С. Л. Рубинштейн считает, что решающую роль в отделении психологии в самостоятельную науку сыграло введение в нее эксперимента. Эксперимент был заимствован из физиологии органов чувств и нервной системы. Другими предпосылками возникновения психологии как самостоятельной науки стали появление психофизики и психометрии, успехи в области объяснения явлений жизни, развитие разных областей естествознания.
Естествознание XIX века совершило качественный скачок вперед, т.к. было совершено множество основополагающих открытий в области химии, физики, механики, биологии: это и основание эмбриологии, и открытие клетки и закона сохранения энергии, и опубликование книги Ч. Дарвина «О происхождении видов» с изложением его эволюционной теории, и научное объяснение происхождения человека и другие открытия. В разных областях исследования описывались и психологические факты: физик Э. Мах в книгах «Анализ ощущений», «Познание заблуждений. Очерки по психологии исследования», химик В. Оствальд, врач-невропатолог К. Г. Ланге и другие рассматривали психологические факты, не являющиеся предметом исследования этих наук. В результате и возникла объективная необходимость выделения этих знаний из всех областей в самостоятельную науку.
|
Концепция. Автор
|
Содержание
|
Значение
|
|
1. «Личное уравнение» в астрономии и развитие психометрии
|
Фридрих Бессель: «личное уравнение»
|
· Установил, реакция на воздействие не происходит немедленно, а запаздывает.
· Установил факт индивидуальных различий в скорости восприятия.
· Назвал разницу в показаниях между отдельными наблюдателями «личным уравнением». Экспериментально показал, что у одного человека оно может быть различным.
|
Предмет психометрии - измерение скорости протекания психических процессов: ощущений, восприятий, простейших ассоциаций.
|
|
1.
|
Франц Корнелис Дондерс:
|
· Изобрел методику исследования времени сложных психических процессов.
|
|
|
1.
|
Зигмунд Экснер:
|
· Ввел термин «время реакции».
|
|
|
1.
|
Людвиг Ланге:
|
· Произвел различение сенсорной и моторной реакций.
· Показал, что в зависимости от установки испытуемого время реакции меняется.
|
|
|
Вывод: Психометрия - область (наряду с психофизикой), на базе которой выросла экспериментальная психология.
|
|
2. Значение эволюционных идей для психологии
|
Чарльз Роберт Дарвин: труды «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», «Выражение эмоций у человека и животных»
|
· Установил факт изменчивости видов
· Открыл законы эволюции: естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости, принцип наследственности и принцип приспособленности организмов в природе.
· Исследовал вопрос о месте человека в органическом мире.
· Показал, что человек произошел в процессе развития от низших форм животных.
· С помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др., показал их приспособительный смысл у человека и животных.
· Поставил на научную основу вопрос о сопоставлении психики человека и животных.
|
Законы эволюции в органическом мире поставили задачу перед психологией обнаружения движущих сил психического развития по отношению к человеку.
Разработка вопросов о сопоставлении психики человека и животных дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии - психологии животных, детской психологии и психологии малокультурных народов.
Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии.
|
|
1.
|
Г. Спенсер
|
· Высказал идею приспособительного значения психики.
|
Эта идея оказала большое влияние на психологию: она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.
|
|
1.
|
Джордж Романес: антропоморфизм
|
· Изображал животных по образцу человека.
· Делал выводы, что в каких-то отношениях животные выше людей (взаимопомощь, взаимовыручка и т.п.).
|
Впервые сложились объективные методы исследования психики.
|
|
1.
|
Конвей Ллойд Морган: «закон экономии», термин «обучение путем проб и ошибок»
|
· Не приписывал животному высшие психические способности, если мог объяснить его поведение механизмами более низшего психического уровня.
· Установил, что животные способны к научению.
· Обозначил форму научения у животных.
|
|
|
1.
|
Ж. Фабр: механистическое направление
|
· Животные не только не обладают психикой человеческого рода и уровня, но и вообще не имеют никакой психики.
|
Данные выводы были реакцией на антропоморфизм и субъективизм.
|
|
1.
|
Ж. Леб: теория тропизмов
|
·
|
|
|
1.
|
А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер и др.: школа объективной сравнительной психологии
|
·
|
|
|
1.
|
Г. Дженнингс
|
· Показал, что уже простейших нельзя понять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как механистический результат прямого воздействия внешнего раздражителя.
· Реакция животного изменяется в зависимости от общего физиологического состояния в данный момент, хотя раздражитель остается тем же, значит, психика животных имеет простейшие формы.
|
Значительное влияние, кроме экспериментальных методов, на развитие психологии оказал принцип эволюции, или шире - принцип развития.
|
|
1.
|
Эдвард Торндайк:
|
· Доказал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают.
· Ввел новую экспериментальную технику - метод проблемного ящика и лабиринта.
· Сделал вывод, что животные способны решать задачи только методом проб и ошибок.
· Сформулировал законы научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон сдвига.
|
Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и проложили путь для бихевиоризма.
|
|
Вывод: Развитие биологии и углубление экспериментального исследования инстинкта, попытка понять изучаемые формы поведения привели к созданию этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека.
|
|
3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории
|
Чарльз Белл: принцип рефлекторной дуги, идея «нервного кольца», учение о мышечном чувстве
|
· Подтвердил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции.
· Показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения.
· Выделил нервы, которые идут от мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения.
· Идея «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг.
