Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности
Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности
3
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА,
ЕЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
План
Введение
Психологические особенности личности налогового преступника
Психология личности добросовестного налогоплательщика
Заключение
Введение
Личность преступника - совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления. Изучение личности налогового преступника включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, мотивации преступления, роли и соотношения индивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формировании личности преступника и противоправного поведения, влияния на него устойчивых и ситуативных психических состояний .
Брокгауз определяет личность как философскую, объединенную единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная) .
А.Р. Ратинов ведущую роль при изучении личности преступника отводит дефектам правосознания, ценностно-нормативных ориентаций, специфической структуры мотивационных конструктов, а также конкретным психологическим качествам (агрессивность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, низкий уровень интеллектуального развития, личностная упрощенность). Он выделил ряд проблем, связанных с установлением содержания понятия "личность преступника":
- "нелинейная многофакторная зависимость преступного поведения от большого числа взаимодействующих причин и условий объективного и субъективного характера, в силу чего ни один из факторов не может сам по себе быть определяющим;
- цельность и системность человеческой личности, исключающая возможность понимания ее как простого набора психических функций и свойств, что диктует необходимость относительно "глобального" исследования личности;
- пластичность психики и изменчивость личности под влиянием совершенного преступления, процедуры судопроизводства, применения санкций, в связи с чем свойства, выявляемые у осужденного, не обязательно ему были присущи в момент совершения преступления;
- сознательные и несознательные маскировки и защитные механизмы, препятствующие проникновению исследователя в интимный мир личности преступника;
- невозможность использования в готовом виде большей части известных психологических методик без их переработки применительно к специфическим задачам и условиям исследования личности преступника" .
Значительное внимание уделено понятию "личность преступника", раскрытию его содержания Б.Д. Лысковым и Т.Н. Курбатовой. Они проанализировали охарактеризовать основные подходы к личности преступника, имеющие место в юриспруденции, и пришли к заключению, что "это понятие "приложимо" лишь к осужденному за конкретные преступления" .
С категорией "личность" связано понятие "правосознание", под которым понимают совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму социальных отношений и воплотившихся в нормах права, выступающих практической стороной правосознания, правовых теорий, правовых представлений обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах .
Исследования многих ученых (Е.А. Лукашева, Д.А. Потопейко, С.С. Остроумов, Ю.А. Алешин, В.А. Щегориев, Г.К. Ефремова, А.Р. Ратинов, А.В. Ярмоленко, В.А. Чуфранов, В.Л. Васильев, М.И. Еникеев и многие другие) показали, что деформации правосознания, служащие источником отклоняющегося поведения, лежат не в когнитивно-познавательной сфере, а связаны с уровнем оценочных суждений личности о праве и ее индивидуальной практикой их применения.
Так, В.Л. Васильев выявил такие особенности правосознания лиц, совершивших преступления:
- правосознание лиц, совершивших преступление, как правило, по ряду существенных аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;
- преступник отрицает конкретную правовую норму или группу правовых норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;
- в иных случаях преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой был осужден, в ее "абстрактном понимании", но считает приговор слишком суровым, несправедливым .
Под психологией личности преступника мы понимаем систему негативных психологических качеств индивида, которые обусловливают совершение им преступления определенного рода.
Поведение человека - сложное многофакторное явление. Сущность каждого поведенческого акта определяется его местом в общей структуре поведения личности. В процессе индивидуального развития поведенческие системы трансформируются в сложный комплекс индивидуальной поведенческой стратегии, образуют поведенческий тип личности .
Криминальное поведение отличается от социального положительного поведения как по содержанию направленности, так и по психорегуляционным особенностям.
Как отметил М.И. Еникеев, для поведения большинства преступников характерны социально-ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. При низких регуляционных возможностях индивида асоциальные и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но сами становятся целеобразующими механизмами поведения .
При изучении личности преступника необходимо определить осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты поведения человека, определить факторы, предопределяющие направленность личности и ее эмоционально-волевые регуляционные особенности, выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности.
Поведение организуется определенными исходными ценностными позициями личности: выбор целей и средств их достижения определяется самосознанием субъекта, избираемыми им способами поведения.
По мнению М.И. Еникеева, подлинные исходные мотивы поведения преступника могут трансформироваться, видоизменяться, маскироваться, оформляться в приемлемом для него виде .
