Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде
Вегетативные симптомы абстиненции выражены слабо. Можно наблюдать расширение зрачков, умеренную тахикардию, небольшое повышение артериального давления. Иногда возникают также симптомы, напоминающие (ОРЗ) - насморк, покраснение глазных яблок, слезотечение, лёгкое познабливание.
Если подростки знают, что наркомания у них распознана, то они нередко обнаруживают склонность к аггравации симптомов абстиненции и даже к стимуляции некоторых вегетативных расстройств, например, неукротимой рвоты. Зная, что одним из самых тягостных симптомов абстиненции являются мышечные боли, подростки начинают громко жаловаться на них, наглядно демонстрируя, как их «ломает». Следует заметить, что сильные мышечные боли обычно возникают при абстиненции на второй стадии наркомании, на фоне выраженных вегетативных нарушений.
Симуляция и аггравация у подростков служит для того, чтобы назначали побольше разных лекарств - не столько, чтобы ослабить тягостные проявления абстиненции, сколько, чтобы испытать их действие, тайком накопить и принять сразу большую дозу и попытаться найти среди них что-нибудь, напоминающее наркотик.
Если же подростки полагают, что наркомания у них не распознана, то они, наоборот, склонны диссимулировать явления абстиненции. Жалоб не предъявляют. Нерезко выраженные вегетативные нарушения стараются скрыть или приписывают какую-либо преходящему соматическому заболеванию, «простуде». Здесь преследуется цель возможно скорее быть выписанным из больницы, чтобы вернуться к наркотизации.
Продолжительность абстиненции на первой стадии наркомании составляет несколько дней.
Затем вегетативные нарушения полностью сглаживаются, сон и аппетит восстанавливаются, аффективные вспышки исчезают. Но влечение к наркотику сохраняется долго - оно довольно постоянно выражено в течение двух-трёх месяцев.
Одним из признаков сохраняющегося влечения могут служить сновидения. Подростку снятся ситуации, когда он собирается сделать себе вливание наркотика, но ему всегда что-то мешает и он его сделать не может. Подобные сновидения обычно скрывают от врача, будучи осведомлёнными, что они свидетельствуют о сохранившемся влечении.
На протяжении последующих месяцев возможны внезапные обострения заглохнувшего было влечения к наркотикам. Это может случиться, когда подросток снова окажется в компании наркоманов. Дело здесь не только в соблазне, даже в понуждении с их стороны, но и в действии условно-рефлекторных механизмов. Эти механизмы лежат в основе феномена, получившего название «контактный кайф».
Другими причинами обострения влечени„‘ могут быть стрессовая ситуация, невзгоды и неприятности, вызывающие потребность релаксации - желание забыться, уйти от трудностей, кажущихся непреодолимыми, и от переживаний, воспринимаемых как невыносимые. Соматические заболевания как провокаторы влечения на первой стадии наркомании менее значимы.
Выраженная абстиненция на второй стадии наркомании.
Неодолимое влечение к наркотику вспыхивает через 6-8 часов с момента последнего его введения. Вскоре за этим начинаются вегетативные нарушения. У подростков эти нарушения выражены достаточно ярко, в отличие от мышечных болей, которые бывают более умеренными, чем у взрослых.
Очень сильны аффективные реакции - то дисфорические со злобностью и агрессивностью в отношении окружающих, то истерические с аутоагрессией.
Строгую фазность развития абстинентного синдрома у взрослых, в подростковом возрасте проследить труднее. Среди выраженных вегетативных нарушений можно отметить широкие зрачки, тахикардию, слезотечение, иногда сильное слюноотделение. Слизистая носа набухает («гнусавый голос»), из носа обильные выделения. Характерное упорное чихание. Часто появляются жалобы на боли в области сердца, точнее, в области сердечного толчка, но иногда и на сжимающие боли за грудиной.
