бесплатные рефераты

Влияние религиозных сект на психику человека

Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.

Молодые люди, чьи родители оказывают постоянное психологическое давление и не способны ответить эмоциональной поддержкой в его проблемах ищут контакт со «слушающими и понимающими людьми», способными дать ориентир в жизни. Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь - быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к «великой идее» за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.

4. Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию

Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты оберегающей его от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности. Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация, в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны. 6.

М.Т. Сингер и Р.Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:

1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение;

2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в том, что с ними делают;

3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные.

4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения - удобного группе;

5. Подавление прежнего социального поведения и, за счёт манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки);

Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы). 6.

Контроль над временем может сформировать так называемую «вынужденную беспомощность», характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный - человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым. Тотальный контроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивного фильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности, которые наиболее значимы для принявшей их группы.

Медленно, поступенчато секта стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цель секты - сформировать зависимый тип личности. 6. Человеку приходится делать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестёр и братьев». Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по другому, а всем явлениям жизни предписывается новый «культовый» смысл.

Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции. 6.

К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление. Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых при внушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постоянной готовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т.п.), как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов.

Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Заражение представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется в некоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности.

В деструктивных культах как способ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация. Известно, каким влиянием на человека обладает незадействование какой-либо анализаторной системы. «Отключение» каналов восприятия может привести к дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям, трансоподобным состояниям. Сенсорная депривация активизирует один из видов психологической защиты - регрессию, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица. Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере, проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве, разделённым на две группы: «посвящённых» и «нечистых». На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или-или». Одновременно происходит активная выработка иммунитета против иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации. Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора и спонтанности.

Изоляция от внешних источников информации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкое торможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т.п.). В секте данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются, как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира (третий глаз) и т.п.

Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых форм поведения.

Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе. [7].

В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных. 7.

Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т.п., программирующих на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение - совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм. 33.

С помощью такого психологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: «Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо». Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями. 33.

Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам секты и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь - измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации.

С.С. Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что «принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний». Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).

При постановке судебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего от деятельности секты все эти состояния должны оцениваться как следствия причиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтная психотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развития невротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрыто протекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи. когда лицо, порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных в секте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью.

Проблемы жертв культового контроля сознания:

1. Крайнее нарушение идентичности, диссоциирующие состояния - «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), «плавание» описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще «кадетами пространства» («Space Cadei») из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. «Плавание» может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации.

2. Приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Один психиатр пришел к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, который в свою очередь приводил к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» - отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований. Дворкин, 1996, с. 125-128;

3. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы).

проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.

Cуществуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.33. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. 14. Так, амер. психологи, обследовав большую группу экс-культистов, нашли у 52% из них синдром «плавания» (floating), ночные кошмары - 40%, амнезию (расстройство памяти) - 21%, галлюцинации и мании - 14%, неспособность сломать «навязчивые умственные ритмы» монотонного пения. ритуально навязанного в секте, - 35%, вспышки ярости - 14% и тенденции к самоубийству или саморазрушению - 21%. Согласно 88% экс-культистов рассматривали свои группы как вредные (37%) или очень вредные (51%).

Практическая часть

Профилактика попадания людей в тоталитарные секты - это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления. Только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать трагедии. Намного легче человека предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести его из сектантского влияния.

Основной деятельностью исследований является сбор, анализ и предоставление информации об опасности деструктивного сектантства.

Ключ к защите от деструктивной секты: не бояться задавать вопросы.

Вопросы вербовщику для распознавания того, является ли он членом секты [25]

(Общие вопросы)

? Пытаетесь ли вы привлечь меня в церковь?

? Можете ли вы назвать мне другие организации, связанные с этой церковью?

? Кто стоит во главе церкви? Каково его прошлое? Какое у него образование? Нет ли у него судимости?

? Во что вы верите? Верите ли, что цель оправдывает средства? Допустим ли обман в каких-то обстоятельствах?

? Что должны делать члены церкви, после того, как они вступают в нее? Должна ли я буду бросить работу или учебу, пожертвовать в пользу церкви собственность и накопления, прекратить отношения с семьей и друзьями, которым может не понравится мое членство в церкви?

