бесплатные рефераты

Становление акцентуаций характера в зависимости от соотношения анаболических и катаболических гормонов

1.3.2. Анаболические гормоны и их роль в формировании типологических черт личности

Тестикулярные гормоны. Как оказалось, недостаток мужского гормона тестостерона в крови может вызвать изменения в поведении мужчин, делая их раздражительнее и заставляя испытывать приступы подавленного настроения. Но, в отличие от женской менопаузы, угнетенное нестроение и приступы раздражительности могут поразить мужчину любого возраста при недостатке тестостерона в крови (Т.П. Безверхая 1984).

Тестостерон является естественным анаболическим стероидом. Более высокий уровень тестостерона в мужском организме по сравнению с женским обеспечивает более высокий процент мышечной массы у мужчин. Любые стероиды, увеличивающие мышечную массу, вызывают побочные маскулинные эффекты (Т.П. Безверхая 1984).

Тестостерон играет очень важную роль на физическом, сексуальном и эмоциональном уровнях мужского организма.

Тестостерон - это наиболее важный мужской половой гормон. Он участвует в развитии репродуктивных органов и вторичных половых признаков, контролирует способность к продолжению рода, структуру костной ткани, поддержание мышечной массы и силы мышц, а также играет важную роль в поддержании умственной и физической работоспособности мужчины(Т.П. Безверхая 1984).

В норме у женщин есть небольшой синтез андрогенов, происходящий в надпочечниках, яичниках, а также (возможно) в печени и коже. При повышении концентрации андрогенов, особенно свободного тестостерона (не связанного с белками), в крови может привести к развитию гирсутизма (Т.П. Безверхая 1984).

Гирсутизм - усиленный рост волос у женщин по мужскому типу вдоль срединной линии живота, на лице, груди и внутренней поверхности бедер. Возможна аменорея (отсутствие менструации) и бесплодие (Н.С. Казей, 1988).

Гормоны яичников. Эстрадиол отвечает за развитие вторичных половых признаков и определяет характерные физические и психические особенности организма. Помимо основного действия на женские половые функции и признаки, гормон оказывает регулирующее влияние на обмен организма в целом: метаболизм липидов, кальцификацию и образование костного вещества, увеличение секреторной активности сальных желез, уменьшение интенсивности роста волос (Н.С. Казей, 1988).

Гормон эстрадиол - это женский половой гормон, по аналогии с тестостероном формирует тело по «женскому типу». Синтезируется клетками фолликула в яичниках. У мужчин в небольшом количестве синтезируется в клетках Сертоли в яичках и в коре надпочечников в процессе стероидного обмена. Синтез управляется гипофизом посредством гонадотропных гормонов (ФСГ) (Н.С. Казей, 1988).

Глава 2. Материал и методы исследованиЯ

2.1. Материал исследования

Исследования проводилось на базе гимназии №9 г. Ставрополя в 2006-2007 учебном году. Были обследованы ученики 4-11 классов. В исследовании приняло участие 700 человек в возрасте от 10 до 17 лет, 376 девочек и 324 мальчиков.

Целью данного исследования является выявление становления акцентуаций характера в зависимости от соотношения анаболических и катаболических гормонов.

Данное исследование состоит из следующих этапов:

1. подготовительный этап, включающий в себя выбор темы, работу с литературой, определение нужных методик и базы исследования;

2. непосредственное проведение экспериментально-диагностического исследования.

2.2. Методы исследования

При подготовке и проведении исследования были использованы следующие методы:

1. теоретические - анализ теоретической литературы;

2. эмпирические методы - сбор информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы (тестирование, эксперимент).

Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

3. методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов статистики и электронно-вычислительной техники.

4. теоретические методы анализа и интерпретации результатов исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

При проведении исследования были использованы следующие методики:

1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО);

2. Личностный опросник Айзенка;

3. Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме И.П.Павлова;

4. Метод определения функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы;

4.1. Определение концентрации кортизола в слюне;

4.2. Методы определения функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы;

4.3. Определение уровня эстрадиола и тестостерона в слюне.

2.2.1. Патохарактерологический диагностический опросник

Для диагностики акцентуаций использовался опросник ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник), разработанный А.Е.Личко. Лежащая в его основе психологическая теория отношений определила процедуру и своеобразное построение опросника. Исследованию подвергается отношение исследуемого к ряду личностных проблем, разбитых в тексте опросника на 25 тем. Каждая тема содержит список от 10-ти до 19-ти возможных ответов. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие варианты, причем допускается выбор наиболее подходящих вариантов, а также отказ от выбора. Такая процедура, несомненно, представляет больше возможностей для проявления истинной установки испытуемого по сравнению с неизбежно вынужденными ответами в традиционных опросниках.

Основная задача опросника ПДО - определение типов акцентуаций характеров и типов психопатии. Помимо этого опросник позволяет определять психологическую склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессий и социальной дезадаптации, оценивать возможность органической природы психопатии и акцентуации характера, оценивать степень проявления реакции эмансипации в самооценке, а также степень проявления черт мужественности-женственности в системе отношений.

Так опросник представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25-ти темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, сопровождающие номер утверждений в тексте опросника. Тестирование проводится индивидуально или с группой, включает два исследования и требует на каждое исследование от 30 минут до 1часа времени. Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование более раннего возраста - 11-12 лет. Принципиальных ограничений нет, хотя достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью, либо с присутствием острого психопатического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.

