Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего
2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48 с.
4. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал, №2, 2001, с.90 - 99.
5. Большой толковый психологический словарь в 2-х Т. - М., 2003. - Т.1 от А до О. - 592 с. Т.2. от П до Я. - 560 с.
6. Боркенау П. // Журнал психологии личности и социальной психологии. - 1990.
7. Братусь Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии / Б.С. Братусь, В.Н. Павленко // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.146-154.
8. Браун Д. Карьерный выбор и развитие/ Применение современных теорий в практике, 1984
9. Быкова, Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личиости: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Е.Б. Быкова. - СПб, 2003. - 23 с.
10. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.34-43.
11. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации / А. Бююль, Цефель, Петер. - М., 2002.
12. Воловикова М.И. Обретение "Я" / М.И. Воловикова, А.А. Трофимов // Труды Института психологии РАН. - М., 1997. - Т.2. - С.44-49.
13. Волш В.Д. Руководство профессионального, 1983.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. - 752 с.
21. Друкер П. Эффективное управление. М., 2004.
22. Дьяконова Н.А., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Психологический журнал. - 1999. - №2. - С.103-114.
23. Ермолаев О. Ю Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
40. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Кузнецов Игорь Юрьевич. - М., 2000. - 21 с.
41. Лео Х.Д. Развитие карьеры: Концепции, Проблемы и Методы, 1992.
42. Леонтьев А.П. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С.251-261.
43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971.
44. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987. - 92 с.
45. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал, №2, 1992, с.107 - 117.
46. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991 - 296 с.
47. Лушин П.В. Изменение идентичности "психолога" / П.В. Лушин // Журнал практического психолога. - 2000 - № 12.
48. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. СПб.: Питер, 1983.
49. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1998.
50. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
51. Нарыщкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий "знак" - "символ" и "значение" - "смысл" / А.В. Нарышкин // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.89-99.
52. Новая философская энциклопедия в 4-х Т. / Сост. B. C. Степин. - М.: Мысль, 2001. - ТЗ.
53. Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н.Л. Мориной, В.И. Козлова. - М.: РАО, 1997. - 218 с.
54. Ощанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д.А. Ощанин. - М. - Воронеж: МОД ЭК, 1999. - 512 с.
55. Пряжников П.С. Игровой метод в профориентации: Методические рекомендации / П.С. Пряжников / Под ред. Е.А. Климова. - Пермь, 1989.
56.176. Пряжников П.С. Психологический смысл труда / П.С. Пряжников. - Воронеж, 1997. - 256 с.
57. Психологический словарь // Под ред.В. В. Давыдова [и др] М., 1983.
58. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред.Л.М. Митиной. - М., 1998. - 181 с.
59. Психология изучения личности: Учеб. пособие /А.А. Реан. - Спб: Михайлов, 1999. - 288 С.
60. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983. - 240 С.
61. Психология и педагогика. Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 320 с.
62. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
63. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, П.В. Бордовская, СИ. Розум. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
65. Системные механизмы мотивации / под ред. К.В. Судакова. М., 1979.
67. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления / С.Д. Смирнов // Мир психологии. - 2003. - 4. - С.18-31.
68. Современная психология мотивации / Под ред. Леонтьева Д.А. - М.: Смысл, 2002. - 342 с.
69. Современный словарь по педагогике // Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001.
70. Столин В.В. Самосознание личности /- М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 С.
71. Тимченко И.Н. Введение в педагогическую профессию / И.Н. Тимченко. - Новосибирск, 1997. - 144 с.
72. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-сост.Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 208 с.
74. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986.
75. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности /- Спб.: Питер Пресс, 1997. - 608 С. - (Серия "Мастера психологии").
76. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Приложения
Приложение № 1
АНКЕТА
Факультет психологии КГПУ им.Э.К. Циолковскогопроводит исследование проблем профессионального самоопределения выпускников вузов города Калуги на региональном рынке труда.
Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Опрос проводится анонимно.
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Укажите Ваш: А) пол_______ Б) возраст_______
2) В каком вузе Вы учитесь___________________________________
8) После окончания вуза Вы бы хотели, чтобы местом Вашей работы было:
1. Промышленное предприятие
2. Предприятие сферы услуг
3. Бюджетная организация
4. Другой вариант ответа________________________________________
(напишите какой)
5. Затрудняюсь ответить
9) Сразу после окончания вуза, что для Вас будет наиболее важно? Проранжируйте ниже приведенные утверждения по степени значимости (7-самое значимое, 1 - наименее значимое)
Утверждения
Ранг
1. устроиться на постоянную работу
2. завести семью
3. получить дополнительное образование (языки, комп. программы)
4. переезд в другой город связанный с поиском работы
5. получение второго высшего образования
6. стажировка (укажите где______________________)
7. свой вариант ответа……….
10) Какие условия будущей Вашей работы Вас устроили бы более всего:
а) ненормированный рабочий день
б) в моей зарплате оклад должен составлять незначительную часть, а остальное - бонус, премия и т.п.
в) 8-ми часовой рабочий день
г) основная часть моей зарплаты должна быть строго фиксированным окладом
е) работа строго регламентированная (заранее известно, что делать, каким способом)
ё) отсутствие жестких условий (сам выбираю способы достижения поставленной передо мной цели)
ж) другое ______________________________________________
11) Если Вы работали одновременно с обучение в ВУЗе, то насколько выполняема Вами работа
Полностью
соответствовала
Скорее
соответствовала
Трудно
ответить
А) соответствовала специальности,
которую Вы получаете в ВУЗе
Б) являлась основой для подготовки
диплома;
-курсовой работы
В) была связана
с прохождением практики
12) Вы считали бы для себя личным успехом, если бы Вам удалось устроиться после окончанияВУЗав организацию
1 4) Как Вам кажется, с какими трудностями Вы можете столкнуться при устройстве на работу:
А) отсутствие опыта работы;
Б) высокая конкуренция на рынке труда;
В) недостаточно полученных в вузе знаний;
Г) неуверенность в себе;
Д) отсутствие необходимых личных связей, знакомств.
