Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков
Результаты опроса показывают, что подростки весьма лояльно относятся к рекламе в СМИ; более того, это лояльное отношение распространяется на все типы рекламы - от коммерческой до социальной.
В коммерческой рекламе наибольшим приоритетом пользуется реклама, использующая образы детей, затем реклама, использующая исторические события, и, наконец, реклама средств гигиены и парфюмерии.
Эти данные анкетирования также подтверждаются прямыми наблюдениями, сделанными в ходе непосредственной работы по социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением, показывающими сильное изменение в последние три - пять лет стандартов личной гигиены, существовавших в подростковой среде.
Сериалы, транслируемые по различным каналам телевидения, пользуются устойчивым спросом, как в подростковой, так и в молодежной среде. Такой интерес обусловлен несколькими причинами: первая - весьма высокая динамичность таких сериалов; вторая - сериалы показывают такие типы отношений между персонажами, которые зрительская аудитория воспринимает как вполне реальные.
При этом стиль этих отношений во многом утончен и идеализирован; тот факт, что для подростков такого рода сериалы весьма референтны в оформлении их собственного поведения, напрямую подтверждают то, что реализация внешних признаков того или иного поведения может повлечь за собой интериоризацию мотивов, ценностных ориентаций и прочих персонажей с копируемым поведением. Итак, художественные фильмы, сериалы предпочли 15 человек, что составляет 15%. Полученные данные используем для составления диаграммы рейтинга среди разных видов телепередач. (См. Приложение 1, рис. 2)
Результаты проведенного опроса подтверждают теоретическое предположение о том, что СМИ занимают ведущую позицию и почти не имеют конкурентов в информировании подростков об общественной жизни.
Следует подчеркнуть, что ни один респондент не выбрал в качестве идеала для подражания сотрудника милиции, либо силового ведомства. Сотрудники правоохранительных органов других государств (возникающие как персонажи художественных фильмов) также не были избраны в качестве идеала. Это отражает в целом весьма низкий рейтинг правоохранительных органов в сознании не только подростков, но и подавляющего большинства населения. В передачах современного телевидения существует стереотип работника правоохранительных органов, который либо регулярно нарушает сам закон, либо не способен справиться с той или иной ситуацией в рамках представленных ему законом полномочий. Такой стереотип характерен как для российских художественных фильмов, так и для иностранных детективов. Этот же стереотип сформировался и в сознании подростков: ни один из респондентов не выбрал государство в качестве атрибута права.
С целью выявления влияния СМИ на подростков, проведем тест «Телевидение - мой друг или враг?» среди подростков 14 - 15 лет.
Участие принимали 5 юношей и 5 девушек. Проанализируем наиболее важные вопросы теста.
На первый вопрос - «Изучаете ли вы программу телевидения в газетах и выбираете ли передачи, которые вам интересны» - и на вопрос - «Когда к вам приходят в гости друзья, вы выключаете телевизор, если только они не выразили интереса к какой-либо передаче?» - положительно ответили все участники теста, что составляет 100% от числа тестируемых. Это говорит о том, что участников теста интересует общий обзор передач и «живое» общение не может заменить телесмотрение. На вопрос «Телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых люди получали удовольствие в детстве», утвердительно ответили 4 человека (40%) из них 3 юноши. Возможно, тестируемые считают, что телевидение заменило многим детям привычные игры, занятия в кружках, секциях и обычное чтение книг. После обработки результатов выяснилось, что большинство ребят (90%) (9 человек из 10) придерживаются среднего результата, т.е. для них телевизор ни враг, ни друг, а просто привычка. Иногда, чтобы принять мудрое решение им просто необходимо воспользоваться телевизором.
Один человек набрал 90 баллов. Это говорит о том, что только 10% в среднем пользуются телевизором для образования и отдыха.
