Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости
Пьер Бурдье изучал озабоченность среднего класса своим внешним видом, что выражалось в форме чувства неудовлетворенности или в форме высокомерия и являлось так же источником их претензий и постоянной склонности к блефу, к присвоению той формы социальной идентичности, которая состоит в стремлении уравнять «бытие» и «видимость», в желании владеть видимым для того, чтобы иметь настоящее [21].
Так же исследователи отмечали существование такого феномена как «хлыщ», которому свойственно вездесущесть, публичность, контактность с различными слоями общества, отсутствия тени тщеславия и хорошее чувство юмора [17].
Если хлыщ как «городская пародия на денди» является воплощением своеобразной модели жизнеобеспечения (нечто вроде «бомжа-аристократа»), то метросексуал отражает совсем другие целеустановки, связанные с гедонистическим и отчасти богемным взглядом на мир, возможным только в обществе, ориентированном на потребление [14].
Современный мир диктует свои условия, и все больше и больше мужчин во всем мире предпочитают не работать, а заниматься хозяйством и быть безработными. Женщины не желая этого, становятся сильными и берут на себя груз ответственности за экономическую, социальную и материальную успешность семьи. В этом и заключается острый вопрос современности -«феминизация мужчин». Из-за слабости мужчин сегодня женщины предпочитают самостоятельный образ жизни, поздно выходят замуж (а иногда не выходят), все это ведет к постепенному уничтожению института брака. Долгое время женщина знала, что у нее всегда есть опора - это ее мужчина, но постепенно опора стала «шататься», перестала быть надежной, а потом и вовсе исчезла. В таких условиях общества женщине ни чего не осталось, как самой стать сильной и мужественной и без чьей либо поддержки бороться с жестоким миром слабых мужчин.
Трансформация традиционных мужских ценностей и канонов маскулинности - общее неумолимое требование времени. Этот процесс давно уже идет во всем мире, включая постсоветские страны. Но смешение дескриптивных, аскриптивных и прескриптивных черт маскулинности может порождать опасные иллюзии.
Хотя каноны маскулинности и феминности взаимосвязаны, женские жизни и образы меняются и обновляются быстрее мужских, а женские представления о мужчинах и представления мужчин о самих себе часто не совпадают. При этом одни склонны преувеличивать, а другие - преуменьшать масштабы происходящих перемен.
Тем не менее, мир явно становится все более многоцветным. Индивидуализация и плюрализация социального бытия влечет за собой неизбежность признания не только разных типов маскулинности/феминности, но и таких индивидуальных стилей жизни, которые вообще не вписываются в эту дихотомию[11].
Глава II. Эмпирическое исследование гендерной идентичности
§1.Методологический аппарат
Цель исследования: изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды: юность, взрослость, зрелость.
Объект исследования: гендерная идентичность у мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости).
Предмет исследования: Влияние феминности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости.
Задачи:
1.Подбор методик для проведения диагностики определения феминных черт характера у мужчин разных возрастных групп (возрастной аспект) и сопоставления полученных образов реального и идеального мужчины (социальный аспект).
2.Определение выборки исследования.
3.Проведение исследования.
4.Анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза: Особенности феминности оказывают влияние на гендерную идентичность мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости):
1. Чем младше поколение мужчин, тем большим количеством феминных черт в поведении они обладают.
2. Чем младше поколение мужчин, тем сильнее будет разница между ними и представлениями об образе идеального мужчины с позиции мужчин и женщин.
База исследования:
20 мужчин 17-25 лет;
20 мужчин 26-37 лет;
20 мужчин 38-50 лет;
20 женщин.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, качественный и корреляционный анализ результатов исследования, для обработки данных использовался пакет статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7
Методики:
1 .Методика «Семантический дифференциал»;
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли.;
3.Опросник С.Бэм;
4. Модификация ассоциативного эксперимента.
Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе были подобраны методы исследования, целью, которых является изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды;
На втором этапе проводилось изучение образов идеального и реального современного мужчины, выявление степени семантической близости данных образов и различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп;
На третьем этапе нашего исследования определение преобладающей степени гендерной идентичности: фемининность - маскулинность - андрогинность, в разных группах респондентов;
На четвертом этапе изучались ассоциации к понятиям «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина» у испытуемых;
На пятом этапе была проведена статистическая обработка полученных данных;
На шестом этапе проведенного исследования проводился анализ и интерпретация результатов, написание заключения.
§2.Описание и обоснование выбора методик исследования
Нами были выбраны четыре методики для определения степени маскулинности мужского населения разного возрастного периода и оценки степени маскулинности современных мужчин.
1 .Методика «Семантический дифференциал»
Цель применения этой методики: оценка образов идеального и реального современного мужчины в предложенном семантическом пространстве, выявление семантической близости данных образов.
Методика представляет собой оригинальный вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Общепризнанна, как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания, а также межличностных отношений. Испытуемым предлагается бланк с 21 полярной парой черт личности.
Мы модифицировали данную методику, и наш бланк методики представляет две одинаковые таблицы, каждая с одинаковой 45 полярной парой черт личности. Нами были выбраны черты личности, которые предложила Клецина для своей методики «Личностный семантический дифференциал». Респондент оценивает предлагаемые объекты по набору биполярных шкал, содержащих в качестве полюсов прилагательные или описательные характеристики - антонимы. Разница между таблицами состоит лишь в инструкции, которая сопровождает каждую таблицу. Первая таблица сопровождается инструкцией: «Пожалуйста, оцените идеального мужчину по приведенной ниже шкале». Во второй же таблице предлагается оценить по предложенной шкале выраженность тех же качества, но уже для реального современного мужчины.
Обработка методики: Степень идентичности подсчитывалась нами на основании коэффициента семантической близости оцениваемых образов, которые предлагались респондентам в двух таблицах. Мы считали балы по каждой паре качеств, соотнося их с теми же качествами из второй таблицы. Затем балы суммируются, и мы получали число. При извлечении из под корня, которого получали коэффициента семантической близости (СД= v?(ху)2), чем ближе он бы к нулю, тем выше у респондента степень идентификации себя с психологом -профессионалом.
В итоге проведения данной методики: мы получим степень идентичности реальных мужчин с идеальным мужчиной с точки зрения мужчин (разных возрастных групп) и женщин (см. Приложение № 1).
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли
Цель применения этой методики: изучить различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп респондентов.
Респондентам был предложен список из 40 характеристик, по которым они должны были оценить 4 категорий. Для мужчин были выделены 4 категории:
«я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины». В процессе исследования выясняется, по мнению респондентов, степень выраженности предлагаемых качеств в каждой категории. Оценка производилась от 0 до 5 баллов, где 0 - полное отсутствие характеристики, 5 - максимальное присутствие. При обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.
Обработка методики: при обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.
В итоге проведения данной методики: мы получили степень примыкание категорий у разных групп респондентов, определение наиболее характерной линии поведения для разных возрастных групп мужчин (см. Приложение № 2 - 3).
3.Опросник С.Бэм
Цель применения этой методики: определение степени гендерной идентичности: фемининность - маскулинность - андрогинность.
Обработка методики: сначала высчитываются показатели маскулинности (М) и фемининности (F) по совпадению с ключом, а потом сумма балов по тому и другому показателю делится на 20; затем считается основной индекс (IS) по формуле
IS = (F-M) Ч 2,322.
В итоге проведения данной методики: определяется 5 категорий гендерной идентичности: ярко выраженная маскулинность, маскулинность, андрогинность, фемининность, ярко выраженная фемининность
(см. Приложение № 4).
4. Модификация ассоциативного эксперимента
Цель применения этой методики: изучить ассоциации к понятиям «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина» у испытуемых.
В исследовании была использована методика модифицированного ассоциативного эксперимента, где используются существительные, прилагательные и глаголы (С.В. Семенова).
Испытуемым предлагалось охарактеризовать образ «реальный современный мужчина» и образ «идеальный мужчина» в существительных, прилагательных и глаголах, по пять определений на каждое.
