Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке
№пары
Форма брач. Отношений
Имя
Возраст
Стаж семейной жизни
Осн. род д-ти
24
Официальный
Карина
27
3
хореограф
Брак, 2 детей
Максим
27
гидролог
25
Официальный
Ксения
23
2,4
кредит. Специалист
Брак, 1 реб-к
Василий
26
милиционер
26
Официальный
Евгения
22
1
домохозяйка
Брак, 1 реб-к
Василий
26
программист
27
Официальный
Лариса
24
2,5
домохозяйка
Брак, 1 реб-к
Петр
26
предприниматель
28
Официальный
Анастасия
22
1,9
домохозяйка
Брак, 1 реб-к
Михаил
23
Геолог
29
Официальный
Елена
24
3
продавец
Брак, 1 реб-к
Сергей
25
банковский служащий
30
Официальный
Евгения
27
2,4
домохозяйка
Брак, 1 реб-к
Константин
28
Артист
2.2 Характеристика процедуры и методов исследования
Для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком был использован блок диагностических методик:
1. Методика Шкала Семейного окружения (ШСО), адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985). В ее основе лежит оригинальная методика Family Environment Scale (FES),предложенная К.Н. Мооз (1974). Шкала семейного окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений),Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста),В) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой). ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. С помощью этой методики изучались представления мужчин и женщин об их образе родительской и своей семьи.
2. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича (1978). Методика направлена на изучение ценностно-мотивационной сферы человека и основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства. С помощью этой методики изучались представления мужчин и женщин о ценностно-мотивационной сфере родительской и своей семьи.
3. Тест - опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Тест предназначен для диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком обоих супругов. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Обработка результатов проводилась с помощью математико-статистических методов: сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену и дисперсионный анализ. Обработка данных исследования проводилась с помощью пакета "STATISTICA".
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась применением комплекса валидизированных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, содержательным анализом полученных данных, выявленных на достаточно репрезентативной выборке испытуемых, использованием адекватных методов математической статистики для обработки данных.
2.3 Изложение и анализ результатов исследования
2.3.1 Исследование
Сравнительный анализ показателей методик "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова и "Ценностные ориентации" М. Рокича позволил выявить следующие достоверные различия между первой и второй группой.
Так для первой группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи такого показателя как организация (Р>0,05). Это означает, что в их родительской семье был важен порядок и организованность в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей, нежели для второй группы. Также в сравнении со второй группой в их образе родительской семьи преобладают такие ценности, как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (Р>0,04), жизнерадостность (чувство юмора) (Р>0,00), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) (Р>0,02). А в образе своей семьи мужчины и женщины уделяют особое значение такой ценности как ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (Р>0,01). Также существует преемственность в отношении показателя, как "твердая воля" (Р>0,00), т.е. и в родительской семье, и в своей семье придается значение умению настоять на своем, не отступать перед трудностями.
Тогда как для второй группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи таких ценностей, как исполнительность (дисциплинированность) (Р>0,02), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (Р>0,04). Также существует преемственность в отношении показателя, как "конфликт" (Р>0,02), т.е. и в родительской семье, и в своей семье придается значение открытому выражению гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений. Продолжая рассматривать образ своей семьи второй группой, можно сказать, что они уделяют большее значение такой ценности, как образованность (широта знаний, высокая общая культура) (Р>0,02), нежели первая группа.
Далее были выявлены достоверные различия между респондентами второй и третьей группы.
Для второй группы характерно, что в их образе родительской семьи преобладают такие показатели, как независимость (Р>0,00) и организация (Р>0,00). Значимость такого показателя, как организация означает, что для их родительской семьи был важен порядок и организованность в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правили и обязанностей. Высокие баллы по показателю независимость говорят о том, что в родительской семье второй группы, поощряется самостоятельность в обдумывании проблем и решений. По результатам, полученным с помощью методики М. Рокича, в образе родительской семьи для второй группы более значима такая ценность, как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (Р>0,00) нежели для третьей группы. А в представлениях о своей семье для второй группы характерно преобладание таких показателей, как интересная работа (Р>0,00), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (Р>0,01); творчество (возможность творческой деятельности) (Р>0,01). Также существует преемственность в отношении показателей "твердая воля" (Р>0,00), "активная деятельная жизнь" (Р>0,00), т.е. и в родительской семье, и в своей семье вторая группа придает значение умению настоять на своем, не отступать перед трудностями; ощущению полноты и эмоциональной насыщенности жизни.