В первом исследовании испытуемый знакомиться с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ ил несколько ответов.

Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее неподходящих ответов.

В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.

Первичная обработка результатов осуществляется с помощью ключей с кодом шкалы объективной оценки, диагностика типов акцентуаций характера производится с помощью последовательно применяемых правил, сформулированных А.Е.Личко.

2.2.2. Личностный опросник Айзенка

На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотрудников, направленных на анализ составляющих экстра-интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI). Опубликован в 1963 г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра - интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в нем свете. Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаны две эквивалент-формы опросника - А и В, что позволяет, например, проводить повторное исследование.

Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимости от проявлений диагностируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса. В ходе разработки ЕРI было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядка, и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего, речь идет о таких выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как «импульсивность» и «общительность».

Коэффициенты ретестовой надежности EPI для фактора экстра--интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма -- 0,81--0,84, коэффициент надежности методом расщепления -- 0,74-0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточной валидности EPI, иногда эти данные оспариваются. В данном опроснике существенно изменилось значение коэффициента интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до --0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенный вариант ЕРI, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантом по шкале экстра-интроверсии --0,81, нейротизма -- 0,79. Созданы варианты EРI для обследования детей и подростков.

2.2.3. Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме И.П. Павлова

На основе дальнейших исследований И.П.Павлова и сотрудников, направленных на анализ типов ВНД по показателям силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности как базисных личностных измерений, была предложена тестовая методика, получившая название «Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме». Методика состоит из 42 вопросов, предназначенных для диагностики показателей силы нервной системы, показателей уравновешенности нервных процессов, показателей подвижности нервных процессов. Ответы выражаются в баллах и оцениваются по специальной шкале. Обработка результатов производится по каждому из разделов и на основе полученных данных производится заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

2.2.4. Метод определения функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы

Как указывалось в обзоре литературы, в ГГАКС следует различать три основных звена: 1 - гипоталамическую регуляцию кортикотропной функции гипофиза, базирующуюся на продукции кортиколиберина нейросекреторными клетками; 2 - синтез и секрецию кортикотропина аденогипофизом; 3 - кортикостероидогенез в коре надпочечников под влиянием кортикотропина.

Изучение функций ведущих адаптационных систем ставит некоторый ряд методологических проблем, связанных с определением свободного кортизола. Важным научным инструментом в физиологии прошедшего десятилетия стала оценка уровня стероидных гормонов в слюне (Gubareva, 1996, 2001; Kirschbaum, Hellhammer, 1999).

2.2.4.1. Определение концентрации кортизола в слюне

Кортизол в слюне определяли методом твердофазного иммунохемилюминисцентного анализа.

Кортизол - стероидный гормон с молекулярным весом 362 Да. Количественное определение уровня кортизола в крови имеет диагностическое значение при оценке функционирования системы гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников.

Принцип работы набора состоит в следующем. В лунках при добавлении исследуемого образца и конъюгата кортизол-пероксидаза во время инкубации устанавливается равновесие между конъюгатом и эндогенным кортизолом сыворотки крови за связывание с антителами, иммобилизованными на внутренней поверхности лунок. При удалении содержимого из лунок происходит разделение свободного и связанного антителами кортизола и коньюгата кортизол-пероксидаза причем количество связанного антителами конъюгата обратно пропорционально количеству кортизола в образце сыворотки крови.

Во время инкубации с сигнальным реагентом в лунках происходит испускание квантов света. Интенсивность свечения прямо пропорциональна количеству связанного антителами конъюгата кортизол-пероксидаза. После измерения интенсивности свечения раствора в лунках на основании калибровочной кривой рассчитывается концентрация кортизола в определяемых образцах.

2.2.4.2. Методы определения функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы

О функциональной активности гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы (ГГГС) допустимо судить по уровню периферических половых гормонов - эстрадиола (Э) и тестостерона (Т), поскольку концентрация последних зависит от секреции гонадотропина, продуцируемого аденогипофизом. Снижение или увеличение уровня циркулирующих в периферической крови Э и Т могут служить критерием целостности оси гипоталамус - гипофиз - кора надпочечных желез - половые железы (И.А.Држевецкая,1994). Для измерения эстрадиола и тестостерона в слюне использовали высокочувствительный конкурентный иммунологический метод.

2.2.4.3. Определение уровня эстрадиола и тестостерона в слюне

Для измерения уровня эстрадиола (Э) и тестостерона (Т) в слюне человека использовали высокочувствительный конкурентный иммунологический метод, основанный на конкуренции эстрадиола и тестостерона, содержащегося в образце, с эстрадиолом и тестостероном, меченным пероксидазой хрена (коньюгат), за ограниченное число связывающих центров - специфических антител: на эстрадиол - кроличьи антитела к ослиному глобулину и тестостерон - бараньи антитела к мышиным глобулинам. Влияние глобулина, связывающего половой гормон, нейтрализуется использованием соответствующего смещающего агента. Антитела присутствуют в жидкой фазе (реагент для анализа) и захватываются во время инкубации вторым антителом (ослиный Ig к кроличьим антителам и мышиный Ig к бараньим антителам), нанесенным на лунки. Количество коньюгата, севшего на лунку к концу инкубации, обратно пропорционально концентрации эстрадиола или тестостерона в образце. В конце инкубации не связавшийся коньюгат удаляется отсасыванием и промывкой лунок при помощи устройства для промывки Амерлайт. Пероксидазная активность связанного коньюгата измеряется по реакции усиленной люминесценции. Для инициирования реакции испускания света в лунки добавляется сигнальный реагент, содержащий люминогенные субстраты (производную люминола и соль перкислоты) и усилитель. Усилитель (замещенный фенол) увеличивает интенсивность света и продлевает его испускание. Световые сигналы считываются анализатором Амерлайт.

