бесплатные рефераты

Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха

Однако, имея представление об анатомии обонятельной системы, мы все же не можем ответить на вопрос: «Почему мы чувствуем запахи?».

Впервые, две тысячи лет назад, римский поэт Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» попытался дать ответ на этот вопрос. С тех пор было предложено более тридцати теорий. Наибольшую дискуссию вызывал вопрос, должны ли молекулы пахучего вещества приходить в контакт с рецепторами или же оно излучает волны, которые и раздражают рецепторы. Вследствие этого все теории разделились на контактные и волновые.

Особое распространение волновые теории получили в XVIII веке, по аналогии с волновой теорией света и слуха. Сторонники этой теории проводили в качестве аргумента феноменальную способность насекомых различать запахи на огромных расстояниях. Известно, что самец тутового шелкопряда может ощущать запах самки на расстоянии до 10 километров. Некоторые акулы способны ощущать запах крови, если её концентрация в воде составляет одну миллионную долю процента. Сейчас от волновых теорий в основном отказались все исследователи.

Контактные теории делятся на 2 подгруппы в зависимости от того, химическим или физическим путём предположительно воздействуют контактирующие молекулы на обонятельные клетки.

Теории физического взаимодействия молекул пахучего вещества и органов обоняния в основном рассматривают внутримолекулярные колебания молекул веществ, воздействующих на рецепторы. Наиболее показательной в этом отношении является вибрационная теория Дисона - Райта. Ещё в 1937 году Г.М. Дисон сформулировал три необходимых условия пахучести вещества: летучесть, растворимость и внутримолекулярные колебания, которые дают пик в спектре Рамана в области 3500 - 1400 см-1. Он считал - это частоты, чувствительные для обонятельной зоны. Но связи между колебаниями в области 3500 - 1400 см-1 и запахом не было обнаружено.

Однако в 1956 году теория Дисона вновь была подхвачена и развита Райтом. Он считал, что теория Дисона верна, но он неправильно выбрал интервал частот. Учитывая, что результирующее поглощение сложного колебания молекулы в целом лежит в области низких частот, Райт предложил в качестве обонятельной зону инфракрасных частот - от 500 до 50 см-1. Согласно этой теории колебательные частоты определяют качество запаха, тогда как летучесть - способность к адсорбции (поглощению), растворимость его интенсивность.

Считается, что все молекулы обонятельного эпителия находятся в состоянии электронного возбуждения с запрещённым переходом в основное состояние. Молекулы пахучего вещества комбинируются с молекулами обонятельного эпителия (причём с определённым соответствием колебательных частот), меняют частоту колебаний молекул эпителия и стимулируют возвращение возбужденной молекулы в исходное состояние. Для объяснения разнообразных запахов должно быть несколько типов клеток обонятельного эпителия. Лёгкие различия в запахе некоторых оптических изомеров он относил к разной степени частоты колебаний.

В качестве экспериментальных подтверждений своей теории Райт приводил следующее: соединения, обладающие запахом горького миндаля, имеют сходные низкочастотные спектры; у синтетического мускуса есть линии поглощения в дальней инфракрасной области, где у других, не мускусных соединений, их нет, и, наконец, наблюдается корреляция между низкочастотными колебаниями и биологической активностью полового притяжения насекомых.

Вибрационная теория подверглась справедливой критике, особенно гипотеза о возбуждении электронов обонятельного эпителия. Ведь изотопные молекулы имеют одинаковый запах, хотя их колебательные частоты очень разнятся. Но сам факт, что к вибрационной теории вернулись после двадцатилетнего забвения, свидетельствует, что в основе её лежит рациональное зерно [26, с.57].

Сторонники химических контактных теорий утверждают иное. В течение многих лет химики эмпирическим путём синтезировали огромное количество пахучих веществ, как для парфюмерии, так и для своих собственных исследований обоняния, но вместо того, чтобы пролить свет на свойства, от которых зависит запах, это только увеличивало путаницу. Было открыто лишь несколько общих принципов. Например, добавление боковой ветви к прямой цели углеродных атомов весьма усиливает запах; сильный запах оказался также свойственен молекулам некоторых спиртов и альдегидов, содержащих от 4 до 8 углеродных атомов.