Сравнительный анализ показал, что для третьей группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи такой ценности, как уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (Р>0,05), нежели для второй группы. А в образе своей семьи мужчины и женщины, третьей группы уделяют особое значение таким ценностям как наличие хороших и верных друзей (Р>0,00); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) (Р>0,00); воспитанность (хорошие манеры) (Р>0,00). Также существует преемственность в отношении таких показателей как: здоровье (физическое и психическое) (Р>0,00), аккуратность (чистоплотность) (Р>0,00), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (Р>0,01), т.е. и в родительской семье, и в своей семье третья группа придает значение этим ценностям.
Перейдем к результатам исследования, касаемо достоверных различий между первой и третьей группой респондентов.
Так для первой группы характерно существенное преобладание в образе их родительской семьи таких показателей, как "конфликт" (Р>0,03) и "независимость" (Р>0,00). Значимость такого показателя, как конфликт означает, что они более открыто, выражают гнев, агрессию и конфликтные взаимоотношения. Высокие баллы по показателю независимость говорят о том, что в семье поощряются самостоятельность в обдумывании проблем и решений. С помощью методики М. Рокича получены достоверные различия, которые свидетельствуют о том, что в образе родительской семьи для первой группы, более значимы такие ценности, как независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (Р>0,00); непримиримость к недостаткам в себе и других (Р>0,01); честность (правдивость, искренность) (Р>0,04), нежели для третьей группы. Продолжая сравнивать первую и третью группу, мы выяснили, что в представлениях о своей семье, первой в свою очередь характерно преобладание таких показателей, как интересная работа (Р>0,01), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (Р>0,00); творчество (возможность творческой деятельности) (Р>0,00); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (Р>0,04). Также существует преемственность в отношении показателя активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (Р>0,00), т.е. и в родительской семье, и в своей семье первая группа придает значение полноте и эмоциональной насыщенности жизни.
Тогда как у людей третьей группы в образе своей семьи преобладают такие ценности как: общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) (Р>0,00); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (Р>0,04); воспитанность (хорошие манеры) (Р>0,00). Также существует преемственность в отношении показателей: здоровье (физическое и психическое) (Р>0,00), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (Р>0,05), т.е. и в родительской семье, и в своей семье третья группа придает значение этим ценностям.
В целом, резюмируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Сравнивая выборку, мы получили следующие результаты, для первой группы характерно преобладание такого показателя, как "твердая воля", умение настоять на своем, не отступать перед трудностями. Вероятно данный результат, может быть связан с тем, что в наше время многие до сих пор не одобряют такую форму отношений, и для того, что справляться с такого рода нападками, мужчинам и женщинам, состоящим в фактическом браке необходимо обладать "твердой волей". Однако, для респондентов второй группы, более значима "активная деятельная жизнь", ощущение полноты и эмоциональной насыщенности жизни; интересная работа. Вероятно, это объясняется тем, что они только вступили в брак, у них еще нет детей, и свои силы они направляют на реализацию своих способностей. Так, для респондентов третьей группы в сравнении с первой и второй группами, наиболее значимо здоровье (физическое и психическое). Мы предполагаем, что это может быть связано с появлением ребенка в семье, что требует пристального внимания к здоровью как к своему, так и своего чада. Интересным нам показалось, что наблюдается преемственность в отношении этих показателей между родительской и реальной семьей. Это своего рода трансляция, перенос актуальной семейной ситуации на свои представления.
2.3.2 Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака
В результате корреляционного анализа было определено влияние формы брака на представления мужчин и женщин об образе семьи и ценностно-мотивационной сферы.
Перейдем к анализу и интерпретации результатов, полученных с помощью методики "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова. Так, относительно первой группы респондентов, было установлено, что в родительской и своей семье существует преемственность по показателям - экспрессивность (r= 0,55) и морально-нравственные аспекты (r= 0,57), т.е. супруги, перенесли из родительской семьи в свою степень открытости выражения своих чувств в семье и уважения этических и нравственных ценностей и положений.