Позднее, чем уже на вторые сутки, начинается чередование ознобов с гусиной кожей и проливных потов. Появляются боли в мышцах рук, ног и шеи, судорожные сведения икроножных мышц, чувство онемения в конечностях. К ним присоединяются схваткообразные боли в животе (спазмы в кишечнике), иногда - рвота, понос с тенезмами.
Самыми тяжёлыми бывают 2 - 4 сутки. Затем на протяжении 1 - 1,5 недели явления абстиненции сглаживаются даже без лечения. Дольше других могут удерживаться субфебрилитет, небольшое повышенное артериальное давление, заметная потеря в массе тела. Около двух недель сохраняется отвращение к курению. Но через 1,5 - 2 недели аппетит не только восстанавливается, но и появляется прожорливость, а за ней и желание курить.
Сниженное настроение и особенно сильное влечение к наркотику могут удерживаться на протяжении нескольких месяцев.
При наличии сопутствующих органических заболеваний сердца у подростков во время абстиненции следует соблюдать осторожность - целесообразно отказаться от одномоментного лишения наркотика прибегнуть к постепенному уменьшению его дозы на протяжении 7 - 10 дней в сочетании с сердечными. При этом надо учитывать, что наркоманы в подобной ситуации, как правило, значительно завышают дозу наркотика, которую регулярно использовали в последнее время. Рекомендуется начать с половины названной им дозы и ежедневно уменьшать наполовину.
Отмечена определённая закономерность динамики абстиненции и зависимости от использованных наркотиков. Высокоактивные синтетические и полусинтетические препарат„Ќ отличаются тем, что абстиненция развивается быстро вслед за перерывом в наркотизации, протекает тяжело, но зато относительно коротко (в отношении бурных её проявлений). Более слабо и медленно действующие наркотики, например, кодеин, при пероральном приёме обусловливают более медленное развитие абстиненции, менее тяжёлые её проявления, но зато течение её более продолжительно. Абстиненция при длительном употреблении метадона начинается через 2 - 3 суток после перерыва, но зато затягивается до трёх недель.
Псевдоабстинентный синдром.
Служит частой причиной рецидива наркомании. На первой стадии наркомании у подростков аналогом псевдоабстинентного синдрома служит внезапное сильное обострение влечения к наркотику во время ремиссии - после нескольких недель или месяцев воздержания. Как указывалось ранее, наиболее частой причиной такого обострения влечения, уже было заглохшего, бывает ситуация, когда подросток оказывается в компании наркотизирующихся. Другой причиной служат психогенные стрессы с потребностью релаксации и желанием «забыться».
На второй стадии наркомании, во время ремиссии, длившейся недели, месяцы и даже более года, может внезапно развиться картина абстинентного синдрома с его вегетативными симптомами, правда, не столь резко выраженными, как при истинной абстиненции. Подобный псевдоабстинентный синдром развивается под влиянием психогенных стрессов, но также и при острых соматических заболеваниях. Особенно частым провокатором служит грипп. Однако псевдоабстиненция может возникнуть и в обстановке наркотизации других наркоманов и даже при виде шприца.
2.4. Выводы и рекомендации для родителей и учителей.
Как учить ребенка надлежащему удовлетворению своих потребностей? Таких методов много. Особого внимания заслуживают три из них - они наиболее часто выступают в повседневной жизни семьи.
1. Использование инстинкта подражания. Он заключается в том, что родители показывают ребенку, как они удовлетворяют собственные потребности. Например, в любви - проявляя взаимное уважение и нежность, в безопасности - заботясь о доме и обеспечивая семье средства к существованию, в социальной значимости - добиваясь осуществления поставленных целей и др.
Ребенок с младенческого возраста подражает взрослым. Сама природа наделила его инстинктом подражания, весьма важным и необходимым, ибо он служит для усвоения различных форм поведения, которые ребенок наблюдает и перенимает у других, более опытных лиц.