Однако, чем больше химики анализировали химическое строение пахучих веществ, тем больше возникало загадок. С точки зрения химического состава и структуры эти вещества поражают отсутствием какой-либо закономерности. Но, как это ни парадоксально, само это отсутствие закономерности стало своего рода закономерностью. Например, 2 оптических изомера, идентичные во всех отношениях молекулы, кроме того, что одно является зеркальным отражением другой, могут пахнуть по-разному. В веществах, молекулы которых содержат бензольное кольцо из шести углеродных атомов, изменение положения группы атомов, связанных с кольцом, может резко изменить запах, тогда как у соединений, молекулы которых включают большое кольцо из 14-19 атомов, такого рода перегруппировка заметного изменения запаха не вызывает. Эти факты привели химиков к мысли о том, что, возможно, основным фактором, определяющим запах, является общая геометрическая формула молекулы, а не какая-либо деталь состава или структуры вещества [20, с. 151].

В 1949 году Р. Монкрифф оформил эти идеи, предложив гипотезу, сильно напоминавшую догадки Лукреция двухтысячелетней давности. Монкрифф предположил, что обонятельная система построена из рецепторных клеток немногих типов, каждый из которых воспринимает отдельный «первичный» запах, и что пахучие молекулы оказывают своё действие при точном совпадении их формы с формой «рецепторных участков» этих клеток. Он предположил, что существует от 4 до 12 типов рецепторов, каждый из которых отвечает основному запаху. Его гипотеза была новым приложением концепции «ключа и замка», которая оказалась плодотворной для объяснения взаимодействия ферментов с их субстратами, антител с антигенами, молекул ДНК с молекулами РНК.

Дж. Эймур развил и детализировал теорию Р. Монкриффа. Потребовалось 2 усовершенствования: установить, сколько существует видов рецепторов и определить размеры и форму каждого из них. Для определения количества видов рецепторов Эймур установил число основных запахов, считая, что каждый из них отвечает форме рецептора. Это было достигнуто при объединении 600 соединений в группы на основе сходности запаха. На основании частоты встречающихся запахов удалось выделить 7 запахов, которые можно рассматривать как первичные. При смешивании первичных запахов в определённых пропорциях можно получить любой известный запах.

Молекулы важнейших запахов могут совпадать только с одним видом рецепторов, тогда как молекулы сложных запахов должны подходить двум или даже большему числу видов рецепторов. Поэтому важнейшие запахи в чистом виде встречаются реже, чем сложные. Чтобы воспринять семь различных типов обонятельных рецепторов, Эймур представлял рецепторные участки в виде ультрамикроскопических щелей или впадин в мембране нервного волокна, каждая из которых имеет своеобразную форму и величину. Предполагалось, что молекулы определённой конфигурации «вписываются» в каждый из этих участков, подобно тому, как штекер входит в гнездо.

Следующей проблемой было изучение формы семи рецепторных участков. Оно началось с исследования формы молекул различных пахучих веществ с помощью методов современной стереохимии. Оказывается, используя дифракцию рентгеновских лучей, инфракрасную спектроскопию, электронно-зондовый анализ и целый ряд других методов, можно построить трёхмерную модель молекулы. Когда таким образом были построены молекулы всех соединений, обладающих камфорным запахом, оказалось, что все они имеют примерно одинаковую округлую форму и диаметр, равный семи ангстремам. Это означало, что рецепторный участок для камфорных соединений должен иметь форму полукруглой чаши такого же диаметра. Подобным образом были построены и модели других «пахучих» молекул.

Выяснилось, что мускусный запах характерен для молекул дискообразной формы с диаметром около 10 ангстрем. Приятный цветочный запах вызывается молекулами дискообразной формы с гибким хвостом, как у воздушного змея. Прохладным мятным запахом обладают молекулы клинообразной формы. Эфирный запах обязан своим происхождением палочковидным молекулам. В каждом из этих случаев рецепторный участок на нервном окончании, по-видимому, имеет форму и величину, соответствующую форме и величине молекулы. Таким образом, теория обоняния Монкриффа - Эймура - стереохимическая теория получила наибольшее признание в настоящее время. Эймур синтезировал несколько молекул определённых форм, и все они обладали предсказанным запахом.