Мотивация преступления формируется личностными негативными качествами преступника - корыстью, мстительностью, ревностью, тщеславностью, системой ложных воззрений (неправильным пониманием понятия долга, товарищества и т.п.).
Итак, не изолированные отдельные сознательные мотивы, а общая направленность и обобщенные способы поведения определяют поведение преступников.
Психологическая характеристика личности преступника приобретает практическую и научную значимость только при определенной систематизации черт, свойств и социальных связей личности преступника. Этим целям служат типология личности преступника и классификация преступников.
Типология выявляет наиболее существенные, закономерно (объективно) присущие только данному типу личности признаки, свойства и связи, которые в своей совокупности отражают суть данного явления. Таким образом, типология представляет собой устойчивую и стабильную систему характерных признаков личности преступника.
Классификация преступников преследует цель распределения статистической совокупности лиц, совершивших преступления, на определенные классы, разряды или категории. Причем в основании классификации в зависимости от целей, стоящих перед ней, могут лежать любые теоретически обоснованные критерии, связанные с причинами преступного поведения или объясняющие его, а не только закономерные или наиболее существенные, как в типологии. Классификация фактически способствует изучению не личности как определенного рода целостности, а контингента лиц, совершающих преступления. При этом устанавливаются особенности статистической распространенности в соответствующих контингентах преступников тех или иных криминологически значимых признаков. Однако криминологическая классификация не может быть осуществлена в отрыве от общепсихологической классификации личности.
Одними из первых анализ личности преступника и ее классификации провели Чезаре Ломброзо и Энрико Ферри. Они выдвинули теорию "врожденного преступника" и предложили классификацию, которая включала пять типов преступников: 1) прирожденных; 2) "преступников вследствие безумия"; психопатов и иных страдающих психическими аномалиями; 3) преступников из страсти; 4) случайных; 5) привычных .
В.М. Бехтерев классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т.д.) .
Первые значительные исследования в России, анализирующие типологию преступников, принадлежат С.В. Познышеву. Согласно его концепции все преступники (правонарушители) делятся на онтогенных и экзогенных, первые - это противники правопорядка, которым чужды нормы морали и человечности, вторые - это лица, совершающие преступления под воздействием внешнего влияния, недостаточно самостоятельные в выборе поступков, легкомысленные и слабохарактерные .
Среди классификаций, формировавшихся в тот период, следует назвать классификацию А.Ф. Лазурского, основные моменты которой положительно воспринимаются современными криминологами и психологами. Он, принимая во внимание психическое содержание личности преступников, разделил их на четыре подтипа: 1) рассудочные; 2) слабовольные; 3) импульсивные; 4) эмоциональные .
Приведенная классификация была принята в основном современным исследователем личности преступника А.Ф. Зелинским, который ее существенно развил за счет акцентуации психологической стороны - психического содержания личности. Он выделил несколько подтипов и соответственно им уровней психической активности преступников: а) рассудочный; б) слабовольный; в) импульсивный; г) эмоциональный; соответственно им - уровни: 1) расчетливые эгоисты; 2) апатичные; 3) беспорядочные; 4) сосредоточенно жестокие .
М.И. Еникеев в типологии личностей преступников различает три градации:
- общий тип преступника;
- личность преступника определенной категории;
- личность преступника определенного вида .
Эти градации соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.
Критерием типического в преступнике является степень его общественной опасности - мера его асоциальной, антисоциальной деформации и дефекты психической саморегуляции. По этому критерию можно выделить три типа преступников - антисоциальный (злостный), асоциальный (менее злостный) и тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).
Наряду с мерой социальной опасности преступника можно выделить характер этой опасности, определяемый объектом преступного посягательства. В связи с этим можно установить три группы направленности преступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильственную.
В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. Личность преступника характеризуется совокупностью следующих признаков:
- видом совершенного преступления - объектом преступного посягательства, тяжестью и характером преступных последствий: совершением преступления впервые, "случайно", повторно, систематически или рецидивистом;
- формой вины, мотивом и целью преступления;
- способом совершения преступления как показателем интенсивности антисоциальной направленности преступника;
- ситуацией и поводом совершения преступления;
- наличием отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств;
- отношением преступника к совершенному деянию - поведением преступника после совершения преступления (явка с повинной, уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь или противодействие следствию, поведение во время отбывания наказания) .
Основа типологии преступников - степень их десоциализированности, мера социально-ценностной поведенческой дезадаптации.
По степени социальной дезадаптации различаются два типа личности преступника.