Обработка методики: для обработки ассоциативного эксперимента осуществлялся количественный (процентное соотношение характеристик) и качественный (сопоставление содержания описаний) анализ полученных данных.
В итоге проведения данной методики: выделение категорий, которыми испытуемые определяют понятия идеального и реального современного мужчины, выделение наиболее встречаемых определений, соотношение определений образа реального современного мужчины и образ идеального мужчины в разных группах респондентов (см. Приложение № 5).
§З. Анализ и интерпретация результатов исследования
1. По методике «Семантический дифференциал» степень идентификации реальных современных с идеальными мужчин будет тем выше, чем ближе к нулю будет значение коэффициента, которое получается в процессе проведения данной методики и у мужчин и у женщин.
Так как мы считаем степень различий идеальных мужчин и реальных, то для нас основным показателем роста различий или их отсутствие будет среднее значение по каждой группе (см. Рис.1). Из сравнительной характеристики средних значений коэффициентов каждого возраста видно, идентификация реальных мужчин себя с идеальным мужчиной стабильно возрастает, начиная с юности и заканчивая зрелостью. Все первичные данные по этой методике представлены в приложении№1
Рис.1 Показатели идентификации по средним значениям коэффициента
Затем мы разделили все показатели по каждой группе испытуемых на три группы: коэффициенты от 0 до 5- высокая степень идентичности, от 5 до 10- средняя степень идентичности, все остальные, начиная с 10 это низкая степень, (см. таблицу 1)
Степень идентификации идеального и реального современного мужчины Таблица 1
|
юность
|
взрослость
|
зрелость
|
женщины
|
|
0-5
|
10%
|
20%
|
45%
|
5%
|
|
5-10
|
85%
|
75%
|
55%
|
60%
|
|
10-...
|
5%
|
5%
|
0%
|
35%
|
|
|
Из таблицы 1 видно, что показатели высокой степени идентичности ( 0-5 ) постепенно возрастают начиная с юношеского возраста и заканчивая зрелостью. Но в то же время значения средней степени идентичности (5-10) являются наиболее «популярными» и от возраста к возрасту, они уменьшаются, что дает большее количество процентов для значений 0-5. Значения, которые более 10, являются показателями наименьшей степени идентичности. Если в возрастном периоде юношества и взрослости они представлены наименьшим процентным соотношением, то в зрелости эти показатели отсутствуют. Идентификация женщинами идеальных, по их представлениям, и реальных современных мужчин в основном средняя, а высокая степень идентичности фактически отсутствует, так же высок показатель с низкой степенью идентичности.
Итак, по показателям данной методики, несмотря на то, что разница в значениях по каждому возрастному периоду не велика, но заметна и показательна, мы видим, что идентификация мужчин себя с идеальным образом мужчины возрастает от одного возраста к другому. Идентификация же женщинами реальных мужчин и идеальных очень низкая, что говорит о том, что они фактически не видят общего между ними.
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли
В процессе подготовки к исследованию был проведена экспертная оценка с целью определить феминные и маскулинные линии поведения, из которых позже, и был составлен список для данной методики ( см. Приложение№3).
При статистической обработке данных был проведен кластерный анализ множественности идентификаций по категориям («я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины») на каждого респондента в отдельности. Данные показатели имеют существенные межгрупповые различия и значительные внутригрупповые сходства.
Кластерный анализ показал, что в юношеской возрастной группе категория «я сам» примыкает к категории «мой идеал мужчины», после чего к ним примыкает «мой отец в молодости». Категория «идеал мужчины глазами женщины» обособлена и располагается последней (в большинстве случаев 69,3% группы). В следующих возрастных периодах - взрослость, зрелость категория «я сам» одинаково примыкает категории «мой отец в молодости», а за ними идет «мой идеал мужчины». Категория «идеал мужчины глазами женщины» так же как и в предыдущей возрастной группе идет обособленно. В группе испытуемых женщин категория «типичный мужчина» примыкает к категории «мой отец в молодости» и третьей к ним примыкает «идеал мужчины глазами мужчины», категория «мой идеал мужчины» располагается с большим отрывом от всех остальных категорий.
