Нижегородский Государственный Технический Университет
Курсовая работа
Роль воображения в науке
Студент гр. 214, курс 2
Выполнил:Доценко Е.С.
Проверил: доцент Корнева Л.С.
г. Нижний Новгород
Оглавление
Оглавление 2
I. Определение воображения 3
II. Воображение как отражение действительности 5
1. Воображение и чувственный образ 5
Чувственное отражение и воображение 5
Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов 7
2. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием 10
III. Воображение в научном познании мира 14
1. Воображение как средство научного открытия 14
Воображение как способность к открытию 14
Воображение и постановка задачи 15
Воображение как способ получения нового знания 16
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы. 16
Воображение как форма преобразования знания 17
2. Воображение и наглядное моделирование 18
Понятие модели. Типы моделей. 18
Воображаемая модель и воображаемое представление 18
Воображаемые модели и символы 20
Воображаемые модели и идеализация 21
Воображаемые модели как форма научного познания 21
3. Воображение и мысленный эксперимент 22
Мысленный эксперимент и творческое воображение 22
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания 23
Логическая структура мысленного эксперимента 24
Мысленный эксперимент и наглядное моделирование 27
Мысленный эксперимент как объективный метод исследования 28
Заключение 30
Литература 32
I. Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”. [4]
Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные. [20]
“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.[16]
“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.[8]
Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.[7]
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
II. Воображение как отражение действительности
1. Воображение и чувственный образ
Чувственное отражение и воображение
Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вклю-чаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на органы чувств и по своей сути репродуцируют действительность. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физическому взаимодействию, но несет в себе мощный заряд об-разности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.
Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирает-ся на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накопле-нию информации об объекте, то есть обеспечивают субъ-екта материалом, комбинаторные преобразования ко-торого образуют содержание воображаемых образов.
Однако воображение не является продуктом дея-тельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных харак-теристик отображения. Такое преобразование - на уровне ощущений - происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность других, перестраивает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимо-влияния, а вся целостная организация жизнедеятель-ности человека. Субъект как бы ставит под контроль работу органов восприятия, что позво-ляет актуализировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.
В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и времен-ные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприя-тие - образ предмета в целом, в нем уже весьма пол-но раскрываются смысловые характеристики предмет-ности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность.
В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамках ощущений активность их смысловой стороны обнару-живает себя главным образом в констатации или от-сутствии констатации факта ощущения, то в восприя-тии эта активность реализуется как способность “до-страивать” образ, видеть в части целое, актуализиро-вать содержание образа без прямого стимульного воз-действия.
Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития. С выработкой жизнен-но необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные изображения. Но это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пла-ста воображения. В данном случае имеет место феномен активности восприятия.
Элементы воображения как такового обнаружи-вают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “до-страивать” образы непосредственно или опосредован-но данных объектов явственно обнаруживается спо-собность человека раскрывать для себя функцио-нальную значимость (практическую, эсте-тическую, нравственную и прочие) воспринимаемых объ-ектов и делать саму эту значимость предметом особо-го рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально-деятельностных смыслов в процессах формирования образов становится достоянием сознания и особого рода деятельности человека. “Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект вооб-ражения сам сознательно “достраивает” или “строит” из чувственной материи то, что требуется “по смыс-лу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить себе основание данного фрагмента своей собственной деятельности и “стать выше” имеющихся оснований.
Тот факт, что в восприятии человек способен по данным отдельным элементам “достраивать” недо-стающие стороны объекта, “видеть” целое при реальной доступности лишь его частей, свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в них опыта индивидуальной и коллективной деятельности есть про-явление возникающего воображения, поскольку ос-мысленное обращение к опыту прошлой деятельности и учет его влияния на восприятие, как правило, опре-деляются сознательно сформулированными задачами деятельности. Но сущность воображения, зарождаю-щегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части воспринимаемо-го явления или формировать образ отсутствующего предмета, а в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком. Это значит, что воображение развертывается в плане сознания. Это значит также, что воображение есть деятельность, в которую в той или иной форме созна-тельно “включен” сам воображающий человек, в кото-рой выражено его отношение к действительности, ле-жащее в основе деятельности воображения. Субъ-ект в процессе воображения делает свои собственные установки, мотивы, желания предметом своей актив-ности.
Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) осно-ваний этой деятельности.
Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов
Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности, антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Отличительной чертой данного процесса является его сложный, многоплановый, синтетический характер: оно (воображение) способно преображать весь мир без исключения. Продуктами здесь выступают новые образы, ранее не воспринимавшиеся субъектом. Возникновение новообразований происходит в форме различного рода и уровня преобразований наличного материала. Воображение здесь обладает стимулирующей ролью. Сами же новые образы выступают средством познания и прогнозирования в человеческой жизнедеятельности. Воображение не может быть определено лишь как способ формирования новых образов, который осуществляет связь наличной ситуации с отсутствующей. Оно включено в процесс формирования нового, хотя созидание знания - функция и других форм познания. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального, где мышление играет роль “программы”, чувственный же материал выступает как основа мышления. Своеобразие воображения состоит также и в чрезвычайно широкой сфере функционирования в различных формах общественного сознания - науке, искусстве, религии и так далее, причем содержание, форма и характер воображения обусловлены не только способом деятельности субъекта, но и социально-историческими условиями жизнедеятельности людей.
Воображение есть деятельность сознания человека и вместе с тем некоторый результат деятельности, выражающийся в сформировавшихся образах. Оно является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.
Способность выходить за пределы существующего опыта и знаний с тем, чтобы на их же основе продуцировать такие новообразования, которые невозможно получить чисто эмпирическим или логическим путем, присуща деятельности воображения.
Сопоставляя воображение и восприятие, можно обратить внимание на то, что воображение не является репродукцией содержания восприятия. Воображение есть там, где имеется чувственный образ, объект которого не воспринимался ранее. Такие предметы и явления могут существовать, а могут и не существовать в данный момент времени; главное состоит в том, что образ воображения не адекватен объекту в том виде, как он представлен в отражении. Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся (частично или полностью) субъектом. Воображение связано с действительностью, строится на основе опыта субъекта, вместе с тем оно представляет и момент отхода от нее, поскольку образ предмета воображения подвергается преобразованию. В гносеологическом плане особенность воображения выражается через его отношение к внешнему объекту. Воображение - это образы предметов, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком. Объекты воображения не были ранее воспринимаемы либо потому, что их нет в действительности (идеальные модели, фантастические представления), либо потому, что они не включались в сферу чувственности (например, обратная сторона Луны), либо потому, что они вообще недоступны чувственному созерцанию (например, элементарные частицы). Следовательно, образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта. Воспроизведение - основная функция памяти; воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.
Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.
Гносеологический статус воображения связан с его преобразующим отношением к действительности. Воображение не обладает строго нормативным и фиксированным характером и выступает и как процесс и как результат, совершая “отлет” от реальности с целью познания ее. Оно выступает репрезентантом совокупной деятельности наличных восприятий, представлений памяти и мышления, воссоздавая новые образы ранее ненаблюдаемых явлений.
В гносеологическом плане образы воображения можно подразделить на ряд групп.
Образы предметов или явлений, не наблюдаемые лишь в данный момент, но в принципе доступные живому созерцанию.
Образы объектов, не наблюдаемые в силу ограниченности органов чувств. Примером могут служить ультразвук, инфракрасные лучи, элементарные частицы. Здесь человеку на помощь приходит воображение. Используя имеющийся опыт, а также опираясь на некоторые проявления свойств таких объектов, субъект строит наглядные чувственные изображения. Подобные образы имеют большое значение в научном познании.
Воображаемые образы объектов, которые только должны быть созданы в процессе практической деятельности человека или возникнуть в ходе эволюции природных явлений. Например, план строящегося дома.
Образы предметов, которые никогда не существовали и принципиально невозможны в будущем. В науке такими являются различного рода модели - “абсолютно твердое тело”, “абсолютно круглый шар” и так далее.
Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные (часто случайные) связи явлений, событий, предметов. Они способны “замкнуть цепь”, вызвать свободную игру ассоциаций. Но для того чтобы это произошло, необходимо эмоционально напряженное поле сознания, которое дает материал и основную идею, направляющую работу воображения в определенное русло.
Дадим приблизительную классификацию некоторых форм воображения. Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы (грезы, дремотные состояния, сновидения). Активное воображение опосредовано потребностями, задачами, целевой установкой субъекта. Определенное место в деятельности воображения занимает мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего.
Воображение различается и в структурно-функциональном аспекте. Компоненты воображения - вымысел и реальность - выступают как динамическая связь, осуществляющая свободную игру ассоциаций и комбинаций, продуцируя сложные новообразования. Структура образов может быть мобильной, развитой, обладающей целостностью, слитностью составляющих его компонентов, что характерно для научного творчества.
Воображение в гносеологическом отношении различается по связям с действительностью. В процедурах воображения действительность подвергается модификации, преобразованию, которые способствуют более глубокому отражению, придавая необычный смысл, значимость и силу объективной реальности. Выделяются виды воображения, ориентирующиеся на реальность и служащие средством познания, соответствующие задачам и целям деятельности субъекта. Но есть виды воображения, отклоняющиеся от действительности и формирующие неадекватные образы.
Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от “наличной ситуации”, свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.
Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений.
2. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием
Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания.
Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане.
В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовлении понятий воображение играет существенную роль.
Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину.
В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение.
Обобщенность, присущая воображению, дает возможность субъекту строить гипотезы, теории. Называя те или иные объекты, с которыми субъект взаимодействует, человек тем самым “одевает” чувственный опыт в своеобразный “каркас” логических понятий. Такой опыт выступает не просто как собрание не связанных друг с другом элементов качеств, свойств, а как внутреннее согласованное единство. В ходе предметно-практической деятельности субъект имеет дело с объектами, отношениями, которые раньше в его чувственном опыте не присутствовали (например, обнаруживание новых растений, минералов). Чувственный опыт должен стать коммуникабельным, то есть приобрести общественно значимый характер, чтобы он мог быть использован в деятельности многих людей и как фактор практики и как условие познания. Роль воображения в такого рода ситуация можно оценить следующим образом. Воображение соотносит новый чувственный опыт с уже имеющимся у человека опытом. Так, встречаясь с останками ископаемых животных и получая определенные чувственные впечатления, человек пытается установить связь этих впечатлений с имеющимися у него представлениями известных ему животных. Наглядное соотнесение актуального чувственного впечатления, зафиксировавшего останки животного с имеющимся ранее опытом, выступает проявлением деятельности воображения. В данном случае обнаружившаяся связь составляет творческое новообразование.
Воображение, соотнося новый и старый чувственный опыт, как бы извлекает из глубин памяти и соответствующие категории, понятия. Старый чувственный опыт субъекта осмыслен, связан с определенными понятиями. Поэтому при сопоставлении его с новыми чувственными данными мы совершаем определенные попытки включить мышление в его переработку. Это не всегда приносит положительные результаты. Соотношение нового и старого опыта может оказаться неудачным, если между ними нет внутренней связи. И так до тех пор, пока не удастся приложить к новому опыту определенный категориальный аппарат.
Ценностная значимость воображения обнаруживается здесь в том, что оно как бы “вплетается”, органически входит в познавательный процесс, заполняя его пробелы. Посредством догадки, а также перекомбинацией элементов, свободной игры ассоциаций оно способствует формированию новых образов, создает целостную картину знания.
Сказанное о воображении характеризует его как фактор, определяющий общественную природу человеческого знания и, в частности, чувственного опыта. Само воображение сформировалось в результате общественного развития человека, его социальная форма познания. Наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными ситуациями, с предметами изменяющейся действительности. Эти образы обогащают процессы мышления многими ценными деталями, утраченными в абстрактных понятиях, и часто наталкивают мысль на решение проблемы, задачи, потому что иногда бывает достаточно по-новому соотнести наглядные данные, переосмыслить проблемную ситуацию, чтобы найти искомое. В силу того воображение позволяет субъекту опираться на общечеловеческий опыт, отражая объект с позиции общего и всеобщего.