1. Антисоциальный тип - лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности, - тип "злостного" преступника.
2. Асоциальный тип - лица, впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, несоциализированный, "менее злостный" тип преступника.
По психорегуляционному основанию можно выделить тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции: лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Этот тип преступников можно подразделить на четыре разновидности:
- лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
- лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности;
- лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
- лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.
По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников.
1. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.
Эта группа преступников посягает на основное достояние общества - распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы:
- воры - лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);
- мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т.п.).
2. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью - лица с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи, разбойные нападения).
3. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью - лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей.
Следует различать личность преступника-индивидуалиста и личность преступника - члена преступной группы. В последнем случае существенным криминально значимым признаком преступника являются его групповой статус, ролевая функция в преступной группе.
Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения и привычки.
С.М. Иншаков все криминогенные качества человека разделяет на четыре группы:
3) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие общественного осуждения;
4) отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех указанных факторов.
Среди убеждений, относящихся к первой группе криминогенных качеств, он выделяет:
- убеждения, обусловливающие отсутствие совестливости (например, уверенность, что "мне можно то, чего нельзя другим");
- убеждения, являющиеся основой механизма психологической защиты (например, убеждение, что все люди допускают несправедливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип: "я не хуже других");
- убеждения, обусловливающие правовой нигилизм .
На наш взгляд, данные убеждения наиболее точно отражают психологию личности налогового преступника.
В.Д. Ларичев и А.П. Бембетов выделяют элементы психологической структуры личности, взаимосвязанные в четыре основные подструктуры личности, необходимые и достаточные для включения в них всех возможных черт личности, известных в настоящее время в психологии.
Первая подструктура - это в основном социально-обусловленные свойства личности: ее мировоззрение, взгляды, убеждения, желания, интересы, склонности, идеалы, направленность.
Вторая подструктура - это жизненный и профессиональный опыт, состоящий из знаний, навыков, умений и привычек. Каждый элемент только в том случае можно считать свойством личности, когда он уже достаточно прочно сформирован и проявляется в деятельности и поведении.
Третья подструктура - это индивидуальные особенности отдельных психических процессов и состояний или форм отражения объективного мира: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, представление, воля, эмоции и чувства.
Четвертая подструктура - биологически обусловленные свойства личности: темперамент, биологические потребности, задатки, возрастные и половые свойства личности, ее органические изменения .
В.В. Романов в ходе исследования психологических особенностей лиц, совершивших преступления, обращает внимание на такое качество личности, как социальная адаптивность, которое влияет на поведение человека в самых различных, в том числе и в криминальных, ситуациях. Данное комплексное личностное образование влияет на отношения субъекта с окружающей его социальной средой, определяет в целом его жизненную стратегию, тактику повседневного поведения, взаимоотношений с окружающими его людьми, способы разрешения им различных конфликтов с помощью правовых либо неправовых (криминальных) средств .
Лиц, совершающих преступления, В.В. Романов условно разделяет на две большие группы, два основных типа: социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности с выделением промежуточных вариантов личности .
Социально-адаптивный тип личности преступника. Данный тип отличается высоким уровнем нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, сопротивляемостью (толерантностью) к стрессу, к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, стеническим типом реагирования в сложных, критических ситуациях, развитыми адаптивными свойствами нервной системы: силой, подвижностью нервных процессов. Эти качества могут усиливаться хорошо развитым интеллектом, позволяющим субъекту успешно осваивать тот или иной способ совершения преступлений, гибким мышлением, сообразительностью, прагматическим складом ума, способностью прогнозировать развитие событий не только на время совершения преступления, но и в последующем в ситуациях активного противодействия усилиям правоохранительных органов. Такие лица нередко имеют достаточно широкий круг интересов (и не только в криминальной сфере), хорошую память, развитое внимание и воображение, обостренное восприятие .
В мотивационной структуре личности данного криминального типа, как правило, преобладают мотивы достижения, ценностные ориентации, позволяющие им осознанно игнорировать социальные нормы, общепринятые правила поведения, преступать недозволенное.
Социально-дезадаптивный тип личности преступника. Лица, которых можно отнести к данному типу, отличаются прежде всего своей низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу, невротической симптоматикой, психическими аномалиями, психотическими расстройствами, психопатическими особенностями личности.