? Существует ли в обществе неоднозначные оценки вашей церкви? Если люди критикуют вашу церковь, каковы их основные претензии?

Как вы относитесь к бывшим членам церкви? Пытались ли вы когда-либо обсудить с ними, почему они вышли из церкви? Если нет, то почему? Запрещает ли ваша церковь общение с бывшими членами?

? Какие три вещи вам не нравятся больше всего в вашей церкви и ее лидере?

На основе этих вопросов и достаточно весомом объёме изученной мной информации я составила свой список вопросов, которые впоследствии задала старейшине:

1. Почему миссионеры ходят парами?

2. На каком основании лидер церкви считает себя пророком?

3. Почему миссионеры обязаны сообщать лидеру зоны об их нахождении дома?

4. Каковы дисциплинарные меры наказания?

5. Что такое свидетельства и с какой целью они проводятся?

6. На каком основании вы считаете что именно ваша церковь истинная?

7. Почему именно эта церковь, а не какая-нибудь другая?

8. Допустим ли обман в каких-либо обстоятельствах?

9 Должен ли член церкви прекратить общение с тем, кто негативно отзывается о его религии и церкви? Каково отношение к бывшим членам церкви?

10. Почему нельзя читать газеты, смотреть телевизор?

Вопросы, сбивающие с толку адептов секты.

На каком основании вы так считаете?

Есть ли историческое подтверждение фактов?

С какой целью это делается?

Почему вы верите именно в это, а не в другое?

Почему именно так, а не иначе?

Итак, с помощью приведённых выше вопросов, мной был проведён эксперимент на базе секты мормонов («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»)

Дополнительно адептами секты мне был продемонстрирован фильм о появлении их религии.

В ходе проведения данного эксперимента передо мной встало несколько спорных вопросов.

Цель эксперимента: подтвердить либо опровергнуть выдвинутую мной гипотезу.

Задачи эксперимента:

1. вызвать интерес у адептов секты, дабы они проявили желание завербовать меня в свои ряды.

2. при попытках вербовки задать вышеприведённые вопросы.

3. выяснить, какие методы используют сектанты для вербовки новых членов секты.

4. оценить всю опасность влияния на психику жертвы.

5. выработать методы защиты от влияния сектантов.

6. оценить последствия привязанности к секте

7. проанализировать последующие результаты и сделать соответствующие выводы, тем самым подтвердив либо опровергнув гипотезу.

Подробный ход эксперимента:

1-й день.

Связалась с членом «Церкви» по телефону. Попросила провести беседу со мной об их учении, ссылаясь на то, что меня заинтересовало учение, и я хочу посетить «церковь». Назначила встречу. Время и место не уточнила, сославшись на занятость, дабы привлечь внимание, вызвав интерес.

2-й день

С утра до вечера занималась поиском и анализом информации о данной секте. Вечером перезвонила старейшине, чтобы уточнить время и место встречи. Опять же таки сославшись на занятость, быстро закончила разговор.

3-й день

Встретилась со старейшиной. Пришла раньше, но он уже ждал меня на месте. Поинтересовалась, это он пришёл раньше или мои часы сбились? В ответ услышала такую фразу: «- Очень хорошо, что вы пришли раньше, это говорит о вашей вере и желании узнать больше об Отце нашем».

Подошли к «церкви».

«Церковь» находится по адресу ул. Жуковского д 13. По виду - свежепостроенное двухэтажное офисное здание, предназначенное скорее всего для фирм, нежели для церкви.

Вид здания меня слегка смутил и насторожил. Из этого вытек вопрос: «Почему вы называете офисное здание церковью?»

Ответа не последовало.

Далее я спросила: «а почему вы не ходите молиться в храм?»

Ответ: «неважно, где ты молишься, наш небесный отец услышит тебя, где бы ты не находилась»

Зашли в здание.

Там несколько узких коридоров, в стороны от которых идут большие и маленькие комнаты. Есть также комната для маленьких детей, оборудованная детской кроваткой, двумя детскими столами, несколькими стульями, фломастерами и игрушками. В промежутках коридоров два зала с расставленными рядами стульями. На каждом лежит книга мормона. В одном из залов стоит телевизор и двд-плеер.