Возможно, предлагаемые масла, их смеси при лечении конкретных заболеваний укладываются в стереохимическую теорию обоняния и будут доказаны современными методами построения трехмерных моделей молекул, что позволит использовать ароматерапию ещё с большей эффективностью.

Из работ по физиологии обонятельной системы известно, что восприятие запахов зависит не только от собственных качеств одоранта, но и от состояния воспринимающего субъекта. На восприятие запахов влияют такие признаки, как пол, возраст, гормональный статус, физическое состояние организма, «курительные привычки», этническая принадлежность испытуемых и другие.

Относительно мало работ посвящено анализу зависимости восприятия запахов от состояния эмоциональной системы. Однако запах оказывает непосредственное влияние на настроение человека. Результаты исследований показали, что в сорока случаях из ста у тех людей, которым давали понюхать приятный аромат, улучшалось настроение -- особенно если этот аромат пробуждал приятные воспоминания. Такие ассоциации с прошлым, вызванные запахами, известны как «феномен Пруста» -- по имени Марселя Пруста, великого французского писателя - романиста, прославившегося своими воспоминаниями о событиях начала двадцатого столетия. В современных условиях феномен Пруста все чаще проявляется под воздействием фирменных запахов. В проводившихся ранее исследованиях респонденты в подавляющем большинстве (80% женщин и 90% мужчин) признавали тот факт, что у них есть яркие, связанные с запахами воспоминания, которые вызывают эмоциональную реакцию. Психологи Петер Аартс и Й. Стефан Эллинек занимаются изучением подсознательного воздействия запахов на чувства, суждения и поведение человека. Они называют этот феномен «имплицитной обонятельной памятью». Выводы этих психологов подтверждают предположение о том, что аромат -- это тот фактор, который руководит действиями потребителя в момент выбора, покупки или использования товара.

В механизмах формирования эмоций и консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную, участвует гиппокамп. Исследователи высказали предположение, что эта часть мозга активизируется и становится более чувствительной во время сна, а под воздействием ароматов воспоминания оживляются, преобразуя память в долговременную. Но, как было отмечено, так как люди быстро привыкают к ароматам, необходимо применять эту систему улучшения памяти только при необходимости. Один запах или звук способны пробудить в нашей памяти целые сцены из прошлого. Британская группа нейрологов нашла этому объяснение. По их словам, ключом к этому процессу является то, что воспоминания, связанные с тем или иным событием, разбросаны по разным чувственным центрам мозга, но соединяются в определенном порядке гиппокампусом. Если одно из ощущений пробуждает воспоминание, задействуются и другие связанные воспоминания. Это объясняет, почему любимая музыка или знакомый запах духов способны вызывать подробные картины из казалось бы забытого прошлого, утверждает Джей Готфрид.

В мире существует около ста тысяч ароматов; тысяча из них относится к категории первичных ароматов, из которых образуются многочисленные букеты из запахов. Все первичные ароматы могут оказывать влияние на настроение и поведение человека. Известно, что обонятельная система анатомически тесно связана с «эмоциональным мозгом», и обоняние является одним из самых древних видов чувствительности. Поэтому представляется оправданным использование обонятельной стимуляции для исследования эмоциональной сферы [2, с. 30]. В пользу запахов как стимульного материала говорит и тот факт, что их восприятие, по-видимому, менее опосредствовано социальными и культурными факторами, чем восприятие других стимулов. Если обратиться к классификации эмоций, данной С. Л. Рубинштейном, согласно которой выделяются три уровня эмоций: уровень аффективно-эмоционального ощущения, уровень предметных чувств и уровень обобщенных эмоций, то можно предположить, что обонятельная стимуляция, в отличие от большинства известных методик (кроме, может быть, цветовых), апеллирует прежде всего к первому из них.

1.3. Влияние гендера на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов

Изучением гендера занимались Н. И. Абубакирова, И. С. Кон, С. П. Елшанский, В. В. Максимов, И. А. Жеребкина, Л. Н. Собчик, И. Чикунова и другие.