“Воображение - это специфически человеческая способность. Это свойство в его социальной функции, среди других способностей, обеспечивающих общественно-человеческую жизнедеятельность. Функция эта заключается в том, что она обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны”.[6]
“Вплетаясь” во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления, воображение, однако, имеет относительно самостоятельное значение. При его активном участии происходит выявление сущности объектов. Образы воображения осмыслены, в них осуществляется как бы “вторичная” чувственная реконструкция, основанная на знании субъектом части объекта. Развитие воображения здесь зависит от объема знаний, а также от интеллектуальных способностей субъекта.
Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.
Роль и место воображения неодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступая в одних процессах или скрыто проявляя себя в других.
В самом общем смысле воображение есть способность субъекта создавать наглядные образы (частично или полностью) невоспринимающихся явлений при ведущей роли мышления, которые служат наглядным средством выражения мышления и тем самым его конкретизации и развития.
Процессы воображения в той или иной форме “проникают” во все виды деятельности человека, выполняя различные функции. Важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющая большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предваряя, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение помогает ориентироваться в исходном материале. Оно осуществляет и функцию определенного контроля, корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности.
Воображение необходимо включает в себя элемент “рассогласования” с объектом. Но это совсем не значит, что образы воображения не имеют никакого отношения к действительности. Эвристический образ “неадекватен” лишь при метафизическом понимании действительности, как не содержащей противоречий и возможностей превращения в “свое иное”. Образы воображения отражают возможности, существующие в действительности, и реализуются в процессе их преобразования.
III. Воображение в научном познании мира
1. Воображение как средство научного открытия
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия.
Воображение как способность к открытию
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя “новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно исключительное воображение.”[18]
Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся представлений. В позитивном плане оно представляет как “распредмечивание” созданных творческих результатов и переосмысливание имеющихся знаний и возникших новых представлений и понятий. Творческую природу деятельности выражает не всякое новое, формирующееся в ходе практики. К творческой относится деятельность, создающая новое, которое служит дальнейшему развитию человеческого общества. Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. “Для меня воображение, - пишет Ф.Лорка, - это синоним способности к открытию. Воображать, открывать, нести слабый свет в живой сумрак, где скрыты его бесконечные возможности, все формы и ритмы... Но воображение действует в пределах человеческой логики, оно контролируется разумом и не может от него освободиться”.[13]
Еще философы Древней Греции задумывались над следующим парадоксом: как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать. Неизвестное не есть “абсолютная пустота”, оно существует в определенной системе отношений, связывающих его с тем, что уже известно. В процессе познания недостаточно только воспроизведение старых связей. Для того чтобы глубже проникнуть в действительность, иногда требуется “отлет” от нее. Поэтому творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном.
Для определения специфики воображения необходимо выяснить, как свершается научное открытие. Исследование творческого акта является весьма затруднительным вследствие того, что решение проблемы и получение нового знания часто совершается как бы внезапно, путем “инсайта”, “озарения”, непосредственного “проникновения в сущность” (А.Пуанкаре, Р.Дизель, Л. Де Бройль). Рассмотрение творческого процесса как самопроизвольной деятельности принимает значение сознания и ведет к отрыву знания человека от объективной действительности. Однако в познании имеют место элементы неосознанного.
Достаточно часто творческое понимание рассматривается как решение задачи путем перебора различных вариантов (теория “проб и ошибок”). Такой способ познания тоже находит свое выражение в мышлении человека. Человек с неразвитой силой воображения, отмечает Э.В.Ильенков, ищет по методу “проб и ошибок”, но закон этого метода - чистый случай. В действии в поле свободного выбора всегда участвует способность продуктивного воображения.[9] Это один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению, когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу же отбрасывает многие, ненужные для решения.