Интересы, ценностные ориентации, мировоззренческая основа таких лиц характеризуются своей бездуховностью, примитивным складом, отсутствием высоких идеалов. Поэтому им трудно прогнозировать свои поступки, поведение во имя достижения более значимых целей по сравнению с удовлетворением каких-то сиюминутных потребностей.
Среди преступников, по их регуляционным особенностям, можно выделить лиц, совершающих:
1) преступления целевые;
2) преступления-самоцели;
3) преступления - средства для достижения других целей.
К первой группе преступлений относятся преступники, имеющие целью реализацию определенных личностных интересов (материальная выгода, карьеризм, месть, удовлетворение потребностей).
Преступления второй разновидности отличаются тем, что сам процесс их совершения доставляет удовлетворение преступнику (халатность, преступное бездействие).
Третья группа преступлений совершается не ради эгоистических устремлений, а благодаря неправильно понятым интересам общества.
Основополагающим вопросом при изучении личности преступника является нахождение психологических различий между личностью правонарушителя (преступника) и законопослушного человека. Сравнительное психологическое и социологическое исследование личности преступников и законопослушных граждан позволило сделать ряд важных выводов об особенностях личности преступника. Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие - неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп .
Практическое и научное значение изучения психологии личности преступника заключается в следующем:
- во-первых, такое понимание личности преступника нацеливает практических работников (и ученых), изучающих причины преступности, на выявление определенной группы личностных качеств;
- во-вторых, анализ указанной группы личностных качеств (личности преступника) позволяет объяснить истоки преступного поведения;
- в-третьих, изучив качества личности, обусловившие преступление, можно по количеству и качеству этих отрицательных качеств отнести преступника к определенному типу (случайному или злостному), а соответственно и прогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и с учетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;
- в-четвертых, знание отрицательных качеств, обусловивших преступление, позволяет организовать процесс исправления преступника в соответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;
- в-пятых, вскрыть отрицательные качества человека, которые обусловили совершение им преступления, можно, взяв их за отправную точку, углубить анализ истоков преступного поведения - выявить причины образования негативных свойств личности и условий их устойчивости.
Психологические особенности личности налогового преступника
Под психологическими особенностями личности преступников вообще и налоговых преступников в частности понимается относительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, система представлений человека о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия. Полученные за последние годы результаты эмпирического изучения личности налогового преступника в сравнении с законопослушными гражданами убедительно свидетельствует о наличии некоторых отличительных особенностей, в том числе психологических, у первых. Законопослушные граждане намного превосходят лиц, совершивших налоговые преступления, по социально-позитивному отношению ко всем базовым ценностям, общему самоощущению, оценке смысла своей жизни. Таким образом, личность налогового преступника отличается от личности законопослушного гражданина негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников. Эта специфика их нравственно-психологического облика является одним из факторов совершения ими преступлений, что, однако, отнюдь не является психологизацией причин преступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием тех социальных отношений, в которые был включен индивид, т.е. имеют все-таки социальное происхождение.
При этом очевидно, что личность налогового преступника существенным образом отличается от личности других преступников. В большинстве своем это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеют блестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности), высокоорганизованные, высокоинтеллектуальные, имеющие высшее образование (часто не одно) и ученые степени и звания. В возрастном отношении это также люди с устоявшейся психикой и мировоззрением. Также значительная часть налоговых преступников - люди с высоким материальным достатком .
Иными словами, можно смело утверждать, что изучение личности налогового преступника лежит скорее в области социальной и юридической психологии, нежели в рамках обычных общих подходов к личности преступника.
Для того чтобы постараться изучить личность налогового преступника, прежде всего следует обратить внимание на мотив, который обычно присущ коррупционерам.
Мотив - это внутреннее побуждение к поведению, то, ради чего это поведение осуществляется. В мотиве заключается субъективный смысл поведения. Можно сказать, что мотив наиболее ярко характеризует человека, и личность человека такова, каков ее мотив.
Мотив - явление психологическое, но он может формироваться только при условии вступления человека в разнообразные отношения с окружающими, включенности личности в общественные связи. Сами мотивы не могут быть преступными.
Преступным способно быть только поведение, а оно зависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственной направленности личности, ее солидарности с существующими правовыми нормами.