Прошли в этот зал.

Там меня ждали две девушки-американки примерно моего возраста. Они вежливо улыбались, хотя вели себя неуверенно. Старейшина представил нас друг другу, предложил присесть.

Одна из девушек спросила, верующая ли я. Я ответила, что да. Она улыбнулась. Сказала, что они хотят показать мне фильм о том, как зародилась их религия, но сначала по их правилам следовало помолиться и поблагодарить нашего Отца за то, что он привёл меня туда и т.д.

Старейшина предложил это сделать мне, но я отказалась, сославшись на незнание и неопытность. Тогда девушка сказала: «хорошо, мы покажем как надо. Дорогой наш небесный Отец, спасибо, что ты любишь нас и за то, что ты привёл Ирину к нам, мы знаем, как ты нас любишь, и мы любим тебя. Аминь».

Затем включили фильм.

Он длился 25 минут. Начало было затянутым. Смысл был в том, что в 1820 г. В Америке бушевали религиозные волнения и каждая из множества церквей утверждала, что даёт людям истину, призывая примкнуть к ней. Некий Джозеф Смит задумываясь о том, какая же из церквей истинная, пошёл в лес спросить у Бога об этом. Там ему было ведение двух лиц. Ему сказали, что якобы он будет нести людям слово Божие. Через три года ему было видение ангела, которого звали Мороний (в переводе с английского «дебил», «идиот»). Он показал место, где спрятана золотая книга, которую он должен был перевести. Он перевёл. Потом эта книга куда-то подозрительно исчезла. Так на свет появилась книга Мормона. Новое свидетельствование об Иисусе Христе.

4-й день

Всё утро изучала литературу, которую мне дали в «Церкви».

Первая брошюра называется «План спасения».

На обложке изображён Иисус, почему-то очень похожий на американца.

«План спасения - это план Бога, задуманный им для счастья его детей. Он опирается на Искупление Иисуса Христа. Последовав учениям Иисуса Христа вы обретёте прочный мир и вечную радость после смерти».

(Тут делается акцент на радость, в последующих частях брошюры этот акцент встречается всё чаще.)

На кого это действует: на людей, находящихся в состоянии фрустрации и депрессии, которым не хватает радости и счастья в жизни. Поэтому они будут к этому неосознанно стремиться.

«В вашей предземной жизни вы узнали, что только решение следовать плану Бога может принести вам мир и удовлетворение в этой жизни и в вечности» (вот непонятно, с чего они это всё взяли? И кто написал этот план? И откуда они знают, что это план именно Бога, а не кого-нибудь ещё?)

Ваш небесный Отец любит вас, и поэтому Он дал вам свободу воли, или возможность выбора. Он позволяет вам сделать верный выбор - последовать за его планом и господом Иисусом Христом (по-моему, тут и без меня понятно, что выбора как раз и не остаётся, он уже предопределён тем, кто написал брошюру).

«В предземной жизни вы приняли решение веровать в Иисуса Христа и следовать Божьему плану (с чего они это взяли и где доказательства этому - непонятно).

«Вы сможете обрести мир и вернуться в вашему Небесному Отцу после этой жизни только в том случае, если будете всегда принимать верные решения».

«Когда вы делаете неправильный выбор и грешите, вы в некоторой степени отделяете себя от Бога». (Тут идёт давление на чувство страха и вины. При таком давлении легче управлять волей человека (НЛП).

«Вы не можете самостоятельно преодолеть грех и его влияние»

«Иисус Христос поможет вам в ваших испытаниях и освободит от чувства вины и стыда, которое порождают ваши грехи».

«Те, кто не пожелает следовать за Иисусом Христом и не покается, будут несчастны» (а как же свобода воли и свобода выбора? Вот тут-то она и заканчивается).

(Опять же таки идёт давление на чувство страха и чувство вины - основные чувства, управляя которыми, можно подчинить себе волю человека(НЛП)).