Отсутствие третьего результата говорит о том, что телевидение не управляет сознанием тестируемых. (См. Приложение 2). При подсчете отрицательных и положительных ответов юношей и девушек отдельно следует отметить, что у юношей на 1 положительный ответ больше. (см. Приложение 2 , табл. 1), значит юноши более разборчивы в выборе телепередач и менее подвержены негативному влиянию телевидения.
2.2 Проведение практической работыпо проблеме влияния СМИ
Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3).
Собрание начнем с вступительного слова:
«Телевизор в жизни подростка - это хорошо или плохо
Сколько и что должны смотреть дети. Нужно ли включать телевизор, если мы считаем, что передача будет неинтересна.
Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:
две трети наших детей в возрасте от 12 до 114 лет смотрят телевизор ежедневно;
время ежедневного просмотра телепередач составляет в среднем более 2-х часов;
50 детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
25 детей в возрасте от 10 до 14 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
38 ребят в возрасте от 10 до 14 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Чтобы доказать ребятам, что эта статистика верна можно задать им вопросы.
На вопрос «Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор» большинство ребят ответили, что каждый день смотрят телевизор.
«Ты смотришь телевизор один или с семьей» - многие ребята ответили, что чаще всего они смотрят телевизор, когда дома никого нет.
«Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи» - на этот вопрос ребята давали разнообразные ответы, но большинство предпочли отдельные передачи, например, о животных, мультфильмы, просто развлекательные передачи, реже художественные фильмы.
«Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной» - благодаря фантазии ребята назвали массу разнообразных предметов, среди которых важная роль отведена конечно же телевизору.
Итак, в своём вступительном слове мы раскрыли проблему влияния телевидения на девиантное поведение, затем предложили вопросы для обсуждения, которые вызвали заинтересованность у ребят:
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода - ответ - Да.
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка - дети назвали такие детские передачи как «АБВГДейка», «Следствие ведет Колобков», «В мире животных», мультфильмы, то есть «добрые» передачи.
«Как, на ваш взгляд, необходимо организовать свое общение с телевизором. Назовите возможные варианты» - Ребята предложили изучать программу телепередач, смотреть только те передачи, которые вызвали интерес, но не все подряд.
Ребята проявили интерес и решили, что затронутая проблема является одной из самых острых и нуждается в её решении.
Таким образом, провели обсуждение проблемы, в ходе которого приняли ряд предложений:
Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последнюю неделю.
Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых телепередач и мнение взрослых по поводу детских.
Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для подростка.
Необходимо помнить о том, что подросток, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра.
В конце собрания в своём заключительном слове я дала несколько рекомендаций, с помощью которых можно смягчить обострение проблемы:
«Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследования не могут четко определить, где правда, а где ложь.
Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране». Дети предложили провести классный час с участием взрослых.
Важно поблагодарить детей за активное участие и взаимопонимание.
Для преодоления негативного влияния СМК на поведение подростков, а также для решения проблемы детской агрессивности необходимо провести родительское собрание на тему «Детская агрессивность» (См. Приложение 4).
Необходимо показать родителям, что семья играет большую роль в решении проблемы влияния средств массовой информации на девиантное поведение подростков и на детской агрессивности. Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Итак, родителям необходимо рассказать, что такое агрессия Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенных целей. Она очень часто выражается у младших детей. У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете это равнозначные качества Что вас больше обрадует в своем ребенке: настойчивость или агрессивность Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускают оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда.агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье в средствах массовой информации».
Итак, мы раскрыли тему собрания, познакомили родителей с видами агрессии, причинами её возникновения, и затем попросил родителей принять участие в обсуждении ответов детей на предложенные вопросы, исследующие отношение детей к телепрограммам:
Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра
Что тебе в них нравится
Советуют ли тебе родители при выборе телепередач
Какие передачи привлекают твоих родителей
Какие передачи вы смотрите всей семьей
Родителям было предложено ответить на аналогичные вопросы, а также попытаться выяснить влияет ли просмотр телепередач на агрессивность поведения.