Изучение мотивов преступного поведения всегда должно осуществляться в тесной связи с личностью преступника, их понимание всегда должно вытекать из понимания самой личности, ее сущности. Только подобный подход позволит вскрыть, почему данный мотив свойствен данному налоговому преступнику. Было бы ошибочно думать, что налоговые преступники совершают преступления исключительно из корыстных побуждений. Достаточно большое количество среди них занимают люди, совершающие подобные действия из престижных мотивов, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, а главное - должностное положение. Этим лицам необходимо постоянно завоевывать авторитет среди окружающих, и т.п. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в качестве лишь дополнительного мотива.
Кроме того, следует обратить внимание на так называемые псевдосоциальные мотивы, в основе которых лежит предпочтение норм, интересов и ценностей отдельных социальных групп, противоречащих охраняемым законом нормам, интересам и ценностям общества в целом. К типичным мотивам такого рода относятся в том числе ведомственно-корпоративные. Например, довольно часто налоговые преступники утверждают, что совершают преступные действия для решения практических вопросов, которые без нарушения предписаний норм закона разрешить невозможно. При этом в каждом конкретном случае виновный знает, что конфликт его интересов и общества имеется и своими поступками он нарушает уголовно-правовые запреты, поэтому мотив в этом случае надо искать в том, в чем именно заключен для преступника смысл противоправных действий, что психологически он выигрывает, совершая их. Именно поэтому мотивом является не ложно понятый интерес группы, общества, а определенная польза для себя. Другими словами, преступник не ошибается в правовой и нравственной оценке указанных выше интересов, однако у него есть потребность утверждения, улучшения своего социального статуса, подтверждения своего социального бытия, наконец, страх быть низвергнутым или уничтоженным сложившейся в обществе системой. Последнее обстоятельство может в какой-то степени объяснить, почему определенная часть государственных служащих, подпадая под влияние окружающих их сослуживцев, постепенно втягивается в орбиту преступных взаимоотношений, хотя по своим личностным характеристикам эти лица изначально не собирались становиться преступниками.
Очевидно, что отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом направляются не одним каким-то, а рядом мотивов, находящихся друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них можно выделить основные, ведущие, которые и стимулируют поведение, придают ему субъективный, личностный смысл. Вместе с тем изучение налоговых преступлений убеждает в том, что одновременно и параллельно могут действовать два и больше ведущих мотива. Они взаимно дополняют и усиливают друг друга, придавая поведению целенаправленный, устойчивый характер, значительно повышая его общественную опасность. В этом, помимо прочего, можно видеть причину длительного совершения коррупционерами преступлений.
Конечно, в те или иные периоды жизни один из ведущих мотивов как бы приобретает главенствующую роль, затем мотивы могут идти вместе, меняться местами и т.д. Совокупность мотивов и лежащих в их основе потребностей создает мотивационную сферу личности.
В преступном поведении можно встретить расхождение между провозглашенными намерениями и реальными мотивами. Если они не совпадают, то не только по причине того, что преступник желает обмануть окружающих, включая представителей правоохранительных органов. Скорее, дело в неосознаваемости значительного числа мотивов преступлений, которые из-за этого не совпадают с высказанными намерениями. То, что на первый взгляд представляется налоговым преступникам в качестве ведущего мотива, в действительности может оказаться одним из второстепенных стимулов или вообще не иметь никакого стимулирующего значения. Поэтому перед сотрудниками правоохранительных органов (впрочем, как и для многих исследователей, занимающихся рассматриваемой проблемой) стоит задача кропотливого поиска подлинных мотивов преступлений. При этом следует отчетливо понимать, что мотив и мотивировка - далеко не одно и то же. Между тем именно мотивировка, данная следствием или судом или самим преступником, юристами, научными и практическими работниками, воспринимается именно как мотив. Нередко мотивировки, данные обвиняемым, кладутся в основу определения мотивов, формулируемых затем следствием и судом в их процессуальных актах.
Таким образом, мотивировка - рациональное объяснение причин действия посредством указания на социально приемлемые для данного преступника и его окружения обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка выступает как одна из форм осознания мотивов; с ее помощью налоговый преступник иногда оправдывает свое поведение или маскирует его с целью психологической защиты, внутреннего оправдания нарушения установленных правовых предписаний. При этом, понимая, что он нарушает закон, налоговый преступник оправдывает свои действия тем, что печется, например, о благе руководимого им предприятия. Впрочем, не следует упускать из виду и те случаи, когда посредством мотивировки пытаются скрыть подлинные мотивы.
