бесплатные рефераты

Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб и др.: Питер. 2000. - С. 656.

Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали: Пер. с англ. - Киев: Port-Royal, 1996. - С. 365.

Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 288.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - С. 416.

Ремшмид Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994. -С. 443

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С.192

Современная западная социология: словарь. - М., 1990. - С. 432

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - М., 2003. -С. 405

Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Владос, 2000. - С. 272.

Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. - М.: Юрид. лит., 1989. - С. 254.

Социальные отклонения. / Кудрявцев В.Н., Бородин С.В., НерсесянцВ.С., Кудрявцев Ю.В. - М.: Юрид. лит., 1989. - С. 365

Социология молодежи. / Отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во. СПб. Ун-та, 1996. - С. 485.

Социология. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Лань: СПб - Ун-т. МВД России, 2000. - С. 415.

Степашко Л.А. Философия и история образования. Ч. 1. - Хабаровск, 1988. - С.93

Татидинова Т.Г. Некоторые проблемы социальной реабилитации и личностные факторы рецидива преступлений среди молодежи. // Органы внутренних дел в борьбе с преступностью на ДВ. Сб. научных трудов. - Хабаровск, 1998. - С. 230.

Учителю и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. М., 1990

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 9. - М. - С. 534

Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1987. - С. 47.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 367

Худолей В., Черевко И. Новый подход к исправлению осужденных. // Преступление и наказание. - 1998. - №8. - С. 197

Эриксон Э.Г. Отрочество. -М.: Академия. 1999. - С. 623

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. - М., 1971. -С.203

Приложение 1

Опросник к методике САН

1. Самочувствие хорошее

3210123

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3210123

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3210123

Активный

4. Малоподвижный

3210123

Подвижный

5. Веселый

3210123

Грустный

6. Хорошее настроение

3210123

Плохое настроение

7. Работоспособный

3210123

Разбитый

8. Полный сил

3210123

Обессиленный

9. Медлительный

3210123

Быстрый

10. Бездеятельный

3210123

Деятельный

11. Счастливый

3210123

Несчастный

12. Жизнерадостный

3210123

Мрачный

13. Напряженный

3210123

Расслабленный

14. Здоровый

3210123

Больной

15. Безучастный

3210123

Увлеченный

16. Равнодушный

3210123

Взволнованный

17. Восторженный

3210123

Унылый

18. Радостный

3210123

Печальный

19. Отдохнувший

3210123

Усталый

20. Свежий

3210123

Изнуренный

21. Сонливый

3210123

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

3210123

Желание работать

23. Спокойный

3210123

Озабоченный

24. Оптимистичный

3210123

Пессимистичный

25. Выносливый

3210123

Утомляемый

26. Бодрый

3210123

Вялый

27. Соображать трудно

3210123

Соображать легко

28. Рассеянный

3210123

Внимательный

29. Полный надежд

3210123

Разочарованный

30. Довольный

3210123

Недовольный

Инструкция.

Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка данных проводилась следующим образом.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные -- низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об дезадаптации. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0--5,5 балла.

Приложение 2

Методика № 2

Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Представленная далее методика, разработанная Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух видов тревожности. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. В приложении 2, даются описания этих шкал.

Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Оценка результатов проводилась следующим образом:

При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 2.2., определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных в приложении шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Инд. трев. = Общ. кол-во баллов / 20

Таблица 2.2.

Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности

Номер суждения

Ситуационная тревожность (ответы)

Номер суждения

Личностная , тревожность (ответы)

1.

4-3-2-1

21.

4-3-2-1

2

4-3-2-1

22.

1-2-3-4

3.

1-2-3-4

23.

1-2-3-4

4.

1-2-3-4

24.

1-2-3-4

5.

4-3-2-1

25.

1-2-3-4

6.

1-2-3-4

26.

4-3-2-1

7.

1-2-3-4

27.

4-3-2-1

8.

4-3-2-1

28.

1-2-3-4

9.

1-2-3-4

29.

1-2-3-4

10.