По такому параметру, как линии поведения в юношеском возрасте преобладают феминное поведение, во взрослом и зрелом возрасте на первое место вышло маскулинное поведение. Этот результат в двух последних группах испытуемых можно посчитать как результат эффекта социальной желательности, который на наш взгляд так же присутствует и в юношеской группе испытуемых, но он ими же воспринимается по другому, на оборот (см. Приложение№2).
3.Опросник С.Бэм
После проведения данной методики было выявлено, что яркой степенью идентификации маскулинности обладают только некоторые представители зрелого возрастного этапа, в остальных группах испытуемых данный тип гендерной идентификации не представлен. Наиболее преобладающий тип идентичности во всех четырех группах респондентов это андрогинность.
Показатель маскулинности начинает возрастать с юношеского возраста и на 20% становиться больше в группе зрелых мужчин, в то время как фемининность в обратном порядке уменьшается и в последней возрастной группе у мужчин вообще отсутствует (см. Приложение №4).
4. Модификация ассоциативного эксперимента
Результаты данной методики показали, что среди всех групп респондентов превалируют негативные характеристики в отношении образа «реального мужчины». Как мужчины, так и женщины характеризовали реальных мужчин как пассивных, ленивых, агрессивных и лживых. Женщины дополнительно считали, что реальные мужчины обладают такими недостатками, как алкоголизм, наркомания, игромания и повышенная жестокость, которая всегда шла вместе с низкой самооценкой или с неудовлетворенностью самим собой. Мужчины же выделяли такие показатели, как эгоизм, не дальновидность, излишняя болтливость, при чем по некоторым определениям в зрелой возрастной группе можно сказать, что описывали они не, сколько себя, сколько молодых парней.
В определении образа «идеальный мужчина» во всех группах испытуемых были использованы такие характеристики как: мужество, надежность, ум, сила, защита, доброта. Для описания этого же образа женщины еще употребляли любовь, нежность, ласку, забота. Мужчины использовали более конкретные определения: работающий, думающий, образованный, заботящийся о семье, стабильный, содержащий семью. Женщины характеризовали идеального мужчину более положительно, нежели сами мужчины, так как у них часто встречались нейтральные характеристики: деньги, карьера, дом(см. Приложение №5).
Выводы по нашему исследованию:
1. Эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что чем младше поколение мужчин, тем большим количеством феминных черт в поведении они обладают.
2. Так же бала проверена и подтверждена другая рабочая гипотеза о том, что чем младше поколение мужчин, тем сильнее будет разница между ними и представлениями об образе идеального мужчины с позиции мужчин и женщин.
3. Подтвердились высказывания и утверждения, которые были предложены разными авторами по теме гендерной идентичности, в частности о том, что мужчины в современном обществе стали более феминны и пассивны в своем поведении. То есть наша эмпирическая часть полностью подтвердила теоретическую.
4. Нами было показано, что существует разница между гендерной идентификацией у мужчин разных возрастов и чем младше поколение, тем более фиминные линии поведения они для себя выбирают; большей идентификацией себя с идеальным мужчиной они обладают, что связано с не стабильной самооценкой в период юношеского возраста.
5. Было выявлено, что существует общий фон отношения женщин к реальным мужчинам, который как показали некоторые методики, является отрицательным. Женщины четко разграничивают идеальных мужчин, в своем представлении и понимании, и реальных современных мужчин, для них это два совершенно разных понятия. То есть с точки зрения женщины два предлагаемые нами для оценки образа это фактически не взаимосвязанные представления в реальном мире.