Ценности окружающего мира усваиваются, накапливаются человеком с самых ранних этапов его развития и могут мотивировать его поведение, они могут выступать в качестве побудительных сил человеческой активности. При этом ценности человека в различные периоды времени могут существенным образом видоизменяться. Наиболее стабильные ценности могут и не охватываться сознанием и на этом уровне мотивировать поведение, совокупность мотивов шире ценностно-нормативной системы личности. Поэтому объектом индивидуального предупредительного воздействия на личность налогового преступника должна быть вся мотивационная сфера, а не только какие-либо ценности. В то же время именно ценности личности в силу рационального характера многих из них в наибольшей степени могут поддаваться изменению и перестройке, в чем видится одна из основ успеха профилактики преступных проявлений на личностном уровне.
Между тем правоохранительные органы далеко не всегда могут правильно определить мотивы преступного поведения налоговых преступников. Причин подобного положения дел несколько. Во-первых, определяя мотив, правоохранительные органы исходят из перечня, который имеется в некоторых статьях уголовного закона, за пределы которого, даже если это диктуется обстоятельствами дела и личностью виновного, как правило, не выходят. В ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ мотив вовсе не указан. Обычно указываются квалифицирующие наиболее опасные виды налоговых преступлений, и не более того. Во-вторых, правоохранительные органы при определении мотивов руководствуются давно устоявшимися, устарелыми представлениями, не соответствующими современным достижениям психологии о субъективных источниках человеческой активности. В-третьих, многие работники следствия и суда примитивно считают, что корыстные преступления совершаются из корыстных побуждений, а насильственные - из насильственных.
Таким образом, выявление и изучение мотивов преступного поведения важны не только для расследования налоговых преступлений, предупредительной работы с налоговыми преступниками, правильной квалификации преступлений, но и для решения более общих задач профилактики преступности. Имеется в виду типология личности преступника в зависимости от мотивов преступного поведения. Созданные на этой основе, они будут весьма ценны именно в профилактических целях, поскольку нельзя успешно предупреждать преступления, если не знать мотивы, по которым они совершаются .
Большую роль психология личности играет в предупреждении преступлений, благодаря исследованию механизмов формирования личности и тех факторов, которые на него оказывают влияние. При совершенном преступлении в процессе его расследования характеристики личности необходимы для установления подозреваемого лица и формирования тактики сотрудничества с ним. Так, например, следы преступления превращаются во фрагменты портрета личности преступника, определяющие оперативно-розыскную работу, а его личностные особенности становятся необходимыми для построения тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний.
Оценка личности необходима для применения меры пресечения, осуществления справедливого наказания с учетом особенностей данной личности, для конструктивного соотношения карательных и реабилитационных мер, осуществления продуктивного подхода к процессу реабилитации такой личности. При освобождении от уголовной ответственности или досрочном освобождении закон оперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. В это понятие прежде всего включаются его жизненная позиция, направленность личности, устойчивые личностные черты, которые способствуют или препятствуют совершению рецидива.
Личность человека, преступившего закон, может характеризоваться по-разному, в зависимости от того, какие психологические структуры сыграли в преступном проявлении большую роль.
На предварительном следствии практически не ставится задача изучения преступной личности, поскольку изучение личности обвиняемого подчинено решению вопросов расследования конкретного преступления, когда устанавливается личность обвиняемого, избираются меры пресечения, формируется тактика проведения следственных действий и оказания воспитательного воздействия, избрания меры наказания, определения причин преступления и внесения предложений по их предупреждению.
При изучении преступной личности всегда ставились вопросы, почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания, почему совершает корыстные (налоговые) преступления, не имея порой материальной нужды. По-разному у личностей происходит принятие преступного умысла, разный смысл имеет совершенное деяние, как действие, так и бездействие.
Преступление, рассматриваемое как вид деятельности, будет иметь ту же структуру, что и любая деятельность, в которую входят потребность, цели, мотив, действия и операции. Преступное деяние будет побуждаться потребностью, направляться на мотив и окрашиваться им в личностный смысл. Преступлений без мотива не бывает, бывают трудности в установлении мотива, т.к. он может быть скрытым не только для окружающих, но и для субъекта преступления, поскольку не всегда осознается.
Психология личности добросовестного налогоплательщика
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, налогоплательщики - как психологически "противостоять" трудностям, возникающим в процессе их экономической деятельности (конфликтам, в нашем случае - налоговым проверкам, проверкам органов внутренних дел, возбуждению уголовного дела и т.д.).
Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, т.е. в содержательной стороне сознания. Именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения.