· Наметил анатомическую основу рефлексной дуги и анатомическое обоснование каждой ее части: проведения возбуждения по нерву, его переработка в нервном центре и передача эфферентному нерву к органам движения.
|
Открытия Ч. Белла и Ф. Мажанди углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения.
|
|
1.
|
Франсуа Мажанди: «закон Белла-Мажанди»
|
· Установил построение спинного мозга по принципу рефлекторной дуги.
|
|
|
1.
|
Иоганнес Мюллер: «Руководство по физиологии человека», биогенетический закон
|
· Данные по физиологии нервной системы
· Учение о рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга
· Раздел о деятельности органов чувств (особенно зрения и слуха)
· Теория специфической энергии органов чувств
· Трактовка восприятия пространства
|
Основатель новейшей физиологии
|
|
1.
|
Герман фон Гельмгольц: статья «Скорость распространения нервного возбуждения»
|
· Доказал при помощи результатов экспериментов, что скорость распространения нервного возбуждения по нерву составляет примерно 120м/сек
|
Оба открытия приблизили к пониманию физиологического процесса возбуждения и способствовали материалистическому пониманию нервного процесса и психики.
|
|
1.
|
Дюбуа-Реймон:
|
· Исследовал электрические явления в мышце и нерве
· Показал, что нервный процесс - это электрическая волна.
|
|
|
Вывод: Влияние на психологию
|
|
4. Успехи физиологической оптики, акустики и сенсорной физиологии
|
Томас Юнг: трехкомпонентная теория цветового зрения
|
· Предположил, что сетчатка имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета, а белый цвет является результатом равномерного возбуждения всех трех рецепторов.
|
|
|
1.
|
Э. Геринг: фитохимическая теория цветового зрения
|
· Предположил, что в глазу имеются три фоторецептора, к каждом - пара светоощущающих веществ: бело-черное, красно-зеленое, желто-синее.
· Внутри каждой пары происходят противоположно направленные химические процессы ассимиляции - диссимиляции.
|
|
|
1.
|
Эрнест Генрих Вебер: «Об осязании»
|
· Занимался осязанием
· Различал в кожных ощущениях три рода ощущений: давление (прикосновение), температурные, локализация
· Установил, что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновений
· Сделал вывод, что для происхождения разности в ощущениях новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному.
|
Эти обобщения Вебера подводят к возможности измерения в психологии, что было реализовано впоследствии Фехнером.
|
|
1.
|
Герман фон Гельмгольц: работы «Физиологическая оптика», «Учение о слуховых ощущениях»
|
· Соединил физику света, анатомию и физиологию органа зрения + психологические феномены, сопровождающие процессы зрения.
· Сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений.
· Дает физическую характеристику звука, анатомию и физиологию органа слуха, резонансную теорию слуха, описывает психологические фономены.
|
В результате 3 органа чувств (слух, зрение и осязание) получили капитальную разработку.
|
|
Вывод: Данная область повлияла на развитие областей психологии, связанных с изучением процесса познавания и дала возможность измерения в психологии.
|
|
5. Достижения анатомии и физиологии головного мозга
|
Франц Йозеф Галль: «френология Галля»
|
· Исследовал морфологию мозга.
· Впервые отличил серое вещество от белого.
· В сфере психологии его учение опиралось на теорию способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способности человека.
|
Это учение - ложное направление как теория связи строго локализованных способностей человека со строением черепа, однако она отражает попытку дифференциального понимания мозга, до этого казавшегося однородной массой.
|
|
1.
|
Пьер Флуранс:
|
· Сформулировал идею о полной функциональной однородности мозговой массы (но не учел различное строение мозга животных и человека).
· Его исследования были важны своим использованием эксперимента вместо умозрительных домыслов.
|
Основал экспериментальную физиологию мозга.
|
|
1.
|
Буйо:
|
· Наблюдал больных с локальным поражением мозга.
· Показал, что потеря моторной функции речи связана с нарушениями в области передних отделов мозга.
|
Анатомические и физиологические исследования мозга (опыты с непосредственным раздражением коры, с разрушением определенных областей мозга и пр.)
Развитие идей локализационизма в работах по исследованию мозга.
|
|
1.
|
Поль Брок
|
· Открыл центр моторных образов слов.
|
|
|
1.
|
Карл Вернике
|
· Открыл центр сенсорных образов слов.
|
|
|
1.
|
Густав Теодор Фритч, Фердинанд Гитциг
|
· Открыли двигательные центры в коре.
|
|
|
1.
|
В. А. Бец
|
· Морфологически описал кору.
|
|
|
1.
|
Герман Мунк
|
· Открыл связи затылочной коры мозга с функцией зрения, височной - слуха.
|
|
|
1.
|
Хьюлингс Джексон:
|
· Психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу. Нарушения на том или ином уровне приводят к выпадения той или другой стороны функции.
· В процессе эволюции происходит развитие и интеграция различных уровней головного мозга - формирование системы связей, которые обуславливают сложное поведение человека - мышление, символическое действие.
· Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению психики.
|
Сформулировал принципиально новый подход к пониманию локализации психических функций.
Направление Джексона получило развитие в нейропсихологии, в теории системной динамической локализации высших психических функций человека А. Р. Лурия.
|
|
Вывод: Успехи в области исследования мозга и достижения в других областях физиологии способствовали развитию знаний о материальных основах психики и поставили большой вопрос о соотношении анализа физиологических механизмов психических функций и собственно психологического анализа, т. е. проблему соотношения психологического и физиологического.
|
|
6. Возникновение и развитие психофизики
|
Густав Теодор Фехнер: работа «Элементы психофизики», основной психофизический закон
|
· Сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическими и психическими мирами, между душой и телом.
· Различал 2 психофизики: внутреннюю и внешнюю (разработал только внешнюю психофизику)
· Цель психофизики - измерение ощущений. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
· Разработал экспериментальные методы: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей.
· Впервые осуществил приложение математики к психологии.
|
Формирование экспериментальной психологии на основе психофизики.
|
|
Вывод: Психофизика - область (наряду с психометрией), на базе которой выросла экспериментальная психология.
|
|
|