Концентрации эстрадиола выражаются в пг/мл или нмоль/л. Для перевода пг/мл в нмоль/л необходимо использовать следующее соотношение 1 пг/мл = 0,0037 нмоль/л.

Концентрация тестостерона выражают в нмоль/л (1 нг/мл = 3,47 нмоль/л)

Исследования Л.И.Губаревой (1999) показали, что содержание Т и Э в крови коррелирует с содержанием этих гормонов в слюне.

2.3. Методы статистической обработки результатов

Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке в соответствии с принципами, изложенными в работах Бейли H. (1962), Каминского Л.С. (1964) и Лакина Г.Ф. (1990).

Вариационные ряды, полученные в эксперименте, характеризовали по следующим показателям: средняя арифметическая величина (М); квадратическое отклонение (); ошибка средней арифметической величины или средняя; квадратическая ошибка (m).

Вычисляя показатель существенной разности (t) и учитывая число измерений по таблице t - распределения Стьюдента, определяли вероятность различий (Р). Различие считалось статистически достоверным, начиная со значений Р<0,05. В этом случае правильность вывода о существовании различий величин может быть подвержена более чем в 95% случаев.

Статистическую обработку результатов исследования проводили на компьютере с использованием статистического пакета анализа данных в Microsoft Excel - 2000 и программы «Statistica 6.0».

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Динамика становления акцентуации характера

С целью определения хронологического распределения акцентуаций характера в возрастном интервале от 11 до 17 лет было проведено обследование группы школьников (700 человек).

Все испытуемые были дифференцированы с помощью методики ПДО на четыре личностных психотипа, для этого использовалась классификация, предложенная И.В. Боевым (2002).

В ходе проведенной работы были выделены психотипы и их проявления (табл. 2). Полученные данные позволили отметить преобладание у большинства школьников циклоидного психотипа (30,9%).Так же часто встречается эпилептоидный психотип (26,0%), истероидный (21,7%) и шизоидный (21,4%) психотипы встречаются реже.

Данные отображены на рис. 2.

Выявлены половые различия: в целом в обследованной нами выборке среди представителей истероидного психотипа преобладают девочки, а эпилептоидного мальчики (табл. 2).

Среди представителей циклоидного психотипа школьники с акцентуацией характера по данному психотипу составляют 17,6% и являются наиболее распространенными среди школьников. Сравнительно часто встречается шизоидная акцентуация, которая составляет 14,7%, истероидная (10,6%) и эпилептоидная (9,9%) акцентуация встречаются реже (рис. 2).

Таким образом, наибольший процент акцентуаций встречается среди представителей циклоидного психотипа и наименьший - среди представителей эпилептоидного психотипа.

Акцентуированные личности неодинаково представлены среди мальчиков и девочек: среди мальчиков преобладают акцентуанты

Таблица 2.

Соотношение психотипов (в %) в популяции школьников г. Ставрополя

Психотип

всего

мальчики

девочки

Норма

акцентуанты

мальчики

Девочки

мальчики

девочки

Истероидный

152/21,7

64/41,8

88/58,2

58/90,6

78/88,6

6/9,4

10/11,4

Эпилептоидный

182/26,0

97/53,3

85/46,7

87/89,7

77/90,6

10/11,3

8/9,4

Шизоидный

150/21,4

67/45,0

83/55,0

55/82,1

73/88,0

12/17,9

10/12,0

Циклоидный

216/30,9

96/44,5

120/55,5

81/84,4

97/80,8

15/15,6

23/19,2

Примечание: числитель - в абсолютных цифрах;

знаменатель - в процентах.

Рис. 2. Соотношение психотипов (в %) в популяции подростков г.Ставрополя

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

шизоидного психотипа (17,9%), а среди девочек - акцентуанты циклоидного психотипа (19,2%) (табл. 2). Наименьшее число акцентуированных личностей в популяции мальчиков выявлено среди представителей истероидного психотипа (9,4%), в популяции девочек - среди представителей эпилептоидного психотипа (9,4%), что указывает на относительную устойчивость девочек с истероидным психотипом и мальчиков с эпилептоидным психотипом к неблагоприятным факторам среды.

Распространение акцентуаций истероидного психотипа у девочек в возрастном интервале от 11 до 17 лет имеет свое «предпочтение» в возрастах 11, 15, 16, 17 лет. Следует отметить, что среди акцентуированных девочек данного психотипа встречаются личности с тенденцией к маскулинному стереотипу поведения (0,5%), особенно выраженному у девочек 11 лет.

Полученные данные отражены на рис. 3.

Аналогичное распространение акцентуаций истероидного психотипа наблюдается у мальчиков в заданном возрастном интервале. Отклонений в «предпочтении» генетически заданного стереотипа поведения у школьников данного стереотипа поведения мы не обнаружили.

Данные отражены на рис. 4.