Заключение
Влияние гендерной идентичности очень важно для продуктивного существования индивида в обществе. От того насколько правильно пройдет этот процесс зависит жизнь человека в частности и всего социума в целом. Мы не можем сказать в какое точно время произошел сбой в системе гендерного самоопределения, но мы сейчас столкнулись с тем, что каждая вторая женщина может называться феминисткой, так как не зависима от мужчины, самодостаточна и равна в правах с ним. В то время как мужчина думает только о себе, больше не обладает силой и решительностью, а наоборот становиться слабым и трусливым. В больших городах процветают, новые формы существования мужчин, такие как метросексуализм, можорство и.т.д. Все эти новшества в мужском поведении разрушают менталитет российского общества и институт брака.
Своим исследованием мы показали, что процесс обмена социальными ролями сейчас как никогда актуален и попытались проследить динамику его развития на разных возрастных категория мужчин. В итоге проведения исследования мы можем сказать, что существует разница в гендерной идентичности у мужчин разных возрастов, а именно, молодое поколение обладает наибольшим количеством феминных черт в поведении среди всех возрастных категорий. Женщины адекватно оценивают современных мужчин и не ассоциируют их с идеальными образами мужчин, в общем фон отношения к реальным мужчинам у женщин отрицательный.
Наше общество, как и все живое само, изобретает болезни для себя и потом начинает с ними бороться, так в мегаполисах появился новый тип мужского поведения - гетерополитанин, это мужчины, которые в своем поведении мужественны, а в заботе о своей внешности умерены и всегда заботятся о своей семье. Это вселяет надежду, что время феминных мужчин все-таки пройдет и женщина опять сможет стать слабой.
Библиографический список:
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. : учеб. пособие / Т. В. Бендас. - Спб: Питер, 2007. - 431с.
2. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ/ О.Воронина // Знамя. - 1999. - №2. - С. 165-175.
3. Гилмор, Дэвид. Загадка мужественности/ Д. Гилмор // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ; СПб. : Алтейя, 2001. - С. 880 - 900.
4. Голод, С.И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпретация/ С.И.Голод // Человек. - 2004. - №4. - С. 113-124.
5. Жаров, Л.В. "Третий пол"/ Л.В.Жаров // Человек. - 2005. - №3. - С. 130-136.
6. Знаков, В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы/ В.В.Знаков // Психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 41-51.
7. Каменская, В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки)/ В.Г. Каменская // Психологический журнал. - 2005. - №4. - С. 77- 89.
8. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№1 "Меняющиеся мужчины".
9.Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№3 "Российский мужчина и его проблемы".
10. Кон, И. С. Мужские исследования : меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков : ХЦГИ ; СПб. : Алтейя, 2001. - С. 562 - 606.
11. Кон, И.С. Психология половых различий/ И.С.Кон // Вопросы психологии. - 1981. - №2. -С. 43-57.
12. Красова, Е.Ю. // Словарь гендерных терминов. М: Информация -- ХХI век, 2002.-256с.
13. Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога)/ И.Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо. 2006, - 928с.
14. Морозов, И.А. Гендерные роли в субкультурах/ И.А.Морозов // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. - С. 3-7.
15.Остроух, И.Г. Метросексуал - стиль жизни, форма самореализации и самосознание мужчины в постиндустриальном обществе/ И.Г.Остроух //Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. - С. 14-22.
16. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - Спб.: Питер, 2003. - 479с.
17.Равинский, Д.К. "Петербургский хлыщ" как модель мужского поведения/ Д.К.Равинский // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. - С. 8-13.
18. Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности/ О.М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 105- 112.
19. Сарсембаева, Р. Феминизм как политическое явление/ Р. Сарсембаева // Вестн.Моск.Ун-та. Сер 18. Социология и политология. - 2004. - №3. - С. 73- 79.
20. Тиайнен, Т.В. "Государственный феминизм" в Швейции во второй половине XX века/ Т.В. Тиайнен // Вопросы истории. - 2007. - №1. - С. 135-145.
21. Ушакин, С. Видимость мужественности/ С.Ушакин // Знамя. - 1999. - №2. - С. 152-164.
22. Хохлова, Т.П. Гендерные проблемы в современном управлении/ Т.П.Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №2. - С. 79-86.