Воображение и постановка задачи
Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность: что представляет собой данное явление? Какова его связь с законом? Какой закон лежит в основе данного процесса? Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации состоит в том, что, взаимодействуя с какими-то явлениями, используя их в своей деятельности, человек обнаруживает несоответствие имеющихся у него знаний с какими-то иными, неизвестными ему ранее сторонами объективной действительности, вошедшими в состав действий субъекта. Противоречия между имеющимися знаниями и новыми факторами, сторонами предметов, которые не могли быть объяснены с точки зрения существующей теории (парадигмы), и могут служить фактором, ведущим к возникновению задачи. Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются недостаточными для решения той или иной задачи. Вследствие этого человек, осознавая стоящую перед ним проблему, пытается найти новые средства для достижения своей цели. В познавательном отношении сущность проблемы образует противоречие между знанием и незнанием. Проблема, следовательно, есть методологический прием не только постановки вопроса, но и поисков его решения.
Выдвижение задачи в гносеологическом плане представляет специфическую умственную деятельность, характеризующую особый тип взаимодействия субъекта с объектом, когда субъект осознает недостаточность имеющихся у него знаний объекта и намечает предварительные пути преодоления этой недостаточности. В ходе выдвижения задачи определенные функции выполняет и воображение. “Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. Творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено за счет воображения”.[16]
Воображение как способ получения нового знания
Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания. Если воображение приходит в противоречие с логическими законами, то результат такой деятельности не может служить научному исследованию. Ошибочно мнение, согласно которому воображение сводится только к способности человека выдумывать, создавать в уме то, чего нет в действительности. Потому что “в действительности же творчество - это не игнорирование реальности, а максимально возможное и наиболее глубокое проникновение именно в объективную реальность. Некоторое пренебрежение “вычерпывает” свое содержание не из внешнего мира, а из какого-то другого источника (из самого себя). Новое создается лишь из “материала” внешнего мира в ходе деятельности человека”.[1]
Функции воображения в процессе творческого решения задачи следует видеть в том, что оно выступает видом познания, не сковываемым шаблонами и схемами мышления. Новое здесь формируется при активной мысленной деятельности, опирающейся на изменение наглядной ситуации, данной в чувственных образах, если при этом не нарушаются логические правила. Содержание задачи сводится к тому, чтобы на вопрос, заключенный в проблеме, найти ответ, следуя определенным принципам. Гносеологическое содержание данного процесса состоит в выявлении новых особенностей объекта на основе имеющихся у субъекта знаний. Задача представляет собой разрешение одного из противоречий в отношении между субъектом и объектом.
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы.
Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязательно устанавливает определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между ненаблюдаемыми - с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему необходимым средством, помогающему субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы.
Значение воображения в творческом познании при переходе от одного знания к другому, в ходе творческого решения задачи определяется самой его природой как одним из способов преобразования старого опыта.
Творческое мышление не исключает необходимости преобразования объекта в сознании, преобразования его в наглядной форме, то есть в воображении. Можно привести многочисленные примеры, доказывающие положение о важнейшей роли воображения в ходе построения и выдвижения гипотезы. Многие из гипотез строятся на основе имеющихся между явлениями аналогий. Аналогия в творческом процессе выступает стимулирующим, активизирующим звеном. При посредстве аналогий прослеживается скрытая от внешнего видения связь предметов и явлений, благодаря аналогиям субъект способен увидеть “необычное в обычном”. Аналогия требует нарушения шаблона в мышлении, нового синтеза, способного путем установления непривычных связей открыть дорогу решению проблемы, найти выход из поискового тупика.
Но метод аналогии не является антитезой логическому, они выступают в единой связке, как стороны, моменты в поисковой деятельности человека. Так, гипотеза Резерфорда о планетарном строении атома была предложена не в качестве прямого вывода из предшествующего развития атомизма, а по аналогии с представлениями о солнечной системе, сформулированными в астрономии. Воображаемая картина атома в этом случае как бы воплотила в себе старые знания, позволив применить их для объяснения и исследования нового явления. Например, для изучения свойства газа недостаточно только математического аппарата. Субъект строит наглядную модель в виде систем твердых и упругих шаров, заменяющих собой молекулы, из которых состоит газ.