Изначально все налогоплательщики имеют равные права и обязанности, однако одни совершают налоговые преступления и правонарушения, а другие нет. Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия.
Исследуя механизм законопослушного поведения как антипода преступного, А.Р. Ратинов установил, что в нем отсутствует какая-либо самостоятельная фаза психической деятельности, а факторы, его детерминирующие, соотносятся как внутренний и внешний социальный контроль .
Переходя к изучению личности добросовестного налогоплательщика, первое, с чем мы сталкиваемся, - это необходимость разъяснения понятия "налогоплательщик".
Плательщиками налогов в России являются юридические и физические лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов.
Налогоплательщиками являются физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в России .
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы .
Под добросовестным налогоплательщиком понимается лицо, у которого осознанно добровольно произошло изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Иными словами, это налогоплательщик, надлежащим образом исполнивший налоговые обязанности.
В качестве недобросовестных налогоплательщиков Конституционный Суд РФ рассматривает лиц, которые, по существу, уклонились от исполнения обязанности по уплате налога. Конституционный Суд РФ в Определении от 25 июля 2001 г. N 138-О рекомендует налоговым органам для установления недобросовестности налогоплательщиков осуществлять необходимую проверку и предъявить в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Тем самым Конституционный Суд определил так называемую презумпцию добросовестности налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения по уплате соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Эта статья защищает добросовестного налогоплательщика от возможного повторного взыскания налогов при непоступлении платежей в бюджет по вине банка, в то же время являясь правовой базой для уклонения от уплаты налогов для недобросовестных налогоплательщиков.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 октября 1998 г. N 24-П указал, что в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов может нарушить конституционные гарантии права собственности. В настоящее время государство стимулирует добросовестных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц (вручаются призы, свидетельства, благодарности и ценные подарки от налоговых органов, префектур и т.д.), также по всей стране создаются "Общества защиты добросовестных налогоплательщиков".
Мы в данном параграфе говорим именно о добросовестном налогоплательщике - физическом лице, который соблюдает налоговое законодательство. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко не полный перечень характеристик, которые необходимо учитывать при анализе психологии личности добросовестного налогоплательщика.
Как мы уже отмечали, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека выступают и проявляются в единстве, причем основой их единства является деятельность человека. В единстве психологических процессов, свойств, состояний и образований, их содержательной наполненности выражается личность человека как устойчивая совокупность черт и качеств, характерных для конкретного человека, имеющего конкретную историю развития и занимающего конкретное место в системе общественных отношений и деятельности.
К психическим процессам относят познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь. С помощью этих процессов человек отражает окружающий мир и ориентируется в обстановке. Нормальное функционирование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности его учебной и трудовой деятельности. Эти процессы присущи каждому человеку, однако они различаются своими качественными характеристиками.
Нам представляется целесообразным выделение Программы изучения психологии личности налогоплательщика, которая может рассматриваться в широком плане как раскрытие сущности изучаемого психологического явления, разработка системы его показателей (внешних проявлений), критериев оценки уровня развития и последовательности изучения. В узком плане программа включает систему показателей психологии личности. Представленная Программа может использоваться и потенциальным работодателем при приеме на работу сотрудников.
Эффективность изучения личности налогоплательщика, ее индивидуально-психологических особенностей определяется четкостью методологических позиций, знанием теоретических основ, умелым использованием методов психологической науки.
В качестве такой программы может быть использована следующая:
- жизненный опыт человека;
- направленность личности;
- характер;
- темперамент;
- способности;
- чувства и воля;
- познавательные процессы;
- качества личности.
Г.Г. Шиханцев отмечает, что проводимыми в последнее время в судебной и криминальной психологии исследованиями определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования. На наш взгляд, приведенная им схема изучения психологической характеристики личности может относиться и к личности как налогового преступника, так и добросовестного налогоплательщика .
Он обращает внимание на тот факт, что составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо - обвиняемый) .
Анонсируемый Г.Г. Шиханцевым объем изучения личности выглядит следующим образом.
1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи.
2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.
3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).
4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).
5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т.д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т.д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).
6. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т.д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т.д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т.д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т.д.).
7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т.д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т.д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т.д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т.д.).
8. Направленность личности: доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т.д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).
9. Способности: интеллектуальные (общие) способности (уровень образования, эрудиция, качество ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др., свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания, свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т.д.); специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т.д.).