Результат исследования оказался очень интересным, ведь ответы родителей о влиянии просмотра телепередач имеет серьезное отличие от ответов детей.
Мы должны рассказать родителям, что очень частой причиной детской агрессивности является семейная ситуация:
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Родители должны знать, что преодолению агрессивности ребенка помогает расположение взрослого, использующего в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, действием, жестом. Очень значимо для человека и наказание, если:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жесткое;
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
В конце собрания подведем итоги.
Каждый родитель получает «золотые» правила воспитания уравновешенного ребёнка:
Учитесь слушать и слышать ребенка.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Итак, в конце собрания родители, проанализировав все сказанное, решили, что для преодоления негативного влияния средств массовой информации на поведение подростков, а также для решения проблемы детской агрессивности необходимо проводить такие мероприятия как совместные классные собрания, разнообразные классные часы, разнообразные конкурсные программы, тематические вечера и т.д., направленные на улучшение отношений между детьми и взрослыми и организующими общение между детьми и родителями. А так же организовать досуг ребенка так, чтобы он не испытывал одиночества или дискомфорта в семейном кругу.
2.3 Выводы и предложения
Итак, решение проблемы негативного влияния средств массовой коммуникации на поведение подростка является сложным и комплексным.
Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром.
Одним из ведущих способов для детей и подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе, заключается в том, чтобы попробовать различные виды деятельности в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения.
Для того, чтобы исследовать подробнее и детальнее механизмы влияния СМИ на детей и подростков было проведено тестирование, результаты которого мы проанализировали. Профилактическая и коррекционная работа с подростками, а особенно с детьми младшего школьного возраста поможет нам если не решить, то смягчить угрожающую проблему влияния СМИ на девиантное поведение и на сознание.
Для этого проведены родительские собрания, которые помогли родителям получить рекомендации и некоторые правила по устранению негативного влияния телевидения и агрессивности детей по отношению к взрослым, своим одноклассникам, друзьям и к природе.
Совместные родительские и детские собрания дали свои положительные результаты. Совместная деятельность благотворно влияет на отношения между детьми и их родителями. Происходит общение, которого так не хватает в домашних условиях детям, недостаток которого дети и подростки восполняют с помощью средств массовой информации, все более отдаляющих детей от их родителей. Поэтому и возникает непонимание, ссоры, рождается враждебность, агрессия.
Только совместная деятельность и комплексный подход поможет нам решить проблему профилактики девиантного поведения подростков.
Работа должна вестись систематически через работу классных часов и с подключением специалистов: медиков, психологов.
Заключение
В последнее время одним из главных внешних факторов, влияющих не только на поведение, но и на сознание, вариативность восприятия, чувства и переживания, формирующих личность человека и направляющих его жизнедеятельность, стали технологии воздействия. Их умелое использование может способствовать как позитивным, так и негативными целями.
Что важнее - манипулирования общественным сознанием или его цивилизованное, нравственное развитие? Это дилемма не только для руководства страны, но и для всего общества. Воспитывать «серость» или интеллектуальную элиту, а может просто достаточно образованных, просвещённых людей - эти вопросы не могут не волновать нас на пороге нового тысячелетия.
Глобализация средств mass-media, распространение Internet и других информационных сетей позволяет их пользователям напрямую общаться между собой (развиваются коммуникативные возможности), а также задействовать сети для получения разнообразных знаний (когнитивная функция), релаксации (отдых и развлечения), трансляции, взаимообмена и поиска как новой информации, так и других пользователей.
В нашей стране повсеместное развитие подобных сетей - дело будущего.
Пока они существуют локально, главным образом в столицах и крупных мегаполисах. Поэтому основным средством воздействия среди других электронных средств массовой информации еще долгое время будет оставаться телевидение.