Однаково второй группе никакой преемственности не наблюдается. Далее мы попытаемся проанализировать причины такого результата.
Далее было установлено, что в родительской и своей семье третьей группы существует преемственность по показателям - экспрессивность (открытое выражение своих чувств в семье) (r= 0,71), конфликт (открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений) (r= 0,50), ориентация на достижения (характеризуется поощрением характера достижения и соревнования разным видам деятельности) (r= 0,76), интеллектуально-культурная ориентация (активность членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности) (r= 0,53), ориентация на активный отдых (активное участие в различных видах отдыха и спорта) (r= 0,53), организация (порядок и организованность в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясность и определенность семейных правил и обязанностей) (r= 0,50).
Далее обратимся к результатам, полученным с помощью методики "Ценностные ориентации" М. Рокича.
Так относительно первой группы было установлено, что в родительской и своей семье существует преемственность по показателям - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (r= 0,68); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках) (r= 0,45); счастливая семейная жизнь (r= 0,45); творчество (возможность творческой деятельности) (r= 0,54); аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) (r= 0,64); непримиримость к недостаткам в себе и других (r= 0,49); образованность (широта знаний, высокая общая культура) (r= 0,44); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (r= 0,46); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (r= 0,50); честность (правдивость, искренность) (r= 0,59); чуткость (заботливость) (r= 0,78).
Рассматривая вторую группу, также было установлено, что в родительской и своей семье существует преемственность по показателям - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (r= 0,48); здоровье (физическое и психическое) (r= 0,50); счастливая семейная жизнь (r= 0,51); непримиримость к недостаткам в себе и других (r= 0,55); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (r= 0,51).
Далее было установлено, что в родительской и своей семье третьей группы существует преемственность по показателям - жизненную мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (r= 0,44), здоровье (физическое и психическое) (r= 0,52), интересная работа (r= 0,71), общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) (r= 0,51), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (r= 0,45), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (r= 0,44), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (r= 0,59), творчество (возможность творческой деятельности) (r= 0,82) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (r= 0,55); аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) (r= 0,60); воспитанность (хорошие манеры); (r= 0,75); жизнерадостность (чувство юмора) (r= 0,62); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (r= 0,72); ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (r= 0,92); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (r= 0,46); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (r= 0,47); чуткость (заботливость) (r= 0,80).
Таким образом, получается, что из родительской семьи в реальную супруги переносят свой прошлый опыт, свое восприятие прошлого в настоящую семью. Этот процент перенесенного прошлого опыта различен в разных типах семей. Так для мужчин и женщин, находящихся в фактическом браке он составляет 28%, для супругов, состоящих в официальном браке он равен 10%, семейные пары, имеющие одного или двух детей 50%. Следовательно, для данных людей, а результате нашего исследования это мужчины и женщины первой и третьей экспериментальной группы, характерно и построение взаимоотношений по образу родительской семьи. Попытаемся проанализировать полученные результаты. К сожалению, из-за невозможности проведения лонгитюдного исследования, мы можем только предполагать, почему это происходит именно таким образом. Вероятно, именно новая ситуация влечет за собой такие изменения. Так для первой группы новой ситуацией выступает фактический брак, т.е. у них нет опыта семейной жизни, тогда как во второй группе этот опыт уже преобладает практически у всех. Для третьей же группы в качестве нового опыта предстает появление ребенка. Респонденты, сталкивающиеся с новой ситуацией, в большей степени ориентируются на опыт родительской семьи, который в свою очередь уже опробован, тем самым получая своего рода опору. В то время как для респондентов второй группы официальное оформление отношений не является проблемной ситуацией, они опираются уже не на опыт, приобретенный в родительской семьи, а привносят нечто свое. Мы полагаем, что в основе формирования представлений может лежать два механизма - трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на свои представления, под компенсацией - внесение недостающих аспектов семейной жизни с целью построения более удачной семьи.
Далее перейдем к следующему этапу исследования. А именно, рассмотрим, как родительская семья влияет на ценности "любовь" и "счастливая семейная жизнь".