Наиболее изучены половые различия в восприятии запахов. Показано, что пороги восприятия запахов у женщин ниже, чем у мужчин. Различия эмоциональной оценки запахов у мужчин и женщин относятся к довольно большой группе одорантов, что, по-видимому, связано с системой феромонов, гормональным статусом испытуемых. Женщины от рождения имеют обоняние лучше, чем мужчины и сохраняют это превосходство всю жизнь. Обоняние у мужчин заметно снижается после пятидесяти лет, на десять лет раньше, чем у женщин. Судя по результатам, полученным учеными, мужчины должны отказаться от духов, а женщинам нужно пахнуть булочками и выпечкой. Выяснилось, что женщинам не нравится запах вишни, мужского одеколона и жареного мяса. А привлекает запах огурцов. У мужчин все проще: кроме духов их возбуждает запах еды, к примеру, пицца их возбуждает в 5% случаев, в то время как запах духов только в 3%. Существуют запахи, которые нравятся почти всем: жители 16 стран, участвовавшие в экспериментах, положительно оценили запахи банана, мяты, лимона и ванили. Группа американских исследователей под руководством Эрика Спанженберга провела эксперимент. Сначала покупатели магазина одежды оценили 12 ароматов по шкале «приятный - неприятный», «мужской - женский». Аромат розы и ванили были выбраны большинством, при этом роза была отнесена к мужским запахам, а ваниль - к женским. Далее ароматы были распылены в отделах мужской и женской одежды в соответствии с высказанными предпочтениями: в мужском отделе запахло розой, в женском - ванилью. В результате увеличилось время, проведенное в магазине покупателями, выросла средняя цена покупки, большее количество клиентов выражало готовность вернуться в магазин за покупками. Затем запахи «поменяли», и продажи, по сравнению с первым этапом эксперимента, упали.

Чтобы оценить влияние различных запахов на эмоциональное состояние и чувства человека, два американских ученых - врач Стенфорд и психолог Рейнольде - исследовали и анкетировали 5000 человек в возрасте от 7 до 75 лет. При эксперименте были использованы 260 различных эссенций с запахами древесных смол, цветов и фруктов, сена, увядшей листвы, различных трав, грибов, теплого хлеба, приправ и других запахов. Кроме того, были употреблены ароматы 80 видов парфюмерии и косметики, а также запахи гнилой древесины, жженой резины, торфа, плесени, дезинфицирующих средств, красок, лаков и прочей продукции современной химии.

Исследования подтвердили, что чувствительность к запахам строго индивидуальна для разных людей. Интересными оказались общие закономерности. Например, обоняние наше меняется на протяжении всей жизни и наиболее развито у детей и людей пожилого возраста. Также выяснилось, что в возрасте до 35 лет мужчины и женщины лучше всего чувствуют запахи древесных смол, липы, теста, сена, меда. Женщины переносят хуже мужчин запахи дезинфекции и ряда химикалий. Но зато женщины более терпимы к неприятным бытовым запахам. Почти 80% анкетированных заявили, что у них улучшается настроение, когда они вдыхают ароматы яблок, хвои, мать-и-мачехи, морской соли.

Важен тот факт, что на восприятие запахов и их влияние на изменение эмоционального состояния может влиять не только пол, но и гендер. Этому вопросу незаслуженно уделялось мало внимания, хотя гендер теоретически может повлиять на восприятие запахов не меньше, чем пол. А недостаточное уделение внимания гендеру может привести к тому, что запахи, эффект от которых изначально рассчитан на женщин и мужчин, не будут оказывать предположительного влияния на них, так как в ситуацию может вклиниться маскулинность и феминность. Другими словами, например, увеличения продаж в магазине, где специально для этого в женских отделах распыляли запах ванили, не произойдет в силу того, что исследуемые женщины обладают чертами маскулинного гендера. Чтобы понятие «пол» не подменялось понятием «гендер», важно провести исследование именно с учетом гендера испытуемых.

В социальной психологии под гендером понимают социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных и феминных качеств. Поскольку гендер - не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования". Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть "перекодирования" или "переустановки" гендерной идентичности. Маскулинность - подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению, феминность - женских. Мужчина вполне может обладать феминными качествами, а женщина - маскулинными. Это зависит от условий воспитания, среды, в которой живет человек, наследственности, социального окружения и других факторов. Это еще одна важная закономерность в изучении половых различий восприятия запахов. Таким образом, маскулинная женщина скорее отдаст предпочтение «мужским» ароматам, нежели ароматам «женским».

