Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников
Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников
«Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников»
План
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ, НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
1.2 Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе
1.3 Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста
ГЛАВА ІІ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития эстетических норм и особенностей межличностных отношений подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы
2.2 Разработка и внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе
2.3Анализ результатов экспериментальной работы
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.
В этой связи назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить эстетические нормы и ценности, которые во многом определяют важнейшие процессы, происходящие в подростковом коллективе, в том числе и процессы межличностной коммуникации.
Эстетическое воспитание подростков на сегодня является важнейшей социально-педагогической задачей.
Эстетика - целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая три основные раздела:
- о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.);
- о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории);
- о природе эстетической деятельности и ее видах (художественное конструирование или дизайн, художественное творчество, эстетическое воспитание.).
Эстетическое отношение - это ценностное отношение личности к окружающему миру.
Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья, коллектив) общество и человечество в целом.
Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, осмысление которых в подростковом возрасте в значительной степени способствует нормализации отношений в коллективе.
«Надо помочь ребенку через искусство, - указывала Н. К. Крупская, - глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний, жизни» [21, с. 123].
Макаренко определил значение эстетики в воспитании человека формулой столь же краткой, сколь и глубокой: «Бить на красоту - это значит бить наверняка».
Особенное значение в организации красивой жизни детского коллектива имеют традиции, которые к тому же необычайно способствуют и слиянию всего коллектива в одно целое. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», - говорил Макаренко, - и накопление традиций - «чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [25, с. 499].
В. А. Сухомлинский считал, что «воспитание, основанное на законах красоты во многом облегчает процесс формирования гуманной личности, способной к творческой деятельности» [52, с. 227].
Большинство современных исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков положение в коллективе, основано на усвоением им эстетических норм и правил поведения.
Об этом в частности говорит А. В. Мудрик, определяя, что «сформированность навыков общения и поведения, основанных на осознании фундаментальных принципов межличностной коммуникации, в немалой степени влияет на статус подростков в группе» [34, с. 67].
Л.И. Белозерова рассматривает навыки общение как «важнейшую составную часть социализации личности, определяя положение личности в коллективе» [7, с. 65].
Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем четыре взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания) и морально-эстетическую строну общения (процесс усвоения норм общения и их реализация в процессе общения) [2, с. 59].
Вместе с тем на сегодня наблюдается противоречие между требованиями к формированию эстетической культуры личности современного подростка, определяющую межличностные отношения, положение подростка в коллективе, и тенденцией к снижению уровня развития эстетической культуры, что определяет актуальность темы «Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников».
Таким образом, целью данного исследования является теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработка и экспериментальная проверка эффективности социально - педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальных классах.
Объект исследования - межличностные отношения подростков старшего школьного возраста.
Предмет исследования - влияние уровня сформированности эстетических норм на межличностные отношения старших школьников
В задачи исследования входит рассмотрение вопросов, связанных с проблемой формирование эстетических норм и нормализации отношений в подростковой среде с точки зрения современной социальной педагогики,экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста, разработка рекомендаций по формированию норм эстетического поведения в процессе социально-педагогической работы с подростками старшего школьного возраста.
Гипотезой исследования выступает предположение, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста
В данном исследовании использовались методы:
1) Анализа и синтеза при исследовании теоретических аспектов в эстетического воспитания подростков.
2) Методы социально-педагогической диагностики с использованием теста ценностных ориентаций М. Рокича, методики социометрии, а также методов математической статистики в экспериментальной части данной работы.
Методологической базой исследования являлись труды по эстетике и этике (P.Т. Апресян, Л.А. Верб, Т.И. Коваль, Б.Т. Лихачев, Э.И. Медведь, И. Л. Мухин и др), социальной педагогике (Т.В. Лодкина, А.К. Лукина, А.В Мудрик и др.), социальной психологии (Н.М. Аракелов, Э.Ф. Жариков, И.С. Зеер, И. С. Кон и др) и методики формирования навыков общения (П. И. Соколова, В. П. Петрунек, А.М.Прихожан, А.В.Толстых и др.).