Так, было установлено, что мужчины и женщины первой группы переносят ценности "любовь" (r= 0,68) и "счастливая семейная жизнь" (r= 0,45) из родительской семьи в реальную. К тому же такая ценность как счастливая семейная жизнь становится значимой для супругов, если в родительской семье не придавали значение интересной работе (r= - 0,61).
Далее было установлено, что во второй группе на ценность "любовь" влияет следующее: если в родительской семье было важно наличие хороших и верных друзей (r= 0,51), то в своей семье супруги придавали значение любви. Счастливая семейная жизнь супругов также, как и в первой группе переносится из родительской семьи в реальную. Однако в своей семье она ценна тогда, когда в родительской семье придавалось значение любви (r= 0,69); уверенности в себе (внутренней гармонии, свободе от внутренних противоречий, сомнений) (r= 0,49) и не придавалось значение красоте природы и искусства (переживанию прекрасного в природе и в искусстве) (r= - 0,47) и продуктивной жизни (r= - 0,53).
А в третье группе на ценность "любовь" влияет следующее: если в родительской семье была важна материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (r= 0,68), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (r= 0,87), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) (r= 0,62) и не придавалось значение активной деятельной жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (r= 0,-47), то в своей семье супруги придавали значение любви. Счастливая семейная жизнь супругов также, как и в двух других группах переносится из родительской семьи в свою. Однако она ценна тогда, когда в родительской семье придавалось значение здоровью (физическому и психическому) (r= 0,65), продуктивной жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (r= 0,63) и не придавалось красоте природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (r= 0,-53).
2.2.3 Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака
Для того чтобы определить уровень значимости определенных ценностей для каждого супруга, а также определить степень согласованности/рассогласованности в образе своей семьи между супругами, в зависимости от типа семейных отношений, мы использовали дисперсионный анализ. Который в свою очередь определил влияние факторов пола и формы брака на представления об образе своей семьи. Так, обратимся к результатам, полученным с помощью методики "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова.
Рассматривая особенности образов семьи в первой группе, была подсчитана средняя величина и установлено, что для "сильной половины" большая значимость проявляется в заботе членов семьи друг о друге, помощи друг другу, выраженности чувства принадлежности к семье (6,6 против 5,5), а также в активности социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности (5,5 против 3,7). По остальным показателям наблюдается схожесть в представления мужчин и женщин.
Интересным показалось то, что во второй и третьей группе по показателям методики "Шкала семейного окружения" наблюдается согласованный образ своей семьи между супругами.
Далее обратимся к результатам, полученным с помощью методики "Ценностные ориентации" М. Рокича.
Рассматривая особенности образов семьи в первой группе, была подсчитана средняя величина и установлено, что для женщин более важны такие терминальные ценности как: любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (5,0 против 3,1); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (11,9 против 9,0); счастливая семейная жизнь (4,4 против 2,7), нежели для мужчин. Для мужчин же более значимы следующие ценности: жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (12,8 против 9,6); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) (14,2 против 11,7). В остальных ценностях наблюдается схожесть в представления мужчин и женщин.
Перейдем к результатам, касаемо второй группы. Так было установлено, что женщины придают значение таким ценностям, как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (3,7 против 1,6); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (9,2 против 4,1); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (13,9 против 10,4); счастливая семейная жизнь (5,5 против 2,5); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (13,1 против 8,9), нежели мужчины. Тогда как для мужчин более значимы такие ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (7,2 против 5,2); интересная работа (7,3 против 4,7); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); (16,9 против 13,2) наличие хороших и верных друзей (10,0 против 8,0); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (12,8 против 10,5); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (16,4 против 11,4).
Рассматривая особенности образов семьи в третьей группе, была подсчитана средняя величина и установлено, что для "сильной половины" большая значимость проявляется в следующих ценностях: материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (6,0 против 3,7); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (14,0 против 12,1); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) (12,4 против 9,6), нежели для женщин. А в свою очередь "слабая половина" придает значение счастью других (благосостоянию, развитию и совершенствованию других людей, всего народа, человечества в целом) (15,9 против 13,6).
