Профессиональный выбор студентов ВУЗов
Какой Я?
Кем Я хочу стать?
Кем Я могу стать?
Какие у меня личностные качества?
Позволят ли они мне стать тем, кем Я хочу?
Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встаёт проблема становления личностного и профессионального "Я". [13.,45]
Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис - переосмысление жизни, профессии и своего места в них.
Для анализа понятия «профессиональное самооопределение» необходимо проследить онтогенетическое развитие интересов. Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа - ориентировочная реакция и развивающиеся потребности):
Дошкольное детство - интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника - непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
1 - 2 класс - интерес ко всем видам работы в школе
3 - 4 класс - дифференцируется интерес к работе в школе (любимые- нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
Подростковый возраст - интерес к общественной жизни, приключениям, героическому, спорт.
Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития - первая из которых приходится на период обучения в школе, это - зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.
Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. [2.,123]
В каждой профессии можно выделить 2 стороны: [14]
содержательную - специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.
Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).
Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).
Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).
Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
"человек-техника"
"человек-природа"
"человек-знак"
"человек-человек"
"человек-творческий образ".
Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей:
реалистический
интеллектуальный
социальный
конвенциальный (стандартный)
предприимчивый
артистический.
Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
2.2.Мотивы выбора профессии
Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль. [8.,90]
Проанализируем в этой связи мотивы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний. 50-60-е гг. - это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода.
Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.
-в 60 ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как "кузница кадров" для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников)
Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.
В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно. (7)
На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.
Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя.
Появились установки, порожденные современной ситуацией : отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%) . Социологами замечено, что "студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы" [9.,90].
Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.
Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры студентов:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором профессии;
3) осведомленность о будущей профессии;
4) желание работать в дальнейшем по специальности;
5) цели будущей профессиональной деятельности;
6) требования к будущей работе.
Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как "в любой вуз - лишь бы в вуз". Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно .
В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.
За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим [12 ,с. 107], юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.
Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях.
Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Т.Э.Петровой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: "с появлением "коммерческого" набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди" [6, с.16]
Если студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.
Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные социальные ценности считал важнейшими Т.Парсонс - частная собственность и индивидуальная свобода. [15.,45]
Многие авторы утверждают, что преобладание торгового, "лавочного" бизнеса над производственным во многом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовой деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причина этого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильны и душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и как следствие - специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими - не выгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сфере труда.
Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те "мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще: [11.,23-24]
- бесконечная любовь к Природе и Правде;
- восхищение красотой закономерности;
- простое любопытство;
- желание приносить пользу;
- потребность в одобрении;
- ореол успеха. И, наконец, последнее по порядку, но не по важности:
- боязнь скуки...
В настоящее время формируется новый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях коллективной морали "советского человека". Специфические черты личности нового типа: готовность к риску, личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде всего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части подрастающего поколения.
II Практическая часть
Исследование мотивов профессионального выбора у студентов Высших учебных заведений
глава 1 План исследования
Респондентам были предложены несколько методик
1-ая методика «Шкала ранжирования мотивов» (см Приложение 1)
Респонденту предлагалось ознакомиться с 10-ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе профессии
Согласно авторам данной методики в шкалу включены как внутренние, так и внешние мотивы [12]
Таблица 3
Шкала внешних и внутренних мотивов
Мотив
|
классификация
Внешний\внутренний
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
Внутренний мотив
|
|
Возможность применения личных способностей
|
Внутренний мотив
|
|
Возможность работать творчески
|
Внутренний мотив
|
|
Самостоятельность в работе
|
Внутренний мотив
|
|
Возможность самовыражения
|
Внутренний мотив
|
|
Возможность оказывать влияние влияние на деятельность других людей
|
Внешний мотив
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
Внешний мотив
|
|
Больший доход
|
Внешний мотив
|
|
Возможность общения
|
Внешний мотив
|
|
Возможность риска
|
Внешний мотив
|
|
|
Также респондентам была предложена методика 2 (см приложение 2)
Цель данной методик проверить результаты, полученные по шкале ранжирования мотивов.
Кроме того, отвечая на вопросы анкеты 2 респондент отвечал не только «за себя», но и моделировал возможный ответ других людей.