«После суда вы получите ту или иную степень славы. Поскольку дела и желания у всех разные, на небе есть разные царства, или степени славы» (на каком же основании сделан этот вывод? Скорее всего, это умозаключение автора, которое ничем подтвердить невозможно, а следовательно оно не имеет оснований)

«Осознав, что Бог - наш Отец, что Он любит вас и что Он сделал возможным для вас обрести на земле знания и опыт и после этой жизни стать подобными Ему, вы поймёте, какое огромное значение имеют решения, которые вы принимаете во время земной жизни. Вы поймёте, что должны следовать за Иисусом Христом, чтобы получить полноту благословений плана нашего Небесного Отца» (вследствие этих слов у человека возникает желание уподобиться богу, получить полноту благословений плана Божьего. И человек уже не задумывается о том, откуда же на самом деле взялся этот план, кем он написан, с какой целью… Личность, находящаяся в состоянии грусти, горя, опустошённости, отчаяния, страха, депрессии, нуждающаяся в поддержке со стороны окружающих, страдающая от отсутствия друзей и родственных душ уже на крючке. Ну куда же теперь без мормонов? Ведь только они знают как спастись.) Далее следует тому подтверждение: «Ещё больше знаний о плане спасения появилось благодаря восстановлению Евангелие Иисуса Христа через пророка Джозефа Смита.» (доказательств истинности его дара нет).

«Святой Дух подтверждает истину через чувства, мысли и впечатления. Чувства, приходящие от Святого Духа, сильные, но в то же время они обычно негромкие, и к ним надо прислушаться». (Сильные, но негромкие… довольно-таки странное словосочетание).

«После этого вам потребуется решить, будете ли вы жить в гармонии с учениями Иисуса Христа, восстановленными через Джозефа Смита». (тут делается акцент не на библии или евангелии, а на книге мормона).

В конце брошюры даются рекомендации:

· Читайте книгу мормона

· Молитесь, чтобы узнать, истинно ли то, чему учат миссионеры

· Посещайте церковь

· Посетите сайт, чтобы больше узнать о плане Небесного Отца, придуманном Им для своих детей

· Продолжайте встречаться с миссионерами, чтобы больше узнать об истинах Божьих, восстановленных через современных пророков

Вывод по прочитанной брошюре:

Эта брошюра написана знающим нейролингвистическое программирование человеком. В ней используются приёмы НЛП. Эти приёмы дают возможность автору и миссионерам управлять сознанием и подсознанием жертвы, тем самым, склоняя её к определённым действиям, которые впоследствии могут повлиять на мировоззрение и душевное состояние человека, подвергшегося такому влиянию. Последствиями такого влияния могут быть отсутствие собственного мнения, состояние зомбирования, религиозный экстаз, состояние полного подчинения адептам секты, отключение от внешнего мира, отрицание всего, что идёт вразрез с постулатами «церкви», уход из семьи, жертвы материального имущества в пользу секты, называемые добровольным пожертвованием.

Вторая брошюрка называется «Приглашение».

В ней в основном приведена статистика:

«Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывает более 12 млн. прихожан в 165 странах мира.

Миссионеры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней - это около 60 тыс. представителей разных стран и культур, которые проповедуют Евангелие Иисуса Христа в 160 странах мира на более чем 50 языках.

В России первые члены Церкви были крещены более 100 лет назад.

Гуманитарное и общественное служение - одно из важных направлений деятельности церкви. Детские дома, больницы, социальные приюты являются постоянными адресами помощи Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Так же миссионеры дали мне журнал, выпускаемый внутри церкви, и брошюру, по содержанию идентичную показанному мне фильму.

Далее я попыталась сопоставить исторические факты. Информация находится в приложении 1

5-й день

Назначила встречу со старейшиной, чтобы задать ему несколько вопросов.

Далее привожу наш диалог:

Вопрос: Почему миссионеры ходят парами?

Ответ: это для безопасности, т.к. раньше миссионеры подвергались частым гонениям. Ещё миссионеры должны следить за тем, чтобы не было искушения со стороны других людей, чтобы укреплять веру друг друга, чтобы не допускать грехопадения.

(Т.е. мормоны обязаны следить друг за другом и доносить верховным лицам о даже малейших оплошностях. Насколько мне известно, в этой секте миссионеры живут парами (парень-парень или девушка-девушка, третий вариант исключён), их постоянная слежка друг за другом порой доходит до абсурда: они могут мыться вместе и.т.п. Таким образом, с помощью внушения верховными представителями церкви осуществляется тотальный контроль над действиями адептов.)