Мы не раз имели возможность убедиться в наблюдательности детей. Они способны заметить и даже подсмотреть многие черты поведения, явлений, ситуаций, а затем пробуют воспроизвести их во время игры, подражая взрослым. Следовательно, если родители стараются правильно реализовывать свои потребности, то тем самым они подают ребенку хороший пример. Важно и специально показывать ребенку, как удовлетворяются различные потребности.
Необходимо добавить, что благодаря инстинкту подражания ребенок овладевает не только внешними формами поведения, он усваивает также связи и жизненные позиции родителей, их отношение к разным вопросам, способ мышления, оценки окружающего его мира и др.
2. Применение системы взысканий и поощрений. Сразу же хочу пояснить, что речь идет не об издревле известном и применяемом с мизерным эффектом методе принуждения ребенка к чему-либо под угрозой наказания (« Если принесешь двойку - получишь выволочку!») или же подкупа (« Получишь пятерку - куплю тебе велосипед»)
В широком понимании поощрением для человека является все то, что служит удовлетворению какой-то его потребности, а взысканием или наказанием - то, что затрудняет ему или делает невозможным ее удовлетворение.
Использование родителями взысканий и поощрений, именно так понимаемых, заключается в создании таких ситуаций, когда только определенные формы поведения ребенка приносят ему награду, а иные будут наказуемы, т. е. не приведут к удовлетворению потребности. Здесь используется очень важное явление, а именно: человек повторяет те формы поведения, которые обеспечивают ему поощрения или награды, и избегает тех, которые доставили ему неприятности, наказания.
Рассмотрим пример такой ситуации. Маленький Денис заинтересован в одобрении отца, для него это - важная награда, удовлетворяющая его потребность в признании. Отец хвалит каждый раз, когда этого хочется сыну: и тогда, когда мальчик показывает ему рисунок, выполненный небрежно, кое-как, и когда построит несложное, но разваливающееся сооружение из кубиков, и когда старательно, с большими усилиями смастерит сложную модель самолета или ему удастся выложить из цветной мозаики красивый узор.
В результате Денис привыкает к легкому удовлетворению своей потребности в одобрении: все, что он ни сделает, - якобы великолепно. На этой основе у него создается уверенность в своей исключительности, что в свою очередь то и дело приносит ему разочарования, ибо другие люди вовсе не считают его необыкновенным и не хвалят за что попало. Ребенок приобретает привычку к неправильному удовлетворению потребности в признании.
Если бы отец более объективно оценивал начинания сына, хваля только то, что заслуживает одобрения, и одновременно указывая на ошибки. Денис понял бы, что признание надо заслужить.
Закрепление ложного представления о собственных исключительных способностях или иных мнимых достоинствах приводит впоследствии к неприятным разочарованиям, конфликтам и формирует отрицательные черты личности, что, как мы знаем, затрудняет удовлетворение потребностей и в будущем может обусловить склонность подростка к употреблению наркотиков.
3. Обращение к родительскому авторитету. Имеется в виду не так называемый авторитет родительской власти над ребенком: « Ты должен поступать так-то и так-то, а иначе...», или авторитет подкупа: « За каждую пятерку я что-то тебе куплю», или же авторитет чрезмерной опеки: «Ярослав, не бей Зою, устанешь». Такие авторитеты ложные, они противоречат правильному воспитанию и, хотя могут дать временный эффект, в итоге всегда ведут к формированию порочных черт личности ребенка.
Настоящий авторитет заключается во внутреннем, сознательном признании ребенком знаний, умений и опыта родителей, подобно тому, как мы признаем, например, авторитет выдающегося ученого, ценя его достижения в какой-то области (так что ему не нужно прибегать к власти, подкупу или иным способам, чтобы завоевать уважения и симпатию слушателей или студентов).