Результаты исследования представлены во второй главе
глава 2 результаты исследования
В таблице 4 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов»
Таблица 4
Результаты по шкале ранжирования мотивов
|
Студенты 1 курса
(вторичный ранг при ранжировании)
|
Студенты 2 курса
(вторичный ранг при ранжировании)
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
4
|
9
|
|
Возможность применения личных способностей
|
1
|
8
|
|
Возможность работать творчески
|
2
|
7
|
|
Самостоятельность в работе
|
6
|
6
|
|
Возможность самовыражения
|
5
|
2
|
|
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
|
9
|
1
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
10
|
5
|
|
Больший доход
|
8
|
3
|
|
Возможность общения
|
3
|
4
|
|
Возможность риска
|
7
|
10
|
|
|
Таблица 5
Ранжирование внутренних мотивов студентами 1 и 2 курсов
|
|
|
|
|
|
|
|
Студенты 1 курса
|
Студенты 2 курса
|
|
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
4
|
9
|
|
Возможность применения личных способностей
|
1
|
8
|
|
Возможность работать творчески
|
2
|
7
|
|
Самостоятельность в работе
|
6
|
6
|
|
Возможность самовыражения
|
5
|
2
|
|
|
Таким образом, для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Таблица 6
Ранжирование внешних мотивов студентами 1 и 2 курсов
|
Студенты 1 курса
|
Студенты 2 курса
|
|
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
|
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
|
9
|
1
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
10
|
5
|
|
Больший доход
|
8
|
3
|
|
Возможность общения
|
3
|
4
|
|
Возможность риска
|
7
|
10
|
|
|
Таким образом, для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем рейтинге у студентов 1 -ого курса)
Таблица 7
Ответы студентов 1 курса (в количественном отношении)
|
Совершенно не
действует
|
Действует незначительно
|
Действует существенно
|
Действует очень существенно
|
|
|
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
|
1. Материальное стимулирование
|
2
|
1
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
2. Моральное стимулирование
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
7
|
|
З. Меры административного воздействия
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
|
4. Трудовой настрой коллектива
|
1
|
1
|
2
|
1
|
3
|
2
|
5
|
|
5. Экономические нововведения в компании
|
2
|
2
|
3
|
1
|
1
|
1
|
5
|
|
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
|
4
|
2
|
2
|
2
|
1
|
3
|
3
|
|
7. Боязнь потерять работу
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
6
|
|
8. Элементы состязательности
|
4
|
2
|
1
|
3
|
2
|
1
|
2
|
|
|
Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности совершенно не действуют на мотивацию при выборе профессии
Таблица 8
Ответы студентов 2 курса (в количественном отношении)
|
Совершенно не
действует
|
Действует незначительно
|
Действует существенно
|
Действует очень существенно
|
|
|
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
|
1. Материальное стимулирование
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
7
|
|
2. Моральное стимулирование
|
2
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
4
|
|
З. Меры административного воздействия
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5
|
0
|
|
4. Трудовой настрой коллектива
|
1
|
1
|
3
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
5. Экономические нововведения в компании
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
7
|
|
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
0
|
4
|
|
7. Боязнь потерять работу
|
5
|
1
|
1
|
2
|
1
|
3
|
2
|
|
8. Элементы состязательности
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
6
|
|
|
Таким образом, большинство студентов 2 курса считает, что
Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии
Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацпию
Трудовой настрой коллектива и экономические новвоведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Как видно из приведенных выше таблиц (количественного анализа) у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения.
Возможно, предположить, что чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы и т.д. Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами т.к. еще не достаточно ознакомлены со спецификой своей будущей работы и во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения после средней школы.
Выводы
Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей
Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 -ого курса)
Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию
Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2
Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии
Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Заключение
Таким образом, проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для студентов 1 курса наиболее значимыми являются внутренние мотивы такие как моральное стимулирование, трудовой настрой коллектива и нововведения в компании. Можно предположить что данные факторы способствуют повышению интереса и внутреннее мотивации. Для студентов 2 курса начинают приобретать значимость такие факторы как материальное стимулирование и общая социально-экономическая ситуация в стране.