Научная новизна исследования обусловлена тем фактом, что в нем объединены разрозненные сведения по проблеме влияния эстетических норм на межличностные отношения старших школьников, изложен социально-педагогический подход к решению данной проблемы.
Практическая ценность исследования заключается в том, что в нем разработана и экспериментально апробирована социально-педагогическая программа формирования норм эстетического поведения и общения у подростков старшего школьного возраста, способствующая нормализации межличностного общения в коллективе подростков.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, списка использованной литературы и занимает 71 страницу.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ, НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, снижением уровня нравственности и многими другими причинами, которые в той или иной степени влияют на уровень общественных отношений.
Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного подрастающего поколения в духе гармонии между интересами личности и общества, чему в немалой степени способствует эстетическое воспитание, являющееся тем стержнем, вокруг которого формируются представления личности о красоте как фундаментальной категории человеческого бытия.
Эстетическое воспитание -- это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания [34, с. 25].
Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты. Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль.
Источник эстетических переживаний находится вне сознания человека, в реальном, объективном мире. Чувство прекрасного - это субъективное отражение в психике объективных свойств действительности. Прекрасное в действительности (в природе, в человеческих отношениях, в искусстве) вызывает у людей соответствующие эстетические переживания.
Современная эстетика утверждает, что подлинная красота обеспечивается единством содержания и формы. Самая совершенная форма при убогом содержании не может вызвать эстетическую удовлетворенность [34, с. 30].
«Под красотой, - указывал Горький, - понимается такое сочетание различных материалов,-- а также звуков, красок, слов, - которое придает созданному - сработанному - человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству» [11, с. 299].
Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях.
Наличие устойчивых нравственных представлений и понятий у школьников способствует правильной оценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений, служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи.
Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение детей и подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др. [34, с. 34].
Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, видеозаписи). На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников [22, с. 58].
Многообразны формы внеклассной работы, решающие задачи эстетического воспитания. Это кружки художественной самодеятельности, утренники и вечера, праздники песни и танца, фестивали искусств, выставки, лекции-концерты, экскурсии и походы, посещение театра и кино. Большое развитие получают организованные при клубах или в школах молодежные университеты культуры и клубы любителей искусств.
Немалое влияние на эстетическое развитие детей и подростков оказывает среда, в которой они живут и учатся (красота в быту, в школьной обстановке) [22, с. 60].
Социально-педагогический подход к проблеме эстетического воспитания требует понимания социальных и педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Эти основания отрабатывались веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и заявленных приоритетов, тем не менее сводятся к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а всё значимое для развития личности основополагающим смыслом.
Эти постулаты отражали нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит моральный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае [28, с. 18].
Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания школьником социальных процессов и нравственно-эстетических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.
В таком контексте воспитание ведет к постижению и принятию школьниками ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни. Такое осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-эстетического воспитания, необходимого и востребованного современной школой.
Эстетика, аккумулируя различные проблемы человеческого бытия, может сконцентрировать педагогические усилия учителей и потенциальные резервы школьного учреждения на реализации эффективных путей гуманистического воспитания учащихся, формировании их нравственно ценных ориентиров, актуализации духовного потенциала, эстетической культуры личности. Она может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через познание сущности эстетических понятий, погружение в историю эстетических учений, диалог эпох и культур [28, с. 89].
Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы эстетического воспитания подростков, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизненно смысловые аспекты. Это становится на сегодня одним из важнейших педагогических оснований и принципов воспитательной политики государства и требует специально выделенного времени в базовых основаниях школы и специальных усилий педагогического коллектива.
Значимость эстетического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной социальной педагогике необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
- Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
- Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
- Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
- Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
- Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
- Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе [24, с. 19-20].
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии - эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению [14, с. 112].
Эстетическое воспитание подростков должно строится на фундаментальных педагогических принципах:
1) Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися эстетических знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников [19, с. 34].
2) Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога - эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления
3) Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики [19, с. 36].
Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры эстетического воспитания.
Также можно выделить направления в организации эстетической воспитательной деятельности:
1) Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;
3) Развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации, основанной на осознании категорий «прекрасное и «безобразное»
4) Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования [51, с. 87].
В этом педагогический корень эстетического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, формированию эстетических взглядов, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из эстетического поля жизнедеятельности людей.
Отсюда первоочередная задача современного социального педагога - создание эстетического поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы эстетического воспитания подростков, разработки его социально-педагогических оснований.
1.2 Влияние уровня сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в коллективе
Безусловным является тот факт, что степень сформированности норм эстетического поведения у подростка влияет на его положение в коллективе.
Такое положение дел объясняется тем, что именно эстетика формирует у подростка определенные нормы поведения, основанные на фундаментальных эстетических категориях.
Секрет красоты - это секрет жизни. Разгадать его - значит понять истоки человеческого бытия.
Прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда формы окружающей нас реальности совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.
Прекрасное как категория эстетики обладает особенностями:
1. объективная основа прекрасного отражена в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.;
2. прекрасное имеет конкретно-исторический характер;
3. представления о прекрасном зависит от образа жизни. Например, изящество и утонченность дворянок у крестьян воспринимались как признак болезни, слабости;
4. идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Красивая девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян - с березой;
5. представления о прекрасном обусловливается уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетических вкусов, обычаев, способов эстетического воспитания в семье, в ближайшем окружении;
6. прекрасное имеет специфическое проявление в разных сферах действительности. Говоря о прекрасном в природе мы имеем в виду прежде всего форму ее явлений. В человеке как прекрасное мы оцениваем его внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты его деятельности. Человечество выработало особую форму духовной жизни - искусство [34, с. 125].
Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:
1. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;
2. прекрасное и безобразное - это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;
3. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному» [34, с. 132].
Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад - и внутреннее. Относительно человека - это моральное разложение, моральная деградация.
Соответственно можно говорить о том, что подросток, поведение которого оценивается категорией «безобразное» едва ли сможет занять достойное место в коллективе сверстников.
Замечено, что грубые подростки, подростки склонные к агрессии, подростки не умеющие вести себя в коллективе сверстников, нередко становятся в коллективе в положение отверженных, межличностные отношения в к их в коллективе - конфликтные, в то время, как подростки, у которых сформирована эстетическая сторона общения, являются лидерами коллектива, занимают в нем достойное положение пользуются уважением товарищей [39, с. 231].
Таким образом, процесс определения места того или иного подростка в коллективе сверстников можно определить следующим образом: воспитания эстетических норм - этичное поведение - эффективное общение, позитивные межличностные взаимоотношения - достойное место в коллективе.
Поведение подростка демонстрирует богатство его чувств, неосознанные привычки и нормы, выработанные под влиянием определенного сообщества людей (семьей, учебным или трудовым коллективом и т. д.). Эти выработанные нормы и привычки - накопленный человечеством опыт приспособления к природной и социальной среде, - передающийся от поколения к поколению в виде традиций, обрядов, обычаев и т.д.
Привычки и нормы поведения индивидов, объединяющихся в определенные социальные общности, обязательно дополняются этническими, национальными, социально-групповыми и расовыми особенностями, сложившимися в глубокой древности под воздействием природно-климатических условий существования различных племен и родов.
Может быть, этим и определяется сложность рассмотрения проблемы поведения человека в эстетике. Философия рассматривает поведение просто как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой. Правила этики требуют, чтобы поведение человека соответствовало выработанным нормам и моральным принципам. А эстетика рассматривает все невероятное многообразие жизненных ситуаций и способность человека приспособиться к ним с точки зрения ценности поведения индивида или группы людей, их представлений о добре, чести, достоинстве, благородстве, совершенстве, гармонии и красоте и т. п. и подразумевает удовлетворение человека от взаимодействия с окружающей средой, достижение эмоциональной комфортности обеими взаимодействующими сторонами, если речь идет о подростках - субъектах взаимодействия.