Особое влияние оно имеет на молодежное сознание. Рассмотрим запросы и потребности молодежной аудитории, которые были выявлены в опросах и анкетированиях. Лидирующее место по популярности занимают художественные фильмы, следом - молодежные и музыкальные программы, далее игры, программы для широкого круга зрителей (различные ток-шоу, информационные и просветительские передачи). Отдельно можно сказать о воздействии рекламы на молодежное сознание. Подросткам нравится «агрессивная», т.е. заставляющая покупать товар реклама сникерсов, стиморола и «побудительная реклама», убеждающая сделать правильный выбор - «жвачек Ригли», колготок «Леванте» и т.д. Реклама отдыха и путешествий, а также дорогостоящих крупногабаритных товаров или недвижимости популярна далеко не у всех. Это объясняется часто встречающейся финансовой несамостоятельностью молодых людей, так и возможностями неудовлетворения возникающих потребностей. Раздражающим фактом является вторжение рекламы в фильмы и другие телепередачи, не только разрушающее целостность их восприятия, но и отрицательно воздействующее на нервную систему зрителей. Однако исторические ролики банка «Империал» и «оживающие картинки» русских художников в эфире ВГТРК вызывают у молодых людей только положительные эмоции. Следовательно, можно найти удачный компромисс между бизнесом и популяризацией национальной истории и культуры. Необходимо не только развлекать молодежь, но и обсуждать с ней откровенно, серьезно волнующие ее проблемы; просвещать, а не только угождать. Тогда изменится и отношение самой молодежи к телепрограммам.
В настоящее время молодежное вещание характеризуется отсутствием единой культурной политики, неадекватностью оценок. Нет взаимопонимания между производителем и слушателем, смешиваются различные системы ценностей.
В каждой стране существуют свои национально-культурные образовательные традиции. Остановим наше внимание на таком отечественном историческом наследии, как авторитарность в образовании. Часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к газетному тексту, к учебнику, телепередаче или другому СМИ? Предлагается ли ребенку попытаться уловить и «вскрыть» смысл того или иного информационного сообщения, понять «кому это выгодно»? Этот аспект проблемы требует весьма существенного внимания со стороны школы с учетом того, что влиять на СМИ школа практически не может.
Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ все более и более обостряется. Аспект этой проблемы, обозначенный как «Школа и СМИ», мы предлагаем решить с помощью медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами и призванного выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве. У современного человека необходимо с детства вырабатывать навыки восприятия информации, умения конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности.
Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Важные для достижения медиаобразовательных целей действия - это включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний и использование школьных знаний при восприятии в критическом осмыслении продуктов СМИ. В процессе медиаобразования формируются следующие умения: интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за против каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычислять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и др.
Поиску новых подходов и направлений в молодежной и культурной программной политике телевидения могли бы способствовать психологи. Их привлечение к созданию телепрограмм помогло бы наладить контакт со зрительской аудиторией и вызвать у нее в итоге ответный интерес.
Подводя итоги нельзя не обратить внимание не актуальность и значимость проблемы, раскрытой в курсовой работе. Мы рассмотрели историю возникновения СМИ, методику их работы, подобрали и провели серию диагностических методик по изучению влияния СМИ на девиантное поведение подростков. Так же были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по проблеме снижения негативного влияния средств массовой коммуникации.
Библиография
Андреева Г. М. Социальная психология. -М., 1988.
Батыгин Г. С. Стереотипы поведения; распознавание и интерпретация. -М., 1990.
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. -М., «Социальное здоровье России», 1993.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Красноярск, Библиотека психологии и психотерапии, 1994.
Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. -М., 1990.
Гилинский Я. И., Афанасьев В. Ф. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., С. -Петербургский филиал института социологии РАН, 1993.
Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 1-11 кл. «Вербум-М», М., 2001
Зазнобина Л. С. Школа и СМИ. //Педагогика, №5, 1999.
Зазыкин В. Психология в рекламе. -М.: Дата Стром, 1990.