Рис 3. Возрастное распределение акцентуаций характера у девочек истероидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

Рис 4. Возрастное распределение акцентуаций характера у мальчиков истероидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

Таким образом, у школьников истероидного психотипа в возрастном интервале от 11 до 17 лет у мальчиков и от 12 до 17 лет у девочек распределение половых ролей значительных отклонений от генетического пола не имеет. Девочки предпочитают феминный тип поведения, что вполне соответствует основным характеристикам данного психотипа, мальчики соответственно выбирают маскулинный стереотип поведения.

Истероиды не отличаются высоким уровнем работоспособности, энергичности. Представителям данного психотипа требуется чаще делать перерыв в работе, учебе, отдыхая и переключаясь на другой вид деятельности, чтобы сохранить работоспособность на нужном уровне. Для истеротимиков характерна выраженная эмоциональность. Им свойственно поверхностное восприятие мира, но эмоциональное и яркое. По всей видимости именно возрастание умственных и психоэмоциональных нагрузок, обусловленное переходом в 5-й класс, приводит к проявлению у 20,0% акцентуантов девочек-подростков 11 лет диаметрально противоположных полу черт в характере (табл. 3).

Таблица 3.

Акцентуанты с противоположным полу стереотипом поведения

Психотип

Всего

Акцентуации

мальчики

Девочки

мальчики

Девочки

Маск.

Фемин

Фемин.

Маск.

Маск.

Фемин

Фемин.

Маск.

Истероидный

64/100

0/0,0

86/97,7

2/2,3

6/100

0/0,0

8/80,0

2/20,0

Эпилептоидный

96/98,9

1/1,1

82/96,5

3/3,5

9/90,0

1/10,0

5/62,5

3/37,5

Шизоидный

66/98,5

1/1,5

80/96,4

3/3,6

11/91,7

1/8,3

7/70,0

3/30,0

Циклоидный

94/97,9

2/2,1

112/91,6

10/8,4

13/86,7

2/13,3

13/56,5

10/43,5

Примечание: числитель - в абсолютных цифрах;

знаменатель - в процентах.

Акцентуации эпилептоидного психотипа в возрастном интервале от 11 до 17 лет у девочек проявились следующим образом (рис. 5). Тенденцию к маскулинному стереотипу поведения имеют по 37,5% девочек 14, 15 лет. Среди девочек 11, 12, 13, 16 лет акцентуированные личности не выявлены. Максимальный процент акцентуантов эпилептоидного психотипа выявлен в 14 лет. В 16 и 17 лет у каждой десятой девушки выявлена акцентуация характера.

Полученные данные отражены на рис. 5.

Распределение данной акцентуации выявленное у мальчиков на соответствующем возрастном интервале представлено на рис. 6. Начиная с 13 и до 17 лет эпилептоидная акцентуация четко наблюдается в каждой возрастной категории, с тенденцией маскулинного стереотипа поведения.

Рис. 5. Хронологическое распределение акцентуаций характера у девочек эпилептоидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

Предпочтение феминного типа поведения у мальчиков выявлено в 16 лет, однако в процентном отношении их значение меньше, чем у девочек - 10% (табл. 3). .

Как известно эпилептоиды обладают высоким жизненным тонусом, высокой работоспособностью, выносливостью, они имеют низкий уровень утомляемости. Их целеустремленность позволяет им достаточно быстро продвигаться в жизни, добиваясь признания.

В силу достаточно развитой эмпатичности они легко находят контакт с окружающими, чувствуя их сильные и слабые стороны, что позволяет им завоевывать расположение сверстников и партнеров. Им свойственна насыщенность инстинктивных и эмоциональных реакций.

Они обладают достаточным набором качеств, позволяющих подчинять себе окружающих, их работоспособность, усидчивость и добросовестность в

Рис. 6. Хронологическое распределение акцентуаций характера у мальчиков эпилептоидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

сочетание с интеллектуальными способностями позволяют добиться многого. Сила в сочетании с инертностью позволяет им очень точно строить свое поведение для достижения цели. Поэтому, практически любые социально-психологические трудности преодолимы для эпилептоидов, их трудно застать врасплох. Они достаточно легко находят выход, даже из самых запутанных ситуаций, причем зачастую близкий к оптимальному. Эти качества позволяют преобладающему числу мальчиков (90,1%) сохранять обусловленное генотипом полоролевое поведение. Однако 16 лет, по всей видимости, является наиболее уязвимым периодом для сохранения полоролевой идентичности.

Распределение шизоидной акцентуации у мальчиков в возрастном интервале от 11 до 17 лет имеет следующие особенности: во всех возрастных категориях, за исключением 15 лет, выявляются акцентуированные личности (рис. 7). «Предпочтение» феминного стереотипа поведения встречается

Рис. 7. Хронологическое распределение акцентуаций характера у мальчиков шизоидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

среди мальчиков- акцентуантов 16 лет (8,3%) (табл. 3), что указывает на высокую чувствительность представителей данного психотипа к психоэмоциональным и умственным нагрузкам в данный возрастной период.

Девочки шизоидного психотипа более устойчивы, по сравнению с мальчиками, к умственным и психоэмоциональным нагрузкам. Акцентуации характера выявлены в возрасте 12-16 лет.

Данные отображены на рис. 8.

Отклонение полоролевого стереотипа поведения отмечается в возрасте 12 и 14 лет (30,0%) (табл. 3).