23. Шушляпин О, Сердюк А. Гендерное неравенство: два полюса в психологии управления лидеров - мужчин и женщин/ О.Шушляпин, А.Сердюк // Консультант директора. - 2007. - №1. - С. 25-29.
Приложение№1
Сводная таблица по методике «Личностный дифференциал» (в таблице представлены значения коэффициентов семантической близости образов «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина»)
|
|
Мужчины
|
|
Женщины
|
|
|
Юность
|
Взрослость
|
Зрелость
|
|
|
1
|
6,6
|
1
|
4,8
|
7,9
|
|
2
|
8,2
|
5,7
|
5,6
|
9,7
|
|
3
|
5,3
|
6,4
|
8,8
|
8,6
|
|
4
|
8,6
|
6,4
|
6,4
|
7,2
|
|
5
|
5,6
|
6,7
|
8,1
|
8,1
|
|
6
|
9,4
|
8,4
|
4,5
|
7,7
|
|
7
|
5,5
|
9,3
|
3,7
|
7
|
|
8
|
7,8
|
3,7
|
5
|
9,6
|
|
9
|
7,6
|
7,6
|
3,1
|
7,8
|
|
10
|
4,6
|
7
|
6,3
|
2,6
|
|
11
|
5,2
|
9
|
6,3
|
9,5
|
|
12
|
7,8
|
6,7
|
9,2
|
7,1
|
|
13
|
4
|
7,5
|
5
|
9,7
|
|
14
|
13,9
|
6,4
|
9
|
4
|
|
15
|
6,3
|
8,5
|
2,6
|
12
|
|
16
|
3
|
4
|
5,9
|
8,3
|
|
17
|
8
|
7,5
|
5
|
7,4
|
|
18
|
3,3
|
7,4
|
3
|
7,2
|
|
19
|
8,5
|
4
|
6,6
|
6,9
|
|
20
|
4,8
|
4,7
|
7,1
|
6,9
|
|
ср.зн
|
6,7
|
6,395
|
5,8
|
7,76
|
|
|
Приложение№2
Сводные таблицы по методике множественности идентификаций Дж. Келли (в таблице представлено процентное соотношение по каждому разряду идентификации у мужчин )
|
юность
|
взрослость
|
зрелость
|
|
"Я сам"- "Мой отец в молодости"
|
10
|
20
|
35
|
|
"Я сам"- "Мой идеал мужчины"
|
50
|
40
|
15
|
|
"Я сам"- "Идеал мужчины глазами женщины "
|
40
|
40
|
50
|
|
|
(в таблице представлено процентное соотношение по каждому разряду идентификации у женщин )
|
женщины
|
|
"Типичный мужчина"-"Мой отец в молодости"
|
40
|
|
"Типичный мужчина"-"Мой идеал мужчины"
|
10
|
|
"Типичный мужчина"-"Идеал мужчины глазами мужчины"
|
50
|
|
|
(в таблице представлено процентное соотношение линий поведения по каждому возрастному периоду у мужчин )
|
юность
|
взрослость
|
зрелость
|
|
феминные
|
65
|
25
|
20
|
|
маскулинные
|
35
|
75
|
80
|
|
|
Приложение№3
Перечень линий поведения по результатам экспертной оценки
Феминные линии поведения:
1. Часто ноет по разному поводу
2. Любит устраивать скандалы
3. Является истеричной натурой
4. Делает подлости исподтишка
5. Распространяет сплетни
6. Живет за счет женщин
7. Боится конфликтных ситуаций с другими мужчинами
8. Часто плачет в случаях неудач
9. В сложных ситуациях идет жаловаться
10. В переполненном автобусе сидит и не уступает женщине место
11. В сложных ситуациях всегда проявляет свою слабость
12. Старается по жизни избегать проблем
13. Во всем слушается женщину
14. Гипер забота о своей внешности
15. Зависит от обстоятельств
16. Не любит проявлять инициативу
17. Оскорбляет женщин
18. Лениться и все свободное время проводит на диване
19. Бьет женщин
20. Надеется на интуицию
Маскулинные линии поведения:
1. В сложной жизненной ситуации берет себя в руки и доводит все до конца
2. Мыслит рационально
3. Человек, на которого всегда можно положиться
4. Всегда настойчив
5. Содержит и заботится о семье