Вопрос: На каком основании лидер церкви считает себя пророком?

Ответ: точного ответа не последовало. Старейшина начал говорить о том, что президент избран богом и никто не имеет права в этом усомниться. Потом говорил ещё какую-то несуразицу о Джозафе Смите, что Бог избрал его и в этом никто не сомневается.

(Получается то, что пророки являются самопровозглашёнными и об этом очевидном факте никто не задумывается)

Вопрос: Почему миссионеры обязаны сообщать лидеру зоны об их нахождении дома?

Ответ: для их безопасности.

(Здесь опять же таки имеет место тотальный контроль, замаскированный под заботу о ближнем)

Вопрос: Каковы дисциплинарные меры наказания?

Ответ: самая высшая мера наказания - полное отлучение от церкви (т.е. изгнание), запрет на принятие причастия на определённый срок.

(Таким образом, человеком управляют с помощью чувства страха и вины, при таких обстоятельствах человек не сопротивляется и принимает всё сказанное без каких-либо сомнений)

Вопрос: Что такое свидетельства и с какой целью они проводятся?

Ответ: свидетельства проходят в 1-е воскресенье месяца, где все желающие могут подойти к микрофону и сказать свидетельство о церкви, о Боге и т.д.

(Таким образом, верховные служители «укрепляют веру» своих адептов. Хотя на самом деле они несут какую-то несуразицу, но реакция на неё поражает - это вызывает восторг со стороны тех, кто находится в зале. Иногда доходит до религиозного экстаза)

Вопрос: На каком основании вы считаете что именно ваша церковь истинная? Почему именно эта церковь, а не какая-нибудь другая?

Ответ: Об этом написано в книге Мормона. Бог сказал пророку Джозефу Смиту что эта церковь истинная.

(Получается, что никаких иных доказательств, кроме как свидетельства пророка, нет.)

Вопрос: Допустим ли обман в каких-либо обстоятельствах?

Ответ: Ложь - это большой грех. Она недопустима.

(Однако в секте имеет место утаивание и искажение информации, что нарушает закон о правах граждан на владение достоверной информацией)

Вопрос: Должен ли член церкви прекратить общение с тем, кто негативно отзывается о его религии и церкви? Каково отношение к бывшим членам церкви?

Ответ: да, т.к. неверующие могут пошатнуть веру и настроить на отступничество. Они считаются отступниками (к ним достаточно негативное отношение).

(Общение запрещается для того, чтобы удержать человека в секте, и аргументируется благими намерениями)

Вопрос: Почему нельзя читать газеты, смотреть телевизор?

Ответ: через средства массовой информации действует сатана. Он разрушает всё созданное Богом.

(Чем меньше поступает информации из внешнего мира, тем легче сектантам контролировать адептов)

Вывод

Вследствие проведённого мной эксперимента и наблюдений выяснилось, что секта мормонов является деструктивной религиозной организацией, влияние которой пагубно отражается на психическом и духовном здоровье тех, кто в неё попадает.

У этой секты специфическая структура - пирамидное, иерархически организованное устройство типа сетевого бизнеса.

В ней имеет место завуалированное рекрутирование, или, проще говоря, обман. О системе взглядов рассказывают только то, что хотят рассказать. Информация о каких-то, как декларируется, очень важных знаниях, минимальна у основания пирамиды и обладает всей полнотой на самой вершине. Доступ к ней увеличивается по мере увеличения контроля над сознанием члена культа. Во время вербовки человек не знает, к чему, собственно говоря, он присоединяется.

Организация мормонов более чем соответствует этим критериям. Сокрытию сущности учения от вербуемых служит само название организации: «Церковь Иисуса Христа». Как отмечают американские исследователи, мормоны «публично пытаются представить себя как одну из христианских церквей. Они хотят, чтобы их воспринимали именно так, что следует из неясного по смыслу первого символа веры: «Мы веруем в Бога, Вечного Отца и Его Сына, Иисуса Христа, и Святого Духа». Если изъять эти слова из контекста учения мормонов, то их можно расценить как утверждение, принимаемое большинством ортодоксальных христиан».