Шизоиды обладают высоким жизненным тонусом и соответственно высокой работоспособностью, ответственностью, чувством долга.

Рис. 8. Хронологическое распределение акцентуаций характера у девочек шизоидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

Шизотимики обладают конституционально-психобиологическим резервом, позволяющим поддерживать хороший уровень адаптации, компенсации и толерантности к внешним факторам.

Акцентуантам шизоидного типа свойственна эмоциональная уравновешенность, достигающая степени эмоциональной «прохладности».

Распределение циклоидной акцентуации у городских мальчиков в возрастном интервале от 11 до 17 лет представлено на рис. 9. Акцентуации характера проявляются в 11, 14-17 годах. Феминный стереотип поведения отмечали у мальчиков акцентуантов в 11 (6,6%) и 15 (6,7%) лет (табл.3).

Рис. 9. Хронологическое распределение акцентуаций характера у мальчиков циклоидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

Распространение данной акцентуации в аналогичном хронологическом интервале у девочек несколько отличается от мальчиков. Циклоидная акцентуация имеется в наличии у каждой возрастной категории. Среди мальчиков, принадлежащих к циклоидному психотипу, наибольший процент акцентуантов встречается в возрасте 11, 14-17 лет, а среди девочек - в возрасте - 12-17 лет (рис. 9, 10).

Акцентуанты, предпочитающие маскулинный тип поведения, среди девочек встречаются начиная с 11 лет и до 17 лет, и составляют 43,5% (табл. 3). Андрогинию в поведении отмечали у девочек 15 лет, которые составили 7,7% от общего числа девочек-акцентуантов.

Среди мальчиков -акцентуантов феминный стереотип поведения выявлен у мальчиков 11 и 15 лет (13,3%) (табл. 3).

Акцентуанты циклоидного типа, на первое место, ставят такие качества как уверенность, смелость, активность, сильная личность, открытость. Они отличаются целеустремленностью, подвижностью, живостью, которые сочетаются с отзывчивостью и аналитической оценкой

Рис. 10. Хронологическое распределение акцентуаций характера у девочек циклоидного психотипа.

Примечание: А - акцентуанты; Н - норма.

происходящего вокруг. Такие циклотимики обладают очень высоким жизненным тонусом, большой работоспособностью, неутомимостью и всегда получают удовлетворение от сделанной работы. Коммуникабельность в сочетании с природными способностями позволяет им легко продвигаться по социальной лестнице. Но циклотимики редко бывают максималистами и чаще довольствуются в социальной иерархии даже меньшим чем то, на что они способны в действительности. Их эмоциональная теплота, умение быть ненавязчивыми, тактичными, отсутствие эгоизма и тонкая наблюдательность, легко позволяют им занять ведущее место в обществе. Однако они часто отказываются от этой роли, предпочитая быть душой компании.

3.2. Уровень анаболических и катаболических гормонов у представителей различных психотипов

Анализ уровня кортизола (К) у акцентуантов (рис. 11) показал, что максимальное содержание К в слюне отмечали у истеротимиков (48,4 ± 0,1 нМ/л у мальчиков и 27,83 ± 2,68 нМ/л у девочек).

Уровень кортизола убывал в ряду акцентуированных личностей: истероиды > эпилептоиды > шизоиды > циклоиды (рис. 11).

Следует отметить, что у мальчиков уровень К выше, чем у девочек у представителей всех психотипов.

Содержание тестостерона в слюне (рис. 12) среди девочек-акцентуантов обнаруживало максимальные величины у представителей истероидного (6,27 ± 0,01 нМ/л) и циклоидного психотипов (6,19 ± 0,64 нМ/л).

Минимальные значения уровня тестостерона выявлены у девочек эпилептоидного психотипа (4,0 ± 0,05 нМ/л). Представители шизоидного психотипа имели средний уровень тестостерона (4,55 ± 0,31 нМ/л).

У мальчиков минимальный уровень тестостерона выявлен у истеротимиков (4,74 ± 0,01 нМ/л), максимальный у шизотимиков и циклотимиков (8,33 ± 0,12 нМ/л и 6,73 ± 1,06 нМ/л) (рис. 12).

Результаты исследования уровня эстрадиола (Э) представлены на рис. 13. Согласно полученным нами данным девочки с истероидным типом акцентуации имели максимальный уровень эстрадиола (161,5 ± 6,9 пМ/л).

У девочек-циклотимиков уровень Э незначительно меньше (148,7 ± 10,9 пМ\л). Достоверно значимое снижение уровня Э отмечали у девочек эпилептоидного и шизоидного психотипов (рис. 13).

У мальчиков-циклотимиков максимальный уровень Э выявлен у представителей циклоидного и шизоидного психотипов (125,3 ± 10,2 пМ/л и 162,7 ± 12,8 пМ/л соответственно) (рис. 13).

Мальчики

Девочки

Рис. 11. Уровень кортизола в слюне у представителей различных психотипов

Мальчики

Девочки

Рис. 12. Уровень тестостерона в слюне у представителей различных психотипов.

Минимальный уровень Э имели представители истероидного психотипа (72,3 ± 0,64 пМ/л). У акцентуантов эпилептоидного психотипа выявлен средний уровень Э (73,2 ± 1,88 пМ/л) (рис.13).