Далее перейдем к следующему этапу исследования; обратимся, к результатам характерным для первой группы. Так для женщин более значимы такие инструментальные ценности, как: широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (13,0 против 9,8); чуткость (заботливость) (9,4 против 5,0). Тогда как для мужчин более важны следующие ценности: воспитанность (хорошие манеры) (9,9 против 6,5); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (10,1 против 6,3).
Для женщин второй группы более значимы, следующие инструментальные ценности: воспитанность (хорошие манеры) (9,8 против 7,7); образованность (широта знаний, высокая общая культура) (11,2 против 9,1); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (9,7 против 6,8); честность (правдивость, искренность) (7,8 против 4,8). Тогда как для мужчин более важны следующие ценности: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (13,0 против 7,3); непримиримость к недостатках в себе и других (17,4 против 11,3); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) (11,6 против 8,8).
Рассматривая особенности образов семьи в третьей группе, была подсчитана средняя величина и установлено, что для "сильной половины" большая значимость проявляется в следующих ценностях: самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) (12,5 против 8,3); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (8,7 против 6,4). А в свою очередь "слабая половина" придает значение жизнерадостность (чувство юмора) (6,6 против 3,7); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (12,8 против 9,3).
2.2.4 Исследование изменения удовлетворенности браком в супружеских парах
Рассматривать супружеские отношения в динамике невозможно, не учитывая тех изменений, которые происходят с качественными характеристиками этих отношений. С этой целью, а также для проверки одной из выдвинутых нами гипотез, были проанализированы изменения удовлетворенности браком в парах с различным опытом семейной жизни.
Таким образом, следующим этапом обработки результатов в нашем исследовании было сравнение уровня удовлетворенности браком в супружеских парах. Величина удовлетворенности браком каждого из 60 опрошенных нами респондентов была получена на основании специального теста, предназначенного для измерения этой характеристики. В каждой из трех обследованных групп супругов была подсчитана средняя величина удовлетворенности браком отдельно для мужчин и для женщин.
Так, было установлено, что в супружеских парах первой и второй группы удовлетворенность браком выше, чем у третьей группы. А именно, удовлетворенность браком у женщин первой группы составила 39,8, а у мужчин - 40,5. Во второй группе соответственно у женщин удовлетворенность их браком составляет 40,8, а у мужчин - 40,4. В то время как женщины третьей группы удовлетворены браком лишь на 37,2, а мужчины на 37,6. Таким образом, согласно опроснику получается следующее: мужчины и женщины первой, второй группы абсолютно удовлетворены своим браком, тогда как супруги третьей группы удовлетворены браком лишь значительно. Полученные данные дают достаточное основание утверждать, что изменения удовлетворенности браком все-таки существуют. А именно, при рождении ребенка удовлетворенность браком несколько падает. Этот факт также отмечен в некоторых исследованиях. Попытаемся проанализировать причины снижения удовлетворенности у лиц третьей группы. Появление ребенка в семье резко меняет образ жизни. Так среди множества факторов, затрудняющих этот процесс, можно назвать: психическое или соматическое нездоровье родителей; мотивационная, когнитивная, поведенческая неготовность матери к осуществлению родительской роли; нарушения внутрисемейной коммуникации; приоритет других, например карьеристских, сексуальных, ценностей над родительскими; уменьшение свободного времени, проводимого совместно с супругами.
Для того, чтобы лучше понять причины происходящих изменений в отношениях, нами был проведен корреляционный анализ, позволяющий установить структуру взаимосвязей между ценностно-смысловой сферой и удовлетворенностью браком супругами с различным опытом семейной жизни.
Так, мы выявили, что на удовлетворенность браком у людей первой группы оказывают влияние следующие показатели. Члены семьи удовлетворены браком тогда, когда они придают значение порядку и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей (r=0,57); у них высокие требования и притязания к жизни (r=0,53); они дисциплинированы (r=0,47) и непримиримы к недостаткам в себе и других (r=0,52). Обратный характер взаимосвязи указывает на то, что если для респондентов важны такие ценности как ответственность (r= - 0,55), честность (правдивость, искренность) (r= - 0,74), наличие хороших и верных друзей (r= - 0,46), то они оказываются менее удовлетворенными в браке.