Таким образом встает важный вопрос: влияет ли перцептивная модальность и гендер на изменение глубины и знака эмоционального состояния при воздействии на человека запахами различных классов. Важно ли, какие черты доминируют - маскулинные или феминные, и кто человек - аудиал, визуал или кинестетик, для того, чтобы запах повлиял на изменение эмоционального состояния. Или это совершенно не имеет значения и в данном случае речь идет исключительно о физиологии, то есть изменения в состоянии происходят исключительно благодаря взаимодействию молекул пахучих веществ с определенными отделами обонятельной системы.

Изучение этого вопроса очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональных областях, например, в маркетинге, медицине, образовании. Изучение воздействия запахов на человека дает возможность найти способы грамотного управления поведением человека, изменения его самочувствия, увеличения работоспособности и т. д. А неграмотное использование запахов может привести к непредвиденным последствиям: от недостижения предполагаемых результатов в маркетинге (отсутствие увеличения продаж) до отрицательного влияния на поведение и состояние человека (ухудшение самочувствия, депрессия, паника). В психологии, особенно российской, на сегодняшний день проведено незаслуженно мало исследований на эту тему. В рамках дипломного исследования сделана попытка изучить влияние гендера и перцептивной модальности на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов разных классов, встречающихся в повседневной жизни, таких как цветочные (кедр, лаванда), цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин) и шипровые (табак, мох).

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. Эмоции - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции двувалентны - они либо положительные, либо отрицательные. Выдеяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария мозга, которое контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

2. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки ит. д.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными. Обобщенность и перенос чувств - одна из закономерностей (чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов). Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей.

3. Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости человека и животных. Влияние запахов на психофизическое состояние человека изучает наука аромакология, которая возникла в 80-х годах 20 века. Первопроходцем прикладной аромакологии считается американский психиатр Алан Хирш.

4. Запахи могут непосредственно влиять на настроение. Определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности. Одна из классификаций запахов, которой пользуются современные парфюмеры, включает следующие классы: цветочные, амбровые (восточные, ориентальные), фужерные (папоротниковые), цитрусовые, шипровые.

5. Наиболее изучены половые различия в восприятии запахов: пороги восприятия запахов у женщин ниже, чем у мужчин. Менее изучены гендерные различия в восприятии запахов. Гендер - социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных и феминных качеств. Маскулинность - подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению, феминность - женских.

ГЛАВА 2 Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности

2.1 Характеристика исследования

Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.

Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение психического состояния под воздействием запаха.

Цель: Исследование влияния перцептивной модальности и гендера на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Задачи исследования:

1. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;

2. Определить гендер испытуемых;

3. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;

4. Оценить изменение глубины и знака психического состояния испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.

Описание методов исследования

Наблюдение, беседа

На первоначальном этапе исследования использовался метод включенного наблюдения и самонаблюдения с целью сбора информации по теме. Наблюдение проводилось в местах, где возможно было проследить за поведением людей в реальных условиях воздействия запахов. Это были продуктовые магазины (запахи рыбы, выпечки, мяса, свежих овощей), кинотеатры (запах попкорна), больницы (запахи медикаментов, хлора) и др. Запахи выпечки побуждали людей, зашедших в магазин за овощами, купить хлебобулочные изделия. Состояние людей, некоторое время находящихся в больнице и вдыхающих запах хлора и медикаментов, заметно ухудшалось: появлялась слабость, спад настроения, нервозность. Таким образом, в ходе включенного наблюдения и бесед с людьми за большой промежуток времени установлено, что на изменение психического состояния большое влияние оказывают запахи различных классов.

Эксперимент

На втором этапе исследования проводился лабораторный эксперимент с целью изучения влияния запахов на изменение психического состояния. В ходе эксперимента сделана попытка доказать, что вне зависимости от доминирующей перцептивной модальности, но в зависимости от гендера испытуемых, запахи разных классов будут оказывать определенное влияние на изменение глубины и знака психического состояния.