Анализ соотношения андро- и эстрогенов (рис.14) показал, что среди девочек-акцентуантов эпилептоидного психотипа выявлено максимально высокое соотношение тестостерон/эстрадиол (Т/Э). Убывание величины Т/Э наблюдали в ряду: эпилептоиды > истероиды > циклоиды > шизоиды (рис.14).

Среди мальчиков акцентуантов максимальную величину соотношения Т/Э отмечали у истеротимиков (59,16 ± 0,01), минимальное у представителей циклоидного психотипа (34,38 ± 3,26). Ряд убывания отношения Т/Э выглядел следующим образом (рис. 14): истероиды > эпилептоиды > шизоиды > циклоиды.

Анализ соотношения катаболических и анаболических стероидов показал, что имеется четкая зависимость между соотношением кортизол/тестостерон (К/Т) и принадлежностью к определенному психотипу.

Представители истероидного психотипа как среди мальчиков, так и среди девочек характеризуются высоким отношением К/Т, то есть относительным преобладанием катаболических гормонов над анаболическими. Минимальные значения отношения К/Т выявлены у представителей циклоидного психотипа (рис. 15).

Величина К/Т у мальчиков-циклотимиков в 2,8 раза меньше, чем у мальчиков-истеротимиков. У девочек-циклотимиков величина К/Т в 2,1 раза меньше, чем у девочек-истеротимиков.

Акцентуанты эпилептоидного психотипа как среди мальчиков, так и среди девочек в ряду убывания величины К/Т стоят на втором месте, а акцентуанты шизоидного психотипа - на третьем.

Мальчики

Девочки

Рис. 13. Уровень эстрадиола в слюне у представителей различных психотипов.

Мальчики

Девочки

Рис. 14. Соотношение андро- и эстрогенов у представителей различных психотипов

Мальчики

Девочки

Рис. 15. Соотношение катаболических (кортизол) и анаболических (тестостерон) стероидов у представителей различных психотипов

Заключение

В целом анализ характерологических особенностей представителей различных психотипов и уровня катаболических и анаболических стероидов позволяет сделать вывод о зависимости акцентуированных черт личности от уровня катаболических и анаболических стероидных гормонов, а также от соотношения андро- и эстрогенов.

Так преобладание катаболических гормонов над анаболическим у представителей истероидного психотипа обусловливает необходимость чаще делать перерыв в работе, учебе, отдыхая и переключаясь на другой вид деятельности, чтобы сохранить работоспособность на нужном уровне.

Среди девочек истеротимиков препубертатного возраста высок процент маскулинных девочек (20%), что может быть обусловлено относительно высоким уровнем тестостерона и соотношения Т/Э.

Эпилептоиды обладают высоким жизненным тонусом, высокой работоспособностью, выносливостью, они имеют низкий уровень утомляемости. Их целеустремленность позволяет им достаточно быстро продвигаться в жизни, добиваясь признания. Физиологической основой этого может быть относительно уравновешенное соотношение катаболических и анаболических гормонов, андро- и эстрогенов. Поэтому, практически любые социально-психологические трудности преодолимы для эпилептоидов, их трудно застать врасплох. Они достаточно легко находят выход, даже из самых запутанных ситуаций, причем зачастую близкий к оптимальному

Среди мальчиков акцентуантов эпилептоидного психотипа 10,0% имеют склонность к феминному стереотипу поведения, что может быть обусловлено снижением интенсивности обмена веществ, в пользу чего свидетельствует снижение уровня кортизола и отношения К/Т.

Среди девочек акцентуантов эпилептоидного психотипа каждая третья имеет маскулинный стереотип поведения, биохимической основой которого, по всей видимости, является высокая интенсивность обменных процессов при более высоких величинах отношения Т/Э.

Шизоиды обладают высоким жизненным тонусом и соответственно высокой работоспособностью, ответственностью, чувством долга. Шизотимики обладают конституционально-психобиологическим резервом, позволяющим поддерживать хороший уровень адаптации, компенсации и толерантности к внешним факторам. Физиологической основой высокой работоспособности и жизненного тонуса, по всей видимости, является относительно высокий уровень анаболических процессов. Более высокая чувствительность представителей данного психотипа к психоэмоциональным и умственным нагрузкам среди мальчиков в пубертатный период обусловлена, по-видимому, относительно высоким уровнем эстрадиола. Кроме того, повышенный уровень эстрадиола и относительно низкая величина отношения Т/Э могут быть причиной «предпочтения» феминного стереотипа поведения среди 8,3% мальчиков-акцентуантов 16 лет. Среди девочек-акцентуантов шизоидного психотипа маскулинный стереотип поведения выявлен у 30,0%.

Акцентуанты циклоидного типа на первое место ставят такие качества как уверенность, смелость, активность, сильная личность, открытость. Каузальной основой этих качеств, также как и высокого жизненного тонуса, большой работоспособности, неутомимости может быть относительно низкий уровень кортизола и относительно высокий уровень тестостерона.

Появление феминного стереотипа поведения у 13,3% популяции городских мальчиков-акцентуантов циклоидного психотипа в 15 лет может быть обусловлено относительно низким уровнем глюкокортикоидов и половых гормонов - тестостерона и эстрадиола.

У акцентуированных девочек-циклотимиков, предпочитающих маскулинный тип поведения (43,5%) в 15 - 17 лет, преобладают андрогены. Андрогинию в поведении отмечали у 10,0% девушек 15 лет, для которых характерны относительно высокий уровень кортизола и отношения Т/Э.