Далее было установлено, что если респонденты второй группы, удовлетворены браком, то они придают значение морально-нравственным аспектам (r=0,58), творчеству (возможности творческой деятельности) (r=0,44) и рационализму (r=0,63). Обратный характер взаимосвязи указывает на то, что если для респондентов важны такие ценности как интересная работа (r= - 0,49), воспитанность (хорошие манеры) (r= - 0,52), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (r= - 0,45), широта взглядов (r= - 0,49), то они оказываются менее удовлетворенными в браке.
Рассматривая третью группу, можно сделать следующий вывод: если респонденты придают значение такой ценности, как эффективность в делах (r=-0,44), то они оказываются менее удовлетворенными в браке. Однако иные результаты в исследовании удовлетворенности браком предоставили Т.В. Андреева и Шмотченко Ю.А. Они обнаружили, что удовлетворенность тем выше, чем более значимой является ценность эффективности в делах. И все же это можно объяснить разницей выборки. Так, Т.В. Андреева и Шмотченко Ю.А. исследовали мужчин, а мы в своей работе диагностировали супружеские пары.
Выводы по Главе 2
Из проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Образ родительской семьи и образ реальной семьи во многом характеризуется одинаковой семейной структурой. Так из родительской семьи в реальную супруги переносят свой прошлый опыт, свое восприятие прошлого в настоящую семью. Этот процент перенесенного прошлого опыта различен в разных типах семей. Так для мужчин и женщин, находящихся в фактическом браке он составляет 28%, для супругов, состоящих в официальном браке он равен 10%, семейные пары, имеющие одного или двух детей 50%. Следовательно, для данных людей, а результате нашего исследования это мужчины и женщины первой и третьей экспериментальной группы, характерно и построение взаимоотношений по образу родительской семьи.
Существует трансляция, перенос актуальной семейной ситуации из родительской семьи на свой образ реальной семьи, супругами с различным опытом семейной жизни. Так для мужчин и женщин, находящихся в фактическом браке, этим актуальным показателем является "твердая воля", умение настоять на своем, не отступать перед трудностями. Для супругов, состоящих в официальном браке - "активная деятельная жизнь", ощущение полноты и эмоциональной насыщенности жизни; интересная работа. А вот семейные пары, имеющие одного или двух детей придают большое значение "здоровью" (физическому и психическому).
Супруги имеют как схожий, так и различный образ своей семьи, относительно некоторых показателей. Так, согласованность по определенным показателям у мужчин и женщин, находящихся в фактическом браке составляет 76%; недалеко от них ушли семейные пары, имеющие одного или двух детей - 65%, а вот у супругов, состоящих в официальном браке он равен 50%. Схожий актуальный "образ семьи" - это необходимое условие для гармоничного взаимодействия в паре.
Полученные данные дают достаточное основание утверждать, что изменения удовлетворенности браком в зависимости от опыта семейной жизни все-таки существуют. Так супруги, состоящие в фактическом и официальном браке абсолютно удовлетворены своими отношениями. Тогда как семейные пары, имеющие одного или двух детей уже менее удовлетворены браком. Таким образом, получается, что именно при рождении ребенка удовлетворенность браком несколько падает. Также было установлено, что на удовлетворенность браком в семьях с разным опытом семейной жизни, влияют различные показатели.
Обобщенный анализ результатов всего нашего исследования позволил сделать вывод о том, что "образ семьи" оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека.
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М, 1973.
2. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192 с.
3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Издательство Томского Университета, 1999. - 154 с.
4. Клочко В.Е. Самореализация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: Томский Государственный Университет, 2005. - 174 с.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000 - 232 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
7. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М, 1982.
8. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М. 1993. С.37.
9. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. - 1985.
10. Сысенко В.В. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.
11. Фененко Ю.В. Социология. М., 2008. С.48.
12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000.
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2003.
14. Зайцева Т.В. Факторы и условия супружеской удовлетворенности браком: диллема двойной идентичности // Семейная психология и семейная терапия. - Москва. №1-2007.
15. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению межличностных конфликтов // Психологический журнал. 1985.