15) Представьте себе следующую ситуацию: Вы устраиваетесь на работу. Работодатель предлагает Вам на выбор два варианта:
А) работа по Вашей специальности и можно приступать уже сейчас;
Б) работа по Вашей специальности с окладом в полтора раза больше, но требуется обучение. Обучение платное - 50% от стоимости платит за Вас организация, 50% платите Вы. По окончании обучения Вам необходимо будет сдать экзамен, и лишь по его результатам будет известно, займете ли Вы эту должность или нет. Какой вариант предпочтете (обведите выбранный Вами вариант)
16) Что для Вас предпочтительнее:
А) рассматривать организацию как стартовую площадку для приобретения опыта;
Б) рассматривать организацию как место Вашего дальнейшего карьерного роста.
17) Что в социальных льготах, предоставляемых Вашей будущей организацией, для Вас было бы наиболее важно (выберите один из вариантов):
А) помощь в получении ипотечного кредита;
Б) предоставление отпуска для получения послевузовского образования (второго образования, аспирантуры и т.п.).
18) Укажите Ваше семейное положение (подчеркните Ваш ответ):
А) холост/ не замужем;
Б) женат/замужем;
В) разведен/ разведена;
Г) вдовец/вдова.
Есть ли у Вас дети:
А) Да
Б) Нет
20) Вы проживаете:
А) вместе с родителями;
Б) отдельно от родителей.
ТЕСТ №1
Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия:
+ 3 - полностью согласен;
+2 - согласен;
+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;
0 - нейтрален;
1 - скорее не согласен, чем согласен;
2 - не согласен;
3 - полностью не согласен.
Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.
Тест - форма A
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% -ным риском ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 5000 рублей и может остаться на таком уровне неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 3000 рублей и есть гарантия, что не позднее, чем через полгода я буду получать 20000 рублей.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руках.
17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим высказывания своего мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достичь большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну "пронесло", чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
ТЕСТ №1
Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия:
+ 3 - полностью согласен;
+2 - согласен;
+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;
0 - нейтрален;
1 - скорее не согласен, чем согласен;
2 - не согласен;
3 - полностью не согласен.
Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.
Тест - форма Б
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки,
чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена,
что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения
и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила
бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому,
что у меня может хорошо получиться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены
и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой
я должна сама определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее
страх неудачи, чем надежда на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю
литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность
неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные
ольшинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше,
даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну
"пронесло", чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собиралась играть в карты, то скорее сыграла бы в
развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем,
где все участники примерно равны по силам.
14. После неудачи я скорее становлюсь более собранной и энергичной,
чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает
волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо,
хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным,
чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление
дного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома,
то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться
и отдохнуть, чем почитать и поработать.
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате
и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать
ее, чем предоставить сделать это кому-то другому.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь
к кому-нибудь за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает
интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь,
что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я эффективнее работаю под чьим-то руководством,
чем когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание,
чем знакомое задание, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то
с большим удовольствием взялась бы еще раз решать
аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу
в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают на то, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку,
то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру
себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее,
чем пытаюсь их реально осуществить.
Прочтите притчу:
Вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
Ответьте на вопросы:
Как Вы считаете, в чем смысл притчи?
Чему лично Вас учит притча?
Представьте себе следующую ситуацию: Ваш однокурсник (однокурсница) женится (выходит замуж), группа собрала деньги на подарок и Вашему другу поручают приобрести этот подарок. Однако друг заболел и просит Вас выполнить это поручение. Учитывая то, что у Вас есть свободное время, и покупка подарка Вас не затруднит, Вы соглашаетесь. Какие вопросы по поводу подарка Вы хотели бы задать Вашему другу?
Приложение № 2
Корреляционный анализ взаимосвязи личностных особенностей респондентов (КГПУ)
Таблица 1.
Интернальный локус
контроля
Spearman's rho
Достижение успеха (А. Мехрабиан)
Correlation Coefficient
Sig. (2-tailed)
N
0,415*
,026
23
*Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Таблица 2.
Готовность брать на
себя ответственность
Spearman's rho
Достижение успеха (А.
Мехрабиан)
Correlation Coefficient
Sig. (2-tailed)
N
0,423*
,023
23
*Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Таблица 3.
Готовность брать на себя
ответственность
Spearman's rho
Интернальный локус контроля
Correlation Coefficient
Sig. (2-tailed)
N
0,420*
,021
23
*Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Приложение № 3
Корреляционный анализ взаимосвязи личностных особенностей респондентов (МГТУ)
Таблица 4.
Интернальный локус
контроля
Spearman's rho
Достижение
успеха (А. Мехрабиан)
Correlation Coefficient
Sig. (2-tailed)
N
0,397*
,035
26
*Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Таблица 5.
Готовность брать на
себя ответственность
Spearman's rho
Достижение успеха (А.
Мехрабиан)
Correlation Coefficient
Sig. (2-tailed)
N
0,349*
,047
26
*Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Таблица 6.
Готовность брать
на себя ответственность
Spearman's rho
Интернальный локус
контроля
Correlation
Coefficient
Sig. (2-tailed)
N
0,373*
,039
26
*Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).