Учитывая высокую зависимость формирования характерологических черт личности от уровня анаболических и катоболических гормонов, андро- и эстрогенов (наши данные; Губарева Л.И., 2001), мы разработали коррекционную программу, направленную на нивелирование акцентуированных черт личности и формирование идентичного генотипу полоролевого стереотипа поведения (Приложение 4).

Выводы

1. Проблема формирования психотипа в зависимости от соотношения анаболических и катаболических гормонов является малоизученной и недостаточно разработанной.

2. В популяции школьников г. Ставрополя наибольшее распространение имеют представители циклоидного психотипа (30,9%), затем эпилептоидного (26,0%), истероидного (21,7%) и шизоидного (21,4%) психотипов. Среди представителей истероидного психотипа преобладают девочки, а эпилептоидного - мальчики.

3. Акцентуированные личности неодинаково представлены среди мальчиков и девочек: среди мальчиков преобладают акцентуанты шизоидного психотипа (17,9%), а среди девочек - акцентуанты циклоидного психотипа (19,2%). Наименьшее число акцентуированных личностей в популяции мальчиков выявлено среди представителей истероидного психотипа, в популяции девочек - среди представителей эпилептоидного психотипа, что указывает на относительную устойчивость девочек с истероидным психотипом и мальчиков с эпилептоидным психотипом к неблагоприятным факторам среды.

4. Проявление акцентуированных черт личности - маскулинности, феминности, агрессивности в значительной мере зависит от уровня тестостерона и соотношения тестостерон/эстрадиол.

5. Установлена связь между акцентуацией характера и соотношением анаболических и катаболических гормонов, андро- и эстрогенов. Критическим возрастным периодом в формировании характерологических черт личности является возраст 11 и 13 лет у девочек и 11 и 15 лет у мальчиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М. Медицина, 2000 - 496с.

2. Алешин Б.В. О некоторых вопросах регуляции нейросекреторных функций мозга // Актуальные вопросы экспериментальной и клинической эндокринологии / Тез. докл. III съезда эндокринологов УССР.- Киев, 1982.- С.7-8.

3. Алешина Ю.Е. , Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии, 1991, №4.

4. Асрибекова М.К. Механизм действия стероидных гормонов // Математические модели в эндокринологии и иммунологии / Тез. докл. I Всесоюз. школы-семинара. - Каунас-Друскининкай, 1985. - С.9-11.

5. Афиногенова С.А. Аденилатциклазная система как универсальное звено в механизме действия гормонов // Математические модели в эндокринологии и иммунологии / Тез. докл. I Всесоюз. школы-семинара.- Каунас-Друскининкай, 1985. - С.11-13.

6. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. - Ставрополь, 2000. - 274с.

7. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2001.

8. Безверхая Т.П. Физиология надпочечников // Нарушения функции надпочечников при эндокринных заболеваниях.- Киев, 1984.- С.5-57.

9. Биология: В 3 т./ Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор; под ред. Р. Сопера.- М.: Мир, 1996.- 326 с.

10. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. - Ставрополь, 2001.-383с.

11. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь, 1999.- 362с.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464с.

13. Бутова О.А. Функциональное состояние гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы потомства при воздействии алкоголем на организм матери: Автореф. дис... канд. мед. наук.- М., 1985.- 22 с.

14. Васильев В.Н. Здоровье и стресс.- М.: Знание, 1991.- 158 с.

15. Верхратский Н.С. Влияние гормонов на интенсивность белка в клетке при старении организма // Тез. докл. II съезда эндокринологов УССР. - Киев, 1982. - С.23-24.

16. Владимиров С.В. Морфогенез некоторых нейроэндокринных центров гипоталамуса и становление гипоталамо-гипофизарно-нейросекреторной системы у человека // Тезисы докл. III Всесоюзной конференции по нейроэндокринологии, Харьков, 3-5 октября 1988 года. - Л., 1988. - С.53.

17. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. Под ред. О.В. Кербикова. - Ростов н/Д, 1998. - 416с.

18. Гройсман А.Л. Медицинская психология.- М.: Издательство Магистр, 1988. - 360с.

19. Губарева Л.И., Држевецкая И.А. Гиперкортицизм матери во время беременности и возрастная динамика гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы ее потомков // Физиология гипофизарно-адренокортикальной системы / Международный симпозиум. Тез. докл.- Л., 1990.- С.56.

20. Данилова О.А. Морфофункциональные основы нейроэндокринной регуляции коры надпочечников и половых желез (онтогенетические аспекты): Автореф. дис... докт. биол. наук. - Л., 1983.- 38 с.

21. Данилова О.А. Становление гипоталамо-гипофизарного нейроэндокринного комплекса в онтогенезе // Нейроэндокринология.- СПб., 1993.- Кн. 1.- Ч. 1.- С.187-202.

22. Данилова О.А., Држевецкая И.А., Каюмова С.С., Черниговская Е.В. Роль гомори-положительных нейросекреторных центров гипоталамуса в регуляции гипофизарно-адренокортикальной системы // Стресс, адаптация и функциональные нарушения / Тез. Всесоюзн. симпоз. - Кишинев: Штиинца, 1984. - С.72.

23. Данилова О.А., Држевецкая И.А., Коровина А.М. Возрастные особенности реакции гипоталамо-гипофизарной нейросекреторной системы крыс на физическую нагрузку // Проблемы эндокринол., 1983. - Т.29. - №4. - С.67-71.

24. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. - 432с.

25. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. - М.: Медицина, 1983. - 213 с.

26. Држевецкая И.А. Гормональная регуляция функций в организме детей и подростков.- Ставрополь, 1986.- 83 с.

27. Ильина О.И., Бронштейн М.Э., Зайратьянц В.Б., Керцман В.И. Голубева И.М., Леменева З.Л., Вейнберг Э.Г. Менструальная и детородная функция у больных с болезнью Иценко-Кушинга до и после двусторонней адреналэктомии.- Пробл. эндокринол., 1974.- № 1.- 42-46.

28. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р.Гинзбурга. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 352с.

29. Казей Н.С. Гипогонадизм.- М., 1988.- 23 с.

30. Кербиков О.В. Клиническая динамике психопатий и неврозов. - М., 1971. -412с.

31. Кобелева Н.А. Эндокринная система организма и токсические факторы внешней среды .- Л., 1980.- С.151-156.

32. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Под ред. Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной. Минск, 1985.

33. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - 186с.

34. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1999, 176с.

35. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1962. - 247с.

36. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. - 318с.

37. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков. Под ред. М.М.Кобанова, А.Е.Личко, В.М.Смирнова // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983. - 56с.

38. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (рук-во для врачей). - Л.: Медицина, 1985. - 257с.

39. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростка. - Л., 1983. - 112с.

40. Мертвецов Н.П. Гормональная регуляция экспрессии генов. - М., 1986.- 207 с.

41. Минченко А.Г. Молекулярные механизмы действия глюкокортикоидных гормонов на митохондрии // Актуальные вопросы экспериментальной и клинической эндокринологии / Тез. докл.- Киев, 1982.- С.61-62.

42. Мицкевич М.С. Гормональные регуляции в онтогенезе животных.- М.: Наука, 1978.- 224 с.

43. Моросанова В.И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов// Вопросы психологии. 1997.- №6. - С. 31-38.

44. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2002, 456С.

45. Нейроэндокринология.- СПб, 1993.- Ч.1.- Кн.1,2.- 398 с.

46. Нейроэндокринология.- СПб, 1994. - Ч.2.- Кн.1,2.- 307 с.

47. Новикова Е.Ч., Яцык Г.В. Уровень кортикостероидных гормонов в крови и моче у новорожденных детей // Клинические аспекты процессов адаптации у новорожденных / Новикова Е.Ч., Полякова Г.П.. - М.: Медицина, 1974. - С.43-48.

48. Орлова Н.И. Формирование отношений между звеньями системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники в период полового созревания // Новые исследования по возрастной физиологии, 1987. - №2 (29). - С.34-36.

49. Орлова Н.И. Взаимодействие звеньев гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в период полового созревания: Автореф. дис... канд. биол. наук. - М., 1969. - 21 с.

50. Проблемы психологии современного подростка/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1982.- 160с.

51. Реан А.А. Характерологические особенности подростков - делинквентов// Вопросы психологии. - 1991. - №4.- С.139-144.

52. Репина И.В. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду// Вопросы психологии, 1984, №4.

53. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков// Вопросы психологии, 1997,№4.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.:Учпедгиз, 1946. - 704с.

55. Семенова Л.К., Чемоданов В.И. Развитие эндокринной системы // Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. - М.: Педагогика, 1983. - С.195-224.

56. Сергиенко Л.Ю., Панченко Л.В. Возрастные особенности метаболизма и рецепции тестостерона в андрогенчувствительных органах крыс // Механизмы онтогенеза и их регуляция / Сб. научн. Тр. - Киев: Наукова думка, 1987.- С.174-180.

57. Серова Л.И. Половая система взрослых животных после пренатальной андрогенизации // Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса.- Новосибирск: Наука, 1990.- С.87-96.

58. Скебельская Ю.Б. Содержание адренокортикотропного гормона в гипофизах крыс на разных стадиях эмбрионального развития // Проблемы эндокринол. и гормонотерап., 1964. - № 5. - С.74-77.

59. Фельдштейн Д.И. Психология развития Личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. -208с.

60. Физиология поведения: Нейробиологические закономерности / Под ред. А.С.Батуев.- Л.: Наука, 1987.- 736 с.

61. Филеши П.А., Сивакова Н.Н., Труфанова Т.Е. Определение биологического возраста школьника по уровню здоровья // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Тез. IV Всесоюзной конф. «Физиология развития человека».- М., 1990.- С.294.

62. Фролькис В.В. Нейрогормональные механизмы старения // Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса / Международное совещ. Тез. докл.- Новосибирск, 1988.- С.183-184.

63. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 2001. - 416с.

64. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков// Вопросы психологии, 1985, №3.

65. Юферева Т.И. Формирование психологического пола. М.: Педагогика, 1987.

66. Churyumov S.I. Socionic Accentuations //socionics, mentjdology and personaliti psychology, 2006, №6.

67. Lissak K., Endroczi E.Нейроэндокринная регуляция адаптационной деятельности.- Будапешт: Изд. Акад. наук.- 1967.

68. Meged V.V. Complex Behavioral and Visual Characteristics of Type Accentuation Representatives // socionics, mentjdology and personaliti psychology, 2006, №6.

69. Talanov V.L. Is the Number of Accentuations Limited? // socionics, mentjdology and personaliti psychology, 2005, №6.

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