4-3-2-1

30.

4-3-2-1

11.

4-3-2-1

31.

1-2-3-4

12

1-2-3-4

32.

1-2-3-4

13.

1-2-3-4

33.

1-2-3-4

14.

1-2-3-4

34.

1-2-3-4

15

4-3-2-1

35.

1-2-3-4

16.

4-3-2-1

36.

4-3-2-1

17.

1-2-3-4

37.

1-2-3-4

18.

1-2-3-4

38.

1-2-3-4

19.

4-3-2-1

39.

4-3-2-1

20.

4-3-2-1

40.

1-2-3-4

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла -- очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла -- высокая тревожность.

2,0-2,9 балла -- средняя тревожность.

1,5-1,9 балла -- низкая тревожность.

0,0-1,4 балла -- очень низкая тревожность.

Шкалы для методики Спилбергера.

Шкала ситуационной тревожности

Суждения шкалы

Выбираемые ответы

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в состоянии напряжения

1

2

3

4

4.

Я внутренне скован

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

15.

Я не чувствую скованности и напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3

4

19.

М не радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4

Примечание: Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.

.(Личностная шкала)

Суждения шкалы

Выбираемые ответы

никогда

почти никогда

часто

почти всегда

1

2

3

4

5

6

21.

У меня бывает приподнятое

настроение

1

2

3

4

22.

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23.

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24.

Я хотел бы быть таким же

удачливым, как и другие

1

2

3

4

25.

Я сильно переживаю непри-

ятности и долго не могу о

них забыть

1

2

3

4

26.

Я чувствую прилив сил,

желание работать

1

2

3

4

27.

Я спокоен, хладнокровен,

собран

1

2

3

4

28.

Меня тревожат возможные

трудности

1

2

3

4

29.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30.

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31.

Я всё принимаю близко к

сердцу

1

2

3

4

32.

Мне не хватает уверенности в Себе

1

2

3

4

33.

Я чувствую себя безза-

щитным

1

2

3

4

34.

Я стараюсь избегать

критических ситуаций

1

2

3

4

35.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36.

Я бываю доволен

1

2

3

4

37.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38.

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39.

Я -- уравновешенный

человек

1

2

3

4

40.

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Приложение 3

Методика № 3

Цель: Выявить особенности самооценки у делинквентных подростков.

Подросткам представлена следующая инструкция:

1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

2. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое им более всею цените в людях, под номером 2 -- то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество -- недостаток -- из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то -- нет), под номером 14 -- тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 -- самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

3. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 -- то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами -- те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Коэффициент корреляции (уровень самооценки) и соответствующие ему ранги

Группа "А"

Ранг

Группа "Б"

Ранг

0,28

11

0,15

13

0,43

7

0,55

6

0,71

3

0,36

9

0,6

4

0,33

10

0,12

13

0,07

15

0,81

2

0,67

5

0,89

1

0,24

11

0,37

8

0,74

3

0,04

14

0,47

8

0,24

12

0,54

7

0

15

0,18

12

0,54

6

0,69

4

0,3

10

0,87

1

0,59

5

0,09

14

0,36

9

0,84

2

Уровень дезадаптации и соответствующие ему ранги

А

Ранг

Б

Ранг

3,3

13

3,5

7

4,1

3

4,2

2

3,9

4

3,3

12

3,2

14

4

5

3,5

8

3,3

12

3,1

15

3,5

7

3,4

10

3,6

6

4,7

1

3,1

15

3,4

10

4,1

3

3,4

10

3,2

14

3,8

6

3,4

11

3,5

8

3,5

7

3,6

7

4,3

1

3,9

4

3,5

7

4,3

2

4,1

3

Приложение 4

Психодиагностическая шкала

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

(-0,2)-0

0-0,2

0,21-0,3

0,31-0,5

0,51-0,65

0,66-0,8

Свыше 0,8

Приложение 5

1.«Знакомство»

Инструкция: «В начале работы нашей группы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, сделать свои визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача представления - подчеркнуть свою индивидуальность. Вы должны сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили вас. Для этого мы сядем в большой круг. По очереди, называя себя, вы объясните, почему взяли именно это имя на время тренинга. Необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.), которые действительно выделяют вас из окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности».

