведение процедур исследования методом наблюдения:
1. Определяется предмет и объект наблюдения.
2. Выбирается способов наблюдения и регистрация данных.
3. Строится план наблюдения (объект, время).
4. Выбирается метод обработки результатов.
5. Проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Приложение 2
Состав процедуры метода наблюдения:
1. Определение задачи и цели.
2. Выбор объекта, предмета и ситуации.
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект.
4. Выбор способа регистрации наблюдаемого.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Приложение 3
Анкета для родителей
1. Возраст ребенка: 1 год 1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3
года года года года
Возраст родителей: до 20 лет 20-24 25-29 30-35 Старше
Лет лет лет 35 лет
2. Пол ребенка: Мальчик Девочка
3. Как долго ребенок посещает ясли?
Меньше 1 месяца 1-3 месяца 3-6 месяцев 6 мес.-1 год Больше года
4. В какой степени необходимо развивать у Вашего ребенка следующие навыки (оцените в баллах, обведя соответствующую цифру).
4.1. Развитие речи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.2. Развитие любознательности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.3. Развитие интеллекта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.4. Общение со сверстниками
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.5. Общение со взрослыми
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.6. развитие навыков самообслуживания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.7. Развитие творческих способностей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.8. Физическое развитие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
4.9. Кроме того (нужно вставить)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
5. какие положительные черты присущи Вашему ребенку (нужно подчеркнуть)?
Добрый Ласковый Внимательный Послушный
Спокойный Покладистый Самостоятельный Общительный
Заботливый Аккуратный Любознательный Жизнерадостный
Другое (нужное вписать).
6. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку?
Бросает предметы на пол Бьет сверстников
Не выполняет просьбы взрослых Кусает сверстников
Часто раздражителен Командует взрослыми
Кричит, топает ногами
Упрямится
Командует детьми
7. С какими предметами любит заниматься Ваш ребенок?
Куклы Детская и взрослая одежда Меховые игрушки Вода
Кубики Ткань Маленькие игрушки Крупа
Мячи Резиновые игрушки Игрушки на веревочках Песок
Машинки Хоз. предметы Пластмассовые банки с крышками
Другое (нужное вписать)
8. Ваш ребенок чаще играет: со взрослыми с детьми в одиночестве
Ваша подпись (подчеркнуть): Папа Мама
Приложение 4
Нарушения в психическом развитии у детей, страдающих ДЦП, которые препятствуют социальной интеграции:
1. Общие интеллектуальные нарушения в диапазоне от умеренных до значительных, когда наиболее существенно страдают функции общения и абстрагирования, концептуальное, пространственное и математическое мышление (наблюдаются, примерно в 85 % случаев).
2. Нарушение функций активного внимания (60 %).
3. Неустойчивость динамики интеллектуальной деятельности, повышенная истощаемость (60 %).
4. Повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость (60 %).
5. 5. Эмоциональная расторможенность, эмоциональная несдержанность с элементами агрессивного поведения (40%)
6. Низкий уровень самоконтроля и самокритики, завышенный уровень притязаний, неадекватность самооценки (80 %).
7. низкий уровень развития коммуникативных навыков (45 %).
8. Системные неврозоподобные расстройства, преимущественно с доминированием астенической и симптоматики (45 %).
9. Различного рода выраженные акцентуации и психоподобные нарушения (40 %).
10. Десоциализация ценностных ориентаций, общий социальный
инфатилизм (60 %).
11. Психомоторные нарушения (100 %).
Приложение 5
Статистические данные обслуженных детей за 1998 год
Курс реабилитации
|
Число детей
|
|
1
|
104
|
|
2
|
40
|
|
3
|
12
|
|
4 и более
|
2
|
|
Всего
|
226
|
|
|
Профили заболевания детей, прошедших реабилитацию в этом году
Заболевания
|
Число детей
|
|
Неврологические
|
102
|
|
Ортопедические
|
35
|
|
Психиатрические
|
23
|
|
Лор-паталогические
|
11
|
|
Сердечно-сосудистые
|
9
|
|
Другие
|
46
|
|
|
Приложение 6
Методические рекомендации воспитателю:
1. Подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с церебральным параличом.
2. Проведение с детьми игр и занятий.
3. Правильная организация двигательного режима во время игр и занятий.
4. Формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка к письму.
Array
Страницы: 1, 2
|