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27. 12. 91 №2124 1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 №6- ФЗ, от 06.06.95 №87- ФЗ, от 19.07.95 №114- ФЗ).
Кле М. Психология подростка. -М., 1991.
Кондратьев Д. Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги. // Педагогика, №4, 1998.
Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. - М., 1983.
Лайне Матти. Криминология и социология отклоняющегося поведения. Хельсинки. 1984.
Майерс Д. Социальная психология. - Спб.: Питер, 2003. - 752 с.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М. 1994.
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
Пирожков В. Ф. Психология подростковой преступности. Криминальная психология. М., 1998.
Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М.: «Семья и школа», 2000. - 256 стр.
Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 1988. № 6.
Фридман Л. М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Издательство Института Психиатрии, 2003. - 480 стр.
Цилуйко М. В. Влияние СМИ на формирование противоправного поведения подростков.
Черников В. СМИ: обучение человека и социума. // Народное образование, №1, 2002.
Шерковин Ю. А. Психология проблемы массовых информационных процессов. -М., 1973.
Шнайдер Г. Преступность и средства массовой информации. «Советское государство и право», 1990, №7. С. 119-123.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М., 1987.
Приложение 1.
Рисунок 1. Рейтинг среди основных видов СМК.
Рисунок 2. Рейтинг среди телепередач.
Приложение 2
Тест «Телевидение - ваш друг или враг?»
(Ф.И.О.____________________________ возраст__________ пол- м / ж)
Ответьте Да или Нет
Вы изучаете программу телевидения в газетах
и выбираете передачи, которые вам интересны. ______/_____
Каждую неделю вы смотрите передачи, которые
считаются образовательными или просветительскими. ______/_____
В основном вы смотрите какую-либо определенную
передачу (например вестерны, детективы, эстрадные
шоу, сериалы). _____/_____
Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть
телевизор. ______/____
Вы совмещаете телевидение с другими видами умствен-
ной деятельности, такими как учеба, чтение или напи-
сание письма. ______/____
6. Вы предпочитаете ходить туда, где есть телевизор. ______/____
В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую
передачу выбрать и сколько времени проводить у
телевизора. ______/____
Когда к вам в гости приходят друзья, вы выключаете
телевизор, если только они не выразили интереса к
какой-либо передаче. _____/_____
Телевизор во время еды - это замечательный способ
заставить детей вести себя тихо и хорошо. _____/______
Вы стремитесь купить последнюю модель телевизора,
даже если это вам не по карману. _____/______
Никого не должно касаться, как громко у вас включен
телевизор. _____/______
12.Телевидение заменило много других увлечений и спо-
собов отдыха, от которых люди получали удовольствие
в детстве. _____/______
13. Иногда вы сомневаетесь в некоторых фактах или
утверждениях, услышанных по телевидению. _____/______
14. Когда никто другой не смотрит телевизор, вы часто,
90 - 130: Телевидение - ваш друг. Вы пользуетесь им для образования и отдыха. По всей вероятности, вы также много читаете, у вас есть любимое дело, немало друзей, и вы любите свою семью.
20 - 85: Возможно, телевидение для вас ни враг, ни друг, просто привычка. Поразмыслив над теми «0-вопросами», которые еще требуют вашего ответ, вы, возможно, захотите посмотреть какие-нибудь образовательные передачи. Воспользуйтесь телевизором, чтобы принять мудрое решение.
0 - 15: У вас есть враг в лице этого одноглазого монстра. Более того он управляет вами!
№ вопроса
Юноши
Девушки
Количество ответов «да»
Количество ответов «нет»
Количество ответов «да»
Количество ответов «нет»
1
4
1
5
-
2
1
4
1
4
3
4
1
5
-
4
1
4
1
4
5
1
4
4
1
6
1
4
-
5
7
3
2
1
4
8
3
2
5
-
9
4
1
3
2
10
-
5
1
4
11
4
1
2
3
12
3
2
1
4
13
5
-
5
-
14
1
4
-
5
Итого:
35
35
34
36
Таблица 1. Соотношение положительных и отрицательных ответов юношей и девушек на вопросы теста «Телевидение - Ваш друг или враг?»