Если родители имеют у своих детей истинный авторитет, то являются для них как бы экспертами во многих областях жизни, и тогда ребенок охотно, по своей воле обращается к ним с различными проблемами, прислушивается к их советам, считается с их мнением в трудных и сомнительных для себя обстоятельствах. Поступает он так не из-за боязни наказания или желания польстить родителям и добиться одобрения, а потому, что доверяет им и считает их советы правильными,
Иначе обстоит дело, когда родители представляют для ребенка только внешний авторитет. В этом случае он, как правило, отвергает все то, что признают родители, даже если их мнение мудро и разумно, насмешливо называя уговоры и убеждения взрослых « пустой болтовнёй» и « сотрясанием воздуха».
Неумение рационально решать конфликтные ситуации - черта, значительной степени способствующая возникновению склонности к наркомании. Так же как иные навыки, способность к разрешению конфликтов приобретается в процессе нашего развития. Если ни родители, ни учителя не обучили ребенка этому умению, то перед лицом неизбежных конфликтов он или проявляет беспомощность, или решает их не умело, в ущерб себе. Это порождает у него досаду, недовольство собой, но прежде всего - страх перед любыми конфликтными ситуациями. Подросток пытается отстраниться от них, а так как чаще всего уйти от досадных проблем не возможно, то он ищет спасения в наркотическом дурмане.
Родителям нужно обязательно обратить внимание на поведение и состояние их ребёнка: нет ли ниже перечисленных признаков.
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ
Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;
Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
Блеск глаз;
Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи ("каша во рту").
ОПИЙНОЕ (ГЕРОИНОВОЕ) ОПЬЯНЕНИЕ
Узкий зрачок;
Бледность лица и всей кожи, по ходу вен - следы инъекций;
Сухость кожи и сухость во рту;
Повышенное настроение;
Благодушное, расслабленное состояние;
Сонливость (при первых эксцессах);
Стремление к уединению;
Мимика и жестикуляция выразительные;
Речь быстрая и внятная.
ОПЬЯНЕНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ СТИМУЛЯТОРОВ
Повышенное настроение (весел, оживлен, общителен, беспричинно смеется);
Двигательная расторможенность (неусидчив, некоординированность движений, излишняя жестикуляция);
Речь громкая, быстрая, непоследовательная;
Кожные покровы бледные, по ходу вен - м.б. следы инъекций;
Сухость во рту, постоянное облизывание губ;
Зрачки и глазные щели расширены.
ГАШИШНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ
Повышенное настроение (веселое состояние, неудержимые приступы смеха, явно несоответствующие ситуации, беспечность, легковесность). Веселое состояние может перейти в агрессивность, склонность к дракам;
Движения неестественные, координация нарушена (из-за нарушенного восприятия - предметы изменяют размеры);
Речь "заплетающаяся";
Покраснение склер, блеск глаз;
Может ощущаться запах конопли.
ОПЬЯНЕНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ СЕДАТИВНЫХ СРЕДСТВ
Изменчивое настроение (от оживления, болтливости, многоречивости, до раздражительности, обидчивости, агрессивности);
Речь невнятная, неразборчивая, многократно повторяется одно и то же;
Походка шаткая, движения грубые, размашистые, координированные;
Деятельность непродуктивна;
Замедление реакции;
При утяжелении опьянения - расширенные зрачки, заторможенность, ответы невпопад, повышенное сало- и слюноотделение.
ОПЬЯНЕНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ ЛЕТУЧИХ ВЕЩЕСТВ
клей "Момент", бензин, ацетон, растворители и др.
Сознание помрачено (опьяневший находится под влиянием галлюцинаторных переживаний);
Неадекватное поведение;
Покраснение кожных покровов, конечности "мраморные", при длительной наркотизации возможно резкое побледнение кожных покровов;
Лицо, нос отечные, дыхание через нос затруднено;
Зрачки расширены, глаза блестят;
Вокруг губ, в углах рта - красная кайма;
Язык обложен толстым серо-желтым налетом;
Походка шаткая, дрожание пальцев рук, закрытых век, головы;
Резкий химический запах, который может сохраняться до 2 дней.