В социальной педагогике все формы взаимодействия рассматриваются как психосоциальные системы, обеспечивающие взаимодействие людей.
А. В. Мудрик предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение - его индивидуализированные формы». [32, с. 91]
Кроме того, А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения -- ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации. [32, с. 78]
Таким образом, следуя за определением А. В. Мудрик, можно говорить, что такие качества личности как свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения, воспитываются именно в процессе формирования эстетических норм у подростков.
Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей [35, с. 60].
Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.
При этом, говоря об эстетическом воспитании как социально-педагогической деятельности, необходимо четко понимать, что такая работа будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками
Эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку, ценности, которым привержен тот или иной подростка являются ведущими фактором формирования стиля поведения, которая непосредственно определяет его эстетику.
Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.
Ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.
На низшем уровне располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей.
Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.
Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.
Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.
Каждый уровень системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности определяют эстетику поведения личности в обществе, общее состояние развития морально - этической сферы личности .
В ходе исследования смысложизненных ценностей подростков, проведенного В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз было установлено, что такие эстетические ценности как красота, сдержанность, вежливость, правдивость не являются характерными для подростков. Их отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни -- весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота. [3, с. 103].
Полученные исследователем данные позволили ей сделать вывод о том, что изменение в структуре ценностных ориентаций подростков непосредственно ведет к изменению их манер поведения, они становятся более агрессивными, конфликтными, эстетика поведения уходит на второй план и становится невостребованной сферой самовоспитания личности.
В этой связи можно говорить о том, что изменяя ценностные ориентации подростков возможно позитивно влиять и на эстетику их поведения.
В качестве еще одной категории ценностных представлений выделяют ценностные идеалы. Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ценностных идеалов состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении).
Наряду с ценностными идеалами можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностным ориентирами и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад.
В целом что проблема нравственно-ценностных ориентаций подростков представляет собой важнейшую область современной социальной педагогики в контексте требований общества к личности и социальному поведению индивида в социуме, социального статуса подростков в коллективе.
К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их процент достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением, которое с точки зрения эстетики может быть охарактеризовано как «безобразное».
Они зачастую агрессивны, неуравновешенны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.
Нередко среди изолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Некоторые из них удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, поскольку основные их интересы и сфера общения сосредоточены вне стен школы - компьютерные клубы, спортивные секции, художественные, музыкальные школы и т. д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что наблюдается прямая взаимосвязь между личностью подростка, системой его ценностных ориентаций, эстетическим воспитанием и положениям подростка в группе сверстников.
Именно поэтому сама социально-педагогическая работа по эстетическому воспитанию подростков должна строиться на основе глубокого изучения их личности.
Иными словами неформальный социально-педагогический подход к формированию эстетической сферы личности в подростковом возрасте, предполагает использование личностно-ориентированных технологий воспитания, реализовывать которые возможно в рамках программ эстетического воспитания детей подросткового возраста [24, с. 24].
1.3 Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста
Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраставсё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и аспект всестороннего развития я личности выделен в особую сферу социально-педагогической работы с подростками.
В связи с этим важно, чтобы эстетическое воспитание в образовательных учреждений приобрело ведущее значение, что дало бы возможность опереться на прекрасное, разумное и нравственное в душе подростка, помочь каждому подростку определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.
В наши дни эстетическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в семидесятые годы. Основной метод этих форм - беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.
Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой. Например: экскурсия в парк, в лес (с использованием рисунка, увиденного во время экскурсии, написания сочинения), экологические игры и развлечения.
Происходит и формирование эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр. Обсуждение литературных героев, встреча с писателями, актерами, музыкальные вечера, детские утренники, конкурсы, викторины.
Эстетическое восприятие мира формируется и через физическую культуру. Например: спортивные праздники, конкурсы, которые связанные с физкультурой, эстетическая беседа.