Гипотеза исследования подтвердилась
Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Также могут быть проведены исследования в других Вузах. Интересным представляется сравнение мотивов студентов гуманитарных и технических Высших учебных заведений. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.- С.210
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189
Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280
Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240
Лепкова Я. О бедном студенте замолвите слово. //Cosmopolitan, июнь, 1996г. -С. 45-48
Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, .2001.-С.90-101
Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98
Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. -С.145-159
Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. -С.46
Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2000-С.598
Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. -С.287
Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград, "Машиностроение", 1989.-С.301
Титаренко Л.Г. Мир ценностных ориентаций молодежи Белоруссии. //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.:Социум, 1994. - С. 79
Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А.Г. М.,1999. -С.240
Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. -С.69
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М. 1986. - С.240
Arestova O. Informational Technologies and new trends of
human development // 11nd Conference for Socio-Cultural Research Vygotsky-Piaget. Abstracts. Univ. of Geneva. 1996 Sep. 11-15, - p. 178.
Gleitman H. Basic Psychology. WW Norton, 1992. - р. 248
Hall C.S., Lindsey G. et al. Introduction to Theories of Personality. Wiley and Sons, 1985. - р.176
Harre R. Social Being. Biackwell, 1993.- р. 401 Приложение 1
Здравствуйте
Вам предлагается провести ранжирование распределение по местам мотивов, которыми Вы руководствовались выбирая профессию (от 1до10)
1-ведущий мотив и т.д.
Спасибо
МОТИВ
|
МЕСТО В РЕЙТИНГЕ
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
|
|
Возможность применения личных способностей
|
|
|
Возможность работать творчески
|
|
|
Самостоятельность в работе
|
|
|
Возможность самовыражения
|
|
|
Возможность оказывать влияние влияние на деятельность других людей
|
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
|
|
Больший доход
|
|
|
Возможность общения
|
|
|
Возможность риска
|
|
|
|
Пожалуйста укажите свой возраст __________________
Место Вашей учебы ______________________________
Курс ___________________________________________
Приложение 2
Анкета
Просим Вас заполнить данную таблицу
В какой степени и как действуют на выбор профессии следующие факторы (зачеркните необходимый квадрат)?
Просьба наибололее подходящий ответ отметить Х
|
Совершенно не
действует
|
Действует незначительно
|
Действует существенно
|
Действует очень существенно
|
|
|
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
|
1. Материальное стимулирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Моральное стимулирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З. Меры административного воздействия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Трудовой настрой коллектива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Экономические нововведения в компании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Боязнь потерять работу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Элементы состязательности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анотация.
Данная работа исследует феномен соотношения внешних и внутренних мотивов выбора профессиональной деятельности студентами высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза о том, что у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив. Был проведен теоретический анализ литературы по теме исследования. Рассмотрены различные подходы к определению и классификации мотивов. С группой респондентов проведено практическое исследование. Использованы 2 диагностические методики. В том числе «Шкала ранжирования мотивов». В работе описан ход исследования, полученные результаты и выводы. Выдвигаемая гипотеза подтвердилась.
ТЕЗИСЫ
Тема связанная с мотивами в настоящее время становится вce более актуальной. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Этo oбycлaвливaeт актуальность данного исследования. B дaннoй paботe исследуется проблема соотношения внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги.
Объект исследования
студенты 1 курса - 15 человек
студенты 2 курса - 15 человек
Предмет исследования
соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов
Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм,
чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив
Использовались 2 психодиагностические методики
«Шкала ранжирования мотивов» и таблица значимости мотивов.
По результатам исследования сделаны следующие выводы
Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей
Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 -ого курса)
Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию
Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2
Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии
Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.Схема 1
Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Субъективная представленность
|
Объективная реализация
|
Продукт и средство
|
|
Мотив
|
Деятельность
|
Предмет
|
|
Цель
|
Действие
|
Образ
|
|
Условия
|
Операция
|
Знания, навык
|
|
|
Схема 2
Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому
Мотивы
|
Отношения
|
|
|
Индивидуально ориентированные
|
Социально ориентированные
|
|
«внешние»
|
«могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам)
|
«надо» (осознание социальных обязанностей)
|
|
«внутренние»
|
«хочу» (напряжение потребностей)
|
«должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой)
|
|
|
Array
Страницы: 1, 2
|