Описание методик исследования

Методика САН

Используется для определения функционального состояния испытуемого (а именно - самочувствия, активности и настроения) под влиянием воздействия запахами разных классов в естественных условиях.

В данной методике испытуемому предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. В каждой паре необходимо выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние испытуемого, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары -- в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные -- низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие -- сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность -- сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение -- сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 -- о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0--5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Самочувствие здесь рассматривается как ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния и служит для оценки в целом психического состояния. Может быть представлено в виде как некоторой обобщающей характеристики (плохое, среднее, хорошее), так и локализованных по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаний: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, трудностью выполнения определенных моторных когнитивных актов и т.д.

Активность здесь характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования. Для активности характерна произвольность, то есть, наличие цели, а также значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели.

Настроение здесь определяется как сравнительно продолжительные, устойчивые состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, меняя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.

«Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина

Позволяет определить показатель реактивной тревожности испытуемого и уточнить, как он чувствует себя в настоящий момент.

В настоящем исследовании используется только первая из двух частей опросника, позволяющая определить реактивную тревожность испытуемого. Данная шкала содержит 20 утверждений. Испытуемому дается инструкция: «Читайте внимательно утверждения и для каждого из них выбирайте одно из положений:

1- Нет, это не так.

2- Пожалуй, так.

3- Верно.

4- Совершенно верно.

Выбирать надо в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент».

Обработка результатов:

Рассчитывается pеактивная тpевожность по следующей фоpмуле:

Из суммы баллов утвеpждений 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма баллов утвеpждений 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20 и пpибавляется коэффициент 50.

Показатели для pеактивной тpевожности:

низко-тpевожные = 20-30

умеpенно-тpевожные = 30-45

высоко-тpевожные = выше 45

Тревожность здесь рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога проявляется ощущением беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

При низкой реактивной тревожности личность не склонна воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояний тревожности значительно ниже, хотя и не исключено, что в отдельных, особо важных случаях, тревожность увеличиться.

Реактивная тревожность в пределах средних оценок означает, что личность характеризуется низким порогом возникновения тревоги. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Наиболее ярко тревожность проявляется у лиц при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях. У здоровых лиц отмечается в случае переживания последствий психотравм, у многих лиц с отклоняющимся поведением (так называемых акцентуированных личностей).

При высокой реактивной тревожности личность склонна в широком диапазоне ситуаций воспринимать угрозу своей самооценке, престижу и реагировать выраженным состоянием тревожности с соответствующей симптоматикой.

Методика «Психосемантический дифференциал»

Семантическая оценка запаха проводится с помощью психосемантического дифференциала, что позволило определить эмоционально-личностное отношение испытуемого к предъявляемому запаху.

Испытуемому предлагается последовательно оценить запах с помощью десяти противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным запахом, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если отношение к данному запаху положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если отношении отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение).

При обработке результатов оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии с соответствующей шкалой. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов.

Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому запаху, к которому относятся полученные оценки.

Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.

Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)

В данном исследовании используется только шкала 15: «маскулинизм - феминизм», которая позволяет определить гендер испытуемых, а именно - качества какого гендера в большей степени преобладают в поведении испытуемого - маскулинного или феминного. Результаты позволяют сделать вывод относительно того, влияет ли гендер на восприятие и оценку запаха, а также на эффекты, которые последний оказывает на психические состояния испытуемого.

Испытуемым предлагается ответить на 15 вопросов, соглашаясь или не соглашаясь с каждым из них.

При обработке результатов происходит подсчет сырых баллов по следующему принципу:

«Да»: 1 - 10

«Нет»: 11 - 15

Затем сырые баллы переводятся в стандартные оценки девятибалльной шкалы: 0-1; 1-1; 2-1; 3-1; 4-1; 5-2; 6-3; 7-5; 8-5; 9-6; 10-8; 11-8; 12-9; 13-9; 14-9; 15-9. Низкие оценки в 1-3 балла, средние - 4-6, высокие - 7-9. Высокие оценки (6, 7, 8, 9) свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие (1, 2, 3, 4, 5) - по женскому.

Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой

Позволяет диагностировать ведущую модальность: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Это дает возможность сделать вывод о зависимости изменения эмоционального состояния при воздействии запаха от ведущей репрезентативной системы, а именно - только ли кинестетики подвластны таковым изменениям, или влияние запахов распространяется и на аудиалов, и на визуалов.

Испытуемому дается инструкция: «Отвечайте на предложенные вопросы «согласен» или «не согласен». В опроснике обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы ответили «согласен».

При обработке результатов проводится подсчет выделенных утверждений по каждому разделу с помощью ключа. Максимальное количество совпадений с ключом представляет собой ведущий тип перцептивной модальности.

Ключ к тесту:

· Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45

· Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48

· Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47

Контингент исследования

Выборку исследования составили юноши и девушки 16 - 17 лет, учащиеся 11 классов. Согласно данным анатомии и физиологии, в юношеском возрасте (использована периодизация Д. Б. Эльконина, по которой 15 - 17 лет относятся к ранней юности, старшему школьному возрасту) человек уже способен дифференцировать запахи, а также отражать и описывать изменения своего внутреннего состояния, однако еще не имеет жестких предпочтений в запахах, обусловленных прошлым социальным опытом (как в зрелом возрасте, например). Из 60 человек было отобрано 48 следующим способом: каждому из 60 была предложена смесь запахов (капля, с помощью пипетки нанесенная на блоттер) и предлагалось ответить на вопрос: «Чувствуете ли вы запах?». Количество человек, почувствовавших запах - 48: 24 юноши, 24 девушки. Все испытуемые не имеют специальных знаний по психологии, что важно для исключения профессиональной «деформации», проявляющейся в предвосхищении предмета, на изучение которого направлена та или иная методика и препятствующей проверке валидности и надежности полученных результатов.

Процедура исследования

Исследование состоит из четырех этапов и проводится в течение четырех дней на выборке из 48 человек. Промежуток между этапами равен 1 суткам. Исследование проводится во второй половине дня. Начало - в 13.00. Каждый этап исследования длится от 20 до 40 минут. Важным условием является предъявление не запахов определенного класса в чистом виде, а смеси их, что исключает ту ситуацию, при которой испытуемые будут ассоциировать запах с конкретным образом (лимоном) и описывать свое отношение к данному конкретному образу, что может нарушить процедуру исследования. В настоящем исследовании использовалась классификация запахов Г. Лавреновой. По ее теории, определенный эффект изменения психического состояния наступает уже в первые 10 секунд после воздействия запахом и сохраняется тем дольше, чем дольше происходит стимулирование. Следовательно, целесообразно оставить блоттеры с запахом у испытуемых с момента их предъявления до окончания эксперимента. В исследовании используются только три класса запахов (цитрусовые, цветочные и шипровые), так как именно они наиболее распространены и повсеместно встречаются в окружающем нас мире. Таким образом результаты исследования будут иметь практическую значимость.

Материалы исследования: 144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

Этапы исследования

Первый этап - диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик. Испытуемым в течение 20 минут предлагается ответить на вопросы методики 4 и 5, отпечатанных на индивидуальном бланке (см. приложение). После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Второй этап - исследование изменения психического состояния под воздействием цитрусового запаха, который, согласно гипотезе, повышает настроение, бодрит, тонизирует. Испытуемым раздаются бланки методик 1 (САН) и 2 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и предлагается в течение 15 минут ответить на предложенные вопросы, оценив свое состояние на данный момент. Экспериментатор в отдельной комнате, чтобы не нарушать чистоту эксперимента (не менять состав воздуха в аудитории), с помощью пипетки на каждый блоттер наносится по капле запаха. Блоттеры раздаются испытуемым. Предлагается понюхать блоттер. Затем экспериментатор просит испытуемых обратить внимание на свое эмоциональное состояние, зафиксировать изменения (если они произошли) и в течение 15 минут заполнить бланк методики 2.1 («Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина) и 3 (Психосемантический дифференциал). Блоттеры с запахами собираются. После того, как работа окончена, бланки сдаются, экспериментатор благодарит испытуемых за сотрудничество.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