То, что в мормонских писаниях «Учение и завет», «Драгоценная жемчужина», «История церкви» (церковь мормонов), говорится об Иисусе Христе, для христиан является кощунством. Его рождение толкуется как естественный акт. Ему приписывается многоженство

Иерархия: президент, кворум 70-ти, которые, 12 апостолов. Именно эта верхушка управляет всей жизнью империи из 8 миллионов членов с ежегодным доходом в три миллиарда долларов.

Мормонская «Церковь Святых» является богатой американской корпорацией в США с доходом около 3 миллиардов долларов в год, не облагаемых налогами. Мормоны содержат «Генеалогическое Общество штата Юта», «Библиотеку Семейной Истории» и филиалы («Центры») «Библиотеки Семейной Истории» в США и других странах мира, которые в свою очередь приносят постоянный доход секте. Помимо этого, «Церковь Святых» получает «десятину» с доходов своих членов - мормонов.

Учение мормонов не только не имеет ничего общего с христианством (несмотря на использование мормонами христианской терминологии), но и отрицает все 20-вековое христианство в целом.

Большинство пунктов BITE_модели имеют место в мормонской секте.

Так же там происходит контроль поведения, информационный контроль, эмоциональный контроль, контроль мышления.

Таким образом, происходит разрушение подлинной личности человека и замены ее новой личностью. Погружая людей в жестко регулируемую, оказывающую сильное давление социальную среду, деструктивные культы добиваются контроля над поведением, мыслями и эмоциями своих членов, а также их доступом к информации. Они овладевают их умами, превращая человека в полностью управляемого и контролируемого зомби, который мало того, что не замечает контроля, так ещё и стремится к нему, а когда теряет его, впадает в депрессию.

В секте, доктрина рассматривается как абсолютная Истина, как единственное решение человеческих проблем

Секта навязывает религию, тем самым нарушая закон о свободе выбора и свободе вероисповедания.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза нашла своё подтверждение вследствие эксперимента.

Но хочу обратить внимание и на положительные моменты влияния религиозного культа.

Сектанты стараются вести праведный образ жизни, соблюдают заповеди, не сквернословят, не курят, не употребляют наркотики и алкоголь, говорят всегда вежливо, не отказывают в помощи.

Список используемой литературы

1. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. - СПб, 2002

2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления - М., 1971 г.

3. Бехтерев В.М. «Внушение и его роль в общественной жизни». - СПб: Питер, 2001

4. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс - Самара, 1998

5. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М., 1996 №6

6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - М., 1996 №5

7. Волков Е.Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. 2000. №1-2

8. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс

9. Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе. // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999

10. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993.№4

11. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996

12. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург. 1995

13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, «Питер» 2000

14. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. №1-2

15. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000

16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: «Алгоритм», 2000

17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск, 1999

18. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995

19. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действительности, МГТУ, 2001

20. Массовое сознание и массовые действия - М., 1994 г.

21. Морозов А.М. Психологическая война. Киев, 1996 год

22. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости, М., 2001

23. Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. - СПб: прайм-Еврознак, 2001

24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс

25. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога, 1999, №9

26. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. т. 2 №2 (4), 1994

27. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - Симферополь: Таврия, 1995

28. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998

29. Уфаев К. Психологическое давление, «Вечерний Петербург» 7 августа 1996

30. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа, М., 2000

31. Хрестоматия по психологии влияния. - СПб: «Питер», 1999

32. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы - М., 1999

33. Чалдини Р. Психология влияния, Питер 2000

34. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

35. Шейнов В. П Психология лидерства, влияния, власти. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2008

36. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: «Мысль», 1980

37. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн., 1992

38. Под ред. В.Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». - Иваново: 1982

39. Brown & Scheflin. The Interrelationship Between Factitious and Dissociative Disorders // Journal of Psychiatry & Law.

40. (Kenrick Douglas Т., Neuberg Steve L. & Cialdini Robert B. Social Psychology: Unraveling the Mystery. MA: Allyn and Bacon, 1999.)

41. (Deutsch Morton. Field Theory // International Encyclopedia of Social Sciences. NY: Macmillan Company and Free Press, 1968.)

42. (Festinger Leon, Rieken Henry W. & Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper & Row, 1956.)

43. Handler R. & Grinder J. Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. CA: Real People Press, 1981

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