10. Темперамент: общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствие склонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность (сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т.д., способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т.д.).
11. Характер: отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию (эмпатия), жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т.д.); отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все), уровень притязаний (высокий, низкий, средний), самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.); отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т.д.); отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность.
Любому руководителю предприятия необходимо знать, что индивидуально-психологические особенности личности (человека) проявляются в ее характере, темпераменте, способностях, ее направленности. Различные динамические проблемные моменты в деятельности и самоуправлении, связанные с темпераментом, решаются личностью в целом. Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от уровня здоровья и бодрствования, от возраста и эмоционального состояния, от ценностных ориентаций, устремлений и других жизненных отношений человека.
Личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, в которой самым важным фактором являются для человека другие люди. Кроме внешнего фактора в формировании личности есть и внутренний. К внутреннему фактору имеют отношение ее индивидные, т.е. анатомо-физиологические, а также индивидуально-личностные особенности. К первым имеют отношение разнообразные задатки в виде свойств нервной системы, например скорость, энергичность реагирования на воздействия, а также особенности строения тела, органов чувств и т.д. Ко вторым будут относиться собственная активность человека и его внутренний мир, включая образ себя (самость), его потребности и эмоциональные отношения, его знания, ценности и опыт, посредством которых будут не только отбираться, но и преломляться внешние воздействия.
- позитивное отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам;
- высокое чувство ответственности и долга;
- трепетное отношение к своим гражданским правам (в том числе правам налогоплательщика);
- ответственное и бережное отношение к требованиям и обязанностям (соблюдение налогового законодательства);
- ориентация на приоритет не только собственных потребностей, а также потребностей общества, интересов страны.
На наш взгляд, раскрытие психологической структуры личности добросовестного налогоплательщика имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно нацеливает на исследование закономерностей, факторов и условий формирования и развития личности налогоплательщика с высоким уровнем индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации и характеризуется способностью к высокой гражданской саморегуляции своего поведения - оно становится правоприменительным.
Правоприменительное поведение добросовестного налогоплательщика требует развитого правосознания, правового воспитания.
М.И. Еникеев отмечает, что для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения .
Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией, общей направленностью личности в отношении социальных ценностей, охраняемых правом.
Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном образовании - солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимости соблюдения правовых норм или в правовом негативизме - в отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности .
Заключение
Выводы:
1. Как ранее отмечалось, правоисполнительное поведение добросовестного налогоплательщика можно подразделить на три уровня:
- объективно правоисполнительное поведение (потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями);
- конформно-исполнительное поведение (цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности);
- вынужденное законопослушное поведение (потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественными требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона).
2. Объективно-правоисполнительное поведение формируется в результате правовой социализации личности. Правовая социализация личности - это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом, это овладение личностью правомерными способами поведения.
3. Высшим уровнем правовой социализации является поведение личности на основе правосолидарных установок - (привычное правопослушное поведение как устойчивая особенность личности).
При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия - жить достойно.
4. Правосознание личности в правовом обществе в значительной мере обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, правовым статусом личности, уровнем правореализации в данном обществе .
Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности затрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей, организаций. Оно касается таких важных институтов, как право заниматься предпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлечения налогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика.
Мы считаем, что основная проблема добросовестного налогоплательщика - это "страх" перед неизвестными последствиями, скорее всего неблагоприятными, налогового контроля со стороны налоговых органов и органов внутренних дел. Этот страх, как нам представляется, чаще всего вызван неуверенностью в грамотном ведении бухгалтерского учета, незнанием или неинформированностью в изменениях налогового законодательства и налоговой политики страны; проблемами в коллективе (неблагоприятная психологическая обстановка в коллективе; нерациональное распределение функциональных обязанностей и т.д.), паникой, нестандартным поведением, вызванным личностными психологическими особенностями.
Литература
1. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
2. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
3. Ратинов А.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 102 - 103.
4. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. С. 23 - 38.
5. Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения (философско-методологический очерк). К., 1976. С. 13.
6. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1991. С. 20.
7. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2006. С. 56.
8. Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928. С. 27.
9. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1925. С. 32 - 45.
10. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. С. 36 - 49.
11. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. М., 2006. С. 47.
12. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М., 2001. С. 40 - 43.
13. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2002. С. 279.
14. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. С. 80 - 81.
15. Ратинов А.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 102 - 103.
16. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. СПб., 2002. С. 26 - 45.