Если эти признаки имеются и изменения в поведении стали постоянны, нужно обязательно обратиться к врачу, пока можно ещё чем-то помочь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.
Немедицинское использование психоактивных препаратов неизбежно в любом обществе. Понять, какую роль играют наркотики в жизни молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении.
Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей.
Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические кампании базировались на жесткой административной направленности всех мероприятий. Опасения возможной социальной депривации обусловливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.
Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех, кто редко посещает школу или ушел из нее.
Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асанова Л.М., Машанцева Н.В. Девиантное поведение подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами // Сб. "Проблемы контроля наркотических средств и профилактики наркоманий" (ред. Э.А. Бабаян)// М. - 1992. - 290 с.
2. Бабаян Э.А. Контроль наркотических средств и психотропных веществ и проблемы сокращения спроса на них // Актуальные вопросы контроля наркотических средств и наркологии. - Москва. - 1990. - С.13-36.
3. Бабаян Э. А., Гонпольский М. Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987.
4. Бабаян Э. А., Булаев В. М. Фармакологические аспекты лечения наркоманий, вызываемых морфиноподобными средствами // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1989. - Вып. 1. - с. 134 - 139.
5. Бабаян Э.А. Контроль наркотических средств и психотропных веществ и проблемы сокращения спроса на них // Актуальные вопросы контроля наркотических средств и наркологии. - Москва. - 1990. - С.13-36.
6. Битенский В.С., Херюнский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев. - 1989. - 200 с.
7. Боголюбова Т.А. Наркотизм: основы частной криминологической теории. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. - М. - 1991. - 38 с.
8. Бузина Т.С., Должанская Н.А., Лозовская И.С. Употребление подростками наркотиков и риск ВИЧ-инфицирования // Вопросы наркологии. - 1996, № 2. - С.64-67.
9. Булыгина И.Е., Цетлин М.Г., Павлова А.А., Захаров В.Н. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью г.Чебоксары. // Вопросы наркологии. - 1998. - № 1. - С.66-69.
10. Врублёвский А. Г., Рохлина М. Л., Власова И. Б. и др. Медико-
социальный прогноз некоторых форм наркоманий // Вопросы наркологии. - 1988. - №3. - с. 38 - 42.
11. Вострокнутов Н.В. Токсикоманическое поведение - проблема комплексного взаимодействия в наркологии. // Сб. "Актуальные вопросы
наркологии". - Ашхабад. - 1989. - С.5-7.
12. Врублевский А.Г., Егоров В.Ф., Кошкина Е.А., Гречаная Т.Б. Смертность среди наркоманов, использующих наркотики парентерально в
г. Москве (эпидемиологическое исследование). //Вопросы наркологии.
- 1994. - № 4. - С.80-86.
13. Габиани А.А. Наркомания: горькие плоды сладкой жизни. // Социологическое исследование. - М. - 1987. - № 1. - С.48-53.
14. Гречаная Т.Б., Романова О.Л. Распространенность употребления психоактивных веществ среди учащихся 9-х классов средних школ г. Москвы. // Вопросы наркологии. - 1998. - № 4. - С.83-89.
15. Демин А.К., Кошкина Е.А., Паронян И.Д. и соавт. Образование в области здоровья среди подростков в России в 10 городах Российской Федерации. Социальное маркетинговое исследование. // Сб. Образование в области здоровья (укрепление здоровья среди подростков в России). // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. Москва, 1 октября 1997 г. - 30 марта 1998 г.). - М. Российская ассоциация общественного здоровья. - 1998. - с.43-52.
16. Доклад международного комитета по контролю над наркотиками. - ОН. - 1990.
17. Драган Г.Н. Наркомания среди несовершеннолетних. //Вопросы наркологии. - 1997. - № 2. - С.77-83.
18. Джон А., Соломзес Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский, Наркотики
и общество, http://www.high.ru/cgi-bin/wb.cgi
19. Егоров В.Ф., Кошкина Е.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З. Наркологическая ситуация в России. // Русский медицинский журнал. - М. - 1997. - С.109-114.