6. Ведет себя эмоционально сдержанно
7. Умеет постоять за себя и свою женщину
8. Ведет себя смело
9. Всегда отвечает за свои действия
10. Заботиться о слабых (женщины, дети, старики)
11. Всегда поддержит в проблемной ситуации
12. Рискует только тогда, когда уверен в успехе
13. Несет полную ответственность за свою семью
14. Берет инициативу в отношениях с женщинами на себя
15. Не позволит женщине нести тяжелые сумки
16. Ведет себя сдержанно
17. Является сильной личностью
18. По жизни привык доминировать
19. В экстремальных ситуациях ведет себя спокойно и рассудительно
20. Независим
Приложение№4
Сводная таблица по опроснику С. Бем (в таблице представлено процентное соотношение по каждой категории гендерной идентичности)
|
|
Мужчины
|
|
Женщины
|
|
|
юность
|
взрослость
|
зрелость
|
|
|
Ярко выраженная маскулинность
|
0
|
0
|
5
|
0
|
|
Маскулинность
|
5
|
20
|
25
|
10
|
|
Андрогинность
|
75
|
70
|
70
|
55
|
|
Фемининность
|
15
|
10
|
0
|
10
|
|
Ярко выраженная фемининность
|
5
|
0
|
0
|
25
|
|
|
Приложение№5
Сводные таблицы по методике «модификация ассоциативного эксперимента» (в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «идеальный мужчина» в трех мужских возрастных категориях)
|
Существительные
|
Прилагательные
|
Глаголы
|
|
юность
|
1.мужество
|
1.заботливый
|
1.работает
|
|
|
2.надежность
|
2.отзывчивый
|
2.заботится о своей любимой
|
|
|
3.искренность
|
3.стабильный
|
3.несет ответственность
|
|
взрослость
|
1.семья
|
1.семейный
|
1.заботиться
|
|
|
2.карьера
|
2.умный
|
2.защищает
|
|
|
3.надежность
|
3.добрый
|
3.думает
|
|
зрелость
|
1. сила
|
1.верный
|
1.работает
|
|
|
2. ум
|
2.образованный
|
2.содержит семью
|
|
|
3. семья
|
1.отзывчивый
|
3.занимается любимым делом
|
|
|
(в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «реальный современный мужчина» в трех мужских возрастных категориях)
|
Существительные
|
Прилагательные
|
Глаголы
|
|
юность
|
1. врун
|
1.ненадежный
|
1.пьет
|
|
|
2. ревность
|
2.пассивный
|
2.грубит
|
|
|
3.агрессия
|
3.наглый
|
3..лениться
|
|
взрослость
|
1.карьера
|
1.властность
|
1.грубит
|
|
|
2.непредсказуемость
|
2.ревнивый
|
2.думает только о себе
|
|
|
3.болтун
|
3.ненадежный
|
3. не думает о завтрашнем дне
|
|
зрелость
|
1.эгоист
|
1.самоуверенный
|
1.не работает
|
|
|
2.угрюмость
|
2.безответственный
|
2.не развивается
|
|
|
3.деньги
|
3.не серьезный
|
3. живет для себя
|
|
|
(в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «идеальный мужчина» у женщин)
Существительные
|
Прилагательные
|
Глаголы
|
|
1.скала (сила)
|
1.надежный
|
1.заботиться
|
|
2.любовь
|
2.добрый
|
2.любит
|
|
3.доброта
|
3.внимательный
|
3.работает
|
|
|
(в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «реальный современный мужчина» у женщин)
Существительные
|
Прилагательные
|
Глаголы
|
|
1.болтун
|
1.слабый
|
1.играет
|
|
2.алкоголик
|
2.жестокий
|
2.обманывает
|
|
3.врун
|
3.грубый
|
3.изменяет
|
|
|
Страницы: 1, 2
|