Эстетическое воспитание происходит и в труде. Например: работа в помещении, оформление рабочего места, инвентарь класса.
В то же время в творческих педагогических коллективах, в индивидуальном опыте нестандартно думающих педагогов всё ярче проступает в воспитательной работе мотив формирования эстетики общения, как фундаментальной категории, определяющей положение подростка в коллективе, его возможности к межличностной коммуникации и социализации в обществе.
Современная социально-педагогическая теория исходит из того, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с ним может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание изменить свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для очень важно с точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира другого человека на мир людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном уровне, т.е. независимо от желания людей. Если в процессе общения с другим человеком всем понравятся его доброта, благородство и другие положительные качества, значит, и в вашем мире, появятся эти качества [23, с. 89].
Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении, в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего внутреннего мира. Но существует и формальное общение, про котором человек вынужден соблюдать определенные правила, не переходя грань дозволенного и недозволенного, в которых нередко невозможно разобраться. Формальное общение, увы, может наблюдаться и в семье, если ее раздирают постоянные противоречия, распри, неурядицы, если между членами семьи отсутствуют взаимоуважение и взаимопонимание. Юному поколению свойственны естественные и закономерные потребности и желания, которые иногда не понятны их родителям или которые нередко не возможно удовлетворить в силу объективных причин таких ситуациях могут "замкнуться в себе", и добиться доверительного общения, сколь бы ни стремились к этому та или иная сторона, будет очень трудно. Может быть, так начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых, всецело погруженных в себя личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть природные задатки и сформировать на их основе творческие способности, поскольку творческое отношение к жизни подразумевает открытость миру и людям.
Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего, это эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно возникнет интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений, подталкивает к открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и горестями, достижениями и ошибками.
При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием. Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных характеров, которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении - интерес друг к другу, теплота отношений и душевная открытость, а значит и постоянное взаимообогащение чувствами, роскошь человеческого общения - не делового, формального, а общения, основанного на внутреннем влечении, не так уж часто выпадает на долю каждого человека.
Чем прочнее узы симпатии, дружбы и любви, тем интенсивнее взаимообмен лучшими качествами, присущими общающимся. Впрочем, иногда происходит взаимообмен и отрицательными качествами - особенно это свойственно ребятам в подростковом возрасте, которые, демонстрируя грубость, которая зачастую маскирует их робость, стремятся самоутвердиться, «быть таким, как все», не осознавая, что лучший способ самоутверждения - это стремление к самосовершенствованию. Из столкновения грубости с грубостью никогда не высечь искру доброты. Взаимное пресечение грубости всегда лучше, чем взаимное ее разжигание. Демонстрируя грубость человек не преодолевает робость и не вызывает интерес к себе. Спешите, ребята, делать добро - ведь, к сожалению, жизнь человеческая не бесконечна, и ваши близкие могут не успеть почувствовать вашу заботу и любовь, тем более, если вы тщательно скрываете эти чувства, считая их ненужной сентиментальностью [51, с. 125].
В процессе доверительного и заинтересованного общения обогащается язык, оттачивается владение символами, метафорами, сравнениями и т.д., наиболее часто употребляющимися при обмене мнениями о произведениях искусства и литературы, что имеет существенное значение для формирования эстетического отношения к жизни.
Таким образом, наличие в образовательных учреждениях эстетической системы воспитания, направленной на формирование навыков общения у подростков во многом определяет успешность иных средств и форм социально-педагогического воздействия.
Именно поэтому возникает необходимость включения в социально-педагогическую систему эстетического воспитания социально-педагогических программ формирования норм эстетического поведения и общения у подростков, основанных на системе социально-педагогических тренингов. В данном случае под системой тренингов мы понимаем неформальное социально-педагогическое мероприятие, направленное на получение подростками эстетических знаний, приобретение навыков позитивного общения, а также воспитание классного коллектива, способного решать учебные, творческие и иные задачи.