20. Запорожченко В.Г. О динамике употребления наркотиков учащимися ПТУ. // Медицина труда и проблемы экологии на ж/д транспорте. - 1991. - № 9. - С.121-126.
21. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. Современное состояние проблемы наркоманий в России. // Вопросы наркологии. - 1997. - № 3. - С.3-13.
22. Казаков Л.Х. Характеристика информированности учащихся о наркотических и токсических веществах. // Вопросы наркологии. - 1991. - № 3. - С.25-28.
23. Кандидат мед. наук Надеждин А.В., Профилактика наркомании основной путь решения проблемы молодежного наркотизма,
http://www.narconon.ru/
24. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в Рос
сии: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998.
25. Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и подростков. - М.,"Медицина", 1981.
26. Колесов Д. В. Не допустить беды. - М.: Педагогика. - 1988.
27. Коложи Бела. Проблема наркоманий в Венгрии. // Вопросы наркологии. - 1988. - № 3. - С.36-38.
28. Кошкина Е.А., Кузнец М.Е. Распространенность употребления психоактивных веществ среди учащихся СПТУ. // Сб. Проблемы наркологии - М. - 1992.
29. Кошкина Е.А., Кузнец М.Е., Петракова Т.И. Региональные особенности потребления алкоголя, наркотических и других одурманивающих веществ среди учащихся СПТУ // Вопросы наркологии. - 1990. - № 3. -С.30-34. 1993. - № 2. - С.5-6.
30. Кошкина Е.А., Паронян И.Д. Распространенность употребления наркотических и токсических веществ среди подростков-учащихся СПТУ. // Вопросы наркологии. - 1994. - № 2. - С.79-84.
31. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Константинова Н.Я. Распространенность употребления психоактивных веществ учащимися средних специальных учебных заведений г. Москвы. // Вопросы наркологии. - 1994. - № 2. - С.79-83.
32. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Константинова Н.Я., Руских Н.Н. Мониторинг наркологической ситуации в подростковой среде. // Актуальные проблемы медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. - Москва-Орел. - 1994. - С.82.
33. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Ош Е.Ю. Подростки России - отношение к психоактивным веществам. // Сб. Материалы XII психиатров России, ноябрь 1995 г. - М. - 1995. - С.741.
34. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Гречаная Т.Б., Чиапелла А.П. Факторы, влияющие на потребление психоактивных веществ учащимися города Москвы. // Вопросы наркологии. - 1996. - № 4. - С.74-77.
35. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Гречаная Т.Б., Чиапелла А.П. Сравнительный анализ употребления психоактивных веществ среди учащихся в России и в Соединенных Штатах Америки. // Вопросы наркологии. - 1995. - № 2. - С.82-86.
36. Кошкина Е.А., Корчагина Г.А. Показатели потребления психоактивных веществ подростками в г. Санкт-Петербурге в 1989-94 гг. // Вопросы наркологии - 1996. - № 2. - С.60-64.
37. Лаговский А.Ю. Медико-социальная характеристика осужденных женщин больных наркоманией: Автореферат дисс. к.м.н. - МВД РФ /Научно-практический центр психофизиологии и психологии труда. - М. - 1993. -32 с.
38. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. - М. - 1991.
39. Личко А. Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая
наркомания // Психопатии и акцентуации характера у подростков. -
Л., 1977. - с. 61 - 70.
40. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. - Л.: Медицина. - 1991.
41. Личко А. Е., Сушко В.В., Иванов Н. Я. Исследование информированности молодёжи о наркотиках как предпосылка для профилактики
наркоманий // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. - Л., 1989. - с. 60 - 64.
42. Низский Вадим, "Девятый вал" наркомании идет на нас, РИА "Новости"
43. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации)
44. Пресс-бюлетень N 269, 15 февраля 1999 года г. Иркутск, совместный выпуск пресс-центра администрации Иркутской области и информационного агентства "Телеинформ"
45. Причины появления наркомании в России, http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html
46. Пятницкая И. Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1975.