Основная задача - познакомиться с людьми, попытаться (самой) настроиться на других, а анализ полученной информации будет позже.

Итак, у вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы подойти к возможно большему количеству участников, поприветствовать друг друга, начиная диалог словами: «Здравствуй, меня зовут... Я думаю, что ты...» (далее вам следует назвать имя человека, которого вы приветствуете, по его визитной карточке).

Это самое первое упражнение тренинга, и оно должно настроить участников на серьезное отношение к делу

2.«Правило нашей группы»

«После того, как мы выбрали имена и познакомились, приступим к изучению основных правил социально-психологического тренинга и особенностей этой формы общения. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила (объясняем правила)

Обсуждение и принятие правил -очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

3. «Мои добрые дела»

Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарность в виде подарка или услуги? Или вы так заняты своими делами, что вам просто некогда заниматься добрыми делами? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро?»

Вы даете 5 минут для того, чтобы участники письменно ответили на эти вопросы, записали свои добрые дела и тех людей, которым они были адресованы. Затем группа садится в большой круг и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы. Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в малых группах по 7-8 человек.

4. «Мое физическое «Я»

«На занятиях этого тренинга мы будем в основном работать над своими привычками, личностными качествами. Но человек - это не только психология, у него есть еще и тело.

Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост? А вес? Запишите свои основные физические показатели в таблицу.

Наверное, многие из вас не смогут сразу указать точные цифры. Напишите хотя бы приблизительно. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Кто уверен в своих ответах и готов поделиться со всей группой, мы его внимательно выслушаем».

Целесообразно заранее приготовить необходимое количество таблиц с основными физическими показателями и раздать их участникам.

Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала. Участники должны настроиться на внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.

5. «Я тебя помню»

«Наше занятие подходит к концу. Мы узнали много нового и интересного друг о друге. А что вы запомнили о других участниках? Запишите в таблицу «Индивидуальность» суть высказывания каждого участника о своей индивидуальности, т. е. вспомните то, что он говорил во время знакомства - представления в самом начале этого занятия, а затем добавьте свои ощущения и представления о его индивидуальности, которые сформировались во время занятия. Нужно вспомнить каждого члена группы. Их имена написаны на визитках, не перепутайте, тем более что вы могли запомнить не всех. Будьте, пожалуйста, внимательны друг к другу.

Смысл этого упражнения в том, чтобы каждый член группы имел реальную возможность услышать представления, которые сформировались о нем у остальных участников в ходе первого занятия. Кроме того, участники понимают, что тренинг не просто игра или приятное общение. Это довольно трудная и ответственная работа. Многие из них, не сумев припомнить ни одной индивидуальной особенности партнеров, чувствуют себя дискомфортно. Пусть это послужит толчком для более серьезного отношения к упражнениям и этюдам тренинга.

6. «Свет мой, зеркальце, скажи»

«Помните сказу А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему:

«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? С этого занятия и в течение всего тренинга вы будете много раз отвечать на вопрос: «Кто Я?»

Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя, Все, что вы напишете, останется у вас. Если вы захотите, вы сможете поговорить об этом с другими членами группы. А теперь ваши 5 минут. Отвечайте на вопрос «Кто Я?»

Данным упражнением задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ. Участники будут работать с этим вопросом на всем протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к вопросу и - главное - к своим ответам. Причем от занятия к занятию ответ может меняться вместе с изменением представлений человека о себе самом.

7. «Откровенно говоря...»

«Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к прошедшему занятию. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».

Подведение итогов

«Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Это не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом «обидчику». А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово...»

Даем возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Обращаем внимание на тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия.

Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает. Стоит поддержать и тех, кто помогал тренеру, брал на себя инициативу, общался с другими членами группы.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