Приложение 3
Собрание на тему « Телевизор в жизни семьи ».
Задачи собрания.
Обратить внимание на достоинства и недостатки общения подростка с телевизором.
Определить наименования и количество передач для просмотра подростками.
Вопросы для обсуждения:
Статистика о роли телевидения в жизни подростка.
Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии.
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода.
Какие телепередачи на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?
Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение с телевизором. Назовите возможные варианты.
План организации собрания.
Вариант вступительного слова учителя.
Телевизор в жизни подростка - это хорошо или плохо?
Сколько и что должны смотреть дети. Нужно ли включать телевизор, если мы считаем, что передача не будет интересна.
Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:
- две трети наших детей в возрасте от 12 до 14 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач составляет в среднем более 2-х часов;
50% смотрят телепередачи подряд, без всякого выбора и исключений;
25% детей в возрасте до 12 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
38% ребят в возрасте от 12 до 14 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.
Но возможно вы подумаете, что эта статистика не относится к вам- подросткам? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведённого приблизительно по следующим вопросам:
Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Ты смотришь телевизор один или с семьёй?
Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
4. Если ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
Педагог проводит данные анализы ответов детей на предложенные вопросы.
Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, ребята, как правило, задают вопросы - что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничиться определёнными программами. Что даёт нам телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для подростков, нечто положительное?
Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.
Мнение учащихся 12-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора даёт возможность:
расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
Экскурсия по выставке учеников, подготовленной к собранию. К данному родительскому собранию учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.
Правила борьбы с телеманией:
Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последнюю неделю.
Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых телепередач и мнение взрослых по поводу детских.
Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка.
Необходимо помнить о том, что подросток, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие.
Необходимо исключить их из просмотра.
Домашнее задание.
Обратить внимание, сколько времени вы проводите у телевизора?
Возникают ли вопросы после просмотра передач, которые хотели бы обсудить со взрослыми?
Какие передачи предпочитаете?
В какой передаче хотел бы сам принять участие?
Как сделать, чтобы не слышать от родителей: «Опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался? Опять у телевизора сидел?» и т.д.
В родительский дневник:
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследования не могут чётко определить, где правда, а где ложь.
Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
Приложение 4
Родительское собрание на тему «Детская агрессивность».
Цель собрания: определить роль семьи в проявлении детской агрессивности, выявление методов по преодолению проблемы детской агрессивности.
Задачи собрания: провести анализ проблемы агрессивности, проведение работы по проблеме преодоления детской агрессивности, дать методические рекомендации родителям по преодолению проблемы детской агрессивности.
Форма проведения: круглый стол.
“Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применение своей
способности любить, он не способен
ненавидеть,
проявлять агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется
Как бегством от собственной душевной
боли…”
Эрих Фромм
Вопросы для обсуждения
1.Анализ проблемы агрессивности.
2.Роль семьи в проявлении детской агрессивонсти.
3.Поощрение, наказание в семье.
4.Законы преодоления детской агрессивности.
5.Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Вариант выступления классного руководителя
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Эта тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в о обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённых целей. Она очень часто выражается у младших детей
(я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества. Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность. Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускают оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для этого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что оно иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам.
Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра;
Что тебе в них нравится;
Советуют ли тебе родители при выборе телепередач;
Какие передачи привлекают твоих родителей;
Какие передачи вы смотрите всей семьёй;
Номера вопросов
1
2
3
4
5
Мальчики
Девочки
Папы
Мамы
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения:
сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту
линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это
другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности,
озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения. Нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жесткое;
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса
(аналитическая справка)
Если тебя наказывают, то как…
Если тебя поощряют, то как…
Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.