47. Пятницкая И.Н. Наркомании. - М. - Медицина. - 1994 - с. 119.
48. Пятницкая И. Н. Профилактика токсикоманий у подростков: задачи наркологии и психиатрии // Вопросы наркологии. - 1988. - №1. - с. 43 - 4
49. Распространение наркомании в России - угроза безопасности семьи, женщин и детей, 2 июня 1998 года, http://www.narcom.ru/content.html
50. Решение проблемы наркомании и наркотиков в России, -http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html
51. Роль общественности и средств массовой информации в оздоровлении социальной среды, - http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html
52. Русакова М., Наркотизм в молодежной субкультуре крупного города, - http://www.narconon.ru/.
53. Силласте Г. Социологическое исследование на тему "Социальные последствия возможной легализации наркотиков в России". // Информационный сборник "Безопасность". М. - 1993. - № 2. - 30 с.
54. Скворцова Е.С. Распространенность курения, алкоголизации и наркотизации среди городских подростков-школьников в различных регионах Российской Федерации. //Сб. Проблемы медико-социальной реабилитации больных в психиатрии и наркологии. - М. - 1992. - С.98-101.
55. Скворцова Е.С., Кутина Л.С., Ушакова И.И. Сравнительная характеристика потребления психоактивных веществ и курения среди школьников и учащихся ПТУ г. Москвы. // Вопросы наркологии. - 1995. - № 4. - С.63-67.
56. Скворцова Е.С., Кутина Л.С. Современные тенденции отстраненности вредных привычек среди подростков г. Санкт-Петербурга. // Вопросы наркологии. - 1995. - № 3. - С.48-53.
57. Соколов А. В. «О раннем распознавании употребления детьми и подростками наркотических веществ» // Школа здоровья. - Том № 3 - 1996.
58. Соколов А. В. «Проблемы наркомании среди детей, подростков и необходимость реформы наркологической помощи. - журнал «Школа здоровья», - № 4 - 1996.
59. Соловьев Юрий, От наркомании -- к народной коме? // «Восточно-Сибирская правда», - 30 сентября 1998 года №187 (23295)
60. Струим Н.Л., Гусева Н.Г., Оценка мотивации возникновения ранних наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования при ВИЧ-инфекции, http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html
61. Тарас А. Е. Направленность личности несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков // Предупреждение наркомании и токсикомании несовершеннолетних. - Минск, 1987. - с. 15 - 23.
62. Тимофеев М. Ф. «Наркомания и подростки» // Медицина для вас. - № 14 - 1996.
63. Ураков И.Г., Мирошниченко Л.Д. Современные тенденции в распространенности наркоманий в мире. // Медицина и здравоохранение. Серия "Формирование здорового образа жизни" . - Вып.1. - М. - 1989.
64. Употребление алкоголя и наркотиков учащимися школ в 26 странах Европы (отчет ESPAD за 1995 г.) // Шведский Совет информации по алкоголю и наркотикам, CAN. Совет Европы. Группа сотрудничества по борьбе с наркотиками и их незаконным оборотом (Группа Помпиду). 1998 г.
65. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». - 1998.
66. Чумаков Б. Н. « Пагубность вредных привычек» // Валеология . - № 5. - 1997.
67. Энциклопедия преступлений и катастроф. Том «Наркотики и яды» - Минск. - 1996.
68. Hibbel B. Andersson B. Kokkevi A. Morgan M. Narusk A. (1997). The 1995 ESPAD report. Alcohol and Otheк Drug Use Among Students in 26 Euopean Countries, Stockholm, Sweden.
69. Hughes P.H. et al. Extent of drug abuse: an international review with implications for health planners // World Health Status, - 1983. - vol.36. - N3-4(WHO-Geneva). - Р.36.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|